Irina Anatolievna Zemskova, Ирина Анатольевна Земскова,
senior lecturer of the department of customs management, старший преподаватель кафедры таможенного дела,
Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический университет (филиал)
of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова
■фа» zemskova.iren@mail.ru
УДК 351:004.9
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В статье рассматривается процесс миграции государственных услуг в интернет-пространство с учетом особенностей развития новых технологий информации и коммуникации. Анализируются этапы построения электронного правительства. Рассмотрена динамика регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, процесс взаимодействия внутри этой системы. Изучено влияние процессов трансформации качества государственных услуг под влиянием цифровизвции государственных органов. Проведен анализ результатов внедрения программы «Цифровая экономика». Сделан вывод о том, что в результате цифровой трансформации граждане будут получать качественные государственные услуги в режиме онлайн, а государство получит возможность планировать расходы в краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: государственные услуги, качество государственных услуг, цифровая экономика, цифровые технологии, электронные государственные услуги.
CHANGES IN THE QUALITY OF E-GOVERNMENT SERVICES IN VIEW OF DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION
The article examines the process of transferring public services to the Internet taking into account the development of new information and communication technologies. The author analyzes the stages of building e-government, considers the dynamics of the number of new registered users of the public system of identification and authentication and interactions within this system, studies the transformation of the quality of public services in the context of overall digitalization of government agencies, and discusses the results of the introduction of the "Digital Economy" program in Russia. It is concluded that as a result of digital transformation, citizens will receive high-quality public services online and the state will be able to plan short, medium and even long-term expenditures.
Keywords: public services, quality of public services, digital economy, digital technologies, electronic public services.
Важнейшим информационно-техническим проектом России за последние годы стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 г. в регионах и муниципалитетах начался плавный переход на электронное межведомственное взаимодействие. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)», программа «Цифровая экономика РФ» на 2017 г., а также другие региональные и ведомственные программы существенно повлияли на уровень использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в нашей стране и привели к существенным результатам.
Использование информационных технологий повышает интерактивность и эффективность общения с заявителями через официальные сайты госорганов, обеспечивает более широкий доступ к государственным услугам и в конечном счете снижает затраты на их получение [5].
Основными направлениями деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций России, которые связаны с повышением качества и
уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, являются:
- обеспечение межведомственного электронного взаимодействия;
- возможность их получения по принципу «одного окна»;
- повышение открытости госорганов и возможности участия граждан в принятии решений государственными органами («Открытое правительство»);
- повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах.
Для решения этих задач Минкомсвязь России разработало новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ государственными органами, создана система целевых показателей и индикаторов для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.
24 ♦-
Единый портал государственных услуг (далее -ЕПГУ) позволяет физическим и юридическим лицам получать сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), включенных в федеральный реестр, и получать эти услуги в электронной форме. В частности, через ЕПГУ заявитель может подать заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения обращения, оплатить госпошлину в электронной форме. Заявления и подаваемые документы могут быть заверены простой электронной подписью, если законом не установлено требование о квалифицированной электронной подписи.
Для каждой услуги должны быть указаны получатели, список необходимых документов, порядок и стоимость оплаты, сроки и результат оказания. Здесь же публикуют связанные с ними нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств. Функционирует рубрикатор по ведомствам, категориям, жизненным ситуациям (например, покупка квартиры, выход на пенсию, поиск работы, открытие бизнеса).
Заявления и документы, принятые на едином портале, направляются в государственный орган, предоставляющий услугу, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Посредством ЕПГУ заявители могут оставлять свои отзывы о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг.
Портал государственных услуг является элементом электронного правительства. Этапы построения электронного правительства представлены на рис. 1.
По данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за 2017 г., через ЕПГУ было произведено более 25 млн платежей на общую сумму 30,3 млрд руб. Объем платежей, совершаемых пользователями портала госуслуг, ежегодно увеличивается в три раза с 2014 г. По сравнению с 2016 г. объем платежей вырос более чем в три с половиной раза. Так, в 2014 г. было совершено платежей на общую сумму 780 млн руб.,
годом позднее - на сумму 2,9 млрд руб., а в 2016 г. -на сумму 8,1 млрд руб. [2].
