1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-41-46
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ
К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
О.С. Цыганенко
Обоснована роль и определено место статистических методов в системе
повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Рас-
смотрены особенности дистанционного обучения в условиях недостаточного проведе-
ния мониторинга в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией. Пред-
ставлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов
до и после эксперимента в период дистанционного обучения.
Ключевые слова: студенты, пандемия, дистанционное обучение, физическая
культура и спорт, мотивация, статистические методы.
INCREASING THE MOTIVATION Цыганенко Олеся Сергеевна, старший препо-
OF STUDENTS FOR PHYSICAL даватель, ustimenko-o@mail.ru, Россия, Москва, Мос-
EDUCATION IN DISTANCE ковский государственный технический университет
LEARNING им. Н.Э. Баумана
Tsyganenko O.S., senior lecturer, ustimenko- Одной из главных составляющих
o@mail.ru, Russia, Moscow, Bauman Mos-
cow State Technical University всестороннего и гармоничного развития
молодого поколения является физическое
The role and place of statistical methods in the воспитание студенческой молодежи. По-
system of increasing students' motivation for
physical culture and sports are substantiated. скольку студенты представляют собой
The features of distance learning in the con- основной трудовой резерв нашего госу-
text of insufficient monitoring in connection дарства, следовательно, их физическое
with the pandemic caused by coronavirus in-
fection are considered. The comparative anal- здоровье и психическое благополучие
ysis of indicators of physical fitness of stu- являются залогом процветания всей на-
dents before and after the experiment during ции.
the period of distance learning is presented.
Основной задачей обучения сту-
Key words: students, pandemic, distance дентов в высшем учебном заведении яв-
learning, physical culture and sports, motiva- ляется подготовка специалистов, способ-
tion, statistical methods.
ных конкурировать в условиях рыночной
экономики. А.С. Грачев считает, что наиболее востребованными стано-
вятся те специалисты, которые обладают не только соответствующими
знаниями по профессии, но и имеют крепкое здоровье и высокие показа-
тели работоспособности [3].
В сложных условиях пандемии коронавирусной инфекции, вызван-
ной вирусом SARS-CoV-2, обучающиеся, находящиеся длительное время в
изоляции, нуждаются в направленной поддержке, как нельзя лучше такую
поддержку может оказать эффективное использование возможностей
кафедр физической культуры и спорта высших учебных заведений для
укрепления здоровья и гармоничного, всестороннего развития личности.
41
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Профессорско-преподавательский состав кафедры «Физическая
культура и спорт» Московского государственного технического универси-
тета им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) считает необходимость
поддержания оптимального уровня физической подготовленности и пси-
хосоматического состояния обучающихся приоритетной задачей, особенно
данное положение стало актуальным в период действия карантинных мер
и обучения в дистанционном формате.
В соответствии с вышеизложенным, на первоначальном этапе была
сформулирована цель исследования: определение эффективности приме-
нения некоторых статистических методов для повышения мотивации сту-
дентов к занятиям физической культурой в условиях недостаточного про-
ведения мониторинга в связи с карантинными мерами.
Следует подчеркнуть, что в описываемом исследовании статисти-
ческие методы рассматривались в одном аспекте как методы практической
деятельности, целью которых являлся сбор, обработка и анализ данных [8].
Информация, полученная в результате статистического исследова-
ния, позволяет решать задачи успешного мотивирования обучающихся при
дистанционном обучении и выявления реально существующих закономер-
ностей, свойственных исследуемым процессам и явлениям.
Объектом исследования являлся дистанционный процесс физиче-
ского воспитания студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана как различных спор-
тивных специализаций, так и специальных медицинских групп, находя-
щихся на дистанционном обучении.
Предметом исследования были выбраны педагогические приемы
использования результатов статистических исследований при обучении
физической культуре.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить сле-
дующие задачи:
1) собрать данные для анализа;
2) охарактеризовать и проанализировать результаты исследования;
3) обсудить полученные результаты;
4) опубликовать результаты исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно.
На первом этапе были подготовлены инструкции и проведены
индивидуальные консультации в онлайн-режиме со студентами с подроб-
ным объяснением целей и задач эксперимента.
На втором этапе производился еженедельный сбор данных от сту-
дентов, которые самостоятельно выполняли задания, вели «Дневники
самоконтроля», письменно информировали преподавателя о своих резуль-
татах и оценивали самочувствие.
На третьем этапе после соревнований в режиме офлайн был прове-
ден сравнительный анализ результатов мониторинга физической подготов-
42
3
Физическая культура [Physical culture]
ленности обучающихся во время дистанционного обучения. Следует особо
отметить, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоро-
вья применялась модификация Гарвардского степ-теста, описанного в ис-
следовании Е.Н. Копейкиной с соавторами [5].
На четвертом этапе была выполнена статистическая обработка соб-
ранного материала.
