1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-74-80
ГИПОДИНАМИЯ КАК ФАКТОР, УХУДШАЮЩИЙ КАЧЕСТВО
ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Е.А. Широкова, М.А. Щеголева
Представлен статистический анализ двигательной активности среди сту-
дентов высших учебных заведений и выявлено снижение общей двигательной активно-
сти от первого курса к третьему. Определено, что существующие условия оптимиза-
ции часов по физической культуре и вынесение ее за рамки расписания повлияют на
снижение физических кондиций и ухудшение здоровья студентов, что отразится на их
работоспособности и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: студенты, гиподинамия, двигательная активность, физиче-
ская культура, оптимизация, качество жизни, работоспособность, профессиональная
деятельность.
HYPODYNAMY AS A FACTOR Широкова Евгения Александровна, старший
DECREASING THE QUALITY OF LIFE преподаватель, kaktus86@mail.ru, Россия, Калуга, Калуж-
OF UNIVERSITY STUDENTS ский государственный университет им. К.Э. Циолков-
ского,
Shirokova E.A., senior lecturer, kaktus86@ Щеголева Марина Анатольевна, доц., aero-
mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State Univer- lama@yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государ-
sity named after K.E. Tsiolkovsky, ственный университет им. К.Э. Циолковского
Shchegoleva M.A., associate professor, aero-
lama@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga
State University named after K.E. Tsiolkovsky Учебная деятельность студентов
отличается высоким уровнем умствен-
A statistical analysis of physical activity
among students of higher educational institu- ного и психоэмоционального напряже-
tions is presented and a decrease in general ния, требует решения большого количе-
physical activity from the first year to the third ства разнонаправленных задач в корот-
is revealed. It has been determined that the
existing conditions for optimizing physical кий промежуток времени, что при низкой
culture hours and taking it out of the schedule двигательной активности приводит к
will provoke a decrease in physical condition
and deterioration in students' health, which af- снижению работоспособности и прово-
fects their performance and professional цирует ухудшение состояния здоровья [5,
activity. 6]. К сожалению, образовательная среда
Key words: students, physical inactivity, не всегда способствует увеличению
physical activity, physical culture, optimiza- мотивации к двигательной активности,
tion, quality of life, working capacity, profes-
sional activity. поскольку в последнее время занятия фи-
зической культурой выносятся за рамки
расписания, ставятся в неудобное время, сокращается и переносится на
самостоятельное изучение количество практических часов.
Известно, что начало студенческой деятельности сопровождают
серьезные проблемы: студенты не умеют планировать свободное время,
испытывают большие сложности с отбором и переработкой информации, в
связи с чем самостоятельное обучение не только не приносит пользы, но и
создает еще большие проблемы, в том числе с усвоением информации и
успеваемостью.
74
2
Физическая культура [Physical culture]
Из года в год исследователи отмечают, что физическая и функцио-
нальная подготовленность учащейся молодежи ухудшается, возникает все
больше проблем со здоровьем, которые обусловлены гиподинамией и низ-
кой мотивацией к физической активности [7]. Кроме того, в настоящее
время активно внедряется модель информационной образовательной
среды, выносится на самостоятельное обучение значительное количество
часов, что еще больше сказывается на «обездвиживании» молодежи.
На фоне складывающихся тенденций решение руководства универ-
ситета по сокращению практических часов физической культуры не позво-
ляет профессорско-преподавательскому составу полноценно использовать
ее средства и методы в образовательном процессе, что в дальнейшем мо-
жет привести к катастрофическим последствиям.
Цель исследования: оценить двигательную активность студентов
1–3-х курсов и спрогнозировать возможные варианты развития событий в
существующих условиях оптимизации часов по физической культуре.
Организация и результаты исследования. В опросе приняли участие
студентки, отслеживающие свою двигательную активность и использую-
щие фитнес-браслеты (в общей сложности 168 чел., из них:
57 респондентов – студенты 1-го курса, 61 респондент – 2-го курса,
45 респондентов – 3-го курса). Среднее значение двигательной активности
респондентов в межсессионный период представлено в таблице.
Среднее значение двигательной активности респондентов
в межсессионный период
Курс Кол-во шагов в день Прирост, % p
1-й 8551±4717 – >0,05
2-й 7924±4162 7,33 >0,05
3-й 6621±3537 22,57 ≤0,05
Примечание: p – достоверность различий между группами; * – статистически значи-
мые различия (p<0,05).
Анализ представленных в таблице данных свидетельствует о посте-
пенном снижении двигательной активности в межсессионный период от
первого курса к третьему. Если среди респондентов 1-го курса среднее
количество шагов в день составило 8551, на втором – несколько ниже,
среди респондентов третьего курса двигательная активность уже статисти-
чески значимо ниже показателей респондентов, обучающихся на первом
курсе. Данный факт может свидетельствовать о снижении мотивации к
двигательной активности на протяжении обучения в университете. Кроме
того, указанная закономерность может быть связана со значительной учеб-
ной загруженностью, не позволяющей осуществлять необходимый объем
двигательной активности на протяжении дня.
