УДК 372.32
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МНОГОДЕТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
М.А.Жигалик
DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS WITH MANY CHILDREN
M.A.Zhigalik
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Обозначаются актуальные вопросы повышения педагогической компетентности многодетных родителей; определены показатели педагогической компетентности родителей; рассматриваются основные категории многодетных семей, выделены наиболее часто встречающиеся проблемы внутрисемейного взаимодействия в многодетной семье, трудности в воспитании детей; обозначены достоинства и педагогический потенциал многодетной семьи; рассмотрены основные формы взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) с многодетными родителями; выделены преимущества наиболее зарекомендовавших себя форм работы в практике консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей. Представленные материалы позволяют понять проблемы и наметить перспективы оптимизации взаимодействия ДОО с многодетными родителями и повышения их педагогической компетентности.
Ключевые слова: взаимодействие, многодетная семья, многодетные родители, педагогическая компетентность родителей
Topical issues of improving pedagogical competence of parents with many children are designated; indicators of parents' pedagogical competence are defined; the main categories of large families are considered, the most frequently encountered problems of intra-family interaction in a large family, difficulty in education of children are allocated; advantages and pedagogical potential of a large family are designated; the main forms of interaction between a preschool educational organization and parents with many children are considered; advantages of the most proved work forms in practice of parents' consultation concerning education and development of children are marked out. The presented materials allow one to understand problems and to outline the prospects of optimization of interaction between preschool educational organizations and parents with many children, and of developing their pedagogical competence.
Keywords: interaction, large family, parents with many children, pedagogical competence of parents
В современных условиях развития образования общепризнанна первостепенная роль семьи в физическом, нравственном и интеллектуальном становлении личности ребенка. В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам взаимодействия образовательной организации и семьи. В исследованиях Л.Я.Верба, Е.А.Галко, И.С.Кона, Л.Р.Мироновой, Р.В.Овчаровой, И.А.Стародубцевой др. определены ценности семьи, ее основные функции, подходы к взаимодействию с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями.
Успешность родителей как воспитателей зависит от уровня их общей культуры, образованности, личностной зрелости, педагогической грамотности и компетентности. Под педагогической компетентностью мы понимаем совокупность специальных педагогических компетенций (организационных, обучающих, развивающих, воспитательных, социокультурных) при наличии профессиональных и личностных качеств, необходимых для воспитания детей. Педагогическая компетентность родителей включает в себя открытость, гуманность и доверительное отношение к детям; понимание реальной ситуации, в которой растет ребенок, умение ее менять в более благоприятную сторону; последовательность в своих требованиях к ним; оптимистичность взаимоотношений в семье. Необходимую помощь в развитии у родителей педагогической компетентности может ока-
зать дошкольная образовательная организация (ДОО).
Необходимость взаимодействия общественного и семейного воспитания предусмотрена государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО. В документе подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации с семьёй. Одна из главных задач стандарта направлена на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [1].
На сегодняшний день в свете увеличившегося количества многодетных семей, перед ДОО встает необходимость учитывать в процессе формирования педагогической компетентности особенности и существующие различия в интересах и реальных запросах многодетных родителей и родителей с одним или двумя детьми. Специфика воспитания детей в многодетной семье актуализирует проблему повышения педагогической компетентности многодетных родителей, и требует особого подхода к её решению.
Для педагога дошкольного образования важно иметь представление о сущности понятия многодет-
ной семьи, о её воспитательном потенциале и трудностях, специфичных для разных типов многодетных семей. Многодетной семьей в России считается семья, в которой трое или более детей.
В исследовании О.А.Беньковой [2] представлена классификация типов многодетных семей. Во-первых, это семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.
Во-вторых, выделяются семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей, это произошло, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.
В-третьих, многодетная семья может образоваться в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.
В-четвертых, выделяются многодетные семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, в результате беспорядочного образа жизни, состояния алкогольного или наркотического опьянения. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот.
В исследованиях Р.В.Овчаровой в качестве основных характеристик многодетной семьи выделены центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. Даже если родители в такой семье мало занимаются воспитанием детей, недостаток родительского внимания в некоторой степени компенсируется усилением взаимодействия детей друг с другом. Кроме того, автор отмечает, что дети из многодетных семей оказываются более успешными по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны, причем специального развития этого качества не требуется, потому, как оно формируется, само собой.
В тоже время исследователями отмечены и проблемы воспитания детей в многодетной семье. Так, Л.Л.Баландина отмечает среди особенностей многодетных семей недостаточное внимание к каждому ребенку. Несмотря на принятие своих детей, многодетные родители нередко проявляют авторитарный стиль общения, формальность и однообразие в отношениях с разными детьми. В частности, Л.Л.Баландина отмечает, что в многодетных семьях присутствует проблема дефицита общения родителей с детьми, что является причиной заниженной самооценки детей, их тревожности, неуверенности в себе. Старшие дети в многодетной семье рано взрослеют и утрачивают психологическую связь со своими родителями. Данные факты свидетельствуют о необходимости повышения педагогической компетентности родителей.
