Научная статья на тему 'ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушма Т.В., Миронова О.В., Шаронова А.В., Бондарчук И.Л.

Цель исследования - разработка и апробация средств физической культуры в интересах повышения уровня физической подготовленности студентов в зависимости от типа телосложения. Методика и организация исследования. Разработка проводилась на базе трех вузов в период с 2020 по 2021 гг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ходе работы определялись показатели физического развития, физической подготовленности контингента и типы телосложения студентов (230 человек) по традиционной методике. Осуществлялся постоянный мониторинг показателей физической подготовленности, посещаемости занятий и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования и выводы. В результате разработки была обоснована и апробирована методика индивидуализации занятий по физической культуре студентов на основе учета их типологических характеристик, которая способствовала повышению уровня физической подготовленности и положительно сказалась на эффективности процесса. Результатом является выраженный эффект программы в отношении студентов гиперстенического типа, что нашло свое отражение в большем проценте удовлетворительных результатов при сдаче контрольных упражнений по сравнению с другими типологическими группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бушма Т.В., Миронова О.В., Шаронова А.В., Бондарчук И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS OF UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to development and approbation of means of physical culture in the interests of increasing the level of physical fitness of students, depending on the type of physique. Methods and structure of the study. The development was carried out on the basis of three universities in the period from 2020 to 2021 St. Petersburg and the Leningrad region. In the course of the work, indicators of physical development, physical fitness of the contingent and body types of students (230 people) were determined according to the traditional method. Constant monitoring of indicators of physical fitness, attendance and motivation for physical culture and sports was carried out. Results and conclusions. As a result of the development, the method of individualization of physical culture classes of students based on their typological characteristics was substantiated and tested, which contributed to an increase in the level of physical fitness and had a positive effect on the effectiveness of the process. The result is a pronounced effect of the program on students of the hypersthenic type, which is reflected in a greater percentage of satisfactory results when passing control exercises compared to other typological groups.

Текст научной работы на тему «ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: mironova.olga2014@gmail.com

Поступила в редакцию 26.04.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма1

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2, 3

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова4

И.Л. Бондарчук1

1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

2Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова, филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург

3Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 4Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург

BODY AS A FACTOR OF INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION LESSONS OF UNIVERSITY STUDENTS

PhD, Associate Professor T.V. Bushma1 PhD, Associate Professor O.V. Mironova23 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova4 I.L. Bondarchuk1

1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

2 Russian Customs Academy, St. Petersburg

3 Saint Petersburg State University, St. Petersburg

4 Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - разработка и апробация средств физической культуры в интересах повышения уровня физической подготовленности студентов в зависимости от типа телосложения.

Методика и организация исследования. Разработка проводилась на базе трех вузов в период с 2020 по 2021 гг. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ходе работы определялись показатели физического развития, физической подготовленности контингента и типы телосложения студентов (230 человек) по традиционной методике. Осуществлялся постоянный мониторинг показателей физической подготовленности, посещаемости занятий и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Результаты исследования и выводы. В результате разработки была обоснована и апробирована методика индивидуализации занятий по физической культуре студентов на основе учета их типологических характеристик, которая способствовала повышению уровня физической подготовленности и положительно сказалась на эффективности процесса. Результатом является выраженный эффект программы в отношении студентов гиперстени-ческого типа, что нашло свое отражение в большем проценте удовлетворительных результатов при сдаче контрольных упражнений по сравнению с другими типологическими группами.

Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовка, физическая нагрузка, тип телосложения, методика.

Abstract

Objective of the study was to development and approbation of means of physical culture in the interests of increasing the level of physical fitness of students, depending on the type of physique.

Methods and structure of the study. The development was carried out on the

basis of three universities in the period from 2020 to 2021 St. Petersburg and the Leningrad region. In the course of the work, indicators of physical development, physical fitness of the contingent and body types of students (230 people) were determined according to the traditional method. Constant monitoring of indicators of physical fitness, attendance and motivation for physical culture and sports was carried out.

Results and conclusions. As a result of the development, the method of individualization of physical culture classes of students based on their typological characteristics was substantiated and tested, which contributed to an increase in the level of physical fitness and had a positive effect on the effectiveness of the process. The result is a pronounced effect of the program on students of the hypersthenic type, which is reflected in a greater percentage of satisfactory results when passing control exercises compared to other typological groups.

Keywords: students, physical development, physical training, physical activity, body type, methodology.

