УДК 372.881.111.1
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Екатерина Алексеевна Тугарева1
студент еШ^агуоуа@та11. ги Валентина Викторовна Тугарева2
кандидат филологических наук, доцент
Ш^агуоуа@таЛ .ги
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Тамбов, Россия
2Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье раскрывается значение игрового метода обучения в практике преподавания иностранного языка на этапе начальной школы. Перечисляются преимущества данного метода с точки зрения организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности и психологического настроя учащихся.
Ключевые слова: игровой метод обучения, иностранный язык, учебная деятельность, дидактические игры, игровые ситуации.
В начальной школе основным видом деятельности детей является учебная, но при этом игра имеет очень важное значение в силу того, что растущий детский организм испытывает насущную потребность в играх, которые для них не только интересное занятие, но ещё и способ моделирования мира взрослых с его закономерностями и взаимоотношениями, на основе которого дети вырабатывают свою собственную модель поведения с ровесниками [4]. В данной возрастной группе детям крайне интересно всё, что находит своё воплощение в движении. В процессе игры ребёнок развивается как физически, так и повышаются его находчивость и сообразительность. Зачастую дети сами придумывают игры, в которых привычные бытовые вещи перевоплощаются в увлекательное занятие, способное развивать восприятие, память, внимание, творческий потенциал, организационные навыки, умение взвешивать сложившиеся обстоятельства. В играх дети повторяют то, что они наблюдают и что доступно их пониманию, они знакомятся с правилами поведения окружающих их людей [1;2]. Именно поэтому многие учёные сходятся во мнении, что игра - это вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения общественного опыта, а также одна из сложных способностей человека [3;5;6;7].
Возможность использования игровой деятельности позволяет достичь естественной мотивации деятельности на уроках иностранного языка и, соответственно, активизации познавательного процесса и интереса к изучаемому предмету [8;9;10; 11]. Игровой метод обучения настолько эффективен в плане организации учебной деятельности, что рекомендуется ведущими методистами практически на любой стадии изучения языка, но особенно он продуктивен в начальной школе.
Традиционно различаю следующие виды игр, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся:
Предметные игры (манипуляции с игрушками и всевозможными предметами, помогающими познавать геометрические фигуры, формы, цвета,
размеры и т.д.). Данные игры способствуют ещё и развитию сенсорики детей, то есть представления о разнообразных сенсорных качествах.
Творческие игры или сюжетно-ролевые, требующие постоянной работы мысли (как поступить, что сказать, что сделать, чтобы победить и т.п.). В творческих играх все участники равны, одержать победу может даже ученик, имеющий более слабую языковую подготовку, но при этом проявивший сообразительность и смекалку. Правила игры устанавливают сами дети в зависимости от сценария. Успех творческой игры зависит от фантазии учащихся и учителя. Деятельность учащихся сконцентрирована не столько на достижении результата, сколько на самом процессе, на развитии сюжета.
Дидактические игры или игры по готовым правилам имеют готовое содержание и предполагают определённый алгоритм действий. В отличие от творческих игр здесь главное достижение поставленной цели и соблюдение правил. Суть дидактических игр состоит в том, что ученики стараются решить умственные задачи, представленные им в увлекательной игровой форме. Дидактические игры обладают рядом общих свойств: дидактические игры имеют открытый характер (невозможно предугадать исход игры), они повторяемы (можно в любой момент прервать игру и начать снова), они придерживаются определённых правил, которые по желанию участников могут быть изменены, игры данного типа должны приносить радость и удовлетворение от учебного процесса.
Технические или конструкторские игры предназначены имитировать профессиональную деятельность взрослых. В подобных играх дети познают процесс созидания, учатся планировать свою работу, выбирать соответствующий материал, проявлять находчивость при решении творческих задач, прибегать к нестандартным решениям, а также критически оценивать результаты своей и чужой работы. Трудовая активность стимулирует активность познавательную.
Игры тренинги воздействуют на психическую сферу. Главными функциями психотехнических игр в обучении иностранным языкам являются
создание у учащихся внутренней наглядности, необходимой для реализации конкретной ситуации в рамках учебного занятия. Синхронизация мыслительной и физической активности с речью на иностранном языке наряду с интенсивной тренировкой лексического и грамматического материала также имеет важное значение.
Таким образом, игры на уроках иностранного языка выступают неотъемлемой частью методической организации урока. Они способны приближать речевую деятельность к естественным условиям, способствуют развитию навыков общения, помогают эффективно и непринуждённо отрабатывать учебный материал. При этом не следует забывать, что игра не должна быть противопоставлена основной части занятия, а наоборот должна органично вплетаться в основное его содержание. Чтобы поддерживать интерес учащихся, игры не должны быть однотипными, хотя допускается использование одной игры несколько раз, но при этом желательно менять роли играющих, содержание лексического или грамматического материала, процесс игры и т.п. Практика использования игровых ситуаций в процессе обучения младших школьников иностранному языку показала, что их применение повышает интерес к языку, создаёт положительное отношение к его изучению, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах дальнейшего обучения.
Список литературы:
1. Алигаджиева А. Р. Современные методы преподавания иностранных языков в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S15. С. 6-10.
2. Гончарова Н., Кретинина Г., Чуксина О. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России, 2007. № 8. С. 135-136
3. Гончарова Н.А. Обучение иноязычной спонтанной речи в русле общенаучных концепций исследования // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов IV Международной
научно-методической конференции 26-27 октября 2017 года / Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2017. 369 с. С. 116-118.
4. Гончарова, Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: XIII Пасхальные чтения: материалы двенадцатой научно-методической конференции. М.: Московский педагогический государственный университет, Институт филологии и иностранных языков, 2015. С. 135-140.
5. Гончарова, Н.А. Формирование профессионального сознания студентов неязыковых вузов в процессе овладения иностранным языком / Н.А. Гончарова // В сб.: Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона: материалы Всероссийской научной конференции. - Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2016. С. 210.
6. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении. М.: Просвещение, 2008. - 193 с.
7. Симанженкова И.А. Использование игр на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности младших школьников // Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы: сборник статей по результатам III научной конференции молодых ученых 17.05.2018 г. (ДИЯ НИУ ВШЭ) / Отв. редактор Е.Г. Кошкина. Выпуск 2. М. Из-во ООО «Буки Веди», 2018. С. 115-122.
8. Тугарева В. В., Абдуллаева Л.А. Игровые методы в преподавании иностранного языка // Мичуринск: издательство Мичуринского ГАУ, 2020.
9. Тугарева В. В., Абдуллаева Л.А. Нетрадиционные формы урока как средство развития творческой активности обучающихся // Мичуринск: издательство Мичуринского ГАУ, 2020.
10. Швецова В.М, Гончарова Н. А. Сопоставительное исследование концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов. 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 277-282.
11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процесс. М.: 2002. - 204 с.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.
UDC 372.881.111.1
GAMING ACTIVITIES AS A MEANS OF MOTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN FOREIGN LANGUAGE
LESSON
Ekaterina A. Tugaryova1
Student etugaryova@mail .ru ValentinaV.Tugaryova2
Candidate of Philology, Associate Professor
tugaryova@mail .ru 1Tambov State University named after G.R. Derzhavin,
Tambov, Russia 2Michurinsk State Agrarian University,
Michurinsk, Russia
Annotation. The article reveals the importance of the game method of teaching in the practice of teaching a foreign language at the primary school stage. The advantages of this method from the point of view of the organization of the educational process, activation of cognitive activity and psychological mood of students are listed.
Keywords: game method of teaching, foreign language, educational activities, didactic games, game situation