И. В. Рябикина
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор В. А. Якунин
В статье рассматривается роль временной перспективы в учебной деятельности старшеклассников. Выдвигается предположение о том, что влияние временной перспективы на учебную успешность имеет мотивационный характер. Анализируется взаимосвязь параметров временной перспективы старшеклассников с особенностями их учебной мотивации и уровнем учебной успешности.
The article outlines the role of time perspective in educational activities of senior students. The assumption is put forward that impact of the time perspective on academic results has a motivational aspect. Interrelation of the senior students’ time perspective parameters with their educational motivation and academic progress level is analyzed.
Изучение учебной успешности является одним их актуальных направлений современных психолого-педагогических исследований. Многие исследования посвящаются поиску факторов, обусловливающих учебную успешность школьников. Среди психологических факторов, к которым относят интеллект, учебную мотивацию, способности, обучаемость,
индивидуальный стиль деятельности и т. п., одним из наиболее значимых признается мотивационный фактор.
В старшем школьном возрасте (15-17 лет) учебная мотивация становится составной частью активно формирующейся временномй перспективы личности. Временнумю перспективу мы понимаем как личностный конструкт, отражающий
совокупность представлений индивида
о будущей жизни, активизирующий и регулирующий его деятельность, имеющий многомерную структуру, включающую когнитивное содержание, эмоциональный фон и формально-динамические параметры - протяженность, плотность.
Формируясь под воздействием различных социально-психологических факторов, временная перспектива в раннем юношеском возрасте начинает вы -ступать в качестве показателя личностной зрелости и тем самым приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, поэтому сформированность временномй перспективы должна сказываться на особенностях ее протекания, в частности, на успешности учебной деятельности старшеклассников. Механизм этого влияния, согласно когнитивно-мотивационной концепции временномй перспективы Ж. Нюттена1, имеет мотивационный характер. Это означает, что сформированность временной перспективы старшеклассника проявляется в высокой учебной мотивации, которая, в свою очередь, положительно влияет на учебную успешность, и наоборот. Таким образом, можно предположить, что у старшеклассников с разным уровнем учебной успешности будут обнаружены различные характеристики временномй перспективы и ее составляющей - учебной мотивации.
Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 207 старшеклассников 10-х и 11-х классов в возрасте 15-17 лет. В качестве критерия учебной успешности использовался средний балл успеваемости, определяемый по всем предметам в течение года. Деление на группы осуществлялось по критерию отклонения значений общего балла успеваемости от средней ве-
личины на 0,5 стандартного отклонения. Данная процедура проводилась для каждого класса отдельно. Были выделены три группы старшеклассников: с высоким, средним и низким уровнем учебной успешности. Они были условно названы первой, второй и третьей группами соответственно.
В исследовании применялись два комплекса методик, направленных на изучение учебной мотивации и измерение временномй перспективы личности. Первый комплекс составили: 1) методика выявления отношения к учебным предметам В. А. Якунина2, модифицированная нами; позволяет изучить отношение школьников к изучаемым предметам по следующим критериям: важность предмета для общего образования, интерес к нему, трудность его усвоения, удовлетворенность своей работой по данному предмету, удовлетворенность оценкой по данному предмету; 2) методика измерения учебной мотивации И. Л. Финько, В. Г. Антоновой3; выявляет шесть содержательных мотивационных блоков: личностный смысл учения; сформированность целеполагания; различные виды мотивов; внешние или внутренние мотивы; тенденции к достижению успеха или избеганию неудачи, реализация мотивов учения в поведении; 3) методика М. В. Матюхиной, модифицированная Н. Ц. Бадмаевой4; позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся: мотивы долга и ответственности; самоопределения и самосовершенствования; благополучия; аффилиации; престижа; избегания неудачи; учебно-познавательные (содержанием учения); учебно-познавательные (процессом учения); коммуникативные; творческой самореализации; достижения успеха.
