Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АЭРОБНАЯ НАГРУЗКА / АНАЭРОБНАЯ НАГРУЗКА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонова О.А., Караван А.В.

Цель исследования - экспериментальное обоснование комплекса физических упражнений, направленных на совершенствование аэробно-анаэробных механизмов продуцирования энергии студентов строительных специальностей с низким уровнем физической подготовленности. Методика и организация исследования. Экспериментальный комплекс упражнений был направлен на развитие быстроты, силы и выносливости. В эксперименте принимало участие 40 студентов строительного факультета СПбГАСУ с низким уровнем физической подготовленности. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы. У исследуемого контингента оценивались показатели физического и функционального состояния. Результаты исследования и выводы. Предложенная авторами последовательность выполнения аэробных нагрузок в начале учебных занятий позволяет обеспечить более значительный кислородный приход и увеличение сердечной производительности за относительно короткое время. Отмечено, что наиболее эффективное воздействие на вегетативные и двигательные функции организма студентов оказывают умеренные по интенсивности нагрузки, которые должны предшествовать анаэробной работе. Такой подход позволяет наиболее продуктивно координировать функции организма студента, имеющего низкий уровень физической подготовленности при работе с высокой по интенсивности физической нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонова О.А., Караван А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING THE ACHIEVEMENT OF THE OPTIMAL LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A CONSTRUCTION UNIVERSITY

Objective of the study was to experimental substantiation of a complex of physical exercises aimed at improving the aerobic-anaerobic mechanisms of energy production of students of construction specialties with a low level of physical fitness. Methods and structure of the study. The experimental set of exercises was aimed at developing speed, strength and endurance. The experiment involved 40 students of the Faculty of Civil Engineering Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering with a low level of physical fitness. All participants were divided into control and experimental groups. The studied contingent was assessed indicators of physical and functional state. Results and conclusions. The sequence of performing aerobic loads proposed by the authors at the beginning of training sessions allows for a more significant oxygen supply and an increase in cardiac performance in a relatively short time. It is noted that the most effective impact on the vegetative and motor functions of the body of students is exerted by moderate intensity loads, which should precede anaerobic work. This approach allows the most productive coordination of the body functions of a student with a low level of physical fitness when working with high intensity physical activity.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА»

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

УДК/UDC 796.1174

Поступила в редакцию 25.02.2022 г.

О.А. Сафонова1

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Караван1

1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

FACTORS DETERMINING THE ACHiEVEMENT OF THE OPTiMAL LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF A CONSTRUCTION UNIVERSITY

O.A. Safonova1

PhD, Professor A.V. Caravan1

1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: fiz.vos@spbgasu.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование комплекса физических упражнений, направленных на совершенствование аэробно-анаэробных механизмов продуцирования энергии студентов строительных специальностей с низким уровнем физической подготовленности. Методика и организация исследования. Экспериментальный комплекс упражнений был направлен на развитие быстроты, силы и выносливости. В эксперименте принимало участие 40 студентов строительного факультета СПбГАСУ с низким уровнем физической подготовленности. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы. У исследуемого контингента оценивались показатели физического и функционального состояния.

Результаты исследования и выводы. Предложенная авторами последовательность выполнения аэробных нагрузок в начале учебных занятий позволяет обеспечить более значительный кислородный приход и увеличение сердечной производительности за относительно короткое время. Отмечено, что наиболее эффективное воздействие на вегетативные и двигательные функции организма студентов оказывают умеренные по интенсивности нагрузки, которые должны предшествовать анаэробной работе. Такой подход позволяет наиболее продуктивно координировать функции организма студента, имеющего низкий уровень физической подготовленности при работе с высокой по интенсивности физической нагрузкой.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, двигательная активность, функциональная подготовленность, аэробная нагрузка, анаэробная нагрузка, морфофункциональные системы, тренировка.

