ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТОВ
В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Аннотация. В статье освещены особенности формирования и развития логистических технологий финансовых расчетов в таможенной сфере. Охарактеризованы нормативно-правовые основы и преимущества применения логистических технологий, определены участники систем электронных расчетов, дан обзор сервисов для проведения финансовых расчетов в таможенной сфере.
Ключевые слова. Таможенная логистика, системы электронных расчетов в таможенной сфере, технологии таможенной логистики, таможенная карта, технология удаленной оплаты таможенных платежей.
Parfenov V.A., Smirnova E.A.
LOGISTICS TECHNOLOGY FINANCIAL SETTLEMENT IN THE FIELD OF CUSTOMS
Abstract. In the article the peculiarities of formation and development of logistics technology financial settlement in the field of customs. These technologies are based on the use of specialized interbank system of electronic payments using smart cards in order to simplify and accelerate the payment of customs duties. The article describes the legal framework and advantages of application of logistics technologies, participants of systems of electronic payments, an overview of services for financial purposes in the field of customs.
Keywords. Customs logistics, payment system in customs sphere, technology customs logistics, customs card, the technology of remote payment of customs payments.
Важнейшей составной частью финансового потока в сфере внешней торговли являются обязательные к уплате при пересечении таможенной границы таможенные платежи [3, с. 119]. Потенциальная возможность применения электронных технологий финансовых расчетов в таможенной сфере предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела. Так, в соответствии с частью 14 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», уплата таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (далее - электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.
Федеральным законом № 311-ФЗ устанавливается и статус лиц, взаимодействующих с ФТС России при организации уплаты таможенных и иных платежей с применением электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, он определен как «операторы таможенных платежей». Основной задачей операторов таможенных платежей является осуществление информационного обмена
ГРНТИ 06.39.41
© Парфёнов А.В., Смирнова Е.А., 2018
Александр Викторович Парфенов - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Елена Александровна Смирнова - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с авторами (Парфёнов А.В.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 766-45-83. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 21.08.2017.
между всеми участниками финансовых расчетов при уплате таможенных платежей. Необходимо отметить, что системы электронных расчетов с использованием микропроцессорных карт были образованы и начали функционировать в таможенной сфере нашей страны задолго до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ.
В 2000 году, в целях упрощения и ускорения уплаты таможенных платежей, была создана специализированная межбанковская система электронных расчетов с использованием микропроцессорных карт «Таможенная карта» [4, с. 17]. В 2008 году начала функционировать таможенная платежная система «Зеленый коридор», а с декабря 2012 года - «Мультисервисная платежная система» (именуемая также «PAY HD» - «РАУНД»). Платежные системы «Таможенная карта», «Зеленый коридор» и «Мультисервисная платежная система» являются частью околотаможенной инфраструктуры, а координаторы эмиссии таможенных карт в этих системах - соответственно ООО «Таможенная карта», ООО «Таможенная платежная система» и ООО «Мультисервисная платежная система» - являются, по своей сути, специализированными таможенными посредниками.
Что касается платежной системы «Зеленый коридор», то таможенные органы прекратили принимать ее карты в ноябре 2011 года. В качестве основной причины назывался перенос в новый Центр обработки данных серверного оборудования, обслуживающего информационное взаимодействие с ООО «Таможенная платежная система». По неофициальной информации начальников некоторых таможенных постов, их сотрудникам было запрещено ФТС России принимать платежи от системы «Зеленый коридор» под угрозой увольнения. В ноябре 2012 года учредители платежной системы «Зеленый коридор» решили ее ликвидировать, а уже в декабре 2012 года в Московской областной таможне был произведен первый платеж в рамках «Мультисервисной платежной системы» по карте РАУНД, эмитированной банком «Возрождение».
Учитывая, что в октябре 2011 года с помощью карт системы «Зеленый коридор» было уплачено таможенных платежей на общую сумму более 50 млрд рублей, что составляло 20% платежей при импорте и 9% общей суммы всех таможенных платежей, а к концу 2013 года ООО «Таможенная платежная система» планировало увеличить свою долю рынка до 40-50% от общей суммы таможенных платежей (около 200-240 млрд рублей в месяц), можно прийти к выводу о рейдерском захвате инфраструктуры платежной системы «Зеленый коридор» [2].
