Научная статья на тему 'Роль информационной составляющей в образовании взрослых'

Роль информационной составляющей в образовании взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / GLOBAL INFORMATIZATION / НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / NEW EDUCATIONAL PARADIGM / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / INFORMATION CULTURE OF PERSONALITY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INFORMATION COMPONENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION ENVIRONMENT OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекин Илья Анатольевич

Рассматривается вопрос усиления роли информационной культуры личности в современных социокультурных условиях. Представлены результаты сопоставительного анализа основных черт традиционной «знаниевой» парадигмы и новой образовательной стратегии. Представлены характеристики «общества знания» и эволюционирующего информационного общества. Приводятся и обосновываются определения понятий «информатизация», «информационное общество», «информационная культура». Подчеркивается, что по мере формирования глобального информационного пространства изменяется и статус самого знания. Рассматривая ключевые этапы новой образовательной стратегии, автор использует категории «информационная составляющая» и «информационный подход». Особое внимание в статье уделено концептуальным и методологическим аспектам реализации новой парадигмы в образовании взрослых, обусловленной формированием новых функциональных систем социально-профессиональной среды в условиях глобальной информатизации. Раскрыты и конкретизированы условия организации и развития информационной среды учреждений профессионального образования. Делается вывод о том, что в настоящее время есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры личности, которая становится одним из основных факторов становления социума нового типа (в том числе профессионального сообщества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекин Илья Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Information Component in Adult Education

The article considers the issue of strengthening the role of informational culture of the individual in modern sociocultural conditions. The results of comparative analysis of the main features of the traditional “knowledge” paradigm and the new educational strategy are presented. The characteristics of “knowledge society” and the evolving information society are presented. Definitions of terms “informatization,” “informational society,” “informational culture” are given and substantiated. It is emphasized that the status of knowledge itself changes with the formation of the global information space. Considering the key stages of the new educational strategy, the author uses the categories “information component” and “information approach.” Special attention is paid to the conceptual and methodological aspects of the implementation of the new paradigm in adult education, due to the formation of new functional systems of socio-professional environment in the global informatization. The conditions of organization and development of information environment of vocational education institutions are revealed and concretized. It is concluded that at present there is every reason to talk about the formation of a new informational culture of the individual, which becomes one of the main factors of the formation of a new type of society (including the professional community).

Текст научной работы на тему «Роль информационной составляющей в образовании взрослых»

Чекин И. А. Роль информационной составляющей в образовании взрослых / И. А. Чекин // Научный диалог. — 2018. — № 4. — С. 353—365. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-353365.

Chekin, I. A. (2018). Role of Information Component in Adult Education. Nauchnyy dialog, 4: 353-365. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-353-365. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С H ' s PfJHOCXCALS t) IRK" TORY-

УДК 374.7:004

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-353-365

Роль информационной составляющей в образовании взрослых

© Чекин Илья Анатольевич (2018), orcid.org/0000-0001-6784-7829, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общеакадемических дисциплин, Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации (Санкт-Петербург, Россия), sch304@center-edu.spb.ru.

Рассматривается вопрос усиления роли информационной культуры личности в современных социокультурных условиях. Представлены результаты сопоставительного анализа основных черт традиционной «знаниевой» парадигмы и новой образовательной стратегии. Представлены характеристики «общества знания» и эволюционирующего информационного общества. Приводятся и обосновываются определения понятий «информатизация», «информационное общество», «информационная культура». Подчеркивается, что по мере формирования глобального информационного пространства изменяется и статус самого знания. Рассматривая ключевые этапы новой образовательной стратегии, автор использует категории «информационная составляющая» и «информационный подход». Особое внимание в статье уделено концептуальным и методологическим аспектам реализации новой парадигмы в образовании взрослых, обусловленной формированием новых функциональных систем социально-профессиональной среды в условиях глобальной информатизации. Раскрыты и конкретизированы условия организации и развития информационной среды учреждений профессионального образования. Делается вывод о том, что в настоящее время есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры личности, которая становится одним из основных факторов становления социума нового типа (в том числе профессионального сообщества).

