Научная статья на тему 'Исследование современного фармацевтического рынка России'

Исследование современного фармацевтического рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2545
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РОССИИ / ИМПОРТ / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ЛОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СУБСТАНЦИЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / DRUGS / THE PHARMACEUTICAL MARKET IN RUSSIA / IMPORT / HIGH DRUG DEPENDENCE ON IMPORT / DOMESTIC MANUFACTURERS / FOREIGN MANUFACTURERS / THE LOCAL PRODUCTION OF SUBSTANCES / THE STRATEGY OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Екатерина Алексеевна, Сутягин Валерий Семенович

Работа посвящена анализу одной из ключевых проблем фармацевтического рынка России проблеме высокой лекарственной импортозависимости. В рамках статьи проанализировано состояние фармацевтического рынка России. его структура и затраты на здравоохранение; обозначены предпосылки к реализации программы импортозамещения и основные проблемы, тормозящие осуществление данной программы; обозначены основные пути внедрения программы импортозамещения в рамках Стратегии развития фармацевтической промышленности и проблемы, связанные с этим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up to Date Russian Pharmaceutical Market Investigation

The article is devoted to the analysis of one of the key problems on the pharmaceutical market in Russia high drug dependence on import. The article analyzes the Russian pharmaceutical market, its structure and healthcare costs; preconditions for the program of import substitution and the main problems which inhibit the process of program implementation are indicated; key areas of its introduction in the Strategy of pharmaceutical industry development and the problems associated with it are denoted.

Текст научной работы на тему «Исследование современного фармацевтического рынка России»

'Ъыкова, 3-С- Сутагин.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ65

Состояние фармацевтического рынка (рынка лекарственных препаратов) не только определяет состояние здоровья населения, но и играет весьма существенную роль в формировании значимых параметров социально-экономического развития национального хозяйства. Так, удельный вес медикаментов и лекарственных средств в структуре розничного товарооборота вырос с 0,7% в 1990 г. до 3,6% в 2009 г., или до 527,5 млрд. руб. в фактических ценах. Это вполне сопоставимо с такими позициями, как легковые автомобили - 696,4 млрд. руб., мясо -612,7 млрд. руб., продукты из мяса - 567,9 млрд. руб. [1, с. 536], доля расходов на медикаменты и медицинское оборудование в структуре общих потребительских расходов домашних хозяйств, также выросла с 1,2% в 2002 г. до 1,7% в 2009 г., что сопоставимо с долей расходов на алкогольные и безалкогольные напитки - по 1,7%, рыбу и морепродукты, текущее содержание и ремонт жилого фонда - по 2,0%, бытовую технику - 1,4%, образование - 1,5% и т.п. [1, с. 202]. Существенное место занимают лекарственные средства в импорте РФ (7,1 млрд. долл., или 4,1% общего объема ввоза в 2009 г. [6]).

Согласно имеющимся оценкам, динамика российского фармацевтического рынка характеризуется высокими темпами роста (табл. 1).

Данные, приведенные в табл. 1, позволяют сделать следующие выводы:

• российский фармацевтический рынок достаточно остро реагирует на изменение общеэкономической ситуации в стране, о чем свидетельствует его динамика в периоды финансово-экономических кризисов 1998-1999 гг. и 2008-2009 гг. Снижение динамики реализации лекарственных средств в эти годы, на наш взгляд, непосредственно связано с динамикой реальных доходов населения в соответствующие периоды;

65 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00421 а).

296

Таблица 1

Темпы изменения объемов продаж фармацевтических товаров

г. г. г. г. г. г. г. г. г. г.

Показатель 40 ^ 8 ^ о о 5 о 40 о о 8 о ^ о

9 9 9 0 0 0 0 0 0 0

1 1 1 2 2 2 2 2 2 2

Объем продаж

в фактиче-

ских ценах,

долл., % к

1996 г. 100 124 97 84 151 211 291 338 452 396

в фактиче-

ских ценах,

долл., % к

предыду-

щему году 124 79 110 130 140 138 116 134 88

в фактиче-

ских ценах,

руб. 188 158 132 130 117 120 120 125 130 130

в сопостави-

мых ценах,

руб. 100 139 101 122 113 115 120 121 115 96

Источник: [2, 6].

