Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ / НЕАУТЕНТИЧНЫЕ / АУТЕНТИЧНЫЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ / НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

Настоящая статья посвящена обучению текстовой деятельности обучающихся старших классов негуманитарного профиля. В старшей школе обучение чтению имеет свои особенности, которые необходимо учитывать преподавателю. Правильно подобранные тексты, с учетом склонностей и интересов школьников помогают значительно расширить словарь терминологической лексики, обогатить их новыми терминами и понятиями, улучшить знания, умения и навыки лексико-грамматического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF TEACHING-LEARNING OF TEXTUAL ACTIVITY OF SENIOR PUPILS OF NON-HUMANITARIAN PROFILE AT THE ENGLISH LESSONS

The present article is devoted to teaching-learning textual activity of non- humanitarian profile pupils. Teaching-learning of reading hasgotit's own peculiarities, which is necessary to have for the teacher of foreign language. It'simportanttochoosetextspaying attention to pupils interests, it helps to spread the knowledge of terminology, to inlarge pupils by new terms and notions, to better knowledge and skills of lexico-grammatical level.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.111.1

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Нина Валентиновна Протасова

кандидат филологических наук, доцент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Настоящая статья посвящена обучению текстовой деятельности обучающихся старших классов негуманитарного профиля. В старшей школе обучение чтению имеет свои особенности, которые необходимо учитывать преподавателю. Правильно подобранные тексты, с учетом склонностей и интересов школьников помогают значительно расширить словарь терминологической лексики, обогатить их новыми терминами и понятиями, улучшить знания, умения и навыки лексико-грамматического уровня.

Ключевые слова: текстовая деятельность, новые термины и понятия, неаутентичные / аутентичные научно-популярные, научные тексты.

Данная статья посвящена обучению текстовой деятельности обучающихся старших классов негуманитарного профиля на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. В старших классах важно правильно подобрать текст, согласно возрастным особенностям обучающимся, их языковому уровню, а также склонностям и интересам. Выбор текста обеспечивает поддержание мотивации в изучении языка и овладения им [2,3,4].

По определению известного лингвиста И.Р. Гальперина, «текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа. Произведение, состоящее из названия (заголовка), и ряда сверхфразовых единств, объединенных разными типами лексических, грамматических, стилистических средств, имеющее определенную направленность и прагматическую установку» [1].

Согласно исследованиям А.Н. Щукина, текст обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, связностью, цельностью, внутренней структурой- синтаксической, композиционной логической, определенной целенаправленностью и прагматической установкой [7].

В современных учебниках английского языка предлагаются тексты, позволяющие обогатить обучающихся знаниями в области культуры страны изучаемого языка, познакомить обучающихся с их обычаями и традициями [2,3,6]. Вместе с тем, предложенные в учебниках тексты не предоставляют возможности расширять и углублять предметные знания по профилю обучения. Полагаем, что неаутентичные / аутентичные научно-популярные, научные тексты смогут обеспечить школьников необходимым учебным материалом. Так, научно-популярные тексты обычно предлагают в увлекательной и доступной форме информацию о достижениях науки и техники, научные тексты, представляют знания из разных областей науки и позволяют обучающимся выбирать тексты согласно их склонностям интереса [5].

В обучении текстовой деятельности особое внимание уделялось отбору текстов для чтения. Важно было подобрать тексты согласно уровню владения иностранным языком обучающихся, согласно склонностям, интересам и их возрастным особенностям. При отборе текста преподаватель иностранного языка придавал значениеинформативности текста, содержанию в нем новых, ранее неизвестных обучающимся фактов и событий.

В обучении текстовой деятельности обычно выделяют три этапа.

Первый этап рассматривается как предтекстовый и предполагает снятие трудностей в понимании текста. На данном этапе важно обратить внимание обучающихся на наличие незнакомых лексических единиц, имен собственных, названий, создать необходимый уровень мотивации в чтении, подготовить школьников к работе с текстом. В первую очередь речь идет о лексических единицах, о значении которых нельзя догадаться по контексту и которые часто являются ключевыми в понимании текста. Кроме этого, снимаются возможные структурно-синтаксические и стилистические трудности понимания текста, например, наличие незнакомых терминов и понятий. Преподаватель также обычно делает пояснения, касающиеся биографии ученых, исследователей, их изобретений и открытий. Следует заметить, что предтекстовый этап облегчает понимание текста, влияет на скорость чтения и обеспечивает участие обучающихся в последующем обсуждении темы исследования. Приведем примеры заданий на предтекстовом этапе:

1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на абзацы, выделите в них ключевые слова.

