Научная статья на тему 'Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации контроля таможенной стоимости'

Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации контроля таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАГРУЖЕННОСТЬЮ ИНСПЕКТОРСКОГО СОСТАВА / СКОРОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ / АВТОМАТИЗАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / CUSTOMS OFFICERS’ WORKLOAD MANAGEMENT / CUSTOMS OPERATIONS SPEED / CUSTOMS POST / AUTOMATION OF CUSTOMS OPERATIONS / CUSTOMS VALUE CONTROL / CUSTOMS CONTROL / QUALITY OF CUSTOMS CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костина Анастасия Олеговна, Селедков Дмитрий Сергеевич

Противоречие между качеством таможенного контроля и скоростью совершения таможенных операций более всего проявляется на уровне таможенных постов, работа которых осложнена колебаниями товаропотока. Возникающие перегрузки негативно влияют на осуществление должностных обязанностей инспекторским составом. В целях создания условий, позволяющих повысить качество и скорость таможенного контроля, предлагается совершенствование управления загруженностью должностных лиц отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов посредством автоматизации одной из наиболее трудоемких обязанностей — контроля таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Officers’ Workload Management Improvement by Means of Automation the Customs Value Control

The contradiction between the quality and the speed of customs control operations is most of all seen at the level of the customs posts, which work is complicated by variations in goods traffic. Overloads, that take place in this context, affect the acting of customs officers’ duties adversely. In order to create the conditions that improve the quality and speed of the customs control, workload management amendment by means of automation one of the most complex operations, which is customs value control, is suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации контроля таможенной стоимости»

А. О. Костина A. O. Kostina

Д. С. Селедков D. S. Seledkov

Совершенствование управления загруженностью должностных лиц таможенных постов посредством автоматизации контроля таможенной стоимости

Customs Officers' Workload Management Improvement by Means of Automation the Customs Value Control

Костина Анастасия Олеговна

Пушкинский таможенный пост Балтийской таможни (Санкт-Петербург)

Государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Аспирант Российской таможенной академии zybka@yandex.ru

Селедков Дмитрий Сергеевич

Северо-Западное таможенное управление (Санкт-Петербург)

Старший государственный таможенный инспектор отдела контроля таможенной стоимости СевероЗападного таможенного управления Аспирант Санкт-Петербургского торгово-экономического университета DmSeledkov@yandex.ru

Kostina Anastasiia Olegovna

Customs post Pushkinskij of Baltic customs (Saint-Perersburg)

Customs officer of customs clearance and customs control department of Russian Customs Academy zybka@yandex.ru

Seledkov Dmitry Sergeevich

North-West customs administration (Saint-Petersburg) Customs officer of customs value control department Graduate student of Saint-Petersburg state university of trade and economics DmSeledkov@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Противоречие между качеством таможенного контроля и скоростью совершения таможенных операций более всего проявляется на уровне таможенных постов, работа которых осложнена колебаниями товаропотока. Возникающие перегрузки негативно влияют на осуществление должностных обязанностей инспекторским составом. В целях создания условий, позволяющих повысить качество и скорость таможенного контроля, предлагается совершенствование управления загруженностью должностных лиц отделов таможенного оформления и таможенного контроля таможенных постов посредством автоматизации одной из наиболее трудоемких обязанностей — контроля таможенной стоимости.

ABSTRACT

The contradiction between the quality and the speed of customs control operations is most of all seen at the level of the customs posts, which work is complicated by variations in goods traffic. Overloads, that take place in this context, affect the acting of customs officers' duties adversely. In order to create the conditions that improve the quality and speed of the customs control, workload management amendment by means of automation one of the most complex operations, which is customs value control, is suggested.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

управление загруженностью инспекторского состава, скорость совершения таможенных операций, таможенный пост, автоматизация совершения таможенных операций, контроль таможенной стоимости, таможенный контроль, качество таможенного контроля

< KEY WORDS

z customs officers' workload management, customs operations speed, customs post, automation

-J of customs operations, customs value control, customs control, quality of customs control

Равномерность является отличительным свойством любой высокоразвитой системы: биологической, социальной или экономической [2, с. 200]. В этой связи немаловажным фактором эффективного использования человеческих ресурсов является равномерное распределение нагрузки на персонал организации, т. е. минимизация периодов пиковых нагрузок и потерь рабочего времени. Установлено, что равномерная загрузка персонала влияет на конечные результаты производства и позволяет сократить потери рабочего времени до 25% от общего фонда [Там же, с. 40]. К тому же постоянно держать штат, рассчитанный на пиковые нагрузки, невыгодно [1].

