Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1054
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / студенты / зрение / миопия / корригирующая гимнастика / physical culture / vision / myopia / corrective gymnastics / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Колесникова Ольга Борисовна, Эриванова Светлана Алексеевна

Рассмотрено влияние физических упражнений и корригирующей гимнастики для глаз на состояние зрительной функции студентов. Выявлены факторы, влияющие на ухудшение зрения в период обучения. Предложена программа коррекции зрения, которая включает в себя общеукрепляющие физические упражнения, адаптированные для глаз, систему дыхательных упражнений, точечный массаж, специальный комплекс корригирующей глазной гимнастики, элементы упражнений гимнастики йогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Колесникова Ольга Борисовна, Эриванова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EXERCISES AND GYMNASTICS FOR THE EYES AS A MEANS OF CORRECTING THE VISION OF UNIVERSITY STUDENTS

The influence of physical exercises and corrective gymnastics for the eyes on the state of the visual function of students is considered. The factors influencing the deterioration of vision during the period of study have been identified. A vision correction program is proposed, which includes general strengthening physical exercises adapted for the eyes, a system of breathing exercises, acupressure, a special complex of corrective eye gymnastics, elements of yoga gymnastics exercises.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-31-38

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.Н. Пьянзина, О.Б. Колесникова, С.А. Эриванова

Рассмотрено влияние физических упражнений и корригирующей гимнастики

для глаз на состояние зрительной функции студентов. Выявлены факторы, влияющие

на ухудшение зрения в период обучения. Предложена программа коррекции зрения,

которая включает в себя общеукрепляющие физические упражнения, адаптированные

для глаз, систему дыхательных упражнений, точечный массаж, специальный комплекс

корригирующей глазной гимнастики, элементы упражнений гимнастики йогов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, зрение, миопия, корриги-

рующая гимнастика.

PHYSICAL EXERCISES Пьянзина Надежда Николаевна, канд. пед.

AND GYMNASTICS FOR THE EYES наук, доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Чуваш-

AS A MEANS OF CORRECTING THE ский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

VISION OF UNIVERSITY STUDENTS Колесникова Ольга Борисовна, канд. биол.

наук, доц., [email protected], Россия, Чебоксары, Чу-

Pyanzina N.N., candidate of pedagogical sci- вашский государственный университет им. И.Н. Улья-

ences, associate professor, [email protected], нова,

Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov Chuvash Эриванова Светлана Алексеевна, старший

State University, преподаватель, [email protected], Россия, Чебоксары,

Kolesnikova O.B., candidate of biological Чувашский государственный университет им. И.Н. Улья-

sciences, associate professor, olgkoles@ нова

rambler.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov

Chuvash State University, Быстро меняющийся образова-

Erivanova S.A., senior lecturer, 03sromanova

@mail.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulianov тельный процесс зачастую оборачивается

Chuvash State University снижением уровня здоровья молодого

поколения, что делает эту проблему зна-

The influence of physical exercises and cor-

rective gymnastics for the eyes on the state of чимой и актуальной на современном

the visual function of students is considered. этапе развития общества. Увеличение

The factors influencing the deterioration of учебных нагрузок создает предпосылки к

vision during the period of study have been

identified. A vision correction program is pro- возникновению всевозможных отклоне-

posed, which includes general strengthening ний в функционировании отдельных сис-

physical exercises adapted for the eyes, a sys- тем и организма в целом. Функциональ-

tem of breathing exercises, acupressure, a spe-

cial complex of corrective eye gymnastics, ное состояние организма обучающихся

elements of yoga gymnastics exercises. можно считать одним из условий резуль-

тативности их обучения и возможности

Key words: physical culture, vision, myopia,

corrective gymnastics, students. максимального усвоения общих и специ-

альных знаний [1, 2].

Одним из насущных вопросов является снижение параметров здо-

ровья обучающихся, что ведет к уменьшению числа практически здоровых

людей и увеличению числа лиц с хроническими заболеваниями, ограни-

ченными возможностями здоровья и инвалидов [3, 4].