• на фоне исключительно высокой зависимости объема отечественного рынка лекарственных препаратов от импорта существует его непосредственная связь с динамикой курса национальной валюты по отношению к доллару США. Об этом свидетельствует сравнение показателей погодовой динамики продаж в долларах и рублях, а также динамика цен на лекарства. Наиболее высокий их рост на протяжении рассматриваемого периода наблюдался в 1998, 1999 и 2009 годах - 131%, 210% и 135% соответственно. Это сопоставимо с масштабами девальвации рубля, в свою очередь, снижению курса доллара в 2003, 2004, 2006, 2007 годах соответствуют минимальные темпы роста цен на фармтовары на внутреннем рынке. Следует также обратить внимание на наличие годичного запаздывания между курсом и ценами на фармтовары, что связано с особенностями заключения контрактов на поставки;

• на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается рост цен на лекарственные препараты, о чем свидетельствуют показатели динамики в фактических и сопоставимых ценах. Однако этот рост был ниже темпов инфляции в стране. За период 1996-2009 гг. цены на лекарства выросли в 5,5 раз при общем росте потребительских цен в 9,6 раза. Не последнюю

297

роль в этом, очевидно, сыграла особая социальная роль данной группы товаров.

На этом фоне, однако, современное состояние системы достойного обеспечения населения страны лекарственными средствами далеко неудовлетворительное. Об этом свидетельствуют как содержание публикаций на страницах профессиональных изданий и средств массовой информации, а также то внимание, которое уделяется этой проблеме органами государственного управления, активно принимающими соответствующие законодательные акты, концепции, программы и т.п.

Основная проблема здесь состоит в формировании условий устойчивого обеспечения необходимыми и доступными лекарствами всех слоев населения. Это, в частности, затрагивает проблемы формирования соответствующей ресурсной базы фармацевтического рынка, и степени доступности (прежде всего ценовой) предложений, формирующихся на рынке.

В этой связи представляется целесообразным остановиться на институциональной структуре современного фармацевтического рынка России (ответить на вопрос, как лекарства поступают к населению). Кроме того, необходимо исследовать источники поступления лекарственных препаратов на отечественный рынок.

На практике эти два обстоятельства на фармацевтическом рынке РФ весьма тесно переплетаются, обусловливают друг друга и являются существенными для его функционирования.

Институциональная схема функционирования фармацевтического рынка России. Рассматривая фармацевтический сектор через призму рыночных отношений, можно сказать, что в качестве основных игроков на российском фармацевтическом рынке функционируют следующие субъекты: зарубежные и отечественные производители - сегмент «производство»; дистрибьюторы - сегмент «ди-стрибьюция»; аптечные учреждения - сегмент «коммерческая розница» (на начало 2009 г. в стране насчитывалось 12113 аптек и аптечных магазинов, 10268 аптечных киосков и пунктов); больничные учреждения - сегмент «госпитальный сектор».

Органы государственной власти и органы системы здравоохранения являются координаторами работы всех участников цепочки производства и потребления. Специальные ведомства осуществляют:

• контроль цен, по которым зарубежные производители ввозят лекарства,

• контроль уровня наценок дистрибьюторов,

• контроль отпускных цен на лекарства в аптечных учреждениях,

• контроль качества фармацевтической продукции и т.д.

298

Население РФ, представленное на рисунке как конечный потребитель лекарственных препаратов, получает доступ к ним из двух источников: через аптеки, непосредственно совершая покупку лекарственных средств или получая лекарственные средства по льготному рецепту, и через больничные учреждения. В аптечные и больничные учреждения лекарства поставляют дистрибьюторы, которые работают с производителями лекарственных средств: отечественными заводами или компаниями, представляющими зарубежных производителей. Дистрибьюторы могут осуществлять работу с зарубежными производителями напрямую, минуя представительство.

