Научная статья на тему 'Особенности построения и эффективность систем автоматизации таможенного оформления и контроля таможенных служб России и США'

Особенности построения и эффективность систем автоматизации таможенного оформления и контроля таможенных служб России и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ / "ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА" (ЕАИС) / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / "THE UNIFIED AUTOMATED INFO SYSTEM" / AUTOMATION / CUSTOMS CLEARANCE AND CONTROL / TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL / SINGLE INFO SPACE / MODERN TECHNICAL MEANS / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерошенко С. С., Малышенко Ю. В., Федоров В. В.

В статье рассматриваются вопросы автоматизации процессов таможенного оформления и контроля таможенных служб России и США, их особенности и различия, а также выбора оптимальных организационно-технических решений дальнейшего развития «Единой автоматизированной информационной системы» России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural features and efficiency of customs control and clearance automation systems used by customs administrations of Russian Federation and the USA

The article describes some issues of automation of customs clearance and control processes by customs administrations of Russian Federation and the USA, some features and difference of the processes. The optimum choice of organizational and technical decisions aimed at further development of "The unified automated info system" of Russia is presented by the authors.

Текст научной работы на тему «Особенности построения и эффективность систем автоматизации таможенного оформления и контроля таможенных служб России и США»

С.С. Ерошенко, Ю.В. Малышенко, В.В. Федоров

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ РОССИИ И США

Российская таможенная служба только в 90-х гг. прошлого века стала активно применять современные технические средства и создала систему информационной поддержки процессов таможенного оформления и контроля, получившую название «Единая автоматизированная информационная система» (ЕАИС). Для дальнейшего эффективного развития средств автоматизации таможенной деятельности важно представлять, как решаются подобные задачи в таможенных службах других стран.

Лидер инноваций в области автоматизации таможенного дела - США [4]. Опыт Таможенной службы США сегодня является основой для формирования рекомендаций Всемирной таможенной организации (ВТО) в области автоматизации процессов таможенного оформления и контроля, поэтому ниже рассмотрим основные особенности и различия в развитии систем автоматизации таможенных служб России и США.

В начале 1980-х гг. таможенная служба США имела несколько отдельных автоматизированных систем, в том числе Распределенную систему сбора платежей (ICS), Систему бухгалтерского учета (RAS) и Автоматизированную систему бондов (ABIS). Каждая из них функционировала независимо и не предусматривала обмен информацией с другими.

В 1982 г. таможенная служба США провела исследования относительно необходимости автоматизации. В результате этого было принято решение о создании интегрированной автоматизированной системы, поэтапное внедрение которой началось в 1984 г. Она получила название Automated Commercial System (ACS) - автоматизированная коммерческая система. Проектирование велось по эволюционно-инкре-ментной модели. Основным языком программирования был Кобол, для хранения информации использовалось около 800 баз данных.

Структура системы представляла собой ряд взаимосвязанных, но достаточно автономных подсистем: ABI - взаимодействия с участниками оформления импортных грузов; AMS - приема электронных морских и воздушных манифестов, иных транспортных документов от перевозчиков, взаимодействия таможенных органов и государственных контролирующих организаций с перевозчиками; AES - взаимодействия с участниками оформления экспортных грузов; ACH - проведения таможенных платежей в электронной форме; ESS - селекции грузов (проверка благонадежности импортера/экспортера и оценка необходимости предоставления дополнительных документов и досмотра).

Кроме этого ACS имела ряд подсистем по видам транспорта, с помощью которого перемещается товар.

Именно в ходе создания ACS были сформулированы основные принципы того, что мы сегодня называем «электронное декларирование», а опыт применения подсистемы ESS в последующем был использован для создания системы управления рисками, рекомендуемой ВТО для внедрения всем таможенным службам мира.

