Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок: структурные особенности в России'

Фармацевтический рынок: структурные особенности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5718
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ДИНАМИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ИНДЕКС ЦЕН НА МЕДИКАМЕНТЫ / ДИНАМИКА ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / STRUCTURE OF THE PHARMACEUTICAL MARKET / DYNAMICS OF THE PHARMACEUTICAL MARKET / DEPENDENCY UPON IMPORT / STATE REGULATION OF PRICE FORMATION / PRICE INDEX FOR MEDICINES / DYNAMICS OF PRICES FOR MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Б. И., Лин А. А., Орлов А. С.

В статье проанализирована структура российского фармацевтического рынка, динамика его развития. Определены его основные особенности, состоящие в высокой динамике роста объема рынка, продуктовой структуре, региональной дифференциации, организационной структуре, импортозависимости и ценообразовании на лекарственные препараты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical market and its structural specificities in Russia

The article analyzes the structure of Russian pharmaceutical market, the dynamics of its development, paying particular attention to the rapid increase of its volume, regional differentiation, specific organizational structure, dependency upon import, and price formation for medicines.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок: структурные особенности в России»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

Б.И. Соколов,

профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,

доктор экономических наук [email protected]

А. А. Лин

заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,

доктор фармацевтических наук, профессор

А.С. Орлов,

доцент кафедры экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,

кандидат фармацевтических наук

В статье проанализирована структура российского фармацевтического рынка, динамика его развития. Определены его основные особенности, состоящие в высокой динамике роста объема рынка, продуктовой структуре, региональной дифференциации, организационной структуре, импортозависимости и ценообразовании на лекарственные препараты.

Ключевые слова: структура фармацевтического рынка, динамика фармацевтического рынка, импортозависимость, государственное регулирование ценообразования, индекс цен на медикаменты, динамика цен на лекарственные препараты.

УДК 615.1/.4 ББК 52.8

Логическим продолжением анализа фундаментальных характеристик фармацевтического рынка как такового является исследование структурных особенностей фармацевтического рынка России [1; 2]. К важнейшим структурным особенностям отечественного фармацевтического рынка относятся: 1) динамичность роста объема рынка; 2) продуктовая структура; 3) региональная дифференциация; 4) организационная структура; 5) импортозависимость; 6) ценообразование на лекарственные препараты.

Место фармацевтического рынка в экономике России. Российский фармацевтический рынок занимает скромное место с точки зрения макроэкономических показателей народного хозяйства России (по данным Росстата в 2010 году чуть более 1% от ВВП), а расходы на медикаменты и медицинское оборудование составили 1,8% от потребительских расходов домашних хозяйств в том же году. Вместе с тем, в силу социальной значимости лекарств состояние лекарственного обеспечения является важным индикатором общественного благополучия.

Структурные особенности фармацевтического рынка зависят от исторически сложившейся системы здравоохранения в стране. В период радикальных рыночных реформ и последующие годы в России была создана новая модель организации здравоохранения, которая в настоящее время не может быть признана отвечающей мировым стандартам. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в июле 2012 года, 40% россиян считают положение дел в здравоохранении одной из главных национальных проблем [3]. Это также подтверждается независимыми оценками состояния здоровья россиян. Так, агентство Bloomberg опубликовало рейтинг стран по состоянию здоровья их населения, в котором Россия заняла 97-е место из 145. Ближайшие со-

седи России в рейтинге — Восточный Тимор (96 место), Ирак (98) и Украина (99). Рейтинг был составлен аналитиками агентства на основании данных Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка. Он учитывал такие параметры, как продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, курение и потребление алкоголя, физическая активность, лишний вес, уровень холестерина, давления, глюкозы, распространение ВИЧ и других заболеваний, а также уровень загрязнения окружающей среды. Как считает президент Национального агентства по безопасности пациентов Алексей Стар-ченко, низкое положение России в рейтинге свидетельствует об очень тревожной ситуации в российском здравоохранении. [3]. Главная причина создавшейся ситуации — хроническое недофинансирование здравоохранения, приведшее к падению уровня медицинского обслуживания, к низкому качеству медицинского оборудования и к недостатку кадров.

Динамичность роста объема рынка. Данные о динамике изменения объема российского фармацевтического рынка приведены на рис. 1.

