Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информатизация / цифровая трансформация образования / цифровые образовательные технологии / информационная глобализация / информационно-телекоммуникационные технологии / информационная инфраструктура / «клиповое мышление». / information society / informatization / digital transformation of education / digital educational technologies / information globalization / information and telecommunication technologies / information infrastructure / “clip thinking”.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н П. Исмаилова, З С. Курбанова

На протяжении последних десятилетий мир претерпевает глобальные изменения, связанные с цифровизацией общества, которые оказывают влияние на экономику, политику, науку, культуру, образование и другие сферы развития общества. Значимой составляющей, придающей сегодня вектор на ускорение социальным, экономическим преобразованиям, являются информационные и телекоммуникационные технологии. В информационном обществе человечество впервые столкнулось с проблемой глобального техно-конструирования личности человека посредством влияния на него сетевых коммуникаций. Виртуальный мир, в который погружается современный человек с помощью коммуникационных систем, оказывает формирующее влияние на пользователей и опосредованно на трансформацию социальной природы общества и цивилизации. Сетевые коммуникации, встраиваясь в интеграционные процессы, протекающие в современном обществе, трансформируют их в соответствии со своими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF INFORMATION GLOBALIZATION

Over the past decades, the world has undergone global changes associated with the digitalization of society, which have an impact on the economy, politics, science, culture, education and other areas of society development. Information and telecommunication technologies are a significant component that gives a vector to accelerate social and economic transformations today. In the information society, humanity, for the first time, faced the problem of global techno-design of a person through the influence of network communications on him. The virtual world, into which a modern person is immersed with the help of communication systems, has a formative influence on users and, indirectly, on the transformation of the social nature of society and civilization. Network communications, embedding in the integration processes taking place in modern society, transform them in accordance with their characteristics.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

тов осуществляется через организацию межсетевого взаимодействия и создание цифрового портфолио.

Каждое цифровое портфолио оценивается по рейтинговой модели и существенным образом влияет на группу отзывов исследовательских работ Тем самым создание и ведение цифрового портфолио позволяет стимулировать студента, являясь качественной оценкой его достижений.

Для формирования предметной цифровой образовательной среды посредством цифрового портфолио студента нами выделены следующие основные блоки, которые могут составить структуру цифрового портфолио студента при изучении дисциплины «Гражданское право»:

- блок предметных знаний и основ дисциплины;

- нормативный блок;

- блок методических ресурсов;

- блок активных методов обучения дисциплине;

Библиографический список

- блок учебных сетевых проектов;

- блок информационно-предметных ресурсов по правовым дисциплинам;

- интерактивный блок.

Важное место при создании и ведении цифрового портфолио студента занимает интерактивный блок, включающий материалы обсуждения в студенческом сообществе в информационной образовательной сети 4portfolio.ru, а также в социальных сетях (Moodle, медиа-платформы SlideShare, интернет-площадки Mendeley и др.).

Практика организации учебного процесса в Институте цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова показала эффективность использования возможностей предметной цифровой образовательной среды вуза при создании и ведении цифрового портфолио студента.

1. Бешенков C.A. и др. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты. Преподаватель XXI век. 2016; № 4: 86 - 93.

2. Везиров Т.Г. Электронные учебные материалы в составе цифровой образовательной среды. Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы XXII международной научно-практической конференции. NorthCharleston, USA, 2020: 60 - 63.

3. Манафова М.К. Формирование профессиональных компетенций будущих магистров педагогического образования с использованием веб-портфолио. Aвтореферат ... диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2020.

4. Михалева О.В. Формирование компетентности в области межкультурной коммуникации у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2000.

6. Панюкова C.B. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. Москва: Издательство «Про-Пресс», 2020.

У. Панюкова C.B. Цели создания и использования веб-портфолио студента. Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. 2015: 3У2 - 3У4.

