Научная статья на тему 'Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа'

Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотив достижения успеха / мотив избегания неудачи / успешность учебной деятельности / успеваемость / the motive for success / the motive of avoiding failure / the success of training activities / academic performance
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the study of age-and gender-specific motives of student achievement and its relationship to achievement in schools. Distinctions in indicators of the motive of avoiding failure of student"s two age groups are revealed. It is shown that there is a correlation of indicators of motive to achieve success and avoid failure of the student"s academic performance of different ages, sex and gender types.

Текст научной работы на тему «Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 159.922.1-053.5

ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ГЕНДЕРНОГО ТИПА

© Г. Н. ЖУЛИНА Педагогический институт Южный федеральный университет, кафедра детской психологии e-mail: g-rybka@yandex.ru

Жулина Г. Н. - Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 639-643. - Статья посвящена изучению возрастных и гендерных особенностей мотивов достижения учащихся и его взаимосвязи со школьной успеваемостью. Выявлены различия в показателях мотива избегания неудачи у учащихся двух возрастных групп. Показано, что существует взаимосвязь показателей мотива достижения успеха и избегания неудачи с успеваемостью учащихся разного возраста, пола и гендерного типа.

Ключевые слова: мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, успешность учебной деятельности, успеваемость.

Zhulina G. N. - Features of achievement motive of secondary and senior classes pupils depending on their gender type // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 639-643. - This article is devoted to the study of age-and gender-specific motives of student achievement and its relationship to achievement in schools. Distinctions in indicators of the motive of avoiding failure of student’s two age groups are revealed. It is shown that there is a correlation of indicators of motive to achieve success and avoid failure of the student’s academic performance of different ages, sex and gender types.

Key words: the motive for success, the motive of avoiding failure, the success of training activities, academic performance.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема исследования мотивов деятельности, направленной на достижения успеха в различных областях жизни, остается актуальной и в настоящее время. Ориентированные на результат деятельности становятся наиболее продуктивными в современной социальной обстановке. Об этом свидетельствуют обращения к специалистам по поводу карьеры, самоэффективности, продуктивности деятельности. Особое значение при этом приобретает вопрос о связи личностных характеристик с мотивами, которые включают активизацию, управление и реализацию деятельности.

Мотивационный фактор - одно из главных внутренних условий включения человека в деятельность и обеспечения ее эффективности. Одним из видов мотивов, определяющих продуктивность деятельности, является мотив достижения. Проблема мотивации и мотива достижения изучается отечественными и зарубежными психологами с точки зрения выделения различных аспектов: изучение структуры мотивации и мотива достижения (Т.О. Гордеева, 2003; А.В. Ермолин, 1996; М.Ш. Магомед-Эминов, 1986, 1984; М.И. Мурзабеков, 2002; X. Хекхаузен, 2003, 1986 и др.), связи мотива с различными личностными и со-

циальными характеристиками (Р.А. Пилоян, 1984; Ю.Л. Ханин, 1979 и др.), изучение возрастных особенностей мотива достижения (Н.В. Афанасьева, 1999; Р.С. Вайсман, 1973; Г.В. Литвинова, 2003; Т.А. Сабли-на, 1992; X. Хекхаузен, 2001 и др.). Есть исследования, посвященные изучению мотива достижения в структуре учебной деятельности (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, 1987; Р.С. Вайсман, 1973; И.И. Вартанова, 2000; А.К. Маркова, 1980; В.Ф. Моргун, 1982, 1976; М.В. Ма-тюхина, Т.А. Саблина 1984, 1985, 1992; Ю.М.Орлов, 1976; В.И. Шкуркин, 1974; 1976 и др.).

