Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК / ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гетьман В.Д.

Цель исследования - научно обосновать методику применения физических упражнений, направленных на ускоренное восстановление работоспособности студентов. Методика и организация исследования. Экспериментальную программу осваивали две экспериментальные группы студентов (ЭГ-1; ЭГ-2), различающиеся уровнем физического состояния. В качестве контрольной группы были взяты студенты с низким уровнем физической подготовленности, которые занимались в своих учебных группах по традиционной программе физической подготовки. Выбор и сочетание средств и методов физической подготовки экспериментальных групп осуществлялся в зависимости от характера ослабления функций организма, индивидуальных особенностей занимающихся. У участников оценивались косвенные показатели работоспособности, показатели физической подготовленности и МПК. Результаты исследования и выводы. Таким образом, в результате педагогического эксперимента получены положительные изменения у студентов экспериментальных групп по всем исследуемым показателям: косвенным показателям работоспособности, показателям деятельности кардиореспираторной системы, физической подготовленности, то есть предложенная методика тренировки обеспечила успешную адаптацию организма студентов к выполняемым нагрузкам, выраженному росту функциональных возможностей и работоспособности организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гетьман В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF LOADS IN THE PROCESS OF RESTORING STUDENTS' WORKING CAPACITY

Objective of the study was to scientifically substantiate the method of using physical exercises aimed at the accelerated recovery of students' working capacity. Methods and structure of the study. The experimental program was mastered by two experimental groups of students (EG-1; EG-2), differing in the level of physical condition. As a control group, students with a low level of physical fitness were taken, who were engaged in their study groups according to the traditional physical training program. The choice and combination of means and methods of physical training of the experimental groups was carried out depending on the nature of the weakening of the body's functions, the individual characteristics of those involved. The participants were assessed indirect indicators of performance, indicators of physical fitness and BMD. Results and conclusions. Thus, as a result of the pedagogical experiment, positive changes were obtained in the students of the experimental groups in all the studied indicators: indirect indicators of working capacity, indicators of the cardiorespiratory system, physical fitness, that is, the proposed training methodology ensured successful adaptation of the students' organism to the loads performed, a pronounced increase in functional capabilities and body performance.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЗОК В ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ»

моделирование нагрузок в процессе восстановления работоспособности студентов

УДК/UDC 796.015.62

Поступила в редакцию 24.02.2022 г.

Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман1

1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

siMuLATioN oF LoADs iN THE process oF REsToRING sTuDENTs' WoRKiNG OApAOiTY

PhD, Professor V.D. Get'man1

1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: grossgep@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - научно обосновать методику применения физических упражнений, направленных на ускоренное восстановление работоспособности студентов.

Методика и организация исследования. Экспериментальную программу осваивали две экспериментальные группы студентов (ЭГ-1; ЭГ-2), различающиеся уровнем физического состояния. В качестве контрольной группы были взяты студенты с низким уровнем физической подготовленности, которые занимались в своих учебных группах по традиционной программе физической подготовки. Выбор и сочетание средств и методов физической подготовки экспериментальных групп осуществлялся в зависимости от характера ослабления функций организма, индивидуальных особенностей занимающихся. У участников оценивались косвенные показатели работоспособности, показатели физической подготовленности и МПК. Результаты исследования и выводы. Таким образом, в результате педагогического эксперимента получены положительные изменения у студентов экспериментальных групп по всем исследуемым показателям: косвенным показателям работоспособности, показателям деятельности кардиореспи-раторной системы, физической подготовленности, то есть предложенная методика тренировки обеспечила успешную адаптацию организма студентов к выполняемым нагрузкам, выраженному росту функциональных возможностей и работоспособности организма.

Abstract

Objective of the study was to scientifically substantiate the method of using physical exercises aimed at the accelerated recovery of students' working capacity. Methods and structure of the study. The experimental program was mastered by two experimental groups of students (EG-1; EG-2), differing in the level of physical condition. As a control group, students with a low level of physical fitness were taken, who were engaged in their study groups according to the traditional physical training program. The choice and combination of means and methods of physical training of the experimental groups was carried out depending on the nature of the weakening of the body's functions, the individual characteristics of those involved. The participants were assessed indirect indicators of performance, indicators of physical fitness and BMD.

Results and conclusions. Thus, as a result of the pedagogical experiment, positive changes were obtained in the students of the experimental groups in all the studied indicators: indirect indicators of working capacity, indicators of the cardiorespiratory system, physical fitness, that is, the proposed training methodology ensured successful adaptation of the students' organism to the loads performed, a pronounced increase in functional capabilities and body performance.