Во второй комплекс вошли: 1) метод мотивационной индукции Ж. Нюттена4 (адаптированный и модифицированный Н. Н. Толстых5), представляющий собой
вариант метода неоконченных предложений; позволяет выявить протяженность временномй перспективы, распределение будущих событий в различных временнымх периодах; содержание временномй перспективы; 2) многофакторная шкала для измерения отношения к настоящему и будущему К. Ван Калсте-ра4; включает в себя шесть факторов: структурированность, внутренний контроль, степень сложности, ценность, отдаленность во времени, общая аффективная оценка.
Полученные данные подверглись статистической обработке с помощью 1-критерия Стъюдента, Ц-Манна-Уитни и х2-Пирсона.
Анализируя показатели учебной мотивации старшеклассников с разным уровнем учебной успешности, можно выделить следующие особенности. Для учащихся с высоким уровнем учебной успешности показатели интереса и важности изучения учебных дисциплин в целом выше, чем для других групп. Достоверные различия выявлены по техническим и гуманитарным дисциплинам. Во второй и третьей группах отмечается значительная трудность при изучении дисциплин технического цикла, по остальным предметам различий по степени трудности их овладения не выявлено. Показатели удовлетворенности своей работой по предметам и удовлетворенности оценкой у первой группы значительно выше, чем у второй и третьей групп, у последней они наименьшие.
По способности к целеполаганию и в целом по уровню учебной мотивации первая группа превосходит вторую и третью группы, причем в третьей группе эти параметры выражены в наименьшей степени. Обнаружено также, что в первой группе преобладают внутренние мотивы учебной деятельности, во второй и третьей группах - внешние мотивы.
У большинства старшеклассников в числе доминирующих мотивов учебной
деятельности встречаются мотивы самоопределения и самосовершенствования, мотивы аффилиации (потребность в дружеских отношениях с товарищами), мотивы достижения успеха. Дополнительно в группах с высокой и средней успеваемостью выявлены мотивы творческой самореализации и учебно-познавательные мотивы (у девушек и юношей соответственно), в третьей группе - мотивы благополучия и избегания неудач (у девушек и юношей соответственно).
Анализ мотивации учебной деятельности старшеклассников с разным уровнем учебной успешности показывает, что наиболее развита она у высокоуспешных учащихся: им интересно учиться, они признают важность обучения, им легче осваивать учебные дисциплины и в целом они удовлетворены своей учебной деятельностью и ее результатами. Учебная деятельность побуждается в основном внутренними, учебно-познавательными мотивами, мотивами творческой самореализации; развита способность к целеполаганию.
Старшеклассники со средней учебной успешностью почти по всем показателям находятся между крайними группами. В группе слабоуспевающих учащихся выявлены такие особенности учебной мотивации, как: невысокий интерес к школьным предметам, отсутствие ощущения их важности для своего образования и связанная с этим низкая удовлетворенность своей учебной деятельностью и ее результатами. В основном среди мотивов учебной деятельности встречаются внешние мотивы, стремление к избеганию неудач, а также узколичностные мотивы.
Далее, по второму комплексу методик, у учащихся с разным уровнем учебной успешности были обнаружены различия в параметрах временномй перспективы. При сравнении показателей отношения к своему настоящему и будущему было получено, что высокоуспеш-
ными учащимися настоящее время во -спринимается значительно менее сложным, чем в других группах. Наиболее сложным настоящее воспринимается у девушек со средним уровнем успешности у юношей с низким уровнем успешности. Старшеклассники второй группы, как девушки, так и юноши, оценивают настоящее как наименее ценное и эмоционально привлекательное. Ценность настоящего времени больше всего осознают учащиеся с высоким уровнем успешности, при этом юноши оценивают настоящее также как наиболее позитивное.
Во всех группах старшеклассников будущее в целом воспринимается более ценным, чем настоящее, и внутренний контроль над будущим, т. е. ощущение собственной ответственности над ним, выше, чем над настоящим. Для учащихся первой группы будущее представляется наиболее удаленным во времени и очень ценным. При этом юноши с высокой успеваемостью оценивают будущее как умеренно сложное и наименее эмоционально привлекательное, девушки представляют будущее умеренно позитивным. В первой группе настоящее более структурировано, чем будущее. Девушки оценивают будущее как более привлекательное по сравнению с настоящим. Для юношей настоящее представляется более легким, чем будущее.
