РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
УДК 338.2:004.9
ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
RAISING DIGITAL LITERACY OF POPULATION IN THE SARATOV REGION
Митяева Наталия Вячеславовна
Mityaeva Natalia Vyacheslavovna
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Саратов
Doctor of Economics, professor, head of the department of economic theory, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
Эффективность развития цифровой экономики и цифровых технологий в значительной степени зависит от готовности общества обучаться новым технологиям и использовать их в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Статья представляет собой проект региональной программы «Содействие повышению цифровой грамотности населения и развитию цифрового образования в Саратовской области». В программе обозначены главная и производная цели, комплекс задач, представлены возможные целевые показатели реализации программы, дана краткая характеристика ожидаемых результатов, обозначены этапы реализации программы, высказано предположение о рисках реализации программы.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровиза-ция, цифровая грамотность, диджитализация, цифровая трансформация экономики.
The article states that successful development of the digital economy and digital technologies largely depends on the readiness of society to acquire new technologies and use them in their professional activities and everyday life. The article presents a draft of the regional program "Promoting digital literacy of the population and development of digital education in the Saratov region". The program identifies the main goal, additional objectives and a set of tasks, presents possible target indicators of the implementation of the program, gives a brief description of the expected results, outlines the stages of the program implementation, and identifies risks of the program implementation.
Keywords: digital economy, digitalization, digital literacy, digital transformation of economy.
Цифровые преобразования - ключевой фактор мирового экономического роста. Первоначально под цифровизацией понимался
перевод аналоговой информации в цифровую; в последнее время под цифровизацией стали понимать общественные и экономические из-
менения, происходящие под воздействием информационных технологий и цифровой трансформации бизнес-моделей. По оценкам Глобального института McKinsey, в Китае до 22 % увеличения ВВП к 2025 г. может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, к 2025 г. может составить 1,6-2,2 трлн дол. США. Потенциальный экономический эффект от цифровизации увеличит ВВП к 2025 г. на 4,1-8,9 трлн руб., что составит от 19 до 34 % общего ожидаемого роста ВВП [2].
На фоне масштабных эффектов цифровизации появился термин «цифровая экономика». В узком смысле - это экономка больших данных, в широком - товары, возникающие в традиционных отраслях за счет внедрения информационных, цифровых технологий. Например, феномен «уберизации» транспортной, гостиничной, ресторанной индустрий.
В цифровой экономике принципиально меняется участие человека: один и тот же индивид может быть и поставщиком, и потребителем цифровых благ и услуг. Информация (кон -тент) реализуется в различных формах: персональные данные, мета-данные, коммерческая информация, электронные документы, платежная информация. Взаимодействие граждан в различном качестве и в различных средах максимизируется, а защита прав граждан невозможна без достаточного уровня их цифровой грамотности.
Грамотность как образовательный феномен всегда имела значение фактора развития и успеха. При этом следует иметь в виду, что если в индустриальной экономике под грамотностью мы понимали умение читать и писать, то в постиндустриальной экономике это понятие приобрело новые характеристики - мате-магическая, финансовая, бюджетная. Логично, что в цифровой экономике возникает потребность в цифровой грамотности. В узком смысле под цифровой грамотностью можно понимать навыки работы с компьютером и информацией; в широком смысле - это совокупность знаний, навыков и умений, позволяющих работнику эффективно решать задачи в цифровой среде.
Согласно подходу, предложенному в рамках Саммита G20, составляющими цифровой грамотности являются:
- информационная грамотность: знания о роли и степени влияния информации на жизнь
человека, навыки поиска информации в различных ресурсах, понимание пользы и вреда информации. 45 % россиян задумываются о выгодах и угрозах информации, полученной в интернете;
- компьютерная грамотность: понимание технических составляющих компьютера и принципов их взаимодействия, легкость в использовании цифровых устройств вне зависимости от платформы/интерфейса. Для 78 % россиян работа на компьютере - повседневный процесс;
- медиаграмотность: признание многообразия источников информации, форм и каналов ее распространения, умение искать новости в разных источниках, убедиться в их полноте и достоверности, критичное отношение к информационным сообщениям и новостям. 72 % россиян признают, что информация, изложенная СМИ может быть недостоверна или заведомо искажена;
- коммуникативная грамотность: признание отличий цифровых коммуникаций от живого общения, умение использовать современные средства коммуникации (социальные сети, мессенджеры), осознание наличия особой этики и норм общения в цифровой среде. 42 % россиян не анализируют позицию оппонента по интернет-общению;
- отношение к технологическим инновациям: понимание технологических трендов, готовность работать с новыми технологиями (приложениями, гаджетами), понимание пользы технологических инноваций как для развития общества, так и для индивида. 36 % россиян отслеживают появление новинок в сфере технологий и коммуникаций [1].
