Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ'

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ И МЕТОДИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ / CAREER GUIDANCE / SCHOOL OLYMPIADS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / CAREER GUIDANCE ACTIVITY / CAREER GUIDANCE MODEL AND TECHNIQUE / CAREER GUIDANCE INTENSIFICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Людмила Алексеевна

Рассмотрен процесс профессиональной ориентации школьников в ходе проведения предметных олимпиад, охарактеризованы его основные этапы. Определены механизмы и инструменты повышения роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании. Представлена педагогическая модель совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников на обучение в образовательных организациях России. Предложена методика реализации этой модели на основе комплекса профориентационных мероприятий и педагогической технологии интенсификации профориентации.The process of professional orientation of schoolchildren during the subject Olympiads is considered, its main stages are characterized. The mechanisms and tools for increasing the role of career guidance of participants in school olympiads in their further education are determined. The pedagogical model of improving the process of career guidance of participants in school olympiads to study in educational institutions of Russia is presented. A methodology for the implementation of this model on the basis of a set of career guidance measures and pedagogical technology of career guidance intensification is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ В ИХ ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»

Р01: 10.25586/RNU.HET.19.10.P.47 УДК 373

Л.А. Абрамова,

Московский государственный педагогический университет

Повышение роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании и профессиональном самоопределении

В рамках современной образовательной парадигмы педагогический процесс предполагает применение знаний в деятельности и развитие профессионально важных качеств обучающихся.

Олимпиады, проводимые в нашей стране для школьников, отвечают требованиям современной образовательной парадигмы. На этих олимпиадах участникам предоставляется возможность не только проверить свои знания, но и познакомиться с нормами и ценностями той образовательной организации, на базе которой она проводится. В ходе олимпиад, как правило, создается оптимальная среда для взаимодействия с представителями талантливой молодежи, чье развитие во многом происходит на основе использования цифровых информационных технологий, выступающих в качестве пространства их личностного и профессионального самопознания и самоопределения.

Актуальность данной статьи определяется противоречиями в организации и содержании профессиональной ориентации, направленной на привлечение участников олимпиад к поступлению в образовательные организации, где проводятся олимпиады школьников. Назовем два из этих противоречий.

Во-первых, это несоответствие между высокими требованиями, предъявляемыми к поступающим,

© Абрамова Л.А., 2019

Московский педагогический государственный университет

и мотивацией школьников к обучению в конкретной образовательной организации. Вспомним, кстати, что зачастую участники олимпиады поступают в иные образовательные организации, а не в те, на базе которых проводилась олимпиада.

Во-вторых, это привлечение школьников к участию в олимпиадах в основном путем предоставления льгот при поступлении в высшие учебные заведения России и дополнительных грантов для призеров олимпиад [4, 6], вне и помимо реаль-

ного содействия самоопределению в выборе профессии и создания условий для усиления заинтересованности школьников в поступлении в образовательные организации, являющиеся организаторами олимпиад.

Под олимпиадой школьников понимается состязание учащихся средних учебных заведений, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин [8]. В свете ст. 77 Федерального закона «Об образовании в Российской Фе-

ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА АБРАМОВА

аспирант Московского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогика. Автор 8 опубликованных научных работ. Электронная почта: mila.voronkova@mail.ru

Рассмотрен процесс профессиональной ориентации школьников в ходе проведения предметных олимпиад, охарактеризованы его основные этапы. Определены механизмы и инструменты повышения роли профориентации участников олимпиад школьников в их дальнейшем образовании. Представлена педагогическая модель совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников на обучение в образовательных организациях России. Предложена методика реализации этой модели на основе комплекса профориентаци-онных мероприятий и педагогической технологии интенсификации профориентации.

Ключевые слова: профориентация, олимпиады школьников, образовательные организации России, профориентационные мероприятия, модель и методика профориентации, технология интенсификации профориентации.