Располагая большим опытом взаимодействия с детьми, многодетная семья обладает определенным
воспитательным потенциалом. Под воспитательным потенциалом мы подразумеваем комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. Воспитательный потенциал семьи определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим настроем, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей. Большое значение имеет личный пример родителей, традиции семьи, характер общения в семье с близкими, окружающими, взаимосвязь семьи с общественностью.
На формирование воспитательного потенциала многодетной семьи оказывают влияние различные факторы. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как ответственность, чуткость, толерантность, уважение к людям. С другой стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях, взрослые зачастую утрачивают чувство справедливости в отношении к детям, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. К сожалению, дети из многодетных семей нередко склонны асоциальному типу поведения. В случае материальных затруднений многодетной семьи и ограничении у детей возможности удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, компьютерной технике и т.д., которые есть у сверстников), может проявляться чувство зависти, требование от родителей невозможного.
Работа по повышению педагогической компетентности многодетных родителей требует от педагога знания её компонентов и показателей.
Одним из компонентов педагогической компетентности является мотивационно-личностный, который проявляется в таких показателях, как заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей; потребность в саморазвитии и самореализации как родителя; адекватная самооценка как родителя; личностная готовность к переменам; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы; желание заниматься его развитием; потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в воспитательном процессе.
Гностический компонент характеризуется знаниями о развитии и личностных новообразованиях в каждом возрастном периоде; о ведущем виде деятельности и кризисных проявлениях того или иного возраста; о влиянии стилей семейного воспитания на развитие ребенка; о методах воспитания и обучения детей.
Коммуникативно-деятельностный компонент включает в себя такие показатели как умения и навыки родителей развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; стимулировать проявление самостоятельности ребенка; применять эффективные методы воспитания; общать-
ся с ребенком, учитывая его возрастные особенности; создавать благоприятную и доверительную атмосферу.
Таким образом, педагогическая компетентность родителей как интегративное качество, представляет собой комплекс знаний, способов и приемов воспитания ребенка, а также личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.
Для большинства многодетных родителей именно ДОО становится учреждением, взаимодействие с которым способно положить начало процессу формирования их педагогического просвещения и повысить уровень педагогической компетентности. Перед педагогом ДОО стоит задача выбора форм и методов взаимодействия с родителями, позволяющих оптимально по времени и в тоже время содержательно повысить педагогическую компетентность
Взаимодействие с родителями ДОО вполне может реализовать при помощи форм, классификация, структура и эффективность которых доказана на научном уровне, а также рекомендована к использованию методическими пособиями. При этом их основная задача — донести определенные знания до родителя — остается главной, а специфика взаимодействия с многодетными родителями проявится в ориентировании на их потребности, запросы и имеющийся педагогический потенциал.
Все существующие формы по взаимодействию ДОО с родителями принято подразделять на традиционные и инновационные. Традиционные формы бывают коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными. Это могут быть совместные мероприятия с участием педагогов и родителей, а иногда и детей (например, родительские собрания, групповое консультирование, беседа, информационные стенды, памятки и др.).
К инновационным формам можно отнести мероприятия, построенные по типу тренингов, мастер-классов, дискуссий, телевизионных развлекательных программ или игр, которые нацелены на установление неформальных контактов с родителями.
Для обеспечения активного взаимодействия и сотрудничества ДОО с многодетными родителями в целях повышения их педагогической компетентности необходим поиск подходящего обеим сторонам «канала общения», выбор которого предполагал бы не только его актуальность, но и рациональность применения. Именно такой опосредованный характер взаимодействия хорошо отражается в форме консультирования — определенным образом организованной беседы, которая позволяет решить проблемы воспитания, развития ребенка через лиц, окружающих его, в данном случае — многодетных родителей. Понятие «консультирование» подразумевает процесс, при котором человек, берущий на себя роль консультанта, открыто и определённо предлагает, и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов» [3].
Образующими компонентами взаимодействия с многодетной семьей с целью повышения педагогической компетентности родителей являются: целевой;
содержательный; структурно-организационный; оценочно-результативный.
Целевой компонент является системообразующим звеном и предполагает, что процесс консультирования многодетных родителей будет способствовать повышению уровня их педагогической компетентности, и впоследствии будет определять успешность достижения целей и задач воспитательного процесса.
Деятельность на данном этапе направлена на выявление факторов и особенностей, влияющих на формирование и, как следствие, на повышение уровня педагогической компетентности родителей. Кроме того, предполагается выявление потребностей в консультационной поддержке у многодетных родителей, с учетом чего будет спланирована рациональная система помощи данного вида.
Содержательный компонент взаимодействия с родителями в форме консультирования центрируется на роли педагога ДОО как консультанта, которая, как правило, зависит от его квалификации, личностных черт, а также ожиданий родителя. Важную функцию данного блока выполняют целенаправленные и последовательные действия, обеспечивающие положительную динамику роста мотивации и заинтересованности многодетных родителей к педагогическому просвещению.
