1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-31-38
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Н.Н. Пьянзина, О.Б. Колесникова, С.А. Эриванова
Рассмотрено влияние физических упражнений и корригирующей гимнастики
для глаз на состояние зрительной функции студентов. Выявлены факторы, влияющие
на ухудшение зрения в период обучения. Предложена программа коррекции зрения,
которая включает в себя общеукрепляющие физические упражнения, адаптированные
для глаз, систему дыхательных упражнений, точечный массаж, специальный комплекс
корригирующей глазной гимнастики, элементы упражнений гимнастики йогов.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, зрение, миопия, корриги-
рующая гимнастика.
PHYSICAL EXERCISES Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед.
AND GYMNASTICS FOR THE EYES наук, доц., npianzina@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чуваш-
AS A MEANS OF CORRECTING THE ский государственный университет им. И.Н. Ульянова,
VISION OF UNIVERSITY STUDENTS Колесникова Ольга Борисовна, канд. биол.
наук, доц., olgkoles@rambler.ru, Россия, Чебоксары, Чу-
Pyanzina N.N., candidate of pedagogical sci- вашский государственный университет им. И.Н. Улья-
ences, associate professor, npianzina@mail.ru, нова,
Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov Chuvash Эриванова Светлана Алексеевна, старший
State University, преподаватель, 03sromanova@mail.ru, Россия, Чебоксары,
Kolesnikova O.B., candidate of biological Чувашский государственный университет им. И.Н. Улья-
sciences, associate professor, olgkoles@ нова
rambler.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov
Chuvash State University, Быстро меняющийся образова-
Erivanova S.A., senior lecturer, 03sromanova
@mail.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov тельный процесс зачастую оборачивается
Chuvash State University снижением уровня здоровья молодого
поколения, что делает эту проблему зна-
The influence of physical exercises and cor-
rective gymnastics for the eyes on the state of чимой и актуальной на современном
the visual function of students is considered. этапе развития общества. Увеличение
The factors influencing the deterioration of учебных нагрузок создает предпосылки к
vision during the period of study have been
identified. A vision correction program is pro- возникновению всевозможных отклоне-
posed, which includes general strengthening ний в функционировании отдельных сис-
physical exercises adapted for the eyes, a sys- тем и организма в целом. Функциональ-
tem of breathing exercises, acupressure, a spe-
cial complex of corrective eye gymnastics, ное состояние организма обучающихся
elements of yoga gymnastics exercises. можно считать одним из условий резуль-
тативности их обучения и возможности
Key words: physical culture, vision, myopia,
corrective gymnastics, students. максимального усвоения общих и специ-
альных знаний [1, 2].
Одним из насущных вопросов является снижение параметров здо-
ровья обучающихся, что ведет к уменьшению числа практически здоровых
людей и увеличению числа лиц с хроническими заболеваниями, ограни-
ченными возможностями здоровья и инвалидов [3, 4].
31
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
Совокупность неблагоприятных санитарно-гигиенических условий,
нерационального питания, повышающейся напряженности процесса обу-
чения создает предпосылки к тому, что за период обучения у значитель-
ного количества обучающихся формируется хроническая патология.
Вследствие того что интенсивность учебно-образовательного про-
цесса, в том числе с применением дистанционных форм обучения, возрас-
тает стремительными темпами, актуальность проблемы негативных изме-
нений в состоянии здоровья обучающихся становится более острой [5].
В результате этого происходит ослабление иммунной защиты организма,
сбой в функционировании сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и
других систем, опорно-двигательного аппарата, психосоциальной сферы и
сенсорных систем.
Информация, поступающая к органам чувств, обладает широким
диапазоном и объемом, а современный мир предъявляет повышенные тре-
бования к ее обработке: точности и скорости. Прогрессирование интенсив-
ности и напряженности умственного труда связано с продуцированием
сенсорных способностей и возникновением принципиально новых сен-
сорно-когнитивных концепций. Более совершенная адаптация сенсорных
систем к особенностям окружающей среды воздействует на усовершенст-
вование процессов восприятия. Формирование сенсорно-перцептивных
структур зависит от эффективности приспособления анализаторов к харак-
теристикам информационной сферы.
По мнению специалистов [6, 7], имеются серьезные основания
предполагать, что изменения напряженности зрительной нагрузки не ис-
ключает рост частоты близорукости у молодежи. В связи с этим возникает
необходимость в сохранении и укреплении зрения обучающихся, а также
предупреждения офтальмологических заболеваний. В литературных
источниках отмечается, что миопия встречается в несколько раз чаще в
семьях, где данная патология имелась в нескольких поколениях, то есть на
развитие близорукости возможно влияние различных причин: генетиче-
ской предрасположенности и сопутствующих заболеваний.
