Научная статья на тему 'Применение электронного декларирования в таможенном оформлении'

Применение электронного декларирования в таможенном оформлении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
432
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА ДАННЫХ / CUSTOMS / CUSTOMS CLEARANCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC DECLARING / ELECTRONIC DIGITAL SIGNATURE / FOREIGN TRADE ACTIVITY / ELECTRONIC DATA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никитченко Инна Игоревна

В статье проанализированы целесообразность применения механизма электронного декларирования в таможенном оформлении и его влияние на достижение оптимальных условий работы сотрудников таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of electronic declaring for customs procedures

The article analyzed feasibility of use of electronic customs declaring and its influence on achievement of optimal working conditions of customs officers.

Текст научной работы на тему «Применение электронного декларирования в таможенном оформлении»

И.И. Никитченко

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ

В статье проанализированы целесообразность применения механизма электронного декларирования в таможенном оформлении и его влияние на достижение оптимальных условий работы сотрудников таможенных органов.

Ключевые слова: таможенные органы; внешнеэкономическая деятельность; таможенное оформление; информационные технологии; электронное декларирование; электронная цифровая подпись; электронная база данных.

В условиях постоянного роста объема внешней торговли и увеличивающейся нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Их использование в деятельности таможенных органов совершенствует и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на Государственной границе РФ.

Развитие информационных технологий идет одновременно с развитием общества. С одной стороны, развитие информационных технологий является катализатором развития таможенных технологий: появляются новые математические методы и алгоритмы обработки информации для ее анализа, прогнозирования, оценки рисков недостоверного декларирования, системы онлайновой (в режиме реального времени) аналитической обработки информации (01ар-системы). Это способствует появлению потребностей в решении задач с помощью современных технологий. С другой стороны, изменение законодательной базы, необходимость следования тенденциям интеграции в мировую экономику требуют автоматизации этих процессов. Здесь яркий пример - создание системы контроля таможенного транзита, совместимой с Европейской системой транзита (NCTS).

В соответствии с современным представлением о таможне необходимо внести изменения в налогообложение, тарифы, требования к проведению таможенных операций, решить вопросы ответственности, защиты информации, охраны прав потребителя. Развитие информационных технологий остается приоритетным направлением деятельности таможенной службы и в XXI в. При этом неотъемлемой частью Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и «Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы» было внедрение электронной формы декларирования.

Российские законы лишь частично затрагивают процесс проведения торговых операций в электронной форме, и практически отсутствуют правовые нормы, регулирующие выполнение таможенных процедур с использованием электронной формы декларирования. Учитывая эти обстоятельства, в Таможенный кодекс РФ (далее -ТК РФ) были внесены соответствующие положения, позволяющие представлять документы в таможенные органы в электронном виде, создавать правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров и транспортных средств. Кроме того, в ТК РФ введена специальная гл. 40 «Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле», определяющая порядок применения информационных технологий в таможенном деле. При этом наиболее важна ст. 425 «Информационные ресурсы таможенных органов», в которой говорится о возможности представления документов с использованием телекоммуникационных систем. Для таможенных органов принципиально важно, что участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) представляют электронные копии грузовой таможенной декларации, однако эта информация все равно сопровождается традиционными документами на бумаге. Переход к электронной форме декларирования в полном объеме позволит полностью отказаться от бумажных документов, что существенно упростит взаимодействие участника ВЭД с таможней оформления, максимально сократит необходимость личного контакта с инспектором [1].

В соответствии с этими положениями важное место среди работ по автоматизации таможенного оформления занимает не только создание, но и повсеместное внедрение системы электронного декларирования [2].

Под электронным декларированием понимается выполнение процедур таможенного оформления и контроля исключительно на основе электронных документов и других компьютерных данных с использованием средств электронного обмена.

Электронное декларирование позволяет таможенным органам использовать время для таможенного оформления и контроля с момента предварительной подачи документов до пересечения границы РФ товарами и транспортными средствами. В то же время декларирование в электронной форме дает возможность эффективно использовать компьютерные системы для тщательного анализа представленных данных и документов на предмет возможности нарушения таможенных правил. При этом могут привлекаться электронные базы данных (далее - БД) не только таможенной службы, но и других ведомств и организаций.

Внедрение данной информационной технологии в процесс таможенного оформления и контроля должно создать условия для приведения таможенных процедур в России в соответствие с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур [3].

Так, на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни реальное применение режима электронного декларирования товаров началось с 25 ноября 2002 г.

К концу 2004 г. около 10 таможенных постов уже работали с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 1 700 электронных деклараций. Примерно 100 участников ВЭД перешли на такую форму работы. Электронная форма декларирования реализуется не только для автомобильного, но и для железнодорожного транспорта - в сентябре 2004 г. она введена в эксплуатацию на таможенном посту «Железнодорожный» Московской северной таможни.