Порядок использования микропроцессорных карт в таможенной сфере до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» был регламентирован приказами ГТК РФ и ФТС России, а именно:
• от 03.08.2001 г. № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (в ред. Приказа ФТС РФ от 05.04.2011 г. № 708): регламентирована технология расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт);
• от 03.08.2001 г. № 758 «О координаторе эмиссии таможенных карт»: «Таможенная платежная система» получила статус координатора на всей территории РФ;
• от 18.01.2001 г. № 51 «Об использовании таможенных карт при получении акцизных марок»: определен порядок применения таможенных карт при получении акцизных марок;
• от 16.01.2004 г. № 29 «О применении таможенных карт»: регламентирована технология применения таможенных карт при обеспечении уплаты таможенных платежей;
• от 21.07.2008 г. № 888 «О координаторе эмиссии таможенных карт»: ООО «Таможенная платежная система» получила статус координатора на всей территории РФ;
• от 06.11.2012 г. № 2222 «О координаторе эмиссии таможенных карт»: такой статус получила и ООО «Мультисервисная платежная система».
Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 285 «О требованиях к юридическим лицам, ответственным за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающим надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства, и порядке организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области таможенного дела» утверждены требования к операторам таможенных платежей. В настоящее время оператор таможенных платежей предоставляет обеспечение надлежащего исполнения принимаемых на себя обязательств в размере 200 млн рублей в форме безотзывных и безусловных банковских гарантий организации, включенной в реестр банков, формируемый ФТС России, со сроком действия не менее одного года или денежных средств, внесенных на счет федерального казначейства. Кроме того, оператор таможенных платежей должен быть включен в реестр операторов платежных систем в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Приказами ФТС России от 01.10.2013 г. № 1859 и № 1860 операторами таможенных платежей были признаны, соответственно, ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система». Базовые принципы функционирования систем электронных расчетов в таможенной сфере достаточно подробно рассмотрены в работе [1] и в своей совокупности формируют технологическую основу взаимоотношений между их участниками. Применение таможенных карт для расчетов по уплате таможенных платежей осуществляется при помощи специализированного платежного электронного терминала либо на базе персонального компьютера. Специальное устройство считывает информацию с микропроцессора таможенной карты и передает ее в таможенные органы вне зависимости от продолжительности операционного дня банка.
В соответствии со ст. 2 Технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), уплата таможенных платежей с таможенной карты может производиться в валюте Российской Федерации либо в валюте США. При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 76 Таможенного кодекса Таможенного союза любые таможенные платежи могут быть уплачены только в валюте государства-члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате.
Коммерческие банки самостоятельно устанавливают тарифы на обслуживание таможенных карт, эмитентом которых они являются. Для крупных корпоративных клиентов, заключающих регулярные и значительные по объему внешнеторговые контракты, могут быть установлены льготные тарифы. В отдельных случаях банки могут предоставлять таможенные карты бесплатно в качестве дополнительного сервиса. Категория таможенной карты определяется клиентом в заявлении на оформление таможенной карты. К одному счету клиента не могут быть выпущены одновременно карты разной категории. Комиссия за обработку операций, совершенных с использованием таможенных карт, рассчитывается и взимается отдельно по каждому открытому счету клиента, начиная с месяца совершения первой операции. Комиссия за годовое обслуживание счета взимается единовременно при выпуске таможенной карты. В случае закрытия счета до истечения срока действия таможенной карты стоимость годового обслуживания счета не возвращается.
Согласно проведенному CustomsForum.ru исследованию рынка [6], в рамках платежной системы «Таможенная карта» в 2015 году коммерческими банками предлагались тарифы за услуги по обслуживанию держателей стандартных таможенных карт, приведенные в таблице 1. Как уже отмечалось, целевое назначение таможенных карт заключается в предоставлении их пользователям преимуществ при уплате таможенных платежей безналичным способом в режиме реального времени. Кроме того, технология расчетов с применением таможенных карт может быть эффективно использованы в рамках процедуры таможенного транзита для обеспечения уплаты таможенных платежей [1].