8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

9. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Эксмо, 2014.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета). Available at: consultant.ru

11. Федеральная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации». Available at: consultant.ru

12. Везиров Т. Г., Богатырева Ж.В. Учет репрезентативной системы при организации информационно-коммуникационной среды вуза в подготовке специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 69 - 70.

13. Aрипов МА, Aрипова Н.М., Aсадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Beshenkov S.A. i dr. Ot informacionnyh k konvergentnym tehnologiyam: obrazovatel'nye aspekty. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 4: 86 - 93.

2. Vezirov T.G. 'Elektronnye uchebnye materialy v sostave cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya: materialy XXII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. NorthCharleston, USA, 2020: 60 - 63.

3. Manafova M.K. Formirovanie professional'nyh kompetencij buduschih magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya s ispol'zovaniem veb-portfolio. Avtoreferat ... dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2020.

4. Mihaleva O.V. Formirovanie kompetentnosti v oblasti mezhkul'turnoj kommunikacii u buduschih bakalavrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

5. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2000.

6. Panyukova S.V. Cifrovye instrumenty i servisy v rabote pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Pro-Press», 2020.

У. Panyukova S.V. Celi sozdaniya i ispol'zovaniya veb-portfolio studenta. Metody obucheniya i organizaciya uchebnogo processa v vuze: materialy IV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2015: 372 - 374.

8. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizaciiobrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskijaspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.

9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva: 'Eksmo, 2014.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 38.05.02 Tamozhennoe delo (uroven' specialiteta). Available at: consultant.ru

11. Federal'naya programma «Cifrovaya 'ekonomika v Rossijskoj Federacii». Available at: consultant.ru

12. Vezirov T.G., Bogatyreva Zh.V. Uchet reprezentativnoj sistemy pri organizacii informacionno-kommunikacionnoj sredy vuza v podgotovke specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 69 - 70.

13. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.11.20

УДК 371

Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University of Justice of Ministry of Justice of the RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University of Justice of Ministry of Justice of the RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF INFORMATION GLOBALIZATION. Over the past decades, the world has undergone global changes associated with the digitalization of society, which have an impact on the economy, politics, science, culture, education and other areas of society development. Information and telecommunication technologies are a significant component that gives a vector to accelerate social and economic transformations today. In the information society, humanity, for the first time, faced the problem of global techno-design of a person through the influence of network communications on him. The virtual world, into which a modern person is immersed with the help of communication systems, has a formative influence on users and, indirectly, on the transformation of the social nature of society and civilization. Network communications, embedding in the integration processes taking place in modern society, transform them in accordance with their characteristics.

Key words: information society, informatization, digital transformation of education, digital educational technologies, information globalization, information and telecommunication technologies, information infrastructure, "clip thinking".

Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, доц., Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Махачкала, E-mail: [email protected]

З.С. Курбанова, канд. психол. наук, доц., Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Махачкала, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

На протяжении последних десятилетий мир претерпевает глобальные изменения, связанные с цифровизацией общества, которые оказывают влияние на экономику, политику, науку, культуру, образование и другие сферы развития общества. Значимой составляющей, придающей сегодня вектор на ускорение социальным, экономическим преобразованиям, являются информационные и телекоммуникационные технологии. В информационном обществе человечество впервые столкнулось с проблемой глобального техно-конструирования личности человека посредством влияния на него сетевых коммуникаций. Виртуальный мир, в который погружается современный человек с помощью коммуникационных систем, оказывает формирующее влияние на пользователей и опосредованно на трансформацию социальной природы общества и цивилизации. Сетевые коммуникации, встраиваясь в интеграционные процессы, протекающие в современном обществе, трансформируют их в соответствии со своими особенностями.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация, цифровая трансформация образования, цифровые образовательные технологии, информационная глобализация, информационно-телекоммуникационные технологии, информационная инфраструктура, «клиповое мышление».