В 2005 г. механизм электронного декларирования был внедрен еще на 56 таможенных постах всех региональных таможенных управлений, в том числе во Внуковской и Шереметьевской таможнях.

В настоящее время реализация данной программы позволяет обеспечить более полную собираемость таможенных платежей и налогов, создать условия для модернизации таможенного дела за счет нового качественного уровня автоматизации деятельности таможенных органов, сформировать единое информационное пространство и только за счет упрощения и ускорения таможенных процедур ежегодно приносить в бюджет дополнительно до 1 млрд. долл.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере ВЭД: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников ВЭД и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования [4].

Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Как показывает анализ международного опыта применения электронного декларирования, этот «инструмент» основан на функционировании единых информационных центров, которые используют централизованные БД результатов таможенного оформления, ранее проведенных проверочных мероприятий, содержат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно проверку поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система выдает не только рекомендации, но и контролирует их выполнение.

При создании системы электронного декларирования ФТС России особое внимание уделялось обеспечению ее информационной безопасности. Нарушение безопасности информационного обмена на начальной стадии внедрения электронной формы декларирования могло бы скомпрометировать идею использования безбумажной технологии.

Среди наиболее распространенных способов нарушения информационной безопасности можно выделить: противозаконный сбор, распространение и использование информации, дезинформацию, сокрытие или искажение информации.

В целях обеспечения безопасности информации, передаваемой между декларантами и таможенным органом при заявлении сведений о товарах и транспортных средствах в электронной форме, была разработана и реализована технологическая схема защиты информации. Данная схема определила порядок использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в электронной форме до и после создания ведомственного удостоверяющего центра при ГНИВЦ ФТС России, что позволило значительно ускорить внедрение электронного декларирования в практику деятельности таможенных органов [5].

Электронная цифровая подпись представляет собой цифровой код, связанный с текстом электронного документа и обеспечивающий аутентификацию и целостность данных. Эта связь фактически проверяется при «чтении» подписи, т. е. при определении ее подлинности. Если соответствия нет, то подпись и (или) текст были искажены при передаче данных.

Определяющую роль в правовом регулировании отношений в области использования ЭЦП играют федеральные законы:

- от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;

- от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- от 07.07.2007 № 126-ФЗ «О связи».

Так, Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что «электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью» при соблюдении следующих условий:

- сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

- подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе;

- ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи [5].

Методы формирования ЭЦП относятся к криптографическим методам, которые предлагают преобразование исходного текста в зашифрованный текст, чтобы человек, не наделенный соответствующими полномочиями, не мог его прочитать. Для шифрования и расшифрования применяется специальный ключ.

Существуют два основных вида криптографических систем - симметричные и асимметричные. Во-первых, шифрование и расшифрование выполняются с помощью одного и того же (открытого) ключа, во-вторых, применяются два разных взаимосвязанных (закрытых) ключа. Для электронного обмена таможенной информацией с применением ЭЦП используются асимметричные криптосистемы [6].

Применение ЭЦП при электронном декларировании товаров позволяет выявить или предотвратить следующие действия нарушителя:

- отказ одного из участников от авторства документа;

- модификацию принятого электронного документа;

- подделку документа;

- имитацию передачи сообщения.

Очевидно, что таможенные органы для применения электронной формы декларирования должны иметь достаточную техническую оснащенность, использовать специальное программное обеспечение, а также обладать необходимыми средствами обеспечения безопасности информации при информационном обмене.

В общей схеме электронного декларирования логично предусмотрены две подсистемы: декларанта и таможенного органа.

Подсистема декларанта представляет собой программное средство автоматизированной подготовки, редактирования и передачи в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах из документов, необходимых для таможенного оформления и контроля, электронных образов дополнительных документов, а также

формирования на их основе ГТД в электронной форме. Указанный комплект документов составляет совокупность документов сделки (далее - СДС), которая подтверждается ЭЦП участника ВЭД, архивируется и передается через межсетевой экран в подсистему таможенного органа в xml-формате, в которую входят:

- региональный узел сбора, хранения и обработки информации, в БД которого содержатся необходимые для таможенного оформления и контроля сведения, полученные от декларанта;

- АРМ таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенное штатными программными средствами.

