Научная статья на тему 'ГИПОДИНАМИЯ КАК ФАКТОР, УХУДШАЮЩИЙ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ГИПОДИНАМИЯ КАК ФАКТОР, УХУДШАЮЩИЙ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / гиподинамия / двигательная активность / физическая культура / оптимизация / качество жизни / работоспособность / профессиональная деятельность / students / physical inactivity / physical activity / physical culture / optimization / quality of life / working capacity / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Щеголева Марина Анатольевна

Представлен статистический анализ двигательной активности среди студентов высших учебных заведений и выявлено снижение общей двигательной активности от первого курса к третьему. Определено, что существующие условия оптимизации часов по физической культуре и вынесение ее за рамки расписания повлияют на снижение физических кондиций и ухудшение здоровья студентов, что отразится на их работоспособности и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Щеголева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYPODYNAMY AS A FACTOR DECREASING THE QUALITY OF LIFE OF UNIVERSITY STUDENTS

A statistical analysis of physical activity among students of higher educational institutions is presented and a decrease in general physical activity from the first year to the third is revealed. It has been determined that the existing conditions for optimizing physical culture hours and taking it out of the schedule will provoke a decrease in physical condition and deterioration in students' health, which affects their performance and professional activity.

Текст научной работы на тему «ГИПОДИНАМИЯ КАК ФАКТОР, УХУДШАЮЩИЙ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-74-80

ГИПОДИНАМИЯ КАК ФАКТОР, УХУДШАЮЩИЙ КАЧЕСТВО

ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Е.А. Широкова, М.А. Щеголева

Представлен статистический анализ двигательной активности среди сту-

дентов высших учебных заведений и выявлено снижение общей двигательной активно-

сти от первого курса к третьему. Определено, что существующие условия оптимиза-

ции часов по физической культуре и вынесение ее за рамки расписания повлияют на

снижение физических кондиций и ухудшение здоровья студентов, что отразится на их

работоспособности и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, гиподинамия, двигательная активность, физиче-

ская культура, оптимизация, качество жизни, работоспособность, профессиональная

деятельность.

HYPODYNAMY AS A FACTOR Широкова Евгения Александровна, старший

DECREASING THE QUALITY OF LIFE преподаватель, kaktus86@mail.ru, Россия, Калуга, Калуж-

OF UNIVERSITY STUDENTS ский государственный университет им. К.Э. Циолков-

ского,

Shirokova E.A., senior lecturer, kaktus86@ Щеголева Марина Анатольевна, доц., aero-

mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State Univer- lama@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государ-

sity named after K.E. Tsiolkovsky, ственный университет им. К.Э. Циолковского

Shchegoleva M.A., associate professor, aero-

lama@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga

State University named after K.E. Tsiolkovsky Учебная деятельность студентов

отличается высоким уровнем умствен-

A statistical analysis of physical activity

among students of higher educational institu- ного и психоэмоционального напряже-

tions is presented and a decrease in general ния, требует решения большого количе-

physical activity from the first year to the third ства разнонаправленных задач в корот-

is revealed. It has been determined that the

existing conditions for optimizing physical кий промежуток времени, что при низкой

culture hours and taking it out of the schedule двигательной активности приводит к

will provoke a decrease in physical condition

and deterioration in students' health, which af- снижению работоспособности и прово-

fects their performance and professional цирует ухудшение состояния здоровья [5,

activity. 6]. К сожалению, образовательная среда

Key words: students, physical inactivity, не всегда способствует увеличению

physical activity, physical culture, optimiza- мотивации к двигательной активности,

tion, quality of life, working capacity, profes-

sional activity. поскольку в последнее время занятия фи-

зической культурой выносятся за рамки

расписания, ставятся в неудобное время, сокращается и переносится на

самостоятельное изучение количество практических часов.

Известно, что начало студенческой деятельности сопровождают

серьезные проблемы: студенты не умеют планировать свободное время,

испытывают большие сложности с отбором и переработкой информации, в

связи с чем самостоятельное обучение не только не приносит пользы, но и

создает еще большие проблемы, в том числе с усвоением информации и

успеваемостью.

