Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ'

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЫХАНИЕМ / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Венедиктов И.Н., Ярчиковская Л.В., Миронова О.В., Шаронова А.В., Лукина С.М.

Цель исследования - экспериментальное подтверждение эффективности использования метода регламентированного управления дыханием для повышения работоспособности обучающихся. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте 18-20 лет, осваивающих «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек в каждой. Для определения эффективности использования экспериментального метода (регламентированного управления дыханием) в учебных занятиях по физической культуре были выбраны следующие методы исследования: тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости (ТУРС), тест устойчивой работоспособности (ТУР), тест на VO2max, 12-минутный тест Купера. Результаты исследования и выводы. Экспериментально доказано, что регламентированное управление дыханием позволяет задействовать не только мышцы грудной клетки, плеч, но и живота, а также диафрагму, что способствует восстановлению техники дыхания и увеличению производительности бронхолегочного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венедиктов И.Н., Ярчиковская Л.В., Миронова О.В., Шаронова А.В., Лукина С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING STUDENTS' PERFORMANCE BY THE METHOD OF REGULATED BREATH CONTROL

Objective of the study was experimental confirmation of the effectiveness of using the method of regulated breathing control to improve the performance of students. Methods and structure of the study. The experiment involved 40 students of St. Petersburg State University aged 18-20, mastering "Elective disciplines in physical culture and sports". The students were divided into control (CG) and experimental (EG) groups of 20 people each. To determine the effectiveness of using the experimental method (regulated breathing control) in physical education classes, the following research methods were chosen: mental performance and stress resistance test, sustainable performance test, VO2max test, 12-minute Cooper test. Results and conclusions. It has been experimentally proven that the regulated control of breathing allows you to use not only the muscles of the chest, shoulders, but also the muscles of the abdomen, as well as the diaphragm, which helps to restore the breathing technique and increase the performance of the bronchopulmonary apparatus.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ»

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЫХАНИЕМ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 03.03.2023 г.

Информация для связи с автором: mironova.olga2014@gmail.com

Кандидат педагогических наук, профессор И.Н. Венедиктов1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3 Доцент С.М. Лукина2 1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург

2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург ^Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина

INCREASING STUDENTS' PERFORMANCE BY THE METHOD OF REGULATED BREATH CONTROL

PhD, Professor I.N. Venediktov1

PhD, Associate Professor L.V. Yarchikovskaya2 PhD, Associate Professor O.V. Mironova2 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova3 Associate Professor S.M. Lukina2 1The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 2Saint Petersburg State University, St. Petersburg

3The State Institute of Economics, Finance, Law, and Technology, Gatchina

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное подтверждение эффективности использования метода регламентированного управления дыханием для повышения работоспособности обучающихся.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте 18-20 лет, осваивающих «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек в каждой. Для определения эффективности использования экспериментального метода (регламентированного управления дыханием) в учебных занятиях по физической культуре были выбраны следующие методы исследования: тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости (ТУРС), тест устойчивой работоспособности (ТУР), тест на VO2max, 12-минутный тест Купера. Результаты исследования и выводы. Экспериментально доказано, что регламентированное управление дыханием позволяет задействовать не только мышцы грудной клетки, плеч, но и живота, а также диафрагму, что способствует восстановлению техники дыхания и увеличению производительности бронхолегочного аппарата.

Ключевые слова: обучающиеся, работоспособность, физическая культура, регламентированное управление дыханием, дыхательные упражнения.

Abstract

Objective of the study was experimental confirmation of the effectiveness of using the method of regulated breathing control to improve the performance of students.

Methods and structure of the study. The experiment involved 40 students of St. Petersburg State University aged 18-20, mastering "Elective disciplines in physical culture and sports". The students were divided into control (CG) and experimental (EG) groups of 20 people each. To determine the effectiveness of using the experimental method (regulated breathing control) in physical education classes, the following research methods were chosen: mental performance and stress resistance test, sustainable performance test, VO2max test, 12-minute Cooper test.

Results and conclusions. It has been experimentally proven that the regulated control of breathing allows you to use not only the muscles of the chest, shoulders, but also the muscles of the abdomen, as well as the diaphragm, which helps to restore the breathing technique and increase the performance of the bronchopulmonary apparatus.

Keywords: students, working capacity, physical culture, regulated breathing control, breathing exercises.

