Научная статья на тему 'Взаимосвязь репрезентативной системы, мотивов учебной деятельности и успеваемости студентов'

Взаимосвязь репрезентативной системы, мотивов учебной деятельности и успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / REPRESENTATIVE SYSTEM / EDUCATIONAL MOTIVATION / TRAINING SUCCESSFULNESS / THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липатникова Ольга Александровна

Одной из центральных психолого-педагогических проблем обучения в высшей школе является проблема индивидуализации обучения. В данной работе на основании проведенного экспериментального исследования среди студентов геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова сделаны выводы о влиянии репрезентативной системы и мотивов учебной деятельности студентов на успешность их обучения в вузе. Полученные результаты могут быть использованы для более точного дидактического диагностирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of a representative system, the motives of educational activity and achievement of students

The process of educational individualization is one of the basic psychological problems in High School. In this work propositions about influence of representative system and students motivation on training successfulness were outlined based on experimenatal investigation of students group (Lomonosov State University, Geological Faculty). Obtained results could be useful for more precise didactic diagnostics of educational process in High Scholl.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь репрезентативной системы, мотивов учебной деятельности и успеваемости студентов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ, МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

О.А. Липатникова

(геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: olyal@yandex.ru)

Одной из центральных психолого-педагогических проблем обучения в высшей школе является проблема индивидуализации обучения. В данной работе на основании проведенного экспериментального исследования среди студентов геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова сделаны выводы о влиянии репрезентативной системы и мотивов учебной деятельности студентов на успешность их обучения в вузе. Полученные результаты могут быть использованы для более точного дидактического диагностирования.

Ключевые слова: репрезентативная система, учебная мотивация, успеваемость, высшая школа.

Введение. Один из упреков общества в адрес современной высшей школы состоит в том, что студентов перегружают ненужными знаниями, не стимулируя в должной мере их способности. Знания выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность самих учащихся и способы приобретения ими знаний остаются вне поля зрения преподавателя. Стоит помнить, что основу индивидуальных различий составляют особенности восприятия индивидом окружающего мира. Наши органы чувств ограничены в возможностях восприятия сигналов, поступающих извне. И то, какому анализатору отдается предпочтение в восприятии реальности, во многом определяет создаваемое нами представление об окружающем нас мире. Есть пять основных каналов, по которым люди воспринимают информацию об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Последние три в психологии обычно объединяют одним словом — кинестетика. Каждый индивид создает свою репрезентацию (карту, схему) мира. В зависимости от того, какой канал информации чаще всего используется, говорят о предпочитаемой репрезентативной системе: визуальной, аудиальной или кинестетической.

Таким образом, у каждого педагога формируется свой стиль и манера преподавания, а у учащихся — индивидуальные особенности восприятия учебной информации. Очень часто эти стили и особенности не совпадают, возникает непонимание, теряется интерес к учебной работе и следствие этого — учебная неуспеваемость. Поэтому чтобы ус-

пешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемых: их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его.

Целью нашей работы было экспериментальное изучение влияния репрезентативной системы студентов на мотивацию и успешность их обучения в высшей школе. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования и подобрать методы, соответствующие цели исследования; определить типы репрезентативных систем учащихся и мотивы их учебной деятельности и затем проанализировать зависимость успеваемости студентов от типа репрезентативной системы и ведущих мотивов учебной деятельности.

Исследование проводилось на геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Помимо лекций и семинарских занятий обучение студентов здесь включает в себя довольно большой объем самостоятельной работы в лабораториях. Основной же особенностью геологического, как и любого другого "полевого" факультета, является наличие практик. Полевые практики — это то место, где студент может своими глазами увидеть и прикоснуться к тому, о чем ему рассказывают в течение учебного года. Объектом исследования являлись индивидуально-психологические особенности студентов, обучающихся на геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Предмет исследования — особенности восприятия информации студентами (репрезентативная система), мотивация и академическая успеваемость студентов.