74

2

Физическая культура [Physical culture]

Из года в год исследователи отмечают, что физическая и функцио-

нальная подготовленность учащейся молодежи ухудшается, возникает все

больше проблем со здоровьем, которые обусловлены гиподинамией и низ-

кой мотивацией к физической активности [7]. Кроме того, в настоящее

время активно внедряется модель информационной образовательной

среды, выносится на самостоятельное обучение значительное количество

часов, что еще больше сказывается на «обездвиживании» молодежи.

На фоне складывающихся тенденций решение руководства универ-

ситета по сокращению практических часов физической культуры не позво-

ляет профессорско-преподавательскому составу полноценно использовать

ее средства и методы в образовательном процессе, что в дальнейшем мо-

жет привести к катастрофическим последствиям.

Цель исследования: оценить двигательную активность студентов

1–3-х курсов и спрогнозировать возможные варианты развития событий в

существующих условиях оптимизации часов по физической культуре.

Организация и результаты исследования. В опросе приняли участие

студентки, отслеживающие свою двигательную активность и использую-

щие фитнес-браслеты (в общей сложности 168 чел., из них:

57 респондентов – студенты 1-го курса, 61 респондент – 2-го курса,

45 респондентов – 3-го курса). Среднее значение двигательной активности

респондентов в межсессионный период представлено в таблице.

Среднее значение двигательной активности респондентов

в межсессионный период

Курс Кол-во шагов в день Прирост, % p

1-й 8551±4717 – >0,05

2-й 7924±4162 7,33 >0,05

3-й 6621±3537 22,57 ≤0,05

Примечание: p – достоверность различий между группами; * – статистически значи-

мые различия (p<0,05).

Анализ представленных в таблице данных свидетельствует о посте-

пенном снижении двигательной активности в межсессионный период от

первого курса к третьему. Если среди респондентов 1-го курса среднее

количество шагов в день составило 8551, на втором – несколько ниже,

среди респондентов третьего курса двигательная активность уже статисти-

чески значимо ниже показателей респондентов, обучающихся на первом

курсе. Данный факт может свидетельствовать о снижении мотивации к

двигательной активности на протяжении обучения в университете. Кроме

того, указанная закономерность может быть связана со значительной учеб-

ной загруженностью, не позволяющей осуществлять необходимый объем

двигательной активности на протяжении дня.

75

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Реальная двигательная активность студентов университета значи-

тельно ниже средних значений, рекомендуемых некоторыми авторами в

качестве оптимальных (10000– 15000 шаг/день) [3, 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детальный анализ недельной двигательной активности студентов в

межсессионный период представлен на рис 1.

12000

10000

8000

6000

1-й курс

4000 2-й курс

3-й курс

2000

0

Рис. 1. Недельная двигательная активность студентов

в межсессионный период, кол-во шагов

Среди респондентов 1-го курса пик двигательной активности при-

ходится на пятницу и субботу, в то время как значительное снижение

наблюдается в середине и конце недели (среда и воскресенье). Среди рес-

пондентов 2-го курса пик двигательной активности приходится на четверг

с последующим плавным снижением к воскресенью. На 3-м курсе наблю-

дается повышение двигательной активности к середине недели со значи-

тельным ее снижением в выходные дни.

На рис. 2 представлены результаты исследования двигательной

активности студентов в период сессии и каникул (в сравнении с обычным

уровнем двигательной активности, свойственным для межсессионного

периода).

В период сессии наиболее ощутимое снижение двигательной

активности происходит у студентов первого курса (30,15 %,p<0,05). На

втором и третьем курсах также наблюдается снижение двигательной

активности, вместе с тем статистическая обработка данных не выявила

достоверных различий, что может быть связано с большим разбросом зна-

чений.

76

4

Физическая культура [Physical culture]

11543

Каникулы

1-й курс 5973

8551

Сессия

12435

2-й курс 6354 Межсессионный

7924 период

10763

3-й курс 5763

6621

0 5000 10000 15000

Рис. 2. Двигательная активность студентов в периоды сессий,

и каникул, кол-во шагов

В период каникул отмечено повышение двигательной активности

среди респондентов всех курсов, вместе с тем стоит отметить, что прирост

на первом курсе значительно ниже (+34,99 %), чем на втором (56,94 %) и

третьем (62,56 %) курсах. Каникулярный период, по мнению О.Н. Крюко-

вой с соавторами [3], отражает реальную потребность студентов в двига-

тельной активности.