Введение. Анализ современных исследований в области физической культуры студентов, представленных в научной литературе, характеризуется в значительной мере уровнем

функционального состояния занимающихся, антропометрическими показателями и развитием психических качеств, мотивационных оснований процесса и т. д. [1, 4]. Как показы-

32

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

вает практика, в каждом учебном заведении имеется определенный процент студентов, выполняющих контрольные упражнения на минимальный балл или даже ниже установленного программой дисциплины порога [5, 6]. Недостаточный уровень физической подготовленности - особое состояние организма, которое обусловлено слабой системной взаимосвязью между составляющими физической подготовленности, а также «отставанием» отдельных ее элементов [2, 3, 7, 8]. Статистические данные свидетельствуют о том, что более 80 % студентов с низким уровнем физической подготовленности имеют гиперстенический тип телосложения, затрудняющий достижение нормативных показателей процесса обучения по физической культуре [7].

Создание индивидуальных образовательных маршрутов в парадигме современного образования занимает ключевое место в повышении эффективности обучения и достижении максимального образовательного эффекта. В силу превалирующего характера среди отстающих по физической культуре студентов гиперстеников, нам видится актуальным обоснование специальных программ учета объективных характеристик данного контингента с целью подбора физиологически и функционально обоснованных индивидуализированных средств педагогического воздействия.

Цель исследования - разработка и апробация средств физической культуры в интересах повышения уровня физической подготовленности студентов в зависимости от типа телосложения.

Методика и организация исследования. Анализ уровня физической подготовленности 230 студентов проводился в 2020-2021 гг. на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ). Занимающиеся с удовлетворительным уровнем физической подготовленности были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В КГ вошли студенты астенического и нормостениче-ского типов телосложения, а в ЭГ - гиперстенического типа.

Для оценки эффективности экспериментальной программы исследования определялись показатели физиче-

Повышение уровня физической подготовленное™ включает

Правильное сочетание нагрузок

Индивидуальный подход при выборе средств и методов физической _подготовки_

Оптимизация функционального состояния занимающихся

Задач а требующие решения в период целенаправленного повышения уровня физической подготовленное™

Постепенное повышение на грузок за счет повышения силы дыхательных мышц, укрепления сердца и повышения уровня развития общей выносливости

Повышение устойчивости организма к воздействию физических нагрузок

Снятие эмоционального напряжения

Этапы повышения уровня физической подготовленности

Этап аэробных нагрузок Г

Н Создание резервного _,

! фона адаптации к ^ физическим нагрузкам

Обеспечение устойчивости к повышению нагрузки

Студенты астенического и нормосгенического типов 1Я (КГ)

Ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на различные группы мышц, дыхательные упражнения

1-я неделя до 1000 м темп ходьбы -110-120 м/мин; бега -140-170 м/мин. со 2-й недели 1500 м

ходьба в темпе 60-70 м/мин, бег отрезками 100-150 метров в медленном темпе

Подвижные или спортивные игры и подготовка к ним, Допустимая зона интенсивности нагрузки в первую неделю: ЧСС-130 уд/мин. Интенсивность нагрузки во 2-14 неделях для КГ: рабочая ЧСС130-135 уд/мин; допустимая -150 уд/мин. Для ЭГ: рабочая ЧСС-120 уд/мин; допустимая -140 уд/мин.

III

м

о Ё £

Методика повышения уровня физической подготовленности студентов

Изменение изучаемых показателей студентов за период эксперимента

ского развития, физической подготовленности, режима двигательной активности, а также динамика данных показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа научной и методической литературы, опроса преподавателей СПбГУ и ГИЭФПТ в рамках применения средств и методов общей физической тренировки студентов с удовлетворительным уровнем физической подготовленности, была разработана экспериментальная методика с использование принципа групповой индивидуализации (см. рисунок).

Основу экспериментальной программы составляли упражнения аэробной направленности, благоприятно сказывающиеся на формировании необходимых адаптационных перестроек и снижении избыточного веса. Не менее важное место занимали вопросы питания и поддержания достаточного двигательного режима в недельном цикле. Актуализировались формы самоконтроля и консультирования. Для снижения монотонности и поддержания мотивации в занятия аэробной направленности включались подвижные и спортивные игры.