Отличительной чертой указанного исследования является его прак-
тическая ценность, поскольку проведено оно на базе функционирующей
кафедры «Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н.Э. Баумана для
решения конкретной проблемной ситуации: повышения мотивации сту-
дентов к занятиям в период действия карантинных мер.
В педагогической науке, по мнению директора Института проблем
управления РАН, профессора Д.А. Новикова, «эксперимент зачастую
является единственным способом подтверждения справедливости гипо-
тезы и результатов теоретического исследования». Он также считает, что
«при планировании и подведении результатов эксперимента существен-
ную роль играют статистические методы, которые дают в том числе воз-
можность устанавливать степень достоверности исследуемых объектов на
основании результатов измерений их показателей» [6].
К примеру, для оценки самочувствия во время обучения в дистан-
ционном формате студенты пользовались словесными оценками, такими
как «отлично», «хорошо» и т. д. Преподавателем выполнялся переход от
словесных оценок к числовой форме по следующим правилам, принятым в
статистике: оценке «отлично» соответствуют числовые значения от 0,8 до
1, «хорошо» – от 0,63 до 0,8, «удовлетворительно» – от 0,37 до 0,63,
«плохо» – от 0,2 до 0,37, «очень плохо» – от 0 до 0,2 [4].
Для выявления прироста показателей физической подготовленности
использовалась следующая формула:
W = 100×(V2–V1) / 0,5×(V1+V2),
где W – прирост исследуемых показателей в процентах; V1 – исходный по-
казатель; V2 – конечный показатель.
Преподаватель в конце месяца информировал обучающихся о
результатах статистического анализа показателей, выбирал, учитывая
полученные показатели, «Лучшего спортсмена месяца» и «Главного опти-
миста месяца». Следует подчеркнуть, обучающимся было разъяснено, что
следует честно сообщать о проблемах как в физическом, так и психи-
ческом состоянии, чтобы преподаватель мог вовремя оказать методи-
ческую и педагогическую помощь. При этом необходимо помнить об
ограниченности метода опроса при изучении мотивации поведения, в дан-
ном случае студентов, обучающихся физической культуре в дистанцион-
ном формате [1].
43
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Указанный педагогический прием был основан на соревновательно-
конкурентных мотивах. Упомянутый тип мотивации основан на целом
комплексе чувств и состояний, которые свойственны человеку. Как заме-
тила О.А. Беляева: «Нет ничего постыдного в том, что такие ощущения,
как желание показать хорошие результаты в спорте, мотивированные
стремлением человека быть первым, высокой самооценкой, стремлением
обогнать соперника, страхом подвести команду, быть побежденным,
прочно связаны с тщеславием». История человеческого сообщества осно-
вана на конкуренции и соперничестве, но когда результатом такого сорев-
нования становятся крепкое здоровье и развитая культура тела, то данный
вид мотивации следует считать успешным и эффективным [2].
Результаты исследования и их обсуждение. В физическом воспита-
нии, так же как и в любой другой созидательной, целенаправленной, соз-
нательной человеческой деятельности, предполагается учет результатов.
Спортивные нормативы представляют собой именно такую форму учета.
Объективная оценка физической подготовленности обучающихся прово-
дилась на основе сравнивания результатов измерений, полученных в про-
цессе офлайн-соревнований, проведенных до и после эксперимента с со-
блюдением всех предписанных санитарных норм.
Нами приведен фрагмент сводной таблицы сравнительного анализа
показателей физической подготовленности студентов до и после экспери-
мента в период дистанционного обучения (таблица). Персональные данные
обучающихся согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных» частично скрыты [7].
Фрагмент сводной таблицы показателей физической
подготовленности студентов до и после эксперимента
№ Фамилия, имя, Мед. Результаты осеннего Результаты весеннего
п/п отчество груп. семестра 1920/21 уч. г. семестра 1920/21 уч. г. (после
дистанционного обучения)
подт./ гиб- присе- отжи- подт./ гиб- присе- отжи-
пресс кость дание мание пресс кость дание мание
1 Б Мария спец. 5 20 13 5 13 17
2 В Глеб подг. 16 12 48 36 16 16 55 29
3 В Елена осн. 48 24 47 12 43 24 49 7
4 Г Наталия осн. 29 12 44 11 33 10 54 5
5 Е Полина подг. 45 22 56 18 44 19 50 10
6 Е Ламия спец. 4 12 4 13
7 З Алексей подг. 5 16 56 15 15 10 58 17
8 К Виталий подг. 3 21 60 22 4 18 60 22
9 М Илья спец. 5 1 1 5 1 1
10 Н Сергей спец. 3 25 18 3 30 28
44
5
Физическая культура [Physical culture]
Окончание
№ Фамилия, имя, Мед. Результаты осеннего Результаты весеннего
п/п отчество груп. семестра 1920/21 уч. г. семестра 1920/21 уч. г. (после
дистанционного обучения)
подт./ гиб- присе- отжи- подт./ гиб- присе- отжи-
пресс кость дание мание пресс кость дание мание
11 Р Максим осн. 8 12 48 25 10 12 48 24
12 С Роман спец. 0 25 4 0 2
13 Ш Илья подг. 10 7 48 34 12 4 53 33
14 Ш Алексей осн. 8 8 51 15 9 6 0 18
15 В Минь осн. 5 6 44 40 4 4 52 31
16 Д Вьет подг. 0 8 54 25 0 8 54 21
Анализ результатов, показанных студентами после дистанционного
обучения, позволяет сделать вывод о соответствии уровня физической
подготовленности существующим нормативам. Записи в «Дневниках
самоконтроля» обучающихся, в которых содержатся описания положи-
тельных эмоций, вызванных занятиями физической культурой, наравне с
показателями физической подготовленности студентов наглядно демонст-
рируют эффективность педагогических приемов и средств, разработанных
и примененных профессорско-преподавательским составом кафедры
«Физическая культура и спорт» МГТУ им. Н.Э. Баумана во время учебного
процесса в период действия карантинных мер.
