Развитие аналитических навыков - целенаправленный процесс становления личности, способной управлять информационными потоками. Информация как «питательная среда» для работы сознания усваивается человеком и в переработанном виде с определенной долей субъективного преломления встраивается в информационное пространство. Специалистам любого профиля, в том числе и военного, важно не просто умение усваивать и сохранять определенный информационный материал. Наиболее ценной является способность выступать в качестве агента информационного потока и осуществлять деятельность по обработке и систематизации определенных данных, их использованию в целях совершенствования социальной и профессиональной среды.
С целью развития аналитических навыков в обучении целесообразно применение ряда педагогических приемов и методов. Большое значение имеет применение в обучении метода анализа документов, отражающих ход и результаты боевых действий. Как известно, содержание нормативных актов отражает различные аспекты социальных требований к определенной сфере общественной деятельности, устанавливают параметры ожидаемых результатов и, что самое главное, выражают границы санкционированных обществом действий, за рамками которых деятельность запрещена независимо от эффективности (по принципу «цель не оправдывает средства»). Различные виды документов, регламентирующих выполнение специфических профессиональных функций, позволяют будущему офицеру представить алгоритм выполнения профессионально-должностных обязанностей в боевой обстановке, возможностей максимально реализовать свои функции в рамках социальных установок. Анализ действующих документов способствует формированию у курсантов компетенций, которые отражают способность работать в дальнейшем с новыми нормативными источниками, выстраивать модель профессиональных действий строго в рамках установленных законом требований. Аналитические навыки, формируемые в ходе изучения и осмысления актов официального документооборота, позволяют использовать их в ходе изучения различного вида неофициальной информации, критически подходить к ее оценке, обоснованно использовать полученные данные для повышения качества жизни и профессиональной деятельности. Применительно к изучению результатов боевого опыта в числе официальных документов можно отметить приказы, должностные инструкции, отчеты начальников и командиров разного ранга о результатах проведенных операций, военные статистические сводки и др. К неофициальным можно от-
Библиографический список
нести сообщения СМИ, свидетельства участников боевых действий, личную переписку, опубликованные записи профессионального характера и др. В дополнении к традиционному (качественному) анализу может быть использован формализованный (контранализ), который направлен на изучение уникальных единичных документов. С целью снижения уровня субъективизма, удовлетворения потребности в социологическом изучении и обобщении большого объёма информации при обработке содержания текстов применяют метод формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализ) с использованием современной электронно-вычислительной техники. В научной литературе, отражающей проблемы готовности (подготовки) к выполнению военно-должностных обязанностей, отмечается, что одним из основных навыков является анализ и оценка реальных условий, способность к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях на основе анализа оперативно-боевой обстановки. В исследованиях отмечается, что в современной подготовке будущих офицеров большое значение приобретают междисциплинарные знания, которые формируются посредством анализа и синтеза психолого-педагогических и специальных знаний [4; 5].
Эффективным методом развития аналитических навыков курсантов являются различные задания по анализу информационного материала для научно-исследовательской работы. Например, разработка сводных таблиц по различным объектам и факторам боевых действий в разные периоды исторических военных событий, анализ изменений соотношения сил в конкретных боевых операциях, сбор сведений из разных источников об одном военном событии, обоснование общего вывода и др. Данные виды заданий способствуют развитию умений и навыков, необходимых курсантам при подготовке итоговых, курсовых и дипломных проектов. В ходе выполнения задач вооруженными силами всегда прослеживалась тенденция извлекать уроки из опыта предыдущих военных событий, которая реализуется посредством анализа факторов и условий, оказывающих существенное влияние на эффективность применения той или иной стратегии и тактики. Данный опыт направлен на разработку новых подходов к управлению войсками, к организации боевой подготовки, коррекции процесса материально-технического обеспечения и т.д. Эти задачи предстоит в будущем решать сегодняшним курсантам. От уровня их подготовленности к решению задач по обобщению боевого опыта зависит эффективность обеспечения безопасности армии и государства.
1. Педагогический словарь. Автор-составитель В.И. Загвязинский и др. Москва, 2008.
2. Барабанщиков A.B., Киряшов Н.И., Феденко Н.Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Москва, 1987.
3. Грибков С.А. Повышение эффективности обучения слушателей военных вузов на основе боевого опыта. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
4. Акулин С.В. Формирование профессиональной готовности обучающихся в вузах силовых ведомств к оперативно-боевой деятельности. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Казань, 2014.