В целях упрощения и ускорения таможенного декларирования товаров была разработана технология «удаленной оплаты таможенных платежей», возможность применения которой в настоящее время регламентирована Распоряжением ФТС России № 111-р от 21.05.2012 г. «Об утверждении Временной информационной технологии взаимодействия лиц, осуществляющих декларирование товаров в электронной форме, при удаленной оплате таможенных платежей, с использованием электронного терминала координатора эмиссии микропроцессорных пластиковых карт и Федеральной таможенной службы».
Так, платежная система «Таможенная карта» с декабря 2012 года в качестве эксперимента реализует проект по удаленной оплате таможенных платежей через рабочее место декларанта с использованием электронного терминала координатора эмиссии таможенных карт. В свою очередь, «Мульти-сервисная платежная система» предлагает осуществлять удаленную оплату таможенных платежей посредством применения таможенных карт РАУНД через сеть Интернет.
Таблица 1
Тарифы за услуги по обслуживанию держателей таможенных карт платежной системы «Таможенная карта» в 2015 году в некоторых банках-эмитентах [6]
Сумма транзакции, млн руб. Размер комиссии Банки-эмитенты
Меньше 15 0,25% Альфа-Банк, Примсоцбанк
От 15 до 25 0,14% Альфа-Банк
От 25 до 60 0,13% Альфа-Банк
От 60 до 150 0,12% Альфа-Банк, Московский кредитный банк
Свыше 60 0,095% от суммы операции, но не менее 80 000 руб. в месяц Банк Оранжевый
Свыше 60 0,09% Примсоцбанк
От 150 0,12% от части оборота по картам до 150 млн руб. + 0,09% от части оборота по картам от 150 млн руб. Альфа-Банк
От 200 до 500 0,09% Невский Банк
Не менее 500 0,085% Невский Банк
В среднесрочной перспективе конкуренцию ООО «Таможенная карта» и ООО «Мультисервисная платежная система» могут составить глобальные и федеральные платежные системы, координирующие эмиссию микропроцессорных банковских карт для оплаты товаров и различного рода услуг, такие как VISA, Master Card и др., а также Сбербанк России. Обзор сервисов для проведения финансовых расчетов в таможенной сфере, применяемых в рамках «Мультисервисной платежной системы», по состоянию на 2016 год, приведен в таблице 2.
Таблица 2
Обзор сервисов для проведения финансовых расчетов в таможенной сфере
Вид сервиса Краткое описание Пользователи Разработчик
Личный кабинет Банка Основные функциональные возможности: информационный обмен между банком-участником и оператором платежной системы; работа с заявлениями: создание, редактирование, отправка оператору платежной системы, просмотр ответа системы на загрузку заявления; просмотр информации движения денежных средств по корреспондентскому счету банка-участника, используемому в рамках платежной системы, в режиме реального времени с детализацией по операциям; просмотр информации по клиентам банка-участника; просмотр информации по клиентским счетам и таможенным картам плательщика с детализацией по операциям, совершенным с использованием платежного сервиса «Раунд» Банки-эмитенты ООО «Муль-тисервисная платежная система»
Лицевые счета в личном кабинете Участники ВЭД могут запрашивать отчеты в электронном виде в рамках своего лицевого счета по выбранной таможне, определив диапазон дат и тип отчета. В «Личном кабинете» можно отслеживать статусы запрошенных отчетов, просматривать и печатать полученные отчеты, а также хранить их историю Держатели таможенных карт любых операторов таможенных платежей ООО «Муль-тисервисная платежная система»
Мобильное приложение С целью упрощения процедуры оплаты и исключения возможных ошибок при заполнении необходимых данных платежа, мобильное приложение предлагает возможность сканирования камерой мобильного гаджета штрих-кода, расположенного на квитанции к таможенному приходному ордеру к прилагаемому товару. В случае использования приложения, процесс оплаты квитанции к таможенному приходному ордеру картами международных платежных систем VISA и MasterCard занимает не более 3 минут Физические лица ООО «Муль-тисервисная платежная система» совместно с ФТС России
Окончание табл. 2
Вид сервиса Краткое описание Пользователи Разработчик