Рисунок. Схема поступления лекарственных средств населению РФ

В правовом плане рассматриваемый рынок регулируется прежде всего Федеральным законом РФ «Об обращении лекарственных средств» (2009 г.), а также такими документами, как «Концепция развития здравоохранения до 2020 г.» (2009 г), «Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 г.».

В 2005-2007 гг. действовала государственная программа «Дополнительного лекарственного обеспечения» (ДЛО), ориентированная на поддержку низкодоходных категорий населения за счет льготных цен на лекарства. С 1 января 2008 г. она была разбита на две подпрограммы: «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами» (ОНЛС), финансируемую на региональном уровне, и Федеральную программу «Семь высокозатратных нозологий» (ВЗН), финансируемую из федерального бюджета для закупки дорогостоящих препаратов при лечении семи особо тяжелых заболеваний.

В целях координации деятельности и защиты интересов отечественных производителей лекарственных средств создана и функционирует Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей (АРФП).

Ресурсная база российского фармацевтического рынка. Отечественное производство. На начало 2008 г. в РФ насчитывалось око-

299

ло 600 предприятий, имеющих лицензию на производство лекарственных средств, из которыгс только около 300 непосредственно поставляли свою продукцию на рынок. При этом на долю 10 наиболее крупныгс заводов в стоимостном измерении приходилось более 30% выпускаемых в стране лекарств. Реальный объем потребления в стране лекарств, производимых национальной отраслью, составляет не более 10-15% в денежном и не более 50-60% в натуральном выражении, вследствие более низких цен на отечественные препараты.

Производство значительной части лекарственных препаратов отечественной фармацевтической промышленностью на рубеже XX-XXI вв. значительно сократилось (табл. 2.) [1, с.413]

Таблица 2

Производство отдельных видов лекарственных препаратов

Показатель 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г.

Антибиотики, т 4672 1256 328 209

Витамины, т 4327 635 5,3 330

Салициловые препараты, т 5209 21 537 -

Сульфаниламидные производные, т 2438 1 - -

Кровезаменители и плазмозамещающие

средства: млн. ампул 72,4 29,1 30,2 16,5

млн. упаковок 55,8 26,6 31,4 37,4

Противотуберкулезные препараты:

млн. ампул 93,1 16,1 9,4 4,2

млн. упаковок 7,2 28,5 14,8 17,1

Болеутоляющие, жаропонижающие и про-

тивовоспалительные средства:

млн. ампул 39,5 286 269 299

млн. упаковок 441 757 684 868

При анализе динамики выпуска отдельных лекарственных препаратов имеет место значительное колебание по годам. Так, если в 2000 г. в стране было произведено 717 тыс. флаконов лекарств для лечения сахарного диабета, то в 2002 г. - 11 тыс., в 2003 г. - 253 тыс. Аналогично, если в 2006 г. было произведено 0,7 млн. флаконов средств для лечения онкологических заболеваний, то в 2007 г. - 0,1 млн., а в 2008 г. - 1,5 млн. [1, с. 413].

Реальное состояние российской фармацевтической промышленности может охарактеризовать ситуация в области производства субстанций для производства лекарственных средств. За период с 1992 по 2008 г. объем производства фармацевтических субстанций в РФ равномерно сокращался с 18 тыс. т до порядка 2 тыс. т.

В настоящее время российская фармацевтическая промышленность использует около 8 тыс. усл.т субстанций в год, из которых

300

около 1,7-1,9 тыс. усл. т производят российские предприятия. Доля высокотехнологичных субстанций (более 6 стадий синтеза) составляет 35% (в том числе 15%, произведенных в РФ) в количественном выражении и 34% (в том числе 5%, произведенных в РФ) в денежном, а доля биотехнологических соответственно - 39% в денежном выражении, из которых в РФ производится всего 2%. Образующийся дефицит закрывается импортом субстанций. При этом основными странами, из которых происходят поставки на российский рынок, являются Китай и Индия (суммарно около 70% от всего импорта субстанций в 2007 г.). Для сравнения, в 1992 г. в России производилось 272 наименования фармацевтических субстанций общим объемом около 17 тыс. усл. т. При этом удовлетворение потребности производства лекарственных средств на внутреннем рынке в разных группах составляло от 70 до 100%. Кроме того, значительная часть производимых субстанций экспортировалась.

