Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НОВЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

Данная статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у обучающихся старших профильных классов в обучении текстовой деятельности на материале иностранного языка. Иностранный язык способен обеспечить старшеклассников новой информацией по предметам естественно-математического цикла. Аутентичность представленного материала позволяет дополнять базовые знания по профильным предметам и развивать познавательный интерес к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF SENIOR PUPILS OF NON-HUMANITARIAN PROFILE TO A FOREIGN LANGUAGE AT THE PROCESS OFTEXTUAL ACTIVITY

The present article is devoted to the problem of development senior pupils’ cognitive interest of profile classes at the process of textual activity on the material of foreign language. The foreign language can give pupils new information on the subjects of science and mathematics. Authentic material helps to add the base knowledge on profile subjects and develop the cognitive interest to a foreign language.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 372.881.111.1

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нина Валентиновна Протасова

кандидат филологических наук, доцент

golovina-nina@bk.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у обучающихся старших профильных классов в обучении текстовой деятельности на материале иностранного языка. Иностранный язык способен обеспечить старшеклассников новой информацией по предметам естественно-математического цикла. Аутентичность представленного материала позволяет дополнять базовые знания по профильным предметам и развивать познавательный интерес к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: познавательный интерес, текстовая деятельность, профиль обучения, аутентичные материалы, новые знания, умения и навыки.

Цель настоящей статьи - выявить особенности развития познавательного интереса у обучающихся старших профильных классов в процессе текстовой деятельности на материале иностранного языка. При этом автор обращает внимание на факторы развития познавательного интереса обучающихся, отмечает значимость повышения мотивации к изучению иностранного языка благодаря использованию аутентичных материалов.

Иностранный язык входит в число школьных предметов, которые обучающиеся не всегда рассматривают как обязательные. Как правило, в начальной школе, обучающиеся с большим удовольствием приступают к его изучению: овладевают необходимым лексическим материалом, заучивают наизусть считалки и рифмовки, стараются научиться читать, проявляют интерес к стране изучаемого языка, а также ко всему новому и интересному [4; 7].

Вместе с тем, овладение иностранным языком процесс длительный, сложный иобучающиеся сталкиваются с множеством трудностей и проблем. Иногда даже опытному преподавателю иностранного языка не всегда понятны мотивы и затруднения, испытываемые обучающимися [5, с. 374]. С целью их выявления школьные учителя проводят разного рода тесты, контрольные и проверочные работы, однако они лишь выявляют степень усвоения школьниками знаний, умений и навыков по определенной теме, уровень сформированности компетенции, но не дают информации о мотивах деятельности обучающихся, об отношении к предмету и к трудностям, связанным с его изучением. И все же, некоторые задания, например, эссе о том, почему необходимо изучать иностранные языки, преимущество специалистов, владеющих иностранным языком в современном мире, востребованность иностранных языков в разных сферах деятельности позволяет преподавателю иностранного языка сделать выводы, что подавляющему большинству школьников нравиться изучать данный предмет, так как на уроке они узнают много нового, приобретают навыки иноязычного чтения и письма. Учитывая тот факт, что обучающиеся являются старшеклассниками, они указывают на то, что изучение данного предмета пригодится им в будущем (для профессии,

работы на компьютере, поездок за рубеж, для стажировок за рубежом, для общения со специалистами других стран и др.)

Действительно, иностранный язык, как предмет весьма специфический и исследователи отмечают его беспредметность [3]. Вместе с тем, востребованность иностранного языка в разных сферах человеческой деятельности наоборот подчеркивает тот факт, что учитель иностранного языка должен владеть не только знаниями в области языка, но и разбираться в других науках, что особенно актуально для обучающихся профильных классов. Старшеклассники, как правило, уже сделали выбор будущей профессии и определились с предметами, которые будут им необходимы для поступления в университеты. При этом школьники выпускных классов осознают значимость владения иностранным языком, который изучается во всех университетах, причем требования к владению им очень высокие и иногда, поступив в университет, но имея слабую подготовку по иностранному языку студентам приходится оставить учебу, не получив образование по выбранной специальности.

