Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников'

Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3693
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСОЗНАННОСТЬ УЧЕНИЯ / МОТИВ И СМЫСЛ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баньковская Н. И.

Представлены результаты исследования связи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников: стремлением к достижениям и познанию, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как наполненной смыслом, планированием, представлениями о себе как о сильной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTERRELATION OF SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY WITH MOTIVATSIONNO-SEMANTIC FORMATIONS AT THE SENIOR PUPILS

In article results of research of communication of success of educational activity with motivatsionno-semantic formations at the senior schoolboys are presented: aspiration to achievements and knowledge, the positive relation to the doctrine, perception of the life as filled with sense, planning, representations about itself as about the strong personality.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников»

психология

УДК 159.9:37

Н.И. Баньковская, ассист., (4872) 35-36-79, natalya099@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Представлены результаты исследования связи успешности учебной деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у старшеклассников: стремлением к достижениям и познанию, положительным отношением к учению, восприятием своей жизни как наполненной смыслом, планированием, представлениями о себе как о сильной личности.

Ключевые слова: успешность учебной деятельности, осознанность учения, мотив и смысл, мотивационно-смысловые образования.

Успешность учебной деятельности - это способность и умение достигать успеха в учебной деятельности. Успешность учебной деятельности включает достижение успеха в совершенствовании, развитии, формировании учащегося как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Согласно Д.Б. Эль конину, «учебная деятельность» - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Элькони-на, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении [11, 15].

В данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип деятельности, так как распространяется на все возрасты. Учебная деятельность в этом смысле - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и само-

332

оценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность» - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, «...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [15].

Академическая успешность (успеваемость) отражает степень усвоения объема знаний, умений, навыков, установленных стандартами образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Она находит свое выражение в оценочных баллах. Неуспеваемость большинством ученых рассматривается как отставание ребенка в учебе, выражающаяся в пробелах в знаниях, умениях. Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности.

Успешность в учебной деятельности - способность и умение достигать успеха в учебной деятельности, т.е. достижение успеха в совершенствовании, развитии, формировании учащегося как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Для созданий оптимальных условий личностного развития школьников и их успешности в учебной деятельности, а также своевременного оказания помощи в преодолении образовательных трудностей необходимо, прежде всего, знать, с какими особенностями мотивационной сферы приходится сталкиваться преподавателям. Выявление реального состояния и особенностей мотивации школьников помогает определить возможные перспективы работы с неуспешными в учебной деятельности.

Проблеме становления мотивации в системе обучения и профессионализации посвящено достаточно большое количество исследований психологов: А. А. Вербицкого, И. А Зимней, И. П. Ильина, Е. М. Каргиной, А. К. Марковой, К. О. Меджидовой, Л. В. Мокроусовой, Е. И. Рогова, А. А. Реана, И. В Ускова, X. Хекхаузена, В. А. Якунина и многих других [2; 3; 4; 8; 9; 14] .

Как показывают различные исследования, - мотивация учащихся неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей школьников, характера ближайшей референтной группы, уровня развития школьного коллектива. С другой стороны, мотивация поведения личности всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя, группы или общности, представителем

333

которого он является. Поэтому можно утверждать, что условием и источником познавательной, научной, общественной активности старшеклассников, побудительной причиной степени их учебной и социальной успешности является разветвленная структура мотивационных компонентов личности: направленности, установок, целей, ценностей, склонностей и притязаний.

При этом вопрос успешности учебной деятельности не может не рассматриваться в рамках осознанности учения как особого вида деятельности, присущего человеку. А проблема сознательности учения есть проблема того смысла, какой приобретают для человека усваиваемые им знания. То, чем становятся эти знания для человека и как они усваиваются им, определяется конкретными мотивами, побуждающими его учиться [13].

Смысл выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. Поэтому сознательность знаний характеризуется именно тем, какой смысл приобретают они для человека. Смысл действия меняется вместе с изменением его мотива. По своему объективному содержанию действие может оставаться почти тем же самым, но если оно приобрело новый мотив, то психологически оно стало уже иным. Одно и то же действие, входя в разномотивированные деятельности, приобретает разный смысл.

Согласно Е.Е.Насиновской, смысловое образование - «это психическое образование (презентированное либо непредставленное сознанию), характеризующее фактически личностное развитие человека и определяющее личностно-смысловую сферу мотивации. Смысловые образования формируются в индивидуальной жизни субъекта, несут в себе субъективное отношение индивидума к разнообразным объектам, являются сразу и эмоционально-оценочными, и действенными образованиями. Основной признак смыслового образования - слитность с областью «Я»[10].