Учебная деятельность может направляться познавательными и социальными мотивами. Мотивы учебной деятельности всесторонне изучаются в разных работах (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, 1987; И.И. Вартанова, 2000, Е.Б. Гончарова, 2000, 2003; Л.К. Максимов, 1976; А.К. Маркова, 1980, 1984,

A.К. Маркова и др., 1983, 1990; М.В. Матюхина, 1984; В.Э. Мильман, 1987; В.Ф. Моргун, 1976, 1982;

B.И. Шкуркин, Д.В. Авраменков, 1980; В. Шрадер, 1984; П.М. Якобсон, 1962, 1969 и др.).

Мотивационная основа учебной деятельности включает как один из компонентов мотив достижения, который создает условия для развития учебной дея-

тельности. Мотив достижения является одним из факторов успешности учебной деятельности. Он вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда, стимулирует к учению [3, 5, 10].

Учителя нередко имеют дело со школьниками, которые, сталкиваясь с определенными учебными требованиями, особенно в ситуациях жестких временных рамок или затрагивающих их престиж, не справляются с этими требованиями только потому, что почти не верят в себя, сомневаются в своих знаниях и считают свой провал более вероятным, чем успешное выполнение задания [8, 9].

Мотив достижения в структуре мотивационной основы учебной деятельности относится разными исследователями в одних случаях, к познавательным мотивам, в других - к социальным мотивам [1, 2, 7]. Поэтому исследование мотива, с одной стороны, даст возможность уточнить особенности его проявления в контексте конкретной деятельности, с другой стороны, позволит более точно прогнозировать успешность учебной деятельности.

В современной психологии становится актуальным изучение различий в выраженности мотива достижения на основе психологического пола. Половые различия могут являться как фактором эффективности деятельности, так и ее неэффективности. В частности представления и традиционно мужских и женских видах деятельности может тормозить достижение успеха в той деятельности, которая не соответствует традиционной полоролевой ориентации [4, 6].

Многие вопросы, относящиеся к рассматриваемым проблемам, не получили однозначного решения. Так, имеются расхождения во мнении относительно возрастных аспектов и половых особенностей мотива достижения и его взаимосвязи с успешностью деятельности, в частности, учебной деятельности школьников. Все это определило выбор темы исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - изучение взаимосвязи возрастных и гендерных особенностей мотива достижения с успеваемостью учащихся.

Объект исследования: мотив достижения учащихся.

Предмет исследования: возрастные и гендерные особенности мотива достижения успеха и избегания неудачи в связи с успеваемостью.

Гипотезы исследования:

1. Проявления мотива достижения различаются в зависимости от возраста, пола и гендерного типа.

2. У учащихся разного возраста, пола и гендерного типа мотив достижения по-разному связан с успеваемостью.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами были определены задачи исследования:

1) изучить особенности мотива достижения средних и старших школьников;

2) изучить половые и гендерные особенности мотива достижения учащихся;

3) установить наличие взаимосвязи мотива достижения с успеваемостью учащихся в зависимости возраста, пола и гендерного типа.

В исследовании принимали учащиеся разных возрастов - учащиеся 7-8 классов, (107 человек); учащиеся 10-11 классов (109 человек) школ № 47, 83 г. Ростова н/Д. Всего испытуемых - 216 человек, из них 111 - лица мужского пола, 105 - лица женского пола. Выбор данной категории испытуемых обусловлен тем, что все испытуемые являются учащимися, и в соответствии с целью нашего исследования мы рассматриваем мотив достижения именно в учебной деятельности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для достижения цели и задач исследования использовались методики «Мотивация успеха» (Т. Элерс) и «Мотивация избегания неудачи» (Т. Элерс). Опросники Т. Элерса «Мотивация успеха» и «Мотивация избегания неудачи» в отличие от других опросников представляют собой однополярные шкалы изучения переменной, что предполагает более дифференцированный анализ проблемы. Использование этих опросников дает возможность не просто судить о доминировании мотивационной тенденции (как в опросниках А. Мехрабиана, А.А. Реана, М.Ю. Орлова), а позволяет рассматривать мотивы достижения успеха и избегания неудачи как относительно самостоятельные и дифференцированно оценивать степень их выраженности. Это определило выбор этих методик для изучения мотива достижения в качестве основных.

