Учитывая это, операции РЕПО и займы ценными бумагами должны быть отнесены к третьей группе.
В анализируемой классификации квалифицирующим признаком выступает порядок налогообложения как элемент правового режима финансовых инструментов в целом и ценных бумаг в частности.
Предложенная концепция классификации направлена на систематизацию действующих норм и устранение пробелов законодательства в регулировании налогообложения при первичном размещении ценных бумаг. Благодаря предложенной классификации, с одной стороны, значительно упрощаются налоговый учет и расчеты таких операций, практически исключается вмешательство в предпринимательскую деятельность налогоплательщиков, с другой стороны, для налоговых органов значительно упрощается администрирование налогообложения таких сделок и при осуществлении налогового контроля могут быть применены общие формы контроля, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
С.В. Кириллов
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТУТОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА
РОССИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА*
29 мая 2014 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (далее - государства-члены) подписали Договор о Евразийском экономическом союзе1, одной из основных целей которого является стремление укрепить экономику государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и обеспечить их гармоничное сближение, а также гарантировать
* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Р.Ф. Захаро-
1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 02.09.2014). 100
устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию.
Указанный документ вступает в силу с даты получения депозитарием последнего уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Подписание Договора является следующим шагом в экономической интеграции государств-членов после принятия Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 «О договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза»2 и Декларации от 18 ноября 2011 г. «О евразийской экономической интеграции» .
С одной стороны, с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) сформировано единое таможенное законодательство государств-членов, с другой стороны, реализация некоторых норм таможенного законодательства напрямую связана с национальным налоговым законодательством государств-членов, в том числе Российской Федерации. Следует отметить, что на наднациональном уровне предусмотрено правовое регулирование отдельных вопросов, составляющих предмет налогового права и, в частности, касающихся: взимания косвенных налогов (НДС и акцизы) при перемещении товаров через таможенную границу; определения налоговой базы; правового статуса плательщика таможенных пошлин, налогов в таможенном законодательстве и налогоплательщика в налоговом законодательстве; определения объекта налогообложения и иных.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах. При этом в п. 4 ст. 6 НК РФ предусмотрено, что в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, применяются положения как таможенного законодательства Таможенного союза, так и законо-
2 СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.
3 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121934 (дата обращения: 02.09.2014).
дательства РФ о таможенном деле. Именно этим обусловлены трудности, возникающие при их применении.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В ст. 7 НК РФ определено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Указанная норма является проявлением дуализма налогового права России, фактически сформированного как комплексная система права, которая содержит два элемента: национальный (НК РФ и другие нормативные акты в области налогов и сборов) и наднациональный (ТК ТС, Договор о Евразийском экономическом союзе и международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и иные международно-правовые договоры).
В настоящее время идет подготовка новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза4, который планируется утвердить в 2015 г. В указанном документе должны быть учтены пробелы в ТК ТС. Это, в свою очередь, должно послужить вектором развития российского налогового законодательства.
В п. 3 ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушать условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС.
В ст. 2 раскрывается понятие «гармонизация законодательства». Под ней понимается сближение законодательства государств-членов,
4 иЯЬ: http://itar-tass.com/ekonomika/1395350 (дата обращения: 02.09.2014). 102
направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах.
В.Н. Хропанюк под предметом правового регулирования предлагает понимать качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права5. В свою очередь, однородный вид общественных отношений регулируется различными отраслями права, с разным понятийно-категориальным аппаратом и разными институциональными подходами, что приводит к противоречиям в толковании норм права не только в различных отраслях, но и в различных национальных системах права государств-членов. Например, ТК ТС при определении налоговой базы для исчисления налогов отсылает к законодательству государств-членов. Однако, как ранее отмечалось автором настоящей статьи6, она по-разному трактуется в НК РФ, Налоговом кодексе Республики Беларусь7 и Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»8. Это лишь частный пример, который свидетельствует о необходимости преобразований в законодательстве государств-членов. Разное содержание отдельных норм в однородных отраслях права, а также регулирование одинаковых правовых институтов различными отраслями права государств-членов может привести к противоречиям в деятельности Евразийской экономической комиссии, а также Суда ЕАЭС. Ярким примером являются институты таможенных пошлин и налогов.