31

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Совокупность неблагоприятных санитарно-гигиенических условий,

нерационального питания, повышающейся напряженности процесса обу-

чения создает предпосылки к тому, что за период обучения у значитель-

ного количества обучающихся формируется хроническая патология.

Вследствие того что интенсивность учебно-образовательного про-

цесса, в том числе с применением дистанционных форм обучения, возрас-

тает стремительными темпами, актуальность проблемы негативных изме-

нений в состоянии здоровья обучающихся становится более острой [5].

В результате этого происходит ослабление иммунной защиты организма,

сбой в функционировании сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и

других систем, опорно-двигательного аппарата, психосоциальной сферы и

сенсорных систем.

Информация, поступающая к органам чувств, обладает широким

диапазоном и объемом, а современный мир предъявляет повышенные тре-

бования к ее обработке: точности и скорости. Прогрессирование интенсив-

ности и напряженности умственного труда связано с продуцированием

сенсорных способностей и возникновением принципиально новых сен-

сорно-когнитивных концепций. Более совершенная адаптация сенсорных

систем к особенностям окружающей среды воздействует на усовершенст-

вование процессов восприятия. Формирование сенсорно-перцептивных

структур зависит от эффективности приспособления анализаторов к харак-

теристикам информационной сферы.

По мнению специалистов [6, 7], имеются серьезные основания

предполагать, что изменения напряженности зрительной нагрузки не ис-

ключает рост частоты близорукости у молодежи. В связи с этим возникает

необходимость в сохранении и укреплении зрения обучающихся, а также

предупреждения офтальмологических заболеваний. В литературных

источниках отмечается, что миопия встречается в несколько раз чаще в

семьях, где данная патология имелась в нескольких поколениях, то есть на

развитие близорукости возможно влияние различных причин: генетиче-

ской предрасположенности и сопутствующих заболеваний.

Также отмечено, что у обучающихся, имеющих низкий уровень

физического развития и подготовленности, миопия проявляется чаще и

развивается активнее, чем у их сверстников, занимающихся физической

культурой и спортом. Для снижения темпов распространения близоруко-

сти и для профилактики ее возникновения предлагается совокупность мер,

направленных на общее укрепление организма, улучшение функций кар-

диореспираторной системы, совершенствование деятельности мышечно-

связочного аппарата глаза [8].

Из основных базовых функций на теоретических занятиях задейст-

вовано, как правило, центральное зрение, а на занятиях по физической

культуре, напротив, цветовое и световое восприятие.

32

3

Физическая культура [Physical culture]

Организация занятий по физической культуре с обучающимися

специальной медицинской группы в вузе сопряжена со значительными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудностями. К их числу относится отсутствие дифференцированных про-

грамм для студентов с различными заболеваниями, а также целенаправ-

ленных практических рекомендаций по использованию разнообразных

средств и методов физического воспитания в целях оздоровления [9].

Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ

ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (ЧГУ),

г. Чебоксары.

Ежегодно в ЧГУ проводится медицинское обследование обучаю-

щихся. Это позволяет организовать сбор информации, анализ динамики

состояния здоровья студентов за весь период обучения. На первом месте

среди заболеваний у обучающихся младших курсов отмечаются болезни

нервной системы и органов чувств, затем болезни органов дыхания, орга-

нов пищеварения, костно-мышечной системы, мочеполовых органов.

В структуре заболеваний класса болезней нервной системы и органов

чувств значительный удельный вес составляет миопия (близорукость), свя-

занная с недостатком рефракции глаза, в результате которого нарушается

видимость отдельных предметов.

Цель работы – оценить влияние физических упражнений и корри-

гирующей гимнастики для глаз на состояние зрительной функции.

Объектом исследования является процесс физического воспитания

студентов вуза. Предметом исследования – влияние физических упражне-

ний и корригирующей гимнастики для глаз на состояние зрительной функ-

ции.