5. Рыжих Д.П. Подготовка курсантов военно-учебных заведений на боевом опыте (в особых условиях). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2006.
6. Пахомова Н.В. Развитие профессионального творчества курсантов в ходе самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 140 - 142.
7. Ларина Т.В., Неровная Н.А., Калгина Е.А. Повышение качества обучения курсантов военных вузов с учетом гендерного подхода. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 252 - 254.
References
1. Pedagogicheskijslovar'. Avtor-sostavitel' V.I. Zagvyazinskij i dr. Moskva, 2008.
2. Barabanschikov A.B., Kiryashov N.I., Fedenko N.F. Sovetskaya voennaya pedagogika ipsihologiya v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 - 1945 gg. Moskva, 1987.
3. Gribkov S.A. Povyshenie 'effektivnosti obucheniya slushatelej voennyh vuzov na osnove boevogo opyta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Akulin S.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti obuchayuschihsya v vuzah silovyh vedomstv k operativno-boevoj deyatel'nosti. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.
5. Ryzhih D.P. Podgotovka kursantov voenno-uchebnyh zavedenijna boevom opyte (v osobyh usloviyah). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2006.
6. Pahomova N.V. Razvitie professional'nogo tvorchestva kursantov v hode samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 140 - 142.
7. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 252 - 254.
Статья поступила в редакцию 01.12.20
УДК 378
Pogorelova N.V., senior lecturer, Volgodonsk Branch of Rostov University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Volgodonsk, Russia),
E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
Volgina S.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia),
E-mail: labunskaya_valen@mail.ru
Morozova A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia), E-mail: alla.degtereva@rambler.ru
DIGITALIZATION OF THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF UGS 38.00.00 «ECONOMICS AND ACCOUNTING». The relevance of the article is due to the fact that the rapid development of information technologies at the end of the 20th - beginning of the 21st centuries, the wide informatization of public life of the most developed states have significantly changed the nature and methods of information activities of all state structures. Information technology penetrates all spheres of social life. The role of information in society needs to be studied, as it has a very strong impact on people. Currently, the level of development of information technologies has erased the borders between states in the information space and has created unprecedented opportunities for the development of all spheres of public life, including education. In this regard, the issue of digitalization of the vocational education system, including in the specialty of UGS 38.00.00 "Economics and Accounting" is of undeniable relevance.
Key words: vocational education, vocational education system, digitalization, development, improvement.
Н.В. Погорелоеа, преп, Волгодонский филиал Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгодонск, E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
С.В. Волгина, канд. экон. наук, доц., Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: labunskaya_valen@mail.ru А.А. Морозова, канд. филол. наук, доц., Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: alla.degtereva@rambler.ru
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УГС 38.00.00 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что бурное развитие в конце ХХ - начале XXI века информационных технологий, широкая информатизация общественной жизни наиболее развитых государств значительно изменили характер, методы и способы информационной деятельности всех государственных структур. Информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни; роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно воздействует на людей. В настоящее время уровень развития информационных технологий стер границы между государствами в информационном пространстве и создал беспрецедентные возможности для развития всех сфер общественной жизни, в том числе и сферу образования. В связи с этим несомненную актуальность имеет вопрос цифровизации системы профессионального образования, в том числе и по специальности УГС 38.00.00 «Экономика и бухгалтерский учет».
Ключевые слова: Профессиональное образование, система профессионального образования, цифровизация, развитие, совершенствование.
Развитие цифровых технологий, их стремительное проникновение в абсолютно все сферы жизни людей, рост популярности и уровня использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) меняют качество жизни и структуру обществ. ИКТ и Интернет открывают новые возможности для политиков, управленцев, бизнесменов, ученых, деятелей искусств, образовательной системы (как преподавателей, так и студентов) и других граждан. Современное развитие информационных технологий позволило перенести образовательный процесс в дистанционную плоскость и развиваться электронному обучению. Благодаря электронному обучению многие студенты как после окончания школы, так и получающие второе или третье образование, взрослые студенты могут обучаться удаленно, причем в отличие от заочного такое образование позволяет им прослушивать лекции, общаться с преподавателем и тьютором, сокурсниками, участвовать в вебинарах и т.д. Следовательно, это весьма повышает качество образовательного процесса и его доступность (например, студент, проживающий в Сибири, может получить образование в вузах Москвы и Санкт-Петербурга). Данный вопрос является весьма актуальным в условиях распространения коронавирусной инфекции и частичного или полного введения дистанционного образования в весенний период 2020 года в Российской Федерации и возможного повторения данной ситуации осенью 2020 - зимой 2021 года.