Также отмечено, что у обучающихся, имеющих низкий уровень
физического развития и подготовленности, миопия проявляется чаще и
развивается активнее, чем у их сверстников, занимающихся физической
культурой и спортом. Для снижения темпов распространения близоруко-
сти и для профилактики ее возникновения предлагается совокупность мер,
направленных на общее укрепление организма, улучшение функций кар-
диореспираторной системы, совершенствование деятельности мышечно-
связочного аппарата глаза [8].
Из основных базовых функций на теоретических занятиях задейст-
вовано, как правило, центральное зрение, а на занятиях по физической
культуре, напротив, цветовое и световое восприятие.
32
3
Физическая культура [Physical culture]
Организация занятий по физической культуре с обучающимися
специальной медицинской группы в вузе сопряжена со значительными
трудностями. К их числу относится отсутствие дифференцированных про-
грамм для студентов с различными заболеваниями, а также целенаправ-
ленных практических рекомендаций по использованию разнообразных
средств и методов физического воспитания в целях оздоровления [9].
Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ
ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (ЧГУ),
г. Чебоксары.
Ежегодно в ЧГУ проводится медицинское обследование обучаю-
щихся. Это позволяет организовать сбор информации, анализ динамики
состояния здоровья студентов за весь период обучения. На первом месте
среди заболеваний у обучающихся младших курсов отмечаются болезни
нервной системы и органов чувств, затем болезни органов дыхания, орга-
нов пищеварения, костно-мышечной системы, мочеполовых органов.
В структуре заболеваний класса болезней нервной системы и органов
чувств значительный удельный вес составляет миопия (близорукость), свя-
занная с недостатком рефракции глаза, в результате которого нарушается
видимость отдельных предметов.
Цель работы – оценить влияние физических упражнений и корри-
гирующей гимнастики для глаз на состояние зрительной функции.
Объектом исследования является процесс физического воспитания
студентов вуза. Предметом исследования – влияние физических упражне-
ний и корригирующей гимнастики для глаз на состояние зрительной функ-
ции.
Для выявления факторов, влияющих на развитие близорукости и ее
профилактики, были проведены исследования на медицинском факультете
ЧГУ в 2018–2020 гг., состоящие из трех этапов.
На первом этапе обследовались 967 обучающихся 1–3-х курсов.
После обследования была сделана выборка больных миопией различной
степени – 304 чел. (31,4 %, то есть каждый третий студент страдает близо-
рукостью, причем у 40,5 % студентов-миопов близорукость средней и вы-
сокой степени).
Вместе с тем за время обучения в вузе близорукость слабой степени
уменьшилась на 15 % (с 59,5 до 44,2 %) за счет перехода в более сильные
степени, миопия средней степени возросла на 6,5 % (с 35,7 до 44,2 %), а
миопия высокой степени увеличилась более чем в два раза (с 4,8 до 11,6 %)
(рисунок). Кроме того, оказалось, что в 91,5 % случаев близорукость
прогрессирует во время обучения на первых трех курсах, что, вероятнее
всего, связано с большими умственной и физической нагрузками. Про-
грессирование близорукости на 1–5-х курсах составило всего 8,5 %. При-
мечательно, что среди отличников близорукость встречалась в 86 % слу-
чаев, а среди успевающих «хорошо» и «удовлетворительно» – всего лишь
33
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
в 14 %. Это объясняется тем, что отличники значительно больше времени
проводят за чтением книг и работой перед мониторами компьютеров, уве-
личивая тем самым зрительную нагрузку.
59.5 44.2
60 44.2
40 35.7
11.6
20
0 4.8
Слабая степень
Средняя степень
Высокая степень
Начало обучения Окончание обучения
Показатели состояния зрительного анализатора студентов, %
Затем было проведено анкетирование 201 студента, позволившее
установить причины заболевания, а именно: 91,6 % студентов стали близо-
рукими в дошкольном или школьном возрасте, а 8,4 % – в период обучения
в вузе.
Кроме того, передача близорукости по наследству произошла у
49,3 % студентов, что согласуется с литературными данными. Прогресси-
рование близорукости вызвано в ряде случаев ослаблением организма по-
сле перенесенных общих заболеваний, особенно острых или хронических,
болезней органов дыхания. Развитию близорукости способствует также
недостаточная освещенность в аудиториях, читальных и лекционных за-
лах, чтение книг, работа за дисплеем компьютера, планшета.
