Olga Yuryevna Kozlova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of national economy and public and municipal administration, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 351:338.2
Ольга Юрьевна Козлова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматриваются основные проблемы развития системы государственного управления в условиях формирования цифровой экономики и проведен анализ проблем и перспектив цифровой трансформации экономики России. Особое внимание уделено отличительным чертам и рискам цифровой экономики в современных российских условиях. Также рассмотрены качественные изменения, происходящие в национальной экономической системе, обусловленные цифровой трансформацией. Применение современных технологий может позволить сформировать высокотехнологичную среду для применения цифровой платформы государственного регулирования, обеспечивающей сведение к минимуму уровня коррумпированности при принятии решений, автоматизацию сбора статистической, аналитической информации, обеспечит принятие решений на проактивной основе с учетом изменений турбулентной внешней среды.
Ключевые слова: цифровая экономика, система государственного регулирования, цифровая трансформация экономики.
SOME ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM DURING DIGITALIZATION OF ECONOMY
The article considers the main problems that hinder the development of public administration system in the context of economic digitalization and analyzes the problems and prospects of digital transformation of the Russian economy. Particular attention is paid to the identification of the most distinctive features and major risks of digital economy at the current level of economic development in Russia. The author considers qualitative changes occurring in the national economic system due to digital transformation. The author argues that application of advanced technologies can create a high-tech environment for a new digital government platform that minimizes the level of corruption in decision making, automates collection of statistical and analytical data, and ensures decision-making on a proactive basis, taking into account changes in the turbulent external environment.
Keywords: digital economy, state regulation system, digitalization of economy.
10 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Формирование цифровой экономики подразумевает появление широких возможностей для развития системы государственного управления и государственного регулирования. Применение современных технологий позволит сформировать высокотехнологичную среду для применения цифровой платформы государственного регулирования, обеспечивающей сведение к минимуму уровня коррумпированности при принятии решений, автоматизацию сбора статистической, аналитической информации, обеспечит принятие решений на про-активной основе с учетом изменений турбулентной внешней среды.
Появляется возможность оказания государственных услуг на базе построения единой цифровой облачной платформы, имеющей открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия и позволяющей расширять возможности взаимодействия граждан с государством путем создания ими собственных приложений, работающих на базе этой платформы (с обязательной сертификацией по безопасности и соблюдению законодательных норм) [2, с. 128].
Гражданскому обществу государство должно предложить новые возможности реализации личностного потенциала и управления своей жизнью. Для достижения этой цели государству необходимо обеспечить модернизацию системы государственного управления, разработать удобные для пользователей услуги электронного правительства, обеспечить возможность связи с государственными органами простым и безопасным способом [1, с. 47].
Отметим, что начало цифровизации совпало с концом глобализации и глобальным экономическим кризисом. Важно подчеркнуть, что окончание экстенсивной модели развития капитализма неизбежно требует пересмотра многих основополагающих постулатов современного мироустройства. Это значит, что в условиях цифровизации может быть создан совершенно новый мир, в котором будут главенствовать иные, кардинальным образом отличные от сегодняшних система ценностей, управленческие парадигмы, социальные нормы и экономические законы.
От целесообразности, интенсивности и коорди-нированности выстраивания новой системы государственного регулирования зависит, насколько быстро наступит наше цифровое будущее, с какими социальными, экономическими и другими проблемами мы столкнемся на этом пути и, наконец, будет ли наше будущее представлять цифровое рабство или ознаменует торжество гуманизма, духовности и интеллекта над всеми сложностями и проблемами.
Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» декларируется, что развитие цифровой экономики имеет стратегическую обусловленность, определяет конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.
Необходимо признать, что в России сегодня нет условий для стихийного формирования зрелой цифровой экономики за приемлемый период времени - в первую очередь из-за технологического отставания и отсутствия критической массы эко-
номических субъектов. Это значит, что государству необходимо стимулировать и направлять развитие цифровой экономики.
Самым важным этапом предстоящей трансформации станет вовсе не экономическое или технологическое соперничество, но формирование новой цивилизационной парадигмы, способной объединить человечество, дать ему понятный и притягательный образ будущего и обрисовать основные вехи на пути его построения. Страны с наибольшими лидерскими амбициями уже начали поиски в этом направлении, но на данный момент вершиной подобных изысканий явилась идеология Impact Investing (социальное инвестирование, или инвестиции в социальный эффект). Этот подход действительно дает хорошие инструментальные результаты, но не дает ответов на глобальные вопросы.
Развитие информационных систем, позволяющих удаленно контролировать и управлять производственными мощностями в режиме реального времени, мотивирует некоторых исследователей и теоретиков обратиться к идеям и методам, практиковавшимся во время СССР. Многие склонны полагать, что новые технологии позволят преодолеть все те препятствия, которые не позволили успешно и эффективно построить социалистическую экономику.