Применение аэробных нагрузок, особенно на начальном этапе эксперимента способствовало развитию выносливости, снижению веса за счет использования энергетических углеводных и жировых источников, что создавало необходимую физиологическую базу для увеличения физических нагрузок в дальнейшем. На данном этапе в планировании тренировки студентов гиперсте-нического типа применялись упражнения умеренной мощности и более продолжительные интервалы отдыха, позволяющие студентам полностью восстановить работоспособность перед выполнением следующего упражнения. Особое место занимали упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата. В ходе теоретических занятий формировались компетенции по ЗОЖ и физиологическим основам тренировки.

На втором этапе, за счет увеличения объема физических нагрузок и их направленности, происходило повышение функциональных возможностей занимающихся, что позволило улучшить работоспособность занимающихся с помощью формирования базовых адаптивных установок к физическим нагрузкам, близким по величине к уровню нагрузок, характерных для студентов с хорошим и отличным уровнем физической подготовленности. Кроме того, все это в совокупности позволило применять более интенсивные нагрузки, способствующие включению в энергетический режим обеспечения физической работы жировых источников, что для гиперстенического типа имеет важное значение. На этом этапе особое внимание обращалось на соблюдение правил сбалансированного и правильного питания, соблюдение режимов труда и отдыха.

Третий этап характеризовался обеспечением устойчивости к повышению интенсивности нагрузок. В этот период в занятия включались и силовые упражнения, так как при наличии достаточной подготовленности для гиперстеников данный вид упражнений не менее важен, чем аэробные на-

Показатели Группа Начало эксперимента Конец эксперимента х2-х1 А

Х1+Ш1 Х2±ш2

Бег на 100 м, с ЭГ 13,66±0,40 13,21±0,25 -0,45 *

КГ 13,63±0,41 13,58±0,43 -0,05

Бег на 3000 м, с ЭГ 778,60±33,04 715,23±37,16 -62,32 **

КГ 777,55±33,01 772,18±34,26 -5,37

Подтягивание на перекладине, раз ЭГ 14,88±2,64 16,42±2,48 1,54 *

КГ 14,91±2,63 15,22±2,61 0,31

Примечание: ** - р<0,01; * - р<0,05.

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

грузки. В процессе силовых тренировок мышцы используют глюкозу, которую они способны извлечь из кровообращения безинсулиновым способом. Кроме этого, также повышается уровень общего обмена. Программа предполагала применение силовых упражнений с собственным весом или легкими утяжелителями, но с использованием большого количества повторов. В этой части применялся интервальный метод тренировки.

Одной из важных особенностей предлагаемой методики физических упражнений являлось использование разнообразных, вызывающих интерес у занимающихся средств, создание позитивного эмоционального фона. При этом фактор доступности физической нагрузки состоянию занимающихся, контроль и самоконтроль за процессом восстановления, исключая переутомление, способствовали достижению положительного педагогического эффекта. Это согласуется с положениями теории и практики физической культуры в отношении адекватности применяемых средств и методов физическому состоянию занимающихся, не приводящих к их переутомлению, способствующих нормализации или улучшению функций организма, а также учитывающих индивидуальные типологические особенности [1-5].

Динамика уровня физической подготовленности студентов за экспериментальный период представлена в таблице.

Изменения в уровне физической подготовленности произошли только в ЭГ. В выполнении бега на 100 м улучшение составило 0,45 с (при р<0,05), в выполнении подтягивания на перекладине - улучшение 1,54 раза (при р<0,05), бега на 3000 м - улучшение составило 62,32 с (при р<0,01).

Выводы. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на занятиях со студентами с удовлетворительным уровнем физической подготовленности, относящимися к гиперстеническому типу телосложения, целесообразно рациональное дозирование нагрузки и плавное ее повышение, особенно на начальном этапе преимущественно равномерного метода. Это позволило сформировать основы для формирования более высокого уровня базовых адаптивных установок. Формирование стойких функциональных сдвигов, позволяющих тренироваться без резких ответных реакций со стороны организма, является преимуществом экспериментальной методики занятий со студентами гиперстенического типа телосложения.

Применение в программе средств физической культуры, повышающих эмоциональный фон занятий, а также формирование компетенций по поддержанию здорового образа жизни, способствовало угнетающему эффекту монотонии и повышению мотивации занимающихся. Первоначальная ориентация на индивидуализацию физической нагрузки (индивидуально-оптимальный темп, достаточная продолжительность пауз отдыха между нагрузками, специальная стандартизация нагрузок в серии) благоприятствовала повышению уровня развития физической подготовленности студентов, в том числе и общей выносливости, а также позволила организму занимающихся быстрее адаптироваться к ступенчатому повышению нагрузки.