Динамику регистрации на ЕПГУ характеризует тот факт, что в июне 2017 г. в ЕСИА было зарегистрировано 50 млн граждан России, а уже по итогам 2017 г. эта цифра составила 65 млн пользователей.
Пользователи предпочитают оплачивать государственные услуги через ЕПГУ. Этому способствует ряд экономических мер: возможность оплачивать государственные услуги с понижающим коэффициентом 0,7, штрафы ГИБДД со скидкой 50% в течение 20 дней после назначения. Удобство интерфейса, которое оценили пользователи и профессиональное сообщество, а также рост числа пользователей электронных государственных услуг обеспечили такой впечатляющий прирост.
В 2017 г. пользователи ЕПГУ больше всего оплачивали налоговые задолженности (15 млрд руб.), государственные пошлины (7,9 млрд руб.), штрафы (5 млрд руб.), судебные задолженности (1,4 млрд руб.) [3].
Информация о штрафах и налогах является самой популярной среди пользователей единого портала. Так, за ноябрь 2017 г. через ЕПГУ было оказано 174 млн услуг, 98% из которых составило предоставление информации о налоговой (65 млн) и судебной (64 млн) задолженности, наличии штрафов ГИБДД (40 млн) и состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного фонда (1 млн). Столь большое количество запросов о налоговой и судебной задолженностях объясняется тем, что на главной странице Единого портал госуслуг размещены так называемые информеры, которые отображают эту информацию автоматически.
Количество прочих услуг, оказанных федеральными ведомствами в ноябре, составило около 4 млн, большая часть из которых - это прием заявлений на оформление различных документов (свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение, регистрация по месту жительства или пребывания, заграничный паспорт) [9].
1 доступ ко всем разрозненным информационным ресурсам государственных органов и их постоянное обновление
•взаимодействие госорганов с физическими и юридическими лицами с помощью сервисов, требующих двустороннего взаимодействия между поставщиком и потребителем госуслуги
•реализация обработки трансакций
•решение проблем оплаты услуг и безопасности работы
Рис. 1. Этапы построения электронного правительства
Для перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде гражданам и органам государственной власти был предоставлен инструмент для удобной и безопасной онлайн-идентификации. Им стала Единая система идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), цель которой - упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, т. е. обеспечить интеграцию различных каналов доступа к электронному правительству.
ЕСИА - самостоятельная информационная система, «единое окно» доступа физических и юридических лиц, а также представителей органов исполнительной власти в инфраструктуру электронного правительства и в иные информационные системы, которые подключены к Системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
Основная функция ЕСИА - предоставление пользователю системы единой учетной записи для доступа к большому количеству важных государственных информационных систем. Учетная запись позволяет пользователям заходить на различные порталы, которые используют ЕСИА, под одним и тем же паролем и логином. К примеру, гражданин, зарегистрированный на портале ЕПГУ, сможет пользоваться паролем и логином от своего личного кабинета для доступа к информационным системам разных ведомств с помощью сайтов этих ведомств.
ЕСИА входит в инфраструктуру, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме. К данной инфраструктуре также относятся:
• портал госуслуг, который обеспечивает доступ граждан к услугам в электронном виде;
• СМЭВ, с помощью которой осуществляется обмен информацией и сведениями, необходимыми для оказания госуслуг.
Система не только обеспечивает доступ физических и юридических лиц к электронному правительству, но также может быть использована работниками государственных органов в процессе обмена сведениями, информационными системами при обмене в автоматическом режиме.
Взаимодействие в ЕСИА представлено на рис. 2.
