Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК-ОБОБЩЕНИЕ / ГРУППОВАЯ ФОРМА / ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна, Толмачев Антон Денисович

В статье актуализируется вопрос организация современного урока по химии согласно ФГОС. Приводится пример урок по теме: «Классы неорганических веществ» с применением групповой формы и элементов игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелехина Виктория Викторовна, Петрищева Любовь Петровна, Толмачев Антон Денисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A MODERN LESSON IN CHEMISTRY IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The article actualizes the issue of organizing a modern lesson in chemistry according to the Federal State Educational Standard. An example lesson is given on the topic: "Classes of inorganic substances" using a group form and elements of the game.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.854

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Виктория Викторовна Мелехина

студент

vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева

кандидат химических наук, доцент dekbiol .michgpi@yandex.ru Антон Денисович Толмачев

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье актуализируется вопрос организация современного урока по химии согласно ФГОС. Приводится пример урок по теме: «Классы неорганических веществ» с применением групповой формы и элементов игры.

Ключевые слова: современный урок-обобщение, групповая форма, элементы игровых технологий, классы неорганических соединений.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Согласно ФГОС второго поколения мы перешли на новый уровень осознанного обучения, где активный участник - ученик: он сам формирует цель, задачи, ищет оптимальный путь решения, решает, делает выводы и анализирует свой результат. В этих условиях учитель является лишь координатором деятельности [1, 5].

Одной из основных форм организации учебных занятий является урок. Современный урок направлен на развитие функциональной грамотности, познавательного интереса, самостоятельности, креативности, критического мышления и коммуникативности [4, 6].

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга [2].

Успех в образовании во многом зависит от отношения учителя к своей профессиональной деятельности. Основная задача учителя это организовать работу таким образом, чтобы вовлечь каждого в образовательный процесс, используя разнообразные педагогические технологии и формы [3].

Нами был спроектирован урок-закрепление по разделу: «Классы неорганических соединений» согласно требованиям ФГОС для использования в качестве современной модели для будущих учителей химии.

Тема выбрана не случайно, так как является теоретической базой для понимания химических свойств отдельных элементов и их соединений и служит основой для дальнейшего их изучения в разрезе отдельных групп химических элементов, происходит углубление и развитие понятий об

основных классах неорганических веществ (оксиды, соли, кислоты, основания), вводятся новые понятия.

Урок проводится в групповой форме с элементами игровых технологий. Учитель заранее готовит кейсы с заданиями, реактивы и маршрутные листы.

Основным преимуществом групповой формы является совместный выбор решения, свобода в высказывании своего мнения, развитие личных качеств. Элементы игры добавляют нетрадиционный формат обучения, повышают интерес и заставляют держать «руку на пульсе».

I этап

Мотивация и актуализация знаний (5 мин.)

Обучающимся предлагается погрузиться в мир сложных неорганических соединений, вспомнить классы неорганических веществ с помощью загадок.

1. Загадка

Их получают путем горения,

Или сложных веществ разложением.

В них два элемента, один - кислород.

Я отнесу к ним и известь и лед

2. Загадка

Если в формуле заметишь - впереди металл стоит И своей ОН-подвеской, как большим хвостом, вертит.

Ты, не думая, ответишь: «Знаю, это - гидроксид!» Но гидроксид - начало названия, а класс вещества -...

3. Загадка Они имеют кислый вкус, Меняет цвет свой лакмус,

А если активный металл попадет Получим мы соль и еще водород.

4. Загадка Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты.

Я без труда и боли.

Объединю их в класс ...

II этап

Постановка цели и задач урока (5 мин.)

Необходимо назвать основные классы неорганических веществ, вспомнить план характеристики веществ. После этого учащиеся формулируют цель и задачи урока.

Цель урока - систематизировать знания в теме: «Классы неорганических веществ».

Для реализации этой цели необходимо решить следующие образовательные задачи:

1. Вспомнить: классификацию, номенклатуру, физические свойства и применение.

2. Отработать навык написания: химических формул и уравнений реакций.

3. Получить навык простейшего химического эксперимента: провести реакцию.

III этап

Реализация задач (первичное усвоение)

Класс делится на 4 группы, которым по жеребьевке присваивается одно из названий: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли». У каждой команды на столах заранее лежат коробки с реактивами и конверты с заданиями. Необходимо выполнить их для того, чтобы прийти к желаемому результату. При решении кейса нужно выбрать оптимальный путь. На этот этап отводится 15 мин.

Ответы даются сначала в маршрутных листах, затем на доске в соответствии с названием команды.

1 задание. Заполните пропуски в тексте:

1команда. «Оксиды - это _ вещества, состоящие из _

элементов, одним из которых является_».

2 команда. «Кислоты - _ вещества, состоящие из кислотных

_и_, который может замещаться на атомы_».

