Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / пандемия / дистанционное обучение / физическая культура и спорт / мотивация / статистические методы / students / pandemic / distance learning / physical culture and sports / motivation / statistical methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганенко Олеся Сергеевна

Обоснована роль и определено место статистических методов в системе повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Рассмотрены особенности дистанционного обучения в условиях недостаточного проведения мониторинга в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией. Представлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов до и после эксперимента в период дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганенко Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MOTIVATION OF STUDENTS FOR PHYSICAL EDUCATION IN DISTANCE LEARNING

The role and place of statistical methods in the system of increasing students' motivation for physical culture and sports are substantiated. The features of distance learning in the context of insufficient monitoring in connection with the pandemic caused by coronavirus infection are considered. The comparative analysis of indicators of physical fitness of students before and after the experiment during the period of distance learning is presented.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-41-46

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ

К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

О.С. Цыганенко

Обоснована роль и определено место статистических методов в системе

повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Рас-

смотрены особенности дистанционного обучения в условиях недостаточного проведе-

ния мониторинга в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией. Пред-

ставлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов

до и после эксперимента в период дистанционного обучения.

Ключевые слова: студенты, пандемия, дистанционное обучение, физическая

культура и спорт, мотивация, статистические методы.

INCREASING THE MOTIVATION Цыганенко Олеся Сергеевна, старший препо-

OF STUDENTS FOR PHYSICAL даватель, [email protected], Россия, Москва, Мос-

EDUCATION IN DISTANCE ковский государственный технический университет

LEARNING им. Н.Э. Баумана

Tsyganenko O.S., senior lecturer, ustimenko- Одной из главных составляющих

[email protected], Russia, Moscow, Bauman Mos-

cow State Technical University всестороннего и гармоничного развития

молодого поколения является физическое

The role and place of statistical methods in the воспитание студенческой молодежи. По-

system of increasing students' motivation for

physical culture and sports are substantiated. скольку студенты представляют собой

The features of distance learning in the con- основной трудовой резерв нашего госу-

text of insufficient monitoring in connection дарства, следовательно, их физическое

with the pandemic caused by coronavirus in-

fection are considered. The comparative anal- здоровье и психическое благополучие

ysis of indicators of physical fitness of stu- являются залогом процветания всей на-

dents before and after the experiment during ции.

the period of distance learning is presented.

Основной задачей обучения сту-

Key words: students, pandemic, distance дентов в высшем учебном заведении яв-

learning, physical culture and sports, motiva- ляется подготовка специалистов, способ-

tion, statistical methods.

ных конкурировать в условиях рыночной

экономики. А.С. Грачев считает, что наиболее востребованными стано-

вятся те специалисты, которые обладают не только соответствующими

знаниями по профессии, но и имеют крепкое здоровье и высокие показа-

тели работоспособности [3].

В сложных условиях пандемии коронавирусной инфекции, вызван-

ной вирусом SARS-CoV-2, обучающиеся, находящиеся длительное время в

изоляции, нуждаются в направленной поддержке, как нельзя лучше такую

поддержку может оказать эффективное использование возможностей

кафедр физической культуры и спорта высших учебных заведений для

укрепления здоровья и гармоничного, всестороннего развития личности.

41

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

Профессорско-преподавательский состав кафедры «Физическая

культура и спорт» Московского государственного технического универси-

тета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) считает необходимость

поддержания оптимального уровня физической подготовленности и пси-

хосоматического состояния обучающихся приоритетной задачей, особенно

данное положение стало актуальным в период действия карантинных мер

и обучения в дистанционном формате.

В соответствии с вышеизложенным, на первоначальном этапе была

сформулирована цель исследования: определение эффективности приме-

нения некоторых статистических методов для повышения мотивации сту-

дентов к занятиям физической культурой в условиях недостаточного про-

ведения мониторинга в связи с карантинными мерами.

Следует подчеркнуть, что в описываемом исследовании статисти-

ческие методы рассматривались в одном аспекте как методы практической

деятельности, целью которых являлся сбор, обработка и анализ данных [8].

Информация, полученная в результате статистического исследова-

ния, позволяет решать задачи успешного мотивирования обучающихся при

дистанционном обучении и выявления реально существующих закономер-

ностей, свойственных исследуемым процессам и явлениям.

Объектом исследования являлся дистанционный процесс физиче-

ского воспитания студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана как различных спор-

тивных специализаций, так и специальных медицинских групп, находя-

щихся на дистанционном обучении.

Предметом исследования были выбраны педагогические приемы

использования результатов статистических исследований при обучении

физической культуре.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить сле-

дующие задачи:

1) собрать данные для анализа;

2) охарактеризовать и проанализировать результаты исследования;

3) обсудить полученные результаты;

4) опубликовать результаты исследования.

Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.

На первом этапе были подготовлены инструкции и проведены

индивидуальные консультации в онлайн-режиме со студентами с подроб-

ным объяснением целей и задач эксперимента.

На втором этапе производился еженедельный сбор данных от сту-

дентов, которые самостоятельно выполняли задания, вели «Дневники

самоконтроля», письменно информировали преподавателя о своих резуль-

татах и оценивали самочувствие.

