Сегодня рынок дистанционного обучения в России развит достаточно хорошо. Такие услуги предоставляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения. Весьма востребованы различные образовательные курсы, в том числе и бухгалтерский учет и аудит Этому способствует как развитие информационных технологий в мире и в Российской Федерации, активное раз-
Библиографический список
витие правового регулирования данного процесса, так и необходимость «дистанционного» ответа на вызовы пандемии коронавируса средними профессиональными образовательными учреждениями и необходимостью обеспечения полноценного и качественного «удаленного» образовательного процесса в подобных условиях.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Российская газета. 1993; № 237.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 в редакции от 31 июля 2020 г N 304-Ф3. Available at: http://base.garant. ru/70291362/
3. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г № 1662-р (ред. от 28.12.2017). СЗ РФ. 2008; № 47, Ст. 5489.
4. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449
5. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 г №1632-р. Available at: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/858/
6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420276588
8. Развитие образования. Государственная программа Российской Федерации на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г № 295 Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091784
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda. Rossijskaya gazeta. 1993; № 237.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ v redakcii ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ. Available at: http://base.garant.ru/70291362/
3. Ob utverzhdenii Koncepcii dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (red. ot 28.12.2017). SZ RF. 2008; № 47, St. 5489.
4. O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 № 642. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449
5. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. №1632-r. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/
6. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
7. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 g. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420276588
8. Razvitie obrazovaniya. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii na 2013 - 2020 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091784
Статья поступила в редакцию 16.10.20
УДК 378
Pogorelova N.V., senior lecturer, Volgodonsk Branch of Rostov University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Volgodonsk, Russia),
E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
Zelenova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia), E-mail: zelenova.60@mail.ru
Labunskaya V.I., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia),
E-mail: labunskaya_valen@mail.ru
MASTERING PROFESSIONAL SKILLS BY LECTURERS. The relevance of the article is due to the fact that modern requirements for the results of education and the educational process achieved during the functioning of education make high requirements for the comprehensive professional skills of lecturers and indicate the need for its constant improvement. The work considers the basics and structure of professional skills of lecturers and the directions of its improvement. Within the framework of the study, the concept of "professionalization" is clarified, an overview of approaches to the classification of stages and factors of professional formation and development of a lecturer is presented. The article contains a description of the roadmap of the Program for Development of Lecturer Professional Skills "Psychological Aspects of Pedagogical Activity", aimed at mastering new forms and methods of activity, increasing the psychological competence of lecturers.
Key words: professionalization, professional development, professional skills, psychological competence of lecturer.
Н.В. Погорелова, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Волгодонск, E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
Г.В. Зеленова, канд. пед. наук, доц., Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: zelenova.60@mail.ru
В.И. Лабунская, канд. социол. наук, доц., Институт технологий (филиа) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: labunskaya_valen@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что современные высокие требования предъявляются к результатам образования и образовательного процесса, достигаемым в ходе образования, к комплексному профессиональному мастерству педагогов и диктуют необходимость постоянного его повышения. Исходя из этого, данная статья посвящена рассмотрению сущности и структуры профессионального мастерства педагогов и направлениям его повышения. В рамках исследования уточнено понятие «профессионализация», представлен обзор подходов к классификации этапов и факторов профессионального становления и развития педагога. Статья содержит характеристику дорожной карты программы развития профессионального мастерства педагога «Психологические аспекты педагогической деятельности», направленной на овладение новыми формами и способами деятельности, повышение психологической компетентности педагогов.
Ключевые слова: профессионализация, профессиональное становление, профессиональное мастерство, психологическая компетентность педагога.
Внедрение Федеральных государственных стандартов повышает требования к системе профессионального образования и к участникам образовательного, в том числе и к педагогам. На данном этапе модернизации системы образования усиливается значение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и развития студентов. К педагогу предъявляется множество требований, для повышения педагогического мастерства регулярно проводятся
различные занятия и курсы, где основное внимание уделяется обновлению знаний по дисциплине.
Проблема профессионализации на сегодняшний день является весьма значимой не только в психологии. Интерес к механизмам становления и развития человека как профессионала во многом связан с высоким уровнем социальной значимости данного явления. В исследованиях феномена профессионализации
традиционно выделяют два подхода: социально-экономический и психолого-педагогический. Специфика социально-экономического подхода связана с исследованием формирования трудовых ресурсов, экономического потенциала, трудовой занятости населения [1 - 7].