Российская фармацевтическая отрасль практически не представлена на международных рынках. Экспорт готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций из РФ в 2007 г. составил около 6 млрд. рублей, это - менее 0,04% общемирового объема продаж фармацевтической продукции [2]. Во многом экспорту отечественных лекарственных средств мешает отсутствие стандартов, гармонизированных с международными правилами, которые регулируют производство и контроль качества лекарственных средств и являются обязательными для фармацевтической промышленности

По итогам первого полугодия 2009 г. на российском фармацевтическом рынке было реализовано 1,33 млрд. упаковок готовых лекарственных средств, произведенных в РФ, на общую сумму 35,9 млрд. руб. (1,1 млрд. долл.). Оборот отечественных производителей в денежном выражении составляет лишь 1/5 всего российского фармацевтического рынка в денежном выражении, тогда как в натуральном выражении - 64,6%.

В конечном итоге к настоящему моменту российские фармацевтические корпорации потеряли более трети своей доли на рынке лекарственных препаратов (табл. 3).

Основным каналом реализации готовых лекарственных средств для отечественного фармацевтического производства, как и в целом для рынка, является коммерческая розница. По итогам первого полугодия 2009 г. свыше 72% общего объема производимых медикаментов в России реализовано через аптеки, 21% объемов продаж приходилось на больничные закупки; доля российских компаний в госпрограммах («Дополнительного лекарственного обеспечения», федеральные закупки) остается незначительной (7%).

301

Таблица 3

Доля российских производителей на отечественном рынке лекарственных средств, %

Год Доля рынка российских производителей

1999 58

2000 57

2001 30

2002 20

2008 18

2009 19

Источник: IMS Health, ЦМИ «Фармэксперт»

Если в начале 2000 г. в десятку крупнейших производителей, присутствующих на российском рынке лекарственных препаратов, входило три отечественных предприятия, то к началу 2003 г. осталось только одно. С тех пор, ситуация кардинально не изменилась. По итогам первых шести месяцев 2009 г. лидер отечественного производства Фармстандарт занимает пятое место в совокупном рейтинге ведущих корпораций на российском рынке. Ближайшие к лидеру отечественные компании Стада-Нижфарм, Валента (Отечественные лекарства) и Верофарм - члены Ассоциации Российских Фармацевтических Производителей - находятся в третьем десятке списка. В табл. 4 [4] представлены десять ведущих российских предприятий, производящих лекарственные препараты. Из числа 335 российских компаний, чьи препараты реализовывались в первые шесть месяцев 2009 г., первые десять аккумулируют порядка 44% продаж.

Постоянным фактором ослабления положения на рынке отечественных производителей является то, что они не могут обеспечить необходимую номенклатуру лекарственной продукции. Оригинальные импортные препараты для большинства населения недоступны по цене, а российские - практически не производятся в связи с отсутствием исследовательской и производственной базы, позволяющей создавать новые конкурентные препараты, сопоставимые по технологической уникальности с разработками ведущих мировых фармацевтических компаний. Таким образом, российская фармацевтическая промышленность основывается на производстве старых препаратов и дженериков.

Анализ показывает, что рынок отечественных лекарственных средств значительно монополизирован. Доли участников рынка, начиная с третьего десятка не превышают 1% общего объема продаж, мелким компаниям нелегко выдерживать конкуренцию. По прогнозам некоторых

302

экспертов, список отечественных компаний (их более 300) может в ближайшее время значительно поредеть [4].