Keywords: modeling of training loads, maintenance of working capacity, students, physical condition, physical exercises, load intensity.

Ключевые слова: моделирование тренировочных нагрузок, поддержание работоспособности, студенты, физическое состояние, физические упражнения, интенсивность нагрузки.

Введение. На сегодняшний день актуализируется проблема совершенствования физического воспитания студентов на основе учета уровня их физической подготовленности. Как показывает образовательная практика, в каждой учебной группе имеется определенный процент студентов с низким уровнем физической подготовленности. Соответственно, для осуществления процесса физического воспитания возможны два подхода: первый предполагает комплектование соответствующей группы занимающихся, а второй включает разработку рекомендаций для руководителей занятий по тренировке «отстающих» студентов, занимающихся в общей группе.

Цель исследования - научно обосновать методику применения физических упражнений, направленных на ускоренное восстановление работоспособности студентов.

Методика и организация исследования. Выбор и сочетание средств и методов физической подготовки осуществлялся в зависимости от характера ослабления функций организма, индивидуальных особенностей занимающихся, условий и состояния материально-спортивной базы. Применение средств повышения уровня физической подготовленности исследуемого контингента предполагало решение следующих задач:

- повышение общей выносливости и обеспечение постепенного перехода от малых физических нагрузок к большим, за счет укрепления мышц сердца, функций кровообращения, увеличения тонуса дыхательной мускулатуры и силы дыхательных мышц;

- повышение различных видов специфической и неспецифической устойчивости организма у исследуемой категории студентов;

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

- снятие нервно-эмоционального напряжения.

Исходя из перечисленных задач, в рамках методики средства и методы физической подготовки применяются поэтапно.

Первый этап - подготовка организма занимающегося к восприятию последующего выполнения нагрузок с преимущественной направленностью физических упражнений на повышение аэробной способности.

Второй этап - повышение функциональных возможностей организма посредством увеличения объема нагрузок, что должно положительно повлиять на физическую работоспособность занимающихся и создание резервного фонда адаптации к физическим нагрузкам, близким по величине к уровню нагрузок, характерных для студентов с хорошим уровнем физической подготовленности.

Третий этап - стабилизация объема и повышение интенсивности нагрузок, способствующих поддержанию хорошего уровня физической подготовленности.

Поскольку степень функциональных изменений и снижение работоспособности у разных студентов различна, то для лиц с незначительными функциональными изменениями физические упражнения рекомендуется выполнять в два этапа - «второй и третий».

В этой связи, согласно методике, занимающиеся в зависимости от их общего состояния организма делятся на две группы:

- первая группа - «основная» - лица с умеренно сниженным уровнем физической подготовленности и функциональных возможностей организма;

- вторая группа - «ослабленная»- лица с выраженно сниженным уровнем физической подготовленности и функциональных возможностей организма.

Основными формами физической подготовки являются учебные занятия и спортивная работа. Учебные занятия в первую неделю проводятся два-три раза по 50 мин, в последующем до четырех раз. Основными упражнениями, включаемыми в содержание учебных занятий, являются: ходьба, бег, вольные упражнения, спортивные игры, комплексы упражнений. Все занятия проводятся комплексным методом. Структура и содержание учебных занятий опираются на функциональное состояние занимающихся. Обще-развивающие упражнения выполняются с одинаковым количеством повторений и равными промежутками отдыха между ними в течение каждых трех занятий, примерный перечень физических упражнений, объем и интенсивность их выполнения на первые три занятия стандартизировались по нагрузке.

Скорость бега и дистанция определяется следующим образом: на первом занятии занимающимся предлагается в оптимальном для них темпе преодолеть дистанцию в 1 км. После окончания бега высчитывается скорость передвижения по среднему результату в группе, который и выбирается как тренировочный отрезок на первые три занятия. Ускорения на дистанции могут привести к прекращению бега, поэтому он осуществляется с постоянной скоростью.

Допустимая зона интенсивности нагрузки в первую неделю: ЧСС - 130 уд/мин, бег на 1000 м за 4.30-5.00 первая группа; 5.00-5.30 вторая группа. Интенсивность нагрузки во 2-14 неделях для первой группы: рабочая ЧСС 130-135 уд/мин; допустимая - 150 уд/мин. Для второй группы: рабочая ЧСС - 120 уд/мин; допустимая - 140 уд/мин.

На первоначальном этапе тренировки лиц с низким уровнем физической подготовленности применяются интервалы отдыха, обеспечивающие полное восстановление работоспособности к началу очередного упражнения.

