Научная статья на тему 'Решение задач развития цифровой экономики как перспективное направление работы Саратовского социально-экономического института'

Решение задач развития цифровой экономики как перспективное направление работы Саратовского социально-экономического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВУЗА / ПОДГОТОВКА КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ / DIGITAL ECONOMY / STRATEGIC TASKS OF UNIVERSITY DEVELOPMENT / PROVIDING COMPETENT WORKFORCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов С.Ю., Константинова Л.В.

В статье освещаются основные направления развития Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова сквозь призму одного из ключевых стратегических векторов деятельности вуза содействия решению задач развития цифровой экономики. Представлена качественная трансформация основных задач образовательной, научной деятельности, работы по формированию партнерских отношений и имиджа института под влиянием необходимости обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. На примере реализации Саратовским социально-экономическим институтом в 2017 г. комплексного проекта «Цифровая экономика» анализируется опыт конкретной деятельности вуза. В разрезе каждого направления деятель-ности представляются основная стратегическая задача и перечень мероприятий по ее реализации, что позволяет дать системную характеристику стратегии института в сфере содействия развитию цифровой экономики и обозначить взаимосвязь ключевых элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses major directions of the development of the Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics with regard to one of its key strategic development vectors, which is to contribute and facilitate the establishment of digital economy in Russia. The authors reveal the qualitative transformation of the main goals of educational and research work and describe the efforts to form partner relations and create favorable public image of the institute, all of which is necessary to educate competent workforce for the digital economy. The practical aspects of this work of the institute are analyzed in the context of the implementation of an integrated project “Digital Economy” conducted by Saratov socio-economic institute in 2017. Each area of the activity of the institute is presented with its main strategic objective and the list of measures to achieve them, which helps to create a comprehensive description of the institute's strategy in the fi eld of promoting the development of the digital economy and to examine the interdependence of key elements.

Текст научной работы на тему «Решение задач развития цифровой экономики как перспективное направление работы Саратовского социально-экономического института»

34 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

Sergey Yurievich Naumov,

Doctor of History, Director,

Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Larisa Vladimirovna Konstantinova,

Doctor of Sociology, Professor, Scientific secretary of the Academic Council, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 378:004.9

Сергей Юрьевич Наумов,

доктор исторических наук, профессор,

директор,

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

rector@seun.ru

Лариса Владимировна Константинова,

доктор социологических наук, профессор, ученый секретарь Ученого совета, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

kostkas@yandex.ru

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ САРАТОВСКОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ИНСТИТУТА

В статье освещаются основные направления развития Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова сквозь призму одного из ключевых стратегических векторов деятельности вуза - содействия решению задач развития цифровой экономики. Представлена качественная трансформация основных задач образовательной, научной деятельности, работы по формированию партнерских отношений и имиджа института под влиянием необходимости обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами. На примере реализации Саратовским социально-экономическим институтом в 2017 г. комплексного проекта «Цифровая экономика» анализируется опыт конкретной деятельности вуза. В разрезе каждого направления деятельности представляются основная стратегическая задача и перечень мероприятий по ее реализации, что позволяет дать системную характеристику стратегии института в сфере содействия развитию цифровой экономики и обозначить взаимосвязь ключевых элементов.

Ключевые слова: цифровая экономика, стратегические задачи развития вуза, подготовка компетентных кадров.

REACHING GOALS OF DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT AS AN IMPORTANT DIRECTION IN THE WORK OF THE SARATOV SOCIO-ECONOMIC INSTITUTE

The article discusses major directions of the development of the Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics with regard to one of its key strategic development vectors, which is to contribute and facilitate the establishment of digital economy in Russia. The authors reveal the qualitative transformation of the main goals of educational and research work and describe the efforts to form partner relations and create favorable public image of the institute, all of which is necessary to educate competent workforce for the digital economy. The practical aspects of this work of the institute are analyzed in the context of the implementation of an integrated project "Digital Economy" conducted by Saratov socio-economic institute in 2017. Each area of the activity of the institute is presented with its main strategic objective and the list of measures to achieve them, which helps to create a comprehensive description of the institute's strategy in the field of promoting the development of the digital economy and to examine the interdependence of key elements.

Keywords: digital economy, strategic tasks of university development, providing competent workforce.