Наиболее структурированным будущее представляется для старшеклассников со средней успеваемостью. Для этой же группы характерно восприятие будущего как более сложного. Также девушки оценивают его как ценное и эмоционально благоприятное, юноши как умеренно позитивное. В целом во второй группе будущее оценивается более эмоционально позитивно, нежели настоящее, при этом для девушек будущее представляется также более легким, чем настоящее.
Будущее для старшеклассников третьей группы представляется более легким, чем настоящее. При этом у девушек
с низкой успеваемостью будущее воспринимается наименее эмоционально позитивным и ценным, у юношей с такой же успеваемостью наоборот, наиболее благоприятным, ценным и легким.
В содержании временной перспективы старшеклассников можно выделить некоторые общие черты. Наиболее характерными и часто встречающимися являются следующие категории. Наибольшая доля высказываний старшеклассников приходится на категорию «быть» (31.2%); она включает ответы, связанные с собственной личностью и стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию. Далее выделяются категории «я и другие» (22,9%) и «учение» (20,4%), включающие социальные мотивы и мотивы, связанные с учебной деятельностью старшеклассника. На третьем месте по значимости - категория «активность». К ней относятся высказывания учащихся о любой полезной деятельности, в том числе о своей будущей работе. Менее представлены категории «иметь» (5,1%) и «отдых» (5%), выражающие желание к приобретению материальных ценностей и стремление к отдыху.
Различия между группами старшеклассников с разным уровнем учебной успешности заключаются в следующем. В первой группе преобладают мотивы самосовершенствования собственной личности. Мотивы, связанные с учебной деятельностью, выражены слабо, вместе с тем доминируют мотивы самореализации в учебной деятельности и почти не характерны мотивы избегания неудачи. Выражена категория познавательной активности, стремление к знаниям.
Во второй группе преобладают мотивы, связанные с учебной деятельностью. В третьей группе очень редко встречаются мотивы самосовершенствования, часто - нежелание учиться. В обеих группах старшеклассников почти не встречаются мотивы самореализации в учебной деятельности.
Протяженность временной перспективы старшеклассников с высокой успеваемостью составляет в среднем 9,1 год, со средней успеваемостью - 6,9 лет, с низкой успеваемостью - 5,9 лет. В первой группе события, связанные с отдаленным будущим, осуществление которых планируется через 2 года и более, преобладают над теми, реализация которых предполагается в течение одного-двух лет. В третьей группе наблюдается противоположное соотношение, во второй группе количество дальних и ближних событий примерно одинаково.
Плотность временномй перспективы, или распределение высказываний старшеклассников в различных временных периодах, имеет следующие особенности. Наибольшее количество высказываний приходится на ближнюю перспективу (39,3%), куда входят события, планируемые на два года и раньше. Отдаленная перспектива, включающая период обучения в вузе и первый период зрелости, составляет 34,8% всех высказываний старшеклассников. К дальней перспективе личности (период зрелости и старости) относится всего лишь 5,7% высказываний. Остальные 20,1% составляют высказывания, относящиеся ко всей жизни в целом, к историческому будущему (охватывающему все человечество), а также к категории «открытое настоящее», т. е. желанию обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, которое в определенном смысле не ограниченно во времени.
В группе старшеклассников с низкой успеваемостью значительно больше событий, реализация которых планируется в течение дня/недели/месяца. Во второй группе больше событий, планируемых на год-два, включающих период обучения в школе. В первой группе события этих двух периодов малочисленны. У высокоуспешных старшеклассников значительно больше, чем у других учащихся, событий, связанных с периодом обуче-
ния в вузе, меньше всего таких событий у слабоуспевающих. При этом во второй и третьей группах больше ответов, связанных с окончанием вуза. В первой группе преобладают события, связанные с периодом взрослой жизни (25-65 лет).