На третьем этапе после соревнований в режиме офлайн был прове-

ден сравнительный анализ результатов мониторинга физической подготов-

42

3

Физическая культура [Physical culture]

ленности обучающихся во время дистанционного обучения. Следует особо

отметить, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоро-

вья применялась модификация Гарвардского степ-теста, описанного в ис-

следовании Е.Н. Копейкиной с соавторами [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На четвертом этапе была выполнена статистическая обработка соб-

ранного материала.

Отличительной чертой указанного исследования является его прак-

тическая ценность, поскольку проведено оно на базе функционирующей

кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н.Э. Баумана для

решения конкретной проблемной ситуации: повышения мотивации сту-

дентов к занятиям в период действия карантинных мер.

В педагогической науке, по мнению директора Института проблем

управления РАН, профессора Д.А. Новикова, «эксперимент зачастую

является единственным способом подтверждения справедливости гипо-

тезы и результатов теоретического исследования». Он также считает, что

«при планировании и подведении результатов эксперимента существен-

ную роль играют статистические методы, которые дают в том числе воз-

можность устанавливать степень достоверности исследуемых объектов на

основании результатов измерений их показателей» [6].

К примеру, для оценки самочувствия во время обучения в дистан-

ционном формате студенты пользовались словесными оценками, такими

как «отлично», «хорошо» и т. д. Преподавателем выполнялся переход от

словесных оценок к числовой форме по следующим правилам, принятым в

статистике: оценке «отлично» соответствуют числовые значения от 0,8 до

1, «хорошо» – от 0,63 до 0,8, «удовлетворительно» – от 0,37 до 0,63,

«плохо» – от 0,2 до 0,37, «очень плохо» – от 0 до 0,2 [4].

Для выявления прироста показателей физической подготовленности

использовалась следующая формула:

W = 100×(V2–V1) / 0,5×(V1+V2),

где W – прирост исследуемых показателей в процентах; V1 – исходный по-

казатель; V2 – конечный показатель.

Преподаватель в конце месяца информировал обучающихся о

результатах статистического анализа показателей, выбирал, учитывая

полученные показатели, «Лучшего спортсмена месяца» и «Главного опти-

миста месяца». Следует подчеркнуть, обучающимся было разъяснено, что

следует честно сообщать о проблемах как в физическом, так и психи-

ческом состоянии, чтобы преподаватель мог вовремя оказать методи-

ческую и педагогическую помощь. При этом необходимо помнить об

ограниченности метода опроса при изучении мотивации поведения, в дан-

ном случае студентов, обучающихся физической культуре в дистанцион-

ном формате [1].

43

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

Указанный педагогический прием был основан на соревновательно-

конкурентных мотивах. Упомянутый тип мотивации основан на целом

комплексе чувств и состояний, которые свойственны человеку. Как заме-

тила О.А. Беляева: «Нет ничего постыдного в том, что такие ощущения,

как желание показать хорошие результаты в спорте, мотивированные

стремлением человека быть первым, высокой самооценкой, стремлением

обогнать соперника, страхом подвести команду, быть побежденным,

прочно связаны с тщеславием». История человеческого сообщества осно-

вана на конкуренции и соперничестве, но когда результатом такого сорев-

нования становятся крепкое здоровье и развитая культура тела, то данный

вид мотивации следует считать успешным и эффективным [2].

Результаты исследования и их обсуждение. В физическом воспита-

нии, так же как и в любой другой созидательной, целенаправленной, соз-

нательной человеческой деятельности, предполагается учет результатов.

Спортивные нормативы представляют собой именно такую форму учета.

Объективная оценка физической подготовленности обучающихся прово-

дилась на основе сравнивания результатов измерений, полученных в про-

цессе офлайн-соревнований, проведенных до и после эксперимента с со-

блюдением всех предписанных санитарных норм.

Нами приведен фрагмент сводной таблицы сравнительного анализа

показателей физической подготовленности студентов до и после экспери-

мента в период дистанционного обучения (таблица). Персональные данные

обучающихся согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ

«О персональных данных» частично скрыты [7].

Фрагмент сводной таблицы показателей физической

подготовленности студентов до и после эксперимента

№ Фамилия, имя, Мед. Результаты осеннего Результаты весеннего

п/п отчество груп. семестра 1920/21 уч. г. семестра 1920/21 уч. г. (после

дистанционного обучения)

подт./ гиб- присе- отжи- подт./ гиб- присе- отжи-

пресс кость дание мание пресс кость дание мание

1 Б Мария спец. 5 20 13 5 13 17

2 В Глеб подг. 16 12 48 36 16 16 55 29

3 В Елена осн. 48 24 47 12 43 24 49 7

4 Г Наталия осн. 29 12 44 11 33 10 54 5

5 Е Полина подг. 45 22 56 18 44 19 50 10

6 Е Ламия спец. 4 12 4 13

7 З Алексей подг. 5 16 56 15 15 10 58 17

8 К Виталий подг. 3 21 60 22 4 18 60 22

9 М Илья спец. 5 1 1 5 1 1

10 Н Сергей спец. 3 25 18 3 30 28

44

5

Физическая культура [Physical culture]