Во второй половине 90-х гг. в США было принято решение о разработке новой версии автоматизированной системы для таможенного оформления и контроля, получившей название Customs Automated Commercial Environment (ACE). Первоначально основным движущим мотивом модернизации было моральное старение вычислительных и программных средств системы, технологий хранения данных и способов взаимодействия с участниками ВЭД. Однако события 11 сентября 2001 г. и анализ причин, способствовавших осуществлению террористических актов в США, привели к пересмотру всей концепции деятельности таможенной, иммиграционной и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу людей, товаров и транспортных средств. Это отразилось и в подходе к автоматизации деятельности таможенной службы.

Таможенная и иммиграционная службы, другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены в единую службу, получившую название Служба таможенного и пограничного контроля (Customs and Border Protection - CBP).

В части автоматизации была принята концепция создания общенациональной интегрированной Системы данных международной торговли (International Trade Data System - ITDS). Фактически целью ее создания явилась необходимость всеобъемлющего контроля перемещения людей, товаров, платежей и транспортных средств. Таможенная система ACE стала рассматриваться как часть ITDS. В новом варианте автоматизированной системы существенно усилена информационная поддержка процессов таможенного контроля. Дополнительно на ACE возложена также инфор-

мационная поддержка деятельности Департамента внутренней безопасности. При этом ряд подсистем старой системы ACS, связанных с документальным оформлением товаров и транспортных средств, вошли в качестве составной части в ACE.

Ныне развивающаяся и уже масштабно действующая в США система ACE представляет собой комплекс взаимосвязанных информационных систем. При этом реально создано единое информационное пространство, позволяющее таможенной службе накапливать и использовать не только огромные собственные информационные ресурсы, но и иметь круглосуточный доступ к ряду информационных систем иных агентств и ведомств, в том числе негосударственных.

В ходе развития таможенной службы США несколько раз менялась ее миссия, т.е. цели деятельности. Был период, когда таможенные платежи составляли основу государственного бюджета. Затем главными стали контроль соблюдения таможенного законодательства и помощь развитию бизнеса. В настоящее время основной задачей является борьба с терроризмом. В зависимости от миссии менялись и подходы к автоматизации таможенной деятельности.

Особенностью настоящего периода развития является существенное усиление информационной поддержки провоохранительного направления работы таможенной службы.

Так, в рамках модернизации (создания версии ACE) окончательно сформировалась теория управления таможенными рисками. Информация, полученная от декларантов и перевозчиков, является исходной для выявления подозрительных лиц, фирм и транспортных средств. Другой источник - различные базы данных, содержащие историю деятельности участников ВЭД, данные правоохранительных органов и др. Для различных объектов таможенного контроля созданы свои модули анализа рисков, которые в комплексе образуют систему ATS (Automated Targeting System). В ее рамках функционируют подсистемы ATS-A (контроля авиационных перевозок), ATS-L (контроля автомобильных перевозок), ATS-R (контроля железнодорожных перевозок), ATS-S (контроля морских перевозок), ATS-P (контроля пассажиров). Фактически основное назначение системы ATS - выявление подозрительных лиц, товаров и транспортных средств, в отношении которых следует принять повышенные меры контроля. Кроме этого в процессе таможенного контроля осуществляется доступ к информационным системам других служб и организаций (казначейства, авиационных перевозчиков и др.). Так, авиакомпании, направляющие самолеты в США, после регистрации должны переслать сведения о вылетающих пассажирах в систему бронирования RESMON авиаперевозчиков США, которая доступна сотрудникам таможенной службы; при необходимости можно получить доступ к базе данных казначейства, которая содержит информацию о задержаниях и штрафах, и т.д.

Проходя через зону иммиграционного и таможенного контроля, физическое лицо последовательно подвергается таким формам контроля, как:

- сканирование паспорта с целью проверки достоверности выдачи визы и выявления лиц, находящихся в розыске (осуществляется немедленное сравнение с информацией, содержащейся в соответствующих базах данных);

- сканирование папиллярных узоров фаланг пальцев обеих рук и их сверка с компьютерной базой данных лиц, подлежащих задержанию или усиленному контролю при пересечении границы;

- фотографирование и последующая сверка с компьютерной базой данных фотографий лиц, подлежащих задержанию или усиленному контролю при пересечении границы;

- проход через арочную систему контроля с целью выявления наличия на теле или в одежде металлических, наркотических или взрывчатых веществ;

- прогон багажа и ручной клади через рентгеновскую досмотровую установку.