Методы, используемые в исследовании. Был использован тест на определение репрезентативной системы Е. Федосеевой "Вижу, слышу, чувствую" [1]. Для характеристики мотивационной сферы учащихся использовалась методика изучения мотивов учебной деятельности, разработанная на кафедре педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета (модификация А.А. Реана, В.А Якунина) [2]. Весь перечень мотивов в предложенном ими опроснике можно разделить на 6 блоков: мотивы профессиональной деятельности; материальные мотивы; мотивы социальной принадлежности; мотивы процесса познания; мотивы социального одобрения и мотивы избегания неудачи.

Помимо использования тестов проводились беседы со студентами с целью прояснения ряда вопросов, которые сложно отразить в тестовой форме. Обработка данных велась с использованием представления результатов в графической форме и методов математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В опросе приняли участие студенты первого, второго и четвертого курсов. Выборка включала в себя 60 человек (24 юноши и 36 девушек): 14 учащихся первого курса, 27 — второго и 19 — четвертого.

На треугольник репрезентативных систем в виде точек нанесены получившиеся результаты для всех опрошенных. Видно, что для подавляющего большинства опрошенных студентов характерно полимодальное восприятие, причем аудиальная компонента восприятия развита меньше, чем кинестетическая и визуальная (рисунок). При этом

визуалы визуалы

Треугольники репрезентативных систем: а — студентов различных курсов, б — юношей

и девушек

существенных различий между репрезентативными системами студентов различных курсов, а также юношей и девушек, не наблюдается.

Исходя из вышесказанного, мы сделали вывод, что для выявления тенденций дальнейшую обработку результатов исследования можно вести для всей выборки в целом.

Были рассчитаны коэффициенты парной корреляции между тремя компонентами восприятия информации учащимися и их успеваемостью (табл. 1). Полученные значения не значимы, что говорит о том, что прямой связи между успеваемостью и репрезентативной системой учащихся нет. При этом можно отметить следующую тенденцию: доля визуального компонента в восприятии имеет положительную корреляцию с успеваемостью (т.е. чем она выше, тем выше успеваемость), а доля аудиального и кинестетического компонентов — отрицательную (т.е. увеличение в системе восприятия этих компонентов ведет к снижению успеваемости).

Помимо этого были рассчитаны коэффициенты парной корреляции между компонентами восприятия информации учащимися и количеством экзаменов, которые студент сдавал не с первой попытки (далее — пересдачи) (табл. 1). Эти вычисления проводились только для студентов четвертого курса, так как количество пересдач накапливается год от года, и было бы некорректно объединять в одну выборку студентов различных курсов. Здесь наблюдается тенденция, обратная предыдущему

случаю: доля визуального компонента в восприятии имеет стойкую отрицательную корреляцию с количеством пересдач, а доля аудиального и кинестетического компонентов — положительную.

Таблица 1

Коэффициенты парной корреляции между компонентами системы восприятия информации и успешностью обучения студентов

Параметр успешности обучения Компоненты системы восприятия

аудиальный визуальный кинестетический

Средний балл -0,162 0,236 -0,112

Количество пересдач (для студентов 4-го курса) 0,185 -0,534 0,340

Из устных бесед со студентами можно заключить, что учащиеся с высокой долей кинестетического компонента в системе восприятия тяжелее переживают учебные неудачи: зачастую на подготовку к экзаменам тратят в несколько раз больше времени, чем студенты с доминирующей визуальной компонентой восприятия.

Далее были проанализированы мотивы, которые побуждают студентов с той или иной репрезентативной системой к учебной деятельности (табл. 2). Независимо от предпочитаемой репрезентативной системы и курса лидирующее место в мотивационной сфере студентов занимают материальные мотивы, мотивы профессиональной деятельности и процесса познания.