Ключевые слова: глобальная информатизация; новая образовательная парадигма; образование взрослых; профессиональное образование; информация; информационная культура личности; информационное общество; информационная составляющая; информационная среда учреждений профессионального образования.

1. Введение

Сегодняшний этап социокультурных и реструктуризационных образовательных трансформаций принципиально предвосхищает совершенно новую фазу развития социума. И поскольку основным ресурсом эпохи становится информация, то, соответственно, новая фаза развития общества правомерно определена как информационная. По мере вхождения человечества в информационное общество стал изменяться и статус самого знания.

В процессе превращения общества в информационное происходит изменение целей профобразования. Существующее в контексте прежней «знаниевой» парадигмы, оно постепенно стало преобразовываться в совершенно новый парадигмальный элемент, в функциональных рамках которого знание должно быть получено не в готовом виде, а посредством индивидуального творческого опыта, самоактуализации и самореализации личности. Это предопределило новый ракурс целеполагания в профессиональном образовании взрослых, направленном на современном этапе развития на формирование личности профессионала, способной к самостоятельному синтезу нового знания в условиях стремительно развивающейся информационной среды. Данная среда предъявляет к будущему специалисту ряд требований, предполагающих наличие умений по работе с информацией в заданном лимите времени (корректный поиск, владение способами обработки и хранения, умение оперировать данными, умение привлекать информационные ресурсы для синтеза нового знания с целью создания конкурентоспособного интеллектуального продукта и др.). Кроме того, современный специалист должен быть способен к непрерывному профессиональному совершенствованию на основе овладения обновляющимися информационными технологиями в рамках выбранной профессии.

Новые требования к специалисту в условиях развития информационного общества обусловили наш интерес к исследованию сущности и роли информационной составляющей в системе профессионального образования [Урсул, 2012]. Новизна теоретико-методологического исследования заключается в систематизации имеющихся знаний по теме исследования, а также в выявлении и конкретизации условий организации и развития информационной среды в учреждениях профессионального образования.

Считаем необходимым отметить, что совсем в недавнем времени такие понятия, как «информатизация» (процесс регулирования структуры различных производственных областей на основе информационных технологий и информационно-телекоммуникационных взаимодействий), «информационное общество» и «информационная культура», рассматривались

в контексте прикладной деятельности специалистов по информационным технологиям. Сегодня же информационные потоки и технологии настолько стремительно проникают в различные области жизнедеятельности человека, что обусловливают информационное проектирование различных ее сторон: социокультурной, профессиональной, производственной, образовательной и т. д. В этой ситуации очевидны инновационные изменения во многих сферах, в первую очередь в образовании.

Для достижения поставленной цели — исследования сущности и роли информационной составляющей в системе профессионального образования — нами были сформулированы следующие задачи:

(1) выполнить анализ научной литературы и систематизировать имеющиеся по данному направлению основные научные идеи, отражающие значение информационной составляющей с позиций формирования информационной культуры личности, включая ее профессиональное саморазвитие;

(2) выявить черты информационного общества;

(3) выполнить анализ понятия «информационная культура» в аспекте степени разработанности поставленной научной проблемы;

(4) выявить особенности информационной составляющей в структуре профессионального образования;

(5) раскрыть и конкретизировать условия организации и развития информационной среды учреждений профессионального образования.

Таким образом, актуальность проблемы повышения роли информационной составляющей в профессиональном образовании взрослых определила вектор нашего исследования.