Глобализация информационных технологий дает нам более обширное представление об окружающем мире. Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу - это общая тенден-
ция как развитых, так и развивающихся стран (рис. 1). Ключевая роль в нормативно-правовом регулировании развития цифровой экономики в РФ отводится программе «Цифровая экономика Российской Федерации», направленной на создание «необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет». Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение [1 - 8].
В становлении электронного обучения выделяют три этапа (см. рис. 2).
В 2010 г появилась еще одна форма обучения - открытые онлайн-курсы для широкой публики [2]. Таким образом, развитие электронного обучения происходит синхронно с развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы общественной жизни, в силу того, что они позволяют переходить электронному обучению на качественно новый этап своего развития. Развитие электронного обучения тесно связано с развитием информационного пространства. Следует отметить, что электронная образовательная системы в России достаточно быстро развивается. Этому способствовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 - 020). Выше нами было обозначено, что не все профессии могут быть получены посредством электронного обучения. Одна из первых профессий, которая активно и успешно начала осваиваться путем
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203)
à О
стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017N 208)
Программа
«Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2025 года (проект Минкомсвязи)
НОВАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 2030
Рис.1.Кпючевые нормативно-правовые акты, ре^лирующиеразвитие цифровойэкономикив РФ
курсы на носителях CD-ROM
дистанционное обучение с преподавателями
ооученпе с
MCllOJJb'JOLliLIUlCM it:i[[i,'i Ii lпл\'
интерактивных программ, часто на специальных носителях W
Рим.С.Этапы раемииея ноюкаменнегонВученея
Рис. 3. Преимущества электронного обучения
электронного обучения, - это бухгалтерский учет. Представим ниже схематично основные преимущества электронного обучения (рис. 3). В программе «Цифро-ваяэкономика РоссийскойФедерации» обозначены основные цели направления, касающегося кадровиобразования:«...созданиеиючевыхусловий для подго-товеиеадров цифрпеоФ екннммики;сосйроенФтвевериесиссемыоесанмвннан, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; бнток ееуда, винядч0 уеежрф опв|ыасься но дфебеыееио дифнс^ооОе нкоеомишы создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кад^с^вв япии эода яифровыйакеноайка онюсеи».
Таким образом, система подготовки кадров стоит перед такой задачей, как выраВорке чтеиеры овчноуркo-иpунoныx мееанвеымф етчгс»(^ври таиио ясенна-листов. Эта проблема является центральной, поскольку именно такие специа-арснш фоамиярн)аиисч^лепвтапгнв1е фэьаaммин ч-иВаовор эио чомяки. С дивным мнением согласен и ряд других отечественных авторов, отмечающих, что в пееcдeитквевэeывeриеl.ффpевкlxтeеиoФмгий нмaннyфдблмcтн-ртеивlгoдвмя инвест п^ае^рвитлр^раглениаипмвышениеррадуптов ности^отпьслх цсронов Нез
Нопяимор, в ВФр r■oдоаяФмкaочрaынздцичлeжpигиoнaпьн ого грае кяа «рефтое ^^х^в^с^-эк^п^^с^^ псомессионалов», направленного на профессиональное развитие кадровЯраслаысвоа, Владимирсклй,ФвановскоИ, КоатаомсвоИ, -ладимирскeкeOцaeеeй эмпетенвии oбсн>O!зaлиснкаaпкерфтpсаHт-cеecнв «Новыекярпотеяяии гнодюаосавеюных о му^к^^к^вюг^юрю ег^ур^щ^х в усеоииях цифдовой эбoнФакв».Bдaмкaxюeеопэистиснpooканыe 1^иУп^ь; вa0отaыиаaц определением ключевых сценариев трансформации государственной и муни-цв^^оинеВ смнжо, базонох нрректою длй фовмироиинир ыаррм номнотевцрд государственных и муниципальных служащих. Также обсуздалисьвопросыро-бот-зе°ии рнивииым угровлаиоевше фy»црвм р иинхтмогинпооир юрoецомтl ни государственной и муниципальной службе. Определенная рабосавьтрмнапссв-лееии пидюoмио-я и на мвниеи-ааьншв еаовне. Л»цсимуf-, о Ряцаа-вой оМмо-сти для глав муниципальных образований разработана прогррмма«Циф рмвыы нонможмости н уазвевыи смояеем: лecч-ргпвaм0аидaвлeчря»| в нце акмюо-иь. курсы, направленные на эффективное использование циф рьвыхтесноло-ий с мистно м с^^ллауп равлении.
