СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 371
А. И. Григорьева
кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула, е-mail: gou.ipk@ tularegion.ru
Alevtina I. Grigorieva,
PhD (Education), Associate Professor, Head of Children and Youth Psychology, Personal Development and Additional Education Department of Tula Region Teaching Staff Skills Development and Retraining Institute, Tula,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье предпринята попытка содержания воспитательной деятельности педагога дополнительного образования детей, основ личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования как субъекта развития личности ребенка. Статья содержит материалы, раскрывающие разные уровни профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в контексте реализации воспитательного потенциала.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования детей, позиция, ценности, личность ребенка, личность педагога, позиционное взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Согласно Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного развития российского общества [11]. В качестве главной цели образования названо становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, которая способна к открытому, творческому взаимодействию с обществом и государством на основе гуманистических ценностей.
Личность ребенка в дополнительном образова-
Как цитировать статью: Григорьева А. И. Воспитательный потенциал профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 34-41.
нии формируется в реальной продуктивной творческой деятельности, приобщается к большому и настоящему. Эта среда творчества, самоопределения ребенка, создаваемая им самим. Дополнительное образование является средством расширения культурного пространства самой личности, постоянно стимулирует ее к творческому развитию. Весь процесс дополнительного образования направлен на саморазвитие, самовоспитание личности, ее деятельностное воплощение. И реальная продуктивная деятельность ребенка является основой дополнительного образования. Еще не менее важно, что дополнительное образование предоставляет особые возможности для удовлетворения мотивацион-ной сферы ребенка. Оно реально способствует его культурному самоопределению и саморазвитию. Что особенно важно, дополнительное образование — это сфера развития личностного и индивидуального почерка ребенка сообразно его возможностям.
Один из организаторов дополнительного образования детей Алексей Константинович Бруднов когда-то сказал: «Отличительность сети учреждений дополнительного образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы проходим с ребенком другой образовательный путь. Мы не только даем ему поддерживающую информацию, главное — мы включаем его в деятельность. Когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческого знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, тогда ребенок имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать. Право на выбор реализовано в дополнительном образовании от самых истоков, рождающих эту подсистему образования» [2].
Занятость ребенка в системе дополнительного образования помогает ребенку найти себя и наиболее четко это выраженно в формуле «помоги мне это сделать самому».
Именно в дополнительном образовании создаются такие условия жизнедеятельности ребенка, где ему всегда уютно, каждого понимают, и он всегда чувствует свою защищенность. А роль педагога дополнительного образования — это роль друга и помощника, умельца и наставника, строящего свои отношения с воспитанниками на основе уважительных, доверительных, доброжелательных отношений, одним словом — гуманистических.
Отсюда правомерен вопрос: где же профессиональное поле специа-
листа в сфере дополнительного образования детей? Педагогическое оно или предметное? Что важнее для педагога дополнительного образования: знания предмета или ребенка? Думаю, и то, и другое одинаково. Особенно в ситуации нарастающего прагматизма в обществе.
В исследованиях российских ученых среди профессионально значимых качеств, необходимых педагогу дополнительного образования, отмечаются: общая культура личности, психолого-педагогическая культура, профессиональная культура, коммуникативная культура, исследовательская и организационная. Безусловно, все эти качества чрезвычайно важны. Однако по мнению специалистов профессионализм для педагога дополнительного образования означает прежде всего «быть Человеком». Наиболее значимы из них: способность к эмпатии, сензитивность, непрерывность самообразования, способность к рефлексии.
Названные характеристики как профессиональные, так и личностные чрезвычайно важны в деятельности педагога, поскольку качество дополнительного образования детей непосредственно зависит от уровня профессионализма педагога дополнительного образования. Он руководствуется принципами признания самоценности детства, прав ребенка и свободы выбора, приобщения его к деятельности любого характера. По мнению Ирины Дмитриевны Демаковой, доктора педагогических наук, именно признание самоценности детства приводит педагога к необходимости ценности сегодняшнего дня для ребенка. И. Д. Демакова утверждает, что в основе современной деятельности педагога (а тем более педагога дополнительного образования) «должна лежать идея абсолютной ценности детства, а в основе взаимоотношений педагога и ребенка, как полноправного субъекта этих отношений — интересы и потребности ребенка» [5]. В этом суть, по нашему мнению, реальной профессионально-личностной позиции педагога дополнительного образования детей как воспитателя. Именно такой подход делает педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей главным средством для воспитания человечности, доброты и душевной чуткости детей. «Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства»,— считал А. Г. Асмолов [1].
В системе дополнительного образования детей чрезвычайно значимыми являются такие профессионально значимые психологические характеристики личности педагога дополнительного образования как направленность на успех ребенка, способность замечать в ребенке до-
брое, хорошее, готовность педагога реализовывать субъект-субъектные отношения. Отсюда, по мнению Л. Н. Буйловой, основными принципами взаимодействия педагога дополнительного образования и обучающегося являются:
— поддерживать в ребенке достоинство и позитивного образа Я;
— отмечать изменения в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой;
— «принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от содержания, формы, качества» [3].