В настоящее время цифровое общество становится типом современной общественной системы, а цифровая экономика - одним из основных драйверов его развития [3, с. 10]. Именно поэтому развитие цифровой экономики на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства. Приняты важные государственные документы, определяющие целевые ориентиры в данной сфере (Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N° 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»), в том числе касающиеся совершенствования системы

образования, перед которой в новых условиях поставлена задача обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами (Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»). 1 июня 2017 г. на Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал о необходимости увеличения выпуска специалистов в сфере цифровой экономики [5]. Значимость развития проекта «Цифровая экономика» неоднократно подчеркивалась ректором Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

НБЫ1994-5094 ♦-

35 -♦

В.И. Гришиным, что находит отражение и в Программе развития РЭУ им. Г.В. Плеханова, и в мероприятиях по ее реализации [1, с. 6, 13, 17].

В этой связи, учитывая место Саратовского социально-экономического института в научно-образовательном комплексе региона, потенциал научно-образовательных школ в области финансов, банковского дела, коммерции, экономической безопасности, одним из приоритетных, стратегических направлений деятельности сегодня становится формирование института как ведущего в регионе научно-образовательного центра поддержки развития цифровой экономики. Содействие решению государственных задач по развитию цифровой экономики коллективом института рассматривается, с одной стороны, как важный государственный и региональный заказ, а с другой - как вклад в реализацию стратегии развития университета. С этой целью в Саратовском социально-экономическом институте в 2017 г. стартовал комплексный проект «Цифровая экономика». Он увязан с Программой развития университета и с Программой развития института. Начиная с апреля 2017 г. под данную стратегическую задачу активно переориентируются все основные направления деятельности вуза. Это позволяет определить новые подходы, обозначить новые перспективные формы работы, новые качественные параметры деятельности. В определенном смысле это позволяет консолидировать усилия по многим традиционным направлениям деятельности под единую стратегическую перспективу, наполнить ее новым смысловым содержанием, установить более высокую планку ее результативности.

Именно в данном контексте, под данным углом зрения далее будут представлены основные направления развития института.

Образовательная деятельность

Основная стратегическая задача этого направления может быть определена следующим образом: модернизация и повышение качества образовательной деятельности института в контексте задач развития цифровой экономики. Ее решение выражается в реализации следующих мероприятий:

1. Обновление содержания реализуемых образовательных программ экономико-управленческого профиля с учетом потребностей цифровой экономики. В ближайших планах - по возможности развернуть реализуемые образовательные программы разных уровней на подготовку специалистов, которые бы одинаково хорошо разбирались и в экономике, и в 1Т-технологиях. Для этого предстоит трансформировать вариативную часть образовательных программ, содержание рабочих программ отдельных дисциплин, а также совершенствовать систему формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся и расширение спектра 1Т-обучения. Это перспективная задача, ориентированная на повышение конкурентоспособности реализуемых образовательных программ, над которой мы сейчас работаем.

2. Введение новых, конкурентоспособных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования, ориентированных на подготовку кадров для цифровой экономики. В 2018 г. планируется начать реализацию новой программы бакалавриата «Деньги, банки и финансовые рынки» и трех новых программ магистратуры «Финансовые технологии и финансовый инжиниринг в банке», «Финансовый налоговый контроль и государственный аудит», «Международная торговля и электронный бизнес». Данные программы предполагают сочетание фундаментальной теоретической подготовки с развитием компетенций в области применения новых финансовых инструментов и цифровых технологий. В рамках программ дополнительного профессионального образования уже реализуется серия семинаров по интернет-технологиям в бизнесе, на которых проходят обучение как представители бизнес-сообщества, руководители и специалисты предприятий региона, так и преподаватели и студенты института. Разработана дополнительная образовательная программа «Блокчейн-технология в бизнесе», к реализации которой привлечены лучшие специалисты-практики в области цифровой экономики региона. Работа в данном направлении будет продолжаться.

3. Реализация проектного обучения как механизма формирования компетенций для инновационной деятельности в сфере цифровой экономики. Исходный посыл заключается в том, что для развития цифровой экономики нужны предпринима-тели-инноваторы [2, с. 6]. Поэтому, кроме того, что технологии проектного обучения активно внедряются и используются в учебном процессе практически на всех направлениях подготовки, в институте началась реализация нескольких надобразова-тельных проектов, в которых одновременно принимают участие и студенты, и школьники, а также представители бизнес-сообщества. Это проект «Экостарт», проект «Предпринимательский кампус» [4, с. 28-29], научно-образовательный экономический квест « Стартап Тур», студенческий Центр поддержки молодежного предпринимательства. Представленный комплекс инновационных проектов одновременно решает задачи повышения качества и практикоориентированности обучения, востребованности и конкурентноспособности выпускников, а также привлечения мотивированных абитуриентов.

4. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Данный комплекс мероприятий одновременно связан как с реализацией требований федеральных государственных образовательных стандартов, повышением открытости, доступности и качества предоставления образовательных услуг, так и с решением задач оптимизации и повышения эффективности образовательной деятельности института. В первую очередь речь идет о совершенствовании электронной информационно-образовательной среды вуза, включая предоставление электронных библиотечных ресурсов. На основе

36 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦

Положения головного вуза разработано и вступило в силу новое Положение об электронной информационно-образовательной среде института, которое позволяет упорядочить ее функционирование. По всем образовательным программам подготовки бакалавров и специалистов очной формы обучения предусмотрено выделение часов на проведение занятий по дисциплинам в форме электронного обучения. Идет постоянная работа по обновлению и пополнению электронными курсами информационной системы управления обучением МооШе. С использованием электронных технологий осуществляется внутренняя и внешняя независимая оценка качества образования. Помимо традиционного участия студентов в федеральном интернет-экзамене и интернет-олимпиадах по дисциплинам в 2018 г. институт приобрел статус первой в Саратовской области базовой площадки для проведения итогового федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.

Научная и инновационная деятельность

Основная стратегическая задача данного направления - повышение качества и экономической результативности научной и инновационной деятельности института за счет ее переориентации на решение задач развития цифровой экономики. С целью ее реализации осуществляются следующие мероприятия:

1. Определен перечень новых направлений научной работы, по которым учеными института начаты инициативные научные исследования, оформляются новые проекты, заявки на гранты. В частности, это исследования основных направлений развития национальной платежной системы Российской Федерации в условиях цифровизации; тенденций формирования и развития валютного, кредитно-банковского, фондового и страхового секторов российского финансового рынка в контексте трансформаций мировой валютно-финансо-вой системы и влияния технологических компаний на секторальную структуру российского финансового рынка; определение основных характеристик новой модели банковской деятельности (модели банка будущего); социально-экономических условий цифровизации региональных рынков; потенциала региональных экономик для возможного роста цифровой экономики; цифровизации малого и среднего бизнеса; потенциальной диверсификации производства, связанной с цифровизацией экономики.

2. Начата работа по изменению подхода к управлению научно-исследовательской работой института с линейного на проектный, основой которой станет создание инновационных научно-образовательных центров поддержки развития цифровой экономики и их модульно-проектная интеграция. С этой целью запланировано создание научно-образовательных центров «1Т-технологии», «Цифровой маркетинг и БММ», «Экономико-математические методы и эконометрическое моделирование», «Статистические исследования», «Экономико-

правовые исследования». Формами деятельности таких центров должна стать не только разработка и внедрение новых инструментов реализации циф-ровизации в различных секторах экономики, но и консалтинг, сопровождение внедрения этих инструментов в деятельности различных субъектов хозяйствования. Поэтому планируется, что эти центры станут одновременно и центрами привлечения финансовых средств, и основой для повышения публикационной активности.

3. Проводится работа по формированию новых научных площадок для обсуждения вопросов развития цифровой экономики. Одной из них стал новый специализированный периодический научный журнал «Экономическая безопасность и качество», первый номер которого вышел в марте 2018 г. Такими площадками становятся различные научные конференции и форумы по цифровой экономике, проводящиеся периодически на базе института и привлекающие внимание не только ученых, но и практиков. Один из примеров - прошедший 17-18 апреля 2018 г. в институте форум «Цифровая экономика: перспективы и вызовы», собравший более 750 участников.

4. В саму организацию научной деятельности все более активно внедряются цифровые и информационные технологии. Это электронные технологии при реализации научных проектов, международные и российские научно-практические видеоконференции, электронные научные издания. Все это позволяет выводить научную деятельность на новый уровень, повышать академическую репутацию института, в том числе за рубежом.

Развитие партнерских отношений

Основная стратегическая задача данного направления - улучшение репутационной характеристики института среди работодателей за счет поддержки институтом региональных и федеральных проектов развития цифровой экономики. Для решения данной задачи институтом осуществляется широкий комплекс мероприятий, в реализацию которых активно включены как преподаватели и сотрудники института, так и студенты. В числе наиболее значимых из них можно назвать следующие:

1. В марте 2018 г. Саратовский социально-экономический институт выступил в качестве идеолога и организатора площадки «Цифровой регион: перспективы развития» на Саратовском экономическом форуме «Движение только вперед!», благодаря чему стал своеобразной стартовой площадкой для цифровизации региона.

