Научная статья на тему 'Особенности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС'

Особенности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6276
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / ГАТТ / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / ТАМОЖЕННЫЙ ПЛАТЕЖ / EAEU / CUSTOMS VALUE / IMPORT / CUSTOMS CODE / CUSTOMS DUTY / TAX BASE / TAX PAYMENT / CUSTOMS PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиченко Ульяна Алексеевна

В статье рассматриваются особенности современной методологии определения таможенной стоимости товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС, а также история ее развития. В настоящее время таможенное законодательство Российской Федерации претерпевает большие изменения в связи с началом функционирования такой организации, как ЕАЭС, и общего Таможенного кодекса, которому подчиняются все страны члены ЕАЭС. На сегодняшний день большое количество научных и практических споров связано с таможенной стоимостью товаров, а именно с ее сущностью и толкованием. В данной статье автор анализирует историю, национальную и международную нормативно-правовую базу, связанные с методологией определения таможенной стоимости. В результате анализа автором выдвигается собственная гипотеза о сущности таможенной стоимости и ее природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Determining the Customs Value of the Goods Imported on the Customs Territory of the EAEU

The article deals with the customs value modern methodology’s specific features and its history. Nowadays, the Russian customs legislation changes significantly due to the functioning of the EAEU organisation and the common Customs Code of the members of EAEU. The author connected a high number of scientific and practical disputes with customs value and its nature and particular interpretation. The author analysed the history, national and international regulatory framework related to the methodology of the customs value determination. As a result of the analysis, the author hypothesises about the customs value’s nature.

Текст научной работы на тему «Особенности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС»

УДК 339.168(045)

Особенности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС

Сиченко Ульяна Алексеевна,

студентка факультета налогов и налогообложения, Финансовый университет, Москва, Россия sichenko.ulyana@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной методологии определения таможенной стоимости товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС, а также история ее развития. В настоящее время таможенное законодательство Российской Федерации претерпевает большие изменения в связи с началом функционирования такой организации, как ЕАЭС, и общего Таможенного кодекса, которому подчиняются все страны - члены ЕАЭС. На сегодняшний день большое количество научных и практических споров связано с таможенной стоимостью товаров, а именно с ее сущностью и толкованием. В данной статье автор анализирует историю, национальную и международную нормативно-правовую базу, связанные с методологией определения таможенной стоимости. В результате анализа автором выдвигается собственная гипотеза о сущности таможенной стоимости и ее природе.

Ключевые слова: ЕАЭС; таможенная стоимость; импорт; Таможенный кодекс; ГАТТ; таможенная пошлина; налоговая база; налоговый платеж; таможенный платеж

Features of Determining the Customs Value of the Goods Imported on the Customs Territory of the EAEU

Sichenko Ulyana Alekseevna,

student, Faculty of Taxes and Taxation, Financial University, Moscow, Russia sichenko.ulyana@yandex.ru

Abstract. The article deals with the customs value modern methodology's specific features and its history. Nowadays, the Russian customs legislation changes significantly due to the functioning of the EAEU organisation and the common Customs Code of the members of EAEU. The author connected a high number of scientific and practical disputes with customs value and its nature and particular interpretation. The author analysed the history, national and international regulatory framework related to the methodology of the customs value determination. As a result of the analysis, the author hypothesises about the customs value's nature.

Keywords: EAEU; customs value; import; Customs Code; customs duty; tax base; tax payment; customs payment

Научный руководитель: Малкова Ю.В., кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия.

С точки зрения экономической науки таможенную стоимость можно рассматривать в качестве одного из видов стоимости товара. Стоимость товара вообще и таможенная стоимость в частности долгое время являлись предметом исследований ученых-экономистов. Известны две основные теории стоимости: трудовая теория стоимости (теория объективной стоимости) и теория предельной полезности (теория субъективной стоимости).

Согласно теории объективной стоимости (objective theory of value) стоимость товара определяется как сумма издержек, потраченных на его производство. Авторы данной теории - Д. Рикардо, А. Смит.

Теория субъективной стоимости (subjective theory of value) дает объяснение стоимости товара с точки зрения экономической психологии покупателя (потребителя) полезных благ. Основателями данной теории являются У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас.