В частности, у слабо подготовленных лиц порог анаэробного обмена (ПАНО) отмечается при работе на уровне 40-45 % от МПК [1]. Низкий уровень ПАНО, с одной стороны, предусматривает осторожное использование количественных повторений с максимальной нагрузкой, а с другой стороны -представляет широкие возможности физической подготовки в повышении работоспособности путем применения упражнений аэробного характера. Однако необходимо учитывать, что лицам с низким уровнем физической подготовленности целесообразно выполнять такое количество повторений упражнения, чтобы общая направленность носила аэробный характер.

С учетом изложенных положений был проведен формирующий педагогический эксперимент. Экспериментальную программу осваивали две экспериментальные группы (ЭГ-1; ЭГ-2), различающиеся уровнем физического состояния. В качестве контрольной группы (КГ) были взяты студенты с низким уровнем физической подготовленности, которые занимались в своих учебных группах по существующей программе физической подготовки.

На начальном этапе испытуемым экспериментальных групп ставилась задача сформировать умения планировать физическую нагрузку исходя из уровня собственного физического состояния. Содержание инструктажей составляло формирование навыков оценивания результатов тренировки, осуществляемой по прямым инструкциям [1]. Как уже отмечалось, на этом этапе основная задача состояла в осознанном отношении к подготовке организма к восприятию стандартно повышающихся нагрузок.

На втором этапе формировались навыки оценивать и корректировать ход тренировки в зависимости от динамики уровня физического состояния. Ставилась задача постепенно достигать скорости бега, соответствующей оценке «хорошо», но на укороченной дистанции, а также осваивать заданное количество повторения упражнений на силу с частыми паузами отдыха и т. д.

Эффект физической тренировки оценивался по косвенным показателям работоспособности: текущему и этапному. Характеристиками «текущей» работоспособности являлись скорость реакции, теппинг-тест, реакция на движущийся объект, а «этапного» физического состояния - максимальное потребление кислорода (МПК), антропометрия, уровень физической подготовленности и самооценки [2].

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) основная направленность тренировки состояла в выполнении серии стандартных ступенчато-повышающихся нагрузок.

Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) использовался метод групповой индивидуализации, суть которого состояла в выполнении упражнений в составе группы численностью два-четыре человека, имеющих одинаковое сочетание «отстающих» физических качеств.

Контрольная группа (КГ) занималась согласно общепринятой программы.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при стандартной нагрузке (по интенсивности) испытуемым удается сохранить равномерный темп выполнения упражнений. В свою очередь, при изменении интенсивности у испытуемых возникают субъективные трудности в сохранении равномерного темпа.

Для оперативного контроля за состоянием работоспособности испытуемых до эксперимента и в конце формирующего эксперимента фиксировались косвенные показатели, отражающие текущее ее состояние [3]. Полученные результаты представлены в таблице.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что в косвенных показателях работоспособности ЭГ-1 и ЭГ-2 отмеча-

20

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | Арп!

Динамика косвенных показателей работоспособности испытуемых до и после эксперимента

Показатели ЭГ-1 ЭГ-2 КГ

Теппинг-тест 5 с (количество движений) До эксперимента 33,4±1,3 34,3±1,7 31,2±1,7

После эксперимента 39,0±1,4 38,1±1,1 33,1±1,8

р <0,05 <0,05

Тремор-1 (число касаний) До эксперимента 9,9±1,1 9,7±0,9 9,8±1,2

После 6,4±0,5 6,2±1,2 8,9±1,4

р <0,05 <0,05

Тремор-2 (число касаний) До эксперимента 33,4±2,3 34,1±1,7 33,6±1,2

После 24,3±1,8 23,6±1,1 29,7±1,3

р <0,05 <0,05

Скорость реакции (с) До эксперимента 197±1,3 198±1,1 197±1,2

После 183±1,4 181±1,3 184±1,1

р <0,05 <0,05 <0,05

ется позитивная динамика. Кроме того, следует подчеркнуть, что выбранные показатели достаточно «чувствительны» к оперативному колебанию состояния работоспособности.

Динамика показателей физической подготовленности и МПК в период педагогического эксперимента положительная, в экспериментальных группах значительно лучше, чем у студентов контрольной группы. Это свидетельствует об эффективности тренировки студентов экспериментальных групп: уровень их подготовленности за период педагогического эксперимента возрос до оценки «хорошо» (до эксперимента -оценка «неудовлетворительно»). Студенты контрольной группы за этот период, хотя и улучшили показатели физической подготовленности, но достигли только оценки «удовлетворительно».