Таблица 2

Мотивы учебной деятельности студентов

Блок мотивов Мотив Количество студентов, выбравших мотив Ранг мотива

1 2 3 4

Профессиональной деятельности Стать высококвалифицированным специалистом 52 1

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 43 2

Материальные Получить диплом 39 3

Постоянно получать стипендию 13 10

Процесса познания Приобрести глубокие и прочные знания 32 4

Получить интеллектуальное удовлетворение 31 5

Социальной принадлежности Успешно продолжить обучение на последующих курсах 14 8—9

5 ВМУ, педагогическое образование, № 1

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" 17 6

Не отставать от сокурсников 3 13—14

Достичь уважения преподавателей 14 8—9

Социального одобрения Быть постоянно готовым к очередным занятиям 5 12

Добиться одобрения родителей и окружающих 15 7

Избегания неудачи Не запускать изучение предметов учебного цикла 10 11

Выполнять педагогические требования 3 13—14

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 2 15

Для более детального выявления зависимостей между репрезентативной системой и учебной мотивацией студентов были рассчитали коэффициенты парной корреляции между блоками мотивационной сферы и долями аудиальной, визуальной и кинестетической компонентов системы восприятия опрошенных студентов (табл. 3).

Таблица 3

Коэффициенты парной корреляции компонентов системы восприятия информации и мотивов учебной деятельности студентов

Блок мотивов Компоненты системы восприятия

аудиальный визуальный кинестетический

Профессиональной деятельности -0,181 0,220 -0,079

Материальные 0,031 -0,082 0,062

Процесса познания -0,041 0,230 -0,209

Социальной принадлежности 0,150 -0,137 0,013

Социального одобрения -0,092 -0,424 0,486

Избегания неудачи -0,029 0,072 -0,045

Из табл. 3 видно, что наиболее значимые различия связаны с блоком мотивов социального одобрения: с увеличением доли кинестетической модальности значение этих мотивов для студентов возрастает. Для блока мотивов процесса познания различия меньше, но все же стоит отметить, что для визуальной компоненты восприятия наблюда-

ется положительная корреляция, а для кинестетической — отрицательная. Остальные различия гораздо менее значимы. Полученные таким образом результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями среди учащихся старших классов [3].

Затем из всех опрошенных была сформирована отдельная выборка студентов со средним баллом ниже 3,75 и рассчитаны коэффициенты парной корреляции между компонентами системы восприятия таких студентов и успешностью их обучения в вузе (табл. 4).

Таблица 4

Коэффициенты парной корреляции между компонентами системы восприятия информации и успешностью обучения студентов со средним баллом ниже 3,75

Параметр успешности обучения Компоненты системы восприятия

аудиальный визуальный кинестетический

Средний балл 0,040 -0,450 0,387

Количество пересдач -0,404 -0,431 0,612

Относительно пересдач в данном случае наблюдается та же картина, что и при анализе общей выборки. Причем стоит отметить усиление описанной выше тенденции. Что касается среднего балла, то здесь ситуация кардинальным образом отличается от той, которая характерна для всей выборки в целом. Это объясняется тем, что в данную выборку попали студенты с преобладающим визуальным компонентом системы восприятия, преимущественно мужского пола, для которых ведущими мотивами учебной деятельности являются получение диплома и социальной принадлежности к группе. Учатся они в основном без пересдач, и оценки не играют особой роли в их жизни.

Для дальнейшего анализа в отдельную выборку были выделены студенты с преобладающим кинестетическим компонентом в системе восприятия. Качественный анализ выборки показал, что среди этих студентов есть как троечники, так и отличники. Для того чтобы объяснить различия в успеваемости студентов-кинестетиков, были проанализированы мотивы их учебной деятельности. С этой целью были рассчитаны коэффициенты парной корреляции между параметрами успешности обучения студентов и блоками мотивов их учебной деятельности (табл. 5). Из таблицы видно, что мотивы процесса познания и профессиональной деятельности имеют значимые положительные коэффициенты парной корреляции со средним баллом студентов и отрицательные — с количеством пересдач. Корреляция мотивов социального одобрения с успешностью обучения студентов-кинестетиков отсутствует. И это вполне логично, так как ранее было показано, что этот блок мотивов важен для всех учащихся с доминирующей кинестетической модальностью независимо от их успеваемости.