Структурно-организационный компонент определяет ресурсную базу консультационной поддержки и включает с себя подключение и привлечение к процессу других специалистов.
Оценочно-результативный компонент представлен критериями определения итогового уровня сформированности педагогической компетентности многодетных родителей.
Как показал анализ практики консультирования педагогом многодетных родителей, актуальным остается вопрос выбора формы и времени проведения консультаций, особенно групповых, поскольку, как уже говорилось ранее, довольно сложно организовать мероприятие с категорией многодетных родителей по причине дефицита свободного времени. Поскольку без новых технологий трудно представить современную детскую дошкольную образовательную организацию, то в разработанном в рамках нашего исследования проекте особое место занимает предоставление возможности многодетным родителям получать помощь посредством дистанционного консультирования. Мы рассмотрели возможности использования различных методов и средств дистанционной формы консультирования: Бкуре, вебинара, форума и интер-нет-квеста.
8куре — программа, обеспечивающая возможность самого быстрого и доступного способа получить помощь консультанта. Она удобна тем, кто проживает в отдаленности от ДОО, а также не имеет возможности по тем или иным причинам встретиться с педагогом.
Вебинар — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени.
Основными преимуществами первых двух
форм дистанционной работы с родителями являются: экономия времени, возможность общаться с педагогом в комфортной для себя обстановке в случае отсутствия возможности выйти из дома по разным причинам. К недостаткам можно отнести перебои в связи, ограничение в применении рабочих техник и специфику работы педагога ДОО.
Интернет-форум для родителей представляет собой создание педагогом и родителями своих тем с их последующим обсуждением. Родители могут комментировать созданную тему, задавать вопросы, получать ответы, отвечать на вопросы педагога и других родителей, давать им советы. Содержание каждой темы сохраняется в базе данных форума, что в дальнейшем позволяет родителям неоднократно вернуться к ней.
Интернет-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это может быть, например, виртуальное путешествие родителей индивидуально или в группах по сайту, где они выполняют задания, а в конце оформляет результаты в виде своей странички-отчета.
Процесс апробирования перечисленных дистанционных форм показал, что наиболее приемлемым для многодетных родителей и педагогов ДОО является взаимодействие через Интернет-форум. Такая организация работы не требует выделения отдельного времени и помещения для проведения консультирования и просвещения родителей в вопросах развития и воспитания ребенка.
Проблематика обсуждаемых вопросов на форуме многодетных родителей продиктована насущными вопросами, возникающими в процессе жизнедеятельности каждой отдельной семьи. Некоторые вопросы решаются между родителями и педагогами индивидуально через личные сообщения. Проблемы, которые носят распространенный характер, обсуждаются всеми участниками форума. Достаточно оживленно проходят дискуссии по «горячим» для родителей вопросам. Участники поддерживают друг друга советом, примерами из собственного опыта. Совместно с педагогом находят ответы в специальной педагогической и психологической литературе.
Помимо вопросов и решения проблемных ситуаций, обсуждение проходит и по другим разделами.
Например, проведение совместного досуга детей и родителей, мастер-классы, обмен рецептами, подборками детских произведений, комплексов гимнастических упражнений и т.п. Периодически планируются встречи участников форума в полном или частичном составе семей. По результатам промежуточных опросов родителей, мы имеем сведения об их удовлетворенности такой формой работы и желании её продлить.
Таким образом, можно сказать, что доступность компетентной поддержки по вопросам воспитания и развития детей со стороны ДОО в формах, наиболее удобных для многодетных родителей, увеличивает успешность повышения у них педагогической компетентности и способствует актуализации приоритета семейного воспитания, признания его уникальности и неповторимости, наличия бесценного воспитательного потенциала.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электр. ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения: 01.05.2017).
2. Бенькова О.А. Отношения родителей и детей в многодетных семьях [Электр. ресурс] // Актуальные проблемы психологии личности: Сб. ст. по матер. V междунар. на-уч.-практ. конф. № 5. Новосибирск: СибАК, 2011. URL: https://sibac.info/conf/psych/v/35865 (дата обращения: 01.05.2017).
3. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / Под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 с.
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo ob-razovaniya [Federal state educational standard of preschool education] [Elektr. resurs]. Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (accessed: 01.05.2017).
2. Ben'kova O.A. Otnosheniya roditeley i detey v mnogodetnykh sem'yakh [Elektr. resurs]. Proc. of "Aktual'nye problemy psikhologii lichnosti", iss. 5. Novosibirsk: SibAK, 2011. Available at: https://sibac.info/conf/psych/v/35865 (accessed: 01.05.2017).
3. Pevzner M.N., Zaychenko O.M. (eds). Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: pedagogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya [Scientific and methodological support for school personnel: pedagogical counseling and supervision]. Velikiy Novgorod, 2002. 316 p.