УДК 338
НВ. Шувалова УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ МЕТОДИКА ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ ПО ВЫДАЧЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОДПИСЕЙ УДОСТОВЕРЯЮЩИМ ЦЕНТРОМ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается технология подключения участников внешнеэкономической деятельности к системе электронного декларирования, определено место и значимость Удостоверяющего центра в ней. На основе ее рассмотрения дается теоретическое обоснование методики оказания услуг по выдаче электронных подписей Удостоверяющим центром в системе электронного декларирования. Освещены проблемы возникающие у участников ВЭД в процессе подключения. Определено, что система оказания услуг по выдаче электронных подписей заключается в порядке определенных операций, который исполняет УЦ, начиная от первоначального обращения участника ВЭД за получением ЭП, до конечного подключения к системе электронного декларирования, и дальнейшего сопровождения и представляет собой особый вид услуги. Ключевые слова: услуги, Удостоверяющий центр, система электронного декларирования, выдача электронной подписи, методика оказания услуг.
NaMm Shuvatova AN IMPROVED METHOD OF PROVIDING SERVICES
FOR THE ISSUANCE OF ELECTRONIC SIGNATURES CERTIFICATION AUTHORITY IN THE SYSTEM OF ELECTRONIC DECLARATION
Annotation. The article considers the technology of connection of participants offoreign economic activity to the system of electronic Declaration, the place and the significance of the certification authority in it. On the basis of its consideration is given to the theoretical substantiation of the method ofprovision of services for the issuance of electronic signatures certification authority in the system of electronic Declaration. The problems encountered by traders in the process of connecting. It is determined that the service system for issuing electronic signatures is in the order of certain operations, which takes the CA, from initial treatment of traders at the receiving DS to connect to the electronic Declaration system, and further support and represents a particular type of service.
Keywords: services, certification authority, the system of electronic Declaration, the issuance of an electronic signature, the method of service delivery.
Исследования, проведенные в работе [10], показали, что существующий механизм демонстрирует технологию выдачи электронной подписи типовым Удостоверяющим центром (далее - УЦ) не в полной мере учитывает особенности выдачи электронной подписи (далее - ЭП) для электронного декларирования. Анализ [1] имеющегося опыта показывают, что рассматривать процедуру получения ЭП участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) для использования в дальнейшем в системе электронного декларирования необходимо с учетом всех факторов, влияющих на подключение к ведомственной связи Федеральной таможенной службы ( далее - ФТС) и обмена данных в электронном виде, как конечной цели. Это схематично показано на рис. 1. На нем приведена структурно-логическая схема подключения участника ВЭД к автоматизированной системе внешнего доступа (далее - АСВД) ФТС России и оказания услуг Удостоверяющим центром по выдаче ЭП для таможенного декларирования.
© Шувалова Н.В., 2015
Участник ВЭД
^Агенты по получению ЭП
П
Информационный о к
оператор ч
а> М
Я
к Э
Получение в регионах
Затраты на командировки (дорожно-транспортные расходы)
ю
э т
р Я
Рис. 1. Структурно-логическая схема подключения участника ВЭД к АСВД ФТС России и оказание: услуг Удостоверяющим центрам по выдаче электронных подписей для участника ВЭД в системе электронного
декларирования
Из рассмотрения данной схемы следует, что в подключении участника ВЭД к ведомственной сети ФТС для дальнейшего обмена данными в электронном виде условно можно выделить 2 этапа: первый - этап получения ЭП для электронного декларирования в УЦ и второй этап - подключение к системе электронного декларирования, на основе заключения договорных отношений с информационным оператором (далее - ИО).