Кроме различий учащихся по биологическому полу нас интересовали различия и по психологическому полу, т. е. по выраженности маскулинности и фе-мининности. В связи с этим нами была использована методика изучения полоролевой идентичности С. Бэм.

Одной из наших задач является выявление связи мотивов достижения и объективных показателей высоких результатов деятельности, которыми являются показатели успеваемости. Оценка успеваемости учащихся проводилось через подсчитывание среднего балла каждого ученика по основным учебным предметам (математика, русский язык, литература, биология, химия, физика), т. е. учитывалась текущая успеваемость в течение года.

В исследовании использовались методы статистической обработки данных. Использовались непараметрические критерии и-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускала-Уоллиса для вычисления различий между двумя или несколькими независимыми выборками. В ходе анализа данных также использовался коэффициент корреляции Спирмена для изучения корреляционной связи между переменными.

В нашей работе мы изучали особенности проявления мотива достижения успеха и избегания неудачи в среднем и старшем школьном возрастах. Мы предполагали, что проявление мотива достижения в указанных возрастах будет различно. Для анализа достоверности различий мы использовали и-критерий Манна-Уитни.

Статистический анализ не показал значимых различий в показателях мотива достижения успеха,

изучаемого по методике Т. Элерса, значения среднего ранга в обеих выборках практически одинаково. Однако указанный мотив имеет слабо выраженную тенденцию к снижению от среднего школьного возраста к старшему. Мотив избегания неудачи, напротив, имеет тенденцию к возрастанию от среднего школьного возраста к старшему, причем в старшем школьном возрасте средние значения этого мотива значительно выше. Можно предположить, что это связано с возрастным развитием самосознания, рефлексии, самокритичности, развитием способности правильно воспринимать ситуацию, оценивать степень трудности решаемой задачи и соотносить ее со своими способностями.

Для изучения особенностей проявления мотивов достижения успеха и избегания неудачи в зависимости от биологического пола все испытуемые были разбиты на 2 группы: мужская выборка, в нее вошли все испытуемые мужского пола из числа средних и старших школьников (всего 111 человек); и женская выборка, в нее вошли все испытуемые женского пола из числа средних и старших школьников (всего 105 человек). Достоверность различий в показателях мотивов вычислялась с использованием и-критерия Манна-Уитни.

Поскольку в целом в обеих возрастных группах выявились схожие тенденции, мы объединили данные по изучаемым возрастным группам.

Анализ данных показал, что стремление к достижению успеха в большей степени проявляется у лиц мужского пола, а стремление к избеганию неудачи - у лиц женского пола. Статистический анализ показал наличие значимых различий в показателях мотива избегания неудачи по опроснику Т. Элерса. Очевидно, полученные особенности соотносятся с традиционным «женским» поведением, связанным с осторожностью, боязливостью, робостью, в связи с чем показатели мотива избегания неудачи выше именно у лиц женского пола. Половые различия в проявлении мотива достижения успеха статистически не значимы, т. е. на современном этапе стремление к достижению успеха, приписываемое традиционно лицам мужского пола, свойственно и лицам женского пола.

Мужская и женская группы испытуемых различаются и по психологическому полу, т. е. по особенностям поведения, считающимся мужским или женским. Речь идет о выраженности у мужчин и женщин маскулинности или фемининности (М или F). Для изучения психологического пола использовалась методика исследования типа гендерной идентичности (С. Бэм).

В результате исследования выявлено, что мотив достижения успеха более выражен у маскулинных лиц мужского и женского пола, менее выражен - у фемининных лиц мужского пола. Мотив избегания неудачи преобладает у фемининных половых типов, низкие значения этого мотива - у маскулинных типов. Таким образом, явные различия в указанных мотивах наблюдаются между маскулинными и фемининными половыми типами.

