Научная статья на тему 'Комплексное использование средств ментального фитнеса в регулировании физического благополучия студентов вуза'

Комплексное использование средств ментального фитнеса в регулировании физического благополучия студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МЕНТАЛЬНЫЙ ФИТНЕС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / STUDENTS / MENTAL FITNESS / PHYSICAL FITNESS / CARDIORESPIRATORY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Макеева Вера Степановна

Предложена методика комплексного использования средств ментального фитнеса на занятиях физической культурой в высшем учебном заведении, способствующая повышению показателей физической подготовленности и расширению функциональных возможностей кардиореспираторной системы студентов. Представлены показатели физической подготовленности и кардиореспираторной системы в экспериментальной и контрольной группах в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Широкова Евгения Александровна, Макеева Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX USAGE OF MENTAL FITNESS MEANS IN THE PHYSICAL WELL-BEING REGULATION OF UNIVERSITY STUDENTS

A technique is proposedfor the integrated use of mental fitness in physical education at a higher educational institution, which helps to increase physical fitness indicators and expand the functionality of students' cardiorespiratory system. The indicators of physical fitness and cardiorespiratory system in the experimental and control groups during the experiment are presented

Текст научной работы на тему «Комплексное использование средств ментального фитнеса в регулировании физического благополучия студентов вуза»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10711

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МЕНТАЛЬНОГО ФИТНЕСА В РЕГУЛИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Е.А. Широкова, В.С. Макеева

Предложена методика комплексного использования средств ментального фитнеса на занятиях физической культурой в высшем учебном заведении, способствующая повышению показателей физической подготовленности и расширению функциональных возможностей кардиореспираторной системы студентов. Представлены показатели физической подготовленности и кардиореспираторной системы в экспериментальной и контрольной группах в процессе эксперимента.

Ключевые слова: студенты, ментальный фитнес, физическая подготовленность, кардиореспираторная система.

Современный образ жизни характеризуется высоким уровнем физического и эмоционального напряжения, низкой двигательной активностью, что при определенных условиях может привести к ухудшению состояния здоровья, снижению физических кондиций и функциональной подготовленности, возникновению соматических заболеваний, что, безусловно, негативно сказывается на физическом самочувствии человека. Все указанные тенденции свойственны учебной деятельности, вследствие чего повышение мотивации к занятиям физической культурой среди учащейся молодежи остается актуальной проблемой современной науки. Опрос в студенческой среде выявил факт недооценки роли физической активности в повседневной деятельности: большая часть респондентов предпочитает пассивные виды отдыха активным, не знают, зачем физическая культура включена в программы обучения в вузах, основной мотивацией посещения занятий физической культурой в вузе является получение зачета, а самостоятельно занимаются в секциях и клубах не более 15 % опрошенных [6, с. 67]. Существующие на настоящий момент исследования активно включают в процесс физического воспитания студентов высокоинтенсивные технологии, что, конечно же, позволяет повысить их физическое и функциональное состояние [1, 2, 4], но не всегда позитивно сказывается на мотивации, особенно если речь идет о слабоподготовленных занимающихся.

Вследствие перечисленных причин возникает необходимость внедрять в процесс физического воспитания (особенно на начальных этапах обучения) менее интенсивные программы, позволяющие учитывать физическую подготовленность, функциональное состояние и предпочтения к типу двигательной активности среди студентов.

Фитнес-индустрия предоставляет большой выбор средств, позволяющих оказывать разнонаправленное влияние на организм

человека, и в то же самое время учитывает складывающиеся в современном мире тенденции. Стремление человека к комфорту и благополучию отразилось и в выборе программ физической активности: популярными и востребованными становятся программы ментального фитнеса (имеющие истоки в восточных оздоровительных практиках), а также разработанные на их основе авторские методики (пилатес, калланетика, PortDeBras, BodyArt и пр.), предполагающие естественное, осознанное и комфортное выполнение движений, исключающее насилие над телом. В современных научно-исследовательских работах указанные направления позиционируются как реабилитационные [3, 5, 7]. Вместе с тем наш опыт работы показал, что при кажущейся легкости выполнения упражнений ментального фитнеса происходит огромная внутренняя работа, которая приводит к закономерному результату - росту показателей силы, гибкости, выносливости, координации движений, улучшению психоэмоционального состояния. Вследствие перечисленных причин, использование указанных средств в физическом воспитании учащейся молодежи представляется нам недостаточно изученным, что и обусловило выбор цели исследования: определить возможности комплексного использования средств ментального фитнеса в регулировании физического благополучия студентов вуза.

