Научная статья на тему 'Повышение роли государственного регулирования в развитии сельскохозяйственного производства'

Повышение роли государственного регулирования в развитии сельскохозяйственного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / СУБСИДИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пясецкий Иван Анатольевич, Золотарев Алексей Андреевич

В статье сделан акцент на необходимость повышения роли государства в регулировании сельскохозяйственного производства, совершенствовании его форм и инструментов, проанализирован уровень, структура, динамика государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Курской области, обозначено ее влияние на развитие сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пясецкий Иван Анатольевич, Золотарев Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли государственного регулирования в развитии сельскохозяйственного производства»

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

И.А. Пясецкий, А.А. Золотарев

Аннотация. В статье сделан акцент на необходимость повышения роли государства в регулировании сельскохозяйственного производства, совершенствовании его форм и инструментов, проанализирован уровень, структура, динамика государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Курской области, обозначено ее влияние на развитие сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: государственное регулирование сельскохозяйственного производства, субсидирование, сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственные товаропроизводители.

Отечественное сельскохозяйственное производство отличается неустойчивостью объемов производства (таблица 1) в сочетании с динамично растущими издержками, относительно низким уровнем цен реализации (рисунок 1), что обуславливает низкий уровень доходов и рентабельности производственной деятельности товаропроизводителей (таблица 2).

Таблица 1 - Объемы производства основных видов

Основной причиной сложившейся динамики объемов производства продукции растениеводства является существенная колеблемость урожайности большинства сельскохозяйственных культур по годам, в том числе основных товарных культур - зерновых и сахарной свеклы.

Ситуация усугубляется вступлением России в ВТО. Поэтому в основу новой аграрной политики должна быть положена система преобразований.

Таблица 2 - Рентабельность продукции, реализованной

крупный рогатый скот

свиньи -16,5 6,8 23,0 23,4 26,7

овцы -42,8 -52,1 - -39,8 -23,5

птица 14,7 18,7 28,0 20,3 19,6

яйца -16,4 37,1 72,0 10,2 2,5

Практика последнего десятилетия ХХ века показала, что решение проблем и стабилизации сельскохозяйственного производства на основе самоорганизации невозможно. Решение задачи увеличения объемов производства, повышения эффективности производства в сельском хозяйстве требует восстановления материально-технической базы отрасли, эффективного использования земельных, трудовых и финансовых ресурсов, дополнительной государственной поддержки, увеличения инвестиций в сельское хозяйство. Для обеспечения выгодности обмена продукции отрасли необходимо совершенствование таких экономических рычагов, как кредит, налоги, цена. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства. В настоящее время долгосрочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы ужесточены условия получения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

Выходом может служить формирование в России системы государственного и хозяйственного управления сельского хозяйства, включающих в себя комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, развития многообразных форм хозяйствования аграрного сектора экономики.

Именно государство является гарантом, обеспечивающим экономическую безопасность страны. В современных экономических условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно.

Государственное регулирование отрасли предполагает использование совокупности целевых установок, которые реализуются через комплексную систему мер, осуществляемых государством с целью упорядочения рыночных отношений, достижение экономической и социальной стабильности, сведения к минимуму негативных последствий рыночного механизма [3].

Государственное регулирование АПК при эффективной работе его механизмов может способствовать:

- защите отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора экономики от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;

сельскохозяйственными организациями, в процентах [2]

Виды продукции Годы

2007 2008 2009 2010 2011

Зерно (включая кукурузу) 59,6 29,6 7,0 10,5 20,4

Сахарная свекла (фабричная) 9,9 3,8 34,0 43,2 34,7

Картофель 7,4 46,4 - 35,5 25,0

Молоко цельное 7,5 0,1 -11,0 19,0 12,3

Скот и птица в т.ч.: -24,5 -28,6 -25,0 -31,7 -30,3

продукции в хозяйствах всех категорий, тыс.тонн

Наименование показателя Годы 2011 г. в % к 2007 г.

2007 2008 2009 2010 2011

Зерно 1926 3352 3054 1526 2649 137.5

Сахарная свекла 2933 2723 2753 2162 4417 150.6

Картофель 919 828 863 553 1139 124.9

Овощи 113 124 127 99 139 123.0

Скот и птица на убой 76 78 83 86 88 115.8

Молоко 262 207 220 231 393 150

<0 =■" ' Ю '

<а — о л

Н

<и ^

600 500 400 300

200 -

100

2066

2007

2008 Годы

2009

2010

П Средняя цена реализации зерна

И Себестоимость зерна

□ Себестоимость сахарной свеклы

Средняя цена реализации сахарной свеклы

0

£

2 = > то и с ю £ £1

£ в 3 ш

Н И

о о

о» |

Ю X

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 -4000 -2000 0

2006

2007

2008 Годы

2009

2010

□ Себестоимость привеса молодняка КРС

□ Себестоимость привеса свиней

□ Себестоимость привеса овец

□ Себестоимость привеса птицы

■ Себестоимость молока Яйца куриные (за 1000 шт.)

■ Цена скота и птицы в живом весе

□ Цена молока

- Динамика себестоимости и цен реализации основных видов сельскохозяйственной продукции

Рисунок 1

- развитию рыночной инфраструктуры;

- поддержке государственного сектора АПК;

- развитию социальной сферы села;

- развитию аграрной науки и подготовке кадров для сельского хозяйства.