Первый этап заключается в том, что при возникновении необходимости в получении ЭП для дальнейшего ее использования во взаимодействии с ФТС участник ВЭД обращается в УЦ для выпуска квалифицированного ключа проверки электронной подписи. Необходимо отметить, что с целью сокращения временных затрат по оформлению документов, необходимых для подачи и дальнейшего выпуска ЭП, а также из-за неудобства или сложности интерфейса, через который клиент взаимодействует с УЦ, участники ВЭД зачастую пользуются услугами третьих лиц (агенты по получению ЭП). Это, так называемые, «помощники в получение ЭП». Их наличие обусловлено незнанием клиентом процедуры получения и объемом оформляемых документов, необходимых для получения ЭП. Оказывают возмездные услуги участникам ВЭД. Помимо взимания немалых сумм, которые в разы превышают стоимость самой ЭП, они затягивают процесс выдачи ЭП как таковой.
Требования по безопасности, касающиеся непосредственно получения ЭП лично заявителем, либо лицом по доверенности, в офисе УЦ, также осложняют участнику ВЭД выполнение процедуры подключения к ведомственной сети ФТС России. Кроме того, территориальный разброс в размещении участников ВЭД пользователей электронного декларирования на территории РФ очень значителен. Участники ВЭД несут финансовые и временные затраты по получению ЭП, в силу отдаленности
от УЦ. При этом следует учесть то, что участник ВЭД вынужден дважды посетить УЦ. Сначала для передачи документов на оформление, а затем прибыв для получения ЭП.
Второй этап начинается после получения ЭП участником ВЭД. Для дальнейшего использования полученной ЭП в целях таможенного декларирования, а именно, передачи таможенных деклараций, участнику ВЭД необходимо подключиться к АСВД ФТС России, после чего создается почтовый ящик участника ВЭД (присваивается ГР-адрес) [3]. Наиболее распространенным случаем является обращение участников ВЭД к услугам информационного оператора. При этом заключается договор абонентского обслуживания с организацией - провайдером интернет-услуг, имеющей необходимое программное аппаратное обеспечение и соглашение об информационном взаимодействии с ЦИТТУ ФТС России. ИО предоставляет участникам ВЭД возможность осуществлять подачу электронных ДТ через Интернет с использованием сервера электронного декларирования. Схема обмена между участниками ВЭД и таможенным органом посредством сети Интернет представлена на рис. 2.
Рис. 2. Типовая схема передачи информации участником ВЭД в таможенные органы по средством глобальной
сети «Интернет» [8]
Согласно схеме участник ВЭД заключает договорные отношения с ИО и приобретает пакет деклараций для передачи данных. Ежемесячные затраты участников ВЭД при этом зависят, прежде всего, от количества подаваемых в таможенные органы деклараций - от 100 рублей за одну ДТ до 1015 тысяч за неограниченное количество ДТ в месяц. В табл. 1. приведена ориентировочная стоимость услуг нескольких ИО по передаче данных через свой сервер.
Таблица 1
Ориентировочная стоимость услуг различных информационных операторов
(информация была взята с официальных сайтов операторов на декабрь 2014 г.)
№ п/п Услуги ООО «Альта-Софт» [4] ООО «СТМ» [7] ООО «Сигма-Софт» [6] ООО «Инфо-дэк» [5]
1 Подключение Бесплатно 2 500 руб. Бесплатно 2 000 руб.
2 Передача одной ДТ от 100 руб. и ниже от 100 руб. и ниже 75 руб. от 100 руб. и ниже
3 Безлимитная передача в течении года 140 000 руб. 180 000 руб. 135 000 руб. 182 000 руб.
4 Техническая поддержка Бесплатно Бесплатно Бесплатно Бесплатно
Необходимо подчеркнуть, что, как правило, эти организации берут на себя решение не только проблем, связанных с подключением к системе ЭД и обеспечением процесса передачи данных, в ряде случаев и с получением ЭП (выступают посредником между УЦ и участником ВЭД), тем самым усложняя и удорожая сам процесс получения ЭП. Целесообразно было бы, чтобы УЦ, уполномоченный выдавать ЭП для таможенного декларирования, в целях расширения своих услуг и улучшения условий для своих клиентов, имел другой порядок работы с АСВД ФТС России.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что рассмотренная структурно-логическая схема, приведенная на рис. 1, по которой в настоящее время осуществляется получение ЭП и подключение участника ВЭД к системе ведомственной сети, нерациональна, так как:
во-первых, имеет большие денежные и временные затраты, связанные с появлением агентов, оказывающих так называемую «помощь в получении ЭП»;
во-вторых, имеет существенные денежные и временные затраты, связанные с территориальной отдаленностью;
в-третьих, имеет значительные денежные и временные затраты, связанные с услугами оказываемые ИО.