Окончание

№ Фамилия, имя, Мед. Результаты осеннего Результаты весеннего

п/п отчество груп. семестра 1920/21 уч. г. семестра 1920/21 уч. г. (после

дистанционного обучения)

подт./ гиб- присе- отжи- подт./ гиб- присе- отжи-

пресс кость дание мание пресс кость дание мание

11 Р Максим осн. 8 12 48 25 10 12 48 24

12 С Роман спец. 0 25 4 0 2

13 Ш Илья подг. 10 7 48 34 12 4 53 33

14 Ш Алексей осн. 8 8 51 15 9 6 0 18

15 В Минь осн. 5 6 44 40 4 4 52 31

16 Д Вьет подг. 0 8 54 25 0 8 54 21

Анализ результатов, показанных студентами после дистанционного

обучения, позволяет сделать вывод о соответствии уровня физической

подготовленности существующим нормативам. Записи в «Дневниках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самоконтроля» обучающихся, в которых содержатся описания положи-

тельных эмоций, вызванных занятиями физической культурой, наравне с

показателями физической подготовленности студентов наглядно демонст-

рируют эффективность педагогических приемов и средств, разработанных

и примененных профессорско-преподавательским составом кафедры

«Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н.Э. Баумана во время учебного

процесса в период действия карантинных мер.

Таким образом, сравнение является одной из базовых когнитивных

структур, которой пользуется человек в познании окружающего мира и

самого себя, следовательно, на наш взгляд, использование в описываемом

исследовании статистических методов сравнительного анализа как количе-

ственного, анализирующего количественные характеристики, так и качест-

венного, который дает анализ характеристик, определяющих качество ис-

следуемого объекта, явления, результата и т. д., оправданно и эффективно.

Список литературы

1. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы ис-

следования в психологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры:

2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 152 с.

2. Беляева О.А. Формирование мотивации к занятиям физической

культуры у студентов // Актуальные вопросы физического воспитания

молодежи и студенческого спорта: сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф.

Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 31–35.

3. Грачев А.С. Сравнительный анализ функциональной трени-

рованности студентов различных специальностей // Актуальные вопросы

45

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов

Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018.

С. 46–51.

4. Матвеев В.А. Статистика: учеб.-метод. пособие. Нижний Новго-

род: Изд-во ННГУ, 2016. 86 с.

5. Модификация Гарвардского степ-теста для оценки функ-

циональных возможностей студентов с отклонениями в состоянии здоро-

вья / Е.Н. Копейкина [и др.] // Физическое воспитание студентов. 2016.

№ 4. С. 44–50.

6. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследо-

ваниях. Типовые случаи. М.: Пресс, 2018. 479 c.

7. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006

№ 152–ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 17.03.2021).

8. Шорохова И.С., Кисляк Н.В., Мариев О.С. Статистические ме-

тоды анализа: учеб. пособие: 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2017. 300 с.

References

1. Artem'eva O.A. Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovaniya v psiho-

logii [Qualitative and quantitative research methods in psychology]: textbook. manual for un-

dergraduate and graduate programs: 2nd ed., rev. and add. M.: Yurayt Publishing House,

2017. 152 p.

2. Belyaeva O.A. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury u stu-

dentov [Formation of motivation for physical culture lessons among students] // Actual prob-

lems of physical education of youth and student sports: collection of articles. Proceedings of

Vseros. scientific-practical conf. Saratov: Publishing house "Saratov source", 2018. P. 31–35.

3. Grachev A.S. Sravnitel'nyj analiz funkcional'noj trenirovannosti studentov raz-

lichnyh special'nostej [Comparative analysis of the functional training of students of various

specialties] // Actual problems of physical education of youth and student sports: collection of

articles. Proceedings of Vseros. scientific-practical conf. Saratov Publishing house "Saratov

source", 2018. P. 46–51.

4. Matveev V.A. Statistika [Statistics]: study guide. allowance. Nizhny Novgorod:

NNSU Publishing House, 2016. 86 p.

5. Modifikaciya Garvardskogo step-testa dlya ocenki funkcional'nyh vozmozhnostej

studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya [Modification of the Harvard step test to as-

sess the functional capabilities of students with disabilities in health] / E.N. Kopejkina [et al.]

// Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2016. No. 4. P. 44–50.

6. Novikov D.A. Statisticheskie metody v pedagogicheskih issledovaniyah. Tipovye

sluchai [Statistical methods in educational research. Typical cases]. M.: Press, 2018. 479 p.

7. Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» ot 27.07.2006 № 152–FZ [Federal

Law "On Personal Data" dated 27.07.2006 No. 152-FZ] // Konsul'tant Plyus [Consultant Plus]

[Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/

(date of access: 17.03.2021).

8. Shorohova I.S., Kislyak N.V., Mariev O.S. Statisticheskie metody analiza [Statis-

tical methods of analysis]: textbook. manual: 2nd ed. M.: FLINT, 2017. 300 p.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.