2. Прочитайте текст и перечислите основные факты и события, изложенные в нем.

3. Прочитайте текст, распределите ключевые предложения, не нарушая логики изложения текста.

Следующий этап, рассматривается нами как основной в обучении текстовой деятельности. На этом этапе, важно сделать установку, заключающуюся в извлечении информации. Основной этап обучения текстовой

деятельности связан со смысловой переработкой прочитанного материала и создает у обучающего установку на использование определенного вида чтения. Приведем примеры работы с научно-популярными, научными текстами.

1. Внимательно прочитайте текст, расположите основные описываемые события по степени значимости.

2. Прочитайте предложенные фрагменты двух текстов, сопоставьте изложенные в них факты, аргументы и события, обобщите информацию, согласно основной теме, представленной в текстах.

3. Просмотрите предложенный текст и определите основную идею.

Послетекстовый этап работы с текстом имеет целью осуществить

контроль понимания прочитанного текста. На этом этапе преподаватель предлагает обучающимся выполнить задания, которые были даны на предтекстовом этапе. Данный этап обеспечивает углубленное постижение смысла, при этом обучающиеся дают оценку содержанию текста. Послетекстовый этап работы с текстом позволяет также формировать умения говорения и письма.

1. Еще раз просмотрите текст и скажите, является информация текста для вас новой, либо вы ранее изучали данный материал на уроках в школе?

2. Выделите части текста, которые представляют для вас интерес в связи с подготовкой доклада по изучаемой проблеме. Обоснуйте свой ответ.

3. Составьте аннотацию к тексту, подчерните его информативную ценность.

В заключении отметим, что обучение чтению обучающихся старших профильных классов в средней общей образовательной школе имеет свои особенности. Прежде всего, необходимо определить средства обучения, в данном случае предлагаются неаутентичные / аутентичные научно-популярные, научные тексты, которые позволяют обогатить старшеклассников необходимым лексическим материалом, в частности терминами и понятиями из разных предметных областей. Кроме этого, текстовая деятельность

обеспечивает знаниями, умениями и навыками в области языка, позволяет расширять и углублять знания, умения и навыки фонетико-фонологического и лексико-грамматического уровней.

Список литературы:

1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 5 - е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. - 144 с. (Лингвистическое наследие XX века).

2. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.

3. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. Тамбов, 2002. 20 с.

4. Медведев, А.В., Гончарова Н.А. Теоретические аспекты формирования лингвистической компетенции студентов СПО (на материале профессионально-направленной лексики иностранного языка) // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). Тамбов. 2020. С. 58-62.

5. Протасова Н.В. Развитие познавательного интереса обучающихся старших классов негуманитарного профиля в обучении основным видам чтения на занятиях элективных курсов по английскому языку в средней общеобразовательной школе // Сборник научных трудов. Мичуринск, 2021.

6. Швецова В.М., Кретинина Г.В., Гончарова Н.А. Значимость внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла с обучающимися начальной школы // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: материалы Всероссийской с международным

участием научно-практической конференции (22-23 ноября 2019 г.) [Электронное издание]. Борисоглебск (ВГУ), 2019. С.75-80.

7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. - 4 - е изд. - М.: Филоматис: Издательство «Омега - Л», 2010. С. 144.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

UDC 372.881.111.1

The peculiarities of teaching-learning of textual activity of senior pupils of non-humanitarian profile at the English lessons

Nina V. Protasova

Candidate of Philological Sciences Associate Professor [email protected] Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Abstract. The present article is devoted to teaching-learning textual activity of non- humanitarian profile pupils. Teaching-learning of reading hasgotit's own peculiarities, which is necessary to have for the teacher of foreign language. It'simportanttochoosetextspaying attention to pupils interests, it helps to spread the knowledge of terminology, to inlarge pupils by new terms and notions, to better knowledge and skills of lexico-grammatical level.

Key words: textual activity, new terms and notions, non authentic / authentic science-popular and science texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.