В цифровую эпоху современное общество испытывает влияние глобальных изменений, связанных с переходом от индустриального общества к информационному, оказывающих динамичное воздействие на все сферы его развития: экономику, политику, науку, культуру, образование и т.д.

Развитие информационного общества в первую очередь связано с совершенствованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Информационно-телекоммуникационные технологии, образуя глобальную инфраструктуру, становятся системой жизнеобеспечения всего человечества. В качестве видимых следствий их применения выступают такие явления, как «цифровая экономика», «электронная коммерция», «электронное правительство», «дистанционное образование», «электронные библиотеки», «онлайновая медицина» и т.д. [1 - 5]

Таким образом, процесс информатизации общества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-телекоммуникационных технологий различных подсистем техногенного социума. Информационно-телекоммуникационные технологии на сегодняшний день являются одними из самых действенных средств трансформации социальной природы общества.

Важность технологического компонента современной цивилизации состоит в том, что именно он определяет устойчивое развитие общества в условиях информационной глобализации. Понимание технологической глобализации будет неполным, если не учитывать взаимную корреляцию коммуникационности как технического параметра социальных связей, с одной стороны, и коммуникативности как культурного свойства социального агента, с другой. В первом случае акцент делается на форме социального общения, не учитывая при этом его содержание, а во втором случае учитывается именно содержательная сторона социального общения. От того, какая сторона коммуникации более актуализирована - коммуникационность или коммуникативность, зависит, на наш взгляд, характер осуществляемой в обществе социальной коммуникации.

В настоящее время социальные коммуникации в значительной степени реализуются благодаря глобальным телекоммуникационным системам. Именно они главным образом выступают агентами технологической глобализации общества. В частности, развитие глобальных систем коммуникации - цифровой беспроводной связи, Интернета, нейронных сетей и т.д. - дает возможность не только доступа к информации, информационным ресурсам, но и приводит к ряду социально-психологических эффектов.

Следует отметить, что в процессах глобализации социальных процессов и персонализации всего спектра общественных отношений не столь выражено традиционное влияние институтов и структур государства. В более развитых странах информационные технологии обеспечивают им перенос индустриального производства в виртуальное пространство, это преимущество обеспечивается переходом на индустриальный Интернет.

Глобальная информатизация резко меняет относительную ценность ресурсов. Информационные ресурсы наряду с другими ресурсами государства занимают ведущее положение. В этих условиях на первый план выходят цифровые технологии, которые являются основой развития цифровой экономики. Цифровая экономика - это глобальная сеть экономической и общественной деятельности, которая диктуют свои правила дальнейшего развития материального и нематериального производства, системы управления и регулирования, системы общественных отношений, правовой системы и общества в целом.

В России развитие цифровой экономики заложено в принятых на государственном уровне следующих правовых актах: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203); правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля

2017 г. № 1632-р); «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента РФ от 7 мая

2018 г).

Российская правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает создание развитой инфраструктуры для цифровой экономики; кардинальную трансформацию системы образования; обеспе-

чение всеобщей цифровой грамотности; поддержку отечественной 1Т-индустрии.

В Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 гг. определены основные направления развития информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ, одними из которых являются следующие: замена импортного оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения российскими аналогами; обеспечение технологической и производственной независимости и информационной безопасности; создание российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств для широкого применения гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, внедрения облачных технологий, промышленного интернета и интернета вещей [1].

Создание российских информационных технологий осуществляется в целях получения государством и его гражданами новых технологических преимуществ, использования и обработки информации, обеспечения доступа к объективной, достоверной, безопасной информации, удовлетворения их потребностей в получении качественных знаний и т.д. [2].

В России информационно-телекоммуникационные технологии стоят в одном ряду с управленческой системой всех отраслей экономики, государственной и муниципальной управленческой сферах, а также в системах обеспечения правопорядка и безопасности государства. На сегодняшний день приоритет на мировом рынке имеют государства, экономические отрасли, основывающиеся на использовании информационных технологий при анализе больших объемов данных, управления производственными процессами. Надо отметить, что такие технологии в России широко применяются и в объектах критической информационной инфраструктуры, но из-за того, что они не являются отечественными, это усложняет решение задач по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере.

