© 2015 г. М.А. Лабоськин
особенности обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов банковской гарантией
Лабоськин Михаил Алексеевич - главный государственный таможенный инспектор службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления, канд. юрид. наук.
(E-mail: [email protected])
Взимание таможенных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции является одной из основных функций таможенных органов (пп. 4 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее - Закон № 311-Ф3).
Перечень случаев, когда обеспечивается исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов1, устанавливается п. 1 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС), ч. 1 ст. 137 Закона № 311-Ф3.
К способам обеспечения уплаты таможенных платежей, определенных п. 1 ст. 86 ТК ТС, относится банковская гарантия.
Российская доктрина определяет банковскую гарантию как одностороннее обязательство гаранта, которое возникает в результате совершенной им односторонней сделки - выдачи гарантии2.
При этом в соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) выдача банковской гарантии является банковской операцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 141 Закона № 311-ФЗ к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности, гражданского законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
Таким образом, к банковской гарантии как к сделке надлежит применять положения ГК РФ, как к банковской операции - положения Закона о банках, как к способу обеспечения уплаты таможенных платежей - положения ТК ТС и Закона № 311-ФЗ.
1 Далее в статье под таможенными платежами понимаются таможенные пошлины и налоги.
2 Постановление Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 года № 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий».
Между тем, в ряде работ зарубежных авторов высказывается мнение, что банковская гарантия является договором между гарантом и кредитором по обеспеченному гарантией обязательству. См.: Larenz K. Lehrbuch des Schuldrechts. 11 Aufl. München, 1977. Bd. 2. S. 395-396, 417; Holden M. Law and Practice of Banking. London, 1993. P. 201 et seq. Среди отечественных ученых данное мнение разделяют, в частности, Е.А. Крашенинников и Ю.В. Байгушева См.: Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Односторонние и многосторонние сделки // Вестник ВАС РФ. 2012. № 7. С. 42; Заключение договора // Вестник ВАС РФ. 2013. № 5. С. 94.
Банковская гарантия не является платежным инструментом. В коммерческом обороте банковская гарантия выполняет следующие функции:
- обеспечительную3;
- распределительную;
- стимулирующую;
- защитную;
- сигнальную4 (курсив автора - М.Л.).
В отношениях, возникающих по поводу банковской гарантии, субъектами являются:
- гарант. Гарантами обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей могут быть только банки, иные кредитные организации или страховые организации5.
При этом выдавать банковские гарантии правомочны:
- банки, имеющие действующую лицензию Банка России, в которой указано право выдачи банковских гарантий,
- небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление депозитно-кредитных операций6.
Страховым организациям для выдачи банковской гарантии лицензия Банка России не требуется. По данному вопросу Минфин России в письме от 14.05.2010 № 05-04-03/102 разъясняло, что страховщик, не являясь кредитной организацией, не может получить лицензию Банка России на осуществление банковской операции, в связи с чем страховая организация не имеет права выдавать банковские гарантии. В данном случае страховые организации, выдавая банковскую гарантию, совершали банковскую операцию не на основании Закона о банках, а на основании ч. 4 ст. 25 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Редакция указанного Закона, установленная Федеральным законом от 23.07.2013 № 234-Ф3, вступившим в силу 21.01.2014, право выдавать банковские гарантии страховыми организациями не предусматривает. При этом изменения в ст. 368 ГК РФ до настоящего времени не внесены, в связи с чем страховые организации продолжают оставаться субъектами выдачи банковской гарантии, что противоречит Закону о банках.
В случае неуплаты таможенных платежей их плательщиком данная обязанность переносится на гаранта. При этом гарант не становится участником таможенных правоотношений, т.к. он не является плательщиком таможенных платежей. Гарант в данном случае только возмещает за свой счет финансовые потери государства от недобросовестных действий плательщика таможенных платежей;
- принципал. Им в случае обеспечения уплаты таможенных платежей банковской гарантией будет являться декларант. В определенных случаях им может быть таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик или экспедитор, владелец магазина беспошлинной торговли, оператор почтовой связи;
3 Обеспечительный характер банковской гарантии (п. 1 ст. 369 ГК РФ) противоречит положению о ее независимости от основного обязательства (ст. 370 ГК РФ). В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, в данной связи предлагается внести соответствующие изменения в положения ГК РФ, исключив, в частности, п. 1 ст. 369 ГК РФ и, напротив, предусмотрев положения, закрепляющие независимость гарантийного обязательства гаранта перед бенефициаром как от обеспечиваемого обязательства, так и от отношений гаранта с принципалом.