Е.Е. Насиновской выделяются несколько видов смысловых образований: смыслоообразующие мотивы, смысловые установки и личностноважные эмоциональные переживания. Смыслообразующие мотивы представляют собой относительно постоянные смысловые образования, характеризующие структуру личности, то смысловые установки и переживания есть динамические, ситуационные смысловые образования, складывающиеся в конкретных условиях деятельности.

Непосредственными источниками образования смыслов являются мотивы. Смыслы порождаются и меняются в деятельности, в которой реализуются настоящие жизненные дела субъекта.

Таким образом, смысл является неотъемлемой частью деятельности, в том числе и учебной. Он характеризуется не только особенностью понимания, осознания и концептуализации субъектом реальности, в дан-

ном случае в учебной деятельности, но и выполняет функции практической регуляции учебной деятельности.

Мотивы и смыслы существуют в психологическом единстве. Их отношения развиваются, приводя к оформлению относительно устойчивых и комплексных мотивационно-смысловых образований. Мотивационно-смысловые образования представляют собой сложную многофункциональную систему, которая является важным показателем направленности личности в учебной деятельности.

Мотивационно-смысловые образования личности феноменально выступают детерминантами закономерного движения личности (А.Г. Ас-молов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, А. Маслоу, Г. Ол-порт, Г. Салливан, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова).

Мотивационно-смысловые образования определяют направленность и динамику развития, уровень личностной зрелости (Л.И. Анцыфе-рова, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин), способы и этапы субъективной, психологической переработки субъектом социальных ситуаций (Л.И. Анцыферова), главные и относительно постоянные отношения человека к основным формам его жизни - к миру, людям, самому себе (Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн) [1; 3; 5; 8; 9; 15].

Возраст ранней юности, в котором находятся старшеклассники, выступает активным периодом психического, личностного, интеллектуального, профессионального и мотивационно-смыслового развития, что позволяет рассматривать его как сензитивный период для развития новообразований, необходимых для успешного обучения в школе и далее, для успешности профессионального самоопределения, становления ценностных и смысложизненных ориентаций, мотивационно-смысловых образований в учебной деятельности.

Целью исследования стало выявление взаимосвязи мотивационносмысловых образований с успешностью учебной деятельности старшеклассников.

Гипотеза исследования: успешность учебной деятельности старшеклассников прямо пропорциональна мотивационно-смысловым образованиям, а именно, достижению и удовлетворенности достижения, стремления к познанию и удовлетворенности познания, положительному отношению к учению, восприятию своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, интеллектуализации действий и планированию, представлениям о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.

Экспериментальную выборку составили старшеклассники в возрасте 16-17 лет. Выборка составляет 50 человек.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, метод экспертных оценок, тестирование, метод статистической обработки эмпирических данных.

Методики исследования: тест-опросник мотивационно-

смысловых образований (Ю.М. Орлов, Б.А. Сосновский) [13], тест смысложизненных ориентации (Д. А. Леонтьев) [7], методика предельных смыслов (Д. А. Леонтьев) [6], коэффициент линейной корреляции Пирсона [12].

На начальном этапе исследования устанавливалась выраженность успешности учебной деятельности старшеклассников методом экспертных оценок. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Были взяты три предмета (алгебра, русский язык, биология), по которым была определена академическая успешность каждого учащегося, далее выводился средний показатель по двум последним триместрам.

В качестве эксперта выступили компетентные лица - учителя, хорошо знающие испытуемых. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Экспертная оценка проводилась с учителями тех дисциплин, по которым была определена академическая успешность. Учителям предлагалось оценить каждого учащегося по пятибалльной шкале с точностью до десятков.

Таким образом, общий показатель успешности учебной деятельности включил в себя академическую успешность и экспертную оценку учащихся учителями.

Тест-опросник мотивационно - смысловых образований (Ю.М. Орлов, Б.А. Сосновский) диагностирует выраженность мотивационносмысловых образований достижения, познания, аффилиации, доминирования, степень их удовлетворенности, отношение к учению и экзаменационную тревожность.

Тест смысложизненных ориентации (Д. А. Леонтьев) определяет смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. А также внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

Методика предельных смыслов (Д. А. Леонтьев) предполагает качественный анализ смысловой структуры мировоззрения, дает возможность эксплицировать смысловые структуры мировоззренческих представлений о предельных основаниях человеческих действий. Анализ указанных смысловых структур позволяет выделить качественные характеристики некоторых сторон мировоззрения личности и рассмотреть структурное членение мировоззрения на единицы.

Обсуждение результатов. По результатам метода экспертной оценки выявлено, что большинство старшеклассников показали высокий

336

уровень успешности учебной деятельности (39,07 %). Средние показатель успешности учебной деятельности у 34,1 %. Низкий уровень учебной деятельности - у 26,82 %. Однако, последний показатель является весьма высоким и свидетельствует, о том, что немногим менее трети старшеклассников являются неуспешными в учебной деятельности.

