Научная статья на тему 'Некоторые проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей'

Некоторые проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOM UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOM CODE / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOM PAYMENTS / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOM DUTIES / НАЛОГ / TAX / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / TAX CODE / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / TAX LAW / НДС / VAT / АКЦИЗЫ / EXCISES / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / CUSTOMS CONTROL / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / BANK / БАНК / СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INSURANCE COMPANY / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / BANKS GUARANTEE / LENDING AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов Степан Владимирович

В статье рассматривается проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, а так же в связи с принятием Федерального закона РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Поднимается проблемы «объекта налогообложения», «банковской гарантии» в налоговых и таможенных правоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of tax-legal status of banks, another lending agencies, insurance companies carrying out their duties paying out customs fees

The article deals with the problems of tax-legal status of banks, another lending agencies, insurance companies carrying out their duties paying out customs fees due to the enactment of The Customs code of The Custom union, and also due to the enactment of the federal statute of the RF from 27.11.2010 г. № 311-FS «The customs control in the Russian Federation». The problems such as «taxation`s object», «banks guarantee» in a tax and customs relationship are brought up.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей»

ВИС для целей налогообложения и сам механизм налогообложения. Требуется также гармонизация соответствующих норм НК РФ с положениями соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а именно:

1) унификация понятий взаимозависимых лиц и ассоциативных предприятий и включение в НК РФ всех критериев признания предприятий ассоциативными;

2) включение в НК РФ терминов, содержащихся в соглашениях об избежании двойного налогообложения, и разработка их дефиниций в рамках национального законодательства (в частности, дефиниций налогового резидентства юридического лица, прямого и косвенного участия в управлении, контроле и имуществе предприятия);

3) установление в рамках НК РФ взаимосвязи понятий «юридическое лицо», «организация», «предприятие»;

4) приведение Типового соглашения 2010 г. в соответствие с нормами НК РФ.

С.В. Кириллов

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ, ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ*

Президент РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах»1 указал, что российская налоговая система должна отве-

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Р.Ф. Захаровой.

1 Парламентская газета. 2011. 7 июля. 52

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2012

чать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»2, в отличие от частично утратившего юридическую силу Таможенного кодекса РФ, не содержит определения таможенных платежей.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к таможенным платежам отнесены: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость (далее - НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы3.

Н.И. Землянская предлагает понимать под институтом таможенных платежей межотраслевой правовой институт, регулируемый совокупностью норм конституционного, международного, таможенного, финансового, гражданского и иных отраслей права. При этом при регулировании порядка установления и уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов используют-

2 СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

3 См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) // СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

ся нормы таможенного законодательства, а по вопросам установления и уплаты косвенных налогов, действующих в налоговой сфере, приоритет имеют нормы налогового законодательства .

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза взимается косвенные налоги: НДС и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор)5.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 г. «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»6 установлены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства - члена Таможенного союза (Республика Беларусь -4,70%; Республика Казахстан - 7,33%; Российская Федерация -87,97%). Перечисление сумм ввозных таможенных пошлин государств - членов Таможенного союза осуществляется уполномоченными органами государства-члена на счета в иностранной валюте других государств-членов на следующий рабочий день за днем зачисления на единый счет уполномоченного органа (в Российской Федерации - Федеральное казначейство).

В соответствии с п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Пункт 1 ст. 143 НК РФ рассматривает лиц, признавае-

4 Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 45.

5 Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года // URL: http://www.tsouz.ru/mgs/ (дата обращения: 13.02.2012).

6 URL: (дата обращения: 13.02.2012). 54

мых налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, определяемых в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле, пп. 3 п. 1 ст. 179 НК РФ - лиц, признаваемых налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, определяемых в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ и пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения в данном случае, применительно и к НДС, и к акцизу, признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. В то же время ТК ТС определяет объектом обложения таможенными пошлинами, налогами товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таким образом, просматривается противоречие между ТК ТС и налоговым законодательством РФ. НК РФ рассматривает операцию, подлежащую налогообложению, а ТК ТС - товар как объект обложения налогами.

При этом под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

ТК ТС для определения налоговой базы для исчисления налогов ссылается на законодательство государств-членов.

Согласно НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговый кодекс Республики Беларусь содержит аналогичное понятие.

В Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговая база определяется как стоимостная, физическая или иная харак-

теристики объекта налогообложения, на основании которых устанавливаются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.

Особую роль в правоотношениях «плательщик таможенных пошлин, налогов - государство» играют банки, иные кредитные организации и страховые организации. Следует отметить, что с участием банков, иных кредитных организаций и страховых организаций складываются следующие отношения:

1) «банки, иные кредитные организации и страховые организации - государство» - публично-правовые;

2) «банки, иные кредитные организации и страховые организации - плательщик таможенных пошлин, налогов» - частноправовые.