В настоящее время сложилось мнение о том, что данные теории стоимости дополняют друг друга.

Правила определения таможенной стоимости товара значительно отличаются от правил определения обычной стоимости товара. Таможенная стоимость не обязательно равна реальной фактической стоимости товара. Таможенная стоимость может быть как значительно больше, так и меньше реальной стоимости товара в зависимости от условий внешнеторговой сделки.

Таможенная стоимость товара является одним из ключевых элементов таможенно-правовых отношений, возникающих по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

Прежде чем рассмотреть правила и принципы определения таможенной стоимости, необходимо остановиться на ее назначении и функциях.

Основное назначение таможенной стоимости - служить базой для исчисления таможенных пошлин и налогов. В некоторых источниках делается акцент на то, что таможенная стоимость является именно налоговой базой, однако другие источники отрицают факт налоговой природы таможенной стоимости.

Кроме того, таможенная стоимость является основным критерием для определения величины таможенных сборов, взимаемых за совершение таможенных операций. Стоит сделать акцент на том, что таможенная стоимость является именно

критерием определения величины сборов, а не базой для их начисления.

Таможенная стоимость также играет большую роль в обеспечении реализации фискальной функции, так как она напрямую влияет на размер таможенных пошлин и налогов, перечисляемых в бюджет.

Таможенная стоимость также необходима для обеспечения равных условий по расчету и уплате таможенных платежей для всех участников внешнеэкономической деятельности, так как в законодательстве предусмотрены единый для всех порядок определения и структура таможенной стоимости.

Помимо этого, таможенную стоимость используют при составлении статистики по внешнеторговым операциям, для осуществления валютного контроля, контроля за соблюдением правильности применения стоимостных квот, а также для контроля за эквивалентностью бартерных сделок.

Рассмотрим более подробно применение таможенной стоимости в качестве базы для исчисления таможенных пошлин и налогов, так как это является одной из ее самых важных функций.

Многие авторы высказывают мнение о том, что таможенная стоимость как база для исчисления платежей является общей чертой для таможенной пошлины, акциза и НДС, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Данный вопрос является достаточно спорным.

Стоит отметить, что таможенная стоимость -это специфический вид налоговой базы, который применяется только в таможенном регулировании.

Обратимся к одному из самых первых определений таможенной стоимости в российском законодательстве, которое содержалось в ст. 322 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) от 28.05.2003. В данном определении делался акцент на налоговой природе таможенной стоимости.

Согласно данному определению: «таможенная стоимость товаров - налоговая база для целей исчисления таможенных пошлин, налогов»1.

В 2009 г. в ст. 322 ТК РФ были внесены изменения, в связи с которыми определение таможенной стоимости приобрело следующий вид:

1 Таможенный кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2066 (утратил силу).

«таможенная стоимость товаров - база для целей исчисления таможенных пошлин»2.

В данном определении отсутствует указание на налоговый характер таможенной стоимости, а также на налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию.

Возможно, определение было изменено таким образом для обоснования неналогового характера таможенной пошлины, а также факта того, что таможенная стоимость не всегда является полноценной базой для исчисления некоторых таможенных платежей. Например, для НДС и акцизов, взимаемых при ввозе товара на таможенную территорию, таможенная стоимость является лишь одним из элементов налогооблагаемой базы.

В настоящее время функционирует Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором также не указано на налоговый характер таможенной стоимости и нет определения таможенной стоимости в принципе, а есть лишь указания на методы ее определения.

Исходя из сделанного автором ранее утверждения о налоговой природе таможенной пошлины, можно также сделать вывод о том, что таможенная стоимость также носит налоговый характер, являясь налоговой базой для исчисления таможенной пошлины по адвалорным ставкам.

Что касается НДС и акцизов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, таможенная стоимость в некоторых случаях служит базой для их начисления, а в некоторых случаях - одной из составляющих налоговой базы.

Согласно НК РФ налоговая база для начисления акцизов по адвалорным ставкам на товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, исчисляется как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины данных товаров (п. 1 ст. 191 НК РФ)3. В случаях, когда таможенная пошлина является нулевой, налоговой базой для исчисления акцизов будет являться только таможенная стоимость ввозимых товаров.