На втором этапе в октябре 2017 г. был осуществлен эксперимент, в
котором приняли участие 37 юношей и 116 девушек – студенты первого
курса медицинского факультета ЧГУ. Они были распределены на две
группы:
– первая – практически здоровые, то есть не страдающие миопией
(24 юноши и 70 девушек);
– вторая – студенты с низкой и средней степенью миопии
(13 юношей и 46 девушек).
Студенты обеих групп выполняли нормативы по физической подго-
товке согласно учебной программе по физической культуре и спорту. Тес-
тирование уровня физической подготовленности у юношей и девушек,
34
5
Физическая культура [Physical culture]
имеющих и не имеющих близорукости, не выявило статистически значи-
мых различий.
В 2018/19 уч. г. был проведен третий этап исследования. Зная, что
физические упражнения не только способствуют общему укреплению
здоровья, но и улучшают деятельность глазных мышц и кровоснабжение в
тканях глаза, была разработана и внедрена в курс физической культуры и
спорта специальная программа. Она включала общеукрепляющие физиче-
ские упражнения, адаптированные для глаз, систему дыхательных упраж-
нений, усиливающую легочную вентиляцию и улучшающую окисли-
тельно-восстановительные процессы в организме, точечный массаж, дей-
ствующий рефлекторно, специальный комплекс корригирующей глазной
гимнастики, элементы упражнений гимнастики йогов.
По этой программе в течение года занимались 28 обучающихся
(миопия средней и высокой степени) медицинского факультета в возрасте
17–18 лет (экспериментальная группа). Занятия по физическому воспита-
нию проводились 2 раза в неделю по 2 часа. Были разработаны также ком-
плексы для домашних заданий и даны рекомендации по рациональному
режиму труда, отдыха и питания. Контрольную группу составили 30 обу-
чающихся с аналогичными патологиями зрительного анализатора.
Для оценки сердечно-сосудистой системы использовалась функ-
циональная проба, состоящая из 20 глубоких приседаний, выполняемых за
40 с из исходного положения – основная стойка. Частота сердечных
сокращений (ЧСС) подсчитывалась до приседаний и после них в течение
первых 15 с с пересчетом на минуту. Определялась величина повышения
ЧСС после приседаний сравнительно с исходной. В таблице представлены
результаты измерения ЧСС в обеих группах в начале и в конце учебного
года.
Частота сердечных сокращений испытуемых контрольной и
экспериментальной групп, уд/мин
Сентябрь 2018 г. Май 2019 г.
Группа ЧСС ЧСС после ЧСС ЧСС после
в покое нагрузки в покое нагрузки
Экспериментальная 74,2±2,2 115,3±2,5 71,4±1,7 110,1±1,3*
Контрольная 76,3±3,1 117,5±2,9 75,2±1,2 115,6±2,6
Примечание: *– различия статистически значимы (Р<0,05) между началом и оконча-
нием эксперимента.
В ходе измерений ЧСС выявлено статистически значимое (Р<0,05)
их снижение после нагрузки у обучающихся экспериментальной группы. У
сверстников контрольной группы статистически значимых различий отме-
чено не было.
35
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
Таким образом, результаты проведенного эксперимента говорят о
том, что предложенная программа благоприятно влияет на различные сис-
темы организма у студентов-миопов средней и высокой степени. Целесо-
образно включать в учебные занятия по физической культуре и спорту
больше упражнений, направленных на развитие функций сердечно-сосу-
дистой и дыхательной систем. Однако упражнения с высокой и средней
интенсивностью следует ограничивать, так как студенты-миопы имеют
еще и хронические заболевания органов дыхания, пищеварения, костно-
мышечной системы, мочеполовых органов. С учетом полученных резуль-
татов исследования можно сделать вывод о том, что для профилактики
офтальмологических нарушений стоит рекомендовать совокупность мер,
направленных на целостное укрепление функциональных систем орга-
низма, в частности кардиореспираторной, и стимуляцию цилиарной
мышцы глаза.
Список литературы
1. Пьянзин А.И. Формирование функциональных систем как основа
адаптации организма спортсмена к нагрузкам // Наука и спорт: современ-
ные тенденции. 2014. № 1 (Т. 2). С. 33–45.
2. Бальсевич В.К., Пьянзин А.И. Кинезиология человека // Чебок-
сары: ЧГПУ, 2012. 105 с.
3. Бундина А.Ю., Петрова Т.Н. Объективные и субъективные фак-
торы, влияющие на физкультурную активность студентов // Физическая
культура, спорт и туризм в высшем образовании: материалы XXXI Все-
росс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов
н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2020. С. 131–135.