2. Основные черты информационного общества

Революционные трансформации в области прогрессивно развивающихся информационных технологий, связанных с глобальным развитием интернет-среды, оказали достаточно сильное влияние на резкое увеличение информационного потока и его объемов в плане возможностей поиска, обработки, передачи и хранения и защиты информации [Хортон, 2005; Christopher, 2008]. В этом контексте постепенно стали выкристаллизовываться отличительные черты нового (информационного) общества:

— эскалация роли информации и знаний в жизни общества;

— расширение сферы информационно-коммуникационных взаимодействий и электронизированного движения информации;

— формирование глобального информационного пространства сети Интернет;

— перестройка функций мыслительной деятельности пользователей и структурных особенностей мышления, необходимых для быстрого поиска, обработки информации или формулировки информационных запросов и мн. др.;

— проектирование различных сторон жизнедеятельности человека на основе информационных технологий и информационно-телекоммуникационных средств связи и движения информации.

Особенности современного информационного общества обусловливают поиск путей эффективного формирования информационной культуры личности с целью ее успешной самореализации в условиях непрерывного развития общества в новых условиях существования.

3. Понятие «информационная культура» в контексте профессионального образования

Информационное общество является новым специфическим типом социума, значительная часть представителей которого в различных профессиональных сферах выполняет функции производства, поиска, аккумулирования, перераспределения, обработки, хранения и реализации информации, особенно высшей ее формы — знания. Этот процесс невозможен без формирования нового типа культуры личности — информационной культуры личности. Важно отметить, что информационная культура не перестает эволюционировать, реализуясь в различных прикладных сферах, первостепенное место среди которых принадлежит образованию (в большей степени образованию профессиональному) [Ильин, 2012; Ко-лин, 2000, с. 288; Цветкова, 2014, с. 64].

Прикладное значение информационной культуры к области профессионального образования рассматривалось многими исследователями с различных позиций.

Информационная культура как основа формирования нового типа профессионала, способного к решению плюралистичных профессиональных ситуаций, специфических профессиональных задач в процессе профессиональной самореализации на этапе профессионального образования затрагивается в работах И. А. Задонской, И. Г. Захаровой, Н. М. Раздобаровой и др. [Задонская, 2015, с. 101; Захарова, 2003, с. 130; Раздобарова, 2014, с. 132].

Информационная культура в сфере профессионального образования и ее функции в данной области анализировались в работах А. А. Вербицкого, К. К. Колина, И. В. Цветковой и др. [Вербицкий, 2010; Колин, 2006, с. 47; Колин, 2000; Цветкова, 2014, с. 65].

Вопросы использования информационных технологий в ходе формирования образовательной среды современных учреждений профессионального образования рассматривались такими учеными, как В. П. Мозолин, И. Г. Захарова, Э. П. Семенюк и др. [Мозолин, 2000; Захарова, 2003; Семенюк, 2014]. Информатизация в контексте компетентностного подхода изучалась А. А. Вербицким, О. В. Насс, А. Д. Урсулом, Т. Н. Щербаковой и др. [Вербицкий, 2010; Насс, 2010; Урсул, 2012, с. 136; Щербакова, 2012, с. 546].

В процессе расширения своего функционала и содержательной части понятие «информационная культура» трансформировалось, став многоаспектным и всеохватывающим. Контент-анализ данного понятия в контексте обозначенной нами цели показал, что информационную культуру можно рассматривать как часть общей культуры личности, которая должна удовлетворять критериям успешного «информационного общения, эффективности создания, сбора, переработки, трансляции, представления и использования информации, организации информационных процессов», а также иметь высокий уровень обращения с информацией в ракурсе решения профессиональных задач и создания инновационного интеллектуального или материального продукта [3адонская, 2015, с. 99].

На основе обобщения результатов контент-анализа можно отметить, что в формировании информационной культуры будущего профессионала особая роль принадлежит системе профессионального образования.

4. Профессиональное развитие личности как стратегия устойчивого развития современного информационного общества

На сегодняшнем этапе целостная концепция информационного образования, а также формирования информационной культуры личности разрабатывается с позиций приоритета распространения интеллектуально-информационного ресурса в рамках стратегии устойчивого развития современного информационного общества. Ресурсы информации для решения образовательных задач разнообразны и объемны. Информационные тенденции определяют сегодня развитие практически всех областей профессионального образования.