Согласно подходу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в условиях цифровой экономики управление информационной (цифровой) безопасностью и рисками в области защиты тайны личной жизни необходимы для экономического и социального процветания [4].
Увеличение доли цифровой экономики, переход в нее целых отраслей с их сотрудниками, появление новых «цифровых пользователей» должны сопровождаться повышением цифровой грамотности. Специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО определяет цифровую грамотность (digital literacy) как набор базовых навыков, которые требуются для работы с
ШшшяШ
цифровыми медиа, с поиском и обработкой информации.
В рамках подхода, предложенного по итогам работы Саммита G20, в структуре цифровой грамотности предлагается выделять следующие элементы:
- работа с информацией, так называемым цифровым контентом, то есть умение создавать, находить информацию, результативно работать с ней, комбинировать, анализировать;
- работа с компьютером как инструментом -понимание, как технически совершать операции, знание устройства компьютера и программного обеспечения;
- работа с медиа-материалом - способность оценивать медиа, ориентироваться в медиа-среде, создавать медиа-контент;
- коммуникация - навыки общения в цифровой среде, в социальных сетях;
- отношение и установки к технологическим инновациям - использование в жизни разных технологий, инструментов для работы в цифровом пространстве (гаджеты, приложения) [3].
Каждый из пяти элементов предлагается рассматривать в трех аспектах: когнитивный (знания), технический (навыки), этический (установки).
Когнитивный аспект характеризует способности человека оценивать, создавать, критически подходить к работе с информацией, компьютером, медиа, взаимодействие (коммуни-цирование) с другими пользователями, отношение к технологиям.
Технический аспект отражает практическое умение найти нужную информацию и нужный медиа-материал, понимание принципов работы цифровых устройств и новых технологий.
Этический аспект предлагает необходимость выработки специфических этических норм поведения в социальных сетях, обязательность проверки информации и её источников.
Цель программы «Содействие повышению цифровой грамотности населения и развитию цифрового образования в Саратовской области» заключается в повышении уровня цифровой грамотности населения области посредством цифрового просвещения и образования, производной целью может выступать повышение эффективности защиты интересов жителей области как потребителей цифровых благ и услуг.
Задачи программы могут быть сформулированы следующим образом:
• создание кадрового потенциала в сфере повышения цифровой грамотности на региональном уровне;
• развитие образовательных программ и проведение информационных кампаний по повышению цифровой грамотности населения области;
• проведение комплексной масштабной оценки и мониторинга уровня цифровой грамотности и цифрового поведения населения области;
• содействие созданию механизма защиты прав потребителей цифровых благ и услуг.
В качестве целевых показателей могут быть заявлены:
• доля представителей целевых групп, понимающих содержание феномена «Цифровая экономика» и использующих цифровые продукты и услуги в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни;
• доля представителей целевых групп, понимающих соотношение «риск - удобство - выгода» при использовании цифровых благ и услуг;
• доля действительных и потенциальных потребителей цифровых благ и услуг;
• доля представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и правового характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны поставщиков и производителей цифровых благ и услуг;
• доля населения области, охваченного мероприятиями по повышению уровня цифровой грамотности с 16 % в 2019 г. до 45 % в 2021 г..
Ожидаемые результаты могут выглядеть следующим образом:
• создание информационно-консультационных центров, оказывающих услуги в области повышения цифровой грамотности населения;
• выпуск ежегодных информационных материалов по повышению цифровой грамотности населения области;
• проведение публичных мероприятий (выставок, семинаров, круглых столов, конференций) по вопросам просвещения в области цифровой экономики;
• подготовка педагогов, реализующих программы повышения цифровой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов;
• подготовка тьюторов и консультантов в сфере цифровой грамотности из числа сотрудников многофункциональных центров, орга-
нов социальной защиты, администраций муниципальных образований, центров занятости, пенсионного фонда;
• охват взрослого населения консультационной поддержкой и мероприятиями по вопросам цифровой грамотности и защиты прав потребителей цифровых благ и услуг;
• охват обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, детских домов и интернатов мероприятиями по повышению цифровой грамотности;
• охват студентов образовательных организаций высшего образования мероприятиями по повышению цифровой грамотности.
Этапы реализации программы:
1) подготовительный, предполагается подготовка и принятие основной документации по реализации программы;
2) институциональный:
- создание постоянно действующей системы цифровой грамотности и цифрового просвещения в области;
- подготовка преподавателей, консультантов и экспертов;
- содействие включению в образовательный процесс разработанных программ, методик, подходов;
- организация последующего регулярного обучения и консультирования;
3) распространение опыта:
- широкое внедрение результатов по области.