The process of professional orientation of schoolchildren during the subject Olympiads is considered, its main stages are characterized. The mechanisms and tools for increasing the role of career guidance of participants in school olympiads in their further education are determined. The pedagogical model of improving the process of career guidance of participants in school olympiads to study in educational institutions of Russia is presented. A methodology for the implementation of this model on the basis of a set of career guidance measures and pedagogical technology of career guidance intensification is proposed.

Key words: career guidance, school olympiads, educational organizations, career guidance activity, career guidance model and technique, career guidance intensification technology.

дерации» [5] можно утверждать, что олимпиады организуются в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации школьников.

Традиционно олимпиады школьников проводятся в два этапа. Отборочный этап проходит в дистанционном формате, а заключительный организуется в очной форме [7, 3]. В ходе выполненного автором исследования были выявлены четыре этапа профориентационного процесса олимпиады, которые позволяют реализовывать педагогическое воздействие на участника олимпиад школьников на основе таких механизмов, как профессиональные диагностика, просвещение, консультирование и воспитание.

Остановимся на существе каждого из этапов процесса профессиональная ориентации участников олимпиад школьников.

Первый, ознакомительный или установочный этап предусматривает информирование потенциальных участников олимпиады о по-

рядке проведения дистанционного отборочного этапа, а также о тематике и примерных заданиях олим-пиадного уровня.

На этом этапе целесообразно наладить взаимодействие не только со школьниками, но и с их родителями, учителями, директорами школ. Целью его проведения является привлечение к участию в олимпиаде на базе образовательной организации максимального числа школьников, а также их ознакомление с образовательной организацией, направлениями образования, перспективами и особенностями обучения по конкретным направлениям подготовки кадров. Основные профориентационные мероприятия этого этапа: лекции-презентации и наглядная ознакомительная агитация на основе плакатов и раздаточных материалов; проведение занятий с разбором заданий олимпиад предыдущих лет, в ходе которых расставляются акценты на специфике будущей профессии; профориентационные игры, беседы с родителями школьников. Эти профориентационные мероприятия обеспечиваются разнообразными информационными

ресурсами: новостным наполнением сайта олимпиад; примерами решения задач прошлых лет на сайте олимпиад, постерами и роликами, содержащими необходимую общую информацию.

Второй, отборочный этап, проводимый заочно, призван определить кандидатов, имеющих право участвовать в заключительном (очном) этапе.

Для обеспечения максимально широкого привлечения школьников отборочный этап олимпиад проводится дистанционно посредством сети Интернет. С точки зрения профориентации в интернет-ресурсах целесообразно регулярно размещать актуальную информацию о порядке поступления в образовательную организацию, публиковать ролики, постеры о специфике обучения и профессиях, к которым ведется подготовка в этом учебном заведении. Цель данного этапа - помочь участнику олимпиад обрести заинтересованность в обучении непосредственно в конкретной образовательной организации. Для ее достижения проводится диагностика мотиваци-онных факторов и направленности школьников на выбор профессии.

Третий, заключительный этап проходит непосредственно в образовательных организациях - организаторах олимпиад. Его цель - более детально познакомить участников олимпиад с особенностями обучения в конкретной образовательной организации и спецификой конкретного направления образования для закрепления заинтересованности в поступлении в соответствующее учебное заведение. В число основных профори-ентационных мероприятий входят: показ видеоряда о направлениях и особенностях обучения в образовательной организации, экскурсия по зданию образовательной организации, приглашение на участие в дополнительных профори-ентационных мероприятиях, например в профориентационных квестах, днях открытых дверей, круглых столах.

Четвертый, итоговый этап, предусматривающий награждение победителей, призван обеспечить торжественное завершение проводимой олимпиады с подведением итогов и выделением наилучших работ участников. На этапе награждения обеспечиваются поддержка и укрепление мотивации участников олимпиад к обучению в образовательной организации, в которой проходила олимпиада.