На ряде автопереходов в зонах таможенного контроля установлены системы сканирования номеров автомобилей и немедленного компьютерного сравнения с данными о похищенных автомобилях или принадлежащих лицам, подозреваемым в нарушении закона.

Значительная часть международных перевозок осуществляется с использованием контейнеров и большегрузных фур, которые в силу ряда причин требуют особенно много времени для проведения досмотра без специальных средств. С середины 1990-х гг. таможенная служба США начала применять инспекционно-досмотровые комплексы для рентгеновского «просвечивания», что позволило проводить контроль таких средств перевозки товаров в течение 5-10 мин. Уже сегодня некоторые крупные таможни имеют около десяти и более инспекционно-досмотровых комплексов (стационарных и мобильных).

Еще во второй половине 1990-х гг. начали опробоваться технологии предварительного уведомления о международных перевозках от таможен стран-экспортеров. В настоящее время США заключили соглашения с рядом стран о предоставлении таких уведомлений. Отметим, что эти уведомления имеют повышенный уровень доверия, позволяют ускорить таможенный контроль и практически исключить нарушения таможенных правил, связанные с подменой документов на международную поставку.

Большинство из перечисленных выше принципов и технологий таможенного оформления и контроля сегодня являются ориентиром в развитии мирового таможенного дела и, в частности, сформулированы в качестве базовых принципов деятельности таможенных служб в Рамочных стандартах ВТО [4].

Оценим, что дало таможенной службе США внедрение автоматизации, в том числе электронного декларирования (ЭД).

В организационно-методическом плане в процессах таможенного оформления и контроля таможенной службы США центральное место принадлежит технологиям ЭД. С использованием системы АСЕ (ранее ACS) и современных технических средств таможенного контроля оформляется подавляющая часть товаров. Благодаря этой системе уже многие годы число сотрудников таможенной службы США (около 20 тыс. человек), занимающихся оформлением и контролем товаров и транспортных средств, практически не меняется, несмотря на многократное увеличение числа подаваемых деклараций, а время оформления сократилось в десятки раз. (Правда, в связи с усилением антитеррористической составляющей в работе таможенной службы число сотрудников несколько увеличилось.) За последние годы в США не было серьезных террористических актов. Несомненно, эти успехи в определенной мере являются следствием новых подходов к развитию и использованию безбумажных (информационных) и иных технологий таможенного оформления и контроля, применяемых таможенной службой.

Очевидно, что характер и уровень автоматизации серьезно влияют на эффективность работы и структуру организации. Имея существенно меньше сотрудников, таможенная служба США оформляет ежегодно в 15-20 раз больше деклараций, чем российская таможня. При этом процент сотрудников, занимающихся фактическим контролем и агентурной работой, в несколько раз больше, чем в российской таможне, практически отсутствует коррупция. Не вызывает сомнения, что это в значительной степени связано с используемой в США идеологией автоматизации. Таможенные брокеры из своего

офиса, минуя таможню, подают документы и сведения в электронной форме в национальный центр таможенного оформления (единый на всю страну), где в автоматическом режиме происходит их проверка. Результатом проверки является решение о выпуске или дополнительном контроле товара, которое в автоматическом режиме направляется брокеру и в таможню по месту фактического выпуска товара. Контакт декларанта с сотрудниками таможни происходит только в момент выпуска товара.

Перед тем как рассмотреть особенности российского подхода к автоматизации попытаемся выделить наиболее существенные элементы системы ЭД, действующей в США и ряде других стран.

Прежде всего, электронное декларирование - не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля. Это новые технологии с более высоким уровнем формализации и автоматизации, которым присущи следующие особенности:

- использование в процессах таможенного оформления и контроля исключительно электронных форм документов;

- удаленный компьютерный доступ декларанта и иных участников ВЭД при представлении документов, необходимых для таможенного оформления и контроля, а также получение решений таможенных органов в электронной форме;

- предварительное декларирование, т.е. подача электронных документов для целей таможенного оформления и контроля до прибытия товара к месту фактического оформления;

- полная автоматизация документального контроля;

- применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил;

- возможность применения электронной цифровой подписи для придания юридической значимости передаваемым документам;

- возможность осуществления платежей с использованием электронной платежной системы;

- особая нормативно-правовая база.