Выявленные особенности, вероятно, связаны с тем, что именно маскулинные поведенческие характеристики традиционно соотносятся с такими мужскими качествами, как честолюбие, решительность, стремление к достижениям и др., а фемининные поведенческие характеристики, наоборот, не соотносятся с такими качествами. В то же время фемининные поведенческие характеристики, как правило, не соотносятся со стремлением к достижениям, а предполагают наличие таких характеристик, как нерешительность, осторожность, робость и др.

Одной из наших задач является выявление связи мотива достижения и результатов учебной деятельности, которыми являются показатели успеваемости. Изучение успеваемости проводилось через подсчитывание среднего балла каждого ученика по основным учебным предметам (математика, русский язык, литература, биология, химия, физика), т. е. учитывалась текущая успеваемость в течение года. Результаты изучения мотива достижения и успеваемости подверглись корреляционному анализу (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение показателей мотива достижения и успеваемости учащихся

Показатели Успеваемость

Средние школьники (п=107) Старшие школьники (п = 109)

Мотив достижения успеха г = 0,053 р = 0,585 г = 0,315** р = 0,001

Мотив избегания неудачи г = 0,213* р = 0,028 г = -0,028 р = 0,770

Анализ показателей (табл. 1) свидетельствует о том, что успеваемость положительно связана с мотивом достижения успеха и не связана с мотивом избегания неудачи у старших школьников. В среднем школьном возрасте выявлена обратная тенденция: успеваемость положительно связана с мотивом избегания неудачи и не связана с мотивом достижения успеха. Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень успеваемости соответствует высокому уровню мотива достижения успеха у старших школьников и высокому уровню избегания неудачи у средних школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что для старшеклассников более действенным является мотив достижения успеха, а для учащихся средних классов -мотив избегания неудачи. Возможно, это связано с тем, что старшеклассники стараются повысить свою успеваемость как показатель того, что они готовы к выходу к новой, более взрослой деятельности. Подростки учатся, чтобы избежать неприятностей.

Разделение учащихся по половому признаку позволило выявить наличие значимых корреляционных связей мотива достижения и успеваемости (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение показателей мотива достижения и успеваемости учащихся разного пола

Показатели Успеваемость

Мужской пол (п = 111) Женский пол (п = 105)

Мотив достижения успеха г = 0,166 р = 0,082 г = 0,285** р = 0,003

Мотив избегания неудачи г = 0,198* р = 0,038 г = -0,178 р = 0,069

Анализ данных (табл. 2) свидетельствует о том, что мотив достижения успеха положительно связан с успеваемостью у лиц женского пола, а мотив избегания неудачи положительно связан с успеваемостью у лиц мужского пола. Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень успеваемости соответствует высокому уровню мотива достижения успеха у девушек и высокому уровню избегания неудачи у юношей изучаемых возрастных групп. Очевидно, для девушек более действенным является мотив достижения успеха в повышении успеваемости, для юношей - мотив избегания неудачи. Такая тенденция может объясняться большим прилежанием в учебе девушек и стремлением получить как можно больше положительных оценок, тогда как юноши учатся, чтобы избежать неприятностей, конфликтов с учителями, родителями.

Кроме этого, нас интересовал вопрос о связи мотива достижения с успеваемостью в зависимости от гендерного типа (табл.3).

Таблица 3

Соотношение показателей мотива достижения и успеваемости учащихся разного гендерного типа

Анализ данных (табл. 3) показывает, что мотив достижения успеха положительно связан с успеваемостью у лиц маскулинного типа, а мотив избегания неудачи положительно связан с успеваемостью у лиц фемининного типа, т. е. высокий уровень успеваемости соответствует высокому уровню мотива достижения успеха у маскулинных типов и высокому уровню избегания неудачи у фемининных типов. Такая тенденция может объясняться «достиженческим» поведением маскулинных типов и стремлением избежать возможных неприятностей фемининных типов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Выявлены различия в показателях мотива избегания неудачи у учащихся двух возрастных групп. Мотив достижения успеха имеет слабо выраженную тенденцию к снижению от среднего школьного возраста к старшему. Мотив избегания неудачи, напротив, имеет тенденцию к возрастанию от среднего школьного возраста к старшему, причем в старшем школьном возрасте средние значения этого мотива значительно выше.