Таблица 5

Коэффициенты парной корреляции между параметрами успеваемости студентов-кинестетиков и блоками мотивов их учебной деятельности

Параметр успешности обучения Блоки мотивов

профессиональной деятельности материальные процесса познания социальной принадлежности социального одобрения избегания неудачи

Средний балл 0,360 -0,316 0,594 -0,362 0,057 -0,380

Количество пересдач -0,331 0,349 -0,470 0,224 0,059 0,229

Для блоков мотивов избегания неудачи, социальной принадлежности и материальных существует отрицательная корреляционная связь со средним баллом студентов и положительная — с количеством пересдач. Из этого следует, что если в мотивационной сфере студентов-кинесте-тиков доминируют блоки мотивов, связанных с процессом познания и профессиональной деятельностью, то они будут учиться успешнее, чем те, в мотивационной сфере которых доминируют блоки мотивов социальной принадлежности, избегания неудачи и материальные.

Выводы

1. Для большинства студентов факультета, независимо от курса и пола, характерно полимодальное восприятие.

2. Выявлена следующая тенденция: студенты с преобладающей долей кинестетического компонента в системе восприятия учатся менее успешно, чем студенты с доминирующей визуальной модальностью.

3. Анализ мотивов учебной деятельности показал, что для студентов с доминирующей кинестетической модальностью наиболее значимы мотивы социального одобрения, тогда как для студен-тов-визуалов — мотивы процесса познания и профессиональной деятельности, что согласуется с данными исследований других авторов.

4. При анализе системы восприятия студентов с низкой успеваемостью показана значимая корреляция между долей кинестетической модальности и количеством пересдач. Это объясняется тем, что с увеличением в системе восприятия кинестетического компонента обычно увеличивается и степень влияния эмоций на человека, которые не дают ему сосредоточиться и собраться

с мыслями, результатом чего зачастую является неудовлетворительная оценка на экзамене.

5. Анализ успеваемости и мотивов учебной деятельности студентов с доминирующей кинестетической модальностью показал, что если для таких студентов ведущими являются мотивы процесса познания и профессиональной деятельности, то, несмотря на преобладание кинестетического компонента в системе восприятия, они будут учиться на "хорошо" и "отлично". В противном же случае их успеваемость будет низкой.

Заключение. Для чего же можно использовать полученные результаты? На этот вопрос нам удастся ответить, если мы обратимся к понятию "дидактическая диагностика". Под диагностикой в педагогическом процессе понимается выяснение и анализ всех обстоятельств протекания этого процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. Целями дидактической диагностики являются своевременное выявление, оценивание и анализ характера протекания учебного процесса.

Понятие "диагностика" гораздо шире, чем традиционная проверка знаний и умений обучаемых. Последняя преимущественно констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика рассматривает результаты в связи с путями и способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования знаний и умений обучаемых. Диагностика включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление различных тенденций, прогнозирование развития ситуаций [4]. На основании такого определения проведенное экспериментальное исследование говорит о необходимости учета репрезентативных систем студентов в вузовской образовательной деятельности для более точной дидактической диагностики, а также лучшего установления учебной коммуникации, более доступной подачи учебного материала и повышения мотивации к обучению.

Список литературы

1. Сайт Центра НЛП в образовании (http://www.nlpcenter.ru 10.08.2010).

2. Электронная библиотека психолога "Градиент" (http://www.psycho-logical.ru 10.08.2010).

3. Логутова Е.В. Учет репрезентативных систем и соответствующих им мотивов в учебной деятельности старшеклассников // Психология образования: психологическое обеспечение "Новой школы". М., 2009. С. 340—341.

4. РозовН.Х., ПопковВ.А., КоржуевА.В. Практическая педагогика в высшей школе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 160 с.

THE RELATIONSHIP OF A REPRESENTATIVE SYSTEM, THE MOTIVES OF EDUCATION ACTIVITY AND ACHIEVEMENT OF STUDENTS

O.A Lipatnikova

The process of educational individualization is one of the basic psychological problems in High School. In this work propositions about influence of representative system and student's motivation on training successfulness were outlined based on ex-perimenatal investigation of student's group (Lomonosov State University, Geological Faculty). Obtained results could be useful for more precise didactic diagnostics of educational process in High Scholl.

Key words: representative system, educational motivation, training successfulness, the Higher School.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Липатникова Ольга Александровна — аспирантка геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, выпускница факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова по программе "Преподаватель высшей школы". Тел. 8-926-271-79-43; e-mail: olyal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.