Таблица 4

Рейтинг первыгс десяти отечественных корпораций по объему лекарственных препаратов продаж по итогам 1 полугодия 2008 и 2009 г.

Место в рейтинге Корпорация Доля в общем объеме продаж, % Темпы прироста к 2008 г., %,

(в рублях)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.

1 1 Фармстандарт ОАО {АРФП} 17,24 17,48 12,5

2 3 Стада-Нижфарм {АРФП} 4,98 4,84 17,2

3 2 Валента { АРФП} 3,84 5,06 -13,6

4 4 Верофарм ОАО {АРФП} 3,49 3,62 10

5 7 Биосинтез ОАО (Пенза) 3,10 1,99 77,8

6 6 Акрихин ХФК ОАО

{АРФП} 3,07 2,93 19,4

7 5 Микроген НПО 2,52 3,48 -17,6

8 8 Синтез АКО 2,25 1,92 33,6

9 11 Ферон ООО 1,56 1,53 16,6

10 12 Фарм-Синтез ЗАО (Москва)

{АРФП} 1,55 1,27 39,2

ИТОГО 44,12 43,60

Основной сегмент производимые отечественные лекарственных средств - это дженерики, т.е. те, у которые действующее вещество (субстанция) вышло из-под патентной защиты. С одной стороны, производство дженериков в России на настоящий момент находится на стадии активного роста (среднегодовой темп прироста 2004-2008 гг. составил 24,8%). По итогам первые трех кварталов 2009 г. объем реализации дженериковых копий возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 22,3% в рублевом эквиваленте, существенно опережая по темпам роста другие сегменты рынка (оригинальные препараты рост -11,3%; традиционные препараты - 14,3%). С другой - производство дже-нериковых препаратов становится все более затруднительным ввиду усиления патентного контроля. Все это делает российских производителей крайне уязвимыми перед импортом, особенно учитывая тот факт, что немногие российские предприятия сегодня полностью соответствуют международному стандарту ОМР64. Привести в соответствие с ОМР удалось лишь отдельные технологические линии на предприятиях в РФ. Рынок сбыта российских производителей лекарств ограничивается Россией и странами СНГ, поскольку ассортимент и качество продукции не позво-

64 Стандарт GMP («Good Manufacturing Practice») — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевыа добавок и активныгх ингредиентов.

303

ляют занять достойные позиции на внешних рынках. Более того, и внутри страны препараты российского производства постепенно вытесняются в область потребительских групп с наименьшими доходами. В этих условиях изменение ситуации на российском секторе фармацевтического рынка определяется, в первую очередь, динамикой уровня жизни и, как следствие, изменениями в потребительских предпочтениях.

Зарубежные производители на российском фармацевтическом рынке. Зарубежные производители, как уже отмечалось, занимают значительную часть рынка лекарственных средств в России (табл. 5)

Таблица 5

Сегментация российского рынка лекарств по стране производителя, %

Страна 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Россия 15 16 16 16 17 18 19

Западная Европа,

США, Канада,

Япония. 47 50 55 59 58 59 58

Восточная Европа 18 16 15 14 14 13 14

Индия 5 5 4 4 4 4 4

Прочие 15 13 10 7 7 6 5

Источник [5].

Несмотря на некоторое сокращение в 2009 г. доля продажи препаратов производства Западной Европы, США, Канады и Японии составляет больше половины от общего объема реализации импортных лекарств в коммерческом сегменте. Удельный вес российских препаратов в связи с ростом объемов производства в рассматриваемый период несколько вырос. Они по-прежнему составляют значительную долю продаж в натуральном выражении, однако по причине относительно низкой стоимости их доля не превышает 19% оборота в деньгах.

Исторически импорт для России - источник оригинальных и инновационных препаратов. Практически все реализуемые в коммерческом сегменте оригинальные препараты были разработаны и произведены за границей. Аналогичная ситуация характерна и для рецептурных препаратов. В структуре продаж рецептурных лекарств на долю зарубежных препаратов приходится 83% рынка, тогда как на долю отечественных -лишь 17%. В структуре потребления препаратов, отпускаемых без рецепта (ОТС лекарства) во многом ситуация схожа: ввозимые ОТС лекарства аккумулируют 72% аптечного рынка.

