Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / физическое здоровье / физическая подготовленность / академическая успеваемость / здоровый образ жизни / student / physical health / physical fitness / academic performance / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оленская Татьяна Леонидовна, Романов Илья Владимирович, Позняк Жанна Анатольевна

Определена взаимосвязь между уровнем физического здоровья, физической подготовленности и академической успеваемостью студентов. Обоснованы пути и возможности повышения успеваемости и качества здоровьесберегающей деятельности студентов медицинского профиля при условии повышения рейтинга здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Оленская Татьяна Леонидовна, Романов Илья Владимирович, Позняк Жанна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HEALTH AND PHYSICAL ABILITY ON THE PERFORMANCE RATING OF MEDICAL STUDENTS

The relationship between the level of physical health, physical fitness and academic performance of students has been determined. The ways and possibilities of improving the progress and quality of health-preserving activity of medical students are substantiated, provided that the rating of students' health is increased.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

УДК 796.011.1:37.037 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-38-47

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РЕЙТИНГ УСПЕВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Т.Л. Оленская, И.В. Романов, Ж.А. Позняк

Определена взаимосвязь между уровнем физического здоровья, физической

подготовленности и академической успеваемостью студентов. Обоснованы пути и

возможности повышения успеваемости и качества здоровьесберегающей деятельно-

сти студентов медицинского профиля при условии повышения рейтинга здоровья обу-

чающихся.

Ключевые слова: студент, физическое здоровье, физическая подготовлен-

ность, академическая успеваемость, здоровый образ жизни.

INFLUENCE OF HEALTH Оленская Татьяна Леонидовна, д-р мед. наук,

AND PHYSICAL ABILITY доц., t_olen@tut.by, Республика Беларусь, Витебск,

ON THE PERFORMANCE RATING Витебский государственный ордена Дружбы народов

OF MEDICAL STUDENTS медицинский университет,

Романов Илья Владимирович, старший пре-

Olenskaya T.L., doctor of medical sciences подаватель, Thlonilya1980@gmail.com, Республика Бела-

associate professor, t_olen@tut.by, Republic русь, Витебск, Витебский государственный ордена

of Belarus, Vitebsk, Vitebsk State Order of Дружбы народов медицинский университет,

Peoples’ Friendship Medical University, Позняк Жанна Анатольевна, старший препо-

Romanov I.V., senior lecturer, Thlonilya даватель, sknar2009@mail.ru, Республика Беларусь,

1980@gmail.com, Republic of Belarus, Витебск, Витебский государственный ордена Дружбы

Vitebsk, Vitebsk State Order of Peoples’ народов медицинский университет

Friendship Medical University,

Poznyak Zh.A., senior lecturer, sknar2009 Как известно, период обучения в

@mail.ru, Republic of Belarus, Vitebsk,

Vitebsk State Order of Peoples’ Friendship учреждении высшего образования (УВО)

Medical University является основополагающим для форми-

рования специалиста в выбранной им об-

The relationship between the level of physical

health, physical fitness and academic perfor- ласти. При этом студенты в образова-

mance of students has been determined. The тельном процессе УВО наравне со спе-

ways and possibilities of improving the циальными знаниями и умениями полу-

progress and quality of health-preserving

activity of medical students are substantiated, чают обязательные фундаментальные, в

provided that the rating of students' health is том числе и в области физического вос-

increased.

питания. Это позволяет совершенство-

Key words: student, physical health, physical вать физическую подготовку студенче-

fitness, academic performance, healthy life- ской молодежи и обеспечивать деятель-

style. ность в интересах разностороннего физи-

ческого развития, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной

деятельности. Как правило, высокий уровень общей физической подготов-

ленности становится фундаментом для дальнейшего развития и совершен-

ствования умений и навыков, а также достижения узконаправленных

результатов, а сбалансированное развитие физических качеств позволяет

38

2

Физическая культура [Physical culture]

оптимизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Таким образом, можно без всякого преувеличения сказать, что общая

физическая подготовка для студентов является необходимым процессом

их жизнедеятельности [1].