Для выявления факторов, влияющих на развитие близорукости и ее

профилактики, были проведены исследования на медицинском факультете

ЧГУ в 2018–2020 гг., состоящие из трех этапов.

На первом этапе обследовались 967 обучающихся 1–3-х курсов.

После обследования была сделана выборка больных миопией различной

степени – 304 чел. (31,4 %, то есть каждый третий студент страдает близо-

рукостью, причем у 40,5 % студентов-миопов близорукость средней и вы-

сокой степени).

Вместе с тем за время обучения в вузе близорукость слабой степени

уменьшилась на 15 % (с 59,5 до 44,2 %) за счет перехода в более сильные

степени, миопия средней степени возросла на 6,5 % (с 35,7 до 44,2 %), а

миопия высокой степени увеличилась более чем в два раза (с 4,8 до 11,6 %)

(рисунок). Кроме того, оказалось, что в 91,5 % случаев близорукость

прогрессирует во время обучения на первых трех курсах, что, вероятнее

всего, связано с большими умственной и физической нагрузками. Про-

грессирование близорукости на 1–5-х курсах составило всего 8,5 %. При-

мечательно, что среди отличников близорукость встречалась в 86 % слу-

чаев, а среди успевающих «хорошо» и «удовлетворительно» – всего лишь

33

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

в 14 %. Это объясняется тем, что отличники значительно больше времени

проводят за чтением книг и работой перед мониторами компьютеров, уве-

личивая тем самым зрительную нагрузку.

59.5 44.2

60 44.2

40 35.7

11.6

20

0 4.8

Слабая степень

Средняя степень

Высокая степень

Начало обучения Окончание обучения

Показатели состояния зрительного анализатора студентов, %

Затем было проведено анкетирование 201 студента, позволившее

установить причины заболевания, а именно: 91,6 % студентов стали близо-

рукими в дошкольном или школьном возрасте, а 8,4 % – в период обучения

в вузе.

Кроме того, передача близорукости по наследству произошла у

49,3 % студентов, что согласуется с литературными данными. Прогресси-

рование близорукости вызвано в ряде случаев ослаблением организма по-

сле перенесенных общих заболеваний, особенно острых или хронических,

болезней органов дыхания. Развитию близорукости способствует также

недостаточная освещенность в аудиториях, читальных и лекционных за-

лах, чтение книг, работа за дисплеем компьютера, планшета.

На втором этапе в октябре 2017 г. был осуществлен эксперимент, в

котором приняли участие 37 юношей и 116 девушек – студенты первого

курса медицинского факультета ЧГУ. Они были распределены на две

группы:

– первая – практически здоровые, то есть не страдающие миопией

(24 юноши и 70 девушек);

– вторая – студенты с низкой и средней степенью миопии

(13 юношей и 46 девушек).

Студенты обеих групп выполняли нормативы по физической подго-

товке согласно учебной программе по физической культуре и спорту. Тес-

тирование уровня физической подготовленности у юношей и девушек,

34

5

Физическая культура [Physical culture]

имеющих и не имеющих близорукости, не выявило статистически значи-

мых различий.

В 2018/19 уч. г. был проведен третий этап исследования. Зная, что

физические упражнения не только способствуют общему укреплению

здоровья, но и улучшают деятельность глазных мышц и кровоснабжение в

тканях глаза, была разработана и внедрена в курс физической культуры и

спорта специальная программа. Она включала общеукрепляющие физиче-

ские упражнения, адаптированные для глаз, систему дыхательных упраж-

нений, усиливающую легочную вентиляцию и улучшающую окисли-

тельно-восстановительные процессы в организме, точечный массаж, дей-

ствующий рефлекторно, специальный комплекс корригирующей глазной

гимнастики, элементы упражнений гимнастики йогов.