Дифференциация данных, полученных из самых авторитетных информационных источников по вопросам развития российского фармацевтического рынка (ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group, ГК «Ремедиум»), объясняется применением различных методик сбора и обработки первичной информации. Это в свою очередь связано со спецификой статистического учета в сфере лекарственного обращения. Так, например, возникают трудности с количественным определением медикаментозной составляющей в товарообороте аптек, поскольку последние реализуют кроме лекарственных препаратов биологически активные добавки к пище, средства гигиены и лечебной косметики, изделия медицинского назначения и другие сопутствующие

х

2

а

12

§

о

S

CQ

Ф

г*

Л

§

0 >s s

Si

&

1

600 500 400 300 200 100

□ ЦМИ "Фармэксперт"

□ DSM Group

2005 2006 2007 2008 2009

233,6 290,3 321,4 405,5 498,7

255,1 332,5 365,5 458,0 538,0

2010

537,7

567,0

□ ГК "Ремедиум"

246,3

298,0 360,0

434,0 521,6 544,4

□ ЦМИ "Фармэксперт" □ DSM Group □ ГК "Ремедиум"

Рис. 1. Объем российского фармацевтического рынка, 2005-2010 годы.

Составлено по данным: ЦМИ «Фармэксперт» (www.pharmexpert.ru); DSM Group (www.dsm. ru); ГК «Ремедиум» (www.remedium.ru).

товары. Вместе с тем, дифференциация данных о темпах роста фармацевтического рынка из разных источников не велика. Различия соответствующих показателей составляют менее 0,1%.

Таким образом, с точки зрения объемных показателей российский фармацевтический рынок развивается достаточно динамично. За последние пять лет по данным ГК «Ремедиум» его объем увеличился в 2,2 раза, в то время как объем мирового фармацевтического рынка вырос в 1,4 раза [4, с. 23].

Продуктовая структура. Одной из особенностей российского фармацевтического рынка является его структура по группам АТС-классификации, связанная со структурой заболеваемости населения и применяемыми в России методами лечения [1]. Как следует из данных, приведенных в табл. 1, наибольшие доли в стоимостных показателях приходятся на АТС-группы (А) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ», (1_) «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и (и) «Противомикробные препараты для системного использования», которые составляет соответственно 16,40%, 12,69% и 11,63%, в то время как на мировом фармацевтическом рынке лидируют (С) «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы», (Ы) «Препараты для лечения

заболеваний нервной системы» и (А) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» [5].

Если судить об объемах реализации по натуральным показателям, то в России лидируют АТС-группы (Ы) «Препараты для лечения заболеваний нервной системы», (А) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» и (И) «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы», доли которых составляют соответственно 18,60%, 16,45% и 11,61%. Такое отличие между структурой продаж лекарственных препаратов по группам АТС-классификации, рассчитанной в стоимостных и натуральных показателях, объясняется особенностями заболеваемости и различиями в уровнях цен на лекарства, применяемых для лечения разных нозологий [2].

Региональная дифференциация российского фармацевтического рынка. Особенностью российского фармацевтического рынка является значительная дифференциация его макроэкономических показателей по федеральным округам (ФО) и отдельным субъектам Российской Федерации.

Как следует из данных табл. 2, объемы фармацевтического рынка по 8 федеральным округам России распределены неравномерно. Так, на долю Центрального ФО приходится 35,2% всего российского фармацевтического рынка, в то время как на долю Северо-Кавказского ФО — лишь 3,3%. Сильную региональную дифференциацию имеют и показатели среднедушевого потребления лекарств в целом и по отдельным сегментам фармацевтического рынка. Среднедушевое потребление лекарств в Центральном ФО в 2,66 раза превышает аналогичный показатель в Северокавказском ФО, в том числе в розничном сегменте — в 2,62 раза, в госпитальном сегменте — в 2,68 раза, в сегменте льготного лекарственного обращения — в 2,84 раза.