Главной целью рассматриваемого этапа является закрепление мотивации. Особое место отводится средствам наглядности: стендам, плакатам, буклетам и проч., информирующим о специфике обучения, профориентационной направленности: факультетах, специальностях, выпускниках, наиболее интересных и сложных заданиях олимпиады. К числу основных педагогических мероприятий следует отнести выступления известных представителей соответствующих профессий, а также проведение диагностики с целью выявления заинтересованности участников олимпиад школьников в обучении в образовательных организациях - организаторах олимпиад.

По итогам исследования были получены выводы, отражающие педагогическую сущность и содержание процесса профориентации участников олимпиад школьников к обучению в образовательных организациях России. Резюмируем эти выводы.

1. Под профориентацией участников олимпиад школьников к продолжению своего образования в образовательных организациях России понимается педагогический процесс взаимодействия субъектов и объектов олимпиад школьников на основе применения на всех этапах проведения олимпиад комплекса специальных педагогических мероприятий, способствующих самоопределению при выборе профессии и направленных на формирование устойчивой заинтересованности в обучении в конкретной образовательной организации России. Субъектами педагогическо-

го процесса являются организаторы олимпиад школьников, сотрудники и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, а объектами - участники олимпиад школьников.

В свою очередь, показателями самоопределения школьника в выборе профессии являются: выявление и сопоставление профессионально значимых качеств школьника с требованиями профессии; активизация мотивационных элементов личности школьника; повышение его информированности в отношении профессиональной направленности обучения образовательной организации - организатора олимпиады.

2. Совершенствование профориентации участников олимпиад школьников как педагогический процесс реализуется на основе внедрения в организацию олимпиад школьников педагогической модели совершенствования процесса. Структура модели представляет собой наглядно-схематичное построение этого процесса и отражает составные компоненты, включая мотивационно-целевой, организа-ционно-деятельностный, процессу-ально-деятельностный и диагности-ко-результативный (рис. 1).

Содержание модели (рис. 2) раскрывает функциональные особен-

ности целенаправленного и целостного процесса реализации педагогического взаимодействия субъектов с объектами профориентации в дидактической среде олимпиад на базе конкретной образовательной организации.

Профориентация участников олимпиад школьников как системная деятельность включает в себя целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, технологии и другие структурообразующие элементы, определяется их свойствами, связями и взаимодействием с дидактической средой. Взаимосвязанные элементы в своей совокупности составляют полную характеристику динамики функционирования целого, основанного на методологических подходах профориентации: системном, деятельностном, лич-ностно ориентированном, аксиологическом и технологическом, а также на подходах интенсификации в соответствии с концепцией интенсификации И.В. Аркусовой [1].

Результатом совершенствования процесса профориентации в системе олимпиад школьников является формирование осознанного самоопределения участников олимпиад школьников в выборе профессии и устойчивой заинтересованности в поступлении в образовательные организации.

Рис. 1. Структура педагогической модели совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников

Примечание: ПУОШ - профориентация участников олимпиад школьников

Рис. 2. Педагогическая модель совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников (ПУОШ)

Этот результат достигается на основе проведения комплекса проф-ориентационных мероприятий и применения педагогической технологии интенсификации профориентации, разработанной на основе нового содержания современных педагогических технологий [2]. В своей совокупности они составляют педагогический инструментарий совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников.

3. Методика применения педагогической технологии интенсификации профориентации совпадает с методикой совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников по своим функциональным возможностям и алгоритму проведения процессуальных процедур и представляет собой совокупность алгоритмизированных методико-дидак-тических действий, базирующихся на современных педагогических

методах, способах и приемах профессионально ориентированной воспитательной направленности на всех этапах олимпиады: ознакомительном (установочном), отборочном (заочном), заключительном (очном) и итоговом (награждение победителей).

