Философско-психологические основы исследования проблемы самоопределения человека
Ведущим противоречием является противоречие между конечным и потенциально бесконечным в человеке, значимость которого заключается в отражении динамического характера процесса самоопределения как диалектики конечного и бесконечного.
Механизмом разрешения ведущего противоречия между конечным и бесконечным в человеке является принципиально незавершаемый (бесконечный) процесс самоопределения, включающий этапы: 1) собственно самоопределение, 2) самотрансценденция, 3) переопределение и т. д.
На основе выделенного теоретическим путем ведущего противоречия и с учетом механизма его разрешения была сформулирована следующая закономерность: полноценность определения человеком себя во взаимоотношениях с миром обусловлена его свойствами - субъектностью (имманентной активностью субъекта во взаимодействиях с миром) и личностью (ценностно-смысловым отношением личности к происходящему). Выделенная закономерность отражает содержание и функционирование основных компонентов феномена самоопределения человека и предусматривает дальнейшее определение педагогических принципов как методологических ориентиров, обеспечивающих направленность исследования на практическую педагогическую деятельность.
Литература
1. Арсеньев, А. С. Размышления о работе С. J1. Рубинштейна «Человек и Мир» /
A. С. Арсеньев //Вопросы философии. - 1993.-№5. —С. 130-160.
2. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка/ А. Г. Асмолов. -М., 1979, - 150 с.
3. Асмолов, А. Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 35^8.
4. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 1981. - № 2. - С. 46-56.
5. Братусь, Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / Б. С. Братусь // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева,
B. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997. - С. 67-91.
6. Гуревич, П. С. Человек как объект социально-философского анализа: науч. докл. на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук / П. С. Гуревич, - М., 1991. - 32 с.
7. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 355 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А, Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
9. Леонтьев, Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / Д. А. Леонтьев. - М., 1988. - 24 с.
10. Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
11. Репецкий, Ю. А. Рефлексивная активизация личностного самоопределения предпринимателей и менеджеров в процессе непрерывного бизнес-образования / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов // Инновационная деятельность в образовании. -Красноярск, 1994. - № 4. - С- 34-41.
Ж. К. Кениспаев
12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
13.Рубинштейн, С. Л. Человек и Мир // Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. —М.: Педагогика, 1973.-423 с.
14. Сосновский, Б. А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: дис.... д-ра психол. наук/ Б. А. Сосновский. - М, 1991. - 289 с.
15.Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. — М., 1990.
16. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. - СПб., 1995.
17. Хэйдеггер, М. Бытие и время / М. Хэйдеггер. - М., 1997.
РАЗДЕЛ IV
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 37.0+159.92
Л. С. Илюшин
КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В современных социокультурных условиях актуальным является поиск практических и теоретико-методологических оснований для решения задач современного этапа модернизации российской школы, которая вызвана объективными потребностями общества в реализации новых образовательных целей, ориентированных на достижение необходимого уровня качества, эффективности и доступности образования. Одной из таких задач является создание условий для полноценного развития успешной личности ученика в образовательном процессе. В основе такого подхода к образованию лежит, в частности, ориентация образовательного процесса на развитие мотивации учащихся. Будучи в целом традиционной для педагогики, задача развития мотивации становится в сегодняшнем социокультурном контексте более сложной и комплексной.
Изучение современной образовательной ситуации показывает, что происходит постепенное отчуждение значительного числа детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, касающихся учебной деятельности, и испытывающих серьезный психологический стресс уже на ранних стадиях учебы в школе. Это связано, в том числе, со снижением у школьников мотивации к образовательной деятельности, отсутствием желания участвовать в реализации образовательной программы.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в российской психолого-педагогической науке процессы изучения и стимулирования мотивов учебной деятельности исследовались достаточно глубоко и последовательно. Разработанные подходы к классификации мотивов учебной деятельности, пониманию природы познавательного интереса школьника позволили вплотную подойти к ответу на вопрос о том, каким условиям должно отвечать взаимодействие педагога и ученика в учебном процессе в целях достижения последним необходимого для полноценной качественной жизни уровня компетентности. Однако глубокие социокультурные изменения, происходящие в обществе и в школе в последние годы, приводят к тому, что без научного осмысления феномена образования искать ответ на этот вопрос невозможно. Появление и развитие дистантных форм образовательного взаимодействия, рост значения Интернета в освоении человеком окружающего мира, проектирование технологий развития критического мышления заставляют по-новому рассматривать проблему отношения субъекта к процессу собственного развития в ходе образовательного взаимодействия. Требуется научная разработка способов изучения и развития мотивации к широкой и непрерывной образовательной, а не только учебной деятельности.
Л. С. Илюшин
Динамичное развитие мира, а также обусловленные этим процессом изменения в современных образовательных системах позволяют говорить о том, что сам человек, являясь субъектом своего развития, начинает рассматривать образование как комплексный процесс, т. е. процесс, определяющий все многообразие средств личностного развития и саму возможность осуществления субъектом мотивированного выбора жизненного пути и самореализации.
В настоящее время происходят качественные изменения в понимании образования, его предназначения, устройства, организации, в выявлении сущности основных структурных компонентов образовательных систем и процессов. Эти изменения требуют адекватного педагогического осмысления. Модернизация образования, понимаемая, в частности, как поиск его новой роли по отношению к человеку и обществу, требует проектирования и развития таких базовых характеристик образовательного процесса, как:
- воздействие на ценностно-мотивационные структуры личности;
- обеспечение саморазвития человека не только в результате осуществления психолого-регулятивных механизмов деятельности, но и на основе духовно-этических ориентаций;
- создание педагогических условий для формирования готовности человека осуществлять свободный выбор своего жизненного пути в культурно -социальной среде общества, различных образовательных системах.
Такое понимание образования во многом определяет и новый этап в развитии педагогики. Для этого этапа характерно углубление и усложнение взаимоотношений педагогической науки и практики. Методологические идеи, установки, теоретические концепты в большей степени, чем ранее, начинают оказывать непосредственное влияние на развитие образовательных систем, построение педагогических отношений между людьми и их группами.
Одновременно с этим в обществе возрастает степень открытости образования, более интенсивными и содержательными становятся международные контакты педагогов. Разработанные и реализуемые в одном социокультурном контексте, образовательные модели транслируются в широкую педагогическую практику региональных систем образования, систему воспитания и обучения конкретных образовательных учреждений. Таким образом, многие достижения мировой системы образования получают свое развитие в практике российской школы, в теории и методологии отечественной педагогической науки. Наиболее актуальными при этом становятся идеи и подходы, направленные на гуманизацию образования, его ориентацию на интересы и запросы личности.
Современная педагогика, реализуя в теоретическом и практическом плане гуманистический подход к образованию, требует установления отношений партнерства, сотрудничества и диалога во взаимодействии учителя и ученика. В связи с этим особое значение приобретают формирование и развитие у педагогов целостного понимания мотивационного аспекта образования, его ценностно-смыслового и личностного контекста.
Анализ современного научного процесса в этом направлении позволяет утверждать, что, несмотря на имеющуюся широкую теоретическую базу научных разработок, обращенных к изучению мотивов в жиз-