По этой программе в течение года занимались 28 обучающихся

(миопия средней и высокой степени) медицинского факультета в возрасте

17–18 лет (экспериментальная группа). Занятия по физическому воспита-

нию проводились 2 раза в неделю по 2 часа. Были разработаны также ком-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

плексы для домашних заданий и даны рекомендации по рациональному

режиму труда, отдыха и питания. Контрольную группу составили 30 обу-

чающихся с аналогичными патологиями зрительного анализатора.

Для оценки сердечно-сосудистой системы использовалась функ-

циональная проба, состоящая из 20 глубоких приседаний, выполняемых за

40 с из исходного положения – основная стойка. Частота сердечных

сокращений (ЧСС) подсчитывалась до приседаний и после них в течение

первых 15 с с пересчетом на минуту. Определялась величина повышения

ЧСС после приседаний сравнительно с исходной. В таблице представлены

результаты измерения ЧСС в обеих группах в начале и в конце учебного

года.

Частота сердечных сокращений испытуемых контрольной и

экспериментальной групп, уд/мин

Сентябрь 2018 г. Май 2019 г.

Группа ЧСС ЧСС после ЧСС ЧСС после

в покое нагрузки в покое нагрузки

Экспериментальная 74,2±2,2 115,3±2,5 71,4±1,7 110,1±1,3*

Контрольная 76,3±3,1 117,5±2,9 75,2±1,2 115,6±2,6

Примечание: *– различия статистически значимы (Р<0,05) между началом и оконча-

нием эксперимента.

В ходе измерений ЧСС выявлено статистически значимое (Р<0,05)

их снижение после нагрузки у обучающихся экспериментальной группы. У

сверстников контрольной группы статистически значимых различий отме-

чено не было.

35

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Таким образом, результаты проведенного эксперимента говорят о

том, что предложенная программа благоприятно влияет на различные сис-

темы организма у студентов-миопов средней и высокой степени. Целесо-

образно включать в учебные занятия по физической культуре и спорту

больше упражнений, направленных на развитие функций сердечно-сосу-

дистой и дыхательной систем. Однако упражнения с высокой и средней

интенсивностью следует ограничивать, так как студенты-миопы имеют

еще и хронические заболевания органов дыхания, пищеварения, костно-

мышечной системы, мочеполовых органов. С учетом полученных резуль-

татов исследования можно сделать вывод о том, что для профилактики

офтальмологических нарушений стоит рекомендовать совокупность мер,

направленных на целостное укрепление функциональных систем орга-

низма, в частности кардиореспираторной, и стимуляцию цилиарной

мышцы глаза.

Список литературы

1. Пьянзин А.И. Формирование функциональных систем как основа

адаптации организма спортсмена к нагрузкам // Наука и спорт: современ-

ные тенденции. 2014. № 1 (Т. 2). С. 33–45.

2. Бальсевич В.К., Пьянзин А.И. Кинезиология человека // Чебок-

сары: ЧГПУ, 2012. 105 с.

3. Бундина А.Ю., Петрова Т.Н. Объективные и субъективные фак-

торы, влияющие на физкультурную активность студентов // Физическая

культура, спорт и туризм в высшем образовании: материалы XXXI Все-

росс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов

н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2020. С. 131–135.

4. Петрова Т.Н. Выявление значимости факторов, определяющих

отношение студентов к здоровому образу жизни // Актуальные вопросы

физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. трудов

Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Б. Бриленка, С.С. Павленкович,

М.А. Ермаковой. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 349–353.

5. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование

дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт»

у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 23–30.

6. Зотова Н.Д., Полякова Т.А. Студент. Миопия. Образ жизни // Со-

временные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный

ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65267 (дата обращения:

02.03.2021).

36

7

Физическая культура [Physical culture]

7. Волкова Т.И., Таланцева В.К. Структура заболеваемости зри-

тельной сенсорной системы у студентов в возрастном аспекте // Актуаль-

ные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта:

сб. тр. Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. Н.Б. Бриленка, С.С. Павлен-

кович, М.А. Ермаковой. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 640–643.