В исследовании приняли участие 2 группы студенток Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, обучающихся гуманитарным специальностям. Экспериментальная группа (45 чел.) занималась по экспериментальной методике комплексного использования средств ментального фитнеса, контрольная группа (42 чел.) -оздоровительной аэробикой.

В начале и в конце года студенты сдавали контрольные нормативы: наклон туловища из положения стоя, поднимание туловища из положения лежа (за 30 с), сгибание-разгибание рук в упоре лежа, подъемы ног до угла 90 ° в висе на шведской стенке, прыжок в длину с места, удержание планки с опорой на предплечья, для оценки статической координации использовалась усложненная проба Ромберга.

Для оценки функциональных возможностей кардиореспираторной системы применялись пробы Штанге и Генчи, замерялась частота сердечных сокращений в состоянии покоя, а также вычислялись коэффициенты Квааса и экономизации кровообращения.

Разработанная методика включала в себя комплексное использование средств ментального фитнеса, упражнения выполнялись в невысоком темпе с контролем дыхания и правильности выполнения. В подготовительной части занятия использовались аэробные упражнения невысокой интенсивности, дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения индивидуально и в парах, упражнения на внимание. В основной части занятия применялись упражнения функционального

тренинга, пилатеса и стретчинга. В заключительной части предлагались разнонаправленные средства релаксации (миофасциальное расслабление с роллами и теннисными мячами, аутотренинг).

На рис. 1 представлены показатели физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента.

Наклон, см Пресс, кол-во раз

Угол, с

Отжимания, кол-во раз

Планка, с

Прыжок в длину, см

Проба Ромберга, с

ЭГ КГ

50

100

150

200

0

Рис. 1. Показатели физической подготовленности студенток в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента

Более высокие приросты силовых показателей связаны с особенностями нагрузки: в экспериментальной группе нагрузка была более комплексной, задействовала как крупные, так и более мелкие мышечные группы, в то время как в контрольной группе преимущество отдавалось изолированной мышечной работе. В результате полученные показатели по нормативам «угол» и «планка» среди респондентов экспериментальной группы статистически значимо выше результатов, полученных в контрольной группе (р<0,05), отмечены более значительные приросты (в процентном соотношении) по нормативам «отжимания» и «пресс».

Более высокие показатели по нормативу «наклон» могут быть обусловлены применением в завершающей части занятия приемов миофасциального расслабления, что значительно увеличивает резервные возможности мышц к растяжению. Кроме того, особое внимание уделялось упражнениям на растягивание в основной части занятия.

Серьезный прирост в показателях усложненного варианта пробы Ромберга отмечен среди респондентов экспериментальной группы и может быть связан как с улучшением статической координации, так и со снижением нервно-психического напряжения, что обусловлено психорегули-

рующей направленностью экспериментального комплекса упражнений. Разница по сравнению с контрольной группой статистически достоверна Ф<0,01).

Максимальная частота сердечных сокращений при работе в основ -ной части занятия не превышала 140 уд/мин, что позволяло обеспечить более высокую моторную плотность. При этом акцент при выполнении упражнений был сделан на правильность дыхания: оно должно было осуществляться без задержек, грудной клеткой (грудное дыхание), соответствовало ритму выполнения упражнений (в определенных упражнениях выполнялся плавный вдох и резкий прерывистый выдох). В результате были получены значительные сдвиги в показателях проб Штанге и Генчи в экспериментальной группе. Вместе с тем статистически значимых различий по сравнению с контрольной группой отмечено не было. На рис. 2 представлены приросты показателей кардиореспираторной системы респондентов экспериментальной и контрольной групп.

-5,06 % ЧСС

-6,43 % Н

-6,42 % КЭК

7,96 %

-5,55 % -4,87 % КВ

Проба Штанге Проба Генчи

12,14 %

10,72 %

ЭГ КГ

Рис. 2. Прирост показателей кардиореспираторной системы у студенток в экспериментальной и контрольной группах

в конце эксперимента:

ЧСС - частота сердечных сокращений; КЭК - коэффициент экономизации кровообращения; КВ - коэффициент выносливости

Анализируя представленные на рис. 2 данные, мы можем сделать вывод о том, что в обеих группах наблюдается экономизация деятельности сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя: снижается частота сердечных сокращений, статистически значимо улучшаются показатели коэффициента экономизации кровообращения и коэффициента Квааса. В контрольной группе динамика показателей несколько выше, однако статистической разницы между двумя группами обнаружено не было.