Согласно подсчетам Минкомсвязи, на конец 2017 г. в восьми регионах РФ доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, превысила 70%; в 24 регионах - 60% [1]. Лучше всех с задачей справились Республика Тыва (91,1%), Ненецкий АО (87,4%), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (83,5%), Чукотский АО (80,9%), Ямало-Ненецкий АО (79,6%), Курская область (75,2%), Тульская область (73,3%) и Республика Дагестан (71,2%). Самый низкий показатель (17,0%) у Республики Ингушетия; среди регионов, завершающих год с показателем менее 40%, Брянская и Ленинградская области, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкессия, Чеченская Республика, Крым.
В 2017 г. на сайте ЕПГУ ежемесячно проходят регистрацию более 1,5 млн новых пользователей. По итогам 2016 г. общее количество пользователей ЕПГУ составило 40 млн человек. В 2015 г. в ЕСИА было зарегистрировано 22,5 млн человек, в 2014 г. -13 млн человек, в 2013 г. - 6,9 млн человек.
За одну минуту с помощью ЕСИА около трех тысяч пользователей входят на федеральный и региональные порталы госуслуг, сайты «Российской общественной инициативы» (РОИ), Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, Рос-реестра, подключаются к Wi-Fi в московском метро. Если в начале 2014 г. к ЕСИА было подключено около 170 информационных систем, в 2016 г. -около 1000 участников, то по итогам 2017 г. - уже порядка 2000.
В 2017 г. появилась идея внедрения авторизации пользователей при получении информации из государственных информационных систем исключительно через ЕСИА. Речь идет о такой информации, как, например, запросы сведений о штрафах ГИБДД через официальный сайт Госавтоинспекции МВД России и результатах единого государственного экзамена через соответствующие официальные сайты в интернете.
Тогда же появилась инициатива о подключении операторов подвижной радиотелефонной связи к ЕСИА и СМЭВ, благодаря чему операторы сотовой связи смогут исполнить требования законодательства и оперативно удалить из своих баз абонентов анонимных пользователей. Помимо этого, подключение к ЕСИА будет стимулировать операторов
ЦР - центры регистрации пользователей ЕСИА; УЦ - удостоверяющие центры;
ЕСИА - единая система идентификации и аутентификации; СМЭВ - система межведомственного электронного взаимодействия.
Рис. 2. Взаимодействие в ЕСИА
26 ♦-
развивать дистанционное взаимодействие со своими абонентами.
Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под руководством премьер-министра Д. Медведева утвердила четыре плана мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика». Необходимо отметить, что объем финансирования, предусмотренный данными планами мероприятий, составляет около 520 млрд руб., из которых меньшая часть (около 150 млрд руб.) должна быть выделена из бюджета. «Планируется и достаточно серьезное внебюджетное финансирование - более 300 млрд руб. По сути, это средства наших крупнейших компаний, предприятий отрасли, которые так или иначе будут направлены на реализацию данных мероприятий» [8]. Реализация программы началась уже в январе 2018 г. Сама программа «Цифровая экономика» рассчитана на период до 2024 г.
Программа «Цифровая экономика» была утверждена Правительством РФ в конце июля 2017 г. и направлена на развитие в России экономики, ключевым фактором которой являются цифровые данные. В рамках программы были утверждены четыре направления - «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Нормативное регулирование» и «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», по каждому из которых был разработан детальный план мероприятий.
Для развития программы «Цифровая экономика» в сентябре 2017 г. была создана автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», учредителями которой стали крупнейшие компании России - Сбербанк, «Ростех», «Ростелеком», МТС, «Мегафон», «ВымпелКом», «Яндекс», Mail.Ru Group, 1С и др. Структура существует на деньги учредителей - только первый взнос с каждой из компаний-участников составил 5 млн руб.
В основе становления цифровой экономики лежит цифровая трансформация, под которой понимается процесс глубинных системных изменений, проявляющийся в преобразовании субъектов (развитие цифровых компетенций у населения, цифровые компании, электронное правительство), усложнении объектов (интернет-вещи, 3Б-модели продуктов, интеллектуализация товаров и услуг), моделей взаимодействия участников рынка (перенос в виртуальное пространство, сетевые трансакции, расширение онлай- и офлайн-выбора) [6].
