УДК 372.016:796(075.8)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ BODY-BALLET ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Наталья Сергеевна Лешева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург; Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург; Игорь Сергеевич Москаленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург; Юрий Львович Рысев, преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург; Лариса Евгеньевна Спиридонова, преподаватель, Педагогический колледж № 4, Санкт-Петербург
Аннотация
В рамках педагогического эксперимента авторами была поставлена цель, которая заключается в оценке эффективности внедрения оздоровительного комплекса специализированных упражнений Body-Ballet в процесс общей физической подготовки студенток специальной медицинской группы. В статье анализируются статистические данные о количестве студентов с отклонениями в состоянии здоровья, занимающихся физической культурой в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете по программе специального отделения. Результаты исследования позволили авторам выявить наиболее значимые факторы для улучшения качества образовательного процесса и внедрить в программу занятий оздоровительный комплекс специализированных упражнений Body-Ballet. В результате проведенного педагогического эксперимента удалось создать устойчивое желание заниматься физической культурой на регулярной основе, а использование оздоровительного комплекса специализированных упражнений Body-Ballet для студенток специальной медицинской группы способствовало улучшению функционального и общего физического состояния занимающихся. Экспериментальная методика позволила улучшить уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, в том числе и мышечного корсета, создав красивую и правильную осанку. Также занятия с использованием элементов Body-Ballet позволили сформировать у студенток специальной медицинской группы устойчивую мотивацию к регулярным занятиям физической культурой в университете и самостоятельной двигательной активности.
Ключевые слова: Body-Ballet, физическая культура, специальная медицинская группа, мотивация, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p222-227
USE OF BODY-BALLET ELEMENTS TO CREATE STABLE MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Natalia Sergeevna Lesheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Saint Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg; Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg; Igor Sergeevich Moskalenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Saint-Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg; Yuri Lvovich Rysev, the teacher, Department chair, St. Petersburg V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy, St. Petersburg; Larisa Evgenievna Spiridonova, the teacher, St. Petersburg pedagogical college № 4, St.
Petersburg
Abstract
As part of the pedagogical experiment, the authors set a goal, which is to evaluate the effectiveness of the introduction of a health-improving complex of specialized Body-Ballet exercises into the process of general physical training of female students of a special medical group. The article analyzes statistical data
on the number of students with health disabilities engaged in physical education at St. Petersburg State Pediatric Medical University under the program of a special department. The results of the study allowed the authors to identify the most significant factors for improving the quality of the educational process and introduce a wellness complex of specialized Body-Ballet exercises into the training program. The experimental technique made it possible to improve the level of physical fitness and the functional state of the body, including the muscular corset, creating a beautiful and correct posture. As a result of the pedagogical experiment, it was possible to create a strong desire to engage in physical education on a regular basis, and the use of a health-improving complex of specialized Body-Ballet exercises for female students of a special medical group contributed to the improvement of the functional and general physical condition of those involved. Also, classes using Body-Ballet elements allowed the students of the special medical group to form a stable motivation for regular motor activity.
Keywords: Body-Ballet, physical education, special medical group, motivation, students.
ВВЕДЕНИЕ
В вузах России уже несколько лет отмечается динамика роста количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья [1-4]. С каждым учебным годом и умственные и физические нагрузки возрастают пропорционально растущим требованиям работодателей к своим будущим специалистам [5, с. 34; 7, с. 13; 9, с. 58]. Таким образом, вопрос сохранения и поддержания должного уровня здоровья, формирования устойчивой мотивации и потребности к регулярным занятиям физической культурой, а также улучшения физической подготовленности и длительной профессиональной работоспособности студентов является актуальным. Анализ научно-исследовательской, специальной литературы и рабочих программ по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» для студентов специальной медицинской группы, позволил выявить необходимость включения в учебный процесс занятий с использованием специальных упражнений из фитнес-технологий, таких как Body-Ballet [6, с. 83; 7, с. 13-15; 9, с. 59].