Повышение равномерности нагрузки, сокращение потерь рабочего времени и перегрузок сотрудников входит в задачи управления загруженностью персонала организации. Однако на практике организация равномерной рабочей нагрузки осложнена рядом внутренних и внешних факторов. Данное утверждение относится также к системе таможенных органов РФ.

Неравномерность загруженности инспекторского состава таможенных органов связана с изменениями объема то-варопотока, присущими современной международной торговле, вызванными как сезонными колебаниями спроса на товары, так и меняющимися транспорт-но-логистическими условиями. Указанные факторы при этом не должны отражаться на скорости совершения таможенных операций, так как в современных условиях таможенные органы стали важнейшим звеном логистического процесса, а содействие развитию внешней торговли является их важнейшей задачей.

Данное утверждение подтверждается отчетами и исследованиями Всемирного банка1, где деятельность таможенных ор-

1 В том числе «Индекс производительности логистики» (Logistic Performance Index) (URL:

ганов во многом обуславливает рейтинг страны в мире. Исследования Всемирного банка дают низкую оценку функционированию таможенных органов в России2. Вместе с тем, данные обстоятельства определяют существенный потенциал для совершенствования деятельности таможенных органов в части реализации функции содействия развития внешней торговли и ускорения товарооборота3.

При этом важно помнить, что ускорение совершения таможенных операций не должно отрицательно влиять на качество таможенного контроля, так как стратегическая цель таможенных органов заключается в повышении уровня соблюдения таможенного законодатель-ства4.

Таким образом, существует объективная проблема, требующая поиска научных подходов к способам ускорения проведения таможенного контроля без ущерба его качеству в условиях неравномерной нагрузки. Вопросам управле-

http://lpisurvey.worldbank.org/); «Оценка-бизнес регулирования» (Doing business report) (www.doingbusiness.org); «Деловая среда глазами представителей частного бизнеса» (Enterprise surveys) (URL: www.enterprisesurveys. org).

2 В частности, согласно исследованию «Оценка бизнес-регулирования» за 2012 г., по показателю «Время на импорт» — 152-е место, по показателю «Ранг ведения международной торговли» — 160-е место. Согласно исследованию «Индекс производительности логистики», показатель «Таможня» — 115-е место. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что по указанным показателям позиция России сопоставима либо ниже стран с низким уровнем дохода.

3 См. п. 2 ч. 1 ст. 12 «Функции (обязанности) таможенных органов» Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

4 См. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 2011-2013 гг.

ния загруженностью персонала посвящены работы Д.А. Аширова, С. В. Багу-зина, С. В. Гавриловой, Г. Десслера, А. П. Егоршина, А. К. Зайцева, А. Иванова, Г. Е. Леевика, В. Е. Ружицкого и других авторов. Вопросы таможенного контроля освещались в работах таких ученых, как Е. Г. Анисимов, П. Н. Афонин, С. В. Барам-зин, В. Е. Бурдин, А. П. Бойко, С. Н. Гами-дуллаев, А. Д. Ершов, О. В. Калинина, Э. П. Купринов, Е. В. Лобас, В. В. Ма-крусев, В. Е. Новиков, С. В. Пятыжкин, Н. А. Шаланина, Н. В. Ширкунова и др.

Вместе с тем, как показывает анализ, вопросы управления загруженностью должностных лиц таможенных органов в целом и таможенных постов в частности не получили должного развития. Принимая во внимание изложенное, А. О. Костиной разработан подход к решению обозначенной проблемы, учитывающий результаты, достигнутые по обоим приведенным направлениям исследований. Данный подход заключается в управлении загруженностью инспекторского состава таможенных постов, осуществляющих таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров в свободное обращение (далее — таможенные посты1).