Данные исследования по всем шкалам используемых методик были подвергнуты корреляционному анализу, результаты которого представлены в таблице.

Результаты корреляционного анализа по шкалам всех методик

Шкалы методик Показатели коэффициента корреляции Пирсона

Достижение 0.318*

Удов. достижения 0.39**

Познание 0.505***

Удов. познания 0.531***

Аффилиация 0.348*

Удов. аффилиации 0.394**

Доминирование 0.246

Удов. доминирования 0.277

Отношение к учению 0.369*

Экзам. тревожность -0.144

Правдивость -0.357*

Цели 0.412**

Процесс 0.494***

Результат 0.413**

Локус контроля - Я 0.193

Локус контроля - жизнь 0.606***

Индекс децентрации (ИД) -0.084

Индекс рефлексивно-сти(ИР) -0.167

Индекс неготовности (ИН) -0.357*

*Р<0,05

** Р<0,01

*** Р<0,001

По результатам исследования корреляционного анализа Пирсона показателей тест-опросника мотивационно-смысловых образований (Ю.М. Орлов, Б.А. Сосновский) с успешностью учебной деятельности обнаружены следующие связи:

- значимая корреляция мотива достижения с успешностью учебной деятельности, г=0,318 на уровне значимости Р<0,05 - умеренная слабая

сила связи. Таким образом, учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются установкой на результативность и успех, осознанием ценности своего дела, уверенностью в себе, настойчивостью в достижении целей, самостоятельностью;

- значимая корреляция удовлетворенности достижения с успешностью учебной деятельности, г=0,39 на уровне значимости Р<0,01 - умеренная сила связи, что говорит о том, что учащиеся с успешной учебной деятельностью осознают свою роль в достигнутом. В свою очередь это обеспечивает реалистическое целеобразование, надежду на успех, самосовершенствование, улучшение результатов деятельности за счет познания и работоспособности, результативности деятельности;

- значимая корреляция мотива познания с успешностью учебной деятельности, г=0,505 на уровне значимости Р<0,001 - высокая сила связи. Это свидетельствует о том, что учащиеся с успешной учебной деятельностью проявляют стремление к расширению своих знаний, к объяснению нового, к любознательности;

- значимая корреляция удовлетворенности познания с успешностью учебной деятельности, г=0,531 на уровне значимости Р<0,001 - высокая сила связи. Таким образом, учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются связанностью личностных смыслов с познавательной деятельностью и воплощением получаемых знаний в реальной практике;

- значимая корреляция мотива аффилиации (радость оказания помощи другим людям) с успешностью учебной деятельности, г=0,348 на уровне значимости Р<0,05 - умеренная слабая сила связи. Свидетельствует о склонности учащихся с успешной учебной деятельностью к общению и дружбе, характерно сочувствие другим людям и стремление им помочь. Предпочтение общества одиночеству, большое количество друзей;

- значимая корреляция удовлетворенности аффилиации с успешностью учебной деятельности, г=0,394 на уровне значимости Р<0,01 - умеренная сила связи. Учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются стремлением быть в обществе других людей, склонностью к дружбе, наличием хороших друзей, общением с приятными людьми, отсутствием чувства одиночества. Характерно сочувствие другим людям и стремление им помочь;

- значимая корреляция мотива отношения к учению с успешностью учебной деятельности, г=0,369 на уровне значимости Р<0,05 - умеренная слабая сила связи. Учащиеся с успешной учебной деятельностью проявляют сосредоточенность, внимательность на занятиях, систематичность учебной работы, отсутствие опоздания на занятия, удовлетворенность учебой, интерес к самостоятельной учебной работе, а также высоко оценивают свои знания и ведут систематические записи на занятиях;

- значимая отрицательная корреляция правдивости с успешностью учебной деятельности, г=-0,357 на уровне значимости Р<0,05 - умеренная

слабая сила связи. Учащиеся с успешной учебной деятельностью не стремятся казаться лучше, чем есть на самом деле и превознести себя.

По результатам исследования корреляционного анализа Пирсона показателей теста смысложизненных ориентации (СЖО) с успешностью учебной деятельности обнаружено, что учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются:

- наличием в своей жизни целей в будущее, которые придают тем самым жизни осмысленность, направленность и перспективу (значимая корреляция цели в жизни с успешностью учебной деятельности, г=0,412 на уровне значимости Р<0,01 - умеренная сила связи).

- восприятием своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом (значимая корреляция процесса жизни с успешностью учебной деятельности, г=0,494 на уровне значимости Р<0,001- высокая сила связи).