Многофункциональный таможенный терминал Предназначен для упрощения порядка оформления пассажирской таможенной декларации и оплаты таможенных пошлин. Сформировать декларацию можно предварительно на портале customsportal.ru или непосредственно в терминале. В первом случае, декларации будет присвоен индивидуальный номер, который при вводе на устройстве подгрузит заполненную ранее декларацию. Во втором случае, после ввода необходимых данных в электронную форму на экране терминала, заполненная декларация распечатывается со штрих-кодом, отсканировав который пользователь переходит к оплате таможенных пошлин с использованием банковской пластиковой карты. Информация о совершившейся оплате в режиме реального времени поступает в ФТС России. По завершению операций, терминал распечатывает соответствующий чек, являющийся официальным документом подтверждения оплаты, который предъявляется таможенному инспектору при последующем проходе через Красный коридор. Помимо таможенных платежей, через терминал возможна оплата мобильной связи, ЖКХ, услуг Интернет-провайдеров и т.д. Физические лица ООО «Муль-тисервисная платежная система», АО «Нефте-промбанк», ПАО «Транс-КапиталБанк»
Зачет излишне уплаченных сумм таможенных пошлин Позволяет участникам ВЭД совершать процедуру возврата излишне уплаченных денежных средств после закрытия полной таможенной декларации в личном кабинете, а имеющийся остаток денежных средств использовать в счет оплаты по другим таможенным декларациям Участники ВЭД ООО «Муль-тисервисная платежная система»
Денежный залог Внесение обеспечения денежных средств на счет Федерального казначейства с помощью платёжного сервиса РАУНД, используя соответствующий вид платежа 9090 без предварительного авансирования. Перевод денежных средств в качестве денежного залога может осуществляться с помощью электронных терминалов, платежных терминалов, а также банкоматов Участники ВЭД ООО «Муль- тисервисная платежная система», ООО «Альта- Софт», ООО «СТМ»
Электронное поручительство Электронное поручительство позволяет: получить обеспечение на необходимую сумму в виде поручительства оператора сервиса в момент декларирования товаров на таможне; сократить финансовые издержки (таможенные органы выпускают товары в момент предоставления поручительства, что позволяет не прерывать выполнение таможенных операций); сократить временные издержки, связанные с возвратом денежных средств Участники ВЭД ООО «Муль-тисервисная платежная система»
Зачет остатков Преимущества: отсутствие необходимости совершения возвратов излишне уплаченных денежных средств при закрытии полной таможенной декларации; отсутствие необходимости сбора подтверждающих документов в таможенный орган; возможность использования остатков денежных средств, внесенных по временным таможенным декларациям, в счет будущих деклараций Экспортеры нефти и нефтепродуктов ООО «Муль-тисервисная платежная система» совместно с ФТС России
В целом, учитывая целевую направленность использования в таможенной сфере электронных средств платежа, заключающуюся в минимизации временных и финансовых затрат у участников внешнеэкономической деятельности, технологии оплаты таможенных платежей с применением микропроцессорных пластиковых карт можно рассматривать в качестве перспективных технологий таможенной логистики. Такой подход к развитию таможенного администрирования полностью соответствует Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой распоряжением Прави-
тельства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. Целями программы, в том числе, являются устранение существующих препятствий и недопущение создания новых для развития высокотехнологичных видов деятельности, формирование условий инфраструктурного и институционального характера для возникновения и применения современных цифровых технологий, к которым можно с полным основанием отнести и электронные технологии финансовых расчетов в таможенной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбеков А.У., Гамидуллаев С.Н., Парфенов А.В. Таможенная логистика. СПб.: Изд-во «Троицкий мост», 2013. 208 с.
2. Зачем перекрыли «Зеленый коридор» на российской таможне? // Аргументы и факты. 2011. 21 ноября.
3. Парфёнов А.В., Смирнова Е.А. Система электронных расчетов таможенная карта: преимущества и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2005. № 2. С. 119-124.
4. Парфёнов А.В., Смирнова Е.А. Таможенное посредничество. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 120 с.
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186310#0 (дата обращения 01.08.2017).
6. Учвэдам: сколько стоит «Таможенная карта». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customscard.ru/payment-system/press/uchvedam-skolko-stoit-tamozhennaya-karta (дата обращения 01.08.2017).
7. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 23.06.2016 г.).
8. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 03.07.2016 г.).