Еще одной технологической особенностью является подача при декларировании не документов, а некоторых сведений. Если все же необходимо получить некоторый документ (например, вывести на печать), то он формируется из поданных сведений. В результате упрощаются инструкции по декларированию и собственно процесс декларирования, сокращается объем информации (раз введенные сведения используются в нескольких документах).

В России серьезная правовая основа декларирования путем подачи документов в электронной форме была создана в соответствии с Таможенным кодексом РФ 2003 г. Эксперименты в этой области проводились таможенной службой России и до его введения. Однако, по сути, правовой основы они не имели, так как таможенное законодательство не предусматривало электронной формы декларирования товаров и разрешало действия по основному таможенному оформлению только при пересечении товаром таможенной границы. Действующий ныне Таможенный кодекс РФ [1] считается одним из наиболее совершенных в части законодательного закрепления прав декларантов и иных участников ВЭД по проведению операций, связанных с таможенным оформлением в электронной форме.

Официально в России первая электронная декларации была оформлена 25 ноября 2003 г. на таможенном посту «Каширский».

Теперь оценим результаты внедрения и функционирования российской системы ЭД. Так, по официально опубликованным данным, Верх-Исетский таможенный пост Екатеринбургской таможни в 2006 г. оформил 157 электронных ГТД, что составило 3,7% от всех ГТД, оформленных постом. В Центральном таможенном управлении за IV квартал 2006 г. оформлено около 5 500 электронных деклараций. В I квартале 2006 г. таможенными органами Уральского таможенного управления в электронном виде оформлена 161 ГТД. В Дальневосточном таможенном управлении за 2006 г. -всего несколько сот электронных ГТД. В 2006 г. одна из крупнейших таможен Дальневосточного таможенного управления оформила в электронном виде менее 0,002% всех деклараций за год. Всего по России за 2006 г. оформлено несколько десятков тысяч электронных деклараций. В 2007 г. темп роста числа принятых электронных деклараций несколько возрос. Но это скорее результат жесткого планирования, а не действия рыночных механизмов. Учитывая, что в последнее время таможенные органы России за год оформляют около 2,5 млн. деклараций, можно констатировать весьма неутешительные результаты применения электронного декларирования, достигнутые за несколько лет.

В связи с этим возникает необходимость оценки причин низкой эффективности применения ЭД. В аналитических справках таможенных органов основными причинами называют: высокую стоимость подключения к системе брокера, консерватизм участников ВЭД и сотрудников таможенных органов, неразвитость инфраструктуры. Конечно, эти моменты присущи практически любому новому делу, однако важно понять, насколько они существенны в данном случае.

Разобраться в создавшейся ситуации нелегко, поскольку фактически невозможно найти более-менее подробное и понятное официальное описание сущности внедренной системы ЭД. Заявления, распространяемые в печати и сети Интернет, носят, по сути, общий и рекламный характер; их авторы зачастую приводят доводы, основанные на неверных посылах или справедливые только для зарубежных систем ЭД. При этом в достаточной мере не учитывается, что существующая российская система ЭД совершенно иная как в технологическом, так и в программном отношениях.

В инструкции, определяющей порядок ЭД, время оформления электронной декларации - в течение трех часов, в то время как оформление в соответствии с Таможенным кодексом РФ при письменной форме декларирования - три дня. Признавая большое преимущество ЭД, для его эффективной и широкой реализации следует разобраться в причинах появления этого преимущества.