Целесообразно рассматривать данный уровень системы таможенных органов, так как функционирование таможенного поста в значительной степени определяет скорость товарообмена РФ с другими государствами. Вместе с этим результаты функционирования и выполнение большинства контрольных показателей тамо-

1 Согласно концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, система таможенного оформления товаров в РФ ориентирована на осуществление большинства таможенных операций таможенными органами, расположенными, как правило, в городах, являющихся транспортными узлами. Деятельность таможенных постов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, должна обеспечивать пропуск товаров и транспортных средств с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла таможенного оформления товаров.

женного поста2 зависят от деятельности отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее — отделы оформления), что наглядно отражено на рис. 1. Следовательно, именно на этом уровне управление загруженностью персонала должно дать наилучший эффект.

Все отмеченное выше определило актуальность и обусловило цель статьи: совершенствование управления загруженностью должностных лиц отделов оформления таможенных постов для повышения качества и скорости таможенного контроля.

Равномерность нагрузки на отделы оформления заключается в организации работы инспекторского состава с постоянной интенсивностью, при которой потребность в человеческих ресурсах в каждый период времени как можно меньше отличается от численности и состава смены. Другими словами, управление загруженностью инспекторского состава направлено на избежание снижения качества и скорости таможенного контроля, возникающих при нехватке времени на проверку деклараций на товары и прилагаемых к ним документов в периоды пиковых нагрузок. В итоге от равномерности нагрузки на отделы оформления зависят соблюдение сроков принятия решений, качество проводимого таможенного контроля и, в конечном счете, скорость товарооборота.

Повышение равномерности нагрузки на отделы оформления таможенных постов может быть достигнуто следующими способами: разработкой графика работы смен, коррелирующего с распределением объема работ3 [1]; совер-

2 Действующая в настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России от 1 марта 2013 г. № 395 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2013 год».

3 В настоящий момент Федеральной таможенной службой РФ проводятся мероприятия, направленные на организацию предварительного информирования участниками ВЭД та-

шенствованием организации электронного взаимодействия с участниками ВЭД (например, предварительным информированием участниками внешнеэкономической деятельности таможенных постов о подаче деклараций на товары и характеристиках товаров)1; автоматизацией функциональных обязанностей, создающих значительные перегрузки должностных лиц отделов оформления [2]. Наиболее целесообразным вариантом для повышения равномерности загруженности должностных лиц отделов оформления таможенных постов является применение всех указанных способов в совокупности.

В настоящей статье остановимся на автоматизации трудоемких операций, так как остальные способы управления загруженностью инспекторского состава отделов оформления таможенных постов будут рассмотрены в ходе дальнейших исследований. Определим наиболее трудоемкие операции, выполняемые инспекторским составом отделов оформления таможенных постов.

Результаты анализа протоколов заседаний коллегий ФТС России и реги-

можен о предстоящих поставках, в том числе о подаче декларации на товары на таможенные посты (например, в соответствии с письмом ФТС России от 4 июля 2013 г. № 0251/28706). Данные мероприятия в совокупности с анализом динамики числа выпущенных деклараций на товары в предшествующие периоды позволяют прогнозировать объем предстоящей работы, связанной с осуществлением таможенных операций, направленных на выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

1 Посредством реализации положений Распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», приказа ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации», в том числе установки соответствующего программного обеспечения, организации соответствующих каналов связи и т. д. См.: Kyoto Convention — General Annex — Chapter 6 Guidelines on Customs Control: [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org.

ональных таможенных управлений, хронометража процесса документального таможенного контроля, анкетирования должностных лиц отделов оформления таможенных постов Балтийской таможни, а также практический опыт показывают, что с учетом объема анализируемой информации контроль таможенной стоимости (далее — ТС) товаров является наиболее трудоемким процессом при принятии решения по декларации на товары.

Время, необходимое для проверки декларации на товары при отсутствии рисков нарушения таможенного законодательства, определено инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров2. Поскольку большинство таможенных операций в настоящее время не автоматизированы, то указанные в данном документе временные рамки3 в одних случаях могут являться избыточными, а в других — недостаточными для принятия обоснованного решения по декла-

2 Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров: Приказ ГТК России от 28 ноября 2003 г. № 1356 // Таможенные ведомости. 2004. № 2.

3 В соответствии с приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. № 1356, проведение документального контроля при условии отсутствия рисков должно осуществляться уполномоченным должностным лицом в следующие сроки:

• не более 1,5 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 1 до 10 наименований товаров);

• не более 4 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании от 11 до 50 наименований товаров);

• не более 8 часов рабочего времени с момента передачи для проведения документального контроля таможенной декларации (при декларировании 51 и более наименований товаров).

