УДК 372.881.111.1
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Валентина Викторовна Тугарева
Кандидат филологических наук, доцент
Ш^агуоуа@та11 ,ги
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка. Описываются способы и приёмы активизации познавательной деятельности, способствующие увеличению интереса к изучаемому предмету. Среди самых распространённых способов указываются нестандартные уроки, использование информационных технологий, песен и рифмовок, театральных постановок.
Ключевые слова: мотивация, учебный процесс, иностранный язык, нестандартные формы уроков, творческая активность.
Вопросы мотивации учебной деятельности затрагивают практически любую изучаемую дисциплину, но особенно актуально эти вопросы звучат в контексте обучения иностранным языкам [2;3;4]. Как психологи, так и педагоги едины во мнении, что на начальном этапе у обучающихся наблюдается довольно высокая мотивация. Все хотят владеть иностранным языком, понимать и уметь общаться с носителями языка. Но в процессе обучения многие теряют интерес, так как сталкиваются с трудностями, связанными с запоминанием и накопление как лексического, так и грамматического материала. Практически у всех есть желание говорить на иностранном языке, но лишь единицы способны и готовы осознанно прилагать усилия, чтобы достичь этой цели. В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. мотивация трактуется как «вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения» [5]. Способы и приёмы повышения мотивации крайне важны в обучении иностранным языкам в условиях средней школы. Главенствующую роль здесь играет заинтересованность обучающихся в учебном процессе. Дети легче и охотнее преодолевают трудности в процессе приобретения речевых умений и навыков.
Значительный вклад в повышение интереса к предмету, а также в развитие творческих способностей вносят нестандартные формы уроков, содержащие в себе разнообразные, эмоционально-насыщенные, нетрадиционные приёмы и методы обучения, способствующие созданию атмосферы непринуждённости, но при этом расширяющие лексическую и речевую базу обучающихся, поднимая их способности на более высокий уровень владения иностранным языком [6;8;9]. Двигаясь к вершинам коммуникативной компетенции, дети развивают дополнительные способности, которые проявляются в чтении стихов и исполнении песен на иностранном языке, в инсценировании литературных произведений, в грамотном ведении дискуссий, в соблюдении норм речевого этикета, в знании традиций и обычаев стран изучаемых языков. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны:
урок-соревнование, урок-путешествие, урок-квест, урок-праздник, урок-экскурсия и др.
Характерной особенностью нынешнего века является стремительное развитие информационных технологий, которые влияют на все сферы деятельности, в том числе и педагогику. Дети весьма чувствительны к появлению новых технологий, поэтому их рациональное и органичное использование придаст занятиям зрелищность, эмоциональную окраску и, соответственно, значительно повысит заинтересованность учебным предметом. На различных этапах урока и во всех возрастных группах возможно использование компьютерных презентаций. Если в младших классах презентации лучше делать как можно более яркими, увлекательными, использовать для демонстрации любимых мультипликационных героев, включать игры и загадки, то в среднем звене уже можно добавлять лексико-грамматические упражнения, тестовые задания, а также фрагменты текстов в монологической и диалогической форме. Обучающиеся старших классов уже сами самостоятельно создают свои презентации, красочно их оформляют и насыщают лексическим материалом по заданной теме в рамках учебной программы [7;9;10;11]. Сильной стороной презентации является возможность использования очень разнообразного иллюстративного контента: фотографий, рисунков, диаграмм, таблиц, анимационных фрагментов, музыкального сопровождения, что позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти (зрительную, слуховую, эмоциональную). Применение компьютерных презентаций разнообразит учебный процесс и вовлекает школьников в познавательную деятельность. Помимо этого создание презентации самими школьниками имеет ещё и практическую направленность, поскольку в дальнейшем, когда они начнут самостоятельную трудовую деятельность, успешность их карьеры будет зависеть, в том числе, и от умения грамотно, логично и доступно презентовать свои идеи в процессе выполнения своих функциональных обязанностей.