Согласно данных опроса студентов по окончании эксперимента, индивидуализация процесса физической культуры положительно сказалась на их приобщении к систематическим занятиям физической культурой и увеличении объема двигательной активности. Литература

1. Батурин, А.Е. Учет соматотипов студентов при выборе средств и методов физической культуры / А.Е. Батурин, В.Н. Коваленко, А.Е. Катков // Педагогический журнал, 2019. Аналитика Родис. -Т. 9. - № 3-1. - С. 103-111.

Бахтина, Т.Н. Мониторинг физической формы студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова / Т.Н. Бахтина, Н.С. Лешева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2021. - С. 27-32. Катков, А.Е. Методика дифференцированной тренировки студентов, имеющих низкие показатели в беге на 3000 метров / А.Е. Катков, В.Н. Коваленко, И.В. Склярова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 155-160. Лобанов, Ю.Я. Методика подготовки студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Ю.Я. Лобанов, О.В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). -С. 170-174.

Лобанов, Ю. Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130. Лобанов, Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). -С. 122-126.

Фофанов, А.М. Физическая подготовка курсантов вузов Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации в XXI веке [Текст] / А.М. Фофанов, В.Н. Коваленко, П.А. Котов // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2020. -№ 1. - СПб, ВИФК. - С. 29-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова // Теория и практика физической культуры. - 2020 - № 6 - С. 29-31.

References

Baturin A.E., Kovalenko V.N., Katkov A.E. Uchet somatotipov studen-tov pri vybore sredstv i metodov fizicheskoy kultury [Consideration of students' somatotypes when choosing means and methods of physical culture]. Pedagogicheskiy zhurnal, 2019. Analitika Rodis. Vol. 9. No. 3-1. pp. 103-111.

Bakhtin T.N., Lesheva N.S. Monitoring fizicheskoy formy studentov pervogo kursa sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo lesotekh-nicheskogo universiteta imeni S.M. Kirova [Monitoring of the physical form of first-year students of St. Petersburg State Forest Engineering University named after S.M. Kirova]. Aktualnyye problemy, sovremen-nyye tendentsii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta s uchetom real-izatsii natsionalnykh proyektov [Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. Moscow, 2021. pp. 27-32.

Katkov A.E., Kovalenko V.N., Sklyarova I.V. et al. Metodika differen-tsirovannoy trenirovki studentov, imeyushchikh nizkiye pokazateli v bege na 3000 metrov [Methods of differentiated training of students with low performance in running 3000 meters]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 11 (177). pp. 155-160. Lobanov Yu.Ya., Mironova O.V., Tokareva A.V. et al. Metodika podgo-tovki studentov s nizkim urovnem fizicheskoy podgotovlennosti k vy-polneniyu normativov VFSK GTO [Methods of training students with a low level of physical fitness to fulfill the standards of the VFSK GTO]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 9 (151). pp. 170-174.

Lobanov Yu.Ya., Kovalenko V.N., Mironova O.V. et al. Metodika tre-nirovki studentov s nizkim urovnem fizicheskoy podgotovlennosti [Methods of training students with a low level of physical fitness]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 2 (156). pp. 126-130.

Lobanov Yu.Ya., Kovalenko V.N., Mironova O.V. et al. Kharakter proy-avleniya fizicheskikh kachestv v zavisimosti ot tipologicheskikh oso-bennostey konstitutsii studentov [The nature of the manifestation of physical qualities depending on the typological features of the constitution of students]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2018. No. 2 (156). pp. 122-126.

Fofanov A.M., Kovalenko V.N., Kotov P.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov Sukhoputnykh voysk Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii v XXI veke [Physical training of cadets of universities of the Land Forces of the Armed Forces of the Russian Federation in the XXI century]. 2020. No. 1. St. Petersburg: VIFK publ., pp. 29-33. Yarchikovskaya L.V., Sharonova A.V., Ustinova O.N. Upravleniye predekzamenatsionnym sostoyaniyem studentok sredstvami i metodami fizicheskogo vospitaniya [Management of the pre-examination state of female students by means and methods of physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 6. pp. 29-31.

http://www.teoriya.ru

№7^ 2022 Июль | Juli

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.