До сих пор в России большая часть товаров декларируется в письменной форме (на бумажных носителях). При этом таможенное оформление и контроль инспектор ведет с помощью программного комплекса типа «АИСТ» по технологии, которая в основном была разработана задолго до введения ЭД. Декларант приносит электронную форму декларации на дискете, с которой она загружается в систему «АИСТ», и начинается ее проверка. Действия инспектора регламентированы специальной инструкцией, утвержденной приказом руководителя ФТС России. Проверка ведется в интерактивном режиме, т.е. инспектор работает в режиме диалога «человек-ЭВМ». При этом таможенный инспектор периодически сверяет данные, приведенные в электронной форме декларации, со сведениями в пакете бумажных документов, приложенных к дискете.

Если декларация подана в электронной форме, то сначала она поступает в вычислительный центр регионального таможенного управления (ВЦ РТУ), а оттуда в та-

можню и на таможенный пост. Последующее оформление ведется с помощью упомянутой выше системы «АИСТ» по технологии, используемой при письменной форме декларирования. Более того, при этом инспектор дополнительно должен использовать программу, называемую «ЭДТ и ТС» (в упрощенном виде информационный обмен при электронном декларировании показан на рисунке) [2, 3].

Рис. Прохождение и обработка данных при электронном декларировании

Комплекс «ЭДТ и ТС» [2] состоит из подсистем «декларант» и «таможенный инспектор». Первую используют декларанты и брокеры для подготовки пакета документов, называемого совокупностью данных сделки (СДС), и пересылки его в региональный ВЦ РТУ.

Вторая подсистема предназначена для использования таможенным инспектором. С ее помощью он принимает по каналам связи и размещает в базе данных программного комплекса «ЭДТ и ТС» электронную декларацию и электронные формы сопутствующих документов, читает цифровую подпись, проставляет свою цифровую подпись, передает сообщения брокеру о ходе оформления и т.д. Непосредственно проверка декларации и другие действия, связанные с таможенным оформлением,

выполняются с помощью системы «АИСТ». Если инспектору надо сверить сведения электронной ГТД со сведениями других документов, прилагаемых к ней, то он вновь обращается к базе данных программы «ЭДТ и ТС», извлекает из нее нужный документ и просматривает его на экране [3]. Заметим, что при большом числе листов в документе просмотр его бумажной формы может быть более быстрым и удобным, чем с экрана.

Иными словами, внедряемая автоматизация привела к увеличению числа ручных операций и повысила нагрузку на инспектора, поэтому непонятно, что явилось основой требования осуществлять оформление при электронной форме декларирования в течение трех часов (приказ ФТС России от 30.03.2004 № 395).

Справедливости ради отметим: объективно можно ожидать, что оформление с использованием отечественной системы ЭД может проходить немного быстрее, чем при письменной форме декларирования, но не за счет повышения уровня автоматизации, а за счет ограничения случаев, когда ЭД может применяться (например, ЭД нельзя использовать при применении к товару нетарифных мер).

Используемая сегодня в России система ЭД сохранила необходимость подачи всех документов (пусть и в электронной форме) непосредственно в таможню, и таможенный инспектор активно участвует в процессе проверки, лично общаясь (хотя и в электронной форме) с декларантом.

По мнению авторов, основная причина медленного внедрения в том, что существующая система декларирует технологию ЭД, но в некоторых базовых элементах таковой не является. В ней не реализованы, например, такие базовые технологические принципы ЭД, как полная автоматизация документального оформления и централизация документального компьютерного анализа. На это накладываются неграмотная программно-техническая реализация (инспектор, используя два монитора, должен работать одновременно с двумя программами, активно управляя их работой), ограниченное число допущенных к ЭД участников ВЭД, высокие затраты на подключение к системе и др.

В американской системе документальный контроль производится в автоматическом режиме, и инспектор получает из центра таможенного оформления оценку в баллах, которая характеризует риск нарушения законодательства. В зависимости от диапазона баллов инспектор выпускает товар, делает досмотр либо проводит дополнительную проверку, обращаясь к различным компьютерным базам данных, в том числе и нетаможенным. Отметим, что, с одной стороны, высокий уровень автоматизации снижает уровень требований к квалификации таможенного инспектора (американскому таможеннику не надо хорошо разбираться в вопросах таможенной стоимости, валютном контроле и т.д. - это автоматически считает и проверяет АСЕ). Не случайно в США более простая система подготовки к работе в таможенных органах. С другой стороны, перекладывание документального контроля на компьютерные программы повышает значение системы управления рисками, что привело к созданию в рамках таможенной службы США специальных аналитических центров, проводящих постоянную аналитическую работу по оценке, удалению старых и выявлению новых рисков.