Результаты опроса студентов, участвующих в исследовании, выяв-

ляют следующее отношение к двигательной активности:

– в процессе обучения для респондентов основным источником

двигательной активности остаются именно занятия физической культурой

(более 88 % опрошенных);

– зачастую студенты не имеют возможности самостоятельно зани-

маться физическими упражнениями, чему мешают учебная загруженность

(78 %), низкий уровень мотивации (67 %), невысокая оценка собственной

физической подготовленности (56 %);

– большая часть опрошенных студентов (76 %) предпочитают пас-

сивный отдых активному (общение в социальных сетях, встречи с друзь-

ями, походы в кино), что свидетельствует далеко не о ведущем месте дви-

гательной активности в общей структуре ценностей.

Таким образом, двигательная активность студентов имеет тенден-

цию к снижению в процессе обучения в университете. Низкая мотивация и

высокая учебная загруженность не всегда позволяют студентам заниматься

самостоятельно, что обусловливает особую роль очных занятий физиче-

ской культурой.

77

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

Практические занятия физической культурой, включенные в распи-

сание, призваны оптимизировать процесс обучения, переключить внима-

ние занимающихся на собственный организм, организовать активный

отдых, что составляет основу продуктивной учебной и профессиональной

деятельности. Именно благодаря двигательной активности у студентов по-

является возможность улучшения качества жизни посредством достижения

физического и психологического благополучия. Безусловно, необходимо

учитывать, что во время учебного процесса предпочтительно выполнять

физическую нагрузку с частотой сердечных сокращений 110–130 уд/мин и

поддерживать моторную плотность занятия на уровне 65–80 %, поскольку

высокоинтенсивные нагрузки у студентов с недостаточной физической

подготовленностью могут привести к снижению умственной работоспо-

собности [1].

Современные реалии предлагают решение указанных проблем

посредством программ физической активности, полностью отвечающих

возможностям и потребностям студентов. Использование фитнес-техноло-

гий позволяет позитивно воздействовать не только на физическую подго-

товленность, но и повышать концентрацию внимания, умственную работо-

способность [2, 4]. К таким программам относятся программы «мягкого»

фитнеса: пилатес, йога, стретчинг, фитбол-гимнастика, здоровый позво-

ночник и др.

Безусловно, программа физического воспитания высших учебных

заведений требует определенных корректировок в соответствии со скла-

дывающимися в современном обществе тенденциями, но вынесение прак-

тических часов на самостоятельное обучение недопустимо, поскольку это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

еще больше усугубит гиподинамию среди учащейся молодежи. В дальней-

шем указанные аспекты могут иметь негативные последствия, связанные

со снижением уровня физической подготовленности, ухудшением работо-

способности и проблемами со здоровьем.

Выводы. Проведенный анализ статистических данных показал, что

двигательная активность у студентов имеет тенденцию к снижению от

первого курса к третьему. При этом недостаточная мотивация к физиче-

ской активности, чрезмерная физическая загруженность не позволяют сту-

дентам полноценно заниматься физическими упражнениями самостоя-

тельно.

Негативные тенденции, связанные с сокращением практических

часов по предмету «Физическая культура и спорт» и вынесение ее за рамки

расписания могут привести к серьезным последствиям, которые в даль-

нейшем могут негативно отразиться на здоровье и продуктивности учеб-

ной и профессиональной деятельности студентов.

78

6

Физическая культура [Physical culture]

Список литературы

1. Болгов В.Н., Перепелкин В.В. Особенности организации учебных

занятий по физическому воспитанию в вузе с учетом здоровьесберегаю-

щих образовательных технологий // Социально-экономические и техниче-

ские системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1. № 4

(67). С. 84–91.

2. Бочарова В.И. Интеграция средств пилатеса и степ-аэробики для

обеспечения работоспособности студентов: дис. … канд. пед. наук. СПб.,

2013. 208 с.