3 команда. «Основания - это _ вещества, в состав которых

входят атомы _ , соединенных с одной или несколькими группами

_».

4 команда. «Соли - это _ вещества, в состав которых входят

атомы_и_остатки».

2 задание. Распределите по классам вещества, имеющих следующие формулы: CaO, H2SO4, CuSÜ4, Ba(OH)2, CO2, HCl, KOH, NaiCOs. Заполните таблицу:

Оксиды Кислоты Основания Соли

Назовите агрегатное состояние веществ.

3 задание. Составьте по два уравнения, характеризующие химические свойства веществ, указанных в таблице и относящиеся к классу, который соответствует названию команды. Назовите все вещества, участвующие в процессе.

4 задание. Игра в «крестики- нолики». Соедините прямой линией три клетки, состоящие из формул, относящихся:

а) к кислотным оксидам (для 1 команды), б) к кислородосодержащим кислотам (для 2 команды), в) к щелочам (для 3 команды), г) к средним солям (для 4 команды).

А) Б)

HNO3 Са(НСОз)2 NH4NO3

H2CO3 H2S HCl

H3PO4 K3PO4 SO3

В) Г)

K2O P2O5 Li2O

BaO Na2CO3 ZnO

CO2, N2O K2O

H3PO4 SO3 Na2O

Al2O3 MgO CrO3

NaOH

KOH

Ca(OH)2

NaCl K3PO4 NH4NO3

H2CO3 Са(НСО3)2 KOH

H2SiO3 NO NaHSO4

5 задание. Сравните по составу, отметив черты сходства и различия:

а) CO2, SO3, CrÜ3 (для 1 команды), б) HNO3, H2CO3, H3PO4 (для 2 команды), в) NaOH, KOH, Ca(OH)2 (для 3 команды), г) NH4NO3, NaCl, K3PO4 (для 4 команды).

6 задание. С какими из перечисленных веществ: H2SO4, CuCb, Ba(OH)2, CO2, Cu будет взаимодействовать

а) Na2O (для 1 команды), б) HCl (для 2 команды), в) NaOH (для 3 команды), г) AgNO3 (для 4 команды). Напишите уравнения реакций. Укажите, к какому классу веществ относятся продукты реакций. Дайте названия.

7 задание (творческое). Используя раздаточный материал, подготовьте краткосрочный проект «Вещества вокруг нас».

8 задание (экспериментальная задача). С помощью одного реактива определите, в каких пронумерованных пробирках находятся вода, раствор кислоты и раствор щелочи.

IV Проверка и обобщение (10 мин.) После выполнения задания команды обмениваются для проверки маршрутными листами, дают аргументированную оценку ответу. Учащиеся высказывают свое мнение о выполнении цели и задач урока в ходе групповой работы.

VI Домашнее задание (3 мин.) Из тренировочной книги по химии необходимо выбрать любые 3 упражнения в разделе закрепления и выполнить их в тетради.

V Рефлексия (7 мин.) Рефлексия осуществляется с помощью вопросов: -что удалось достичь, - какие трудности преодолеть,

-какие вопросы остались,

- на какие вопросы нашли ответы в ходе урока,

- что показалось интересным и полезным.

Апробация урока - закрепления в 8 классе в МБОУ СОШ №17 «Юнармеец» в групповой форме с игровыми элементами показала, что были созданы условия для развития личности школьника через формирования универсальных учебных действий, что позволило повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению, самостоятельность и эрудицию.

Список литературы:

1. Митрофанова М.А., Зацепина Д.В., Золотова О.М. Исследовательская деятельность школьников в процессе изучения химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 244.

2. Петрищева Л.П., Попова Е.Е., Эктова Е.Ю. Развитие критического мышления в предметном курсе «Химия» // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. С. 156-161.

3. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Золотова О.М. Современные технологии организации внеаудиторной работы по химии // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 45.

4. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Организация проектного обучения во внеурочной деятельности //Наука и Образование. 2021. Т. 4.№ 1.

5. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Попов А.В. Эффективность использования нетрадиционных форм и методов контроля результатов обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Попова Е.Е., Шиковец Т.А., Жилина Ю.М. Применение практико-ориентированных задач при изучении химии // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 225-228.

UDC 372.854

ORGANIZATION OF A MODERN LESSON IN CHEMISTRY IN A

COMPREHENSIVE SCHOOL

Victoria V. Melekhina

student

vika.melexina. 001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor

dekbiol .michgpi@yandex.ru Anton D. Tolmachev

student

Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article actualizes the issue of organizing a modern lesson in chemistry according to the Federal State Educational Standard. An example lesson is given on the topic: "Classes of inorganic substances" using a group form and elements of the game.

Key words: modern lesson-generalization, group form, elements of gaming technologies, classes of inorganic compounds.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.