Введение. Постоянно возрастающее количество информации, увеличение ее объема и сложности, повышающиеся требования к будущему специалисту не только в области профессиональных знаний и умений, но и уровня здоровья, а также физической подготовленности, приводит к возникновению изменений в функционировании всего организма человека, как следствие, снижению его работоспособности, и самое главное - качества выполняемой работы [7, с. 83; 9, с. 10].

В качестве немедикаментозных методов повышения умственной работоспособности ряд исследователей указывает на применение аутогенных тренировок, цветовых и звуковых воздействий, оказывающих благотворный эффект, тонизирование организма посредством чередования умственного труда с физическим. По мнению К. Н. Дементьева, Н. С. Лешевой, И. С. Москаленко, Л. В. Ярчиковской наилучшие результаты дает включение легкой аэробной физической нагрузки в се-

58

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

Динамика исследуемых показателей в начале (до) и в конце (после) исследования

Показатели ЭГ (п=20) КГ (п=20)

до после до после

Тест на

Процент О2 4,08±0,59 3,88±0,40 3,80±0,44 3,68±0,37

ЧД, дых/мин 46,4±10,8 50,3±9,2 55,3±7,8 55,5±5,3

ДО, л 2,12±0,37 2,19±0,30 2,03±0,28 1,97±0,21

Время наступления VO2max, с 308±70 395±89 345±77 386±55

Тесты для исследования работоспособности

ТУРС, кол-во ошибок 32,3±9,2 21,4±2,8 29,8±8,6 26,6±10,4

ТУС, кол-во ошибок 26,5±8,2 16,7±4,2 25,7±6,9 16,7±4,2

12-минутный тест Купера, км 1,8±0,25 2,3±0,26 1,9±0,41 2,1±0,52

редине или после окончания умственной работы, а В. И. Григорьев, Т. И. Коваль и другие подтверждают своими исследованиями пользу от целенаправленного включения в программу занятия дыхательных упражнений [1, с. 68; 3, с. 41; 4, с. 36; 5, с. 217; 8, с. 12; 11, с. 307]. Различные произвольные режимы дыхания как методический прием могут применяться в тренировках, как для создания кислородной недостаточности, так и для повышения аэробных возможностей, а также для адаптации дыхательного аппарата к работе в самых различных режимах дыхания. Анализ специальной литературы позволил нам предположить, что не только способ выполнения упражнений, характер нагрузки, но и целенаправленное использование дыхательных упражнений в сравнительно небольшой период позволит увеличить работоспособность обучающихся [2, с. 110; 10, с. 28].

Цель исследования - экспериментально подтвердить эффективность использования метода регламентированного управления дыханием для повышения работоспособности обучающихся.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 40 обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета в возрасте 18-20 лет, осваивающих «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Обучающиеся были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 20 человек в каждой. Для определения эффективности использования экспериментального метода (регламентированного управления дыханием) в учебных занятиях по физической культуре были выбраны следующие методы исследования:

1. Тест умственной работоспособности и стрессоустойчи-вости (ТУРС). ТУРС представляет собой тест на внимательность в условиях ограниченного времени, так на 88 заданий отводилось 14 минут. Тест состоит из четырех блоков:

• подсчет фигур, 40 вопросов в темпе не более 5 с на задание;

• подсчет фигур разной формы, 40 вопросов в темпе не более 4 с на задание;

• поиск механических ошибок в отрывке художественного текста, четыре задания в темпе не более 60 с на задание;

• поиск механических ошибок в отрывке текста по профессиональной тематике, четыре задания в темпе не более 60 с на задание.

2. Тест устойчивой работоспособности (ТУР) состоит из трех частей, которые выполняются в течение одного сеанса тестирования:

• игровой блок на определение интегрального показателя «точность-скорость» действий в ситуации выбора в условиях дефицита времени;

• психологический опросник;

• интеллектуальный тест.

3. Тест на VO2max: % О2, частота дыхания (ЧД), дыхательный объем (ДО), время наступления VO2max.

4. 12-минутный тест Купера.

Результаты исследования и их обсуждение. Для ЭГ

и КГ была составлена единая программа объемом 36 академических часов. Обучающиеся ЭГ использовали метод регламентированного управления дыханием во всех упражнениях, кроме комплексов в подготовительной части. КГ занималась по той же программе, что и ЭГ, но выполняла идентичную работу без акцента на управление дыханием.