Поэтому для исключения этих негативных явлений предлагается при подключении к АСВД ФТС России и при получении ЭП для электронного декларирования:
1) создать удобный и интуитивно понятный интерфейс, а так же произвести автоматизация процессов первоначального обращения;
2) обеспечить условия для получения участниками ВЭД электронных подписей на месте (в регионах) - региональное развитие;
3) оказывать комплекс услуг по подключению участников ВЭД к системе электронного декларирования.
Для этого необходимо организовать работу в соответствии со структурно-логической схемой, приведенной на рис. 3.
Рис. 3. Структурно-логическая схема оказания комплекса услуг Удостоверяющим центром для участника ВЭД
при подключении к АСВД ФТС России
Как явствует из рассмотрения данной структурно-логической схемы, оба этапа (выпуск ЭП для электронного декларирования в УЦ и подключение к системе электронного декларирования) должен выполнять УЦ. При этом участник ВЭД будет контактировать только с одной организацией, которая выполняет весь спектр услуг необходимых для подключения и дальнейшего взаимодействия в электронном виде с ФТС, оказывая комплекс услуг. В соответствии с предложенной методикой выдачи ЭП УЦ в системе ЭД участник ВЭД обращается в УЦ напрямую, что обеспечивается автоматизацией процессов и развитой региональной структурой выдачи ЭП.
Внедрение автоматизации в работу УЦ позволит упростит подготовку документов для выпуска ЭП и сократит временные затраты, предоставит удобные навигационные и поисковые сервисы, полную информацию о доступных услугах, контекстные подсказки, сервисы автоматизированного заполнения форм заявлений с использованием законно доступных персональных данных и иной информации. Автоматизация по первоначальному обращению участника ВЭД, а именно на основе онлайновой формы на сайте УЦ, после которой в автономном режиме формируется полный комплект необходимых документов для дальнейшего получения ЭП в УЦ и высылается подробная инструкция по процедуре получения ЭП. Следовательно, отпадает необходимость и складывается ситуация, когда агентам-посредникам по получению ЭП будет невыгодно получать ЭП.
Следует подчеркнуть, что реализация электронных подписей в регионах России является очень важным аспектом при подключении участника ВЭД к системе ЭД. Создание региональных подразделений (региональное развитие) влияет на:
- скорость получения и удобство для участника ВЭД при оформлении ЭП;
- сокращение финансовых затрат связанных с расходами на оплату проездных билетов и выплату командировочных расходов.
Проведенные в работе [2] исследования показали, что создание региональных подразделений УЦ возможно по двум вариантам. Первый вариант предусматривает создание обособленных подразделений УЦ по выдаче ЭП. В обособленных подразделениях должны приниматься оригиналы документов, проводиться их проверка и осуществляться взаимодействие с клиентом, а в дальнейшем осуществляться и выдача полученных по почте ЭП с необходимыми документами. Это хотя и позволит реализовать требования ст. 18 ФЗ № 63 «Об электронной подписи» [11], но при этом будут иметь место значительные расходы на доставку ЭП в регионы, а также немалые сроки на доставку. Для получения таких выводов был проведен анализ рынка услуг курьерской отправки по пяти стратегически значимым направлениям: Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону), Северо-Западный округ (Санкт-Петербург), Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород), Сибирский федеральный округ (Новосибирск), Приморский край (Владивосток), который нашел отражение в работе [2].