Еще более явно выражены различия в макроэкономических показателях фармацевтического рынка по отдельным субъектам России. Если в Москве среднедушевое потребление лекарств по всем сегментам фармацевтического рынка составляет

Таблица 1

Структура российского фармацевтического рынка по группам АТС-классификации в 2011 году

АТС-группы 1-го уровня Доля в стоимостных показателях, % Доля в натуральных показателях, %

А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ 16,40 16,45

_: Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы 12,69 1,44

и: Противомикробные препараты для системного использования 11,63 10,22

Ы: Препараты для лечения заболеваний нервной системы 11,09 18,60

С: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы 9,85 9,12

И: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы 8,91 11,61

В: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь 8,30 7,84

М: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы 5,45 5,05

в: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны 4,91 1,44

D: Препараты для лечения заболеваний кожи 3,53 9,10

[-]: Препараты, не имеющие АТС-группы 2,83 5,31

S: Препараты для лечения заболеваний органов чувств 1,90 2,19

V: Прочие лекарственные препараты 1,16 0,61

Н: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) 1,13 0,61

Р: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты 0,23 0,41

Составлено и рассчитано по данным: Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года: аналитический отчет. — URL: http:// www.dsm.ru/analytics/2011 (дата обращения: 24.07.2012)

Таблица 2

Макроэкономические показатели фармацевтического рынка по федеральным округам России

Федеральный округ Население, чел. (по данным на 01.01.2011) Объем фармацевтического рынка в ценах конечного потребления, млн долл. США Потребление на душу населения, долл. США

по всем сегментам фармацевтического рынка в розничном сегменте фар-мацевтичес-кого рынка в госпитальном сегменте фармацевтического рынка в сегменте льготного лекарственного обеспечения

Центральный 38 456 865 6193,37 161,05 116,93 16,85 27,27

Приволжский 29 880 413 3214,16 107,57 84,15 7,66 15,77

Сибирский 19 249 798 2042,22 106,09 81,11 7,33 17,65

Северо-Западный 13 593 512 1897,67 139,60 107,08 9,54 22,99

Уральский 12 089 111 1565,32 129,48 102,73 10,08 16,67

Южный 13 853 722 1306,19 94,28 70,72 7,63 15,93

Дальневосточный 6 283 711 806,07 128,28 99,67 10,38 18,24

Северо-Кавказ- ский 9 507 004 575,01 60,48 44,61 6,28 9,59

Россия в целом 142 914 136 17600,01 123,15 93,06 10,50 19,59

Составлено и рассчитано по данным: Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года: Специальный выпуск. — М.: Ремедиум, 2011. — С. 12-14.

294,69 долл., в том числе в розничном сегменте — 205,68 долл., в госпитальном сегменте — 40,46 долл., в сегменте льготного лекарственного обращения — 48,55 долл., то в Псковской области аналогичные показатели соответственно равны 36,74 долл., 16,74 долл., 4,95 долл. и 15,05 долл. [7, с.12-14]. Таким образом, среднедушевое потребление лекарств по всем сегментам фармацевтического рынка в Москве больше, чем в Псковской области в 8 раз, в том числе в розничном сегменте — в 12,29 раза, в госпитальном сегменте — в 8,17 раза, в сегменте льготного лекарственного обращения — в 3,23 раза.

Организационная структура российского фармацевтического рынка. Организационная структура фармацевтического рынка в России (рис. 2) имеет существенные отличия от других продуктовых рынков по причине того, что система лекарственного обеспечения исторически и логически всегда была организационно и структурно тесно связана с конкретной системой здравоохранения. Также особенностью организационной структуры фармацевтического рынка в России является важная роль государства и обязательного медицинского страхования в лекарственном обеспечении населения.

Спецификой отечественного фармацевтического рынка являются государственные закупки лекарственных препаратов для льготного обеспечения отдельных категорий граждан. Необходимость системы льготного лекарственного обеспечения возникла в период формирования рыночных отношений. В 1994 г. Правительством РФ было принято Постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами» от 30.07.1994 № 890, в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями лекарственные средства по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50% скидкой). Причиной введения льготного лекарственного обеспечения было то, что значительная часть населения России оказалась за чертой бедности, и резким ростом цен на лекарства, который сделал их экономически недоступными для значительных слоев населения. Вместе с тем, система льготного лекарственного обеспечения, сформировавшегося в 1990-е годы, не была подкреплена соответствующим финансированием и эффективным администрированием. В связи с этим в 2005 г. была предложена и впоследствии начала реализовываться модель дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Она предполагала: а) развитие системы адресной социальной поддержки населения; б) осуществление перехода на новый порядок финансирования мер по социальной поддержке льготных категорий населения; в) реализацию мер по повышению доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.