На современном этапе программа обучения студентов становится

сложнее, так как возрастает количество новой информации. Это делает

учебную деятельность все более интенсивной и напряженной. Физическая

культура и спорт являются одним из наиболее значимых факторов укреп-

ления и сохранения здоровья. Следовательно, возрастает потребность в

физических упражнениях с целью сохранения и повышения работоспособ-

ности, активного отдыха на протяжении обучения в университете [2]. Это

актуализирует внесение в традиционную систему физического воспитания

инновационных средств, методов и программ, в том числе и фитнеса в об-

разовательный процесс по физической культуре, начиная с первого курса

обучения в УВО. Тренирующий эффект фитнес-программ определяет по-

ложительную тенденцию влияния на оптимальный уровень здоровья сту-

дентов [3–6].

Анализ данных научно-методической литературы последних лет

показывает, что ученые все чаще уделяют внимание вопросу влияния

состояния здоровья студентов на их академическую успеваемость [7].

С учетом вышеизложенного и ввиду специфичности и широкого спектра

представительности данной социальной группы (гуманитарные, техниче-

ские и медицинские УВО, срок и форма обучения и т. п.), динамичности

факторов риска и их зависимости от региональных условий, труднодос-

тупности данных официальной статистики рассматриваемое научное

направление остается недостаточно изученным и методически разработан-

ным относительно медицинских УВО. Фрагментарность научных изыска-

ний, отсутствие единой программы исследований состояния здоровья сту-

дентов и анализа взаимосвязи с рейтингом успеваемости и факторами здо-

ровьесберегающей деятельности в медицинском УВО, с одной стороны, не

позволяет своевременно выявлять общие факторы риска, а также особен-

ности социально-гигиенических, медико-биологических и образователь-

ных характеристик, непосредственно влияющих на состояние здоровья

студентов и академическую успеваемость, с другой – обусловливает необ-

ходимость научно обоснованной, экономически целесообразной, медико-

социальной оценки состояния здоровья и определения пути совершенство-

вания организации здоровьесберегающей деятельности в УВО. Вышеиз-

ложенное определило выбор темы, цели и задач исследования [8].

Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование

возможности повышения успеваемости студентов и качества здоровьесбе-

регающей деятельности в УВО медицинского профиля при условии повы-

шения рейтинга здоровья обучающихся.

Для достижения поставленной цели использовались следующие

методы исследования: анализ научно-методической литературы, контроль-

39

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ное тестирование физической подготовленности и уровня физического

здоровья, антропометрия, индексы и функциональные пробы, педагогиче-

ский эксперимент, математико-статистические методы.

Организация исследования предполагала выполнение работ в три

этапа (весенний семестр 2018–2019 гг.) на базе УО «Витебский государст-

венный ордена Дружбы народов медицинский университет» (ВГМУ) в

рамках инициативной темы НИР кафедры медицинской реабилитации и

физической культуры «Установить влияние рейтинга здоровья студентов

на рейтинг их успеваемости» (№ ГР 20163400 от 8.09.2016).

Первый этап предусматривал определение уровня физического здо-

ровья (УФЗ) студентов и проведение контрольного тестирования на осно-

вании типовой учебной программой «Физическая культура» № ТД-

СГ.014/тип.: бег на 30 и 1500 м (юноши – 3000 м), прыжок в длину с места,

челночный бег 4×9 м, наклон вперед из исходного положения сед, подни-

мание туловища из исходного положения лежа на спине за 60 с, сгибание и

разгибание рук в упоре лежа (девушки от скамейки) и подтягивание

(юноши). На втором этапе осуществлялся сбор данных об успеваемости

студентов-медиков во время обучения в университете. На третьем этапе

были статистически обработаны данные исследования и произведена

интерпретация полученных результатов в плане рекомендаций для более

эффективных занятий по физической культуре студентам-медикам.