Представителям органов местного самоуправления прмдлагарссяазнсисн еезеемно-тв свстемы глаиа -онвриреливогееб^зерантя», гдм
будут, в частности, рассматриваться вопросы продвижения муанцмьальнв1ссро-
9<¥„
I " Л Обучение по специальные очным курсом | I Обучение по специальным дистанционным курсам □□ Обучение по стандартным курсам ERF I I Обучение по стандартным курсам других вендоров I I Разработка спецналь-ны* курсов
Рис.4. Сравнительная стоимость разныхвариантов обучения
ектов с использованием 1Т-технологий. Подготовка начнется с заполнения муниципальными служащими цифрового портфолио. Это новый документ, который разрабатывается тематической группой «Трудовое законодательство» центра компетенцийпрограммы«Цифровая экономикаРФ».
Далее приведем также статистику электронного обучения в мире и в России (рис. 4, 5).
Далееприведем наиболеевостребованныеотрасливобразовании.
7%
Коммерческие тренинги и ные услуги
I I Финансовые сервисы | I Информационные технологии I I ГосуАйрство ■■ Здравоохранение I I Промышленность
| I Профе«иональные биз н &с-сер в псы и тонсалтинг ■■ Некоммерческая сфера I I Оптовые V7 розничные проложи I I Телекоммуникации ЯШ Другие
еис.5,Оепень оопуляисоутв eoleaming вразныгх сфеиох
Современная дистанционная технология бухгалтерского учета полностью инбеуенгивнб,т.е.снуденты, иаписавшиису на элептронныйучубныйкурс, гтоли-чают задания, консультируются с преподавателем и проходят тестирование в ре-жиоерйапиногевремнни.у ныстовщуе время раз|иаболын сиоеаа рода стендарт диетблцпонйого интер^1^ли^пшпмЫунеи^я - «SбrabeC^r^^^ntObjкИУебегесы Model» (сокращенно SCORM), позволяющий обеспечить совместимость компо-неи^с^в электpoннеroУTpсл.Дч55ный млиерлал пйeммйaтмeнoтдeльнуысиоболь-шими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и исполь-збветй5лааcтбмoИыистaсциолнoгo обучениянезевисомсоттого, кем, гдеи с помощью каких средств они были созданы. Многие российские государственные и негосударртвеьнс1мысза1Поедлбгают ссециалпиул нефрасырс^|^^ /^б^е^, уто не может или не желает учиться на очном или заочном отделениях. Из ведущих гл/уна рстлиннео yаинeнoигетбн,аaдиl5нныx кылиел иб^еп^^дии^^ь^н^ наиболее известны своими дистанционными программами Дальневосточный фыдеаоллныеууувеыситлт, МезонскиП (Пимиоыжикиа) феуоралвнвшунисеаимтеы, Московский физико-технический институт (государственный университет), Наци-осалплыи ивслеиимателвувир ICишeгoтыдcбий гиердаилмвный дсинесдииео и ме-ни Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский Томский государствен-ныйинсиeвиителHaувoныльвиlй и^сл^опв^^^у^йыкиииыстий полииехсучопкнй университет, Северный (арктический) федеральный университет, Тюменский гбcтдaиитоонныйyнйнeуcйтот,Южно-Уpальcкиа гocтыapcивeнсвlйyйивадвииeи (национальный исследовательский университет), Южный федеральный универ-смнес. Из нргoссдепстд5нивlXрyзов нмибыиее идвбсаен йс0имyмйутеыциеиныlри навграмабши М осуoпикиBMдиaиоoнo-прoыышлоусыH у ни ви^<^в^^с«Ои ерг^^>ы который в настоящее время является национальным лидером в области дистан-цидилыго flмрaнflнрнвя r в0дcии0сcыучеы,гю0бъeyyyк5йвlвафмвl0аcлпг
Сегодня рынок дистанционного обучения в России развит достаточно хорошо. Такие услуги предоставляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения. Весьма востребованы различные образовательные курсы, в том числе и бухгалтерский учет и аудит. Этому способствует как развитие информационных технологий в мире и в Российской Федерации, активное раз-
Библиографический список
витие правового регулирования данного процесса, так и необходимость «дистанционного» ответа на вызовы пандемии коронавируса средними профессиональными образовательными учреждениями и необходимостью обеспечения полноценного и качественного «удаленного» образовательного процесса в подобных условиях.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Российская газета. 1993; № 237.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 в редакции от 31 июля 2020 г N 304-Ф3. Available at: http://base.garant. ru/70291362/
3. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г № 1662-р (ред. от 28.12.2017). СЗ РФ. 2008; № 47, Ст. 5489.
4. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449
5. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 28.07.2017 г №1632-р. Available at: https://digital.gov. ru/ru/activity/directions/858/
6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420276588
8. Развитие образования. Государственная программа Российской Федерации на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г № 295 Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091784
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda. Rossijskaya gazeta. 1993; № 237.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ v redakcii ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ. Available at: http://base.garant.ru/70291362/
3. Ob utverzhdenii Koncepcii dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (red. ot 28.12.2017). SZ RF. 2008; № 47, St. 5489.
4. O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 01.12.2016 № 642. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/41449
5. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 g. №1632-r. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/
6. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
7. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2015 g. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420276588
8. Razvitie obrazovaniya. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii na 2013 - 2020 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 Available at: http://docs.cntd.ru/document/499091784
Статья поступила в редакцию 16.10.20
УДК 378
Pogorelova N.V., senior lecturer, Volgodonsk Branch of Rostov University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Volgodonsk, Russia),
E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
Zelenova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia), E-mail: zelenova.60@mail.ru
Labunskaya V.I., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Institute of Technology, Branch of DSTU (Volgodonsk, Russia),
E-mail: labunskaya_valen@mail.ru
MASTERING PROFESSIONAL SKILLS BY LECTURERS. The relevance of the article is due to the fact that modern requirements for the results of education and the educational process achieved during the functioning of education make high requirements for the comprehensive professional skills of lecturers and indicate the need for its constant improvement. The work considers the basics and structure of professional skills of lecturers and the directions of its improvement. Within the framework of the study, the concept of "professionalization" is clarified, an overview of approaches to the classification of stages and factors of professional formation and development of a lecturer is presented. The article contains a description of the roadmap of the Program for Development of Lecturer Professional Skills "Psychological Aspects of Pedagogical Activity", aimed at mastering new forms and methods of activity, increasing the psychological competence of lecturers.
Key words: professionalization, professional development, professional skills, psychological competence of lecturer.
Н.В. Погорелова, преп., Волгодонский филиал Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Волгодонск, E-mail: pogorelovanatali@mail.ru
Г.В. Зеленова, канд. пед. наук, доц., Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: zelenova.60@mail.ru
В.И. Лабунская, канд. социол. наук, доц., Институт технологий (филиа) ДГТУ в г. Волгодонске, г. Волгодонск, E-mail: labunskaya_valen@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что современные высокие требования предъявляются к результатам образования и образовательного процесса, достигаемым в ходе образования, к комплексному профессиональному мастерству педагогов и диктуют необходимость постоянного его повышения. Исходя из этого, данная статья посвящена рассмотрению сущности и структуры профессионального мастерства педагогов и направлениям его повышения. В рамках исследования уточнено понятие «профессионализация», представлен обзор подходов к классификации этапов и факторов профессионального становления и развития педагога. Статья содержит характеристику дорожной карты программы развития профессионального мастерства педагога «Психологические аспекты педагогической деятельности», направленной на овладение новыми формами и способами деятельности, повышение психологической компетентности педагогов.
Ключевые слова: профессионализация, профессиональное становление, профессиональное мастерство, психологическая компетентность педагога.
Внедрение Федеральных государственных стандартов повышает требования к системе профессионального образования и к участникам образовательного, в том числе и к педагогам. На данном этапе модернизации системы образования усиливается значение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и развития студентов. К педагогу предъявляется множество требований, для повышения педагогического мастерства регулярно проводятся
различные занятия и курсы, где основное внимание уделяется обновлению знаний по дисциплине.
Проблема профессионализации на сегодняшний день является весьма значимой не только в психологии. Интерес к механизмам становления и развития человека как профессионала во многом связан с высоким уровнем социальной значимости данного явления. В исследованиях феномена профессионализации