Научная статья на тему 'Повышение социальной доступности лекарственных средств в условиях современного фармацевтического рынка России'

Повышение социальной доступности лекарственных средств в условиях современного фармацевтического рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОЛИГОПОЛИЯ ДИСТРИБЬЮТОРОВ / СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА / PUBLIC HEALTH / RUSSIAN PHARMACEUTICALS MARKET / DISTRIBUTOR OLIGOPOLY / MARKET SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белецкий Дмитрий Игоревич

На основе анализа современного фармацевтического рынка в статье обоснованы предлагаемые критерии формирования списка важнейших лекарственных средств и сформулированы предложения по повышению его социальной доступности. Методологической базой исследования стала авторская сегментация рынка по таким параметрам, как эластичность спроса, воздействие на общественное здоровье, относительная дороговизна лекарств из одной терапевтической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Affordability of Pharmaceuticals in the Environment of the Modern Russian Pharmaceuticals Market

With the assessment of the Russian pharmaceutical market specifics and based on the market segmentation an approach to increase affordability of pharmaceuticals to the public is suggested. Methodological foundation of the research is comprised of a pharmaceutical market segmentation introduced by the author. It is based on such parameters as demand elasticity, impact on public health, relative expensiveness in its therapeutical class.

Текст научной работы на тему «Повышение социальной доступности лекарственных средств в условиях современного фармацевтического рынка России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 6

Д.И. Белецкий1,

соискатель экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

РЫНКА РОССИИ

На основе анализа современного фармацевтического рынка в статье обоснованы предлагаемые критерии формирования списка важнейших лекарственных средств и сформулированы предложения по повышению его социальной доступности. Методологической базой исследования стала авторская сегментация рынка по таким параметрам, как эластичность спроса, воздействие на общественное здоровье, относительная дороговизна лекарств из одной терапевтической группы.

Ключевые слова: общественное здоровье, российский фармацевтический рынок, олигополия дистрибьюторов, сегментация рынка.

With the assessment of the Russian pharmaceutical market specifics and based on the market segmentation an approach to increase affordability of pharmaceuticals to the public is suggested. Methodological foundation of the research is comprised of a pharmaceutical market segmentation introduced by the author. It is based on such parameters as demand elasticity, impact on public health, relative expensiveness in its therapeutical class.

Key words: public health, russian pharmaceuticals market, distributor oligopoly, market segmentation.

Лекарственные средства являются важной частью медицинского обслуживания населения. Фармацевтический рынок же, являясь неотъемлемой частью системы здравоохранения, призван обеспечивать эффективное удовлетворение спроса населения на лекарства, а также способствовать инновационному развитию отрасли. На сегодняшний день ключевыми проблемами российского рынка лекарственных средств являются: высокий процент потребления импортных лекарств, ограниченная доступность качественных лекарственных средств широким слоям населения, низкий уровень НИОКР в области фармацевтики. Проблемы, присущие системе здравоохранения, часто связывают с ее недофинансированием. Действительно, как показано в отчете за 2006 г. Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о финансировании здравоохранения по странам, Россия занимает 71 место по совокупным расходам на здравоохранение (государственным и частным) на душу населения.

1 Белецкий Дмитрий Игоревич, тел.: +7 (916) 678-85-93; e-mail: Dmitry.beletskiy@ gmail.com

Совокупные расходы на душу населения в России в 2006 г. составили 367 долл., в Украине — 160 долл., в Японии — 2759 долл., в Великобритании — 3332 долл., в Канаде — 3917 долл., в США — 6719 долл.2 Таким образом, объем расходов на здравоохранение в США почти в 18 раз превышает уровень аналогичных расходов в России. Подобная ситуация предполагает, что России предстоит долгий путь по повышению общественного здоровья до уровня западных стран. Однако если рассматривать такие параметры общественного здоровья, как продолжительность жизни и младенческая смертность, то оказывается, что США не достигли наилучших результатов по этим показателям. Поэтому помимо столь необходимого роста объемов финансирования охраны здоровья в России необходимо учитывать и уровень развития, и эффективность организационных элементов системы здравоохранения, т.е. принимать во внимание, какую отдачу эти средства могут принести.

В аспекте лекарственного обеспечения россиян эта задача связывается прежде всего с удовлетворением спроса населения на базовые лекарства, рекомендованные ВОЗ. Однако механизмы фармацевтического рынка РФ не позволяют полностью обеспечить существующий спрос, даже с учетом государственной поддержки. Целью данной статьи является подготовка предложений по совершенствованию действующей структуры фармацевтического рынка, направленных на повышение социальной доступности лекарственных средств населению. Учитывая главенствующую роль рыночных механизмов в лекарственном обеспечении населения, необходимо провести анализ фармацевтического рынка в контексте их социально-экономических свойств, а также учесть факторы формирования спроса и предложения на лекарства.