75
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Реальная двигательная активность студентов университета значи-
тельно ниже средних значений, рекомендуемых некоторыми авторами в
качестве оптимальных (10000– 15000 шаг/день) [3, 8].
Детальный анализ недельной двигательной активности студентов в
межсессионный период представлен на рис 1.
12000
10000
8000
6000
1-й курс
4000 2-й курс
3-й курс
2000
0
Рис. 1. Недельная двигательная активность студентов
в межсессионный период, кол-во шагов
Среди респондентов 1-го курса пик двигательной активности при-
ходится на пятницу и субботу, в то время как значительное снижение
наблюдается в середине и конце недели (среда и воскресенье). Среди рес-
пондентов 2-го курса пик двигательной активности приходится на четверг
с последующим плавным снижением к воскресенью. На 3-м курсе наблю-
дается повышение двигательной активности к середине недели со значи-
тельным ее снижением в выходные дни.
На рис. 2 представлены результаты исследования двигательной
активности студентов в период сессии и каникул (в сравнении с обычным
уровнем двигательной активности, свойственным для межсессионного
периода).
В период сессии наиболее ощутимое снижение двигательной
активности происходит у студентов первого курса (30,15 %,p<0,05). На
втором и третьем курсах также наблюдается снижение двигательной
активности, вместе с тем статистическая обработка данных не выявила
достоверных различий, что может быть связано с большим разбросом зна-
чений.
76
4
Физическая культура [Physical culture]
11543
Каникулы
1-й курс 5973
8551
Сессия
12435
2-й курс 6354 Межсессионный
7924 период
10763
3-й курс 5763
6621
0 5000 10000 15000
Рис. 2. Двигательная активность студентов в периоды сессий,
и каникул, кол-во шагов
В период каникул отмечено повышение двигательной активности
среди респондентов всех курсов, вместе с тем стоит отметить, что прирост
на первом курсе значительно ниже (+34,99 %), чем на втором (56,94 %) и
третьем (62,56 %) курсах. Каникулярный период, по мнению О.Н. Крюко-
вой с соавторами [3], отражает реальную потребность студентов в двига-
тельной активности.
Результаты опроса студентов, участвующих в исследовании, выяв-
ляют следующее отношение к двигательной активности:
– в процессе обучения для респондентов основным источником
двигательной активности остаются именно занятия физической культурой
(более 88 % опрошенных);
– зачастую студенты не имеют возможности самостоятельно зани-
маться физическими упражнениями, чему мешают учебная загруженность
(78 %), низкий уровень мотивации (67 %), невысокая оценка собственной
физической подготовленности (56 %);
– большая часть опрошенных студентов (76 %) предпочитают пас-
сивный отдых активному (общение в социальных сетях, встречи с друзь-
ями, походы в кино), что свидетельствует далеко не о ведущем месте дви-
гательной активности в общей структуре ценностей.
Таким образом, двигательная активность студентов имеет тенден-
цию к снижению в процессе обучения в университете. Низкая мотивация и
высокая учебная загруженность не всегда позволяют студентам заниматься
самостоятельно, что обусловливает особую роль очных занятий физиче-
ской культурой.
77
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Практические занятия физической культурой, включенные в распи-
сание, призваны оптимизировать процесс обучения, переключить внима-
ние занимающихся на собственный организм, организовать активный
отдых, что составляет основу продуктивной учебной и профессиональной
деятельности. Именно благодаря двигательной активности у студентов по-
является возможность улучшения качества жизни посредством достижения
физического и психологического благополучия. Безусловно, необходимо
учитывать, что во время учебного процесса предпочтительно выполнять
физическую нагрузку с частотой сердечных сокращений 110–130 уд/мин и
поддерживать моторную плотность занятия на уровне 65–80 %, поскольку
высокоинтенсивные нагрузки у студентов с недостаточной физической
подготовленностью могут привести к снижению умственной работоспо-
собности [1].
Современные реалии предлагают решение указанных проблем
посредством программ физической активности, полностью отвечающих
возможностям и потребностям студентов. Использование фитнес-техноло-
гий позволяет позитивно воздействовать не только на физическую подго-
товленность, но и повышать концентрацию внимания, умственную работо-
способность [2, 4]. К таким программам относятся программы «мягкого»
фитнеса: пилатес, йога, стретчинг, фитбол-гимнастика, здоровый позво-
ночник и др.
Безусловно, программа физического воспитания высших учебных
заведений требует определенных корректировок в соответствии со скла-
дывающимися в современном обществе тенденциями, но вынесение прак-
тических часов на самостоятельное обучение недопустимо, поскольку это
еще больше усугубит гиподинамию среди учащейся молодежи. В дальней-
шем указанные аспекты могут иметь негативные последствия, связанные
со снижением уровня физической подготовленности, ухудшением работо-
способности и проблемами со здоровьем.
Выводы. Проведенный анализ статистических данных показал, что
двигательная активность у студентов имеет тенденцию к снижению от
первого курса к третьему. При этом недостаточная мотивация к физиче-
ской активности, чрезмерная физическая загруженность не позволяют сту-
дентам полноценно заниматься физическими упражнениями самостоя-
тельно.
