ф
Староверова Ксения Олеговна
Доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Коберник Евгений Валерьевич
Программист-разработчик ЗАО «Gaming Bingo Systems».
E-mail: [email protected]
О ПРОЕКТЕ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
В статье рассматривается бизнес-проект разработки мобильного приложения для участников ВЭДи таможни.Характеризуются конкурентные преимущества данного приложения в сравнении с ИТ-решением ООО «Альта-Софт». Авторы описывают процедуру таможенного декларирования товаров с помощью приложения; технические вопросы, связанные с реализацией проекта; возможности его монетизации. В работе просчитываются возможные затраты на разработку приложения. На базе формулы NPV с учетом всех возможных факторов, влияющих на реализацию и процесс действия приложения, приводится формула расчета доходности проекта и срока его окупаемости.
Ключевые слова: мобильное приложение, электронно-цифровая подпись, интернет, канал связи, интерфейс, затраты, доходность, окупаемость.
Staroverova Kseniya O.
Assistant professor of the Chair of International Business and Customs Affairs of Plekhanov Russian University of Economics, candidate of pedagogical sciences E-mail: [email protected]
Kobernik Evgeniy V.
Gaming Bingo Systems, Frontend UX developer
E-mail: [email protected]
Abstract.
The article discusses the business-project of app development for customs andparticipants of foreign trade. Competitive advantages of this application compared to"Alta-Soft» software are characterized. Authors discuss the procedure of customs clearance with this app; technical issues; project possibility of monetization. There is a list of possible costs for app development in the article. On the basis of NPV formulataking into account all possible factors affecting the app implementation, the authors give a formula for calculating the profitability of the project and its payback period.
Keywords: mobile application, digital signature, Internet, communication channel, interface, costs, profitability, payback.
Двадцать первый век — век высоких технологий, быстрого интернета, сложных операционных систем, огромных баз данных с разнообразной информацией, доступ к которой может получить любой человек из любого уголка мира. Современные информационные технологии во многом упрощают процесс взаимодействия таможни и участников ВЭД. В частности, автоматизация коснулась основных таможенных процессов — от получения информации об участнике ВЭД до полноценного таможенного оформления и выпуска товара. Однако, проанализировав данную сферу, мы пришли к заключению, что здесь имеются определенные «ниши», где недостаточно существующих ^-решений.
Мы решили предложить рынку карманно -го помощника участника ВЭД — мобильное приложение, автоматизирующее процесс таможенного декларирования, в совокупности с карточкой, содержащей необходимую для таможенных органов информацию о данном участнике ВЭД.
Нужно отметить, что подобный продукт выпускается ООО «Альта-Софт», однако данная компания разрабатывает программное обеспечение только для ПК. Таким образом, нашим конкурентным преимуществом будет, в первую очередь, удобство пользования. Также, по нашему мнению, интерфейс «Альта-Софт» недостаточно удобен для обычных пользователей, а изменения в него уже давно не вносятся (Таблица 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки П"-решения для таможенного декларирования
ООО «Альта-Софт»
Преимущества Недостатки
Большое количество функций Оплата через интернет-банкинг Регулярные обновления Техническая поддержка клиентов Устаревший, неудобный интерфейс Высокие требования к подготовке пользователей в таможенной сфере Поддержка только ОС Windows Высокая стоимость покупки лицензии Привязка к рабочему месту
Актуальность предлагаемой разработки заключается в том, что с помощью смартфона и приложения мы значительно ускоряем процесс таможенного оформления и уменьшаем трудозатраты участника ВЭД. С другой стороны, имея данные об участни-
ке ВЭД, таможенные органы могут сделать предварительную оценку рисков, а также вести историю данного участника, которая будет содержать данные обо всех перевозках, декларациях и платежах данного участника ВЭД.
Преимущества предлагаемого продукта с точки зрения таможенных органов и участников ВЭД приведены в Таблице 2. Таблица 2
Преимущества мобильного приложения «Декларант»
С точки зрения таможенных органов С точки зрения участников ВЭД
Повышение качества таможенного контроля Пополнение базы данных участников ВЭД Сокращение времени на таможенное оформление Возможность взаимодействия с таможенными органами из любой точки мира Всегда актуальная информация о деятельности таможни
С точки зрения таможенных органов С точки зрения участников ВЭД
Автоматизация процессов оплаты и таможенного декларирования Повышение качества взаимодействия с участником ВЭД в целом Удобство пользования благодаря продуманному интерфейсу Контроль движения денежных средств Безопасность личных данных
Далее остановимся на следующих моментах:
1) опишем процесс декларирования товаров с помощью приложения;
2) в общем виде рассмотрим технические аспекты реализации данной идеи;
3) определим возможности монетизации данной разработки.
Мобильное приложение «Декларант» предоставляет возможность полноценного та-
моженного декларирования и расчетов с помощью интернет-эквайринга; обеспечивает декларанта нормативно-справочной информацией; с помощью чата предоставляет возможность живого общения со специалистами таможенного дела (таможенными представителями).