Налоговая база по НДС при ввозе товаров исчисляется как сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам) (п. 1 ст. 160 НК РФ). В случаях, когда

2 О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 № 207-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 27.07.2009. № 30. Ст. 3733 (утратил силу).

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект; 2018. С. 153.

ввозимый товар не является подакцизным и имеет место нулевая ставка таможенной пошлины, таможенная стоимость будет самостоятельно являться налоговой базой.

Таким образом, можно обобщить описанные выше характеристики таможенной стоимости следующим образом: таможенная стоимость - расчетная величина, используемая в качестве базы для исчисления таможенных платежей налогового характера, исчисляемых по адвалорным ставкам, а также в качестве критерия определения величины таможенных сборов.

Для того чтобы выявить цели создания методологии определения таможенной стоимости, обратимся к истории ее возникновения.

Появление таможенного дела связывают с появлением первых товарно-денежных отношений. Еще в письменных документах шумерской цивилизации, в законах царя Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках обнаружены сведения о взимании пошлин за провоз товаров, проезд,право торговли.

Первые таможенные платежи взимались властями государства или города в форме сбора, налога преимущественно с целью пополнения бюджета, тем самым выполняя лишь фискальную функцию.

Первоначально базой для исчисления таможенных платежей являлось количество ввозимых товаров без учета их стоимости. В дальнейшем при расчете таможенных платежей стали обращать внимание на стоимость товара. Это подтверждается фактами из истории развития таможенного дела в Древней Индии. На тот момент автором передовой системы таможенного администрирования являлся премьер-министр Каутилия (317-180 гг. до н.э.). Им был разработан сборник законодательства «Арта-застра», в котором указывались метод начисления и условия уплаты таможенных налогов, а также описывалась система уплаты таможенных штрафов, определяемых в кратных размерах к сумме налогов. В данном сборнике была предусмотрена необходимость обязательного декларирования стоимости или количества товара. При выявлении занижения данных показателей взималась сумма в несколько раз больше надлежащей.

Определение таможенной стоимости уже в те времена было довольно спорным вопросом. Собственники товаров старались занижать таможенную стоимость, что, соответственно, уменьшало величину уплаты таможенных сборов, а представители

государственной власти же, наоборот, были заинтересованы в установлении реальной стоимости товаров или даже завышенной для того, чтобы получить максимальные доходы.

В дальнейшем при увеличении международных товарных потоков стали все чаще возникать вопросы о создании единой международной системы определения таможенной стоимости. В результате этого были созданы две основные международные системы определения таможенной стоимости, которые применяются большинством стран по сегодняшний день:

• Брюссельская;

• ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

В 1950 г. В Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной системы определения таможенной стоимости. Согласно данной Конвенции таможенной стоимостью являлась нормальная цена товара, т.е. цена, которая устанавливается между не зависимыми друг от друга покупателем и продавцом на условиях совершенной конкуренции на открытом рынке. Данная цена должна была быть определена на условиях поставки Incoterms СИФ (С^), которые обозначали включение стоимости товара, страховки и фрахта в цену [1, с. 80].

Согласно методологии, изложенной в Брюссельской конвенции,источником нормальной цены является рыночная константа, на которую не оказывают влияние никакие финансовые, коммерческие и иные отношения.

К Брюссельской конвенции присоединились свыше 70 государств. Закрепленная в ней методология определения таможенной стоимости являлась самой распространенной до 80-х гг. ХХ в., однако США и Канада не подписали данную Конвенцию в связи с тем, что их не устраивала закрепленная в ней западноевропейская практика.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений потребовало корректировки системы, закрепленной в Брюссельской конвенции, и выработки методологии, которая соответствовала бы интересам большинства стран мира.

Практически параллельно с Брюссельской конвенцией были заложены правила Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г. Статья VII данного Соглашения вводила новые правила определения таможенной стоимости товаров.