4 Свидетельствует о финансовом положении принципала и его способности выполнить свои обязательства по основному контракту, так как согласие банка выдать гарантию свидетельствует с высокой степенью вероятности о достаточно устойчивом финансовом положении принципала. См.: Трофимов К. Использование банковских гарантий в международных и отечественных контрактах // Хозяйство и право. 1999. № 11. С. 45.
5 В Концепции развития гражданского законодательства отмечается, что на момент принятия ГК РФ подобное ограничение являлось обоснованным. В настоящее время сохранение такого рода ограничений, препятствующих выдаче независимых гарантийных обязательств от имени иных, не указанных в ГК РФ, субъектов, неоправданно сужает сферу использования данного инструмента, создает затруднения в международной торговой практике.
6 Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, утв. Банком России 21.09.2001 № 153-П (ред. от 16.12.2003) // Вестник Банка России. 2001. № 60. С. 28 - 31.
- бенефициар. Им является кредитор принципала по обеспечиваемому банковской гарантией обязательству. В случае взимания таможенных платежей в качестве бенефициара и кредитора принципала будет выступать РФ, представляемая таможенными органами. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией7.
Обязанность по уплате гарантом денежных средств по обязательствам принципала, обеспеченных банковской гарантией, наступает в случае неисполнения принципалом основного обязательства - неуплаты таможенных платежей.
К особенностям банковской гарантии, обеспечивающей уплату таможенных платежей, налогов, следует отнести следующее:
- независимость банковской гарантии от основного обязательства (ст. 370 ГК РФ);
- безотзывность банковской гарантии (ст. 371 ГК РФ, ч. 4 ст. 141 Закона № 311-Ф3);
- непередаваемость прав по банковской гарантии (ст. 372 ГК РФ).
В случае если в гарантии оговаривается право требования по гарантии иному лицу, то таким лицом может быть только таможенный орган;
- срок действия предоставленной банковской гарантии не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом гаранту требования по банковской гарантии в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией (ч. 5 ст. 141 Закона № 311-ФЗ);
- банковская гарантия должна быть выдана банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ч. 1 ст. 141 Закона № 311-ФЗ)8;
- банковская гарантия на момент ее представления в таможенный орган должна вступить в силу (п. 6 ст. 141 Закона № 311-ФЗ).
На основании ч. 7 ст. 141 Закона № 311-ФЗ плательщик таможенных платежей при выборе банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей представляет в таможенный орган с сопроводительным письмом банковскую гарантию. Банковская гарантия также может быть представлена в таможенный орган банком, иной кредитной организацией или страховой организацией, которые выдали банковскую гарантию (гарант). Вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий предоставляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию.
При этом порядок представления банковской гарантии, а также форма, в которой она должна быть представлена в таможенный орган, законом не определены. Образец банковской гарантии, рекомендованный для принятия таможенными органами, разработан ФТС России и доведен до таможенных органов письмами от 12.01.2011 № 01-11/109 и от 23.01.2014 № 01-11/02556.
На практике приобрел актуальность вопрос о соблюдении письменной формы банковской гарантии в случае направления банком-гарантом бенефициару соответствующего документа в форме электронного сообщения, в т.ч. с использованием телекоммуникационной системы SWIFT9.
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 23.03.2012 № 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий» разъяснил, что ГК РФ не запрещает совершение односторонней сделки путем направления должником кредитору по обязательству, возникающему из односторонней сделки, соответствующего документа
7 Бадулин О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей // Право и экономика. 2004. № 7. С. 46.
8 Реестр утвержден приказом ФТС России от 01.12.2014 № 2339, в который по состоянию на 01.12.2014 включено 220 банков, 563 филиала банков и 17 страховых организаций.
9 SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) - международная система передачи информации и осуществления платежей, позволяющая обмениваться защищенными электронными сообщениями и предназначенная для коммуникации между банками разных стран.
посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от лица, совершившего одностороннюю сделку10. Следовательно, требования ст. 368 ГК РФ о письменной форме банковской гарантии считаются соблюденными, в частности, когда гарантия выдана в форме электронного сообщения с использованием телекоммуникационной системы SWIFT.
Таким образом, ВАС РФ признал равнозначными электронную и простую письменную формы сделок.
При этом, согласно разъяснению, содержащемуся в указанном Постановлении Пленума ВАС РФ, даже несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечет ее недействительности; заинтересованные лица вправе приводить письменные и другие доказательства, подтверждающие сделку и ее условия (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Следует отметить, что в данном случае позиция ВАС РФ соответствует международным стандартам, установленным Унифицированными правилами для гарантий по требованию 2010 года (URDG № 758)11 и Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11.12.199512.
Пленум ВАС РФ также разъяснил, что отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.