Второй вариант предусматривает создание пунктов удаленной регистрации (далее ПУР). Для организации выдачи ЭП, в целях развития деятельности УЦ, на территории России необходимо создать ПУР, которые будут наделены полномочиями УЦ по формированию, выпуску и выдаче ЭП, а также правом подписи первичных документов. Эта форма регионального развития является наиболее подходящей для решения поставленных задач по минимизации финансовых и временных затрат. Для их создания необходимо будет провести работу по подготовке к выдаче ЭП ПУР, в частности: получить 3 лицензии ФСБ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 957 [9], создать и аттестовать рабочие места, в соответствии с требованиями по безопасности. Примерные технические характеристики оборудования для создания рабочего места ПУР обоснованны. Для их реализации ориентировочно требуется 1 млн рублей. Следует отметить, что при правильной организации их работы они окупятся в короткие сроки. Важным аспектом здесь является организация взаимодействия головного офиса (УЦ) и региональных подразделений (ПУР).
После получения участником ВЭД ЭП следующим этапом методики является заключение договорных отношений с провайдером услуг (ИО) о представлении сведений в электронном виде в АСВД ФТС России. ИО - это уполномоченная ЦИТТУ ФТС РФ организация, которая обеспечивает обмен электронными документами, подписанными ЭП, между участником ВЭД и таможенными органами РФ. Для получения статуса информационного оператора УЦ необходимо выполнить определенные требования и приобрести необходимое оборудование. В работе [10] обоснован комплекс мер по получению этого статуса. В соответствии с предложенной структурой методики (рис. 3.), УЦ берет на себя эти функции и оказывает комплекс услуг по подключению к системе электронного декларирования, что позволит сократить и упростить саму процедуру как получения ЭП, так и подключения к системе электронного декларирования.
Таким образом, предложенная методика оказания услуг УЦ в системе электронного декларирования позволит существенно повысить оперативность работы Удостоверяющего центра, устранить посредников и повысить информационную защищенность процессов получения ЭП. Это в свою очередь позволит участнику ВЭД получить качественную услугу.
Библиографический список
1. Анализ существующей практики и теоретических положений по вопросам, связанным с работой в системе электронного декларирования: отчет о НИР(промежуточный) / каф. эк-ки там. дела РТА; рук. А. Я Черныш; исполн.: Н. В. Шувалова. - Люберцы, 2013. - 82 с.
2. Исследование направлений совершенствования механизма оказания услуг Удостоверяющего центра в системе электронного декларирования: отчет о НИР (инициативный)/ )/ Каф.эк-ки там. дела РТА; рук. А. Я Черныш; исполн.: Н. В. Шувалова. - Люберцы, 2015. - 125 с.
3. Методические рекомендации по организации работы участника ВЭД при формализации документов, необходимых для таможенного декларирования товаров в электронной форме с использованием сетей « Интернет» / Под общ. ред. Р. В. Давыдова. - М., 2011. - 48 с.
4. Официальный сайт ООО «Альта-софт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.alta.ru/index.php (дата обращения : 22.12.2014).
5. Официальный сайт ООО «ИнфоДек» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.infodec.ru/ (дата обращения : 22.12.2014).
6. Официальный сайт ООО «СИГМА-СОФТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sigma-soft.ru/ (дата обращения : 22.12.2014).
7. Официальный сайт ООО «СТМ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.ctm.ru/ (дата обращения : 22.12.2014).
8. Официальный сайт ФГУП «РОСТЭК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rosteck.ru (дата обращения : 17.04.2015).
9. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 06.04.2015).
10. Развитие теоретических положений по совершенствованию системы оказания услуг Удостоверяющих центров по выдачи электронных подписей: отчет о НИР(промежуточный) / каф. эк-ки там. дела РТА; рук. А. Я Черныш; исполн.: Н. В. Шувалова. - Люберцы, 2014. - 74 с.
11. Федеральный закон от 6.04.2011 г. N 63-Ф3 «Об электронной подписи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 17.04.2015).