Таким образом, профессиональное становление специалиста во многом зависит от успешного поиска разрешения конфликтов между компонентами триады «модус жизнедеятельности - форма психической регуляции деятельности -уровень осуществления деятельности». При этом многие педагоги отмечают недостаточность психологических знаний, касающихся всех сторон жизни: личной,
Библиографический список
профессиональной, социальной и т.д. В современном обществе запросы на продукты труда постоянно меняются, а такие изменения, в свою очередь, требуют от педагога овладения новыми формами и способами деятельности. В связи с этим к специалисту предъявляются требования, касающиеся его личностных качеств и ценностных ориентаций.
1. Пережовская А.Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования. Образование и воспитание. 2015; № 2 (2): 13 - 16.
2. Рустамова Ш., Кадырова Ф., Кулдашев М., Рахимова С. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога. Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-kak-professionalizm-pedagoga
3. Садым К.Б. Особенности педагогического мастерства в высшей школе. Международный журнал экспериментального образования. 2013; № 4: 253 - 254.
4. Тихова Ю.Б. Совершенствование форм профессионального развития педагогических работников. Молодой ученый. 2019; № 48 (286): 161 - 163.
5. Торосян В.Ф. Педагогическое мастерство преподавателя вуза - функциональное звено профессиональной подготовки студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; № 12-2: 225 - 227.
6. Трацевская А.В. Профессиональное мастерство педагога-воспитателя как основное условие преобразования воспитательного процесса. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagoga-vospitatelya-kak-osnovnoe-Uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa
References
1. Perezhovskaya A.N. Razvitie v Rossii srednego professional'nogo obrazovaniya, institutov nepreryvnogo obrazovaniya kak sostavlyayuschih sistemy nepreryvnogo obrazovaniya. Obrazovanie i vospitanie. 2015; № 2 (2): 13 - 16.
2. Rustamova Sh., Kadyrova F., Kuldashev M., Rahimova S. Pedagogicheskoe masterstvo kak professionalizm pedagoga. Nauka. Mysl': 'elektronnyjperiodicheskijzhurnal. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-kak-professionalizm-pedagoga
3. Sadym K.B. Osobennosti pedagogicheskogo masterstva v vysshej shkole. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2013; № 4: 253 - 254.
4. Tihova Yu.B. Sovershenstvovanie form professional'nogo razvitiya pedagogicheskih rabotnikov. Molodoj uchenyj. 2019; № 48 (286): 161 - 163.
5. Torosyan V.F. Pedagogicheskoe masterstvo prepodavatelya vuza - funkcional'noe zveno professional'noj podgotovki studentov. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; № 12-2: 225 - 227.
6. Tracevskaya A.V. Professional'noe masterstvo pedagoga-vospitatelya kak osnovnoe uslovie preobrazovaniya vospitatel'nogo processa. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2019. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-masterstvo-pedagoga-vospitatelya-kak-osnovnoe-uslovie-preobrazovaniya-vospitatelnogo-protsessa
Статья поступила в реакцию 28.10.20
УДК 378
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, leading researcher of ANOVO "Moscow International University' (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Romanyuk E.V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: rev140100@yandex.ru Loktionova I.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: ilchuk-inna@rambler.ru
Aripov M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Faculty of Primary Classes, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala); Professor, Department of Primary Education, Dagestan Institute of Education Development (Makhachkala, Russia), E-mail: aripov50@mail.ru
DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AMONG STUDENTS OF VOCATIONAL SCHOOLS BASED ON INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION AND UPBRINGING. The article provides information about the possession of communication skills by teenagers who enter secondary vocational education institutions after receiving basic general education, and the possibility of forming and developing these skills in the process of studying at a technical school using methods of active and interactive learning. The authors conclude that active and interactive forms of teaching students include different types of work that require a clear distribution of time, effort, and material. Therefore, including these forms in work programs, teachers should do a lot of work and involve students. With the obvious advantages of active and interactive forms of work with students, it is recommended not to forget about the need to use them in conjunction with other forms of training organization and only as a specific component.