В первом случае в лице государства применительно к публично-правовым отношениям выступают таможенные органы, которые в соответствии с п. 1 ст. 34 НК РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ и иными федеральными законами. Таможенные органы ведут Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Включение в Реестр указанных организаций осуществляется в заявительном порядке с предоставлением перечня документов, установленного Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства РФ о банках и банковской деятельности, гражданского законодательства РФ и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организа-

ция (гарант) дают по просьбе лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Статья 142 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает выдачу банковской гарантии не только банками, но и иными кредитными и страховыми организациями, обладающими правом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В то же время Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»7 (п. 8 ст. 5) относит выдачу банковской гарантии к «банковским операциям», т.е. к операциям, которые могут осуществлять лишь кредитные организации на основании лицензии Центрального банка РФ. Вследствие этой коллизии банковские гарантии, выданные страховыми организациями, могут быть признаны недействительными, а деятельность сотрудников страховых организаций, выдавших банковскую гарантию, можно квалифицировать как «незаконную банковскую деятельность» (ст. 172 УК РФ).

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»8 обязывает страховщика соблюдать установленные законодательством и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования выдачи банковской гарантии. Однако такие требования не формализованы, а понятие банковской гарантии, выдаваемой страховой организацией, не закреплено нормативно.

Таким образом, банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ, де-юре и де-факто получают приоритет перед страховыми организациями при выдаче банковской гарантии в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Такое неравенство в значительной степени ущемляет права страховых компаний по выдаче банковских га-

7 Ведомости РСФСР.1990. №27. Ст. 357.

8 Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

рантий. Поэтому уместно было бы закрепить за страховыми организациями полномочия по выдаче банковских гарантий.

Е.А. Прончатов и Д.Д. Тренина предлагают внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с тем, чтобы перевести выдачу банковских гарантий из разряда «банковских операций» в разряд «банковских сделок», которые помимо кредитных организаций могут осуществлять и иные субъекты гражданского права. В этом случае страховым компаниям и их сотрудникам не будет грозить ни гражданско-правовая, ни уголовная ответственность при выдаче банковских гарантий. Банк России прекратит лицензирование выдачи банковских гарантий (поскольку она перестанет быть банковской операцией), а кредитные и страховые организации смогут выдавать банковские гарантии на основании ГК РФ без дополнительного лицензирования .

Более удачно, на наш взгляд, данная проблема разрешается в нормативных правовых актах других государств - членов Таможенного союза. Например, в ст. 339 Таможенного кодекса Республики Казахстан в качестве одного из видов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов закреплен кроме банковской гарантии договор страхования, что является более корректным, так как страховые организации в данном случае вместо выдачи банковской гарантии заключают с плательщиками таможенных платежей и налогов договоры страхования. В свою очередь, в ст. 262 и ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов рассматриваются банковские гарантии, выданные банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, включенными в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Правоотношения, связанные с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, регулируются

9 См.: Прончатов Е.А., Тренина Д.Д. Банковская гарантия и смежные институты права в деятельности кредитных и страховых организаций // Страховое право. 2006. № 1. С. 28. 58

банковским и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Представляется также необходимым формализовать в НК РФ банковскую гарантию в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В настоящее время в п. 1 ст. 72 НК РФ в качестве таких способов предусмотрены залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Согласно ст. 1761 НК РФ банковская гарантия используется только при заявительном порядке возмещения налога, представляющем собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. Право использовать заявительный порядок имеют в том числе и налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных НК РФ. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

НК РФ в п. 2 ст. 11 определяет банки (банк) как коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 28 апреля 2010 г. № 05-07-12/4 «О реализации положений Федерального закона от 17.12.2009 № 318-ФЗ»10 перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банков-

10 СПС «КонсультантПлюс».

ских гарантий в целях налогообложения, ведется на основании данных, полученных от Центрального банка РФ. Проверку соответствия банка требованиям для включения в Перечень осуществляет Банк России.

Между тем письмо Министерства финансов РФ не является нормативным правовым актом. А Минфин России не обладает властно-распорядительными полномочиями в отношении Центрального банка РФ. Таким образом, остается открытым вопрос о правомочности применения данного письма.

Среди требований, установленных НК РФ для включения в указанный Перечень, следует выделить:

наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.;

наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд руб.;

соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

отсутствие требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кроме того, изменение Перечня производится в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1761 НК РФ, на основании сведений, полученных Минфином России от Центрального банка РФ.

В свою очередь, ст. 142 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» среди условий включения в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, устанавливает для банка, иной кредитной организации:

наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, в которой указано право выдачи банковских гарантий;

осуществление банковской деятельности не менее пяти лет; наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 200 млн руб.;

наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 1 млрд руб.;

соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных законодательством РФ о банках и банковской деятельности, на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

отсутствие требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей.

