Научная статья на тему 'Информационно-аналитические базы в области исследований фармацевтического рынка'

Информационно-аналитические базы в области исследований фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фармацевтические компании / информационные технологии / маркетинговые исследования / pharmaceutical companies / information technology / marketing research

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Р. Шопабаева, Р М. Блатов, С Б. Сыдыков, М Р. Бактыбаева, Н А. Чеботаренко

В статье представлен краткий обзор компаний, оказывающих консалтинговые услуги в области исследования фармацевтического рынка и предоставляющих информационно-аналитические базы данных фармацевтическим компаниям. На примере базы данных компании IMS Health был проанализирован объем фармацевтического рынка Республики Казахстан (РК) и сделаны выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION-ANALYTICAL DATABASE IN THE RESEARCH OF PHARMACEUTICAL MARKET

This article provides a brief overview about companies providing consulting services in research of the pharmaceutical market and presents information-analytical database of pharmaceutical companies. On the example database of IMS Health was analyzed the volume of pharmaceutical market in Republic of Kazakhstan, on the basis of which was made conclusions.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические базы в области исследований фармацевтического рынка»

Вестник КазНМУ, №5 - 2014 www.kaznmu.kz

УДК: 615.1:004:005.591.1(574)

А.Р. ШОПАБАЕВА1, Н.А. ЧЕБОТАРЕНКО2, Р.М. БЛАТОВ1, С.Б. СЫДЫКОВ1, М.Р. БАКТЫБАЕВА1

1 Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан,

модуль «Фармацевт-менеджер» 2 Международная Коалиция по безопасному и рациональному применению лекарственных средств (CoRSUM), эксперт

ВОЗ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

В статье представлен краткий обзор компаний, оказывающих консалтинговые услуги в области исследования фармацевтического рынка и предоставляющих информационно-аналитические базы данных фармацевтическим компаниям. На примере базы данных компании IMS Health был проанализирован объем фармацевтического рынка Республики Казахстан (РК) и сделаны выводы.

Ключевые слова: фармацевтические компании, информационные технологии, маркетинговые исследования.

Фармацевтический рынок — важнейший сектор экономики каждого государства, являющийся критерием экономического, социального развития общества и показателем уровня благосостояния населения. Развитая фармацевтическая

промышленность страны считается показателем высокой инновационности её экономики. Создание собственного фармацевтического производственного сектора является сложным, трудоемким и дорогостоящим процессом, но в то же время необходимым для обеспечения здоровья и национальной безопасности страны. За годы экономических преобразований в РК произошли коренные изменения фармацевтического сектора. Сформировалась новая система фармобращения -производитель, дистрибьютор, аптечное учреждение. Аптечные организации приобрели самостоятельность, появились крупные компании. Казахстанский рынок фармацевтической продукции развивается весьма динамично, но, по большей части, за счет импортной продукции [1, 2]. Отечественная фармацевтическая промышленность развивается во многом за счет поддержки государства [1].

В фармацевтической индустрии важное внимание уделяется анализу ситуации на фармацевтическом рынке, изучаются объемы продаж, динамика роста или падения продаж, государственные закупки лекарственных средств, доли отечественных и импортных препаратов и т.д. Аналитические базы по продажам препаратов необходимы для стратегического планирования и прогнозирования продаж, они позволяют оценить объем всего рынка, конкретного заболевания, отдельно взятых

фармакотерапевтических групп, определить наиболее востребованные препараты, ведущие

фармацевтические компании на рынке, долю розничного и государственного сегментов и т.д. Анализ фармацевтического рынка позволяет оценить эффективность принимаемых решений в этой индустрии. Так, например, в последние годы по данным IMS Health, на рынке и, особенно в сегменте государственных закупок РК наблюдается устойчивый рост продаж лекарственных препаратов отечественных производителей как в денежном, так и в натуральном выражении, что доказывает эффективность

законодательных мер, направленных на поддержку отечественных фармацевтических производителей. Информационные базы данных в РК представляют фармацевтическим субъектам такие консалтинговые компании как IMS Health, DSM Group, Nielsen [3]. Для рынка исследовательских компаний, предоставляющих аналитические данные фармацевтическим

производителям присущи тенденции конгломерации и слияния. Так, до 2008 г. одним из лидеров фармацевтического консалтинга российского рынка и рынка стран СНГ была компания RMBC, которая была приобретена крупнейшей международной компанией IMS Health, а в конце 2012 г. Компания IMS Health также приобрела активы, интеллектуальную собственность, включая данные, программные продукты и методологии российского центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» [3].