Рис. 1. Влияние колебаний товаропотока на загруженность должностных лиц отделов оформления таможенных постов

Примечание: на схеме под ДТ подразумевается декларация на товары в значении, определенном ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза.

рации на товары. При этом треть времени контроля по каждой декларации на товары, в среднем около часа, требуется для осуществления контроля таможенной стоимости1.

Анализ рекомендованного нормативной базой подхода к проверке достоверности заявленной таможенной стоимо-сти2 показал, что объем информации,

1 Согласно материалам коллегии ФТС России от 29 декабря 2012 г.

2 В соответствии с Приказом ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272, при проведении контроля ТС уполномоченные должностные лица осуществляют сравнение и анализ заявленной ТС с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией. Также ст. 111 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТКТС) предусматривает осуществление проверки достоверности сведений, представленных таможенным органам при

которую необходимо обработать для принятия обоснованного решения по таможенной стоимости, намного превышает физические возможности уполномоченных должностных лиц. Кроме того, инспекторский состав отделов оформления может не обладать профессиональными

совершении таможенных операций, путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников (помимо документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций), анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза. Перечень источников информации, использование которых целесообразно при выявлении риска нарушения таможенного законодательства, представлен в Приказе ФТС России от 26 июня 2013 г. № 1186.

Рис. 2. Влияние управления загруженностью должностных лиц отделов оформления таможенных постов на повышение скорости и качества таможенного контроля

навыками в информационной области и не владеть многими приемами сбора, обработки и анализа данных. Практический опыт показывает, что специалистов, обладающих такими навыками, в таможенных органах России единицы.

Поэтому процесс контроля таможенной стоимости товаров как неавтоматизированная функциональная обязанность должностных лиц отделов оформления таможенных постов создает значительные перегрузки персонала, требует существенных затрат временных ресурсов, что приводит к замедлению товарооборота. В связи с вышесказанным предлагается совершенствование управления загруженностью должностных лиц отделов оформления таможенных постов посредством сокращения времени на осуществление контроля таможенной стои-

мости декларируемых товаров за счет автоматизации. Причинно-следственные связи, отражающие логическую схему исследования, показаны на рис. 2.

Принимая во внимание изложенное, Д. С. Селедковым с использованием программного средства Microsoft Access разработан модуль1, направленный на

1 Разработка и использование Модуля осуществляется в целях повышения качества и эффективности исполнения п. 2 ст. 111 ТКТС, пп. 11, 12 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной Приказом ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272, пп. 10,

11 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками, утвержденной Приказом ФТС России от 26 июня 2013 г. № 1186,

оперативный мониторинг зарегистрированных ДТ по направлению контроля таможенной стоимости (далее — Модуль). Оценка достоверности таможенной стоимости с использованием модуля проводится путем сравнения заявленной таможенной стоимости с ценовыми источниками, имеющимися в распоряжении таможенных органов, в том числе:

• со сведениями, получаемыми в рамках протоколов об информационном взаимодействии между региональными таможенными управлениями;

• с данными внешнеторговой статистики стран — торговых партнеров, стран-продуцентов по экспорту товаров в Российскую Федерацию;

• со сведениями о декларировании идентичных и однородных товаров в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления (используя алгоритмы «нечеткого соответствия», определяется похожесть артикулов и торговых марок и сравниваются индексы таможенной стоимости1);

• со сведениями о цене реализации декларируемых товаров на внутреннем рынке РФ;

• с самостоятельно разрабатываемыми справочниками, содержащими ценовую информацию по отдельным категориям товаров (например, информацию по биржевым котировкам, справочным ценам и т. д.).

Помимо сравнения с источниками ценовой информации предполагается осуществление дополнительного анализа с использованием пополняемого перечня факторов.

Принцип использования разработанного Модуля заключается в ранжировании всего массива задекларированных товаров по убыванию потенциальной суммы резервов уплаты таможенных

а также выявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров.

1 Значение индекса таможенной стоимости определяется как отношение таможенной стоимости (из расчета в долл.) и веса нетто товара (или количества товара в дополнительных единицах измерения, например, в штуках или литрах).