3. Крюкова О.Н., Короткова С.Б., Завершинская И.И. Оценка

уровня двигательного режима у студенток медицинского вуза // Централь-

ный научный вестник. 2018. Т. 3. № 20 (61) [Электронный ресурс]. URL:

http://cscb.su/n/032001.html (дата обращения: 12.10.2020).

4. Лахина Е.А., Козлова А.В., Молорошвило М.Н. Фитнес-техноло-

гии как компонент физкультурного образования студентов вуза // Теория и

практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36–39.

5. Макеева В.С., Широкова Е.А., Щеголева М.А. Возможности

применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного

благополучия студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019.

№ 1 (74). С. 318–321.

6. Сбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм сту-

дентов // Universum: психология и образование. 2018. №1 (43) [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5432 (дата об-

ращения: 15.10.20).

7. Хвалебо Г.В. Физическая культура как фактор укрепления здоро-

вья студентов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова.

2012. № 1. С. 104–105.

8. Шутова Т.Н., Бунина П.С., Грачева Д.В. Шагометрия и пульсо-

метрия в анализе двигательной активности студентов // Физическая куль-

тура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Все-

рос. науч.-практ. конф. с междунар.участ. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2018.

С. 196–201.

References

1. Bolgov V.N., Perepelkin V.V. Osobennosti organizacii uchebnyh zanyatij po

fizicheskomu vospitaniyu v vuze s uchetom zdorov'esberegayushchih obrazovatel'nyh

tekhnologij [Features of the organization of physical education classes at the university,

taking into account health-saving educational technologies] // Social'no-ekonomicheskie i

tekhnicheskie sistemy: issledovanie, proektirovanie, optimizaciya [Socio-economic and

technical systems: research, design, optimization]. 2015. T. 1. No. 4 (67). P. 84–91.

2. Bocharova V.I. Integraciya sredstv pilatesa i step-aerobiki dlya obespecheniya

rabotosposobnosti studentov [Integration of Pilates and step aerobics to ensure students'

working capacity]: dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2013. 208 p.

79

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]

3. Kryukova O.N., Korotkova S.B., Zavershinskaya I.I. Ocenka urovnya

dvigatel'nogo rezhima u studentok medicinskogo vuza [Assessment of the level of the motor

regime among female students of a medical university] // Central'nyj nauchnyj vestnik

[Central scientific bulletin]. 2018. T. 3. No. 20 (61) [Electronic resource]. URL: http://

cscb.su/n/032001.html (date accessed: 10/12/2020).

4. Lahina E.A., Kozlova A.V., Moloroshvilo M.N. Fitnes-tekhnologii kak

komponent fizkul'turnogo obrazovaniya studentov vuza [Fitness technologies as a component

of physical education of university students] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory

and practice of physical culture]. 2012. No. 2. P. 36–39.

5. Makeeva V.S., Shirokova E.A., Shchegoleva M.A. Vozmozhnosti primeneniya

tekhnologij fitnesa v programme obespecheniya sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov

vuza [Possibilities of using fitness technologies in the program for ensuring the subjective

well-being of university students] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science,

culture, education]. 2019. No. 1 (74). P. 318–321.

6. Sbitneva O.A. Vozdejstvie uchebnogo processa na organizm studentov [The

impact of the educational process on the body of students] // Universum: psihologiya i

obrazovanie [Universum: psychology and education]. 2018. No. 1 (43) [Electronic resource].

URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5432 (date accessed: 15.10.20).

7. Hvalebo G.V. Fizicheskaya kul'tura kak faktor ukrepleniya zdorov'ya studentov

[Physical culture as a factor in strengthening the health of students] // Vestnik Taganrogskogo

instituta imeni A.P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov].

2012. No. 1. P. 104–105.

8. Shutova T.N., Bunina P.S., Gracheva D.V. Shagometriya i pul'sometriya v analize

dvigatel'noj aktivnosti studentov [Pedometry and pulsometry in the analysis of students' motor

activity] // Physical culture, sport, tourism: scientific and methodological support: materials of

the All-Russian. scientific-practical conference with international participation Perm: PGSPU

Publishing House, 2018. P. 196–201.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.