Американская компания IMS Health основана в 1954 году, IMS Health Russia — в 1992 году. IMS Health является одной из крупнейших в мире исследовательских компаний, ведущим поставщиком информации, услуг и технологических решений для отраслей здравоохранения, специализирующихся на фармацевтическом рынке, в частности, анализирует продажи 75% рецептурных препаратов в 100 странах мира. По объемам продаж ($1,96 млрд в 2006 году) IMS Health уступает лишь компании Nielsen ($3,7 млрд в 2006 году) [4]. Компания IMS Health ориентирована на контракты с мультинациональными компаниями, т.к. является международной, но также завоевала устойчивые рыночные позиции в работе с фармацевтическими производителями России и Казахстана.

Компания Nielsen - мировой лидер в области исследований поведения потребителей лекарственных средств. В отличие от IMS Health, Nielsen анализирует рыночную динамику в основном в розничном сегменте, поведение и предпочтения потребителей в более чем 100 странах мира. Компания Nielsen работает в России с 1989 года, начав свою деятельность с исследований закупок ЛС потребителей. Аудит розничной торговли открыт в конце 1993 года [4].

Маркетинговое агентство DSM Group создано в 1999 году. Два ключевых направления деятельности фирмы - маркетинговые исследования фармацевтического рынка России и рекламная поддержка компаний этой

www.kaznmu.kz

отрасли. C 2006 года DSM Group является членом ESOMAR (Европейская Ассоциация исследователей рынка и общественного мнения).

Отличительной особенностью ЦМИ «Фармэксперт», компаний RMBC, DSM Group по сравнению с другими международными компаниями, помимо различия в методологии является более низкая стоимость предоставления услуг фармацевтическим компаниям, что в большой степени предопределило лидерство на рынке в России и странах СНГ. Этот факт послужил предпосылкой для конгломерации с более крупными международными компаниями.

Объем фармацевтического рынка РК с прогнозом развития за 2014 - 2016 гг.

По данным компании IMS Health объем рынка РК в 2012 г. составил около 1,18 млрд. долларов, в 2013 более 1,33 млрд. долларов. Прогноз продаж на 2014 год, по-видимому, будет отрицательным, ввиду 19% девальвации в феврале 2014 г. [5], однако в пересчете на национальную валюту предполагается относительный рост объема продаж. В 2015 году в виду нестабильной мировой политико-экономической ситуации, а именно - мировой экономический кризис, ситуация на Украине, снижение стоимости нефти до 80 долларов за баррель в мире [6], дополнительных девальвационных рисков в Казахстане, ожидается, что рост фармацевтического рынка в денежном выражении будет незначительным, но по показателю продаж в упаковках, скорее всего, будет стагнация или даже снижение объема продаж. Данное предположение основывается на принятии и последующем исполнении Приказа № 356 «Об утверждении списка лекарственных средств, изделий медицинского назначении в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, подлежащих закупу у Единого дистрибьютора на 2015 -2017 годы». Согласно данному приказу, в связи с девальвацией и введением 5% таможенной пошлины, все цены на лекарственные средства на 2015 год в рамках ГОБМП в среднем увеличиваются на 28-30% [7]. Т.к. государственные закупки являются одним из основных двигателей роста фармацевтического рынка Казахстана, а на здравоохранение в целом бюджет в 2015 году будет сокращен из-за низких цен на нефть [8] то, скорее всего, при планируемом финансировании и росте цены за 1 упаковку, предполагается снижение объема продаж в упаковках в 2015 году и возможный пересмотр закупа в сторону более дешевых препаратов с целью обеспечения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи всех нуждающихся пациентов.