304

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, зарубежные препараты пользуются стабильныш спросом, поэтому объемы потребления импортныгс лекарственных средств растут умеренными темпами. Так, в рейтинге производителей по объему реализации в аптечном секторе ведущие позиции стабильно удерживают крупнейшие мультинациональные компании.

Дистрибьюция лекарственных средств. В 2008 г. оптовые продажи медикаментов и химико-фармацевтической продукции составили 1,3 млрд. руб., или 4% оборота оптовой торговли. Если иметь в виду, что доля продаж всех продовольственных товаров (включая алкоголь и пиво) в обороте организаций оптовой торговли составляла в этом году 11,2%, то можно сделать вывод, что оптовый сегмент играет существенную роль в функционировании российского фармацевтического рынка.

В последние несколько лет для дистрибьюторского звена (субъекта оптовой торговли), как и для всех участников российского фармацевтического рынка, быши характерны общие тенденции развития. Позиции крупнейших национальные оптовыгс компаний продолжают укрепляться, отмечается расширение деятельности оптовиков коммерческого сегмента в секторе больничных закупок.

Более того, одним из показателей динамичного развития сектора и наращивания производства является тот факт, что российские фармдист-рибьюторы продолжают обзаводиться собственными производствами. Так, производства уже есть у владельцев крупнейших российских фарм-дистрибьюторов - ЦВ Протек и СИА Интернейшнл.

Расстановка основных сил на фармрынке кардинально не менялась. По данным аналитического агентства ЦМИ «Фармэксперт», в 2008 г. совокупная доля двух лидеров рынка ЦВ Протек и СИА Ин-тернейшнл в общем объеме продаж лекарственных средств составила порядка 35% (табл. 6) [4].

В последние годы в секторе дистрибьюции возник ряд проблем, обусловленных высокой степенью зависимости от зарубежных поставок. Контракты, заключенные в конце 2008 г. в валюте, для дистрибьюторов значительно подорожали, что в конечном итоге привело к росту цен на импортные лекарства в аптеках. За первые шесть месяцев 2009 г. в среднем стоимость лекарства на аптечных полках выросла на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала 2009 г. в результате девальвации рубля, повлекшей значительное удорожание импортных лекарственных средств, сфера фармдистрибьюции оказалась не только под влиянием изменяющейся рыночной конъюнктуры, но и под пристальным вниманием регулирующих государственных органов.

305

Таблица 6

Доли крупнейших оптовых компаний в общем объеме продаж на фармацевтическом рынке РФ за 2008 г., %

Наименование компании Доля дистрибьютора на фармрынке

ЦВ Протек 17,82

СИА Интернейшнл 17,82

Катрен НПК 11,27

РОСТА 11,04

Аптека - Холдинг 4,92

Р-Фарм 4,82

Биотэк 4,01

Генезис 3,16

Морон 2,73

Хелс М 1,67

Итого ТОП 10 79,21

Известно, что розничные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛС) регулируются законом: отпускные цены и размер торговых надбавок зафиксированы в рублях приказами местных органов управления здравоохранением и обновляются не реже, чем раз в год. Эти препараты должны быть обязательно включены в ассортимент аптек. В первом полугодии 2009 г. реализация ЖНВЛС обеспечила 40% оборота аптечных предприятий (в 2007 г. -42%; в 2008 г. - 40%). Дистрибьютор оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, при формировании торговой надбавки необходимо не только учитывать текущую высокую закупочную цену, но и, по возможности, компенсировать понесенные ранее потери на обесценивании национальной валюты; с другой - необходимо соблюдать пределы наценок, в первую очередь при формировании цен на ЖНВЛС. При этом ситуацию усугубляет наличие высокой конкуренции в первой «пятерке» дистрибьюторов.