В 1979 г. в рамках Токийского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ было подписано Соглашение о применении статьи VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей». Данное Соглашение определяло таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страны импорта, скорректированную с учетом дополнительных начислений к этой цене [2, с. 107]. В дальнейшем в 1994 г. было подписано еще одно Соглашение (Марракешское соглашение) о применении статьи VII ГАТТ.

В целом данное Соглашение сохранило основные принципы и методы определения таможенной стоимости, установленные Соглашением о применении статьи VII ГАТТ 1979 г., усовершенствовав их по инициативе развивающихся стран.

Соглашение о применении статьи VII ГАТТ по сравнению с Брюссельской конвенцией отличается более тщательной проработкой правил определения таможенной стоимости, поэтому Всемирная таможенная организация призывает государства присоединяться именно к этому Соглашению.

Главным отличием двух вышеуказанных понятий таможенной стоимости товаров (ГАТТ и Брюссельская конвенция) является возможность корректировать таможенную стоимость по определенному перечню расходов, как в сторону ее увеличения, так и уменьшения [3, с. 107].

Постсоветский период государственности в России был ознаменован либерализацией внешнеэкономической деятельности. Как следствие, государство направляло большие усилия на построение новой модели системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, одной из важнейших составляющих которого был механизм определения и контроля таможенной стоимости импортируемых товаров.

Российское законодательство, регламентирующее определение таможенной стоимости, изначально формировалось на положениях и принципах ГАТТ [4, с. 137].

Впервые вопросы определения таможенной стоимости в России были урегулированы постановлением Правительства РФ от 05.11.1992 № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (введен

в действие с 01.01.1993)4. В дальнейшем вопросы определения таможенной стоимости получили закрепление в Законе РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (введен в действие с 01.07.1993)5.

При создании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) правила определения таможенной стоимости закреплялись в Соглашении (на уровне глав правительств) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»6. Кроме того, правила определения таможенной стоимости регламентировались и в ряде других соглашений и решений, заключенных в рамках Таможенного союза, утративших силу при создании ЕАЭС.

Дальнейшие интеграционные процессы между странами постсоветского пространства привели к созданию республиками Российская Федерация, Беларусь и Казахстан новой международной интеграционной организации - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2015 г. с вступлением в силу Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. Позднее к данной организации присоединились Кыргызстан и Армения.

С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

В настоящее время правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, закреплены в главе 5 Таможенного кодекса. Данные правила в основе своей схожи с правилами, установленными в документах, подписанных в период функционирования Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.

Таким образом, современное таможенное законодательство ЕАЭС в плане определения таможен-

4 Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.11.1992. № 856. САПП. 1992. № 20. Ст. 1666; Росс. газета. 19.11.1992. № 250.

5 О таможенном тарифе: Закон РФ. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821; Росс. газета. 05.06.1993. № 107.

6 Соглашение от 25.01.2008 правительств Российской Фе-

дерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещае-

мых через таможенную границу Таможенного союза». СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4471.

ной стоимости практически полностью базируется на правилах и принципах, установленных в ГАТТ.

Методология определения таможенной стоимости в современном таможенном законодательстве ЕАЭС состоит из следующих элементов:

• принципов определения таможенной стоимости;

• методов определения таможенной стоимости;

• процедур исчисления и заявления таможенной стоимости;

• процедуры контроля таможенной стоимости.

Рассмотрим более подробно систему методов

определения таможенной стоимости, так как она является одним из важнейших элементов методологии определения таможенной стоимости.

Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрены шесть методов определения таможенной стоимости7:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Совокупность указанных методов и наличие между ними определенных связей образуют систему указанных методов. Функционирование данной системы осуществляется за счет определенной процедуры, т.е. правил и порядка применения методов определения таможенной стоимости.

Данные правила и принципы заключаются в следующем:

1. Основой для определения таможенной стоимости товаров должна являться в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Данный принцип регламентирован Соглашением о применении статьи VII ГАТТ, а также отражен в п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС8. Данное правило предполагает обязательность применения метода 1 и неиспользование других методов при наличии оснований и возможности использования первого метода.

2. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по первому методу, она должна быть определена последовательно по ме-

7 Таможенный кодекс ЕАЭС. М.: Проспект; 2018. С. 35.

8 Там же. С. 39.