Упражнения Body-Ballet основаны на элементах классической хореографии, объединяют техники системы Пилатеса и йоги и заслуженно пользуются огромной популярностью у девушек и женщин во всем мире. Поскольку комплекс упражнений Body-Ballet включает в себя специальные упражнения классической хореографии, это позволяет студентам улучшить осанку, эластичность мышц и связочного аппарата суставов, приобрести пластичность и грациозность движений. Также в комплексе используются адаптированные упражнения системы Пилатес и йоги, как в положении стоя, так и в партере, что позволяет развивать силу мышц спины и брюшного пресса, формируя тем самым правильную, красивую осанку [5-7]. Комплекс специализированных упражнений Body-Ballet можно использовать для развития вестибулярного аппарата, координации и равновесия, поскольку часть упражнений выполняются в безопорном положении и требуют определенного, с использованием изоляции, сочетания движений рук и ног.
Такая нагрузка идеально подходит для студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности, с проблемами с позвоночником (лордоз, кифоз, сколиоз), и может использоваться на практических занятиях по элективной дисциплине по физической культуре и спорту для общефизической подготовки и формирования здорового образа жизни [3, с. 146; 8, с. 34; 10, с. 86].
Цель настоящего исследования заключается в оценке эффективности внедрения оздоровительного комплекса специализированных упражнений Body-Ballet в процесс общей физической подготовки студенток специальной медицинской группы.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 57 студенток, обучающихся в 2021-2022 учебном году на 2 курсе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Все студенты, принявшие участие в педагогическом эксперименте, по результатам медицинского обследования отнесены к специальной медицинской группе «А».
Из них в экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы попали по 26 студенток. Необходимо отметить, что был соблюден принцип репрезентативности выборки, так при разделении на группы были учтены основные и сопутствующие нозологии, уровень физического и психоэмоционального состояния обучающихся.
Для оценки эффективности внедрения оздоровительного комплекса специализированных упражнений Body-Ballet было проведено анкетирования, а также изучалась динамика показателей в контрольных упражнениях на удержание положения «уголок» и «лодка», пробе Ромберга на стабилоплатформе ST-150, ромбе Машкова.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале исследования со студентками проводилось анкетирование, которое позволило получить ответы на вопросы о необходимости использования специальных упражнений из современных фитнес-технологий на учебно-тренировочных занятиях оздоровительной направленности, а также о создании мотивации к здоровому и рациональному образу жизни. Таким образом, были выявлены наиболее значимые факторы для улучшения качества образовательного процесса, необходимые для использования специальных упражнений из числа современных фитнес-технологий, в частности Body-Ballet: низкий уровень общей физической подготовленности и необходимость увеличения диапазона средств и методов физической подготовленности студенток специальной медицинской группы, что позволяет говорить о необходимости использования новых современных оздоровительных программ фитнес-технологий для студенток специальной медицинской группы. Всего в анкетировании принимало участие 57 респондентов, результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Структура факторов, определяющая необходимость использования специальных упражнений Body-Ballet (n=57) (%)_
№ Факторы %
1 Низкий уровень общей физической подготовленности студенток специальной медицинской группы 28,9
2 Необходимость увеличения диапазона средств и методов физической подготовленности студенток специальной медицинской группы 27,4
3 Создание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой у студенток специальной медицинской группы 17,3
4 Доказанная эффективность использования специальных упражнений фитнес-технологий для улучшения физической подготовленности 14,7
5 Необходимость поиска эффективных упражнений для формирования мышечного корсета и коррекции осанки 11,7
Респонденты ЭГ и КГ отмечали, что желание тренироваться возникает только у 31 % опрошенных, остальные посещают занятия только для получения зачета. Основные причины, по которым студенты не хотят заниматься физической культурой, приведены на рисунке 1.
В связи с вышеизложенными результатами исследования и статистическими данными кафедры физической культуры о распределении студентов по группам здоровья, о количестве студентов, имеющих патологии опорно-двигательного аппарата, в учебный процесс в качестве экспериментальной методики был внедрен адаптированный комплекса Body-Ballet. Оздоровительный комплекс Body-Ballet содержит 28 специально подобранных физических упражнений, выполняемых в положении стоя с использованием гимнастического станка, без опоры, в партере. В качестве разминки студенткам был предложен комплекс упражнений суставной гимнастики, направленный на все мышечные группы и суставы, выполняемый в среднем темпе. Все специальные упражнения примерного комплекса Body-Ballet были условно разделены на 3 группы: упражнения у опоры (гимнастический станок), упражнения без опоры, упражнения в партере.