Метод регламентированного управления дыханием заключался в целенаправленном использовании брюшного типа дыхания, задействующего диафрагму, для тренировки мышц аппарата дыхательной системы. Милодан В. А. (2009) утверждал, что использование такого типа дыхания, создавая сопротивление на вдохе мышцами гортани и бронхов, позволяет увеличить давление воздуха и улучшить вентиляцию нижних зон легких [6, с. 88]. В основной части занятия во время выполнения беговых заданий студентам ЭГ было рекомендовано использовать брюшной тип дыхания с сопротивлением во время вдоха. Заключительная часть занятия включала в себя упражнения из йоги, с акцентом на один из вариантов дыхания - «вдох - задержка дыхания - выдох» в темпе 4:16:8.

Выбранные методы исследования позволили рассмотреть, какие изменения произошли в обеих группах в результате применения экспериментального метода (см. таблицу). В начале (до) и в конце (после) исследования у обучающихся ЭГ наблюдались достоверные различия в изучаемых показателях, в КГ показатели достоверно не изменились.

Результаты тестов ТУРС и ТУР в конце исследования свидетельствуют об увеличении умственной работоспособности, а также повышении ее эффективности. Так, в первоначальном тестировании обучающиеся допускали большое количество ошибок и зачастую не успевали доделать несколько заданий в отведенный временной период. По субъективной оценке обучающихся ЭГ отмечалось, что даже пятиминутное выполнение дыхательных упражнений, используемых на занятиях физической культурой, позволяло им снизить уровень тревожности перед выполнением сложных заданий и повысить концентрацию внимания, что положительно сказалась на их результатах.

Контрольные замеры времени преодоления 2 км дистанции показали, что использование метода регламентированного управления дыханием во время циклической работы позволило обучающимся ЭГ увеличить отставание КГ на 22,7±5,4 с, что также можно отследить и по результатам 12-минутного теста Купера.

Выводы. Экспериментальный метод управления дыханием позволяет задействовать не только мышцы грудной клетки, плеч, но и живота, а также диафрагму, что способствует восстановлению техники дыхания и увеличить производительность бронхолегочного аппарата. Таким образом, тренировки в условиях искусственно создаваемой гипоксии методом регламентированного управления дыханием увели-

№4 • 2023 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

чивают работоспособность не только во время выполнения циклических упражнений за счет повышения мощности систем как аэробного, так и анаэробного энергообеспечения, но и способствуют более длительному и эффективному умственному труду.

Литература

1. Григорьев В. И. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В. И. Григорьев, О. В. Миронова, А. В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2. (132). -С. 67-71.

2. Григорьев В. И. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В. И. Григорьев,

B. Г. Кривощеков, А. М. Фофанов, О. В. Миронова, А. В. Шаронова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 107-110.

3. Дементьев К. Н. Комплекс ГТО как мобилизационный инструмент капитализации человеческих ресурсов / К. Н. Дементьев, О. В. Миронова, В. И. Григорьев, О. В. Пристав // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 39-42.

4. Коваль Т. Е. Место дыхательных упражнений в комбинированных оздоровительных программах / Т. Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская,

C. М. Лукина, О. Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 35-37.

5. Лешева Н. С. Фитнес-аэробика как элемент общефизической и психоэмоциональной подготовки квалифицированных студенток-баскетболисток / Н. С. Лешева, В. И. Григорьев, О. В. Миронова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. - 2020. - № 10 (183). - С. 215-217.

6. Милодан В. А. Применение регламентированного, экономичного дыхания для повышения работоспособности в длительных циклических нагрузках // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 86-89.

7. Миронова О. В. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О. В. Миронова, К. В. Булавченко, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. -2021. - № 12. - С. 82-84.

8. Москаленко И. С. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / И. С. Москаленко, Л. В. Ярчи-ковская, А. В. Токарева, О. В. Миронова, А. Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

9. Токарева А. В. Педагогическая технология формирования базовых адаптивных установок будущих специалистов в вузе на примере подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. В. Токарева // Санкт-Петербургский государственный университет Государственной противопожарной службы МЧС России. - Санкт-Петербург, 2014. - 172 с.