Цифровые технологии широко применяются и сфере образования, это привело к цифровой трансформации российского образования.

Эффективная цифровая трансформация образования в России должна способствовать решению следующих проблем: формированию набора компетенций у педагогических работников и у обучающихся; внедрению новых технологий в образовательный процесс; повышению мотивации обучающихся к получению новых знаний и приобретению навыков, в том числе навыков программирования, которые приобретают критическую важность для квалифицированного специалиста в условиях цифровой экономики.

Но нам хотелось бы остановиться на некоторых негативных моментах данного процесса - перехода к обучению в электронной информационно-образовательной среде и дистанционным образовательным технологиям:

1. Снижение качества образования, уровня подготовки и квалификаций специалистов;

2. Недостаточная проработанность нормативной юридической базы регулирования дистанционного образования;

3. Принудительное замещение собственных образовательных программ дистанционными программами крупных центральных университетов, что приведет к снижению качества образовательного пространства в регионах (вплоть до полной его потери).

На наш взгляд, для решения вышеуказанных проблем необходимо проработать нормативно-юридическую базу регулирования дистанционного образования, а именно:

- разработать стандарты дистанционного обучения с применением соответствующих технологий в отсутствие очных занятий для всех уровней образовательного процесса;

- разработать стандарты контроля знаний в условиях дистанционного обучения и невозможности очного посещения экзаменов;

- разработать стандарты и произвести дополнительную разработку единых образовательных ресурсов онлайн-учебных материалов, достаточных для дополнительной самостоятельной подготовки студентов в условиях отсутствия очных занятий;

- модифицировать образовательные стандарты с учётом возможного применения дистанционных технологий как в качестве дополнительного инструмента подготовки студентов, так и в качестве временного основного метода обучения в условиях чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и иных причин непреодолимого характера. Образовательная система должна быть готова к подобным событиям в будущем.

Для решения данной проблемы в России создаются условия для формирования информационного пространства знаний, что осуществляется путем развития науки, реализации образовательных и просветительских проектов, обеспечения безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Но в условиях техногенной глобализации имеется проблема, связанная с тем, что темпы развития информационно-телекоммуникационных технологий в современном мире значительно превышают возможности большинства людей в освоении и применении знаний. При этом происходит смещение акцентов восприятия информации, а особенно в сети Интернет, с научного, образовательного, культурного на досуговый, развлекательный, справочный [3]. И это, в свою очередь, привело к формированию новой модели восприятия - так называемому «клиповому мышлению», характерной особенностью которого является массовое поверхностное, не осознанное восприятие информации, сниженная способность аналитической, познавательной деятельности. Наличие такой формы мышления у большинства людей позволяет влиять на их взгляды и предпочтения, манипулировать сознанием, способствует формированию навязанной модели поведения, а это, в свою очередь, дает преимущества в достижении экономических, политических целей тем государствам, которым принадлежат технологии распространения информации [4].

В эпоху глобализации мы все-таки имеем дело с коммуникацией между принципиально разными структурами. Дело не только в несовпадении кодов. Еще более серьезно несовпадение «национальных картин мира», что позволяет даже говорить о «национальных логиках».

Широкое внедрение цифровых технологий в общественно-экономическую жизнь порождает психологические, морально-нравственные проблемы.

На сегодняшний день все большее распространение получают социально-ориентированные информационные технологии (технологии high-tech).

Библиографический список

Развитие и распространение таких технологий чревато большими соблазнами и опасностями, связанными с их влиянием на сознание, что позволяет решать существующие проблемы не путем коррекции реальности, а методом трансформации индивидуальных и массовых представлений о данной ситуации. Это сказывается на ослаблении политического и духовного единства общества, девальвирует демократические процедуры и основы растущих социально-экономических преобразований.