В настоящее время процесс переустройства и информатизации социально-экономического сектора в нашей стране, переход к информационному обществу, углубление интеграции науки, производственной сферы и образования обусловливают потребность в людях, обладающих высоким уровнем интеллектуальной творческой активности. Следовательно, реструктуризация системы образования предполагает обеспечение кадрами,

способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи с позиций высокого уровня новой формирующейся культуры.

В связи с этим мы можем выделить еще ряд черт в дополнение к уже представленным (см. п. 2), присущих информационному обществу:

— знания и информация являются основными преобразующими силами общества (в этом контексте информационные ресурсы можно охарактеризовать как ресурсы стратегического значения);

— глобальный масштаб информационных ресурсов, революционное развитие информационно-телекоммуникационных технологий составляют фундаментальные основы новой экономики, интерпретируемой как «экономика знаний»;

— стремительный ритм, быстрое обновление данных, многовариантность в представлении фактов и точек зрения можно рассматривать как наиболее характерные особенности жизни общества;

— преемственность и непрерывность образования, способность к профессиональной мобильности и профессиональному лоббированию в условиях возрастающих профессиональных требований необходимо рассматривать с позиций важнейшей компоненты сохранения социального статуса личности;

— плюралистичность решений любых нестандартных профессиональных ситуаций требует непрерывного профессионального повышения квалификации, основанного на императивах информационно-телекоммуникационных технологий дополнительного образования взрослых;

— регуляция социального и профессионального статуса личности осуществляется на основе развития способности конструктивно осуществлять поиск, обработку и хранение информации при дальнейшем ее продуктивном использовании.

Следовательно, одной из основных задач профессионального образования становится решение проблемы перевода информации в личное достояние обучающихся, то есть не в знание, полученное в готовом виде, а в знание, приобретенное и синтезированное посредством самореализации в творческом опыте на основе формируемых профессиональных компетенций как в области выбранного профессионального направления или специализации, так и в области информационных технологий [Вербицкий, 2010; Захарова, 2003; Насс, 2010].

Анализ характеристических черт, которые присущи информационному обществу, эволюционирующему в общество знания, помогает понять, что в настоящий момент актуализируется проблема подготовки взрослого

человека в контексте глобальной информатизации, которая не может быть рассмотрена и решена отдельно от изменений в образовательной системе.

5. Информационная составляющая в структуре профессионального образования как условие достижения цели овладения практическими способами производства нового знания

Образование как процесс и результат усвоения человеком предшествующей человеческой культуры и прежде всего систематизированных знаний, умений, навыков и опыта имеет информационную природу. Информационная система образования должна реализовывать механизм опережающего отражения, моделируя информационные сценарии будущего.

Такая тенденция в образовании способствует целенаправленной подготовке обучающихся к профессиональной самореализации в условиях информационного всплеска, что требует от личности достаточно высокой ответственности в плане обеспечения границ диапазона и гибкости имеющегося образовательного базиса.

В современных условиях методологические разработки, связанные с опережающим образованием, в рамках глобальной информатизации нацелены на формирование у обучающихся (и прежде всего взрослых) способности существовать в специфической социально-профессиональной среде как в программируемой функциональной системе, особенности которой определяются условиями организации и развития информационной среды учреждений профессионального образования.

Следует также отметить, что одной из основных и наиболее важных особенностей реализации информационной составляющей в структуре профессионального образования является развитие информационной среды образовательных учреждений. В условиях информатизации образования неуклонно повышается значимость процессов информатизации, способствующих эффективному и продуктивному функционированию учреждений профессионального образования в глобальной образовательной среде. Так, например, развитие компьютерных, коммуникационных и особенно интернет-технологий дает возможность объединять информационные ресурсы из разных точек в единую информационную образовательную среду, которая позволяет пользователю получать большие объемы информации из любой сферы, не затрачивая много времени.