Работа приложения строится на основе стандартной схемы взаимодействия таможенного поста с участниками ВЭД (рис. 1).
Рис. 1. Схема взаимодействия таможни и участника ВЭД.
интернет
защищенный
Участники ВЭД Рабочее место 1 Рабочее место 2
Информационный оператор
канал ЦИТТУ
Таможня
Таможенный пост 1 Таможенный пост 2
В нашем случае рабочим местом участника ВЭД выступает мобильное приложение «Декларант»; далее с помощью мобильного интернета (сотовые операторы 3G\LTE) информация от участника ВЭД поступает уполномоченному информационному оператору.
Информационный оператор — это организация, с которой ЦИТТУ ФТС России подписало соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет, в соответствии с которым информационный оператор предоставляет возможность участнику ВЭД подавать сведения в электронной форме таможенным органам с использованием сетей Интернет.
Защищенный канал связи — канал, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования
и достоверность его электронной цифровой подписи (ЭЦП).
По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно на тот таможенный пост, на котором будет происходить таможенное оформление товаров.
Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД.
Подробнее остановимся на некоторых моментах, важных с технической точки зрения.
Согласно таможенному законодательству, рабочее место участника ВЭД должно иметь набор программного обеспечения, к которому относится:
• программа АСПТД «Декларант» или «Де-
кларант+», разработанная ООО «ТКС»;
• программа СВК «Контроль»;
• модуль ПС «Экспресс» к программе «Декларант»;
• сертификат с электронно-цифровой подписью (разработчик ООО «Крипто-про»)1.
Соответственно, проблемой является интеграция названного ПО в одну программу для смартфона, поскольку известно, что каждая из этих программ требует ОС «Windows», и они не распространяются на мобильные платформы.
Решая данную задачу, мы проанализировали работу упомянутого вышепрограммного обеспечения «Альта ГТД», а также документ «Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирова-ния»2, в котором приведена технология взаимодействия и описание интерфейса, достаточные для самостоятельной реализации необходимого программного обеспечения. Как следует из документа, ФТС не устанавливает ограничений по выбору операционной системы для взаимодействия приложения с серверами ФТС, однако необходимым является электронно-цифровая подпись и интеграция её как ключа в программное обеспечение «Декларант».
Связавшись с разработчиками компании «Крипто-про», мы выяснили, что существует возможность выдавать ЭЦП по сети и интегрировать данные ЭЦП напрямую в «сторонние клиенты», то есть в наше приложение.
В списке информационных операторов, с которыми у ЦИТТУ заключены соглашения об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной
форме с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (размещен на официальном сайте ФТС России) содержится перечень организаций, которые могут выступать уполномоченным оператором. Предлагаемая разработка может быть ориентирована как на данные компании с целью продажи проекта, так и на создание собственного уполномоченного оператора как компании, основная цель которой — обслуживание, модернизация и техническая поддержка данного приложения.
Для оказания услуг по передаче электронных деклараций через Интернет оператор должен провести аттестацию своих абонентских пунктов на соответствие требованиям информационной безопасности, иметь лицензии на оказание услуг связи, а также, для предоставления шифрованного канала связи и работы с ЭЦП, лицензии ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации и осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой — необходимо понять, даёт ли возможность ФСБ России использовать устройства с беспроводным подключением к сети Интернет через сотовые вышки операторов сотовой связи. Решая данную проблему, мы проанализировали стандарт качества мобильных приложений, разработанный Ро-скачеством. В данном документе приводится исчерпывающая инструкция по реализации проекта с точки зрения безопасности3, из которой следует, что при соблюдении всех требований безопасности использование такого подключения вполне возможно.
Подводя итог техническим моментам, можно сказать следующее.
Таможенные органы открыто (на своем официальном сайте) дают полноценную ин-
Информационные материалы про электронное декларирование через Интернет (ЭД2) [Электронный ресурс].--URL: http://www.tks.ru/ (дата обращения: 8.02.2018).
Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования [Электронный документ].— Официальный сайт Федеральной таможенной службы.— URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 07.02.2018).
Российская система качества. Мобильные приложения для смартфонов[Электронный ресурс-Официальный сайт Российской системы качества.— URL: http://roskachestvo.gov.ru/ (дата обращения: 07.02.2018).
струкцию и API — набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) или операционной системой для использования во внешних программных продуктах.
Предлагаемый нами продукт может работать полностью в своей среде; участнику ВЭД необходимо лишь в какой-то момент получить электронно-цифровую подпись, которая будет выдаваться компанией
Таблица 3
«Крипто-про» напрямую в интерфейсе приложения.
Теперь остановимся на экономической стороне проекта. Очевидно, что его реализация требует определенных затрат, сопряжена с риском и требует просчета рентабельности.
Для разработки данного мобильного приложения нам потребуется команда из девяти сотрудников, помещение для работы и оборудование. Смета затрат приведена в Таблице 3.