Key words: adolescent, secondary vocational education, communication skills, communication competencies, communication competence, professional communication skills, active and interactive forms of learning.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., вед. науч. сотр. АНОВО «Московский международный университет», г. Москва,
проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Е.В. Романюк, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор,
E-mail: rev140100@yandex.ru
И.А. Локтионова, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: ilchuk-inna@rambler. ru М.А. Арипов, канд. пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала; проф. Дагестанского института развития образования, E-mail: aripov50@mail.ru
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В статье приведена информация о владении подростками, поступающими после получения основного общего образования в учреждения среднего профессионального образования, коммуникативными навыками и возможности формирования и развития данных навыков в процессе обучения в техникуме с применением методов активной и интерактивной форм обучения. Авторы делают вывод о том, что активные и интерактивные формы обучения студентов включают разные виды работы, которые требуют четкого распределения времени, сил, материала. Поэтому, включая данные формы в рабочие программы, преподавателям следует провести огромную работу, в том числе и со студентами. Также при явных преимуществах активных и интерактивных форм работы со студентами не стоит забывать о необходимости их использования в комплексе с другими формами организации обучения и только как определенную составляющую.
Ключевые слова: подросток, среднее профессиональное образование, коммуникативные навыки, коммуникативные компетенции, коммуникативная компетентность, профессиональные навыки общения, активная и интерактивная формы обучения.
В настоящее время мы наблюдаем огромное количество школьников, желающих продолжить свое образование после окончания девяти классов общеобразовательной школы в среднем профессиональном учреждении. В современных условиях общего и экономического развития страны это дает им преимущество, так как по окончании учебного заведения среднего профессионального образования студенты получают специальность, по которой могут работать на предприятиях и в организациях различных отраслей, обеспечивая себя и получая, при этом, следующие ступени образования. Именно поэтому современное общество сейчас ставит перед средним профессиональным образованием важные и сложные задачи по подготовке будущих специалистов. Речь идет не только о фундаментальных знаниях, выдаваемых учреждениями среднего профессионального образования, но и о подготовке выпускников, обладающих знаниями информационных технологий, иностранных языков, смежных областей деятельности, имеющих социальную компетентность, культурную подготовленность, способность принимать решения, работать в команде, владеющих коммуникационными навыками. Развитие у студентов коммуникативных навыков, а далее и профессиональных навыков общения, является очень важной и сложной задачей для образовательной организации. Так как это не просто развитие имеющихся и освоение новых коммуникативных знаний и умений подростков, но и приобретение новых и наложение их на характер, темперамент, на те знания и умения, которые в разной степени каждому закладывались родителями в раннем возрасте и приобретались в ходе процесса его социализации [1 - 6].
Необходимость развития коммуникативных навыков связана еще и с тем, что вчерашние школьники в возрасте 15 - 16 лет, приходящие на обучение в организации среднего профессионального образования, а также вуза, практически не обладают навыками общения и, конечно, совсем не владеют навыками профессионального общения, хотя коммуникативные навыки являются сверхнеобходимыми в жизни любого человека, тем более подростка. Подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того, насколько подростки 15 - 19 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность личной и профессиональной жизнью в будущем [2].
Определенные профессии, где основной формой взаимодействия служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков. Обобщая, отметим, что коммуникативные навыки человека важны для общения, психологического удовлетворения и социальной реализации. Людям, пренебрегающим их освоением, труднее реализовать себя в жизни.
Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий человеку:
• устанавливать контакты;
• заинтересовывать собеседника;
• поддерживать общение;
• сохранять отношения;
• аргументировать свои мысли;
• отстаивать свои интересы;
• уметь реагировать на критику;
• разрешать конфликты;
• учиться просить;
• пользоваться невербальными средствами общения;
• защищаться от манипуляций;
• понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
• правильно выражать сочувствие и поддержку и принимать ее от окружающих людей.