Исследователь считает, что «воздействуя на ребенка таким образом педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях) и т.д.» [3].
Одной из воспитательных функций педагога дополнительного образования, успешно реализующего гуманистические тенденции в работе с воспитанниками, по мнению А. К. Бруднова, является «сверхзадача дополнительного образования — пробуждение у ребенка интереса к самому себе, своему внутреннему миру и своим возможностям. И каждый должен сказать пусть маленькое, но свое слово, и тем обогатить этот мир» [2]. Педагог дополнительного образования выступает как наставник-умелец, который не только научит продуктивности в деятельности, но поможет ребенку в этом сложном мире неопределенности разобраться в себе, найти свой путь, возможно, и в профессиональном плане.
Одной из важнейших в современной ситуации современного дополнительного образования детей является готовность самого педагога к творчеству. Ведь творчество педагога определяет и творческий уровень развития ребенка. Ведь в чем особенность творческой личности? Она должна быть способной если нужно критически пересматривать свои собственные взгляды, поменять выработанные ранее воззрения и планы, откликаться на современность, свободно выражать свои эмоциональные переживания.
Особенно важно выстраивать практику взаимодействия и сотрудничества с детским сообществом и каждым ребенком в отдельности. Лишь в совместной деятельности педагога дополнительного образования и ребенка можно почувствовать ребенку и педагогу, что они — субъекты творчества. Педагог создает условия для проявления самостоятельности своего младшего партнера. В этой позиции педагог тоже субъект
творчества. Чаще всего, в совершаемой совместно с ребенком деятельности для педагога неизвестного для него и нового почти нет. Можно подумать, что никакого значимого как для ребенка, так и для взрослого совместного творчества не может быть? Конечно, может. Когда педагог дополнительного образования ставит перед собой воспитательные цели (то есть, имеет ввиду воспитательный план совершаемой им вместе с ребенком деятельности), то его творческая позиция реализуется по отношению к развитию личности ребенка. Очевидно, что творчество ребенка направлено на изменение пространства вокруг себя, а творчество педагога — на воспитание ребенка.
В современной ситуации развития дополнительного образования важной является такая мотивация педагога, которая направлена на создание ресурсов для ребенка, чтобы он мог проявить активную позицию в образовательном процессе. То есть не только «проходить» программу, а и узнавать мир вокруг, вступать с ним в активный диалог и находить ответы, сомневаться и снова искать. Отсюда педагог должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм.
Д. В. Григорьев утверждал, что «в условиях деятельности в системе дополнительного образования педагог не столько делится информацией как учитель школы, а впускает воспитанника в собственный опыт познания, понимания, переживания, он как бы дарит ученику часть себя, своих личных и профессиональных интересов. А ребенок приобщается к педагогу, начиная соответствовать ему в умении доверять педагогу очень личное. Общность педагога и воспитанника рождается как их соответствие соответствие друг другу, как взаимная ответственность перед лицом друг друга» [4].
Профессиональные позиции различных групп педагогов дополнительного образования проявляются благодаря разному отношению к проблемам воспитания, возникающих при реализации целей дополнительного образования детей.
По результатам регионального мониторинга профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, проведенного Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, выявлены такие тенденции:
— к первой группе относятся педагоги, которые не хотят и не могут осуществлять процесс воспитания по установленным нормам. Они не
ставят перед собой воспитательные цели, не видят проблем воспитания, и поэтому не меняется смысл их деятельности. Эти педагоги дополнительного образования передают детям большую или меньшую информацию по своему предмету дополнительного образования. У таких педагогов воспитательная деятельность не содержит ценностно-содержательного наполнения;
— вторая группа — педагоги дополнительного образования, которые имеют только цели пребывания (получение зарплаты, уважения своих коллег, стремление к повышению статуса). Такие педагоги могут работать заинтересованно в области воспитания, но не видят в этом смысла. Они готовы организовывать свою деятельность по общению с ребенком лишь при выполнения четко определенных условий. Процесс их работы с детьми сводится к овладению суммой определенных алгоритмов воспитательной деятельности;
— третья группа — педагоги дополнительного образования, которые хотят и могут учить других и учиться сами, они способны к изменению своих установок, взглядов, привычек, к развитию своей воспитательной деятельности. Они ищут собственные средства для решения задач воспитания, в каждой ситуации общения с детьми имеют свой взгляд на возникающие проблемы детства. Это же они инициируют во взаимодействии со своими воспитанниками, предлагают им осветить свой путь решения задачи дополнительного образования.
— четвертая группа — педагоги дополнительного образования, ориентирующиеся, в первую очередь, на собственную программу саморазвития и самосовершенствования. Их постоянная установка на поиск решения воспитательных задач ведет к появлению собственной профессиональной позиции быть воспитателем. Именно эти педагоги дополнительного образования рефлексируют свой опыт не только в деятельности, но и в реальных взаимоотношениях с воспитанниками, имеют собственную точку зрения, свой взгляд на проблемы современного ребенка.