Хороший отклик у обучающихся вызывает использование электронных учебников и компьютерных программ, которые дают возможность изучать материалы урока самостоятельно, проходить тесты на выявление уровня усвоения материала. Многие электронные учебники включают в себя тесты разноуровнего характера, что стимулирует школьников к достижению более высокого уровня. Электронные учебники и программы нагляднее и привлекательнее для детей, чем привычные учебники. Ну и конечно, сложно представить себе современную жизнь без использования сети Интернет. Многие эксперты признают Интернет одним из лучших инструментов обучения, который можно включить в учебный процесс. Но здесь для детей существует угроза «утонуть» в бескрайнем информационном море. Поэтому целесообразнее рекомендовать обучающимся проверенные сайты во избежание получения излишней и зачастую недостоверной информации.
Младшим школьникам помогают легче воспринимать информацию песенки и рифмовки. Музыка считается одним из самых продуктивных способов воздействия на эмоции и чувства детей. Хорошие песни прочно откладываются в памяти, в отличие от «сухих» грамматических правил. Песни способствуют усвоению и расширению лексического запаса, помогают активизации лексики, совершенствуют навыки произношения и помимо этого привносят в процесс обучения атмосферу праздничности, снимают усталость и напряжение, что благотворно влияет на эмоциональное состояние обучающихся и, соответственно, приводит к более результативным учебным показателям[1].
Театральные постановки, без сомнения, являются важным компонентом в процессе изучения иностранного языка. Как только дети попадают в ситуацию игры, языковой барьер становится гораздо легче преодолеть благодаря ролевому взаимодействию и вовлечению в общий творческий процесс. Иностранный язык становится не только предметом изучения, но и средством выражения мыслей и эмоций действующего лица. Совместная работа над постановкой способствует развитию умения слушать партнёра, повышает
чувство ответственности за общее дело. Помимо этого привычные роли ученик - учитель трансформируются в новую модель отношений режиссёр - актёр. Коллективная творческая активность обучающихся подстёгивает их инициативность и самостоятельность и тем самым стимулирует интерес к изучению иностранного языка.
В завершение можно привести слова психологов о том, что передача знаний от учителя к ученикам невозможна без их личной деятельности, сконцентрированной на познании окружающего мира. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы он вызывал высокую мотивацию и обеспечивал активную деятельность на занятиях.
Список литературы:
1. Воропаева В. А. К вопросу о психологических факторах преодоления языкового барьера в условиях обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.
2. Гончарова H.A., Кретинина Г.В. Формирование лингвистической компетенции в иноязычном коммуникативном пространстве // Высшее образование в России. М. 2008. № 9. С. 162-165.
3. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при обучении иностранным языкам М.: Просвещение, 2000. 119 с.
4. Захарова Д. В. Нетрадиционный урок как эффективная форма организации процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 1951-1955.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь // [Электронный ресурс] URL: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/ (дата обращения: 09.10.2021).
6. Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6, 2000.
7. Медведев А.В., Гончарова Н.А. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). 2020. С. 58-62.
8. Попова С.В., Смольянинов М.В. Использование лингвострановедческих материалов для повышения уровня мотивации изучения иностранного языка // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2020. Т. 19. № 3(45). С. 57-62. - DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-57-62.
9. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего школьного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Омск, 1997. 171 с.
10. Тугарева В. В., Абдуллаева Л.А. Нетрадиционные формы урока как средство развития творческой активности обучающихся // Мичуринск: издательство Мичуринского ГАУ, 2020.
11. Тугарева В.В. Театрализация как одна из форм интерактивного обучения русскому языку иностранных учащихся // Мичуринск: издательство Мичуринского ГАУ, 2020.
12. Швецова В.М, Гончарова Н. А. Сопоставительное исследование концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов. 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 277-282.
UDC 372.881.111.1
INCREASING THE MOTIVATION OF LEARNING ACTIVITIES IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES
ValentinaV. Tugaryova
Candidate of Philology, Associate Professor
tugaryova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the issues of increasing the motivation of students' learning activities in foreign language lessons. The methods and techniques of activating cognitive activity that contribute to increasing interest in the subject under study are described. Among the most common methods are non-standard lessons, the use of information technology, songs and rhymes, theatrical productions.
Keywords: motivation, learning process, foreign language, non-standard forms of lessons, creative activity.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.