Тем не менее, в последующие годы прогнозируется положительный тренд продаж, ввиду роста экономики страны, повышения благосостояния населения и увеличения расходов на здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Рост фармацевтического рынка в основном был обусловлен ростом сегмента государственных закупок и доля этого сегмента была высокой - 45% в 2012 г., 46% - в 2013 г. (диаграмма 1). Эти данные подтверждают тот факт, что в Казахстане политика

здравоохранения направлена на поддержание здоровья населения и государственные приоритеты расставлены на максимальное обеспечение пациентов бесплатными лекарственными препаратами.

Рост фармацевтического рынка в РК из года в год стабильный и составляет 2х-значный показатель (за исключением прогноза на 2014 г.), что выгодно его отличает от мирового фармацевтического рынка и является характерной чертой динамично развивающихся рынков. Именно поэтому многие мультинациональные фармацевтические компании больше фокусируются на крупные развивающиеся рынки Китая, Индии, Бразилии, России и СНГ, т.к. в Европе и США рост фармацевтического рынка сравнительно медленный.

www.kaznmu.kz

Диаграмма 1 - Объем фармацевтического рынка РК, 2012-2016 г. [9]

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

Розничные продажи

Сегмент гос. финансирования

2012

2013

FC 2014

FC 2015

FC 2016

В таблице 1 представлены показатели роста рынка и объемов продаж на фармацевтическом рынке РК за 2012 -2013 гг. и прогнозы до 2016 г.

Таблица 1 - Объем фармацевтического рынка Республики Казахстан, 2012-2016 гг.

2012 2013 2014 2015 2016

Млн. USD 1 180 1 335 1 325 1 487 1 655

Рост всего рынка в % 31% 13% -1% 12% 11%

Рост сегмента гос. финансирования, в % 40% 17% -8% 15% 13%

Рост розничных продаж, в % 24% 10% 6% 10% 10%

На основании анализа объемов продаж фармацевтического рынка в РК можно сделать следующие выводы:

• рост валового внутреннего продукта (ВВП) РК является движущей силой роста фармацевтического рынка;

• увеличение расходов на здравоохранение более, чем на 4% от ВВП обеспечивает рост продаж и стабильно высокую долю государственных закупок в общем объеме рынка, за исключением финансового кризиса 2014 года, в связи с одномоментной девальвацией национальной валюты;

• для фармацевтических компаний в Казахстане регистрация инновационных препаратов для лечения хронических заболеваний, покрываемых за счет государственного бюджета, является актуальной и обоснованной, т.к. при получении доступа к рынку препараты могут закупаться в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, доля которого превышает 40%.

Таким образом, анализ фармацевтического рынка является одной из наиболее важных задач специалистов отдела маркетинга, т.к. именно на основании комплексного анализа принимаются решения о регистрации и выводе на рынок нового лекарственного препарата, устанавливаются краткосрочные и долгосрочные планы и прогнозы продаж, что в итоге определяет финансовое благополучие компании. Неправильно или недостаточно качественно проведенные исследования могут привести к издержкам компании, именно поэтому трудно переоценить актуальность использования информационно-аналитических баз и, в связи с этим практически у всех крупных фармацевтических компаний есть контракты с консалтинговыми компаниями. Совершенствование компьютерных технологий и инвестиции в улучшении качества предоставляемых баз данных является важной задачей исследовательских компаний и позволит фармацевтическим компаниям более тщательно подходить к прогнозам и выводам, основываясь на качественных данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2010 года № 791 «О Программе по развитию фармацевтической промышленности Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы».

2 Смаилова Г. Экспорт фармацевтической продукции: проблемы и перспективы // Вестник. - 2010.

3 Фармэксперт, рубрика «Фармацевтический маркетинг» IMS Health приобретает ЦМИ, http://pharmblog.ru/pharmmarketing/ims-health-priobretaet-cmi-farmekspert.html.

4 Коммерсант, Новости Консалтинга, http://www.b2bos.ru/news/27.

5 Газета Власть, Девальвация тенге: история свободного колебания, http://vlast.kz/article/devalvacija_tenge_istorija_svobodnogo_kolebanija-4357.html.

