Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования отдельных институтутов налогового права России в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества'

Некоторые проблемы совершенствования отдельных институтутов налогового права России в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASION ECONOMIC COMMUNITY / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOMS CODE / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTIES / НАЛОГ / TAX / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / TAX CODE / НАЛОГОВОЕ ПРАВО / TAX LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов Степан Владимирович

В статье рассматриваются проблемы совершенствования отдельных институтов налогового права РФ в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе. Проводится анализ содержания таможенных платежей в Таможенном кодексе Таможенного союза и законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of certain institutions` improving of tax law of Russia in the Customs Union within the Eurasian Economic Community

The article deals with the problems of certain institutions` improving of tax law of Russia in connection with the signing of the Treaty on the Eurasian Economic Union (signed in Astana May 29, 2014). There is the implementation of the analysis of the content of customs duties in the legislation of the Republic of Belarus, Kazakhstan and the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования отдельных институтутов налогового права России в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества»

Учитывая это, операции РЕПО и займы ценными бумагами должны быть отнесены к третьей группе.

В анализируемой классификации квалифицирующим признаком выступает порядок налогообложения как элемент правового режима финансовых инструментов в целом и ценных бумаг в частности.

Предложенная концепция классификации направлена на систематизацию действующих норм и устранение пробелов законодательства в регулировании налогообложения при первичном размещении ценных бумаг. Благодаря предложенной классификации, с одной стороны, значительно упрощаются налоговый учет и расчеты таких операций, практически исключается вмешательство в предпринимательскую деятельность налогоплательщиков, с другой стороны, для налоговых органов значительно упрощается администрирование налогообложения таких сделок и при осуществлении налогового контроля могут быть применены общие формы контроля, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

С.В. Кириллов

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТУТОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА

РОССИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА*

29 мая 2014 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (далее - государства-члены) подписали Договор о Евразийском экономическом союзе1, одной из основных целей которого является стремление укрепить экономику государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и обеспечить их гармоничное сближение, а также гарантировать

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Р.Ф. Захаро-

1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 02.09.2014). 100

устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию.

Указанный документ вступает в силу с даты получения депозитарием последнего уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Подписание Договора является следующим шагом в экономической интеграции государств-членов после принятия Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 «О договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза»2 и Декларации от 18 ноября 2011 г. «О евразийской экономической интеграции» .

С одной стороны, с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) сформировано единое таможенное законодательство государств-членов, с другой стороны, реализация некоторых норм таможенного законодательства напрямую связана с национальным налоговым законодательством государств-членов, в том числе Российской Федерации. Следует отметить, что на наднациональном уровне предусмотрено правовое регулирование отдельных вопросов, составляющих предмет налогового права и, в частности, касающихся: взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) при перемещении товаров через таможенную границу; определения налоговой базы; правового статуса плательщика таможенных пошлин, налогов в таможенном законодательстве и налогоплательщика в налоговом законодательстве; определения объекта налогообложения и иных.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах. При этом в п. 4 ст. 6 НК РФ предусмотрено, что в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, применяются положения как таможенного законодательства Таможенного союза, так и законо-

2 СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

3 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121934 (дата обращения: 02.09.2014).

дательства РФ о таможенном деле. Именно этим обусловлены трудности, возникающие при их применении.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Указанная норма является проявлением дуализма налогового права России, фактически сформированного как комплексная система права, которая содержит два элемента: национальный (НК РФ и другие нормативные акты в области налогов и сборов) и наднациональный (ТК ТС, Договор о Евразийском экономическом союзе и международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и иные международно-правовые договоры).

В настоящее время идет подготовка новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза4, который планируется утвердить в 2015 г. В указанном документе должны быть учтены пробелы в ТК ТС. Это, в свою очередь, должно послужить вектором развития российского налогового законодательства.

В п. 3 ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушать условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС.

В ст. 2 раскрывается понятие «гармонизация законодательства». Под ней понимается сближение законодательства государств-членов,

4 иЯЬ: http://itar-tass.com/ekonomika/1395350 (дата обращения: 02.09.2014). 102

направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах.