В исследование приняли участие 986 девушек и 193 юноши, обу-

чающихся по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 08

«Фармация», 1-79 01 01 «Стоматология» и отнесенных по состоянию здо-

ровья к основной и подготовительной медицинским группам.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках первого этапа

исследования определили уровень физической подготовленности (УФП)

согласно требованиям типовой учебной программы «Физическая куль-

тура» (№ ТД-СГ. 014/тип., 2008) у студентов основного и подготовитель-

ного учебных отделений. Оценка УФП осуществлялась на основании

результатов следующих контрольных тестов: бег на 30 м, бег на 1500 м

(юноши 3000 м), прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в

упоре лежа (девушки от скамейки), поднимание туловища из исходного

положения лежа на спине руки скрестно на плечах за 60 с, наклон вперед

из исходного положения сед ноги врозь, подтягивание на высокой пере-

кладине (юноши), челночный бег 4×9 м. Для оценки уровня физического

здоровья использовался достаточно простой, достоверный и доступный

метод измерения уровня здоровья – экспресс-метод проф.

Г.А. Апанасенко. Оценка в баллах, полученная этим методом, имеет высо-

кую корреляцию с аэробной производительностью. Для определения

уровня физического здоровья студентов был сделан замер следующих

показателей: массы тела, роста, жизненной емкости легких, силы кисти,

частоты сердечных сокращений, артериального давления. Данные УФП и

40

4

Физическая культура [Physical culture]

УФЗ были обработаны посредством программы для работы с электрон-

ными таблицами Microsoft Еxcel, а полученные баллы переведены в про-

центы. Количество максимальных баллов – 100 %, для подсчета других

баллов составляли математическую прогрессию. Например, для подсчета

оценки УФП девушек – 60 баллов (это 100 %), для определения результата

40 баллов делили на 60 и умножали на 100 %, затем складывали сумму

процентов по показателям и делили на два. По двум основным показателям

УФЗ и УФП определили рейтинг студентов-медиков по физической куль-

туре (табл. 1, 2) [8].

Таблица 1

Оценка подсчета уровня физической подготовленности

студентов-медиков

Сумма, баллы

Уровень

Девушки Юноши

Высокий 50–60 60–70

Выше среднего 40–49 50–59

Средний 30–39 34–49

Ниже среднего 20–29 20–34

Низкий 1–19 1–19

Таблица 2

Оценка подсчета уровня физического здоровья студентов-медиков

Физическое здоровье

Ниже Выше

Уровень Низкий Средний Высокий

среднего среднего

Общая оценка,

баллы ≤ 3 4–6 7–11 12–15 16–18

На втором этапе исследования осуществлялся сбор данных об успе-

ваемости студентов-медиков в процессе обучения в университете (1-й курс

за 1 семестр, 2-й курс за 3 семестра, 3-й курс за 5 семестров и 4-й курс за

7 семестров). Рейтинг по академической успеваемости определялся по

начислению стипендий студентам (табл. 3).

Таблица 3

Оценка подсчета уровня академической успеваемости

студентов-медиков

Академическая успеваемость

Уровень Удовл. Хор. Отл. Превосход.

Общая оценка,

баллы 4,0–4,9 5,0–6,9 7,0–8,9 9,0–10,0

41

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

На третьем этапе исследования были статистически обработаны

данные УФП, УФЗ и рейтинг академической успеваемости (табл. 4, рис. 1

и 2).

Таблица 4

Сопоставление УФЗ и УФП студентов-медиков

с их академической успеваемостью

Рейтинг Академическая успеваемость, баллы

4,0–4,9 5,0–6,9 7–8,9 9,0–10

Низкий Юн., чел. 1 4 6 –

(0–30 %) Дев., чел. 8 24 37 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже среднего Юн., чел. 2 18 34 1

(30–40 %) Дев., чел. 31 67 74 5

Средний Юн., чел. 4 32 52 1

(40–60 %) Дев., чел. 43 154 211 7

Выше среднего Юн., чел. 2 9 14 1

(60–80 %) Дев., чел. 12 87 188 8

Высокий Юн., чел. – 5 7 –

(90–100 %) Дев., чел. 2 11 13 2

Юн., чел. 9 68 113 3

Всего

Дев., чел. 96 343 523 24

Уровень:

н к из–Низкийи й(11(11 ч чел)ел.);

6 % 6 %

13 % ни –Нижеже с дне ресреднегог о(55(55 ч чел)ел.);

29 % с дни ре–Среднийй (88(88 ч чел)ел.);

вы –Вышеш с дне реесреднегог о(25(25 ч чел)ел.);

высок –Высокийи й(12(12 ч чел)ел.)