6 Байкенов А. Аналитика инвестиционной компании "Асыл-Инвест", «Казахстанские эксперты прогнозируют снижение цены на нефть до $80 за баррель», http://news.nur.kz/335876.html.

www.kaznmu.kz

7 Приказ Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан от 27 июня 2014 года № 356 «Об утверждении списка лекарственных средств, изделий медицинского назначении в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, подлежащих закупу у Единого дистрибьютора на 2015 -2017 годы».

8 Проект Закона РК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы».

9 База данных IMS, «Объем фармацевтического рынка РК, 2012-2016 г.».

А.Р. ШОПАБАЕВА1, Н.А. ЧЕБОТАРЕНКО2, Р.М. БЛАТОВ1, С.Б.СЫДЫКОВ1, М.Р. БАКТЫБАЕВА1

1 С.Ж. Асфендияров атындагы К,азак ¥лттыцмедицинауниверситеттщyHueepcumemi (Алматы к,, Цазакстан], "Фармацевт-менеджер"модулi 2 Халыкаралык Коалиция дэршк акы-щлдъщ каутсз жэне тuiмдi колданысына, денсаулык сактаудыщ дуниежузшк уйымыныщ сарапшысы

АЦПАРАТТЬЩ-ТАЛДАУ БАЗАЛАР ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК; БАЗАРДЫН, ЗЕРТТЕУ ОБЛЫСЫНДА

Тушн: Фармацевтикалык; компанияларга тушн: ма;алада компаниянын, кыска шолуы консалтинг кызмет ат;аруларды фармацевтикалык базардын, зерттеу облысында жэне усын- а;паратты;-талдау дерек;орларды усын. Баста мысалда дерек;ор компания IMS Health сарала - Каза;стан Республикасынын, тужырымдар кел-фармацевтикалык; базарынын, кeлемi болган.

ТYЙiндi сездер: фармацевтикалык компаниялар, а;паратты; технологиялар, маркетинг зерттеу.

A.R. SHOPABAEVA1, N.A. CHEBOTARENKO2, R.M. BLATOV1, S.B., SYDYKOV1, M.R. BAKTYBAEVA1

1 Asfendiyarov Kazakh National Medical University, (Almaty, Kazakhstan), module "Pharmacist Manager» 2 CoRSUM (Coalition for Rational and Safe Use of Medicines), expert WHO

INFORMATION-ANALYTICAL DATABASE IN THE RESEARCH OF PHARMACEUTICAL MARKET

Resume: This article provides a brief overview about companies providing consulting services in research of the pharmaceutical market and presents information-analytical database of pharmaceutical companies. On the example database of IMS Health was analyzed the volume of pharmaceutical market in Republic of Kazakhstan, on the basis of which was made conclusions.

Keywords: pharmaceutical companies, information technology, marketing research.

УДК 615.012.015-012

К.Д. ШЕРТАЕВА, Б.К. МАХАТОВ, Р.Е. БОТАБАЕВА, У.М. ДАТХАЕВ, О.В. БЛИНОВА, А.Р. ШОПАБАЕВА, С.В. ХИМЕНКО, С.К. ТУЛЕМИСОВ

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент, Республика Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ НОВОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ПРОДУКТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Восстановление и поддержание здоровья людей является характерной чертой фармацевтического рынка. АО «Химфарм» является лидером казахстанского производства фармацевтических препаратов (48 % отечественного производства медикаментов). Нами разработан план маркетинга по новым продуктам, который позволит современному фармацевтическому предприятию осуществлять свою деятельность с учетом своих возможностей и потребностей целевых рынков. Ключевые слова: фармацевтические компании, маркетинг.

Одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики является фармацевтический рынок, который продолжает динамично развиваться даже в период общего спада в мировой экономике. Темпы его роста составляют в среднем 6-11 % в год. Это обусловлено, прежде всего, специфичностью рынка, направленного на восстановление и поддержание здоровья людей [1].

В Казахстане за последние годы произошли коренные изменения фармацевтического сектора, приоритетом развития которого стали реформирование и наращивание собственной производственной базы на основе широкого внедрения стандартов GMP. Целью данных преобразований является обеспечение населения Казахстана безопасной, качественной и доступной лекарственной продукцией [2, 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.