На данный момент с большой долей вероятности можно предположить, что, несмотря на постоянное усложнение бизнес-моделей, увеличение числа контрагентов экономической деятельности и расширение ассортимента товаров и услуг, развитие технологий в обозримом будущем позволит реализовать модели и системы, которые смогут эффективно планировать и управлять загрузкой каждого станка на всех производствах страны.
При этом под такой моделью стратегического планирования следует понимать не классическое планирование, а динамическую систему с обратной связью в режиме реального времени. В предельном случае такая система способна отслеживать план-факт развития хозяйственных комплексов и отдельных предприятий в региональном разрезе и страны в целом, строить точные прогнозы с учетом перспективных направлений развития, складских запасов и логистики, а также реагировать на отклонения и оптимизировать месячные, годовые средне- и долгосрочные планы, учитывая изменяющиеся потребности изменчивость внешней среды в проактивном режиме.
Принципиальное решение о необходимой детализации планирования в реальной экономике (имеющей государственный и частный секторы) должно приниматься с учетом экономической целесообразности и выбранного горизонта планирования.
Сегодня перед страной стоит задача провести масштабную цифровую трансформацию экономики, направленную на радикальное повышение эффективности бизнеса. Эта трансформация невозможна без поиска и оперативного внедрения инновационных решений. Поэтому необходимо привлечь к процессу создания новых промышленных цифровых технологий всех участников российской инновационной системы.
ISSN 1994-5094 ♦-
11 -♦
Правительство РФ Постановлением от 5 мая 2016 г. № 392 утвердило перечень приоритетных направлений использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами.
2. Использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных.
3. Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.
4. Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.
5. Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.
Разработка методических рекомендаций по формированию федеральными органами исполнительной власти системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов информатизации по перечисленным приоритетным направлениям была поручена Минкомсвязи РФ.
Первое и самое заметное следствие цифровой трансформации - резкое расширение рынков. Вот примеры компаний, которые создали принципиально новые модели бизнеса: Uber, который не владеет ни одним автомобилем; Airbnb, которая не владеет ни одним отелем. Их подход - problem solving, переосмысление того, в чем на самом деле нуждается человек.
Речь идет о новых секторах, связанных с массовым обслуживанием, здравоохранении, образовании, строительстве, транспорте, государственных задачах. Это значительно более глубокое, чем раньше, проникновение в производство; индустрия 4.0 подразумевает новый уровень автоматизации различных процессов.
Другой пример расширения рынка - корпоративная мобильность и удаленное подключение сотрудников компании к информационным системам. Речь идет не только о том, чтобы «почитать корпоративную почту из дома» или «подключить BI на смартфон генерального директора». Появляются мобильные «полевые» сотрудники, строители, ремонтники. Планировать и контролировать их работу, управлять ими, оптимизировать их рабочие процессы пока еще крайне сложно.
К основным отличительным особенностям цифровой экономики можно отнести следующие:
1. Сосредоточение экономической деятельности на платформах цифровой экономики. Ценность платформы состоит в предоставлении самой возможности прямой коммуникации и облегчении процедуры взаимодействия между участниками. Платформы снижают издержки и предоставляют дополнительный функционал как для поставщиков, так и для потребителей. Также они предполагают обмен информацией между действующими лицами, что должно существенно улучшать сотрудничество и способствовать созданию инновационных продуктов и решений.
2. Формирование персонифицированных сервисных моделей, обусловленное развитием таких технологий, как big data, таргетированный маркетинг, 3Б-печать, позволяющих осуществлять производство товаров и оказание услуг, отвечающих индивидуальным требованиям и нуждам каждого отдельного потребителя.
3. Осуществление непосредственного взаимодействия производителей и потребителей. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет состыковать производителя с каждым конечным потребителем. Оказывается возможным сократить длинные цепочки посредников, в том числе и институциональных. Примером может служить финтех CroudMortgage - телефонное приложение, позволяющее ипотечным заемщикам брать кредит не у банков, а непосредственно у людей, обладающих свободными денежными средствами. Данная схема позволяет реализовать механизм, экономически выгодный для всех участников, кроме посредников (банков).
4. Большее распространение получает экономика совместного пользования. Этот путь развития приводит к двум явлениям: совместное владение какими-то товарами и плата за предоставление информации. Совместное владение автотранспортным средством (для нескольких семей) может оказаться экономически более выгодным, чем альтернативные варианты, такие как содержание личного автомобиля или использование услуг такси. Плата за предоставление информации - это тренд, еще не вошедший в полную силу, но с большой долей вероятности можно предположить скорое появление «подключенных товаров-шпионов», которые будут стоить значительно дешевле аналогов. Разницу в стоимости будет покрывать сама компания-производитель, которая будет собирать данные о вас (при помощи этого товара) и монетизировать информацию через таргетирован-ный маркетинг, оказание дополнительных персонализированных сервисов (на основании собранной информации) или прямую продажу информации.