Затраты на разработку мобильного приложения «Декларант»4
Ежемесячные затраты на персонал Другие затраты, руб.
Должность Количество человек Заработная плата, руб Аренда помещения Бизнес-центр «Верейская плаза» Площадь 145.5 м2 Стоимость — 125000
Менеджер по подбору персонала 1 50000 Оборудование (единоразово) 10 ПК 1200 000
Менеджер проекта 1 200000 Мебель, офисное оборудование, расходные материалы 500000 руб (единоразово)
Маркетолог 1 80000 Ежемесячные расходы Поломки, обслуживание и т.д.— 100000
GUI-дизайнер (пользовательский интерфейс) 1 130000
Арт-директор 1 150000
Front-end разработчик (программист) 1 130000
Back-end разработчик (программист) 3 160000
Заработная плата персонала рассчитана согласно SuperJob.ru, а также по собственным исследованиям авторов.
4
Технический директор 1 200000
Итого на персонал 1090 000
Итого ежемесячно 1315 000 руб.
Разовые затраты 1700 000 руб.
Итого при среднем времени разработки 6 месяцев 9590 000 руб.
Перейдем к доходной части проекта. Для того, чтобы рассчитать сроки окупаемости проекта, нами была разработана формула на базе формулы NPV, с учетом всех возможных факторов, влияющих на реализацию и процесс действия приложения. По нашему мнению, данная разработка будет полезна таможне, поэтому в качестве основного клиента мы рассматривали государственные органы.
По данным официального сайта ФТС РФ на конец 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 трлн. 360,5 млрд. рублей5. На этом же сайте была найдена информация о доле деклараций на товары, которые были оформлены в электронной форме. Она составила 99%. Также нам потребуются данные о трафике посещаемости пользователями сайтов с мобильных устройств и с помощью персональных компьютеров. Согласно данным ведущего инженера команды ранжирования Google Сергея Архангельского, цифра мобильного трафика в Рунете является 62% от общего6.
Получение прибыли с приложения будет проводиться на проценте сбора с транзакций, допустим, это будет 2% с декларации. А также установим долю транзакций посредством мобильного приложения на этапе входа в 0, 01%, так как не сразу все пользователи узнают о существовании разработки.
Также нам следует указать такие данные, как рост абонентской базы, рост доли электронного декларирования и рост доли мобильных платформ. Так как мы не можем предугадать развития всех процессов и получить какую-либо статистику далее, мы оставим эти данные статическими в размере 1.
Одним из важных значений в нашей формуле будет являться множитель дисконтирования, который будет установлен в размере 120%. Также с течением времени необходимо будет определить рост доли транзакций приложением, вовлеченность аудитории. Минимальные, на наш взгляд показатели, могут составить 10% в год. Таким образом, итоговая формула будет выглядеть как:
,TDTT aQnxßsnxy<onx6üinxe
, где
а — сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами; Q — рост абонентской базы; в — доля электронного декларирования; г — рост доли электронного декларирования;
5 На момент написания статьи на официальном сайте ФТС были приведены данные за 11 месяцев 2017 года; сумма доходов федерального бюджета составила 4048,05 млрд., что сопоставимо с 2016 годом, поэтому для расчета был взят 2016 год).
6 Данные были озвучены на конференции Орйт^а^оп-2016.
у — доля мобильных платформ; Ф — рост доли мобильных платформ; 8 — процент сбора с транзакций; б — доля транзакций посредством приложения; ш — рост доли транзакций посредством приложения; ц — множитель дисконтирования; п — год исследования
Расчет доходности проекта приведен в Таблице 4. Таблица 4
Доходность проекта разработки мобильного приложения «Декларант»
Год Доход на конец года
2018 4906 308р.
2019 4497 449р.
2020 4122 661р.
Сумма 13526 418р.
Мы видим, что проект выйдет на окупаемость к началу 2020 года.
Подводя итог, можно сказать, что нами была реализована подготовительная стадия бизнес-планирования — формирование
бизнес-идеи и приблизительный подсчет сроков окупаемости проекта. Расчеты показывают, что проект является перспективным, следовательно, можно приступать к непосредственной разработке приложения.
Библиографический список
1. Информационные материалы про электронное декларирование через Интернет (ЭД2) [Электронный ресурс].— URL: http://www.tks.ru/ (дата обращения: 8.02.2018).
2. Российская система качества. Мобильные приложения для смартфонов [Электронный ресурс] — Официальный сайт Российской системы качества.— URL: http://roskachestvo. gov.ru/ (дата обращения: 07.02.2018).
3. Спецификация интерфейса взаимодействия между автоматизированными системами таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования [Электронный документ].— Официальный сайт Федеральной таможенной службы.— URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 07.02.2018).
4. Староверова, К. О. Особенности предпринимательской деятельности в таможенной сфере.— В сб.: Импортозамещение и развитие несырьевого экспорта — приоритеты современной промышленной политики России. Материалы международной научно-практической конференции. — М.: Изд-во РЭУ им. Плеханова.— 2017.— С. 298-300.