Эффективное использование интернет-технологий в результате интернационализации образования и координации деятельности обучающихся в едином образовательном пространстве предполагает работу в следующих направлениях:

— виртуального общения в различных социальных сетях и сообществах;

— дистанционного обучения, основанного на использовании образовательных платформ типа Moodle и др.;

— работы с информацией, размещенной на сайтах образовательных учреждений, ведущих совместную образовательную деятельность;

— использования в обучении иностранных граждан типовых и творческих заданий, требующих умений и навыков поиска и предоставления текстовой, аудио- и видеоинформации, содержащейся в интернет-среде;

— использования специализированных интернет-ресурсов (электронные словари, электронные энциклопедии и т. д.);

— использования информационных технологий при обработке и создании презентационных, текстовых документов и т. д.;

— разработки и функционирования системы рейтингового тестирования;

— функционирования инфраструктуры, обеспечивающей реализацию условий сотрудничества учреждений профессионального образования и пр.

Принимая во внимание, что вопросы получения информации, связанные с языковым барьером, практически решены, так как можно автоматически перевести текст с любого языка, что в свою очередь во многом решает проблему совершенствования социо- и мультикультурной среды единого образовательного пространства, отметим необходимость формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся в этой информационной среде. Актуализируются такие основные методологические поисковые аспекты информационных технологий, как умение грамотно сформулировать задачи информационного поиска; правильно выбрать информационно-поисковый язык, контент которого позволит обучающемуся успешно осуществить поиск информации; индексирование. Стремлением к эффективности работы с информацией при использовании информационных технологий обусловлена потребность обучающегося в более точной, детальной формулировке глоссов, тегов, грамматических конструкций.

Говоря о компонентах информационной образовательной среды, необходимо выделить наиболее значимые из них, аккумулирующие реализацию условий по оказанию услуг дистанционного образования, дополнительного образования, научно-исследовательскую и проектную область деятельности, область образовательных ресурсов, электронные и телекоммуникационные ресурсы, сектор мониторинга, а также сектор функционирования инфраструктуры, обеспечивающей эффективную деятельность

информационной среды, ее управленческий сектор и электронизирован-ное движение информации (электронный документооборот).

В условиях развития информационной среды значимую роль будут играть приобретаемые профессиональные компетенции, необходимые в областях деятельности, связанных с:

— поиском, установлением контакта и поддержания партнерских отношений;

— формированием консорциумов;

— созданием и совершенствованием условий для развития профессиональной мобильности, а также конструированием условий и поддержки продвижения интеллектуального и материального продукта на отечественный и международный рынок;

— осуществлением информационной, консультационной, консалтинговой, мониторинговой поддержки в рамках международных программ, академической мобильности, организации совместной деятельности с международными фондами;

— повышением эффективности функционирования платформ, на которых осуществляется дистанционное высшее, дополнительное, последипломное образование и пр.;

— информационным маркетингом, информированием об услугах, созданием электронных портфолио и т. п.;

— информационными тренингами и услугами (оформление заявок на гранты, конкурсные и творческие условия партнерства для различных подразделений, базы данных и пр.);

— контактами с международными организациями, комиссиями, фондами и т. д., то есть с теми областями деятельности, совершенствование которых продолжает стремительно развиваться в соответствии с требованиями международного образовательного пространства и рынка труда.

Мы считаем, что одной из важнейших особенностей информационной составляющей в профессиональном образовании является сегодня модульная организация информационной образовательной среды, то есть структуризация (на основе данных задач) информационного пространства в модули (например, модуль дистанционного образования, модуль научно-исследовательской и инновационной деятельности, модуль мониторинга и качества образования и т. д.). Кроме того, в настоящее время определен и наделен полномочиями уровневого доступа круг участников информационной среды. Интеграция модулей составит функционирующую информационную среду как оптимальное условие информатизации области профессионального образования в условиях глобализации.

6. Заключение

В современном информационном обществе непрерывное профессиональное образование взрослых перестает быть прерогативой только педагогических наук. Требуется интеграционное взаимодействие различных областей фундаментального знания о человеке.