В.Н. Хропанюк под предметом правового регулирования предлагает понимать качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права5. В свою очередь, однородный вид общественных отношений регулируется различными отраслями права, с разным понятийно-категориальным аппаратом и разными институциональными подходами, что приводит к противоречиям в толковании норм права не только в различных отраслях, но и в различных национальных системах права государств-членов. Например, ТК ТС при определении налоговой базы для исчисления налогов отсылает к законодательству государств-членов. Однако, как ранее отмечалось автором настоящей статьи6, она по-разному трактуется в НК РФ, Налоговом кодексе Республики Беларусь7 и Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»8. Это лишь частный пример, который свидетельствует о необходимости преобразований в законодательстве государств-членов. Разное содержание отдельных норм в однородных отраслях права, а также регулирование одинаковых правовых институтов различными отраслями права государств-членов может привести к противоречиям в деятельности Евразийской экономической комиссии, а также Суда ЕАЭС. Ярким примером являются институты таможенных пошлин и налогов.

В п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе раскрывается понятие «ввозная таможенная пошлина». Она рассматривается как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

5 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2005. С. 295.

6 См.: Кириллов С.В. Некоторые проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 2. С. 55.

7 URL: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk0200166#load_text_none_1_ Ст. 41 (дата обращения: 02.09.2014).

8 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217#sub_id=280000 Ст. 28. (дата обращения: 02.09.2014).

В п. 1 ст. 4 ТК ТС дается определение таких, в частности, понятий, как:

1) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

2) налоги - налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

В ч. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам отнесены: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.

В свою очередь, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»9 не содержит определения таможенных платежей; в разд. II «Таможенные платежи» речь идет о таможенных пошлинах и налогах. В то же время в п. 1 ст. 5 дается определение внутренних налогов, под которыми понимаются НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

Согласно ст. 4 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»10:

1) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

2) налоги - НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

3) таможенные платежи - ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»11 (ч. 3

9 СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

10 URL: http://www.keden.kz/ru/customscode_rk.php#c4 (дата обращения: 02.09.2014).

11 URL: http://www.customs-union.com^oKyMeHTbi/3aKOH-p6-OT-10-flHBapfl-2014-г-№-129-з-«о- (дата обращения: 02.09.2014).

ст. 4) предусматривает, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, применяется налоговое законодательство РБ, законодательство РБ о таможенном регулировании, если иное не установлено таможенным законодательством ТС. В ст. 98 понятие таможенных платежей формально объединяет таможенные пошлины и налоги, а также таможенные сборы. Следует отметить, что в Налоговом кодексе Республики Беларусь таможенные пошлины и таможенные сборы, наряду с НДС и акцизами, рассматриваются как республиканские налоги, сборы (пошлины) - аналог в российском налоговом законодательстве федеральных налогов.

Проведенный анализ показывает, что при кажущейся созвучности институтов и базовых понятий налогового и таможенного права в международных документах и национальных законодательствах государств-участников усматриваются разные по своему содержанию методы правового регулирования одних и тех же общественных отношений.

В качестве механизма решения указанной проблемы можно назвать унификацию законодательства - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (ст. 2).

Следует отметить, что Российская Федерация в ноябре 2010 г. ратифицировала Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)12, в которой также содержатся понятия и термины налогового и таможенного права. Государства -участники ЕАЭС являются самостоятельными членами Всемирной таможенной организации, одна из главных целей которой состоит в повышении эффективности работы таможенных служб стран -членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию. Одной из таких мер является увеличение собираемости налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если

12 Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5744.

иное не предусмотрено НК РФ. При этом согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - НК РФ.

Таким образом, регулирование однородных правовых институтов различными отраслями права государств-членов, различие подходов при определении базовых понятий и терминов может привести к двойственности толкования норм налогового права на наднациональном и внутригосударственном уровне.

Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым совершенствование налогового законодательства. Во-первых, требуется учесть правовые проблемы ТК ТС при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; во-вторых унифицировать и гармонизировать нормы права государств - членов ЕАЭС в соответствии с документами ЕАЭС, иными международными документами, принятыми (ратифицированными) Российской Федерацией и остальными государствами-членами, в том числе Киотской конвенцией, соглашениями об избежании двойного налогообложения и др.

А.В. Егоров

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ*

Незаконный оборот лекарственных средств растет во всем мире. По мнению Всемирной организации здравоохранения, это представляет угрозу здоровью граждан всех стран, равно как и экономике большинства государств1.

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.

1 См.: Лекарства: поддельные (ложно маркированные) фальсифицированные (контрафактные). Доклад Всемирной организации здравоохранения // Инфор-106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.