тодам 2 (по стоимости сделки с идентичными товарами) и 3 (по стоимости сделки с однородными товарами).

3. Если таможенную стоимость невозможно определить по методам 2 и 3, она должна быть определена последовательно по методам 4 (вычитания стоимости) и 5 (сложения стоимости), однако декларант имеет право изменить очередность применения данных методов.

4. При невозможности определения таможенной стоимости товаров по одному из вышеуказанных методов она определяется по методу 6 (резервному) на основе данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алгоритм определения таможенной стоимости товаров является довольно сложным и заложен на основе положений международного права и международной практики. Алгоритм определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, имеет свою методологию, одним элементов которой являются правовые принципы определения таможенной стоимости [5, с. 75].

В качестве таких принципов на основе анализа содержания главы 5 Таможенного кодекса ЕАЭС можно выделить следующие положения:

1. Принцип приоритетности норм международного права и общепринятой международной практики перед национальным законодательством. Указанный принцип проистекает из принципа, закрепленного в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации9.

На практике это означает, что Россия в своем национальном законодательстве, а также в законодательстве ЕАЭС обязуется придерживаться правил, указанных в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ.

2. Принцип системности методов определения таможенной стоимости.

Наличие совокупности шести вышеуказанных методов и существование между ними определенных связей, установленных порядком их применения, преобразует указанную совокупность в систему методов, под которой понимается объект, функционирование которого является необхо-

9 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61e0b8fa47bff69 5f0c08b192a95f7a3/.

димым и достаточным условием для достижения поставленной цели - определения таможенной стоимости. Функционирование указанной системы осуществляется за счет существующей процедуры и правил, которые были описаны ранее.

3. Принцип общеприменимости и монопольное™ процедуры определения таможенной стоимости.

Монопольность означает отсутствие каких-либо иных процедур определения таможенной стоимости, кроме приведенной в Таможенном кодексе ЕАЭС [6, с. 173].

Общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости заключается в отсутствии различий в ее применении в зависимости от лиц, участвующих в перемещении товара через таможенную границу, страны происхождения товара, количественных и качественных характеристик товара, наличия налоговых льгот и тарифных преференций, а также иных обстоятельств.

4. Принцип достоверности, количественной определяемости и документальной подтвержден-ности информации, используемой для определения таможенной стоимости товаров, а также запрет на использование недостоверной информации.

Количественная определенность означает наличие в документах, содержащих сведения о товаре, количественных данных (цифр, критериев или показателей), которые позволяют исчислить таможенную стоимость товара в денежных единицах.

Достоверность предоставленной таможенным органам информации означает ее верность, соответствие реальным данным.

Документальная подтвержденность предполагает, что таможенная стоимость и данные, на основе которых производится ее расчет, должны иметь документальное подтверждение. Стоит подчеркнуть, что предоставляемые в таможенный орган документы должны иметь статус надлежащего источника информации и доказательства заявляемых сведений [7, с. 84].

5. Принцип запрета на использование процедуры определения таможенной стоимости в целях борьбы с демпингом.

Данный принцип связан с тем обстоятельством, что процедура определения таможенной стоимости в принципе может использоваться в качестве скрытой формы борьбы с демпингом при импорте товара.

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» демпинг (демпинговый импорт) - импорт товара в Российскую Федерацию по цене ниже нормальной стоимости такого товара10. Данным законом предусматривается своя процедура для борьбы с демпингом - расследование факта наличия демпингового импорта и обусловленного им материального ущерба экономике, по результатам которого Правительство принимает решение о введении или неведении антидемпинговой меры в виде установления антидемпинговой пошлины, которая взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. В настоящее время применение антидемпинговых пошлин также предусмотрено главой 12 Таможенного кодекса ЕАЭС и ст. 49 Договора о ЕАЭС.

Рассмотрим более подробно каждый из методов определения таможенной стоимости.

Согласно п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенной стоимостью товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами, т.е. основным методом определения таможенной стоимости является первый метод11.

Статистика подтверждает факт того, что первый метод определения таможенной стоимости является основным и наиболее часто используется декларантами. Около 85-95% операций, связанных с экспортом и импортом, в таможенных целях оцениваются именно по первому методу.