Abstract

Objective of the study was to experimental substantiation of a complex of physical exercises aimed at improving the aerobic-anaerobic mechanisms of energy production of students of construction specialties with a low level of physical fitness.

Methods and structure of the study. The experimental set of exercises was aimed at developing speed, strength and endurance. The experiment involved 40 students of the Faculty of Civil Engineering Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering with a low level of physical fitness. All participants were divided into control and experimental groups. The studied contingent was assessed indicators of physical and functional state. Results and conclusions. The sequence of performing aerobic loads proposed by the authors at the beginning of training sessions allows for a more significant oxygen supply and an increase in cardiac performance in a relatively short time. It is noted that the most effective impact on the vegetative and motor functions of the body of students is exerted by moderate intensity loads, which should precede anaerobic work. This approach allows the most productive coordination of the body functions of a student with a low level of physical fitness when working with high intensity physical activity.

Keywords: physical culture, physical fitness, motor activity, functional fitness, aerobic load, anaerobic load, morphofunctional systems, training.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. В настоящее время во многих вузах используется смешанная форма обучения, то есть использование обычной и дистанционной формы, что приводит к уменьшению двигательной активности студента. Обучаемый во время проведения занятий в дистанционном режиме может в течение дня практически не выходить из помещений - квартиры или комнаты в общежитии, что естественно сказывается на уменьшении объема мускульного труда, а также увеличению лиц с детренированностью сердечно-сосудистой системы [1]. Как следствие, наблюдается увеличение количества студентов с различного рода заболеваниями, которые влияют на уровень физической подготовленности. Анализ прак-

тики физической подготовки в вузе по выбору свидетельствует о недостаточном внимании преподавателей к подбору средств тренировочной нагрузки занимающихся с учетом биологических и социальных факторов окружающей среды [2, 3].

Цель исследования - экспериментальное обоснование комплекса физических упражнений, направленных на совершенствование аэробно-анаэробных механизмов продуцирования энергии студентов строительных специальностей с низким уровнем физической подготовленности.

Методика и организация исследования. Экспериментальный комплекс упражнений содержал:

24

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

- комплекс на развитие быстроты, который включал короткие отрезки бега, фартлек, челночный бег, с интервалами отдыха 2-4 мин;

- комплекс на развитие силы - упражнения на развитие мышц плечевого пояса, развитие силы мышц ног с применением легкого бега между подходами. Бег между подходами составлял 2 мин на кардиотренажере, выдерживая темпа бега в 10 ватт;

- комплекс упражнений на выносливость, включающий кроссовый бег 20-30 минут, фартлек дистанции 300-500 м, интервальный бег Разработанный комплекс упражнений применялся в течении 1-го семестра 2021-2022 учебного года на занятиях элективными дисциплинами по «физической культуре и спорту».

В эксперименте, который проводился в течение 1-го семестра, приняли участие 40 студентов строительного факультета с низким уровнем физической подготовленности. Все участники были разделены на контрольную и экспериментальную группы. У исследуемого контингента оценивались показатели физического и функционального состояния.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце проведенного эксперимента по результатам оценки физической подготовленности студентов выявлено, что исследуемые показатели участников ЭГ оказались выше, чем в КГ. Так, показатель в беге на 60 м в КГ составил 8,8±0,1 с, в ЭГ показатель вырос до 8,5±0,2 с, в беге 1000 м в КГ -243±3,5 с, в ЭГ - 220±10,9 с. В тесте на сгибание-разгибание рук в упоре средний результат в КГ составил 37±1,5 раз, в ЭГ он оказался выше - 45±5,6 раз; в упражнении «сед из положения лежа за 1 минуту» в КГ средний показатель составил 40±3,5 раз, в ЭГ - 51±5,2 раз.

Оценка функционального состояния участников эксперимента по результатам проб Штанге и Генчи позволила сделать заключение, что чем дольше происходит задержка дыхания, тем выше становятся функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем при выполнении определенных нагрузок. Проба ИГСТ в КГ осталась неиз-

менной - 65,7±1,8 балла, в ЭГ данный показатель вырос до 76,8±2,3 балла, что говорит о хорошем функциональном состоянии восстановительных процессов после нагрузок.

