с. в. Роев
ПОВЫШЕНИЕ ОПЕРАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ «ГАЗ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ
Статья посвящена вопросам, связанным с управлением качеством процесса таможенного контроля на основе внедрения системы менеджмента качества в таможенных органах. Раскрыты аспекты улучшения качества предоставления таможенных услуг, в частности, повышение оперативности таможенного контроля на примере таможенного поста «ГАЗ» Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления.
Ключевые слова: качество; управление качеством; система менеджмента качества; таможенный контроль; оперативность; таможенные услуги.
Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании, начиная с регламентации заявляемых сведений и предъявляемых документов и вплоть до непосредственного создания условий осуществления торговли. Это означает, что в современных условиях таможенная служба РФ как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная деятельность проявляется как особая форма услуги, фактически создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности и тем самым может либо способствовать, либо препятствовать развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающей внешнеторговую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также защите экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды [1].
Таможенный пост «ГАЗ» является крупнейшим таможенным постом Нижегородской таможни, характеризуется высокими показателями деятельности, традиционно является активным участником процессов внедрения передовых перспективных технологий таможенных операций и таможенного контроля.
В июле 2009 г. решением коллегии Приволжского таможенного управления (далее - ПТУ) была утверждена стратегия перехода к качественному, адекватному и результативному таможенному контролю, целью которой является существенное повышение уровня соблюдения законодательства в сфере таможенного дела при принятии решений и кардинальное сокращение количества ошибок при совершении таможенных операций. Основой стратегии стало внедрение в деятельность таможенных органов Приволжского региона системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000.
На таможенном посту «ГАЗ» отработка внедрения системы менеджмента качества в тестовом режиме началась уже в июле 2009 г. Вначале с трудом удалось убедить должностных лиц не только применять на практике эту систему, но и просто поверить в ее результативность. Опрос должностных лиц таможенного поста позволил выявить, что существует проблема непонимания сути внедрения системы менеджмента качества, восприятия ее как еще одной системы контроля.
Далее, уже посредством не только убеждений и указаний, но и с помощью обучения как руководящего состава, так и всех должностных лиц таможенного поста, а также по результатам применения документации по системе менеджмента качества на практике удалось заинтересовать и нацелить личный состав на внедрение системы.
Эта проблема показывает, что работа по вовлечению должностных лиц в работу по постоянному улучшению качества должна быть одной из приоритетных для руководства таможенного поста.
Другая проблема, с которой мы столкнулись в процессе применения системы менеджмента качества (и не только на таможенном посту «ГАЗ») - это страх возможного наказания за ошибки, которые выявляются должностными лицами таможенных постов в ходе применения системы управления качеством.
Если таможенными постами самостоятельно выявляются ошибки, которые связаны с неправомерным принятием решения о таможенной стоимости или с классификацией товаров, то для их отмены требуется решение вышестоящего таможенного органа в рамках ведомственного контроля. При этом каждая отмена сопряжена с применением мер дисциплинарного или материального воздействия.
Такая ситуация может привести к отрицательному результату по внедрению системы качества. У должностных лиц таможенных постов не будет заинтересованности в поиске собственных ошибок, что не позволит получить полные данные о качестве таможенных операций. В этих условиях функциональные подразделения таможни должны переориентироваться с контрольно-надзорных функций на оказание реальной помощи инспектору, формирование единообразного подхода к применению таможенного законодательства.
В результате применения процессного подхода было подготовлено описание порядка действий должностных лиц, доступное и понятное всем, собраны воедино все нормативно-правовые документы ФТС России. Кроме того, успешно начали применяться инструменты статистического управления процессами. Результаты
проводимого мониторинга на таможенном посту стали показывать устойчивое снижение количества ошибок, допускаемых должностными лицами при совершении таможенных операций и таможенного контроля, что позволило сократить временные затраты на корректировку деклараций после выпуска.
Следует отметить и такой момент: система менеджмента качества позволила выявить наличие фактов неоднозначного понимания должностными лицами одного и того же нормативного документа, например, положений приказа ГТК России от 20.10.2003 № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств», в том числе в части, касающейся точности описания досмотренных товаров (наличие/отсутствие повреждений, описание способа упаковки и т. д.), а также других актов таможенного законодательства, непосредственно регулирующих проведение таможенного досмотра, что не позволяло в должной мере идентифицировать товары и транспортные средства. В качестве корректирующей меры был введен в практику обязательный инструктаж должностных лиц досмотрового отдела.
Следующий момент, на котором необходимо остановиться, - структура допускаемых ошибок. Анализ выявляемых отклонений показывает, что доля «технологических» ошибок снижается. В качестве существенных причин несоответствий на первый план выходит чрезмерная нагрузка на должностных лиц таможенного поста. На таможенном посту был введен в практику предварительный анализ информации с помощью «КПС Транзит-Т» о направляемых в регион деятельности поста товарах, что позволяет заблаговременно выделить из общего потока товары, требующие более углубленного контроля, и ориентировать на такие поставки должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля поста.
Также начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля поста стал проводиться выборочный предварительный анализ подаваемых деклараций на предмет полноты заявленных сведений о товаре, правильности заявленного кода товара, достаточности документов и сведений, подтверждающих классификационные признаки товаров. Суть предварительного анализа ГТД заключается в следующем: выявляются противоречивые сведения либо недостатки в ГТД и берутся на контроль, а ГТД передается инспектору для таможенного оформления. В случае если инспектор не выявляет замеченные недостатки, в его действия вносятся необходимые коррективы, выявляются и анализируются причины, разъясняются признаки, указывающие на недостаточность, неточность сведений, и т. п., определяется правильный порядок действий инспектора. Такой принцип работы позволяет проверять способность должностных лиц проводить качественный таможенный контроль, а при необходимости - определять направления, на которые необходимо обратить внимание при планировании профессиональной подготовки.