Достаточно длительное время профессиональное образование взрослых определялось в рамках идеологии технократической парадигмы. В ее контексте приоритетными были задачи научно-технического прогресса, которые, как правило, не включали социокультурные аспекты жизнедеятельности личности в социуме. Новая же образовательная парадигма предопределяет самоактуализацию и непрерывное саморазвитие личности, опосредованное следующими факторами:

— смещением основного акцента с получения знания в готовом виде в объеме, превышающем возможность его практического освоения, на овладение способами самостоятельного добывания нужного знания путем творческого опыта и самореализации личности в нем;

— акцентом на формировании умений и навыков взаимодействия с любым информационным ресурсом, а также на развитии критического и творческого типа мышления;

— регуляцией процесса профессионального образования и профессиональной подготовки на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Среди ориентиров информационного обеспечения профессионального образования можно выделить следующие:

— информационную мобильность, оперативность, а также необходимость обеспечения надежности, достоверности синтезируемого знания, плюралистичности, позволяющей продуктивно (различными способами) решать профессиональные задачи в заданном лимите времени в условиях высокой профессиональной конкуренции;

— четкость, системность и поэтапность в предоставлении информации, характеризуемые императивами: «от познания к знанию», «от полного знания к исчерпывающему знанию», «от имеющегося знания к более совершенному знанию», реализованному посредством опыта, обеспечивающими непрерывное профессиональное самосовершенствование на основе формирования необходимых профессиональных компетенций;

— направленность на высококачественное информационное профессиональное сопровождение, характеризующееся актуальностью и достоверностью используемого информационного ресурса.

Подводя итоги, можем с уверенностью утверждать, что целью профессионального образования становится не просто накопление знаний и уме-

ний, а профессиональное развитие личности, обладающей способностью самостоятельного производства знаний нового типа.

Литература

1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. — 2010. — № 5. — С. 32—37.

2. Задонская И. А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества / И. А. Задонская // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — № 2. — С. 98—104.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — Москва : Академия, 2003. — С. 127—134.

4. Ильин В. А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Электронный ресурс] / В. А Ильин. — Режим доступа : http://swsys-web. ru/electronic-educational-resources.htm

5. Квитко А. Ю. Информационная культура личности / А. Ю. Квитко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Филосос-фия. Социология. Право. — 2010. — № 2 (73). — С. 162—167.

6. Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе / К. К. Колин // Открытое образование. — 2006. — № 6 (59). — С. 43—56.

7. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики : социальная информатика / К. К. Колин. — Москва : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 350 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекомуникационного обучения /

B. П. Мозолин // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 89—90.

9. Насс О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография / О. В. Насс. — Москва : Изд-во МШУ, 2010. — 200 с.

10. Раздобарова М. Н. Информационные технологии в процессе формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов / М. Н. Раздобарова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 4 (110). — С. 131—134.

11. Семенюк Э. П. Ноосферизация общества и ее роль в образовании для устойчивого развития / Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. — Москва : НПТУ, 2014. —

C. 180—183.

12. Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию / А. Д. Урсул // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2012. — № 4 (32). — С. 132—137.

13. Хортон У. Электронное обучение : инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. — Москва : ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. — 640 с.

14. Цветкова И. В. Функции инновационной культуры в сфере образования / И. В. Цветкова // Культурное наследие России. — 2014. — № 4. — С. 62—66

15. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений / Т. Н. Щербакова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 545—548.

16. Christopher D. Manning, Prabhakar Raghavan, Hinrich Schütze. Introduction to information retrieval / D. Christopher // Cambridge University Press, 2008. — 544 р.

Role of Information Component in Adult Education

© Chekin Ilya Anatolyevich (2018), orcid.org/0000-0001-6784-7829, PhD in Education, Head of Department, Department of General Academic Disciplines, Saint Petersburg Academy of Investigative Committee of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russia), sch304@ center-edu.spb.ru.