Таким образом, применение методики комплексного использования средств ментального фитнеса в занятиях физической культурой в высшем учебном заведении способствует повышению показателей физической подготовленности, а также расширению функциональных возможностей кардиореспираторной системы студентов без излишнего стресса, что особенно важно на начальных этапах обучения. Увеличение силы, гибкости, координации позволяет создать базу физической подготовленности, что в последующем позволит занимающимся при наличии мотивации самостоятельно включиться в более интенсивную физкультурно-оздоровительную деятельность.

Список литературы

1. Бекбергенова С.Р. Сайкл как технология оздоровления // Научный журнал. 2017. № 7(20). С. 77-79.

2. Голубева С.Е. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 3. С. 32-34.

3. Деркач Т.В., Имашев А.М., Шамгулина Г.Р. Использование системы физических упражнений «Пилатес» со студентами специальных медицинских групп, имеющими нарушения осанки // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. № 4(9). C. 1-4.

4. Клочко Е.В. Методика повышения функционального состояния женщин 21-25 лет с использованием сайкла // Наука России: цели и задачи: сб. науч. тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: НИЦ «Л-Журнал», 2018. С. 30-33.

5. Подоляка А.Е., Даниленко А.Н., Дидюков А.Б. Применение мультимедийных программ для релаксации в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы // Слобожанський науково-спортивний вюник. 2014. № 1(39). С. 99-103.

6. Потенциал здоровья в субъективной оценке благополучия студентов / В.С. Макеева [и др.] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. № 1. Т.4. С. 65-74.

7. Рукавишникова С.К. Применение средств пилатеса для коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток: автореф. дис. ...канд. пед. наук: СПб., 2011. 21 с.

Широкова Евгения Александровна, старший преподаватель, kaktus86@mail.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., vera l9l@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

COMPLEX USAGE OF MENTAL FITNESS MEANS IN THE PHYSICAL WELL-BEING REGULA TION OF UNIVERSITY STUDENTS

E.A. Shirokova, V.S. Makeeva

A technique is proposedfor the integrated use of mental fitness in physical education at a higher educational institution, which helps to increase physical fitness indicators and expand the functionality of students' cardiorespiratory system. The indicators of physical fitness and cardiorespiratory system in the experimental and control groups during the experiment are presented

Key words: students, mental fitness, physical fitness, cardiorespiratory system.

Shirokova Evgenia Alexandrovna, senior teacher, kaktus86@,mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolcovsky,

Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, vera_191@mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

References

1. Bekbergenova S.R. Sajkl kak tekhnologiya ozdorovleniya [Cycle as a technology of healing] // Nauchnyj zhurnal [Scientific journal]. 2017. No. 7(20). P. 77-79.

2. Golubeva S.E. Krossfit kak napravlenie sovershenstvovaniya processa fizicheskogo vospitaniya v vuze [CrossFit as a direction for improving the process of physical education at a university] // Novaya nauka: psihologo-pedagogicheskij podhod [New science: psychological and pedagogical approach]. 2017. No. 3. P. 32-34.

3. Derkach T.V., Imashev A.M., Shamgulina G.R. Ispol'zovanie sistemy fizicheskih uprazhnenij «Pilates» so studentami special'nyh medicinskih grupp, imeyushchimi narusheniya osanki [The use of the Pilates physical exercise system with students of special medical groups who have impaired posture] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical, psychological and biomedical problems of physical education and sports]. 2008. No. 4(9). P. 1-4.

4. Klochko E.V. Metodika povysheniya funkcional'nogo sostoyaniya zhenshchin 21-25 let s ispol'zovaniem sajkla [Methods of increasing the functional state of women aged 21-25 years using the cycle] // Science of Russia: goals and objectives: sat. scientific tr VII International scientific and practical conf. Yekaterinburg: Research Center "L-Joumal", 2018. P. 30-33.

5. Podolyaka A.E., Danilenko A.N., Didyukov A.B. Primenenie mul'timedijnyh programm dlya relaksacii v fizicheskom vospitanii studentov special'noj medicinskoj gruppy [The use of multimedia programs for relaxation in the physical education of students of a special medical group] // Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky science and sports news]. 2014. No. 1(39). P. 99-103.

6. Potencial zdorov'ya v sub"ektivnoj ocenke blagopoluchiya studentov [The potential of health in a subjective assessment of the well-being of students] / V.S. Makeeva [et al.] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019. No. 1. T.4. P. 65-74.

7. Rukavishnikova S.K. Primenenie sredstv pilatesa dlya korrekcii funkcional'nyh narushenij pozvonochnika u studentok [The use of Pilates to correct functional disorders of the spine in students]: abstract. dis. ... cand. ped. sciences: St. Petersburg, 2011. 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.