Наибольший интерес для психологической науки представляет психолого-педагогический подход. В рамках данного подхода рассматривается двусторонний процесс взаимодействия субъекта труда и профессиональной деятельности. Профессионализация понимается, с одной стороны, как процесс вхождения человека в профессию, усвоение им профессионального опыта, овладение ценностями профессионального сообщества, а, с другой стороны, - это возможность реализации своих способностей, умений и качеств в профессии, а также постоянный процесс профессионального самосовершенствования.
В психологической литературе, посвященной проблематике становления человека как профессионала, встречаются такие термины, как «профессиональное становление», «профессиональное развитие», «профессионализация». Данные понятия тесно взаимосвязаны. Для того чтобы изучить проблему профессионализации, необходимо отметить, как эти понятия соотносятся между собой. Так, с точки зрения некоторых авторов (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.), «профессиональное становление» трактуется как наличие взаимосвязанных стадий, развивающихся в определенной временной последовательности и включающих в себя переходы от формирования профессиональных намерений до абсолютной реализации личности в профессиональном труде [4].
Под «профессиональным развитием» понимают процесс прогрессивного изменения личности, обусловленняый профессиональной деятельностью, социальной средой, а также собственной активностью человека.
В исследованиях А.К. Марковой «профессионализация» рассматривается как непрерывный процесс, сопровождающий становление и развитие личности как профессионала с момента выбора профессии до завершения трудовой деятельности [6].
Также Ю.П. Поваренков считает, что «профессионализация» - это процесс непрерывного становления личности специалиста и профессионала [6].
С точки зрения В.Д. Шадрикова, «профессионализация» определяется как процесс освоения профессиональной деятельности и развитие профессионально значимых качеств и способностей педагога, которые способствуют успешному уровню усвоения профессиональной деятельности [6].
В данной работе «профессионализация» понимается как процесс овладения конкретным видом профессиональной деятельности, характеризующийся наличием определенных стадий профессионального развития.
В настоящее время в психологии труда существует множество классификаций профессионального развития по различным основаниям. Большинство авторов (Е.А. Климов Н.С. Пряжников и др.) указывают на стадиальный характер процесса становления профессионала и классифицируют профессионализацию по временным основаниям [9]. Также ряд ученых (В.П. Зинченко, Н.В. Кислин-ская, В.Д. Шадриков и др.) трактуют процесс профессионализации педагога как смену взаимосвязанных, последовательных во времени стадий: от первоначальных профессиональных планов до полной самореализации педагога в профессиональной деятельности [4]. Рассмотрим некоторые из существующих классификаций профессионального развития. Например, Е.А. Климов различает семь фаз становления профессионала:
1. Фаза оптации характеризуется профессиональным самоопределением, проявленным через план непосредственных шагов на профессиональном пути.
2. Фаза адепта характеризуется выбором профессии и получением образования.
3. Фаза адаптации связана с началом трудовой деятельности, освоением профессиональных норм и требований (в педагогической деятельности на этой стадии развиваются творческие способы профессиональной деятельности в связи с возникновением нестандартных ситуаций в образовательном процессе).
4. Фаза интернала, на которой профессионал успешно реализует свои знания и возможности, справляясь с поставленными перед ним задачами и обязанностями.
5. Фаза мастерства, на которой профессионал не только успешно справляется с обязанностями, но и обладает специальными умениями, универсализмом, наличием собственного стиля профессиональной деятельности.
6. Фаза авторитета.
7. Фаза наставничества [8].
В исследованиях Л.М. Митиной выделяются три стадии профессионализации: адаптация, становление, стагнация. С точки зрения данного автора, в ходе профессионального развития также происходит три стадии перестройки личности: самоопределение, самовыражение, самореализация [7].
Э.Ф. Зеер различает следующие стадии профессионального становления:
1) аморфная оптация (0 - 12 лет). На данной стадии начинают зарождаться самые ранние профессиональные интересы и склонности;
2) оптация (12 - 16 лет). У подростка появляются первые профессиональные намерения, начинается процесс профессионального самоопределения;
3) профессиональная подготовка (16 - 23 года);
4) профессиональная адаптация (18 - 25 лет);
5) первичная профессионализация (26 - 33 года);
6) вторичная профессионализация (34 - 42 года);
7) профессиональное мастерство (42 - 60 лет) [3].