4. Петрова Т.Н. Выявление значимости факторов, определяющих
отношение студентов к здоровому образу жизни // Актуальные вопросы
физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов
Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Б. Бриленка, С.С. Павленкович,
М.А. Ермаковой. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 349–353.
5. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование
дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт»
у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета.
Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 23–30.
6. Зотова Н.Д., Полякова Т.А. Студент. Миопия. Образ жизни // Со-
временные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный
ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65267 (дата обращения:
02.03.2021).
36
7
Физическая культура [Physical culture]
7. Волкова Т.И., Таланцева В.К. Структура заболеваемости зри-
тельной сенсорной системы у студентов в возрастном аспекте // Актуаль-
ные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта:
сб. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Б. Бриленка, С.С. Павлен-
кович, М.А. Ермаковой. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 640–643.
8. Кадочникова Ю. В., Хорькова Ж. В. Физическое воспитание сту-
дентов, имеющих заболевания органов зрения: учеб.-метод. пособие / под.
ред. Ю. В. Кузнецовой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 108 с.
9. Волкова Т.И., Таланцева В.К. Физическое развитие, функцио-
нальные возможности и физические способности у студентов, занимаю-
щихся физической культурой в специальной медицинской группе // Акту-
альные проблемы физической культуры и спорта в современных соци-
ально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф.
Чебоксары: Изд-во ЧГСХА, 2018. С. 196–201.
References
1. P'yanzin A.I. Formirovanie funkcional'nyh sistem kak osnova adaptacii organizma
sportsmena k nagruzkam [Formation of functional systems as the basis for adaptation of an
athlete's body to stress] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern
trends]. 2014. No. 1 (T. 2). P. 33–45.
2. Bal'sevich V.K., P'yanzin A.I. Kineziologiya cheloveka [Human kinesiology] //
Cheboksary: ChGPU, 2012. 105 p.
3. Bundina A.Yu., Petrova T.N. Ob"ektivnye i sub"ektivnye faktory, vliyayushchie
na fizkul'turnuyu aktivnost' studentov [Objective and subjective factors affecting the physical
activity of students] // Physical culture, sport and tourism in higher education: materials
XXXI All-Russian. scientific-practical conf. students, graduate students, young scientists.
Rostov n/D: RGEU (RINH), 2020. P. 131–135.
4. Petrova T.N. Vyyavlenie znachimosti faktorov, opredelyayushchih otnoshenie
studentov k zdorovomu obrazu zhizni [Revealing the significance of factors that determine
the attitude of students to a healthy lifestyle] // Actual problems of physical education of
youth and student sports: collection of articles. tr. All-Russian. scientific-practical conf. / ed.
N.B. Brilenka, S.S. Pavlenkovich, M.A. Ermakova. Saratov: Saratov source, 2020. P. 349–
353.
5. Kolesnikova O.B., P'yanzina N.N., Shnajder M.G. Ispol'zovanie distancionnyh
tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza [The use of dis-
tance technologies in the discipline "Physical culture and sport" among university students] //
Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of
the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 10. P. 23–30.
6. Zotova N.D., Polyakova T.A. Student. Miopiya. Obraz zhizni [Student. Myopia.
Lifestyle] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and
innovation]. 2016. No. 3 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/
03/65267 (date accessed: 03/02/2021).
7. Volkova T.I., Talanceva V.K. Struktura zabolevaemosti zritel'noj sensornoj sis-
temy u studentov v vozrastnom aspekte [The structure of the morbidity of the visual sensory
system in students in the age aspect] // Actual problems of physical education of youth and
student sports: collection of articles. tr. All-Russian. scientific-practical conf. / ed. N.B. Bri-
lenka, S.S. Pavlenkovich, M.A. Ermakova. Saratov: Saratov source, 2020. P. 640–643.
37
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
8. Kadochnikova Yu. V., Hor'kova Zh. V. Fizicheskoe vospitanie studentov, im-
eyushchih zabolevaniya organov zreniya [Physical education of students with diseases of the
organs of vision]: study guide. manual / under. ed. Yu.V. Kuznetsova. Yekaterinburg: Ural
Publishing House. University, 2017. 108 p.
9. Volkova T.I., Talanceva V.K. Fizicheskoe razvitie, funkcional'nye vozmozhnosti i
fizicheskie sposobnosti u studentov, zanimayushchihsya fizicheskoj kul'turoj v special'noj
medicinskoj gruppe [Physical development, functional capabilities and physical abilities
among students engaged in physical culture in a special medical group] // Actual problems of
physical culture and sports in modern socio-economic conditions: materials of the Interna-
tional Conference. scientific-practical conf. Cheboksary: ChGSKhA Publishing House, 2018.
P. 196–201.
38