Методика профориентации участников олимпиад школьников позволяет представить максимально большее количество информации профориентационого содержания в единицу времени, прежде всего в виде демонстрации профессионально ориентирующих и информационных слайдов, визуальных рядов в процессе каждого профориентационного мероприятия, а также вербального пояснения особенностей обучения в образовательных организациях во всем олимпиадном цикле. Условиями эффективного функционирования профориентации участников олимпиад школьников являются:

1) систематическое применение педагогической технологии интенсификации профориентации на всех этапах олимпиады;

2) обеспечение комфортной и доверительной среды при применении комплекса педагогических мероприятий по профориентации;

3) применение информационно-телекоммуникационного (компьютерного) обеспечения при проведении профориентационных мероприятий.

4. Педагогическими условиями совершенствования процесса профориентации участников олимпиад школьников являются: формирование осознанной и активной позиции у школьников в отношении обучения в конкретной образовательной организации России; совершенствование организационного и методического обеспечения олимпиад; повышение педагогического мастерства представителей профессорско-

преподавательского состава образовательных организаций России и качества подготовки сотрудников, обеспечивающих профориентацию участников олимпиад школьников. Эти условия реализуются в тесной взаимосвязи составных компонентов разработанной педагогической модели на основе пролонгированного комплекса педагогических мероприятий по профориентации участников олимпиад школьников и педагогической технологии интенсификации профориентации на всех этапах олимпиады.

Школьники за выполнением заданий Всероссийской олимпиады

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркусова И.В. Об интенсификации обучения иностранному языку в условиях реформирования высшего военного образования // Мир образования - образование в мире. 2008. № 3. С. 287-297.

2. Аркусова И.В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы): учебно-наглядное пособие. М., 2009. 146 с.

3. Межрегиональная олимпиада школьников им. И.Я. Верченко по информатике и компьютерной безопасности. URL: http://v-olymp.ru/olmp_it/of_competition.php (дата обращения: 22.03.2019).

4. О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности: указ президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40269 (дата обращения: 20.09.2019).

5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://fzrf.su/ zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 20.09.2019).

6. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. URL: http:// government.ru/ (дата обращения: 20.09.2019).

7. Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников: приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. № 267. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/10329 (дата обращения: 20.09.2019).

8. Свиридюк Г.А. Всероссийская олимпиада по математике // Успехи математических наук. 1995. Т. 50, № 3 (303). С. 189-190.

LITERATURA

1. Arkusova I.V. Ob intensifikacii obucheniya inostrannomu yazy'ku v usLoviyax reformirovaniya vy'sshego voennogo obrazovaniya // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire.2008. № 3. S. 287-297.

2. Arkusova I.V. Sovremenny'e pedagogicheskie texnoLogii pri obuchenii inostrannomu yazy'ku (strukturno-Logicheskie tabLicy): uchebno-nagLyadnoe posobie. M., 2009. 146 s.

3. MezhregionaL'naya olimpiada shkoL'nikov im. I.Ya. Verchenko po informatike i komp'yuternoj bezopasnosti. URL: http://v-oLymp.ru/oLmp_it/of_competition.php (data obrashheniya: 22.03.2019).

4. O merax gosudarstvennoj podderzhki Licz, proyavivshix vy'dayushhiesya sposobnosti: ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 dekabrya 2015 g. №607. URL: http://www.kremLin.ru/acts/bank/40269 (data obrashheniya: 20.09.2019).

5. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»: federaL'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (data obrashheniya: 20.09.2019).

6. Ob utverzhdenii PraviL vy'yavLeniya detej, proyavivshix vy'dayushhiesya sposobnosti, soprovozhdeniya i monitoringa ix daL'nejshego razvitiya: postanovLenie PraviteL'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2015 g. № 1239. URL: http://government. ru/ (data obrashheniya: 20.09.2019).

7. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya oLimpiad shkoL'nikov: prikaz Minobrnauki Rossii ot 4 apreLya 2014 g. № 267. URL: https://minjust.consuLtant.ru/documents/10329 (data obrashheniya: 20.09.2019).

8. Sviridyuk G.A. Vserossijskaya oLimpiada po matematike // Uspexi matematicheskix nauk. 1995. T. 50, № 3 (303). S. 189-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.