46 %

Рис. 1. Рейтинг успеваемости студентов-юношей

(ВГМУ 1–4-й курсы) по физической культуре

42

6

Физическая культура [Physical culture]

Уровень:

3 % 7 %

н ки из–Низкийй (71(71 ч чел)ел.);

30 % 18 % ни –Нижеже с днег ресреднегоо (177(177 ч чел)ел.);

с дни ре–Среднийй (415(415 ч чел)ел.);

вы –Вышеш с днег реесреднегоо (295(295 ч чел)ел.);

42 % высоки –Высокийй (28(28 ч чел)ел.)

Рис. 2. Рейтинг успеваемости студентов-девушек

(ВГМУ 1–4-й курсы) по физической культуре

Исходя из современных индикационных стереотипов различных

проявлений двигательной активности, оптимально соответствующих

образу жизни, социально-психологическому и морфофункциональному

статусу, особенностям ментальности современных студентов, решение

данной проблемы возможно путем внедрения в образовательный процесс

по учебной дисциплине «Физическая культура», а также во внеучебное

время на факультативных занятиях современных фитнес-технологий, что

подтверждено рядом отечественных и зарубежных педагогов. Вместе с тем

исследователями убедительно доказана целесообразность использования

средств фитнеса в повышении уровня физической подготовленности и

физического здоровья студентов на основе индивидуального профиля раз-

вития физических качеств и повышения уровня функционального состоя-

ния в условиях УВО. При этом специалистами физической культуры пред-

ложены модели формирования готовности студентов УВО к самооргани-

зации здорового образа жизни средствами фитнес-аэробики, широко раз-

работано содержание программно-методического обеспечения физиче-

ского воспитания УВО на основе применения современных фитнес-техно-

логий. Неоднократно ученые изучали вопрос использования фитнес-тех-

нологий как средства адаптации студентов к специфическим условиям

обучения в УВО. Многочисленные работы отражают результаты исследо-

вания среди студенческой молодежи эффективности организации занятий

фитнесом с помощью мобильных приложений. В результате специалисты

посвящают свои работы внедрению в физическое воспитание студентов

современных средств, инновационных методик и фитнес-программ, таких

как виброгимнастика, ушу, хатха-йога, Bodi-Ballet, фитбол-аэробика, степ-

аэробика, фитнес-бокс, тай-бо, фитнес на мини-батутах, кроссфит, спор-

43

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

тивная игра гувербол и др. [9]. В то же время большинство существующих

отечественных и зарубежных научно-исследовательских и методических

работ по фитнесу посвящены преимущественно разработке и эксперимен-

тальному обоснованию методик для занимающихся в физкультурно-оздо-

ровительных центрах [10, 11]. Организация данных занятий в большинстве

случаев не подходит для внедрения их в образовательный процесс УВО по

учебной дисциплине «Физическая культура». Следовательно, констати-

руем факт важной научной проблемы, которая анализирует поиск путей в

организации двигательной активности студентов и разработку нового

содержания и методики организации учебных занятий по учебной дисцип-

лине «Физическая культура» в УВО, ориентированных на повышение ака-

демической успеваемости студентов.

В процессе нашего исследования:

 подтверждена целесообразность оценки учебной деятельности по

дисциплине «Физическая культура» на основании рейтинговой системы,

что закономерно согласуется с данными ряда научных исследований; уста-

новлена возможность корректировки образовательного процесса на осно-

вании показателей рейтинга и его компонентов, в частности УФП и УФЗ;

 определены инновационные технологии преподавания в УВО с

использованием таких средств, как фитнес-бокс, тай-бо, кроссфит,

гувербол;