2. Совместно с правительством Саратовской области проводится работа в рамках проекта «Цифровой город», целью которого является создание специализированного приложения для смартфонов, планшетов, компьютеров путем разработки открытой информационно-управляющей системы, которая позволит повысить обеспеченность жизненного цикла жителей/гостей Саратова и будет способствовать развитию городской цифровой инфраструктуры.

ISSN 1994-5094 ♦-

37 -♦

3. В апреле 2018 г. институт подписал соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией разработчиков и пользователей технологии блокчейн и продуктов, созданных на ее основе, в интересах развития цифровой экономики (РАКИБ). Соглашением предусматривается совместная деятельность по реализации мероприятий по созданию системы поддержки поисковых, прикладных исследований и разработок в области цифровой экономики, содействие интеграции научно-технологического сообщества в пространство цифровой экономики.

4. Уже несколько лет институт является основным исполнителем региональной программы повышения финансовой грамотности населения, а также одним из основных участников реализации федерального проекта повышения финансовой грамотности на территории региона. Кроме того, с 2017 г. институт стал основным исполнителем региональной программы повышения бюджетной грамотности. В тесном сотрудничестве с министерством финансов, министерством образования и другими заинтересованными ведомствами Саратовской области через комплекс просветительских, образовательных, научных, информационных мероприятий институтом осуществляется широкая работа с населением разных возрастов и профессиональных групп по формированию компетенций грамотного использования финансовых услуг и участия в бюджетном процессе, в том числе с применением цифровых технологий.

Формирование имиджа института и продвижение бренда университета в регионе

Основная стратегическая задача данного направления - формирование имиджа Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова как ведущего в регионе центра по поддержке развития цифровой экономики.

С этой целью в институте разработан и реализуется специализированный РЯ-проект « Цифровая экономика», который включает в себя комплекс мероприятий по информационному и рекламному сопровождению деятельности института во всех направлениях, связанных с решением задач по развитию цифровой экономики. В СМИ проводится разъяснение основных положений, целей и задач проекта «Цифровая экономика», его популяризация на различных имиджевых мероприятиях института и правительства Саратовской области, реализуется целевая стратегия внутренних коммуникаций между структурными подразделениями института, разработан фирменный стиль (бренд) проекта « Цифровая экономика». В реализации проекта активно задействован сайт института, группы в социальных сетях, средства массовой информации. Уже формируется определенная информационная среда. Ожидается, что продвижение института под брендом цифровой экономики будет способствовать повышению привлекательности его деятель-

ности в образовательной и научной сферах, в том числе повышению эффективности приемной кампании.

Взаимодействие с головным вузом в решении задач содействия развитию цифровой экономики

Перспективы развития института во всех вышеперечисленных направлениях видятся в том числе в расширении взаимодействия с головным вузом, учитывая накопленный опыт и имеющийся потенциал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в решении задач содействия развитию цифровой экономики. Уже состоялась серия вебинаров по цифровой экономике, которые провел головной вуз для филиалов. Продуктивными были бы курсы повышения квалификации для преподавателей по данной проблематике, совместные научные и образовательные проекты. Совершенствуется система внутриуниверситетской академической мобильности. Может быть разработан единый учебный модуль по проблемам цифровой экономики на головной площадке и в институте, на базе которого может пройти дальнейшая апробация механизмов обмена студентами. Важно, что будет продолжена работа по интеграции филиалов в единую электронную информационно-образовательную среду университета. Особые перспективы имеет участие преподавателей института в работе университета по разработке онлайн-курсов для последующего размещения на федеральной электронной платформе.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что сегодня все более активно звучит тезис о том, что высшая школа должна идти на опережение и готовить кадры, которые будут востребованы через десять лет и более, а не подстраиваться под запросы современного рынка труда. Содействие решению задач развития цифровой экономики, осуществляемое Саратовским социально-экономическим институтом, в полной мере отражает реализацию данного подхода.

1. Гришин В.И. Публичный доклад ректора университета о работе за 2017 год. М. 2018. URL: https://www.rea.ru/ sveden/document/Documents/PRUE-Rector-Public-Re-port-2017.pdf.

2. КадакоеваГ.В. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий // Вопросы инновационной экономики. 2014. № 2. С. 3-12.

3. Кадомцева С.В., Манахова И.В. Современная парадигма социально-экономического развития. Часть II. Цифровая трансформация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 9-13.

4. Наумов С.Ю., Константинова Л.В. Привлечение представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе: проблемы и пути решений // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 26-33.

5. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/54667.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.