Для страховой организации:

наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), на право осуществления страховой деятельности;

наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 млн руб.;

осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет;

отсутствие убытков в течение последнего календарного года; наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного размера;

наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала;

отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей. Особое место кредитные организации занимают при исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, являясь «посредником» при совершении операций по уплате таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов. В соответствии с ч. 7 ст. 116 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» налоги, а также таможенные пошлины, налоги в отношении товаров

для личного пользования уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа. Но при этом законодательно закреплена возможность уплаты таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств, а также через платежные терминалы или банкоматы.

До вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»11 под операторами платежных систем понимались юридические лица, осуществляющие информационный обмен между участниками расчетов при уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов, ответственные за поступление на счет Федерального казначейства денежных средств, уплаченных с использованием электронных или платежных терминалов, банкоматов, и обеспечивающие надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством РФ путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства (ч. 15 ст. 116 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В действующей редакции Федерального закона «О таможенном регулировании» отменено понятие оператора платежной системы и используется понятие юридические лица, осуществляющие информационный обмен между участниками расчетов и ответственные за поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие

11 СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3873. 62

надлежащее исполнение принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством РФ путем предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег) на счет Федерального казначейства. Требования к указанным юридическим лицам, порядок организации взаимодействия между ними, плательщиками таможенных пошлин, налогов и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, определяются Правительством РФ.

Таким образом, на эти правоотношения не распространяется действие Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»12.

В Таможенном кодексе РФ также не урегулированы данные правоотношения, хотя указанный порядок уплаты действует достаточно давно и регламентируется приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей»13. Таможенные органы принимают для уплаты таможенных и иных платежей таможенные карты - микропроцессорные банковские карты, которые эмитируются кредитными организациями (банками-эмитентами) и являются инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте.

Сбор и передача информации по операциям с применением таможенной карты осуществляется через электронный терминал. Наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по таможенной карте), сформированного электронным терминалом и подписанного держателем таможенной карты и инспектором таможни, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.

Координацию эмиссии таможенных карт, а также действий всех участников данной платежной системы, обеспечение их информационной поддержки осуществляет организация, определенная ФТС России, - единый координатор эмиссии таможенных карт.

12 СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.

13 Российская газета. 2001. 25 авг.

Непосредственно эмиссию таможенных карт осуществляют кредитные организации (банки-эмитенты). В качестве банка-эмитента может выступать любое кредитное учреждение, заключившее договор с координатором эмиссии таможенных карт. В соответствии с письмом ФТС России от 14 марта 2011 г. № 0111/11057 «Об уплате таможенных платежей с использованием микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)» во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы РФ от 25 января 2011 г. по делу № 1 15/104-10 таможенным органам необходимо принять меры, направленные на недопущение отказов в приеме таможенных карт, эмитированных кредитными организациями, заключившими договор об эмиссии таможенных карт ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система». Таким образом, определены два координатора эмиссии таможенных карт: ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система».

Принятие Закона «О национальной платежной системе» не разрешило данную проблему. Организация, обеспечивающая уплату таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, оператором платежной системы в связи с вступлением в силу этого Закона не является. Законодательно порядок деятельности такой организации не установлен, не определены конкретные сроки перечисления денежных средств, а также не предусмотрена ответственность за нарушение этих сроков, хотя, от ее деятельности зависит поступление на счет Федерального казначейства денежных средств, перечисленных в счет уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, при исполнении банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями обязанностей по уплате таможенных платежей возникает ряд правовых проблем.

Правоотношения в данной сфере регулируются нормами конституционного, международного, финансового (налогового), таможенного, гражданского и других отраслей права. Соответ-

ственно и способы разрешения данных проблем требуют комплексного правового, политического и экономического подхода.

Представляется необходимой унификация отдельных понятий в нормативных правовых актах государств - членов ТС. Например, понятие «таможенные платежи» существенно отличается в Таможенном кодексе Республики Казахстан, Таможенном кодексе Республики Беларусь от ТК ТС. В Казахстане таможенные платежи не включают в себя налоги, и само понятие по своей природе соответствует «таможенным пошлинам» в законодательстве РФ. Это может вызвать двойственное толкование документов, принятых на межгосударственном уровне.

Существенной доработки требует законодательство, регулирующее правоотношения, связанные с выдачей банковской гарантии. В нем должны быть предусмотрены способы защиты интересов государства, банков, кредитных, страховых организаций и гарантополучателя. И банки, и иные кредитные и страховые организации должны иметь равные права и обязанности при осуществлении данной операции. В то же время требования, предъявляемые к банкам, иным кредитным и страховым организациям, должны соответствовать экономическим реалиям.

М. А. Урчукова

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КАК ИНАЯ МЕРА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За период существования «новой» конфискации имущества были выявлены существенные трудности ее применения, свя-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.