В современных условиях лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан разделяется на два направления: 1) региональные закупки для обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС); 2) централизованные закупки лекарственных средств для лечения высокозатратных

нозологий (ВЗН): гемофилия; муковисцидоз; гипофизарный нанизм; болезнь Гоше; миелолейкоз; рассеянный склероз; после трансплантации органов и (или) тканей.

Закупки (как централизованные, так и региональные) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2010 г. 73% закупок в денежном выражении проведено в форме запроса котировок, 18% — через электронные аукционы и 9% непосредственно методом аукциона [4, с. 88]. В 2010 г. на государственные закупки по программам ОНЛС/ВЗН было израсходовано 80,8 млрд руб., что составило 14,25% от объема всего российского фармацевтического рынка [6]. Объем государственных закупок является важным фактором влияющим на динамику объема фармацевтического рынка России. Так, например, высокие темпы роста фармацевтического рынка в 2008 г. (25%) и в 2009 г. (17,5%) объясняются, в первую очередь, увеличением государственных закупок по программам ОНЛС/ВЗН.

Импортозависимость. Важнейшей особенностью российского фармацевтического рынка является его импортозависимость, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис. 3.

На отечественном фармацевтическом рынке превалируют в стоимостном выражении импортные препараты, доля которых составляет 78%. Во всех секторах (розничные продажи, госпитальный сегмент, государственные закупки по программам ОНЛС/ВЗН) доля импортных препаратов оказывается равной не менее 70%. Следует особо отметить, что финансовые средства бюджетов всех уровней, предназначенные для государственных закупок медикаментов, затрачиваются в основном на приобретение импортных лекарств (по программе ОНЛС — 88%, а по программе ВЗН еще больше — 93%), то есть за счет средств российских налогоплательщиков финансируются зарубежные фармацевтические производители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности ценообразования на лекарственные препараты. В настоящее время официальные данные о динамике ценовых изменений на фармацевтическом рынке предоставляет Росстат. В отечественной государственной статистике медикаменты, включающие как лекарственные препараты, так и изделия медицинского назначения, являются одной из групп непродовольственных товаров. До последнего времени перечень медикаментов, используемых для формирования потребительского набора, включал в себя 25 наименований. В настоящее время он расширен до 45 позиций. Учитывая, что на фармацевтическом рынке России обращается более 18 тыс. зарегистрированных лекарств, то объективность результатов изучения динамики ценовых изменений вызывает некоторые сомнения. Тем не менее, в отсутствии другой официальной информации на рис. 4 представлены данные Росстата о динамике изменения индекса потребительских цен (ИПЦ), индекса цен на непродовольственные товары и индекса цен на медикаменты в России в 1995-2011 гг.

339

Отечественные производители Зарубежные производители

субстанций ЛС субстанций ЛС

Дистрибьюторы

ж ш. ^ » Отечественные Зарубежные

производители лекарственных производители лекарственных

препаратов препаратов

*4 \

Медицинские

организации

Рис. 2. Организационная структура, денежные и товарные потоки на российском фармацевтическом рынке

Обозначения:

денежные потоки товарные потоки

Рис. 3. Доля отечественных и импортных препаратов на российском фармацевтическом рынке в целом и его отдельных сегментах, в 2010 г., в стоимостных (оптовые цены) и натуральных показателях, %

Составлено и рассчитано по данным: DSM Group (www.dsm. ru); ГК «Ремедиум» (www.remedium.ru).

231,3 121,8

216.3 117,8

268.4 133,6

2000 2001 2002 2003

120,2 118,6 115,1 112

118.5 112,7 110,9 109,2

116.5 102,1 115,1 107,2

2006 2007 2008 2009 2010

109 111,9 113,3 108,8 108,8

106 106,5 108 109,7 105

102,9 105,5 116,4 117,6 97,2

□ Индекс потребительских цен

□ Индекс цен на медикаменты

□ Индекс цен на непродовольственные товары

Рис. 4. Общий ИПЦ, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на медикаменты в Российской Федерации, 1995-2011 гг.