Анализируя цифровую экономику России, необходимо выделить три сегмента данного феномена.
На верхнем уровне находятся конкретные программы и продукты, где создается добавленная стоимость.
Средний уровень представляет собой слой компетенций, где создаются платформы, на базе которых возникают продукты. На этом уровне проводятся научные исследования и технические разработки.
Нижний уровень - это база или основа, которая состоит из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды, благоприятствующей трансформации под цифровые технологии.
Один из важных блоков в фундаменте цифровой экономики - это блок регуляторики, посвященный вопросу, как описать новые сущности, возникающие в этой экономике, как конфигурировать взаимоотношения между участниками. К 2024 г. необходимо разработать и эффективно применять юрисдикцию, с одной стороны привлекающую инвесторов с точки зрения технологических инноваций, а с другой - защищающую интеллектуальную собственность, интересы и права владельцев данных, поддерживающую оборот данных в правильном режиме. В разработанной Минкомсвязи программе развития подробно рассмотрены второй и третий уровни.
Прогнозы экспертов и аналитиков свидетельствуют о том, что основами цифровой экономики России в 2024 г. (на конец действия программы «Цифровая экономика России») должны стать: развитая инфраструктура, грамотное ИТ-регулирование, национальные центры компетенции и цифровые платформы. Субъектам управления необходимо сделать так, чтобы регуляторная среда уже сегодня стала немного обгонять технические возможности участников экономики по инновациям [7]. В российском законодательстве в ближайшее время будет разработан и предусмотрен механизм «песочниц», либо заранее будут вводиться такие нормы, которые позволяют в момент появления технологии сразу начинать ее внедрение, заниматься инновациями.
Построение цифровой экономики требует не просто увеличения числа ИТ-специалистов, а выработки новых подходов к их подготовке. К моменту окончания действия программы «Цифровая экономика» на рынке кадров должно быть достаточно высококвалифицированных, отвечающих современным требованиям ИТ-специалистов. Таких специалистов потребуется в 10 раз больше, чем было выпущено студентов соответствующих специальностей в 2017 г. Цифровизация общества потребует также трансформации традиционных профессий, которая будет выражаться в дополнительном наборе компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Данные компетенции будут формироваться в процессе обучения в школах и вузах, при профориентации, повышении квалификации и переподготовке.
Среди положительных результатов внедрения программы «Цифровая экономика» отмечается устранение цифрового неравенства; во всех, даже труднодоступных, районах России появится связь. К 2024 г. в сфере инфраструктуры в России значительно изменится ситуация с Центрами обработки данных (далее - ЦОД). Действующие в современных условиях технологии, применяемые ЦОД РФ, сильно отстают от других стран. Например, два крупнейших по вычислительной мощности ЦОДа Китая превышают все мощности России. Мини-
стерством связи разрабатывается план развития ЦОДов, синхронизированных с инфраструктурой каналов передачи данных и с электрической инфраструктурой, а впоследствии возможен переход на облачные вычисления и хранилища. Консолидированные усилия будут направлены на то, чтобы к 2024 г. вся цифровая инфраструктура стала смарт-инфраструктурой, которая будет представлять собой не просто набор отдельных элементов, а сервисную платформу, которая предлагает набор цифровых полуфабрикатов, на базе которых можно создавать платформы. Одним из таких сервисов может быть, например, сервис электронной идентификации и аутентификации физических и юридических лиц.
В условиях цифровой трансформации количество опасностей, рисков и угроз, а также уровень сложности применяемых технологий с каждым годом будет только расти. В целях обеспечения киберустойчивости и кибербезопасности цифровой экономики России необходимо на уровне инфраструктуры (нижний уровень) внедрение управленческих решений, защищающих основополагающие элементы этой инфраструктуры от ключевых угроз.
На среднем уровне необходимо предусмотреть и гарантировать наиболее тесное взаимодействие между крупными национальными компаниями, исследовательскими коллективами, финансовыми институтами и стартапами. «Должны быть сформированы центры компетенции, центры трансферта технологий, которые аккумулируют вокруг себя и исследования, и финансирование, и национальных чемпионов для того, чтобы как можно быстрее новые идеи превращались в инновации и начинали реально работать в экономике» [7].