Вышеперечисленные коммуникативные навыки - это часть из всей их массы, это не определенные человеческие качества, а набор умений, способностей, усвоенных правил воспитанности, которые помогают взаимодействовать с окружающим миром.
Определений коммуникации существует много, мы под коммуникативными навыками понимаем способность человека взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Под коммуникативной компетенцией мы подразумеваем приобретенный и сформированный в ходе занятий комплекс знаний, навыков, умений и составляющий содержательный компонент обучения [3].
Под компетентностью мы рассматриваем свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции [3].
Перед образовательным учреждением стоит решение сложнейшей задачи: научить подростка быть более уверенным в себе, общаться бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Научить правильно управлять своими эмоциями в общении, правильно воспринимать и реагировать на окружающий мир, слышать и чувствовать партнера по общению - сформировать навыки межличностного и профессионального общения, ведь любая сфера деятельности человека, тот мир, в который образовательное учреждение выпустит своих студентов, требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и их высокого уровня.
При решении данной задачи большое значение приобретают методы, формы и средства обучения. Современные технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в мировой и отечественной практике, могут значительно помочь в решении данного вопроса. Именно поэтому сегодня программа обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования должна быть построена таким образом, чтобы способствовать профессиональному становлению будущего специалиста среднего звена, оптимальному развитию его познавательных интересов в будущей профессии, интеллектуального потенциала, его творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования. Именно здесь мы говорим о включении в программу обучения ее активных и интерактивных форм.
Таблица 1
Классификация интерактивных методов обучения и примеры их реализации образовательном процессе СПО
№ Разновидности интерактивных методов Примеры их реализации образовательном процессе СПО
1. Творческие задания - разработка и реализация творческих заданий по каждому предмету; - формирование портфолио студента, в которые войдут все творческие задания, проекты, выполненные студентом на протяжении обучения
2. Работа в малых группах Организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом
3. Обучающие игры - ролевые; - деловые; - образовательные
4. Использование общественных ресурсов - приглашение ведущих специалистов по профилю подготовки; - приглашение выпускников, успешно реализовавших себя на рынках труда; - экскурсии на производство
5. Социальные проекты - участие в волонтёрских группах, соревнованиях; - выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки - организация различных разминок по предметам, в том числе на игровой основе
7. Изучение и закрепление нового информационного материала - интерактивная лекция; - ученик в роли учителя; - работа с наглядным пособием; - каждый учит каждого; - использование и анализ видео-, аудиоматериалов; - практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника
8. Работа с документами - составление документов - работа в микрогруппах; - обоснование своей позиции
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем - дисскуссия
10. Тестирование, последующим - анализ результатов, отстаивание своей позиции
Под активной формой обучения мы понимаем форму взаимодействия студента и преподавателя, при которой студенты являются не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Здесь преподаватель и обучающиеся находятся на равных уровнях. Активные формы обучения больше предполагают демократический стиль общения преподавателя. Примером активной формы обучения могут служить диалог, дискуссия, разбор кейсов и др.
Результатом включения данной формы в работу со студентами становится активность студента, дополнительная его мотивация, приобретение и развитие таких коммуникативных навыков, как установление контакта, поддержание беседы, изложение собственных мыслей, выражение и отстаивание своих позиций по различным вопросам. Студенты учатся пользоваться невербальными средствами общения и пр.
Многие преподаватели между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники обучающего процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одной из причин включения данной формы обучения в образовательный процесс является создание комфортных условий, таких, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает более продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [6].
Особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности сотрудничества, эмоциональное, духовное единение участников. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для развития их инициативы.
Библиографический список
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, слушать, общаться друг с другом, другими людьми, учатся просить, избегать или гасить конфликты и др. [5].
Методом для реализации данной формы обучения на занятиях может служить организация парной или групповой работы, ведение проектной и исследовательской деятельности, включение в программу ролевых игр, тренингов, «мозгового штурма».
При использовании данных форм обучения студент становится полноправным участником учебного процесса. Преподаватель перестает предлагать готовые знания и решения, он побуждает студентов к самостоятельному поиску на основе собственных знаний, умений и навыков.