The article considers the issue of strengthening the role of informational culture of the individual in modern sociocultural conditions. The results of comparative analysis of the main features of the traditional "knowledge" paradigm and the new educational strategy are presented. The characteristics of "knowledge society" and the evolving information society are presented. Definitions of terms "informatization," "informational society," "informational culture" are given and substantiated. It is emphasized that the status of knowledge itself changes with the formation of the global information space. Considering the key stages of the new educational strategy, the author uses the categories "information component" and "information approach." Special attention is paid to the conceptual and methodological aspects of the implementation of the new paradigm in adult education, due to the formation of new functional systems of socio-professional environment in the global informatization. The conditions of organization and development of information environment of vocational education institutions are revealed and concretized. It is concluded that at present there is every reason to talk about the formation of a new informational culture of the individual, which becomes one of the main factors of the formation of a new type of society (including the professional community).

Key words: global informatization; new educational paradigm; adult education; vocational education; information; information culture of personality; information society; information component; information environment of vocational education institutions.

References

Christopher, D. 2008. Manning, Prabhakar Raghavan, Hinrich Schütze. Introduction

to information retrieval. Cambridge University Press. Ilyin, V. A. Elektronnyye obrazovatelnyye resursy. Vidy, struktury, tekhnologii. Available

at: http://swsys-web.ru/electronic-educational-resources.htm (In Russ.). Khorton, U. 2005. Elektronnoye obucheniye: instrumenty i tekhnologii. Moskva: ID KU-

DITs-OBRAZ. (In Russ.). Kolin, K. K. 2006. Informatsionnaya kultura v informatsionnom obshchestve. Otkrytoye

obrazovaniye, 6 (59): 43—56. (In Russ.). Kolin, K. K. 2000. Fundamentalnyye osnovy informatiki: sotsialnaya informati-ka. Moskva: Akademicheskiy proekt; Yekaterinburg: Delovaya kniga. (In Russ.).

Kvitko, A. Yu. 2010. Informatsionnaya kultura lichnosti. Nauchnyye vedomosti Bel-gorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filososfiya. Sotsiologi-ya. Pravo, 2 (73): 162—167. (In Russ.).

Mozolin, V. P. 2000. O nekotorykh problemakh telekomunikatsionnogo obucheniya. In-formatika i obrazovaniye, 2: 89—90. (In Russ.).

Nass, O. V. 2010. Formirovaniye kompetentnosti pedagogov v proektirovanii elektron-nykh obrazovatelnykh resursov v kontekste obnovleniya obshchego srednego i vysshego obrazovaniya: monografiya. Moskva: Izd-vo MPGU. (In Russ.).

Razdobarova, M. N. 2014. Informatsionnyye tekhnologii v protsesse formirovaniya mezhkulturnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 4 (110): 131—134. (In Russ.).

Semenyuk, E. P. 2014. Noosferizatsiya obshchestva i yeye rol' v obrazovanii dlya ustoychivogo razvitiya. Moskva: NPTU. 180—183. (In Russ.).

Shcherbakova, T. N. 2012. K voprosu o strukture obrazovatelnoy sredy uchebnykh uch-rezhdeniy. Molodoy uchenyy, 5: 545—548. (In Russ.).

Tsvetkova, I. V. 2014. Funktsii innovatsionnoy kultury v sfere obrazovaniya. Kulturnoye naslediye Rossii, 4: 62—66. (In Russ.).

Ursul, A.D. 2012. Na puti k operezhayushchemu obrazovaniyu. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kultury i iskusstv, 4 (32): 132—137. (In Russ.).

Verbitskiy, A. A. 2010. Kontekstno-kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii obrazovaniya Vyssheye obrazovaniye vRossii, 5: 32—37. (In Russ.).

Zadonskaya, I. A. 2015. Informatsionnaya kultura lichnosti kak osnova formirovaniya informatsionnogo obshchestva. Sotsialno-ekonomicheskiye yavleniya i prot-sessy, 2. 98—104. (In Russ.).

Zakharova, I. G. 2003. Informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii: uchebnoye posobiye dlya stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedeniy. Moskva: Akademiya. 127—134. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.