Государственное регулирование фармацевтического рынка в настоящее время обсуловливается такими его характеристиками, как слабая информированность населения в вопросах необходимого лечения, производство благ с положительными внешними эффектами и информационная асимметрия, связанная с рекламно-мар-кетинговой деятельностью фармацевтических компаний. При обеспечении некоего уровня общественного здоровья, связанного с доступностью фармацевтических товаров и услуг широким слоям населения, единственным критерием для принятия решения должно являться состояние здоровья, вне зависимости от платежеспособного спроса. В этих целях в РФ закреплено конституционное право каждого гражданина на медицинскую помощь.

2 World Health Statistics 2009. Health expenditure ratios // WHO Website. 2009. URL: http://www.who.int/whosis/whostat/EN_WHS09_Tables.xls (дата обращения: 20.04.2009).

Одним из инструментов реализации этой цели является список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), дополненный лекарствами из программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)3. Существует несколько подходов по поддержанию спроса на лекарственные средства посредством вышеупомянутого списка. Во-первых, государство, выступая профессиональным покупателем, устанавливает максимальную торговую наценку на каждый конкретный препарат и закупает необходимое количество лекарств для обеспечения нужд малоимущих граждан. Во-вторых, чтобы охватить более широкие слои населения, для каждого конкретного заболевания может быть дана рекомендация по употреблению конкретного препарата и назначен некий объем средств, подлежащий возмещению. Врач с согласия пациента вправе назначить другое лекарство, но государство возмещает только ту часть расходов, которая не превышает стоимость рекомендованного им лекарства.

Возникает непростой вопрос: как определить, какие лекарства должны быть отнесены к списку основных? На наш взгляд, для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть лекарства с позиций их социально-экономических свойств. В самом общем понимании социально-экономические свойства фармацевтических товаров и услуг — это внешние эффекты, возникающие при их потреблении обществом. В широком смысле социальным свойством потребления лекарств является изменение общественного здоровья, экономическим — изменение человеческого капитала общества. Заметим, что эти свойства взаимосвязаны друг с другом. Следуя такому подходу, лекарства можно условно разделить на четыре класса в зависимости от их социально-экономической отдачи:

1) непатентованные лекарства из перечня ВОЗ «Основные лекарственные средства». Для каждого региона страны отдельные позиции списка могут меняться в зависимости от профиля заболеваний. Необходимым условием отнесения лекарства к этому классу является массовость их употребления либо жизненная необходимость. Суть лекарственных средств этого класса — обеспечение минимального уровня общественного здоровья;

2) прочие дженерики4, которые не попадают в первый список, как правило, безрецептурные. Прежде всего, это так называемые брендированные дженерики5. Их распространение связывается с маркетинговым продвижением конкретного бренда;

3 В дальнейшем если лекарства не указаны конкретно, то они будут для краткости называться основными лекарствами, а объединенные списки — списком основных лекарств.

4 Лекарственные препараты, вышедшие из-под патентной защиты.

5 К этому классу относятся так называемые «лайфстайл лекарства» (от англ. Lifestyle) для повышения комфорта жизни, например никотиновые пластыри, а также морально устаревшие лекарства, для замены которых существуют более эффективные дженерики.

3) инновационные лекарства с повышенной терапевтической эффективностью. Это патентованные лекарства, прежде всего для массового применения, радикально повышающие шансы на выживание в случае смертельных заболеваний6. Оценка их безопасности осложняется тем, что побочные эффекты могут оказаться сильно отложенными во времени. По аналогии с основными лекарствами обеспечение населения «блокбастерами» задает максимально достижимый уровень общественного здоровья;

4) лекарства с незначительным изменением терапевтической эффективности, как правило, с новой формой потребления7. К этому классу относятся как запатентованные лекарства, так и широкий спектр дженериков в новой лекарственной форме, которые активно продвигаются на рынке. «Большое число "дополнительных" патентов (на способ получения активного вещества или на лекарственные формы) приводит к тому, что даже по истечении срока действия первоначального патента вывести дженерик на рынок РФ не удается»8. Лекарства-клоны по сути являются издержками рыночного механизма на фармацевтическом рынке и своим появлением во многом обязаны значительным маркетинговым расходам. Но вместе с тем они представляют собой ценный индикатор, который сигнализирует об изменении спроса.

Изложенная выше классификация представлена в таблице.

Классы лекарств в зависимости от социально-экономической отдачи9

Лекарственные классы Патентный статус Высокая эластичность спроса Повышение общественного здоровья Высокая стоимость Рыночная структура

Основные дженерики - - + - Монополистическая конкуренция

Прочие дженерики - + - +/- Монополистическая конкуренция

Блокбастеры + - ++ + Монополия

Лекарства-клоны +/- + + + Олигополия

6 В общем понимании их можно называть «блокбастерами» — крайне востребованными инновационными лекарствами, объем продаж которых превышает 1 млрд долл.