Сделать урок иностранного языка увлекательным, интересным преподавателю иностранного языка возможно используя дополнительные научно-популярные, научные тексты, которые разнообразят тематический материал, улучшат предметные знания по профилю обучения, так, например, страноведческий материал, материал о растительном мире Англии расширит знания, умения и навыки обучающихся по биологии и географии. Развитие познавательного интереса старшеклассников возможно обеспечить приобщив статьи из электронных журналов: NewScientist, Nature, ScienceDai^ другие. Учитывая аутентичность данных текстов, полагаем, что предлагаемый материал статей вызовет интерес у обучающихся, так как информация, представленная в них новая для школьников, нигде ранее не опубликованная. Приобретенные из научно-популярных, научных текстов знания, умения и навыки будут дополнительным материалом к базовым знаниям, полученным согласно школьной программе обучения [1; 2]. Более того, старшеклассники,

как правило, активно участвуют в исследовательской и проектной деятельности и приобретенные знания, умения и навыки, приобретенные средствами иностранного языка, школьники смогут использовать при подготовке исследовательских работ по предметам естественно-математического цикла, а также при разработке межпредметных проектов. При этом факторами развития познавательного интереса обучающихся являются информативность, новизна материала, практическая направленность, приобретенных знаний, умений и навыков. В процессе текстовой деятельности у обучающихся формируются различные умения работы с текстом. Прежде всего, у школьников вырабатываются умения выделять основные факты и события в прочитанном тексте, ориентироваться в логике изложения, представленного в тексте материала, умение предвосхищать возможное развитие событий, оценивать достоверность событий и фактов в тексте, раскрывать причинно-следственные связи и т.д.

В процессе текстовой деятельности обучающиеся знакомятся с разными видами чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое [8]. В целом, текстовая деятельность познакомит обучающихся со всеми видами чтения. Вместе с тем, работая с аутентичными текстами требует в большей степени обращения к изучающему чтению, так как содержит новые, неизвестные ранее термины и понятия, поэтому обучающимся приходится неоднократно возвращаться к прочитанному фрагменту текста, чтобы понять замысел автора, основную идею, выявлять имплицитную информацию [6]. В целом, текстовая деятельность на материале аутентичных текстов требуют мобилизации совершенно различных видов чтения и старшеклассникам приходиться использовать поисковое чтение, чтобы найти определенный раздел, абзац, ознакомительного или просмотрового вида чтения, чтобы найти конкретную, необходимую информацию [9].

Несомненным остается тот факт, что обучающиеся старших профильных классов заинтересованы, прежде всего, в дополнении учебного материала по предметам естественно-математического цикла, используя

иностранный язык. Текстовая деятельность, с использованием аутентичных материалов предоставляет им возможность приобретать знания, умения, навыки согласно их склонностям и интересам, расширять и углублять базовые знания.

В заключении отметим, что текстовая деятельность на материале иностранного языка значительно расширяет возможности в приобретении новых знаний, умений и навыков по предметам естественно-математического цикла, способствует развитию познавательного интереса. При этом старшеклассники могут использовать иностранный язык для излечения нужной информации согласно их профилю обучения, что позволит им приобретать новую информацию и использовать ее для написания докладов, эссе, разработке проектов.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Мичуринск, 2011. 489 с.

2. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

4. Кретинина, Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. Тамбов, 2002. - 20 с.

5. Манаенкова М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и

профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХШ Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов, 2017. С. 372-377.

6. Мелехова Н. В., Шевякова С.А. Критерии отбора текстов для обучения иноязычному профессионально ориентированному чтению // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 95.

7. Мухортова Я.А., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Участие в диалоге культур как фактор сформированности социокультурной компетенции обучающихся // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 190.

8. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 1987.

9. Чередниченко М.Ю. Роль вида чтения при работе с профессионально-ориентированным текстом // Сборник статей Международной научной конференции молодых ученых « Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» - новые возможности для молодых ученых», Москва, 1-2 июня 2006. М.: Изд-во ВГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2006. с. 320322.

UDC 372.881.111.1

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF SENIOR PUPILS OF NON-HUMANITARIAN PROFILE TO A FOREIGN LANGUAGE AT THE

PROCESS OFTEXTUAL ACTIVITY

Nina V. Protasova

Candidate of Philological Sciences Associate Professor golovina-nina@bk.ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Abstract. The present article is devoted to the problem of development senior pupils' cognitive interest of profile classes at the process of textual activity on the material of foreign language. The foreign language can give pupils new information on the subjects of science and mathematics. Authentic material helps to add the base knowledge on profile subjects and develop the cognitive interest to a foreign language.

Key words: cognitive interest, textual activity, profile of learning, authentic material, new knowledge, skills.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.