В соответствии с ч. 3 ст. 141 Закона № 311-Ф3 банковская гарантия принимается таможенным органом при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта.
Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей установлены приказом Минфина России от 10.10.2011 № 126н13.
На основании ч. 9 ст. 141 Закона № 311-Ф3 в случае приема банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенных платежей таможенный приходный ордер14 (ч. 9 ст. 141 Закона № 311-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара (таможенного органа) об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту (банку, иной кредитной организации, страховой организации) в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия, равно как и от виновных действий принципала.
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока (п. 1 ст. 376 ГК РФ).
Прекращается обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии по основаниям, установленным ст. 378 ГК РФ.
В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей применяется с целью компенсации возможных потерь федерального бюджета от неуплаты таможенных платежей декларантом или иным лицом, на которого законом возлагается обязанность по уплате таможенных платежей;
10 Вестник ВАС РФ. 2012. № 5. С. 82.
11 В случае, если в тексте банковской гарантии содержится специальное указание, могут применяться не положения ГК РФ, а данные Унифицированные правила.
12 РФ в Конвенции не участвует.
13 Российская газета. 2011. 5 декабря. № 5649.
14 Форма таможенного приходного ордера, порядок его заполнения и применения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 288.
- гарант при наступлении «гарантийного случая» не будет являться лицом, на которого законом возлагается обязанность по уплате таможенных платежей. Гарант в таком случае будет лицом, компенсирующим потери федерального бюджета от неуплаты таможенных платежей их плательщиками;
- субъектом выдачи банковской гарантии в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей обладают только банки, иные кредитные организации и страховые организации, включенные в Реестр, ведущийся ФТС России;
- форма банковской гарантии и порядок ее предоставления законом не определены;
- банковская гарантия для таможенных целей должна быть безотзывной, и срок ее действия не может превышать 36 месяцев;
- требования ст. 368 ГК РФ о письменной форме банковской гарантии считаются соблюденными, когда гарантия выдана в форме электронного сообщения;
- выдача банковской гарантии страховыми организациями противоречит Закону о банках.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615. [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 288 «О форме таможенного приходного ордера и Порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера» // [Электронный ресурс]: Официальный сайт Комиссии таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru.
3. Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995 года // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 633 - 640.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
6. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
8. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
9. Унифицированные правила ICC для платежных гарантий 2010 года (URDG N 758) // Документ не опубликован, содержится в БД СПС «КонсультантПлюс».
10. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11. С. 6 - 186.
11. Приказ Минфина России от 10 октября 2011 года № 126н «Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной
организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» // Российская газета. 2011. 5 декабря. № 5649.
12. Приказ Минфина России от 18 сентября 2014 года № 100н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2011 г. № 126н» // Российская газета. 2014. 11 ноября. № 6528.
13. Письмо Минфина России от 14 мая 2010 года № 05-04-03/102 // Документ не опубликован, содержится в БД СПС «КонсультантПлюс».
14. Приказ ФТС России от 6 апреля 2012 года № 666 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов» // Российская газета. 2012. 22 августа. № 5865.
15. Приказ ФТС России от 1 декабря 2014 года № 2339 «О внесении изменений в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный приказом ФТС России от 2 сентября 2013 г. № 1644» // Документ не опубликован, содержится в БД СПС «КонсультантПлюс».
16. Письмо ФТС России от 12 января 2011 года № 01-11/109 «О направлении образцов банковской гарантии» // Таможенные ведомости. 2011. № 4. С. 74 - 79.
17. Письмо ФТС России от 23 января 2014 года № 01-11/02556 «О направлении образца банковской гарантии» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). № 13. 2014. С. 77 - 78.
18. Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, утвержденное Банком России 21 сентября 2001 года № 153-П // Вестник Банка России. 2001. № 60. С. 12 - 20.
19. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 14 «Об отдельных вопросах практики разрешения споров, связанных с оспариванием банковских гарантий» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 5. С. 82.
20. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут. 2001. Кн. 1.
21. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: Комментарий законодательства и арбитражной практики. Юр. фирма «Контракт». М.: Издательский дом «ИНФРА-М». 2000.
22. Бадулин О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей // Право и экономика. 2004. № 7. С. 44 - 48.
23. Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Односторонние и многосторонние сделки // Вестник ВАС РФ. 2012. № 7. С. 30 - 50.
24. Крашенинников Е.А., Байгушева Ю.В. Заключение договора // Вестник ВАС РФ. 2013. № 5. С. 60 - 104.
25. Трофимов К. Использование банковских гарантий в международных и отечественных контрактах // Хозяйство и право. 1999. № 11. С. 44 - 47.