В начале эксперимента группы находились на низком уровне тренированности, данный показатель в ЭГ повысился до среднего уровня тренированности, а в КГ этот показатель остался на низком уровне тренированности.

Выводы. Предложенная последовательность выполнения аэробных нагрузок в начале учебных занятий позволяет обеспечить более значительный кислородный приход и увеличение сердечной производительности за относительно короткое время. Отмечается, что наиболее эффективное воздействие на вегетативные и двигательные функции организма студентов оказывают умеренные по интенсивности нагрузки, которые должны предшествовать анаэробной работе. Такой подход позволяет наиболее продуктивно координировать функции организма студента, имеющего низкий уровень физической подготовленности при работе с высокой по интенсивности физической нагрузкой.

Литература

1. Коваленко В.Н. Тренировка студентов с низким уровнем физической подготовленности - учебное пособие / В.Н. Коваленко. -СПб. - 2019. - 220 с.

2. Кадыров Р.М. Модель самоуправления студентами физической тренировкой / Р.М. Кадыров // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 9. - С. 3-4.

3. Сафонова О.А. Развитие двигательных качеств средствами силовой выносливости / О.А. Сафонова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 2 (70). - С. 52-53.

References

1. Kovalenko V.N. Trenirovka studentov s nizkim urovnem fizicheskoj podgotovlennosti [Training of students with a low level of physical fitness]. Study guide. St. Petersburg, 2019. 220 p.

2. Kadyrov R.M. Model samoupravleniya studentami fizicheskoj tre-nirovkoj [Model of self-government by students of physical training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 9. pp. 3-4.

3. Safonova O.A. Razvitie dvigatelnyh kachestv sredstvami silovoj vynoslivosti [Development of motor qualities by means of strength endurance]. Kultura fizicheskaya i zdorove. 2019. No. 2 (70). pp. 52-53.

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

к 100-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА Н.И. ПОНОМАРЕВА

В 2022 году исполняется сто лет со дня рождения одного из ведущих ученых в области теории физической культуры и спорта, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора, участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Пономарева.

Н.И. Пономарев был известным спортсменом - мастером спорта СССР по легкой атлетике, чемпионом страны в эстафетном беге. Будучи выпускником Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) и аспирантуры по кафедре теории и методики физического воспитания, Н.И. Пономарев закончил еще и исторический факультет университета.

Первые публикации молодого ученого, в том числе в журнале «Теория и практика физической культуры», привлекли внимание научной общественности и в 1960 г. ректор ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, профессор Д.П. Пугачев-Ионов пригласил его работать в этот прославленный вуз.

Из-под пера ученого вышло около 300 научных трудов, за которые он дважды (1971, 1987) награждался золотыми медалями Спорткомитета СССР и стал действительным членом Международной академии психологических наук (1993), Петровской академии наук и искусств (1994), Балтийской педагогической академии (1995).

Многогранность и строгость в поиске, отборе и систематизации материала стали визитной карточкой дальнейших работ Н.И. Пономарева. По сути они являлись зримым отражением фундаментальности в научной деятельности. В первую очередь это отразилось в без малого 80 статьях, опубликованных профессором в журнале «Теория и практика физической культуры» с 1959 по 2001 г. Долгие годы ученый входил в состав редакционной коллегии журнала, во многом определяющего развитие физической культуры и спорта.

Профессор Н.И. Пономарев прожил долгую, плодотворную жизнь. Он заложил научный фундамент знаний в своих учениках, которые продолжают развивать творческие идеи своего учителя.

Светлая память о Николае Ивановиче Пономареве навсегда сохранится в наших сердцах!

Коллектив редакции журнала «Теория и практика физической культуры», ученики профессора Н.И. Пономарева.

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.