Именно на данном этапе подросток раскрывает в себе все, что было заложено и сформировано в нем ранее, а также стремится развить или приобрести новые навыки, знания и применить их на практике.
Активные и интерактивные формы обучения необходимо внедрять в образовательный процесс, поскольку большинство студентов техникумов самостоятельно не могут улучшить свои коммуникативные навыки, не говоря уже о формировании основ профессионального общения (табл. 1).
Мы считаем, что наилучший способ усвоения и развития коммуникативных навыков - это практика. Практика в общении и постоянный анализ собственных действий под руководством и с учетом внесения корректировок преподавателями в дисциплины техникума. Введение в процесс обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования активных и интерактивных форм способствует эффективному освоению и развитию коммуникативных навыков, а также формированию ключевых основ профессионального общения и возможности использования их практике.
В заключение необходимо отметить, что активные и интерактивные формы при обучении студентов включают разные виды работы, которые требуют четкого распределения времени, сил, материала. Поэтому, включая данные формы в рабочие программы, преподавателям следует провести огромную работу, в том числе и со студентами. Также при явных преимуществах активных и интерактивных форм работы со студентами не стоит забывать о необходимости их использования в комплексе с другими формами организации обучения и только как определенную составляющую.
1. Везиров Т.Г, Богатырева Ж.В. Учет репрезентативной системы при организации информационно-коммуникационной среды вуза в подготовке специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 69 - 70.
2. Козлова РП. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности (исследование специалистов досуговых центров). Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 1994.
3. Монгинаите Л. Психология общения. Вильнюс: Техника. 2010.
4. Коммуникативная компетенция как методическое понятие. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/12548/1/
5. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции. Инновационные проекты в образовании. 2013; № 3.
6. Канжигитова А.М. Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся. Молодой ученый. 2016; № 26.1 (130.1).
References
1. Vezirov T.G., Bogatyreva Zh.V. Uchet reprezentativnoj sistemy pri organizacii informacionno-kommunikacionnoj sredy vuza v podgotovke specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 69 - 70.
2. Kozlova R.P. Preodolenie bar'erov professional'nogo obscheniya kak faktorrazvitiya integral'noj individual'nosti (issledovanie specialistov dosugovyh centrov). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 1994.
3. Monginaite L. Psihologiya obscheniya. Vil'nyus: Tehnika. 2010.
4. Kommunikativnaya kompetenciya kakmetodicheskoe ponyatie. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/12548/1/
5. Abolina N.S., Akimova O.B. Process professional'nogo obucheniya i formirovanie kommunikativnoj kompetencii. Innovacionnyeproekty v obrazovanii. 2013; № 3.
6. Kanzhigitova A.M. Vliyanie interaktivnyh form raboty na razvitie kommunikativnyh navykov uchaschihsya. Molodojuchenyj. 2016; № 26.1 (130.1).
Статья поступила в редакцию 23.10.20
УДК 378
Temurkaeva D.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Education and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: temurkaeva1985@mail.ru
VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM FOR FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN SCIENCE AND MATHEMATICS. The normative condition of the third-generation of the Federal state educational standard is the competence-based training of graduates who are able to integrate into the educational environment at a high level of professionalism and education. In this regard, an integrative-competence approach to the organization of the educational process in the disciplines studied in primary classes is relevant. The competence paradigm of education is focused on an in-depth training in the interdisciplinary course "Theoretical foundations of mathematics with teaching methods", designed on the close intertwining of mathematical and natural science knowledge. The proposed experimental program "Formation of natural science concepts in the process of solving text problems" is focused on the formation of professionally important qualities of future primary school teachers, as a system of general and professional competencies to manage productive mental activity in the field of applying the obtained natural science knowledge in various situations during training.
Key words: professional competence, primary school teacher in rural schools, integrative competence approach, natural and mathematical disciplines, integrative thinking.
Д.Б. Темуркаееа, соискатель, Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: temurkaeva1985@mail.ru