Таким образом, сравнение является одной из базовых когнитивных
структур, которой пользуется человек в познании окружающего мира и
самого себя, следовательно, на наш взгляд, использование в описываемом
исследовании статистических методов сравнительного анализа как количе-
ственного, анализирующего количественные характеристики, так и качест-
венного, который дает анализ характеристик, определяющих качество ис-
следуемого объекта, явления, результата и т. д., оправданно и эффективно.
Список литературы
1. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы ис-
следования в психологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры:
2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 152 с.
2. Беляева О.А. Формирование мотивации к занятиям физической
культуры у студентов // Актуальные вопросы физического воспитания
молодежи и студенческого спорта: сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф.
Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 31–35.
3. Грачев А.С. Сравнительный анализ функциональной трени-
рованности студентов различных специальностей // Актуальные вопросы
45
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов
Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018.
С. 46–51.
4. Матвеев В.А. Статистика: учеб.-метод. пособие. Нижний Новго-
род: Изд-во ННГУ, 2016. 86 с.
5. Модификация Гарвардского степ-теста для оценки функ-
циональных возможностей студентов с отклонениями в состоянии здоро-
вья / Е.Н. Копейкина [и др.] // Физическое воспитание студентов. 2016.
№ 4. С. 44–50.
6. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследо-
ваниях. Типовые случаи. М.: Пресс, 2018. 479 c.
7. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006
№ 152–ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 17.03.2021).
8. Шорохова И.С., Кисляк Н.В., Мариев О.С. Статистические ме-
тоды анализа: учеб. пособие: 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2017. 300 с.
References
1. Artem'eva O.A. Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovaniya v psiho-
logii [Qualitative and quantitative research methods in psychology]: textbook. manual for un-
dergraduate and graduate programs: 2nd ed., rev. and add. M.: Yurayt Publishing House,
2017. 152 p.
2. Belyaeva O.A. Formirovanie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury u stu-
dentov [Formation of motivation for physical culture lessons among students] // Actual prob-
lems of physical education of youth and student sports: collection of articles. Proceedings of
Vseros. scientific-practical conf. Saratov: Publishing house "Saratov source", 2018. P. 31–35.
3. Grachev A.S. Sravnitel'nyj analiz funkcional'noj trenirovannosti studentov raz-
lichnyh special'nostej [Comparative analysis of the functional training of students of various
specialties] // Actual problems of physical education of youth and student sports: collection of
articles. Proceedings of Vseros. scientific-practical conf. Saratov Publishing house "Saratov
source", 2018. P. 46–51.
4. Matveev V.A. Statistika [Statistics]: study guide. allowance. Nizhny Novgorod:
NNSU Publishing House, 2016. 86 p.
5. Modifikaciya Garvardskogo step-testa dlya ocenki funkcional'nyh vozmozhnostej
studentov s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya [Modification of the Harvard step test to as-
sess the functional capabilities of students with disabilities in health] / E.N. Kopejkina [et al.]
// Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2016. No. 4. P. 44–50.
6. Novikov D.A. Statisticheskie metody v pedagogicheskih issledovaniyah. Tipovye
sluchai [Statistical methods in educational research. Typical cases]. M.: Press, 2018. 479 p.
7. Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» ot 27.07.2006 № 152–FZ [Federal
Law "On Personal Data" dated 27.07.2006 No. 152-FZ] // Konsul'tant Plyus [Consultant Plus]
[Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
(date of access: 17.03.2021).
8. Shorohova I.S., Kislyak N.V., Mariev O.S. Statisticheskie metody analiza [Statis-
tical methods of analysis]: textbook. manual: 2nd ed. M.: FLINT, 2017. 300 p.
46