- удовлетворенностью самореализации, т.е. ощущением продуктивности и осмысленности прожитой части жизни (значимая корреляция результативности жизни с успешностью учебной деятельности, г=0,413 на уровне значимости Р<0,01- умеренная сила связи).

- убеждением в том, что им самим дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в реальности (значимая корреляция управляемости жизни (локус контроля-жизнь) с успешностью учебной деятельности, г=0,606 на уровне значимости Р<0,001- высокая сила связи).

По результатам исследования корреляционного анализа Пирсона показателей методики придельного смысла (МПС) с успешностью учебной дятельности обнаружена значимая отрицательная корреляция индекса неготовности (ПН) с успешностью учебной деятельности, г=-0,357 на уровне значимости Р<0,05 - умеренная слабая сила связи. Следовательно, учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются тем, что они не проявляют склонность к ограничению своей активности в какой либо ситуации.

Таким образом, в ходе корреляционного анализа были получены следующие результаты:

1. Подтвердилась прямо пропорциональная взаимосвязь успешности учебной деятельности старшеклассников с такими мотивационно смысловыми образованиями, как достижение и удовлетворенность достижения, стремление к познанию и удовлетворенность познания, положительное отношение к учению, восприятие своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом

2. Не подтвердилась взаимосвязь успешности учебной деятельности с выраженностью представлений о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, а также с интелектуализацией действий,

339

планированием и обдумыванием, наличием трудностей в переходе от замысла к воплощению.

Дополнительно по результатам корреляционного анализа было обнаружено, что учащиеся с успешной учебной деятельностью характеризуются склонностью к общению и дружбе. Для них характерно сочувствие другим людям и стремление им помочь, наличие хороших друзей, отсутствие чувства одиночества (взаимосвязь успешности учебной деятельности старшеклассников с аффилиацией и удовлетворенностью аффилиацией); наличие целей в будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; оценивание пройденного отрезка жизни, продуктивности и осмысленности прожитой её части (результативность жизни и удовлетворенность самореализацией); убежденностью в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Чем менее успешны в учебной деятельности старшеклассники, тем более они стремятся казаться лучше, чем есть на самом деле, а также склонны к ограничению всякой активности, необходимостью уйти от каких-то действий, переживаний.

Выводы. Прямо пропорциональная взаимосвязь мотивационносмысловых образований с успешностью учебной деятельности подтвердилась частично. А именно, взаимосвязь таких мотивационно-смысловых образований, как достижение и удовлетворенность достижения, познание и удовлетворенность познания, отношение к учению, интерес и эмоциональная насыщенность жизни подтверждается.

Следовательно, для успешных в учебной деятельности старшеклассников характерна установка на результативность и успех, осознание ценности любого дела, стремление к глубине знаний, объяснению нового, расширении жизненного опыта. Характеризуются самоусовершенствованием, улучшением результатов деятельности за счет познания и усиления работоспособности, результативности деятельности, связанностью личностных смыслов с познавательной деятельностью и воплощением получаемых знаний в реальной практике, удовлетворенностью учебой, интерес к самостоятельной учебной работе.

Также для успешных в учебной деятельности старшеклассников характерно восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Данной категории учащихся присущи такие личностные характеристики, которые относятся к мотивационно-смысловым образованиям, как уверенность в себе, настойчивость в достижении целей, самокритичность, самостоятельность, любознательность, сосредоточенность.

Успешные в учебной деятельности старшеклассники не отличаются представлением о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими

340

целями и представлениями о её смысле. Также успешные в учебной деятельности старшеклассники не отличаются интеллектуализацией своих действий, застреванием на стадии планирования и обдумывания, наличием трудностей в переходе от замысла к воплощению.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1008 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / изд. второе, допол., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Серия: Мастера психологии. Питер, 2007. 512 с.

4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 321 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и дина-микасмысловойреальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

6. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. 43 с.

7. Леонтьев Д.А. - Тест смысложизненных ориентации (СЖО). Психодиагностическая серия. Выпуск 2. М.: "Смысл", 1992.16с.

8. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.

9. Маслоу А. Мотивация и личность / перевод с англ. А. М. Тат-лыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

10. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: Издательство МГУ, 1988. 80 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

12. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.

13. Сосновский, Б.А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993. 199 с.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 490 с.

15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

N. I. Bankovskaya

RESEARCH OF INTERRELATION OF SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY WITH MOTIVATSIONNO-SEMANTIC FORMATIONS AT THE SENIOR PUPILS

In article results of research of communication of success of educational activity with motivatsionno-semantic formations at the senior schoolboys are presented: aspiration to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.