2. Выявлены половые различия в показателях мотива избегания неудачи. Мотив избегания неудачи преобладает у девушек. При учете маскулинности и фемининности половые различия становятся более дифференцированными. Мотив достижения успеха более выражен у маскулинных лиц мужского и женского пола, менее выражен - у фемининных лиц мужского пола. Мотив избегания неудачи преобладает у фемининных половых типов, низкие значения этого мотива - у маскулинных типов. Таким образом, явные различия в указанных мотивах наблюдаются между маскулинными и фемининными половыми типами.

3. Существует взаимосвязь показателей мотива достижения успеха и избегания неудачи с успеваемостью учащихся в различные возрастные периоды. Успеваемость связана с мотивом достижения успеха и не связана с мотивом избегания неудачи у старших школьников. В среднем школьном возрасте выявлена обратная тенденция: успеваемость связана с мотивом избегания неудачи и не связана с мотивом достижения успеха.

4. Выявлена взаимосвязь показателей мотива достижения успеха и избегания неудачи с успеваемостью учащихся разного пола и гендерного типа. Мотив достижения успеха положительно связан с успеваемостью у лиц женского пола, а мотив избегания неудачи положительно связан с успеваемостью у лиц мужского пола. Мотив достижения успеха положительно связан с успеваемостью у лиц маскулинного типа, а мотив избегания неудачи положительно связан с успеваемостью у лиц фемининного типа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ полученных результатов. Данные, полученные в исследовании, позволяют решать практические задачи по улучшению и оптимизации учебной деятельности учащихся с учетом возрастных, половых особенностей. Полученные результаты можно использовать в консультативном, профориентационном, развивающем направлениях деятельности практического психолога в образовании, при построении программ тренинга, направленного на развитие мотива достижения с учетом пола и учебной деятельности, для разработки учебных курсов «Возрастная психология», «Педагогическая психология».

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Проведенное исследование показало, что проблема мотива является значимой для психологической науки. Актуальность разработки проблемы объясняется необходимостью

Показатели Успеваемость

Маскулинный тип (п = 57) Андрогинный тип (п = 85) Фемининный тип (п = 74)

Мотив достижения успеха г = 0,290* р = 0,029 г = 0,206 р = 0,06 г = 0,151 р = 0,198

Мотив избегания неудачи г = -0,134 р = 0,319 г = 0,137 р = 0,210 г = 0,282* р = 0,015

найти более эффективные методы включения человека в разные виды деятельности. Одним из видов мотивов, определяющих эффективность деятельности, является мотив достижения. В исследованиях было показано, что эффективные действия характерны для людей с тенденцией достижения успеха, а неэффективные - для тех, кто придерживается стратегии избегания неудачи.

Перспективные исследования по данной проблеме могут проводиться по следующим направлениям:

1) разработка опросников для изучения мотива достижения в различных сферах жизни и видах деятельности;

2) изучение предпосылок формирования мотива достижения в дошкольном и младшем школьном возрасте в конкретном виде деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33-41.

2. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132-136.

3. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации /Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2003.

С. 47-102.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: Учебное пособие. М.: Смысл. Академия, 2006. 332 с.

5. Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. 21 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ: Речь, 2002. 512 с.

7. Кондратьева М.В. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения у студентов - будущих специалистов социальной работы. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. 22 с.

8. Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте. Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: КГПУ, 2003. 126 с.

9. Литвинова Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: На примере младших школьников и младших подростков. Дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск: КГПУ, 2003. 157 с.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2003. 860 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.