Источник: Об индексе потребительских цен в декабре 2011 года. — ии_: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/ d03/1.htm (дата обращения: 28.07.2012)

Как следует из данных, приведенных на рис. 4, до 2000 г. цены на медикаменты росли более высокими темпами, чем цены на группу непродовольственных товаров. Особенно это касается раннего периода, включая 1996 г., когда индекс цен на медикаменты значительно превышал индекс цен на непродовольственные товары. Характерно, что в 1997 г., в период, когда конкуренция на российском рынке существенно возросла, первый показатель вплотную приблизился ко второму. В 1998-1999 гг., при высоких темпах инфляции, они также были достаточно близки, но индекс цен на медикаменты превосходил индекс цен на непродовольственные товары. В 2000 г. на фоне второй волны усиления конкуренции (особенно в группе товаров широкого традиционного спроса, к которой принадлежат медикаменты, включенные в потребительский набор) рост цен на медикаменты впервые оказался меньше, чем на непродовольственные товары и ИПЦ в целом. В 2001 г. ситуация усугубилась и темпы роста цен на медикаменты оказались рекордно низкими: в целом за год они увеличились всего лишь на 2,1%. В 2002 г., в связи с введением НДС на лекарственные средства, индекс цен на медикаменты вновь превысил показатели индекса цен на непродовольственные товары и сравнялся с общими пока-

зателями инфляции — 115,1%. Сравнение с предыдущим годом свидетельствует о том, что на установление цен в этот период основное влияние оказало введение косвенного налога. В 2003 г. индекс цен на медикаменты составил 107,2% и оказался ниже индекса цен на непродовольственные товары. Однако этот показатель оказался все же достаточно высоким, поскольку 2003 г. был отмечен действием стимулирующих цены факторов (введение нового порядка сертификации и переход в расчетах по импортируемым товарам на евро). 2004-2006 гг. в этом смысле были достаточно стабильными, поэтому динамика цен на медикаменты — в силу действия факторов конкуренции — опять, как и в 2001 г., оказалась весьма умеренной (102,3% ,103,2% и 102,9% соответственно). В 2007 г. рост цен на медикаменты был также небольшим — 105,5%. А вот в 2008 г. и в 2009 г. индекс цен на медикаменты стал существенно превышать значение индекса цен на непродовольственные товары — соответственно на 8,4% и 7,9%. В условиях разворачивающегося мирового финансовоэкономического кризиса возросли социальная напряженность и недовольство россиян подорожанием лекарственных препаратов, что привело к соответствующей реакции Правительства РФ и принятию жестких мер по сдерживанию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), предусмотренные постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». В дальнейшем законодательной основой государственного регулирования цен на лекарственные препараты стал Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ. В соответствии с ним было принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», в котором были определены механизмы государственного регулирования цен на лекарственные препараты. В настоящее время механизм государственного ценового регулирования на фармацевтическом рынке включает в себя:

— утверждение Правительством РФ Перечня ЖНВЛП (в действующем Перечне насчитывается 569 международных непатентованных наименования (МНН) лекарственных препаратов [1]);

— государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;

— ведение реестра цен;

— установление органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим предельные зарегистрированные.

Как следует из данных, приведенных на рис. 4, в 2010 г. впервые в современной России цены на медикаменты снизились на 2,8%, в то время как индекс цен на непродовольственные товары составил 105 %, а ИПЦ — 108,8%. Однако уже в 2011 г. цены на медикаменты снова существенно выросли — на 6,3%, а соответствующий индекс цен оказался больше ИПЦ. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что меры государственного регулирования цен на лекарственные препараты имели краткосрочный эффект. По данным проведенных нами локальных исследований товарооборота некоторых фармацевтических организаций Санкт-Петербурга в 2010 г., в его структуре произошли изменения, характеризующиеся уменьшением доли лекарственных препаратов, в первую очередь, с регулируемыми ценами и увеличением доли биологически активных добавок к пище, предметов гигиены, лечебной косметики и прочих товаров аптечного ассортимента. Это свидетельствует о недостатках действующего механизма государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке и необходимости его дальнейшего совершенствования.

Таким образом, можно констатировать, что спецификой современного фармацевтического рынка России является значительная роль государства в сфере ценообразования на лекарственные препараты и наличие механизма жесткого, но недостаточно эффективного регулирования цен.

Рассмотренные особенности российского фармацевтического рынка позволяют перейти к анализу состояния и тенденций развития его основных секторов и сегментов.

0

184,4

136,5

111,7

110,9

Литература

1. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 1. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 372-376.

2. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 2. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3. — С. 322-326.

3. Итоги реформ // Expert Online. 17 августа 2012 // http://expert.ru/2012/08/17/itogi-reform.

4. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года: Спец. вып. — М.: Ремедиум, 2011. — 120 с.

5. Хмелевский И. Фармацевтический мир: что преподносит год минувший?. — URL: http://www.apteka.ua/article/14933 (дата обращения 24.07.2012).

6. Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года: аналитический отчет. — URL: http://www.dsm.ru/analytics/2011 (дата обращения: 24.07.2012).

7. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года. — М.: ЦМИ «Фармэксперт», 2011. — 177 с.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

А.Н. Шибалко,

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

[email protected]

В статье раскрыта актуальность проведения кластерной экономической политики и ее особенности в Российской Федерации на современном этапе перехода от ресурсодобывающей к инновационной экономике. Рассмотрены особенности организации фармацевтических кластеров в России и роль государства в данных процессах.

Ключевые слова: кластер, региональная экономика, инновационная экономика, фармацевтический кластер, холдинговые компании, фармбезопасность

УДК 334.025 ББК 653

Формирование конкурентной промышленной политики России на ближайшую перспективу связано с необходимостью учета мировых тенденций развития экономики, обусловленных процессами глобализации. В мировой промышленности, наряду с глобальной конкуренцией на рынках товаров, капитала, технологий и рабочей силы, идут процессы глобальной интеграции и, что не менее важно, фундаментальной и долгосрочной кооперации и партнерства промышленности с разработчиками новой продукции, поставщиками и потребителями.

Российская промышленность принимает вызовы, связанные с новыми технологическими изменениями, касающимися, в числе прочего, разработки и эффективного использования новейших достижений в области биотехнологий и генной инженерии, информационных технологий и нанотехнологий, создания материалов с принципиально новыми свойствами, в том числе в здравоохранении и в других высокотехнологичных сферах. При этом следует учитывать, что адекватный ответ на эти вызовы требует повышения качества профессиональных кадров, их навыков и умений действовать в условиях перехода к инновационной экономике.

Рассматривая современное состояние фармацевтической отрасли России, следует указать на наличие следующих системно обусловленных проблем:

• Хроническое технологичное отставание России от западных стран на всех этапах жизненного цикла фармацевтических средств (от их разработки до реализации и применения).

• Преобладающее использование и производство недостаточно рентабельных, воспроизведенных ранее известных прототипов лекарственных средств (дженериков), а не внедрение инновационных продуктов (требующих значительных капиталовложений и временных затрат).

• Несовершенство законодательства в сфере регистрации сертификации фармацевтических препаратов.

• Недостаточное количество фармацевтических предприятий, система качества которых сертифицирована по международным стандартам вМР и ^О серии 90001.

На российской территории в настоящее время функционируют 630 иностранных компаний, поставляющих препараты примерно с 1200 промышленных площадок, разбросанных по всему миру, в то время, как количество фактически действующих отечественных заводов — немногим больше 350. При этом, несмотря на динамичный рост лекарственного рынка (достигавший в предкризисные годы 20% ежегодного прироста), доля российской продукции на нем ежегодно снижается на 1-2% (Денисенко Е. Перепрыгнуть разрыв // Эксперт «Северо-Запад». — 2011. — №13 (4-10 апреля). — С. 18-19.).

Наличие данных проблем рассматривается научной общественностью и рядом политиков не только в качестве факторов, характеризующих состояние фармацевтической отрасли, но и в качестве обстоятельств, создающих проблемы для национальной безопасности (для чего используется термин «фарм-безопасность»).

Как свидетельствует мировой опыт, в развитых странах мира кластерная форма организации предприятий фармацевтической отрасли. Так, в США действует около десяти фармацевтических и биотехнологических кластеров.

В Великобритании создано три крупных кластера и четыре создается в настоящее время. При этом государством выделено около 3 млрд долл. для поддержки новых кластерных инициатив.

В Германии создано четыре кластера. Государственная поддержка новых кластерных инициатив составила (в 2001-2005 гг.) около 900 млрд долл.

Во Франции создано десять центров биотехнологий (кластеров), а также восемь центров генетических исследований. Государственная поддержка этих инициатив оценивается в размере 500 млн долл.

34 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.