5. Повышается роль вклада индивидуальных участников. Так, до последнего времени практически все экономические процессы укладывались в бизнес-центрическую парадигму взаимодействий: B2B, B2C, B2G3. Развитие технологий позволяет энтузиастам-одиночкам играть важную роль в бизнес-процессах. Таким образом, появляются совер-
12 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
шенно новые типы взаимодействий в экономике: С2В и С2С4. Примером первого типа взаимодействий могут служить фрилансеры, выполняющие контрактные обязательства на аутсорсинге. Примером второго типа взаимодействий могут служить краудфандинг-стартапы (американская платформа kickstarter.com, российская платформаplaneta.ru).
Важно отметить, что появление новых типов взаимодействий является исключительно важным моментом и требует пристального внимания в силу того, что на сегодняшний день не существует проработанной нормативной и налоговой базы, нет понимания того, как они должны быть интегрированы в общую экономику. Сложно, например, мотивировать фрилансеров платить налоги. Большинство из них работает в сером секторе экономики, получая оплату за свои услуги в биткойнах. Важно сформировать систему налогообложения и преференций для краудфандинг-инициатив. Данные направления кажутся высокопотенциальными и в обозримом будущем могут составить значительную долю в национальной экономике, поэтому подобные вопросы нуждаются в тщательной проработке уже сегодня.
Возникающие новые риски и проблемы связаны с развитием и широким внедрением цифровых технологий, а среди них основными представляются следующие:
- угроза цифровому суверенитету страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире цифровой экономики;
- нарушение частной жизни / потенциальное наблюдение за гражданами;
- снижение уровня безопасности данных;
- уменьшение числа рабочих мест низкой и средней квалификации;
- повышение уровня сложности бизнес-моделей и схем взаимодействия;
- резкое усиление конкуренции во всех сферах экономики;
- изменение в моделях поведения производителей и потребителей;
- необходимость пересмотра Административного и Налогового кодексов.
Одной из наиболее значимых угроз, сопутствующих цифровизации, как отмечают специалисты [3, с. 17], является перспектива массовой безработицы среди специальностей низшей и средней квалификации. Возможно радикальное сокращение среднего класса, поскольку именно такие рабочие места будут автоматизироваться и замещаться роботизированными системами в первую очередь. Значительная часть активного образованного трудоспособного населения, привыкшая к достаточно высокому уровню жизни, окажется на обочине западного образа жизни. Однако цифровой мир будет формироваться с такой скоростью, что гарантирует дефицит кадров других квалификаций. Поэтому пока у всех, кто готов к переменам, есть время на подготовку.
Кроме того, важной системной проблемой в рамках цифровой трансформации является обеспечение национальной безопасности.
В несколько более отдаленной перспективе цифровая (электронная) экономика может стать тем инструментом, который осуществит многовековую мечту о свободе людей, обреченных сегодня на тяжелый физический труд. Откроются широчайшие возможности для творчества, науки (как фундаментальной, так и прикладной) и искусства.
Однако для того, чтобы такое оптимистичное будущее стало возможным, уже сегодня надо осознать, описать, утвердить и начать реализовать новый проект цифровой (электронной) экономики. Целенаправленное и осмысленное движение в данном направлении позволит избежать зависимости операционной и технологической деятельности отечественной экономики от иностранных цифровых платформ, технологий и стандартов, а также активного и неуправляемого хождения виртуальных валют (криптовалют). Здесь необходимо четкое видение проблем и последовательная политика действий, чтобы вовремя использовать появляющиеся возможности, сохраняя свой цифровой, а значит и реальный суверенитет.
Важным трендом нового времени можно считать демократизацию информации. Ничего нельзя будет спрятать. Даже если какое-то событие «похоронить», то на основе технологии больших данных можно будет с высокой степенью вероятности вычислить, что это событие имело место. Это принципиально новый тренд, к которому многие абсолютно не готовы и переход в который надо осмыслить во всем - в личной жизни, в политике, в экономике, в бизнесе.
Таким образом, естественный ход вещей уже приводит к постановке проблем и поиску решений в государственном управлении, экономике, обществе и быту. Идут сдвиги и в мировоззрении, и в этике. Однако конечный результат этих изменений не предопределен. Он зависит от подготовленности общества и государства, так как цифровизация рождает возможности, которые могут нести как неожиданные угрозы, так и новые блага.
Исторически уникальные культура и мышление России помогут сформулировать законы нового мира, в котором объединятся реальная и виртуальная сферы деятельности, будут эффективно применяться новые модели управления, успешно сосуществовать сетевые и иерархические начала и многое другое. Такое интегральное видение позволит сформировать вокруг себя коалицию стран-единомышленников и возглавить процесс перехода в общее цифровое будущее.
1. Козлова О.Ю. Методическое обеспечение оценки финансовых ресурсов реализации документов стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 4 (68). С. 47-51.
2. Петров А.М. Актуальные проблемы управления региональным развитием России в современных условиях // Наука и общество. 2016. № 2 (25). С. 15-19.
3. Тэйслина О.Г. Тенденции развития территорий опережающего социально-экономического развития в РФ // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 98-100.