Также основанием разделения стадий профессионализации педагога может служить не только возраст, но и педагогический стаж. Каждая стадия характеризуется своими особенностями. Так, первые пять лет работы являются стадией адаптации к профессиональной деятельности. На данном этапе профессионализации наблюдается первичное формирование профессионально значимых качеств, поиск ценностных ориентаций. Молодой педагог сосредоточен на своих потенциальных возможностях, открыт новым способам и формам профессиональной деятельности. Следующий этап профессионализации - от шести до десяти лет педагогического стажа - характеризуется формированием профессиональной позиции и корректировкой первоначальной педагогической деятельности. Наблюдается упрочнение ценностных ориентаций, усовершенствование использования методов и приемов обучения, повышается профессиональная значимость педагога, уменьшается потребность самоутверждения перед коллегами и учениками. Для педагогов со стажем работы от одиннадцати до пятнадцати лет зачастую характерно переживание педагогического кризиса. Суть данного кризиса заключается в наличии противоречия между потребностью в изменениях способов профессиональной деятельности и возможностями учителя. Следующая стадия профессионализации, включающая в себя педагогический стаж от шестнадцати до двадцати лет, совпадает с кризисом середины жизни. На этом этапе, как правило, наблюдается снижение профессионализма, связанное с кризисными противоречиями в структуре Я-концепции. Педагоги, имеющие стаж от двадцати одного до двадцати пяти лет, достигают наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности. У них наблюдается высокий уровень развития профессионально значимых качеств, устойчивая мотивационная направленность, сформированность ценностных ориентаций. Стадия, завершающая профессиональное развитие, соответствует педагогическому стажу более двадцати пяти лет. На этой стадии чаще всего наблюдается синдром эмоционального выгорания, характерны биологическое старение, психоэмоциональное напряжение, ригидность профессионального мышления, невосприимчивость к новым способам деятельности [7]. Во всех представленных периодизациях «профессионализация» понимается как процесс профессиональной деятельности, в ходе которого формируется личность педагога. Это выражается в развитии профессиональной позиции, направленности, формировании отношения к педагогической профессии, приобретении мастерства, упрочнения профессиональных ценностных ориентаций [2].
Как видно, профессиональное развитие педагога - это процесс, разворачивающийся на протяжении всей профессиональной жизни личности, не ограничивающийся лишь одним периодом. В процессе профессионализации возникают новые формы деятельности, являющиеся источником профессионального развития.
С точки зрения Н.Н. Никитиной и Н.В. Кислинской, профессионализация педагога определяется через качественные изменения его профессионализма. С этой позиции профессиональное развитие содержит в себе личностные характеристики педагога и уровень его профессионального мастерства. К личностным характеристикам относятся такие черты характера, способности и способы деятельности, которые содействуют успешному выполнению профессиональных задач.
Профессиональное мастерство - это деловые качества и компетентность педагога, которые в совокупности определяют уровень самоорганизации профессиональной деятельности [40]. Помимо вышеуказанных компонентов, Н.Н. Никитина и Н.В. Кислинская выделяют еще один важный фактор профессионализации - профессиональное самоопределение. Это непрерывный процесс достижения поставленных задач и формулирование новых целей [там же].
Программа развития профессионального мастерства «Психологические аспекты педагогической деятельности»
Целью программы «Психологические аспекты педагогической деятельности» является повышение психологической компетентности педагогов.
Задачи программы:
- расширить представления педагогов о возрастных, гендерных и индивидуальных особенностях учащихся;
- познакомить с различными приемами и техниками работы;
- обучение навыкам сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Методы и техники, используемые на занятиях: упражнения, направленные на сплочение группы (коллектива), на создание положительного микроклимата; мини-лекции, дискуссии, брей-сторминг, обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия и т.д.; ролевые игры; упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, интеллектуальных умений; упражнения на самопознание, самопринятие и самоидентификацию; психодиагностические методики на выявление причин учебных трудностей, и коррекционно-развивающие упражнения; арт-терапевтические упражнения; упражнения, направленные на саморегуляцию и самопомощь при стрессе.
Предполагаемый результат: обогащение представлений и знаний педагогов о возрастных, гендерных и индивидуальных особенностях учащихся; применение в практической деятельности педагогами различных приемов и техник работы; знакомство педагогов с приемами сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, профессиональное становление специалиста во многом зависит от успешного поиска разрешения конфликтов между компонентами триады «модус жизнедеятельности - форма психической регуляции деятельности -уровень осуществления деятельности». При этом многие педагоги отмечают недостаточность психологических знаний, касающихся всех сторон жизни: личной,
Библиографический список
профессиональной, социальной и т.д. В современном обществе запросы на продукты труда постоянно меняются, а такие изменения, в свою очередь, требуют от педагога овладения новыми формами и способами деятельности. В связи с этим к специалисту предъявляются требования, касающиеся его личностных качеств и ценностных ориентаций.