Одна из прогрессивных моделей предполагает, что развитие сложных систем (в том числе программных) идет по спирали. В настоящее время с учетом имеющегося опыта эксплуатации ЭД следует продумать необходимость дальнейшего активного его внедрения, поскольку существующий вариант не может быть эффективным.

Так, с помощью нынешнего варианта системы ЭД уже отработаны основные элементы работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), созданы типовые варианты электронных сообщений между декларантом и таможней, определены форматы электронных форм документов, прилагаемых к ГТД, продумана схема безопасного взаимодействия и т.д. На основании полученного опыта надо выполнить системную проработку нового проекта, более полно учитывающего международный и собственный опыт в деле реализации безбумажных способов таможенного оформления и контроля, новые тенденции в развитии таможенного дела, в частности, в связи с возрастанием роли таможенных органов в борьбе с терроризмом.

По мнению авторов, существенное повышение эффективности отечественной системы ЭД и ее приведение к современным представлениям о таких системах невозможно без радикального предварительного решения нескольких проблем. Во-первых, необходимо обеспечить работу электронных баз разрешительных документов, которые уже создаются в режиме on-line (для выпуска многих товаров наличие таких документов обязательно). Во-вторых, следует упорядочить и систематизировать правила определения кодов товаров и тарифов, оценки таможенной стоимости, которые довольно «запутаны», таможенные правила (часто меняются и затрудняют автоматизацию, которая возможна только для детерминированных систем). В-третьих, таможенное законодательство позволяет участникам ВЭД декларировать товар в одной таможне, а ввоз/вывоз осуществлять в другой. Поэтому неизбежно (с целью упрощения и сокращения затрат на поддержание системы обработки) создание общенационального центра приема электронных деклараций. Наконец, таможенная служба сегодня не заинтересована в упрощении и повышении прозрачности таможенных процедур, поскольку в настоящее время это позволяет ей без серьезных изменений системы собирать в бюджет большие объемы платежей.

Несомненно также, что в общей концепции автоматизации существенным элементом является использование эффективных технических средств таможенного контроля.

ЭД родилось с целью ускорения процессов таможенного оформления и контроля за счет предварительного декларирования в электронной форме и компьютерного анализа еще до поступления товара в таможню, а также путем уменьшения количества досмотров. Однако снижение количества досмотров потенциально повышает вероятность выпуска товаров, при декларировании которых нарушалось законодательство. С целью уменьшения этой вероятности используются система управлениями рисками, электронные уведомления от таможни страны экспортера, информационные системы экономических операторов, а также современные технические средства таможенного контроля, которые позволяют в короткие сроки проводить фактический контроль без вскрытия упаковок. Поэтому реализацию программы закупки и внедрения в практику работы российских таможенных органов инспекционно-досмотровых комплексов и других современных технических средств досмотра следует рассматривать как важную составляющую, без которой невозможно обеспечить высокую эффективность безбумажных технологий таможенного оформления и контроля.

Задачи, возлагаемые на таможенную службу, все время усложняются и требуют больших вложений. В этих условиях очень важно выбрать оптимальные организационно-технологические решения дальнейшего развития ЕАИС таможенных органов России.

список использованных источников

1. Таможенный кодекс РФ (от 28.05.2003 № 61-ФЗ).

2. Комплекс программных средств «Обработка сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах». Шифр «ЭДТ и ТС»: Руководство пользователя. В 2 т. Т 2. Подсистема таможенного органа. НЮГК.29720-04 34.

3. Приказ ГТК России от 30.03.2004 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

4. Малышенко Ю.В. Автоматизация таможенного оформления в США // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 2. С. 107-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.