В п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе раскрывается понятие «ввозная таможенная пошлина». Она рассматривается как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
5 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2005. С. 295.
6 См.: Кириллов С.В. Некоторые проблемы налогово-правового положения банков, иных кредитных организаций и страховых организаций при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей // Труды Института государства и права РАН. 2012. № 2. С. 55.
7 URL: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk0200166#load_text_none_1_ Ст. 41 (дата обращения: 02.09.2014).
8 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217#sub_id=280000 Ст. 28. (дата обращения: 02.09.2014).
В п. 1 ст. 4 ТК ТС дается определение таких, в частности, понятий, как:
1) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
2) налоги - налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
В ч. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам отнесены: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы.
В свою очередь, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»9 не содержит определения таможенных платежей; в разд. II «Таможенные платежи» речь идет о таможенных пошлинах и налогах. В то же время в п. 1 ст. 5 дается определение внутренних налогов, под которыми понимаются НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.
Согласно ст. 4 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»10:
1) таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
2) налоги - НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
3) таможенные платежи - ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Закон Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»11 (ч. 3
9 СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
10 URL: http://www.keden.kz/ru/customscode_rk.php#c4 (дата обращения: 02.09.2014).
11 URL: http://www.customs-union.com^oKyMeHTbi/3aKOH-p6-OT-10-flHBapfl-2014-г-№-129-з-«о- (дата обращения: 02.09.2014).
ст. 4) предусматривает, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, применяется налоговое законодательство РБ, законодательство РБ о таможенном регулировании, если иное не установлено таможенным законодательством ТС. В ст. 98 понятие таможенных платежей формально объединяет таможенные пошлины и налоги, а также таможенные сборы. Следует отметить, что в Налоговом кодексе Республики Беларусь таможенные пошлины и таможенные сборы, наряду с НДС и акцизами, рассматриваются как республиканские налоги, сборы (пошлины) - аналог в российском налоговом законодательстве федеральных налогов.
Проведенный анализ показывает, что при кажущейся созвучности институтов и базовых понятий налогового и таможенного права в международных документах и национальных законодательствах государств-участников усматриваются разные по своему содержанию методы правового регулирования одних и тех же общественных отношений.
В качестве механизма решения указанной проблемы можно назвать унификацию законодательства - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (ст. 2).
Следует отметить, что Российская Федерация в ноябре 2010 г. ратифицировала Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.)12, в которой также содержатся понятия и термины налогового и таможенного права. Государства -участники ЕАЭС являются самостоятельными членами Всемирной таможенной организации, одна из главных целей которой состоит в повышении эффективности работы таможенных служб стран -членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию. Одной из таких мер является увеличение собираемости налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
12 Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. № 279-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 45. Ст. 5744.
иное не предусмотрено НК РФ. При этом согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - НК РФ.
Таким образом, регулирование однородных правовых институтов различными отраслями права государств-членов, различие подходов при определении базовых понятий и терминов может привести к двойственности толкования норм налогового права на наднациональном и внутригосударственном уровне.
Учитывая вышеизложенное, представляется необходимым совершенствование налогового законодательства. Во-первых, требуется учесть правовые проблемы ТК ТС при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; во-вторых унифицировать и гармонизировать нормы права государств - членов ЕАЭС в соответствии с документами ЕАЭС, иными международными документами, принятыми (ратифицированными) Российской Федерацией и остальными государствами-членами, в том числе Киотской конвенцией, соглашениями об избежании двойного налогообложения и др.
А.В. Егоров
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ*
Незаконный оборот лекарственных средств растет во всем мире. По мнению Всемирной организации здравоохранения, это представляет угрозу здоровью граждан всех стран, равно как и экономике большинства государств1.
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.
1 См.: Лекарства: поддельные (ложно маркированные) фальсифицированные (контрафактные). Доклад Всемирной организации здравоохранения // Инфор-106