1. Пережовская А.Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования. Образование и воспитание. 2015; № 2 (2): 13 - 16.
2. Рустамова Ш., Кадырова Ф., Кулдашев М., Рахимова С. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога. Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-kak-professionalizm-pedagoga
3. Садым К.Б. Особенности педагогического мастерства в высшей школе. Международный журнал экспериментального образования. 2013; № 4: 253 - 254.
4. Тихова Ю.Б. Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников. Молодой ученый. 2019; № 48 (286): 161 - 163.
5. Торосян В.Ф. Педагогическое мастерство преподавателя вуза - функциональное звено профессиональной подготовки студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; № 12-2: 225 - 227.
6. Трацевская А.В. Профессиональное мастерство педагога-воспитателя как основное условие преобразования воспитательного процесса. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagoga-vospitatelya-kak-osnovnoe-Uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa
References
1. Perezhovskaya A.N. Razvitie v Rossii srednego professional'nogo obrazovaniya, institutov nepreryvnogo obrazovaniya kak sostavlyayuschih sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Obrazovanie i vospitanie. 2015; № 2 (2): 13 - 16.
2. Rustamova Sh., Kadyrova F., Kuldashev M., Rahimova S. Pedagogicheskoe masterstvo kak professionalizm pedagoga. Nauka. Mysl': 'elektronnyjperiodicheskijzhurnal. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-kak-professionalizm-pedagoga
3. Sadym K.B. Osobennosti pedagogicheskogo masterstva v vysshej shkole. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; № 4: 253 - 254.
4. Tihova Yu.B. Sovershenstvovanie form professional'nogo razvitiya pedagogicheskih rabotnikov. Molodoj uchenyj. 2019; № 48 (286): 161 - 163.
5. Torosyan V.F. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya vuza - funkcional'noe zveno professional'noj podgotovki studentov. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; № 12-2: 225 - 227.
6. Tracevskaya A.V. Professional'noe masterstvo pedagoga-vospitatelya kak osnovnoe uslovie preobrazovaniya vospitatel'nogo processa. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagoga-vospitatelya-kak-osnovnoe-uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa
Статья поступила в реакцию 28.10.20
УДК 378
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, leading researcher of ANOVO "Moscow International University' (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Romanyuk E.V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: rev140100@yandex.ru Loktionova I.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: ilchuk-inna@rambler.ru
Aripov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala); Professor, Department of Primary Education, Dagestan Institute of Education Development (Makhachkala, Russia), E-mail: aripov50@mail.ru
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AMONG STUDENTS OF VOCATIONAL SCHOOLS BASED ON INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION AND UPBRINGING. The article provides information about the possession of communication skills by teenagers who enter secondary vocational education institutions after receiving basic general education, and the possibility of forming and developing these skills in the process of studying at a technical school using methods of active and interactive learning. The authors conclude that active and interactive forms of teaching students include different types of work that require a clear distribution of time, effort, and material. Therefore, including these forms in work programs, teachers should do a lot of work and involve students. With the obvious advantages of active and interactive forms of work with students, it is recommended not to forget about the need to use them in conjunction with other forms of training organization and only as a specific component.
Key words: adolescent, secondary vocational education, communication skills, communication competencies, communication competence, professional communication skills, active and interactive forms of learning.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., вед. науч. сотр. АНОВО «Московский международный университет», г. Москва,
проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Е.В. Романюк, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: rev140100@yandex.ru
И.А. Локтионова, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: ilchuk-inna@rambler. ru М.А. Арипов, канд. пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала; проф. Дагестанского института развития образования, E-mail: aripov50@mail.ru
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В статье приведена информация о владении подростками, поступающими после получения основного общего образования в учреждения среднего профессионального образования, коммуникативными навыками и возможности формирования и развития данных навыков в процессе обучения в техникуме с применением методов активной и интерактивной форм обучения. Авторы делают вывод о том, что активные и интерактивные формы обучения студентов включают разные виды работы, которые требуют четкого распределения времени, сил, материала. Поэтому, включая данные формы в рабочие программы, преподавателям следует провести огромную работу, в том числе и со студентами. Также при явных преимуществах активных и интерактивных форм работы со студентами не стоит забывать о необходимости их использования в комплексе с другими формами организации обучения и только как определенную составляющую.
Ключевые слова: подросток, среднее профессиональное образование, коммуникативные навыки, коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность, профессиональные навыки общения, активная и интерактивная формы обучения.