Далее поступившая в региональный узел сбора информации таможенного органа СДС разархивируется в автоматическом режиме, после чего проверяется подлинность ЭЦП декларанта. При подтверждении правильности ЭЦП СДС загружается в БД и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль электронного образа ГТД. В случае успешного прохождения контроля региональный узел обработки регистрирует СДС, присваивает ей уникальный идентификационный номер и передает ГТД в формате штатных программных средств основного таможенного оформления инспектору таможенного органа, осуществляющему дальнейшее таможенное оформление и контроль. После завершения процесса оформления СДС подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа и помещается в архив, а оформленная электронная таможенная декларация отправляется в подсистему декларанта.

Для реализации вышеуказанной схемы электронного декларирования был создан комплекс программных средств «Обработка сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах» (далее - КПС «ЭДТ и ТС»), основными компонентами которого являются:

- Web-браузер - для обращения участников ВЭД к ресурсам Web-сервера и к БД;

- Web-сервер, выполняющий подготовку и редактирование СДС;

- сервер БД, обеспечивающий хранение системных и пользовательских данных.

Взаимодействие Web-браузера с Web-сервером осуществляется по протоколу

HTTP, компонентов Web-сервера с сервером БД - по технологии JDBC, а подсистемы таможенного органа с подсистемой декларанта в рамках КПС «ЭДТ и ТС» реализуется при помощи компонента ORACLE Advanced Queuing.

Подсистема таможенного органа позволяет должностному лицу таможенного органа во взаимодействии с декларантом проводить предварительный документальный таможенный контроль товара через Web-интерфейс. Она предназначена для автоматизации взаимодействия должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД при предварительном контроле представляемых декларантами документов и обеспечивает мониторинг прохождения этапов таможенного оформления и контроля и работу должностных лиц таможенных органов в проведении различных этапов таможенного оформления и контроля.

При обмене сообщениями в подсистеме таможенного органа предусмотрено автоматическое извещение участников процесса таможенного оформления и контроля о прохождении отдельных его этапов.

Безопасность информационного обмена обеспечивается методами, указанными в приказе ФТС России от 30.10.2006 № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования». Наиболее

удобными средствами защиты электронных документов являются «шифрование информации, а также использование электронной цифровой подписи для контроля целостности подтверждения подлинности отправителя и/или получателя информации».

Информация, передаваемая между подсистемами таможенного органа и участника ВЭД, обрабатывается с помощью криптографической защиты «КриптоПРО CSP», которая обеспечивает юридическую значимость электронного документа, конфиденциальность и контроль целостности посредством проставления ЭЦП.

К основным характеристикам КПС «ЭДТ и ТС» как системы электронного декларирования относятся:

- возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы, важнейшими компонентами которой являются национальные законы и международные соглашения, определяющие использование электронных форм документов, порядок оформления договоров, торговых сделок, проведение финансовых расчетов и таможенного оформления, а также применение ЭЦП для придания электронным копиям документов юридической силы;

- корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;

- распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;

- возможность обслуживания более 1 000 рабочих мест;

- минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько выводов.

Информационная система таможенных органов России - одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Таможенные органы работают в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, в условиях 11 часовых поясов - и это вызывает определенные трудности в поддержании данной системы в работоспособном состоянии. Общее состояние развития современных информационных технологий в некоторых отраслях и регионах России еще не достигло достаточного уровня. Во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме спутниковой, т. е. там нет развитой информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год увеличиваются.

Помимо того, что растет количество подлежащих таможенному оформлению грузов, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой 1Т-специалистов в коммерческих структурах и того, что к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и специфичные требования, эта проблема стоит весьма остро.

Другая проблема - внедрение новых информационных технологий. На данный момент существует достаточное количество перспективных 1Т-разработок, которые довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабность внедрения, сложность, отсутствие кадров для внедрения, неподготовленность технической инфраструктуры. Эта проблема возникает из-за того, что в настоящее время необходимо передавать большие объемы данных в ГНИВЦ ФТС России в режиме реального времени. Для этого нужны интегрированные каналы с большой пропускной

способностью, по которым пакетом данных идет передача и голоса, и данных в цифровом режиме.

Новые автоматизированные системы и технологии, такие как электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, «Кадры-2», система финансово-хозяйственной деятельности и другие, требуют перехода на иной уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы - она должна не просто работать, а быть доступной в режиме оп-Нпе на уровне 97-99%. Пока не будет оптимальных условий для разрешения проблем, стоящих перед информационной системой таможенных органов, условий, когда законодательная база не будет гарантией решения данных проблем, а в таможенной системе не будет работать квалифицированный и с мотивацией на службу персонал, внедрение и работа новых информационных технологий будет осуществляться с большими трудностями.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22.

2. Приказ ФТС России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киот-ская конвенция) от 18.05.1973.

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

6. Государственный стандарт РФ. ГОСТ 34.11-94 «Информационная технология. Криптографическая система защиты информации. Функция хэширования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.