В ходе педагогического эксперимента, проходившего в течение учебного года, проводилась оценка динамики уровня физической подготовленности студенток, занимаю-
щихся физической культурой по обычной программе (КГ) и по программе с элементами Body-Ballet (ЭГ) (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика уровня физической подготовленности студентов КГ и ЭГ_
Группа «Уголок» (с) «Лодка» (с) Ромб Машкова (см) Проба Ромберга на стабилоплатформе ST-150 (с) Гибкость из положения стоя (см)
КГ до 18±6,55 44±5,67 0,5±0,12 14,3±2,5 9±5,98
КГ после 19±4,55 44±6,23 0,5±0,1 14,8±1,2 10±7,12
ЭГ до 19±5,75 43±6,14 0,5±0,15 14,2±1,7 10±5,91
ЭГ после 21±4,69 36±9,17 0,35±0,2 16,6± 1,25 15±3,56
Анализируя результаты тестирования, полученные до и после проведения педагогического эксперимента, можно говорить о приросте показателей в статических упражнениях; заметно увеличились результаты показателей гибкости, что характеризуется улучшением эластичности мышц и связок. Также значительное улучшение показателей можно проследить в результатах пробы Ромберга, что говорит о формировании координационных навыков и вестибулярной устойчивости благодаря включению в комплекс упражнений в безопорном положении. А изменение разницы в расстоянии между симметричными точками (ромб Машкова) позволяет сделать вывод о положительном эффекте элементов Body-Ballet на коррекцию осанки и формирования мышечного корсета.
После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное анкетирование, в ходе которого студентки отвечали на те же самые вопросы, что и в начале исследования, результаты представлены на рисунке 2.
i плохое самочувствие
31%
6% ^
35%
■ занятия в вузе считают скучными, но заниматься им хотелось
■ считают занятия в вузе не эффективными
■ есть желание заниматься регулярно
31% 31%
6%
7%
35%
\_21%
Рисунок 1 - Результаты беседы по выявлению мотива- Рисунок 2 - Результаты беседы по выявлению мотивации к занятиям до начала эксперимента, в % ции к занятиям после окончания эксперимента, в %
Проводя анализ результатов анкетирования до и после эксперимента, можно говорить о возросшей мотивации к занятиям физической культурой у студенток специальной медицинской группы на 31 %, в основном желание заниматься выразили студентки экспериментальной группа.
Так же следует отметить, что комплексы упрощенных хореографических упражнений способствовали развитию:
- статической силы мышц спины, рук, ног и живота, что позволило более эффективно влиять на улучшение функции мышечного корсета;
- координации движений и вестибулярной устойчивости (упражнения в положении стоя без опоры);
- гибкости и эластичности мышц для увеличения амплитуды движений.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования удалось доказать, что внедрение современных фитнес-технологий в образовательный процесс студенческой молодежи способствует созданию устойчивого желания заниматься физической культурой на регулярной
основе. Разработанный оздоровительный комплекс специализированных упражнений на основе Body-Ballet для студенток специальной медицинской группы позволил достоверно изменить в лучшую сторону уровень функционального и общего физического состояния занимающихся. Следует отметить, что особенно эффективно применение элементов Body-Ballet оказалось при формировании мышечного корсета и коррекции осанки, что позволяет говорить об эффективности экспериментальной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман Р.И. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / Р.И. Айзман, О.Я. Бойко. - Москва : Кнорус, 2022. - 342 с.
2. Бахтина Т.Н. Мониторинг физической формы студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова / Т.Н. Бахтина, Н.С. Лешева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. - Москва, 2021. - С. 27-32.
3. Дементьев К.Н. Физическая подготовленность студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата / К.Н. Дементьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Архитектура - Строительство - Транспорт. Материалы 71-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Санкт-Петербург, - 2015. - С. 145-148.
4. Физическая культура как средство профилактики негативных проявлений в молодёжной среде (на примере социального партнёрства СПбГУ и подростково-молодёжного центра «Калининский») / Т.Е. Коваль, Л. В. Ярчиковская, О.Н. Устинова, О.В. Миронова, А. В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 122-125.
5. Модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы / О.В. Миронова, А.В. Шаронова, Л.В. Ярчиковская, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 4. - С. 34-36.
6. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О.В. Миронова, К.В. Булавченко, А.В. Шаронова, И.И. Кипрушина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 82-83.
7. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / И.С. Москаленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
8. Пшеничников, А.Ф. Здоровьесберегающие аспекты образовательного процесса по физической культуре студентов не физкультурных вузов / А.Ф. Пшеничников, Н.С. Лешева, Л.А. Па-ташова //Физическая культура студентов. Санкт-Петербург. - 2020. - С. 34-37.
9. Формирование творческой компетентности студенток в условиях элективных курсов по физической культуре и спорту / А.В. Шаронова, Н.С. Лешева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 11. - С. 58-59.
10. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой/ Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова, В.Н. Коваленко, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.
REFERENCES
1. Aizman, R.I. and Boyko, O.Ya. (2022), Adaptive physical culture, Knorus, Moscow.
2. Bakhtina, T.N. and Lesheva, N.S. (2021), "Monitoring of the physical form of first year students of the St. Petersburg State Forestry Engineering University named after S.M. Kirov", Current problems, current trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects, pp. 27-32.
3. Dementiev, K.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A.V. (2015), "Physical fitness of students with disorders and diseases of the musculoskeletal system", Architecture - Construction - Transport. Materials of the 71st scientific conference of professors, teachers, researchers, engineers and graduate students of the University. St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, pp. 145148.
4. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V, Ustinova, O.N., Mironova, O.V and Tokareva, A.V (2015), "Physical culture as а means of preventing negative actions in the youth environment (on the example of
social partnership)", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 166, No. 12, pp. 122-125.
5. Mironova, O.V., Sharonova, A.V., Yarchikovskaya, L.V. and Ustinova, O.N. (2022), "Model of physical training of future specialists of the customs service", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 34-36.
6. Mironova, O.V., Bulavchenko, K.V., Sharonova, A.V. and Kiprushina, I.I. (2021), "Self-reliant training model for beginner female students in Physical Education and Sports discipline", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 82-83.
7. Moskalenko, I.S., Mironova, O.V., Tokareva, A.V., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 12-15.
8. Pshenichnikov, A.F., Lesheva, N.S. and Patashova, L.A. (2020), "Health-saving aspects of the educational process in physical culture of students of non-physical education universities", Physical culture of students, pp. 34-37.
9. Sharonova, A.V., Lesheva, N.S., Mironova, O.V. and Moskalenko, I.S. (2019), "Creativity encouragement model in elective academic physical education and sports disciplines", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 58-59.
10. Yarchikovskaya, L.V., Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Kovalenko, V.N. and Ustinova, O.N. (2018), "Healthy lifestyle promotion in academic physical education process", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 85-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.06.2022
УДК 378.147
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Наталья Владимировна Макерова, кандидат педагогических наук, Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности предметно-языковой интеграции в высшей школе на примере неязыковых физкультурно-спортивных вузов. Делается акцент на соотнесении методологических основ предметно--языкового интегрированного обучения (CLIL) со спецификой вузов физической культуры и спорта. Взят во внимание опыт внедрения CLIL в технических университетах. Выявлена модель CLIL, наиболее приемлемая для адаптации в вузах физкультурно-спортивного профиля, определены варианты, имеющие ограничение на реализацию в связи с рядом факторов. В результате исследования, в соответствии с его целью, теоретически обоснованы и конкретизированы стратегии междисциплинарного проектирования, а также общие положения интенсификации предметно-языкового интегрированного курса в нелингвистических вузах.
Ключевые слова: предметно-языковая интеграция, предметно-языковое интегрированное обучение, междисциплинарная интеграция, междисциплинарное проектирование, английский для специальных целей, профессиональное образование, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, неязыковой вуз.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p227-234
THEORETICAL ASPECTS OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATION AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Natalya Vladimirovna Makerova, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk branch of the National Research University "Moscow Power Engineering Institute "
Abstract
The article analyzes the basic features of content and language integration in higher education, exemplified by non-linguistic physical culture and sports universities. The correlation between the method-