Данное положение Таможенного кодекса также соответствует смыслу Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, в преамбуле которого сделан акцент на том, что основой оценки товаров для таможенных целей должна являться цена сделки с оцениваемыми товарами.

Первый метод определения таможенной стоимости может применяться при соблюдении следующих условий12:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

10 Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45398.

11 Таможенный кодекс ЕАЭС. М.: Проспект, 2018. С. 39.

12 Там же. С. 39.

2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что данная взаимосвязь не влияет на стоимость сделки.

Для применения первого метода определения таможенной стоимости товаров важнейшим является факт соблюдения трех вышеупомянутых принципов:

а) достоверности;

б)количественной определенности;

в) документальной подтвержденности.

При несоблюдении хотя бы одного из данных принципов, а также при наличии хотя бы одного из вышеуказанных ограничений декларант не будет иметь права оценивать таможенную стоимость по первому методу и будет вынужден прибегнуть к использованию следующих методов оценки товара.

Двумя следующими методами являются методы по стоимости сделок с идентичными и однородными товарами (методы 2 и 3). Данные методы базируются на тех же принципах и логике, что и метод 1. Условием, их отличающим, является использование в качестве основы таможенной стоимости ввозимых товаров цены идентичных или однородных им товаров, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС по другим сделкам.

Порядок и условия определения таможенной стоимости товаров по методам 2 и 3 аналогичны, за исключением того, что при применении метода 2 используются сведения об идентичных товарах, а при применении метода 3 - об однородных товарах. Определение таможенной стоимости по методам 2 и 3 возможно, если отказ от использования метода 1 и метода 2 (при применении метода 3) обоснован, т.е. когда применение предыдущих методов в силу требований законодательства невозможно.

Информация, которая лежит в основе определения таможенной стоимости по методам 2 и 3, должна отвечать тем же условиям, что и ин-

формация, используемая для метода 1, а именно: достоверность, количественная определенность и документальная подтвержденность.

Следующим методом определения таможенной стоимости является метод вычитания стоимости товаров (метод 4). Данный метод базируется на тех же принципах методологии определения таможенной стоимости, что и методы 1, 2 и 3. Однако в основе метода 4 лежит цена, по которой ввозимые товары продаются на территории ЕАЭС. Также стоит отметить, что как международное право, так и таможенное законодательство ЕАЭС предусматривают использование цены продаж не только оцениваемых товаров, но и возможность использования цены продаж на рынке ЕАЭС однородных или идентичных им товаров. Соответственно, основой определения таможенной стоимости по методу 4 является либо цена продажи на таможенной территории ЕАЭС оцениваемых товаров, либо цена продажи идентичных или однородных им товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС по другим сделкам.

Согласно п. 2 ст. 43 Таможенного кодекса ЕАЭС из цены продажи предусмотрены следующие вычеты13:

1) вознаграждение посреднику (агенту) либо надбавка к цене;

2) расходы на осуществленные на таможенной территории Союза перевозку (транспортировку), страхование и иные связанные с такими операциями расходы;

3) таможенные пошлины, налоги, сборы и иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территориях государств-членов.

Следующий метод определения таможенной стоимости - метод на основе сложения стоимости товаров (метод 5). Определение таможенной стоимости данным методом основывается на расчетной стоимости товара, которая представляет собой сумму издержек на производство данного товара, прибыли и расходов, связанных с продажей и доставкой оцениваемых товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Использование данного метода на практике, как правило, ограничено случаями, когда покупатель и продавец являются взаимозависимыми или взаимосвязанными лицами, и производитель готов предоставить покупателю

13 Таможенный кодекс ЕАЭС. М.: Проспект; 2018. С. 41.

необходимые сведения об издержках производства и иных расходах для предоставления в таможенные органы.

Специфическим условием, предусмотренным п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС, является возможность выбора очередности применения методов 4 и 5 декларантом14.

Последним в системе методов определения таможенной стоимости является резервный метод (метод 6). Данный метод рассчитан на случаи, когда ни один из предыдущих методов не может быть использован в качестве основы для определения таможенной стоимости.

В п. 1 ст. 45 Таможенного кодекса указано: «В случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии с методами 1-5, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза»15.