Негативные тенденции, связанные с сокращением практических
часов по предмету «Физическая культура и спорт» и вынесение ее за рамки
расписания могут привести к серьезным последствиям, которые в даль-
нейшем могут негативно отразиться на здоровье и продуктивности учеб-
ной и профессиональной деятельности студентов.
78
6
Физическая культура [Physical culture]
Список литературы
1. Болгов В.Н., Перепелкин В.В. Особенности организации учебных
занятий по физическому воспитанию в вузе с учетом здоровьесберегаю-
щих образовательных технологий // Социально-экономические и техниче-
ские системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1. № 4
(67). С. 84–91.
2. Бочарова В.И. Интеграция средств пилатеса и степ-аэробики для
обеспечения работоспособности студентов: дис. … канд. пед. наук. СПб.,
2013. 208 с.
3. Крюкова О.Н., Короткова С.Б., Завершинская И.И. Оценка
уровня двигательного режима у студенток медицинского вуза // Централь-
ный научный вестник. 2018. Т. 3. № 20 (61) [Электронный ресурс]. URL:
http://cscb.su/n/032001.html (дата обращения: 12.10.2020).
4. Лахина Е.А., Козлова А.В., Молорошвило М.Н. Фитнес-техноло-
гии как компонент физкультурного образования студентов вуза // Теория и
практика физической культуры. 2012. № 2. С. 36–39.
5. Макеева В.С., Широкова Е.А., Щеголева М.А. Возможности
применения технологий фитнеса в программе обеспечения субъективного
благополучия студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019.
№ 1 (74). С. 318–321.
6. Сбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм сту-
дентов // Universum: психология и образование. 2018. №1 (43) [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5432 (дата об-
ращения: 15.10.20).
7. Хвалебо Г.В. Физическая культура как фактор укрепления здоро-
вья студентов // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова.
2012. № 1. С. 104–105.
8. Шутова Т.Н., Бунина П.С., Грачева Д.В. Шагометрия и пульсо-
метрия в анализе двигательной активности студентов // Физическая куль-
тура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Все-
рос. науч.-практ. конф. с междунар.участ. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2018.
С. 196–201.
References
1. Bolgov V.N., Perepelkin V.V. Osobennosti organizacii uchebnyh zanyatij po
fizicheskomu vospitaniyu v vuze s uchetom zdorov'esberegayushchih obrazovatel'nyh
tekhnologij [Features of the organization of physical education classes at the university,
taking into account health-saving educational technologies] // Social'no-ekonomicheskie i
tekhnicheskie sistemy: issledovanie, proektirovanie, optimizaciya [Socio-economic and
technical systems: research, design, optimization]. 2015. T. 1. No. 4 (67). P. 84–91.
2. Bocharova V.I. Integraciya sredstv pilatesa i step-aerobiki dlya obespecheniya
rabotosposobnosti studentov [Integration of Pilates and step aerobics to ensure students'
working capacity]: dis. ... cand. ped. sciences. SPb., 2013. 208 p.
79
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
3. Kryukova O.N., Korotkova S.B., Zavershinskaya I.I. Ocenka urovnya
dvigatel'nogo rezhima u studentok medicinskogo vuza [Assessment of the level of the motor
regime among female students of a medical university] // Central'nyj nauchnyj vestnik
[Central scientific bulletin]. 2018. T. 3. No. 20 (61) [Electronic resource]. URL: http://
cscb.su/n/032001.html (date accessed: 10/12/2020).
4. Lahina E.A., Kozlova A.V., Moloroshvilo M.N. Fitnes-tekhnologii kak
komponent fizkul'turnogo obrazovaniya studentov vuza [Fitness technologies as a component
of physical education of university students] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory
and practice of physical culture]. 2012. No. 2. P. 36–39.
5. Makeeva V.S., Shirokova E.A., Shchegoleva M.A. Vozmozhnosti primeneniya
tekhnologij fitnesa v programme obespecheniya sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov
vuza [Possibilities of using fitness technologies in the program for ensuring the subjective
well-being of university students] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science,
culture, education]. 2019. No. 1 (74). P. 318–321.
6. Sbitneva O.A. Vozdejstvie uchebnogo processa na organizm studentov [The
impact of the educational process on the body of students] // Universum: psihologiya i
obrazovanie [Universum: psychology and education]. 2018. No. 1 (43) [Electronic resource].
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5432 (date accessed: 15.10.20).
7. Hvalebo G.V. Fizicheskaya kul'tura kak faktor ukrepleniya zdorov'ya studentov
[Physical culture as a factor in strengthening the health of students] // Vestnik Taganrogskogo
instituta imeni A.P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov].
2012. No. 1. P. 104–105.
8. Shutova T.N., Bunina P.S., Gracheva D.V. Shagometriya i pul'sometriya v analize
dvigatel'noj aktivnosti studentov [Pedometry and pulsometry in the analysis of students' motor
activity] // Physical culture, sport, tourism: scientific and methodological support: materials of
the All-Russian. scientific-practical conference with international participation Perm: PGSPU
Publishing House, 2018. P. 196–201.
80