 разработана и экспериментально обоснована методика организа-

ции учебных занятий фитнес-боксом со студентами ВГМУ, базирующаяся

на следующих положениях: создание равновесия между сложностью про-

граммы при помощи используемых средств фитнес-бокса, доступность

двигательных действий на начало обучения, постепенное наращивание на-

грузки, применение принципа сбалансированной нагрузки с учетом функ-

ционального состояния обучающихся, постепенное наращивание объема и

интенсивности нагрузки, применение вариативности в образовательном

процессе, цикличное планирование образовательного процесса с учетом

семестров, показателей адаптационных возможностей организма студентов

к нагрузке, получаемых навыков и знаний в теоретико-методическом и

практическом аспектах, контроля и каникул [12];

 разработано методическое обеспечение для установления рей-

тинга здоровья студентов на рейтинг их успеваемости;

 выявлены педагогические условия, повышающие эффективность

использования современных технологий для установления уровня здоро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вья в медицинском университете;

 доказано влияние рейтинга здоровья студентов на рейтинг их

успеваемости и на качество образовательного процесса в медицинском

университете. Наибольшее количество студентов вошли в группу 6,0–

7,9 балла, в каждом диапазоне успеваемости преобладает средний показа-

44

8

Физическая культура [Physical culture]

тель уровня физического здоровья, высокий встречается единично лишь в

группах 9,0–10,0 балла, наибольший показатель «выше среднего» – в

группе 6,0-7,9 балла, «ниже среднего» – в группах 5,0–8,9 балла, «низкий»

– 5,0–7,9 балла.

Таким образом, здоровый образ и стиль жизни позволяют ощутить

истинные ценности, опираясь на знания оптимального режима труда, от-

дыха, питания, двигательной активности. Студент раскрывает свои потен-

циальные возможности, направляет свои силы не на борьбу с болезнями, а

на высокие духовные цели, повышение культурного уровня. Адекватное

отношение к своему здоровью отражается на реальном поведении лично-

сти студента, его социальном статусе, взаимоотношениях с друзьями и

преподавателями.

Список литературы

1. Володин А.В., Статина М.И. Рейтинговая система оценивания

как средство повышения эффективности физического воспитания студен-

тов // Теория и практика персонализации физического воспитания. 2014.

№ 1. С. 59–65.

2. Наумов А.И. Рейтинговая система оценок подготовленности сту-

дентов по дисциплине «Физическая культура» // Вестник Забайкальского

государственного университета. 2014. №4. С. 51–57.

3. Методические основы фитнеса студенческой молодежи /

В.И. Григорьев [и др.]. СПб.: СПГЭУ, 2015. 60 с.

4. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А. Фитнес как средство формирова-

ния у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни

// Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 128–133.

5. Оздоровительный фитнес в высших учебных заведениях: учеб.

пособие для студентов мед. вузов / В.Б. Мандриков [и др.]. Волгоград:

ВолГМУ, 2009. 168 с.

6. Пустозеров А.И., Миловидов В.К. Физиологические аспекты оз-

доровительной аэробики: учеб.-метод. издание для студ. спец. 032101.65

«Физическая культура и спорт». Челябинск: Уральская Академия, 2012.

184 с.

7. Старченко М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения

мотивации студентов к занятиям физической культурой: дис. ... канд. пед.

наук. Омск, 2005. 162 с.

8. Шкирьянов Д.Э. Рейтинговая система оценки знаний, умений и

навыков по учебной дисциплине «Физическая культура»: проблемы и пер-

спективы (на примере УВО медицинского профиля) // Веснік Віцебскага

дзяржаўнага універсітэта. 2018. № 3 (100). С. 95−101.

45

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

9. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие

для студ. высш. и сред. спец. учеб. зав. физ. культуры / М.П. Ивлев [и др.] /

общ. ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. М.: СпортАкадемияПресс,

2002. 303 с.

10. Родригес С. Фитнес-бокс / пер. с фр. С.Э. Борич. Минск: По-

пурри, 2019. 96 с.

11. Рока Г., Сильверглейд Б. Фитнес-бокс: все мужчины в нокауте! /

пер. с англ. В.М. Боженов. Минск: Попурри, 2008. 336 с.

12. Позняк Ж.А. Структура и содержание фитнес-бокса в физиче-

ском воспитании студентов непрофильных учреждений высшего образова-

ния // Современное состояние и пути развития системы непрерывного

профессионального образования в области физической культуры, спорта и

туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: М.Б. Юспа

(гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУФК, 2019. С. 202–206.