В связи с осознанием необходимости государственного вмешательства в процесс регулирования отпускных цен был предложен новый законопроект об обороте лекарственных средств. Законопроект предполагает, что максимальная наценка для всей товаропроводящей цепочки, включая розницу, не должна превышать 30%. В частности, на оптовое звено отводится всего 10%. В связи с этим, крупнейший российский фармдистрибьютор ЦВ Протек решил перейти на прямые поставки лекарств из-за рубежа, минуя одно из звеньев товаропроводящей цепочки в виде российских «дочек» западных производителей. Дистрибьютор предлагает им оставить себе

306

надбавку в размере 1% не только на лекарства из списка ЖНВЛС, но и вообще на все препараты.

Некоторые выводы. В результате проведенного анализа продажи на современном российском фармацевтическом рынке России можно охарактеризовать следующими структурными параметрами (по состоянию на 2009 г.):

• по рецептурному статусу: 62% - по рецепту, 38% - без рецепта;

• по патентному статусу: 67% - дженерики и традиционные препараты, 33% - оригинальные и инновационные препараты;

• по каналам реализации: 72% - розничный рынок, 17% - дополнительное лекарственное обеспечение, 11% - госпитальные закупки;

• по стране производства: 81% - иностранные производители, 19% - отечественные производители.

Высокая импортозависимость российского фармацевтического рынка «снежным комом» порождает проблемы во всех своих сегментах: в коммерческом секторе, в больничных закупках и ДЛО, в Федеральных программах ВЗН и ОНЛС, в секторе дистрибьюции, в сегменте производства. Государственные органы управления в сфере здравоохранения понимают необходимость контроля данного социально значимого рынка и пытаются производить некоторые управляющие воздействия.

Российский фармацевтический рынок отличается высокой долей традиционных лекарственных средств - дженериков и преобладанием безрецептурных препаратов. Сегмент оригинальных и инновационных препаратов, рецептурных препаратов долгое время оставался свободной незанятой нишей, и с начала 1990-х годах это поле заняли зарубежные производители. На существующую структуру спроса сильно повлияла длительная изоляция российского рынка от мирового. Динамика смены поколений препаратов как в сфере производства, так и в сфере реализации оказалась ниже, чем на мировом фармацевтическом рынке. В развитых странах основные расходы на покупку лекарственных средств возложены на систему обязательного медицинского страхования; в России система медицинского страхования достаточно слаба, и львиная доля расходов на лечение возложена на плечи конечных потребителей - населения. В силу невысокого уровня платежеспособного спроса населения традиционные дженерики пользуются повышенным спросом, так как они заметно дешевле современных лекарств.

Одна из главных проблем фармацевтической промышленности России состоит в том, что в настоящее время продукция всего лишь нескольких фармацевтических предприятий полностью соответствует международным стандартам качества, что значительно снижает конкурентоспо-

307

собность, ограничивает перспективы выхода на внешний рынок, а также возможность привлечения иностранных инвестиций.

На большей части отечественных предприятий производственные мощности задействованы в среднем наполовину. Но даже в случае полной загрузки мощностей, отечественные производители способны удовлетворить спрос рынка не более чем на 80%. Выпуск ряда лекарственных препаратов невозможен ввиду отсутствия соответствующих технологий и профессиональных кадров. Доходы населения растут, вместе с ними растет спрос на лекарства и, прежде всего, дорогостоящие высокоэффективные, в основном, импортные. В связи с этим перед российскими производителями все острее встает проблема конкуренции.

Литература и информационные источники

1. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010.

2. www.www.imshealth.com

3. Обзор фармацевтического рынка России. Департамент консалтинга группы ИНЭК.

4. ЦМИ Фармэксперт.

5. Паутова Е.А., Денисова М.Н. Фармацевтический рынок России в 2009 г. М.: Ремедиум, М°5, апрель 2010.

6. www.gks. т

7. Здравоохранение в России. М.: Росстат, 2009.

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.