Таким образом, в результате педагогического эксперимента получены положительные изменения у студентов экспериментальных групп по всем исследуемым показателям: косвенным показателям работоспособности, показателям деятельности кардиореспираторной системы, физической подготовленности, то есть предложенная методика тренировки обеспечила успешную адаптацию организма студентов к выполняемым нагрузкам, выраженному росту функциональных возможностей и работоспособности организма. Полученные данные объясняются закономерностями успешной адаптации к избранным физическим нагрузкам, в результате которой формируются два важных свойства организма: рост функциональных возможностей и экономичность функционирования [3].

Повышение уровня физической подготовленности студентов обуславливается переходом организма на иной (более высокий) уровень функционирования в результате систематических занятий.

Кумуляция тренировочных эффектов детерминируется специфичностью протекания восстановительных процессов, ведущих к расширению функциональных резервов организма [3]. Мобильность ответных реакций организма на предлагаемую нагрузку формируется за счет ее стандартизации в соответствующем временном периоде (три-пять занятий). Подобная стандартизация в сочетании с оптимальным (индивидуально удобным) темпом выполнения действий позволяет субъективно легче осваивать различные уровни физических нагрузок. Высокая степень воспроизведения движений отмечается при оптимальном темпе их выполнения [4].

На первом этапе педагогического эксперимента подобный методический подход обеспечивает последовательное повышение объема нагрузки.

Для второго этапа специфичным является постепенное «подведение» интенсивности нагрузки, тождественной уровню физической подготовленности на оценку «хорошо». Это возможно при целенаправленном воздействии на «отстающие»

физические качества и подборе режимов нагрузки, обеспечивающих успешное повышение тренированности студентов.

Следует отметить о положительных сдвигах в косвенных показателях работоспособности студентов экспериментальных групп, при использовании циклических упражнений для повышения работоспособности студентов различных специальностей. Чрезвычайно важным для оперативного планирования занятий исследуемого контингента является субъективное ощущение самочувствия. При подобном планировании создается благоприятная возможность применения метода групповой индивидуализации, когда каждому в группе возможно подбирать индивидуально-оптимальные нагрузки.

Улучшение косвенных показателей работоспособности после эксперимента свидетельствует о достижении высокого уровня оперативной тренированности студентов.

Выводы. Таким образом, в результате формирующего эксперимента установлена принципиальная возможность достижения хорошего уровня физической подготовленности студентов, имеющих низкий ее исходный уровень. Доказана эффективность разработанной методики тренировки лиц с низкими функциональными возможностями, число которых значительно как среди поступивших в вуз, так и среди студентов, после длительной учебной деятельности.

Литература

1. Гавриков А.Ю. Моделирование аэробной физической тренировки. / А.Ю. Гавриков, С.Г. Терещенко // Учебно-методическое пособие. - Л.: ВДКИФК, 1984. - 60 с.

2. Гетьман В.Д. Моделирование нагрузок при восстановлении и поддержании военно-профессиональной работоспособности личного состава железнодорожных войск. / В.Д. Гетьман // Монография. - СПб.: ВТУ ЖДВ, 2008. - 108 с.

3. Гетьман В.Д. Моделирование процесса физической подготовки военнослужащих. / В.Д. Гетьман, И.И. Михаил, Ю.С. Харламов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 47-49.

4. Кадыров Р.М. Моделирование физической тренировки. / Р.М. Кадыров // Учебно-методическое пособие. - СПб.: ВИФК, 1999. -123 с., ВИФК, - 1997. - 132 с.

References

1. Gavrikov A.Yu., Tereshchenko S.G. Modelirovaniye aerobnoy fiziches-koy trenirovki [Modeling of aerobic physical training]. Teaching aid. Leningrad: VDKIFK publ., 1984. 60 p.

2. Getman V.D. Modelirovaniye nagruzok pri vosstanovlenii i podderzha-nii voyenno-professionalnoy rabotosposobnosti lichnogo sostava zhe-leznodorozhnykh voysk [Simulation of loads during the restoration and maintenance of the military-professional performance of the personnel of the railway troops]. St. Petersburg: VTU ZhDV publ., 2008. 108 p.

3. Getman V.D., Mikhail I.I., Kharlamov Yu.S. Modelirovaniye protsessa fizicheskoy podgotovki voyennosluzhashchikh [Modeling the process of physical training of military personnel]. Uchenye zapiski universite-ta im. P.F. Lesgafta. 2007. No. 4 (26). pp. 47-49.

4. Kadyrov R.M. Modelirovaniye fizicheskoy trenirovki [Simulation of physical training]. Teaching aid. Saint Petersburg: VIFK publ., 1999. 123 p. VIFK publ., 1997. 132 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.