References

1. Volodin A.V., Statina M.I. Rejtingovaya sistema ocenivaniya kak sredstvo povy-

sheniya effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Rating system of assessment as a

means of increasing the effectiveness of physical education of students] // Teoriya i praktika

personalizacii fizicheskogo vospitaniya [Theory and practice of personalization of physical

education]. 2014. No. 1. P. 59–65.

2. NaumovA.I. Rejtingovaya sistema ocenok podgotovlennosti studentov po discip-

line «Fizicheskaya kul'tura» [Rating system of assessments of students' readiness in the dis-

cipline "Physical culture"] // Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin

of the Transbaikal State University]. 2014. No. 4. P. 51–57.

3. Metodicheskie osnovy fitnesa studencheskoj molodezhi [Methodical foundations

of student youth fitness] / V.I. Grigor'ev [et al.]. SPb.: SPGEU, 2015. 60 p.

4. Morozova L.V., Kir'yanova L.A. Fitnes kak sredstvo formirovaniya u studentov

modelej gendernogo povedeniya i zdorovogo obraza zhizni [Fitness as a means of formation

of gender behavior and healthy lifestyle models in students] // Upravlencheskoe konsul'tiro-

vanie [Management consulting]. 2013. No. 6. P. 128–133.

5. Ozdorovitel'nyj fitnes v vysshih uchebnyh zavedeniyah [Wellness fitness in higher

educational institutions]: textbook. manual for students of honey. universities /

V.B. Mandrikov [et al.]. Volgograd: VolGMU, 2009. 168 p.

6. Pustozerov A.I., Milovidov V.K. Fiziologicheskie aspekty ozdorovitel'noj aerobiki

[Physiological aspects of health related aerobics]: study guide. edition for stud. specialist.

032101.65 "Physical culture and sport". Chelyabinsk: Ural Academy, 2012. 184 p.

7. Starchenko M.M. Rejtingovaya ocenka kak sredstvo povysheniya motivacii stu-

dentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj [Rating assessment as a means of increasing stu-

dents' motivation for physical education]: dis. ... cand. ped. sciences. Omsk, 2005. 162 p.

8. Shkir'yanov D.E. Rejtingovaya sistema ocenki znanij, umenij i navykov po ucheb-

noj discipline «Fizicheskaya kul'tura»: problemy i perspektivy (na primere UVO medicins-

kogo profilya) [Rating system for assessing knowledge, skills and abilities in the academic

discipline "Physical culture": problems and prospects (on the example of a medical educa-

tional institution)] // Vesnіk Vіcebskaga dzyarzhaўnaga unіversіteta [Bulletin of Vitebsk State

University]. 2018. No. 3 (100). P. 95–101.

46

10

Физическая культура [Physical culture]

9. Aerobika. Teoriya i metodika provedeniya zanyatij [Theory and methods of con-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ducting classes]: textbook. manual for stud. higher. and wednesday specialist. study. head

physical culture / M.P. Ivlev [et al.] / total. ed. E.B. Myakinchenko, M.P. Shestakov. M.:

SportAkademiyaPress, 2002. 303 p.

10. Rodriges S. Fitnes-boks [Fitness boxing] / per. with fr. S.E. Borich. Minsk: Pot-

pourri, 2019. 96 p.

11. Roka G., Sil'verglejd B. Fitnes-boks: vse muzhchiny v nokaute! [Fitness boxing:

all men are knocked out!] / per. from english V.M. Bozhenov. Minsk: Potpourri, 2008. 336 p.

12. Poznyak Zh.A. Struktura i soderzhanie fitnes-boksa v fizicheskom vospitanii stu-

dentov neprofil'nyh uchrezhdenij vysshego obrazovaniya [The structure and content of fit-

ness-boxing in the physical education of students of non-core institutions of higher education]

// Current state and ways of development of the system of continuous professional education

in the field of physical culture, sports and tourism: materials of Intern. scientific-practical

conf. / editorial board: M.B. Yuspa (chief editor) [et al.]. Minsk: BSUFK, 2019. P. 202–206.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.