7 На зарубежных рынках есть специальное название: me too drugs (в дальнейшем — лекарства-клоны).

8 Попов Д. Патентная экспансия в России // Ремедиум [электронный ресурс]. 2007. URL: http://remedium-journal.ru/arhiv/detail.php?ID=7882&phrase_id=1434381 (дата обращения: 20.03.2008).

9 В таблице используются следующие обозначения: «+» обозначает «да» или наличие свойства; «-» — нет или отсутствие свойства; «++» — значительное повышение общественного здоровья по сравнению с другими классами имеющими «+»; «+/-» — свойство не является характерным для данного класса товара.

Незначительные рыночные барьеры для появления новых фармацевтических компаний, оперирующих в сегменте основных дже-нериков, обусловливают возникновение монополистической конкуренции. Рыночная цена основных дженериков сравнительно невелика, так как в нее не включаются некоторые маркетинговые расходы, как в сегменте лекарств-клонов, или же амортизационные отчисления, связанные с предшествующими НИОКР, как в сегменте «блокбастеров».

В России спрос на основные лекарства удовлетворяется неполностью, в особенности среди малоимущих слоев населения, хотя их потребление позволяет повысить общественное здоровье при умеренном финансировании. Принимая во внимание вышеизложенные соображения, можно выдвинуть предложение, согласно которому российский список основных лекарств должен формироваться в первую очередь за счет основных дженериков. В условиях ограниченных объемов финансирования льготного сектора добавление тех или иных «блокбастеров» в этот список требует отдельного фармакоэкономического исследования по каждому наименованию и должно проводиться с учетом возможных скрытых побочных эффектов. Важно принимать во внимание и негативные последствия принципа остаточного финансирования при решении вопросов о добавление тех или иных «блокбастеров» в список основных лекарств, так как это может привести к «элитизации» доступа к качественным медикаментам, возникновению теневых отношений и развитию «черного рынка».

Сравнивая оптовые цены на лекарства у производителя и в ассортиментах дистрибьюторов на рынках Украины и России10, можно обнаружить, что цены в России существенно выше, а наценка на украинском рынке минимальна, что обусловлено острой ценовой конкуренцией между крупнейшими оптовыми поставщиками. На российском фармацевтическом рынке этот этап пройден, что позволяет сделать следующий вывод: текущее состояние отечественного рынка оптовых поставок хорошо описывается моделью олигополии с назначением цены, превышающей издержки. Таким образом, обращение основных дженериков не соответствует монополистической конкуренции. Причина этого состоит в том, что государственное регулирование цен на основные лекарства приводит к снижению рыночной власти производителей по сравнению с такими участниками, как аптечные сети и дистрибьюторы. Важно понимать интегральные особенности усиления рыночной власти дистрибьюторов.

10 См.: Артеменко С. Монополия. Кто не задумывается об этом сегодня, за того завтра подумают другие // Аптека. 2006. № 34 (555). С. 47—53.

6 ВМУ, экономика, № 6

81

Если рассмотреть наиболее развитые зарубежные фармацевтические рынки, то можно обнаружить такую закономерность: число оптовых продавцов, осуществляющих более 80% продаж, варьируется от 3 до 1011. Эта закономерность объясняется эффектом масштаба, который условно можно разделить на две составляющие: увеличение объема выручки и уменьшение предельных затрат (затрат на дополнительную единицу продукции).

Увеличение объема приводит к тому, что производители охотнее предоставляют скидки. Кроме того, увеличение объема торговли происходит не только количественно, но и качественно — расширяется ассортимент лекарственных средств. Стоит отметить, что даже самые ходовые медикаменты составляют лишь небольшую долю от общей выручки розничных сетей12, а когда дело доходит до менее популярных продуктов, зачастую приходится расширять список поставщиков, что напрямую ведет к росту издержек. С одной стороны, розничным сетям нет смысла платить несколько раз за доставку, если вся требуемая номенклатура лекарств содержится в ассортименте более крупного дистрибьютора, с другой — большое число клиентов у дистрибьютора гарантирует устойчивый спрос даже на редкие препараты.

Качество дистрибьютора определяется прежде всего оперативностью и дискретностью выполнения заказов. Под дискретностью понимается минимальный размер отгрузки лекарственных препаратов покупателю. Как уже упоминалось, розничным сетям часто требуются достаточно мелкие партии неходовых лекарств, а затраты на доставку десяти упаковок и сотни упаковок одинаковы. Вдобавок, чем плотнее сеть покупателей у дистрибьютора, тем эффективнее можно выстроить логистическую цепочку и тем мельче можно сделать минимальный объем поставок. Появляется возможность рентабельно обслуживать самых мелких клиентов. Таким образом, у крупного оптовика предельные издержки меньше. Создание эффективной системы складов существенно сокращает издержки (на транспортировку или аренду складов) и повышает оперативность выполнения заказов, но организация и ведение складского хозяйства рентабельны только для крупных поставщиков.