В целом при применении метода 6 могут использоваться методы 1-5, однако ст. 45 Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрена гибкость при их применении.

Положения ст. 45 Таможенного кодекса ЕАЭС корреспондируют с положениями Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, согласно которому применение данного метода определения таможенной стоимости осуществляется с использованием «разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями этого Соглашения и ст. VII ГАТТ и на базе данных, имеющихся в стране-импортере».

Таким образом, исходя из норм международного права и таможенного законодательства ЕАЭС следует, что резервный метод не определяет специального способа таможенной оценки товаров, но обязывает учитывать ряд правовых положений при осуществлении таможенной оценки товаров.

Таким образом, международные нормы и законодательство ЕАЭС предусматривают применение различных методов определения таможенной стоимости в зависимости от имеющейся у декларанта информации о ввозимом товаре и его стоимости, а также от наличия каких-либо связей между покупателем и продавцом.

Исходя из информации, представленной в данной статье, таможенная стоимость - это один из

14 Там же. С. 34.

15 Там же. С. 44.

элементов налоговой базы по налогам и пошлинам, взимаемым при перемещении товаров через таможенную границу.

Основой методологии определения таможенной стоимости является система методов определения таможенной стоимости. Основным из данных методов является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Данный

метод предусматривает применение различных дополнительных начислений и вычетов, которые зависят от условий внешнеторговой сделки.

Таким образом, всем участникам внешнеэкономической деятельности (как государственным органам, так и компаниям) необходимо осмотрительно подходить к вопросу формирования и толкования условий внешнеторговых сделок.

Список источников

1. Мацкевич В. и др. Таможенное дело. Учебник. Мн.: Вышэйшая школа; 2017. 360 с.

2. Витюк В. В., Киприянова Д. В. Историография формирования в таможенном законодательстве постсоветского периода методологии определения таможенной стоимости товаров. Проблемы формирования правового социального государства в современной России: сборник статей по материалам XII всероссийской научно-практической конференции. М.: Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет; 2016:106-109.

3. Зыков А.А Таможенная стоимость и ее проблемы в современном таможенном деле. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016;4(19):25-30.

4. Пузынин К. Е. Контроль таможенной стоимости товаров в условиях предварительного таможенного декларирования. Вестник российской таможенной академии. 2015;1(30):137-140.

5. Конова М. Б. Проблемы и вопросы при определении и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. 2017;1(7):74-78.

6. Фонова Т. С. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как финансовая мера таможенного контроля при реализации фискальной функции. Вестник российской таможенной академии. 2017;2(39):172-180.

7. Сорокин А. М. Развитие инструментов оказания государственных услуг в сфере таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Вестник российской таможенной академии. 2016;2(19):83-87.

References

1. Matskevich V et al. Customs business. Book. Moscow: Visheishaya school; 2017. 360 p. (In Russ.).

2. Vityuk V. V., Kipriyanova D. V. Historiography of the formation in the customs legislation of the post-Soviet period of the methodology for determining the customs value of goods. Problems of formation of a legal, social state in modern Russia: A collection of articles based on the materials of the XII All-Russian Scientific-Practical Conference. Moscow, Novosibirsk: Novosibirsk State Agrarian University; 2016:106-109. (In Russ.).

3. Zikov A.A. Customs value and its problems in modern customs. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S. Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2016;4(19):25-30. (In Russ.).

4. Puzinin K. E. Control of the customs value of goods in the conditions of preliminary customs declaration. Vestnik rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2015:1(30):137-140. (In Russ.).

5. Konova M. B. Problems in determination and confirmation of the customs value of goods imported into the customs territory of the Customs Union. Aktual'nye problemy vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti i tamozhennogo dela. 2017;1(7):74-78. (In Russ.).

6. Fonova T. S. Ensuring the fulfilment of the obligation to pay customs duties and taxes as a financial measure of customs control in the implementation of the fiscal function. Vestnik rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2017;2(39):172-180. (In Russ.).

7. Sorokin A. M. Development of tools for the provision of public services in the field of customs control of goods containing intellectual property. Vestnik rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2016;(19):83-87. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.