8. Кадочникова Ю. В., Хорькова Ж. В. Физическое воспитание сту-

дентов, имеющих заболевания органов зрения: учеб.-метод. пособие / под.

ред. Ю. В. Кузнецовой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 108 с.

9. Волкова Т.И., Таланцева В.К. Физическое развитие, функцио-

нальные возможности и физические способности у студентов, занимаю-

щихся физической культурой в специальной медицинской группе // Акту-

альные проблемы физической культуры и спорта в современных соци-

ально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф.

Чебоксары: Изд-во ЧГСХА, 2018. С. 196–201.

References

1. P'yanzin A.I. Formirovanie funkcional'nyh sistem kak osnova adaptacii organizma

sportsmena k nagruzkam [Formation of functional systems as the basis for adaptation of an

athlete's body to stress] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern

trends]. 2014. No. 1 (T. 2). P. 33–45.

2. Bal'sevich V.K., P'yanzin A.I. Kineziologiya cheloveka [Human kinesiology] //

Cheboksary: ChGPU, 2012. 105 p.

3. Bundina A.Yu., Petrova T.N. Ob"ektivnye i sub"ektivnye faktory, vliyayushchie

na fizkul'turnuyu aktivnost' studentov [Objective and subjective factors affecting the physical

activity of students] // Physical culture, sport and tourism in higher education: materials

XXXI All-Russian. scientific-practical conf. students, graduate students, young scientists.

Rostov n/D: RGEU (RINH), 2020. P. 131–135.

4. Petrova T.N. Vyyavlenie znachimosti faktorov, opredelyayushchih otnoshenie

studentov k zdorovomu obrazu zhizni [Revealing the significance of factors that determine

the attitude of students to a healthy lifestyle] // Actual problems of physical education of

youth and student sports: collection of articles. tr. All-Russian. scientific-practical conf. / ed.

N.B. Brilenka, S.S. Pavlenkovich, M.A. Ermakova. Saratov: Saratov source, 2020. P. 349–

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

353.

5. Kolesnikova O.B., P'yanzina N.N., Shnajder M.G. Ispol'zovanie distancionnyh

tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza [The use of dis-

tance technologies in the discipline "Physical culture and sport" among university students] //

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 10. P. 23–30.

6. Zotova N.D., Polyakova T.A. Student. Miopiya. Obraz zhizni [Student. Myopia.

Lifestyle] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and

innovation]. 2016. No. 3 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/

03/65267 (date accessed: 03/02/2021).

7. Volkova T.I., Talanceva V.K. Struktura zabolevaemosti zritel'noj sensornoj sis-

temy u studentov v vozrastnom aspekte [The structure of the morbidity of the visual sensory

system in students in the age aspect] // Actual problems of physical education of youth and

student sports: collection of articles. tr. All-Russian. scientific-practical conf. / ed. N.B. Bri-

lenka, S.S. Pavlenkovich, M.A. Ermakova. Saratov: Saratov source, 2020. P. 640–643.

37

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

8. Kadochnikova Yu. V., Hor'kova Zh. V. Fizicheskoe vospitanie studentov, im-

eyushchih zabolevaniya organov zreniya [Physical education of students with diseases of the

organs of vision]: study guide. manual / under. ed. Yu.V. Kuznetsova. Yekaterinburg: Ural

Publishing House. University, 2017. 108 p.

9. Volkova T.I., Talanceva V.K. Fizicheskoe razvitie, funkcional'nye vozmozhnosti i

fizicheskie sposobnosti u studentov, zanimayushchihsya fizicheskoj kul'turoj v special'noj

medicinskoj gruppe [Physical development, functional capabilities and physical abilities

among students engaged in physical culture in a special medical group] // Actual problems of

physical culture and sports in modern socio-economic conditions: materials of the Interna-

tional Conference. scientific-practical conf. Cheboksary: ChGSKhA Publishing House, 2018.

P. 196–201.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.