10. Токарева А. В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений / А. В. Токарева // Современные научные исследования и инновации. -2013. - № 8 (28). - С. 28.

11. Ярчиковская Л. В. Повышение эффективности оздоровительных программ при использовании в них дыхательных упражнений / Л. В. Ярчиковская, Т. Е. Коваль, С. М. Лукина, А. В. Токарева // В сборнике: Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. - 2017. - С. 306-311.

References

1. Grigoriev V.I., Mironova O.V., Tokareva A.V. Dykhatelnyye gimnastiki na zanyatiyakh fizicheskoy kulturoy so studentami spetsialnoy medit-

sinskoy gruppy [Respiratory gymnastics in physical education classes with students of a special medical group]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 2. (132). pp. 67-71.

2. Grigoriev V.I., Krivoshchekov V.G., Fofanov A.M., Mironova O.V., Sharonova A.V. Osobennosti proyavleniya fizicheskikh sposob-nostey i fizicheskogo razvitiya studentov [Features of manifestation of physical abilities and physical development of students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 10 (176). pp. 107-110.

3. Dementiev K.N., Mironova O.V., Grigoriev V.I., Pristav O.V. Kompleks GTO kak mobilizatsionnyy instrument kapitalizatsii chelovecheskikh resursov [GTO complex as a mobilization tool for the capitalization of human resources]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 9. pp. 39-42.

4. Koval T.E., Yarchikovskaya L.V., Lukina S.M., Ustinova O.N. Mesto dykhatelnykh uprazhneniy v kombinirovannykh ozdorovitelnykh programmakh [The place of breathing exercises in combined health programs]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 10. pp. 35-37.

5. Lesheva N.S., Grigoriev V.I., Mironova O.V. Fitnes-aerobika kak element obshchefizicheskoy i psikhoemotsionalnoy podgotovki kvalifit-sirovannykh studentok-basketbolistok [Fitness-aerobics as an element of general physical and psycho-emotional training of qualified basketball students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 10 (183). pp. 215-217.

6. Milodan V.A. Primeneniye reglamentirovannogo, ekonomichnogo dykhaniya dlya povysheniya rabotosposobnosti v dlitelnykh tsikli-cheskikh nagruzkakh [The use of regulated, economical breathing to improve performance in long-term cyclic loads]. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta. 2009. No. 8 (54). pp. 86-89.

7. Mironova O.V., Bulavchenko K.V., Sharonova A.V. et al. Programma trenirovok dlya devushek-pervokursnits, osvaivayushchikh razdel sa-mostoyatelnoy raboty distsipliny «Fizicheskaya kultura i sport» [The training program for first-year girls mastering the section of independent work of the discipline "Physical culture and sport"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 12. pp. 82-84.

8. Moskalenko I.S., Yarchikovskaya L.V., Tokareva A.V., Mironova O.V., Bolotin A.E. Formirovaniye navykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekza-menatsionnoy sessii [Formation of the skills of organizing independent aerobic training among university students for the successful passing of the examination session]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 9. pp. 12-15.

9. Tokareva A.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya ba-zovykh adaptivnykh ustanovok budushchikh spetsialistov v vuze na primere podgotovki spetsialistov po zashchite v chrezvychaynykh situatsiyakh [Pedagogical technology for the formation of basic adaptive attitudes of future specialists at the university on the example of training specialists in protection in emergency situations]. PhD diss. St. Petersburg University of the State Fire Service EMERCOM of Russia. St. Petersburg, 2014. 172 p.

10. Tokareva A.V. Izmeneniye rabotosposobnosti v zavisimosti ot sposoba vypolneniya obshcherazvivayushchikh uprazhneniy [Changes in working capacity depending on the method of performing general developmental exercises]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovat-sii. 2013. No. 8 (28). p. 28.

11. Yarchikovskaya L.V., Koval T.E., Lukina S.M., Tokareva A.V. Povysheniye effektivnosti ozdorovitelnykh programm pri ispolzova-nii v nikh dykhatelnykh uprazhneniy [Increasing the effectiveness of health programs when using breathing exercises in them]. Fiziches-kaya kultura i sport v sisteme obrazovaniya Rossii: innovatsii i perspektivy razvitiya [Physical culture and sports in the education system of Russia: innovations and development prospects]. Proceedings national scientific-practical conference. 2017. pp. 306311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.