Большое внимание в работе по внедрению системы менеджмента качества уделяется соблюдению принципа ориентации на потребителя. В первую очередь, это заключается в жестком контроле соблюдения всех установленных законодательством сроков совершения таможенных операций. Кроме того, руководством таможенного поста на регулярной основе проводится анализ загруженности должностных лиц, что позволяет оперативно перераспределять должностных лиц между сменами. В структуре таможенного поста «ГАЗ» имеются два отдела таможенного оформления и таможенного контроля, работа которых организована в сменном
режиме. В целях оптимального использования штатной численности, на основе анализа загруженности должностных лиц отделов, было принято решение об изменении графика работы одного из них (отмена сменного графика) и направлены предложения на рассмотрение организационно-структурной комиссии Нижегородской таможни о перераспределении штатной численности между отделами.
В практику работы таможенного поста включены и регулярные, не реже одного раза в месяц, встречи с участниками ВэД, на которых обсуждаются проблемные вопросы, представляются перспективные прогнозы по объемам перемещаемых товаров, а также доводятся до сведения присутствующих изменения в таможенном законодательстве и технологиях.
Внедрение информационных таможенных технологий, несомненно, оказывает влияние на повышение оперативности таможенного контроля. электронное представление сведений делает систему контроля за сроками проведения таможенных операций более прозрачной как для участников ВэД, так и для вышестоящих таможенных органов. Сейчас доля электронных деклараций, оформляемых таможенным постом, составляет более 50%, а доля электронных деклараций, поданных с использованием международной ассоциации сетей Интернет, в третьем квартале достигла 35% от общего количества оформленных деклараций. Осознав преимущества электронного декларирования, выражающиеся в экономии человеческих, временных и материальных ресурсов, сокращении накладных расходов, многие участники ВЭД сегодня уже не представляют себе иного способа декларирования.
С марта 2010 г. таможенный пост «ГАЗ» приступил к таможенному оформлению товаров и транспортных средств с использованием технологии удаленного выпуска. Данная технология, разработанная в целях реализации Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе, позволяет осуществлять декларирование товара, находящегося на приграничных таможенных постах. Во втором квартале 2010 г. таможенным постом было оформлено 55 деклараций от двух участников ВэД. Сегодня уже пять участников ВЭД подают до десяти деклараций в неделю, а на основании заявок еще трех участников направлены предложения по расширению перечня приграничных таможенных постов, в том числе для перевозок морским видом транспорта.
Один из основополагающих принципов системы менеджмента качества нацеливает на установление взаимовыгодных отношений с поставщиками [2]. Время выпуска товара напрямую зависит от качества документов, представляемых участниками ВЭД таможенному органу, а в условиях создания Таможенного союза эти временные рамки становятся еще более жесткими.
При проверке обоснованности выставляемых участнику уведомлений о запросе дополнительных документов для уточнения сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, обращает на себя внимание тот факт, что большая часть этих документов может быть представлена уже на момент подачи декларации, более того, учтена при ее подготовке участником ВЭД.
Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в организациях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление дефектов и ошибок [3]. Нельзя забывать о том, что наличие любых ошибок в представленных в таможенный орган документах, как критичных, повлиявших
на размер подлежащих уплате таможенных платежей либо повлекших несоблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, так и менее значимых, сильно замедляет скорость таможенного оформления товара в связи с затратами времени на выявление и исправление недостатков в процессе осуществления таможенного контроля.
Таким образом, установление партнерских отношений с участниками ВэД, ориентирование их на качественную подготовку документов перед подачей в таможенный орган не только помогут значительно снизить количество ошибок и нарушений и соответственно повлиять на качество таможенного контроля, но и позволит существенно сократить издержки самих участников, в частности связанные с продолжительностью совершения таможенных операций на таможенном посту.
Так, в декабре 2009 г. решением Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ПТУ таможенным постам было поручено проведение мониторинга случаев несоблюдения условий выпуска товаров и ошибок технического характера, допускаемых таможенными брокерами, а также осуществление мониторинга массива ГТД, подаваемых брокером, для определения нагрузки и степени профессиональных знаний специалистов по таможенному оформлению.
По результатам данной работы в адрес таможенных брокеров направлялись письма, проводились рабочие совещания по вопросам повышения качества подготовки документов, подаваемых брокерами, разбирались типичные ошибки при таможенном оформлении. Руководством таможенных брокеров соответственно предпринимался ряд мер, направленных на повышение качества документов, представляемых в таможенный орган.
Итак, подводя итог сказанному выше, можно отметить, что современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях организации [4]. Отличительными элементами этого подхода являются: ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов, улучшение параметров связки поставщик - вход (установление партнерских отношений с поставщиками), возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала путем мотивации труда всех должностных лиц таможенных органов.
Использованные источники
1. Барамзин С. В. Система управления таможенными процессами на основе международных стандартов ИСО серии 9000. М.: РИО РТА, 1998.
2. Баландин Е. С. Международные стандарты ИСО серии 9000-2000: методические рекомендации по применению. Ульяновск: УлГТУ, 2003.
3. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
4. Парфенов Р. Н. Совершенствование таможенного администрирования на основе маркетингового подхода: дис. ... канд. экон. наук. М.: Российская таможенная академия, 2004.
вестник российской таможенной академии • № 4 • 2010