В итоге можно говорить о кумулятивном усилении конкурентных преимуществ: увеличение объема снижает предельные издержки и позволяет предоставлять более широкий спектр услуг, что в свою очередь привлекает новых клиентов, увеличивая объем продаж.

11 IMS Health (2006) Wbrld Mergeis and Acquisitions, 1999—2006 // IMS website. URL: http://www.imshealth.com/ims/portal/front/articleC/0,2777,6652_80528184_8032528202, 00.html (дата обращения: 20.11.2007).

12 По материалам маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт». 23 фев. 2009. URL: http://www.pharmexpert.ru (дата обращения: 21.03.2009).

Иными словами, экономические условия в оптовой торговле благоприятствуют укрупнению дистрибьюторов.

Лидеры оптовой торговли заинтересованы в работе с активно продвигаемыми лекарствами, спрос на которые наиболее высок, а на масштабную рекламную поддержку способны лишь крупнейшие производители. Принимая во внимание значительную долю импорта (не менее 75% потребляемых в России лекарств ввозится из-за рубежа13) в структуре российского фармацевтического рынка, сложившиеся отношения между крупными зарубежными производителями и российскими дистрибьюторами можно охарактеризовать как привилегированные.

Сохранение такой мотивации взаимодействия крупных дистрибьюторов и производителей снижает социальную доступность лекарств. Таким образом, успех государственной политики по повышению социальной доступности основных лекарств связан с обеспечением равного доступа всех производителей к каналам сбыта. Для этого необходимо проведение антимонопольной политики, направленной на снижение стремления крупных дистрибьюторов и фармацевтических корпораций к совместной работе, которая приводит к вытеснению мелких отечественных производителей. Первым шагом такой политики должно стать создание прозрачных и контролируемых критериев выбора максимальной торговой наценки в регионах. Актуальность данной проблемы для российского фармацевтического рынка подтверждается и многочисленными нарушениями, выявленными в ходе проверок порядка ценообразования на лекарства в более чем половине субъектов РФ14.

В заключение можно сказать, что развитие рыночных отношений на современном фармацевтическом рынке России сдерживается из-за малого стратегического горизонта планирования у участников рынка. Помимо финансового кризиса этому благоприятствует несовершенство государственного регулирования, в том числе законодательные пробелы в правовой и таможенной сферах. Увеличение горизонта планирования отодвинет проблему выживания организаций на второй план, повысит финансовую устойчивость организаций, а в совокупности с планируемыми протек-ционисткими мерами15 это может привести к переориентации

13 78% импорта в денежном выражении в 2008 г. (по материалам маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт». 23 фев. 2009. URL: http://www.pharmex-pert.ru (дата обращения: 21.03.2009)).

14 Росздравнадзор совместно с Генпрокуратурой проверил порядок ценообразования на лекарства в регионах // Пресс-релиз Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 17 авг. 2009. URL: http://rznrf. ru/?NewID=328&AttribID=53 (дата обращения: 30.09.2009).

15 Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года (экспертная площадка открытого обсуждения). URL: http:// www.pharma2020.ru/download/815.html (дата обращения: 20.11.2008).

дистрибьюторов на работу с внутренними производителями. В таком случае адекватная работа антимонопольных органов будет являться гарантом повышения социальной доступности лекарственных средств.

Список литературы

Артеменко С. Монополия. Кто не задумывается об этом сегодня, за того завтра подумают другие // Аптека. 2006. № 34 (555).

Попов Д. Патентная экспансия в России // Ремедиум [электронный ресурс]. 2007. URL: http://remedium-journal.ru/arhiv/detail.php?ID=7882& phrase_id=1434381

Материалы маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт». 23 фев. 2009. URL: http://www.pharmexpert.ru

Росздравнадзор совместно с Генпрокуратурой проверил порядок ценообразования на лекарства в регионах // Пресс-релиз Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 17 авг. 2009. URL: http://rznrf.ru/?NewID=328&AttribID=53

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года (экспертная площадка открытого обсуждения). URL: http://www.pharma2020.ru/download/815.html

IMS Health (2006) World Mergers and Acquisitions, 1999—2006 // IMS website. URL: http://www.imshealth.com/ims/portal/front/articleC/0,2777,6652_ 80528184_8032528202,00.html

World Health Statistics 2009. Health expenditure ratios // WHO Website. 2009. URL: http://www.who.int/whosis/whostat/EN_WHS09_Tables.xls

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.