Принимая во внимание, что наше государство в некоторых отраслях имеет высокий уровень суггестивности на участников рынка, оно должно выступить в роли катализатора процессов трансформации. В программу аннексированы такие отраслевые направления, в пределах которых они будут действовать, как: здравоохранение, государственное управление, «умный» город, образование.
С целью развития цифровой экономики в стране к моменту окончания действия программы «Цифровая экономика» должна быть полностью сформирована ее основа. В результате трансформации в наиболее значимых отраслях появятся национальные лидеры в своих областях, которые станут операторами цифровых платформ. На базисе этих платформ будут генерироваться взаимодействия участников, которые не будут лимитированы в организации новых способов и форм взаимодействия друг с другом, а также в создании добавленной стоимости. Данные платформы должны выступить некими центрами притяжения для формирования соответствующих секторов экономики.
Россия уже сейчас живет в цифровой эре, что подтверждается количеством пользователей интернета. Наша страна находится на первом месте в Европе и на шестом - в мире [10]. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше - теперь
они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы. А количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг увеличилось в два раза только за один 2016 г. и достигло 40 млн человек.
Вместе с тем Россия пока не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям - уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2-3 раза ниже, чем у стран-лидеров. Доля государственных расходов и частных инвестиций в структуре ВВП также ниже, чем в странах-лидерах, а объем экспорта цифровых технологий меньше импорта в четыре раза.
Заметен ряд положительных тенденций. Один из важнейших показателей - объем цифровой экономики - в последние годы стремительно растет. Например, ВВП страны с 2011 по 2015 г. вырос на 7%, а объем цифровой экономики за тот же период увеличился на 59% - на 1,2 трлн руб. в ценах 2015 г. Это в 8,5 раз быстрее, чем рост остальных секторов экономики России.
В рамках цифровой трансформации предполагается:
• провести реинжиниринг всех ИС, после чего реализовать единый цифровой технологический процесс, оптимизированный по времени и ресурсам;
• осуществить переход на масштабируемую архитектуру на базе микросервисов.
В результате цифровой трансформации граждане будут получать качественные государственные услуги в режиме онлайн, а государство получит возможность планировать расходы в краткосрочной, среднесрочной и даже долгосрочной перспективе.
Одним из новых направлений цифровизации государственных органов выступает построение автоматизированного контроля качества данных, а также управление процессом внесения изменений в различные реестры данных, использование технологии блокчейн для организации взаимодействия с другими органами власти, применение элементов искусственного интеллекта при формировании прогнозов и планировании.
Необходимость задействовать качественное управление данными - еще одно важное направление деятельности. Требуется консолидировать все данные о жителях России, получающих государственные и бюджетные услуги, с созданием уникальной для каждого гражданина « золотой записи».
В контексте развития пользовательского интерфейса, т.е. внешней публичной части сайта в браузере (фронт-энда) и более активного вовлечения населения в процессы управления, целесообразно осуществлять до 50% от планового объема ремонта и благоустройства по итогам открытого голосования, а также усилить переход государственных органов в социальные сети путем создания пабли-ков и более активного информирования граждан.
Важным является и направление коммерциализации, в частности развитие системы платных услуг
♦-
на базе МФЦ. Развитие серверной части сайтов государственных органов (бэк-энда) также стоит на повестке дня, основные направления - создание системы управления кадрами, изменение системы набора кадров и повышение квалификации работников сферы управления, централизация и частичный аутсорсинг обеспечивающих бизнес-процессов, активное использование мобильных технологий с переходом всех служащих, работающих «на земле», на использование мобильных устройств.
Основные направления новой масштабной ИТ-стратегии включают: повышение надежности ИТ-систем, быстрый вывод продуктов на рынок, минимизацию доли ручного труда, повышение эффективности инвестиций и масштабный переход в цифровые каналы. В рамках миграции государственных органов в цифровое пространство уже создана целевая архитектура, которую необходимо правильно выстроить, определить подходы, которые будут использоваться.