В частности, у людей, «включенных» в контекст глобальных коммуникационных сетей, возникает чувство «постоянной включенности» в мировое информационное пространство. Выражая свое мнение посредством этих коммуникационных средств, они могут быть услышаны, и их его взгляды, предложения могут практически реализовываться. Повышается значимость человека, он может свободно выражать в социальных сетях свою политическую, гражданскую позицию. Это ведет к формированию «планетарного» мышления у человека. Но кроме резко возросших информационно-коммуникационных возможностей общества имеется и обратная сторона, связанная со снижением межличностной коммуникации (живого общения между людьми). Человек, делающий акцент на виртуальном общении, имеет свои психологические особенности и предпосылки легитимации социального одиночества в реальном мире. Поэтому в информационном обществе человечество впервые столкнулось с проблемой глобального техно-конструирования личности человека посредством влияния на него сетевых коммуникаций. Виртуальный мир, в который погружается современный человек с помощью коммуникационных систем, оказывает формирующее влияние на пользователей и опосредованно на трансформацию социальной природы общества и цивилизации.

Сетевые коммуникации, встраиваясь в интеграционные процессы, протекающие в современном обществе, трансформируют их в соответствии со своими особенностями.

Еще в 19 в. Н. Ротшильд понимал значение информации как фактора развития экономики и человечества в целом и утверждал: «Кто владеет информацией, тот владеет всем миром».

Вот почему в условиях информационной глобализации так важно России занять лидирующее положение в сфере развития современных информационных технологий.

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203. Available at: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Невоструева А.Ф. Единое информационно-коммуникационное пространство: теория и реальность. Дискуссия. Социальные науки. 2012; № 10 (28): 106 - 109.

3. Хапай А.А. Стратегия развития информационного общества в РФ: инновационные подходы реализации на современном этапе. Теория и практика общественного развития. 2015; № 1: 10 - 15.

4. Кочергин И.Т., Третьяков О.В. Философско-методологические и исторические аспекты информатизации современного общества. Вестник ТГУ. 2012; № 12 (116): 360 - 366.

5. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Вестник Череповецкого государственного университета. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

References

1. O Strategiirazvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017- 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919

2. Nevostrueva A.F. Edinoe informacionno-kommunikacionnoe prostranstvo: teoriya i real'nost'. Diskussiya. Social'nye nauki. 2012; № 10 (28): 106 - 109.

3. Hapaj A.A. Strategiya razvitiya informacionnogo obschestva v RF: innovacionnye podhody realizacii na sovremennom 'etape. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 1: 10 - 15.

4. Kochergin I.T., Tret'yakov O.V. Filosofsko-metodologicheskie i istoricheskie aspekty informatizacii sovremennogo obschestva. Vestnik TGU. 2012; № 12 (116): 360 - 366.

5. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 377.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuzmina S.V., teacher-organizer, State Budgetary Professional Educational Institution Stavropol Construction College (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

CREATIVE COMPETENCE IN THE STRUCTURE OF SOCIAL COMPETENCE OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS. The article substantiates the idea that creative competence is one of the significant components in the structure of social competence of students of secondary vocational education. The definition of the concept of "creative competence" is based on the results of the analysis of research works by different authors, taking into account the opinion of employers and the requirements of the legislation to the level of training of vocational education graduates. Revealing the content of the concept of "creative competence", the author pays special attention to organizational and pedagogical conditions that will contribute to the creative self-realization of students' personality both in the process and after completion of training in an educational organization. Practical experience in the implementation of organizational and pedagogical conditions of education and upbringing aimed at the formation of creative competence among students of the Stavropol Construction College is summarized.

Key words: social competence, creative competence, creative self-realization, secondary vocational education.

С.В. Кузьмина, педагог-организатор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский

строительный техникум», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.