В первой группе значительно чаще встречаются ответы, связанные с размышлением о жизни в целом и относящиеся к категории «открытое настоящее». Во второй группе ответы категории «открытое настоящее» встречаются гораздо реже.
Соотнесем все полученные данные и охарактеризуем особенности временной перспективы старшеклассников с различным уровнем учебной успешности. Для высокоуспешных учащихся характерна протяженная временная перспектива, наличие в ней дальних целей, способность к размышлению о жизни в целом и способность к целеполаганию, стремление к достижению успеха, желание самосовершенствоваться. Они осознают ценность как своего будущего, так и настоящего, при этом будущее ожидается достаточно сложным, требующим усилий сейчас, в настоящем. Поэтому успешные в учебной деятельности старшеклассники все свои усилия сосредотачивают на настоящем; оно является структурированным, организованным. Для них характерен высокий уровень учебной мотивации, преобладание внутренних мотивов учебной деятельности, интерес к дисциплинам и признание важности обучения.
Полярную группу - слабоуспевающих учащихся старших классов - отличает непродолжительная временнамя перспектива, преобладание ближних целей над дальними, отсутствие стремления к самосовершенствованию, преобладание мотивов избегания неудач в жизни и в учебной деятельности, нежелание учиться, слабо развитая познавательная активность. В связи с этим настоящее воспринимается сложным, будущее - более лег-
ким, при этом девушки не ждут от будущего ничего приятного, юноши, наоборот, полны оптимизма. В учебной деятельности наблюдается сниженный интерес к изучаемым дисциплинам, неудовлетворенность своей учебной деятельностью и ее результатами.
Учащиеся со средним уровнем учебной успешности представляют наиболее сложную группу для описания: в ней чаще встречаются индивидуальные различия, чем в крайних группах, и, усредняясь, нивелируются, делая эту группу невыразительной по сравнению с крайними. Тем не менее некоторые особенности этой группы удалось выделить. У среднеуспевающих учащихся события ближнего и дальнего будущего в целом уравновешены, но наибольшая доля событий приходится на год-два, т. е. на период обучения в школе и поступления в вуз. В данной группе очень редко встречается категория «открытое настоящее», т. е. желание развивать в себе какие-либо личностные качества. Все усилия старшеклассников вто-рой группы направлены на учение, при этом слабо выражено стремление к самореализации в учебной деятельности, но и нежелания учиться, как в третьей группе, не выявлено. Такое стремление учиться только для того, чтобы учиться, сказыва-
ется и на восприятии настоящего как сложного, наименее ценного и эмоционально привлекательного. Все надежды возлагаются на будущее: оно является наиболее продуманным, структурированным, поэтому сложным, но при этом эмоционально позитивным.
Итак, проведенное эмпирическое исследование подтвердило предположение о связи параметров временной перспективы и учебной мотивации старшеклассников с уровнем их учебной успешности. Полученные данные могут служить для школьных психологов основой при составлении программ психологических тренингов, направленных на формирование временномй перспективы в раннем юношеском возрасте и коррекцию отдельных ее параметров у средне- и слабоуспевающих учащихся старших классов. Для педагогов и родителей важным, на наш взгляд, является формирование у учащихся понимания того, что временнамя перспектива не только активизирует и регулирует деятельность человека в настоящем. Она сама строится на фундаменте настоящего, и те учащиеся, которые это понимают и хотят многого достичь в жизни, вкладывают свои усилия в учебную деятельность и становятся в ней успешными.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Якунин В. А. Психолого-педагогические аспекты управления процессом усвоения знаний // Психология и управление / Под ред. В. А. Ганзена, Е. С. Кузьмина, А. А. Крылова, Н. В. Кузьминой. Л., 1979.
2 Финько И. Л., Антонова В. Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Ульяновск, 2000.
3 Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.
4 Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2004.
5 Толстых Н. Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: 1988.