По нашему мнению, именно такой педагог дополнительного образования является субъектом целеполагания, который ищет и конструирует средства реализации задач личностного развития ребенка в дополнительном образовании. Педагога дополнительного образования с должным уровнем сознания и деятельности характеризует умение учиться, он способен отбирать для целей своей деятельности соответствующие
условия и конструировать отсутствующие. На наш взгляд, только такой уровень развития педагога дополнительного образования соответствует сегодня новой позиции педагога дополнительного образования как воспитателя.
Одной из важных проблем решения воспитательного потенциала педагога дополнительного образования является его готовность работать в сообществе с такими же профессионалами. Ибо успешное профессиональное сообщество определяет педагогическое развитие, результативность и эффективность процесса дополнительного образования. Обеспечение готовности педагога выстраивать практику взаимодействия и сотрудничества с коллегами является одной из приоритетных позиций в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.
От качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования как воспитателя зависят качественные изменения в личности ребенка.
Выстраивая сегодня региональную модель дополнительного образования детей, необходимо, на наш взгляд, развитие именно личностно-про-фессиональной позиции педагога дополнительного образования как воспитателя. Позиция — это всегда единство сознания и деятельности.
Дополнительное образование детей сегодня — это особое ценностно-смысловое жизненное пространство, в котором живут и развиваются как дети, так и педагоги. Оно — пространство — по мнению А. Г. Асмолова «Это школа взросления, школа вариативного развития, источник формирования идентичности личности» [1].
Литература
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 2-6.
2. Бруднов А. К. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения [Из опыта работы российских внешкольных учреждений] / А. К. Бруднов // Педагогика. 1999. К: 6.09.99. С. 26-32.
3. БуйловаЛ. Н. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Автореферат диссертации к.п.н. М.: 1998.
4. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы.— Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999.
5. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Д. Демакова; М-во науки и образования РФ.— Санкт-Петербург: КАРО, 2007.
6. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л. Паладьева. М. АРКТИ, 2006.— 296 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1975.
8. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под. ред.
Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М. 2010. 336 с.
9. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания/ Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011. 200 с. Глава 3 «Проблема педагога-воспитателя как ключевая для теории и практики воспитания».
10. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190-196.
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №96-р г. Москва.
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
This article attempts to maintain the educational activity of the teacher of additional education of children, the foundations of personal and professional position of the teacher of additional education as a subject of development of the child's personality. The article contains materials revealing different levels of professional activity of the teacher of additional education in the context of realization of educational potential.
Keywords: teacher of additional education of children, position, values, personality of the child, personality of the teacher, positional interaction of the teacher and pupils.
References
• Asmolov A. G. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v ehpohu peremen: sotrudnichestvo, sot-vorchestvo, samotvorenie // Obrazovatel'naya politika. 2014. № 2. S. 2-6. [In Rus].
• Brudnov A. K. Sistema vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: ot idej do vnedreniya [Iz opyta raboty rossijskih vneshkol'nyh uchrezhdenij] / A. K. Brudnov // Pedagogika. 1999. N: 6.09.99. S. 26-32. [In Rus].
• Bujlova L. N. Razvitie social'no-pedagogicheskih funkcij uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: Avtoreferat dissertacii k.p.n. M.: 1998. [In Rus].
• Demakova I. D. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga v sovremennyh usloviyah / I. D. Demakova; M-vo nauki i obrazovaniya RF.— Sankt-Peterburg: KARO, 2007. [In Rus].
• Grigor'eva A. I. Pedagog kak professional'nyj vospitatel': teoriya i tekhnologiya podderzhki professional'nogo razvitiya pedagogov shkoly. Tula: IPK i PPRO TO, 1999. [In Rus].
• Integraciya obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya: Prakticheskoe posobie/pod red. E. B. Evladovoj. A. V. Zolotoryovoj.S. L. Palad'eva.— M. ARKTI, 2006. 296 s. [In Rus].
• Leontev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., Politizdat, 1975. [In Rus].
• Metodologicheskie posledstviya paradigmal'nogo sdviga v teorii vospitaniya/ Red. N. L. Selivanova, E. I. Sokolova.— M.-Tver': OOO «IPF «Viart», 2011. 200 s. Glava 3 «Problema pedagoga-vospitatelya kak klyuchevaya dlya teorii i praktiki vospitaniya». [In Rus].
• Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie trudy / pod. red. N. L. Selivanovoj, A. V. Mudrika; sost. E. I. Sokolova. M. 2010. 336 s. [In Rus].
• Stepanov P. V. Motivaciya pedagogov kak vospitatelej // Narodnoe obrazovanie. 2009. № 2. S.190-196. [In Rus].
• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N996-r g. Moskva. [In Rus].