Существует также направление цифровой трансформации, в рамках которого реализуются инновационные пилотные проекты. Эти проекты впоследствии планируется включить в существующую технологическую политику, тем самым ускоряя применение инновационных технологий в стандартных управленческих решениях, например пилотирование биометрии, предполагающей идентификацию клиентов по голосу и по лицу. Впоследствии возможно применение двойной идентификации с использованием данной технологии на наиболее рискованных операциях. В этом случае сначала будет проводиться стандартная идентификация, а потом по желанию клиента может быть подключена еще и биометрия.
Развитие цифровых технологий играет все большую роль в предоставлении государственных услуг. Возможности, которые стоят за дальнейшим развитием цифровых технологий, заставляют правительства, компании и отдельных потребителей адаптироваться к новой реальности. В этих условиях со стороны государства требуется пересмотреть процесс оказания государственных услуг. «Потребитель становится не просто объектом, поглощающим воздействие со стороны государства в виде оказанных государственных услуг. Он трансформировался в равноправного государству субъекта, для которого важно качество оказываемых государственных услуг, выдвигающего свои требования и ожидающего соответствия качества государственных услуг этим требованиям» [4, с. 92].
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровая трансформация предполагает эволюционное развитие, но есть переломные изменения в концепции ИТ-архитектуры: в противовес обычной сервис-ориентированной архитектуре планируется возможность использования микросервисной архитектуры, которую можно назвать ключевой с точки зрения масштабируемости и быстроты вывода продуктов на рынок. Переломным является и внедрение двухскоростного ИТ, а также пилотирование цифровых решений.
1. Восемь регионов преодолели 70-процентную отметку по доле граждан, зарегистрированных в ЕСИА от20.12.2017. URL: http://d-russia.ru/vosem-regionov-preodoleli-70-protsent nuyu-otmetku-po-dole-grazhdan-zaregistrirovannyh-v-esia.html (дата обращения: 05.02.2018).
2. Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ от 08.09.2017. URL: http://tadviser.ru/a/119311 (дата обращения:
23.11.2017).
3. Единый портал государственных и муниципальных услуг России www.gosuslugi.ru 2018/02/01 14:35:55. URL: http://tadviser.ru/a/53612 (дата обращения: 11.02.2018).
4. Земскова И.А. Качество государственных услуг в цифровой экономике // Базис. 2017. № 2 (2). С. 92-98. URL: www.engels.ruc.su/science/basis/.
5. Земскова И.А. Факторный анализ качества государственных услуг // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2016. № 6. С. 48-51.
6. Кадомцева С.В., Манахова И.В. Современная парадигма социально-экономического развития. Часть II. Цифровая трансформация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 9-13.
7. Козырев А. Какой будет цифровая экономика России в 2024 году? Цифровая экономика России от 2018/01/16 18:10:17. URL: http://tadviser.ru/a/343848 (дата обращения:
23.03.2018).
8. Коломыченко М. Правительство утвердило планы по цифровой экономике на 520 млрд руб. от 18.12.2017 года. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/18/12/2017/ 5a37b95d9a7947457322c9f4 (дата обращения: 30.01.2018).
9. Объем платежей через Единый портал госуслуг в 2017 году превысил 30 млрд рублей. URL: https://gu.nnov.ru/news/ gosuslugi/2018/01/29/1010.html (дата обращения: 31.01.2018).
10. Отчет «Цифровая Россия: новая реальность». URL: https://apptractor.ru/info/analytics/otchyot-tsifrovaya-rossiya-novaya-realnost.html (дата обращения: 15.03.2018).
11. Тимофеев АГ., Лебединская О.Г. Бизнес-аналитика в условиях цифровой трансформации государственного и корпоративного управления // Управление экономическими системами. 2017. № 9. URL: http://uecs.ru/uecs-103-1032017/ item/4532-2017-09-19-11-54-48.