платежей2 с представлением необходимых и достаточных для принятия обоснованного решения по таможенной стоимости сведений в систематизированном и удобном для восприятия виде. Расчет потенциальной суммы резервов уплаты таможенных платежей производится по формуле

Я = БрЩТТБШТБйг - 1), (1)

где Я — потенциальная сумма резервов уплаты таможенных платежей, руб.; БрЫ — сумма подлежащих уплате таможенных платежей по товару согласно декларации на товары, руб.; 1ТБ1 — стоимость единицы товара согласно источнику ценовой информации, долл.; 1ТБй1 — таможенная стоимость единицы товара согласно декларации на товары, долл.

Ввиду того что производится анализ нескольких справочников3, выбор источника информации, по которому производится ранжирование данных в Модуле, определяется согласно наиболее релевантным задекларированному товару сведениям.

Преимуществом использования Модуля является существенная экономия времени. Например, для получения данных о декларировании идентичных (однородных) товаров по рассматриваемой декларации на товары достаточно двух нажатий кнопки мыши и 5 секунд на выполнение запроса. Тогда как с использованием штатных программных средств решение аналогичной задачи займет существенно больше времени, так как должно быть задействовано по меньшей мере три программных сред-

2 В данном случае под резервами уплаты таможенных платежей подразумевается расчетная сумма таможенных платежей, которая потенциально может быть дополнительно взыскана по результатам проведенной проверки.

3 В данном случае под справочниками понимаются источники ценовой информации, имеющиеся в распоряжении таможенных органов и представленные в виде, пригодном для автоматизированной обработки средствами Microsoft Access.

ства и выполнено не менее пяти запросов, а полученные данные потребуют дополнительной обработки и анализа — в результате поиск идентичных (однородных) товаров может занимать от 10 до 30 минут и более.

Сравнительный анализ сведений о 5000 зарегистрированных деклараций на товары со справочником, содержащим сведения о 3 млн уже выпущенных в свободное обращение товаров, с использованием Модуля займет не более 10 минут, тогда как анализ сведений о таком числе товаров иными программными средствами, используемыми инспекторским составом таможенных постов, не представляется возможным за столь короткие сроки.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что применение Модуля позволит выйти на качественно более высокий уровень работы в направлении контроля таможенной стоимости. Вместе с тем Модуль имеет некоторые несущественные ограничения применения:

• информационные. Результаты анализа зависят в первую очередь от сведений, содержащихся в информационных справочниках, обращение к которым производится в процессе сравнительного анализа. При этом обработка отдельных сведений ограниченного распространения не представляется возможной с использованием модуля;

• технические. Ряд алгоритмов, направленных на оценку больших массивов

данных, требует значительных вычислительных ресурсов. По существу изложенного можно сделать следующие выводы.

1. В условиях динамично меняющихся внешних условий организация работы инспекторского состава отделов оформления таможенных постов с постоянной интенсивностью и равномерной нагрузкой является важным фактором обеспечения качества проводимого таможенного контроля и скорости осуществления таможенных операций.

2. Управление загруженностью должностных лиц может быть достигнуто путем автоматизации трудоемких функциональных обязанностей, связанных с совершением таможенных операций, одной из которых является контроль таможенной стоимости.

3. Основополагающая идея применения разработанного модуля контроля таможенной стоимости заключается в представлении необходимых сведений в ранжированном и удобном для восприятия виде. Использование Модуля позволит многократно сократить нагрузку, связанную с оценкой достоверности заявленной таможенной стоимости товаров.

4. Нормализация нагрузки на инспекторский состав путем автоматизации процесса контроля таможенной стоимости позволит снизить вероятность допущения ошибки, высвободит дополнительное время, что в целом окажет положительное воздействие на качество и скорость таможенного контроля.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Багузин С. В. Сменный график работы склада в условиях неравномерной нагрузки // Логистика сегодня. 2011. № 3. С. 134-147.

2. Егоршин А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 320 с.

References

1. Baguzin S. V. The replaceable schedule of work of a warehouse in the conditions of uneven loading // Logistics today. 2011. N 3. P. 134-147.

2. Egorshin A. P., ZaitsevA. K. Organization of work of the personnel: Textbook. M.: INFRA-M, 2008. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.