Главные пути государственной деятельности для достижения поставленных целей мы видим:

- в регулировании цен на сельскохозяйственную продукцию и контроль

потребительских цен;

-в поддержке доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, функционирующих в относительно неблагоприятных природных условиях;

- в субсидировании и льготном кредитовании сельскохозяйственного производства;

- поддержке научно-технического прогресса.

Однако в настоящее время государственное регулирование сельского хозяйства связано, прежде всего с тем, что оно осуществляется при условии:

- если государство, общество и национальное хозяйство могут получить от использования его продуктов некоторую выгоду. Размер выгоды, ее соотношение с выгодой, которую данные институты получают от других видов деятельности и отраслей, определяет формы и виды взаимодействия государства с сельским хозяйством. Исходя из этого, можно полагать, что форма, вид и размер государственного воздействия на сельское хозяйство обратно пропорциональны выгодам, которые получают общество, государство и национальное хозяйство от него при наличии столь же высоких выгод от других отраслей национальной экономики и видов деятельности государства и общества;

- если потери от сельского хозяйства оказываются слишком высокими, чтобы их можно было покрыть за счет выгод, получаемых от других отраслей и видов деятельности. В этом случае прослеживается обратно

пропорциональная связь: чем выше уровень убытков от падения сельского хозяйства, тем более существенной будет государственная поддержка отрасли.

Границы и пределы государственного регулирования определяются необходимостью сохранения конкуренции производителей, как источника повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Мы считаем, что для эффективного функционирования сельскохозяйственного производства основополагающим является государственное регулирование, которое состоит из трех иерархических ступеней включающих: государственное управление, региональное и местное. Основной задачей этих трех ступеней является вывод агропромышленного комплекса из кризиса.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность.

В государственном регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны зачастую с ее неконкурентоспособностью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы.

В настоящее время государственные меры воздействия на развитие предпринимательства в отрасли сводятся к закупкам продукции в государственные

фонды и выделению дотаций и компенсаций из бюджетных средств.

Недостаточно используются другие меры прямого и косвенного государственного регулирования (поддержка доходов сельскохозяйственных производителей, заключающаяся в прямых государственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихийных бедствий, ценовые интервенции, компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства, приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМ, выплату процентов по полученным кредитам).

Размеры государственных субсидий, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям Курской области, за 2007-2011гг. увеличились значительно [2]. Только сельскохозяйственным предприятиям области выделено средств в 2011г. по сравнению с 2007 г. в 4 раза больше (таблица 3). При этом, на поддержку отрасли растениеводства - в 3,2 раза больше, а на поддержку отрасли животноводства, соответственно - в 16 раз больше. Однако удельный вес в общей сумме выделенных государственных средств существенно выше в рас-

тениеводстве (три четверти от всей суммы), хотя доля выделенных средств для животноводства значительно увеличилась.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий кроме субсидий на развитие основных отраслей сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) включает субсидии на возмещение затрат по уплате процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, а также средства, выделяемые по целевым федеральным программам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важную роль в заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции может сыграть сельскохозяйственная кооперация. Однако и в этом направлении необходимо государственное вмешательство, направленное на стимулирование деятельности сельскохозяйственных кооперативов.

Как показатели исследования, с ростом размеров государственной помощи повышается отдача от их вложения. Однако, при распределении государственной помощи, предпочтение отдается хозяйствам, ведущим эффективное производство [1].

Таблица 3 - Размеры и структура государственных субсидий, полученных сельскохозяйственными предприятиями ___

Годы Субсидии, полученные из бюджета на сельскохозяйственную продукцию, всего В т.ч. на продукцию растениеводства На продукцию животноводства

в тыс. руб. в процентах в тыс. руб. в процентах к общей сумме в тыс. руб. в процентах к общей сумме

2007 144070 100 135095 93,7 8975 6,3

2008 237614 100 97302 41,0 140312 59,0

2009 233193 100 187541 80,5 45652 19,5

2010 235764 100 198694 84,2 37070 15,8

2011 581923 100 433493 74,5 148430 25,5

Основная задача государственного регулирования -создание равных условий для товаропроизводителей разных сфер экономики. Поскольку сельское хозяйство находится в менее выгодных условиях, чем другие отрасли экономики, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в более высокой государственной поддержке. В государственной аграрной политике должны сочетаться различные формы и методы (субсидирование, стимулирование производства, льготное налогообложение, льготное кредитование, установление «поддерживающих» цен на сельскохозяйственную продукцию).

Список использованных источников

1 Золотарева Е.Л., Карлаш Е.Е. Эффективность государственного регулирования сельскохозяйственного производства// В сб.: Научное обеспечение агропромышленного производства (материалы Всероссийской научно-практической конференции). Ч.4. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., ч.4, 2010.

2 Областной статистический ежегодник / Статистический сборник. - Курск: Курский областной комитет статистики, 2011.- 435 с.

3 http://www.teoria-practica.ru/-2-2008/139-2009-07-20-15-13-56/246 Абрамова И.Е. Государственное регулирование продовольственного комплекса России через национальный проект «Развитие АПК».

Информация об авторах

Пясецкий Иван Анатольевич, соискатель ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. 8-910-311-75-72.

Золотарев Алексей Андреевич, кандидат экономических наук, декан факультета технологий и бизнеса НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт», тел. (4712) 5222-02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.