Характеристика основных мероприятий
программы
1. Мониторинг и оценка уровня цифровой грамотности и защиты прав потребителей цифровых благ и услуг:
- создание рабочей группы и координационного блока для обеспечения управления, координации и контроля работ по подготовке и реализации программы;
- обеспечение консультационной поддержки реализации программы;
- проведение независимой оценки эффективности реализации программы;
- содействие в проведении на территории области мероприятий по мониторингу и оценке уровня цифровой грамотности и защиты прав потребителей цифровых благ и услуг.
2. Создание потенциала в области повышения цифровой грамотности:
- отбор и формирование групп студентов вузов города для участия в тьюторском движении по цифровой грамотности;
- разработка концепции, регламентов и организация деятельности регионального центра по цифровой грамотности, создание региональной сети информационно-консультационных центров;
- повышение квалификации и методическая поддержка педагогов, реализующих программы повышения цифровой грамотности;
- подготовка тьюторов и консультантов в сфере цифровой грамотности.
Созданный институциональный потенциал будет служить накоплению, генерации и распространению знаний и информации по вопросам цифровой грамотности.
3. Разработка и реализация образовательных программ и информационных компаний по повышению цифровой грамотности:
- разработка и издание информационно-аналитических материалов;
- создание интернет-ресурса и поддержка тематических разделов;
- разработка и выпуск аудио- и видеоматериалов;
- подготовка, макетирование и выпуск информационных материалов;
- организация и проведение соревнований, турниров, конкурсов;
- организация выездных встреч;
- проведение занятий с представителями целевых групп.
4. Защита прав потребителей цифровых благ и услуг:
- организация и проведение круглых столов по вопросам защиты прав потребителей цифровых благ и услуг.
Следует отметить, что несмотря на объективные предпосылки для разработки и начала реализации региональной программы по повышению цифровой грамотности, нельзя исключать риски реализации программы. В первом приближении можно спрогнозировать возникновение следующих рисков:
1) финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий;
2) организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, отставание от сроков реализации мероприятий;
3) нормативно-правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия программы.
ШшшяШ
4) социальные риски могут быть связаны с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых результатов, с ошибками в реализации мероприятий, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия.
Таким образом, как и «обычная», цифровая грамотность является важным фактором достижения жизненных целей, повышения качества и уровня жизни населения. В ближайшем будущем надлежащее измерение цифровой
грамотности и корректировка принимаемых мер поддержки и программ ведут к повышению производительности, укреплению конкурентоспособности как отдельных граждан, так и бизнеса, и в конечном итоге к росту национальных экономик. Раскрытие прикладного значения цифровой грамотности, выявление ее составляющих, измерение цифровой грамотности позволит более точно выстраивать программы поддержки цифровой трансформации.
Библиографический список
1. Цифровая грамотность для экономики будущего -2018 / Л.Р. Баймуратова, О.А. Долгова, Р.Г. Имаева, В.И. Гриценко, К.В. Смирнов, Т.А. Аймалетдинов. М. : Изд-во НАФИ, 2018. URL: http://nafi.ru/upload/iblock/8f0/8f019c7 e455b141dd16f56a1a926bdd0.pdf.
2. Цифровая Россия: новая реальность. Июль 2017 /
A. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов, Е. Кузнецова,
B. Кулагин, И. Ясеновец. URL: https://www.mckinsey. com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Mid-dle%20East/Russia/0ur%20Insights/Digital%20Russia/ Digital-Russia-report.ashx.
3. Chetty K.,Wenwei L, Josie J., Shenglin B., Bridding The Digital Divide: Measuring Digital Literacy - 2017. URL: https://www.g20-insights.org/policy_briefs/bridging-digital-divide-measuring-digital-literacy.
4. ОECD Digital Economy Outlook 2017.
References
1. Tsifrovaya gramotnost' dlya ekonomiki budushchego -2018 (2018) [Digital literacy for the economy of the future -2018] / L.R. Baymuratova, O.A. Dolgova, R.G. Imayeva, V.I. Gritsenko, K.V. Smirnov, T.A. Aymaletdinov. Moscow : Izd-vo NAFI. URL: http://nafi.ru/upload/iblock/8f0/8f019c7 e455b141dd16f56a1a926bdd0.pdf.
2. Tsifrovaya Rossiya: novaya real'nost'. Iyul' 2017 (2017) [Digital Russia: a new reality. July 2017] / A. Aptek-man, V. Kalabin, V. Klintsov, Ye. Kuznetsova, V. Kulagin, I. Yasenovets. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/ McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/ Russia/0ur%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx.
3. Chetty K.,Wenwei L, Josie J., Shenglin B., Bridding The Digital Divide: Measuring Digital Literacy - 2017. URL: https://www.g20-insights.org/policy_briefs/bridging-digital-divide-measuring-digital-literacy.
4. ОECD Digital Economy Outlook 2017.