Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); воспитатель Купаева Ольга Евгеньевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Теремок» (г. Кулябаки)
ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена актуализации проблемы методического сопровождения педагогов по повышению их готовности к решению задач патриотического воспитания дошкольников. В исследовании, предпринятом автором, методическая готовность рассматривается как структура, включающая мотивационно-ценностный, теоретико-содержательный, технологический компоненты. Предлагается авторская анкета по изучению уровня их сформированности, показатели оценки, приводятся результаты анкетирования педагогов. Особое внимание уделено описанию методического сопровождения как процесса самообразования педагогов и планируемой методической работы.
Ключевые слова: педагог дошкольного образования, методическая готовность, методическое сопровождение, самообразование педагога, методическая работа, патриотическое воспитание дошкольников.
Annotation. The article is devoted to the actualization of the problem of methodological support for teachers to increase their readiness to solve the problems of patriotic education of preschoolers. In the study undertaken by the author, methodological readiness is considered as a structure that includes motivational-value, theoretical-content, technological components. An author's questionnaire is proposed to study the level of their formation, evaluation criteria, and the results of a survey of teachers are given. Particular attention is paid to the description of methodological support as a process.
Key words: teacher of preschool education, methodological readiness, methodological support, self-education of the teacher, methodical work, patriotic education of preschoolers.
Введение. В современных условиях общественного развития патриотическое воспитание человека рассматривается как важное направление социокультурного становления, формирования основ патриотически образованной и воспитанной личности [9, 10, 161. Патриотизм, наряду с нравственностью, справедливостью, взаимоуважением, достоинством, правами и свободами человека, его ответственностью за судьбу Отечества, относится к традиционным нравственным ценностям [4, 151. Эти положения актуализируют значимость профессиональной деятельности педагогов как важного условия профессионального продвижения и инновационного развития [2, 61.
Особую роль имеет готовность педагогов к эффективной реализации задач патриотического воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного детства [1, 8, 13]. В структуру такой готовности мы включаем мотивационно-ценностный, теоретико-содержательный, технологический компоненты.
Цель данной статьи: проектирование методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации к патриотическому воспитанию детей на основе выявленных проблем.
Изложение основного материала статьи. Изучение уровня методической готовности педагогов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников проводилось в МБДОУ «Детский сад № 32 «Теремок» г. Кулябаки Нижегородской области. В исследовании участвовало 18 педагогов. Для этого была разработана анкета, включающая 11 вопросов, которые сгруппированы по выделенным компонентам (таблица 1).
Таблица 1
Анкета по выявлению готовности педагогов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников
Мотивационно-ценностная готовность
1. Оцените актуальность проблемы патриотического воспитания в современных условиях? а) высокая степень актуальности б) актуальность проблемы несколько преувеличена в) проблема не актуальна
2. Правомерно ли выделять патриотическое воспитание дошкольников в качестве одного из приоритетных направлений профессиональной деятельности? а) да, это правильно б) нет, в этом нет необходимости в) затрудняюсь ответить
3. Оцените сформированность Вашей ответственности к решению задач патриотического воспитания дошкольников? а) сформирована в полной степени б) сформирована в достаточной степени д) не сформирована или сформирована частично
4. Готовы ли Вы к изменениям при осуществлении патриотического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями? а) готов в полной степени б) готов в достаточной степени в) не готов или готов частично
Теоретико-содержательная готовность
5. Как Вы понимаете, что такое «патриотическое воспитание» и можно ли воспитать у дошкольников качества патриотизма? а) системное и полное понимание б) достаточное понимание в) частичное понимание
6. В какой степени Вы владеете знаниями о программных целях, задачах и планировании содержании патриотического воспитания дошкольников в разных видах деятельности? а) владею в полной степени б) владею в достаточной степени в) владею частично
7. Владеете ли Вы необходимыми знаниями об особенностях своего региона как средстве патриотического воспитания дошкольников? а) владею в полной степени б) владею в достаточной степени в) владею частично
8. Используете ли Вы краеведческий материал в патриотическом а) использую системно
воспитании детей своей группы? б) использую фрагментарно в) использую эпизодически
Технологическая готовность
9. В какой степени Вы владеете современными технологиями, формами и методами патриотического воспитания дошкольников? Приведите примеры их применения. а) владею в полной степени б) владею в достаточной степени в) владею частично
10. Используете ли Вы возможности предметно-игровой и развивающей среды группы, детского сада, семьи, ближайшего окружения для решения задач патриотического воспитания дошкольников с учетом дидактических принципов ее проектирования и организации? а) использую в полной степени б) использую в достаточной степени в) использую частично
11. В какой степени Вы владеете современными технологиями, формами и методами работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. Приведите примеры. а) владею в полной степени б) владею в достаточной степени в) владею частично
Выделены три уровня ее сформированности: высокий уровень (4-5 баллов) соответствует ответам а); средний уровень (2-3 балла) соответствует ответам б); низкий уровень (0-1 балл) соответствует ответам в).
Максимальное количество баллов, соответствующих высокому уровню, составляет 44-55, среднему уровню 23-43, низкому уровню 0-22. Обобщенные результаты каждого педагога суммируются, затем определяется общее количество педагогов на каждом уровне по компонентам готовности.
Результаты анкетирования свидетельствуют как о положительных достижениях в области патриотического воспитания дошкольников, так и о негативных тенденциях в его организации (рис. 1).
Рисунок 1. Анализ ответов педагогов ДОО, %
Поскольку нами оценивалась готовность педагогов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников по трем компонентам, представим обобщенные результаты по уровню сформированности каждого (рис. 2).
Рисунок 2. Сформированность готовности педагогов ДОО к патриотическому воспитанию, %
Как видно из данных рис. 2 высокий уровень отмечается, прежде всего, по мотивационно-ценностному компоненту готовности (56%). Средний уровень характерен для большинства педагогов (65,5%) по теоретико-содержательному компоненту. Технологическая готовность педагогов оценивается примерно одинаково (43,3% высокий уровень и 44% средний уровень).
Повышение готовности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников обеспечивается в результате методического сопровождения процесса самообразования и при организации различных методических мероприятий. В этом смысле методическое сопровождение предполагает целенаправленное и системное применение форм работы, обеспечивающих индивидуальную и коллективную, а также теоретико-практическую подготовку педагогов. Исследования, раскрывающие особенности методического сопровождения педагогов в ДОО, свидетельствуют, что его содержание ориентировано, в основном, на «знаниевый» компонент [5, 11, 13]. Формат методических мероприятий предполагает изучение, повторение тех или иных методик дошкольного образования. Несмотря на то, что в практике ДОО применяются
некоторые активные формы методического сопровождения педагогов, процесс их проведения не всегда отвечает требованиям активности и проблемности. Поэтому у педагогов в большей степени формируется познавательный компонент методической готовности, а развитие мотивационно-ценностных, технологических основ профессиональной деятельности осуществляется достаточно формально. В то же время, необходимость повышения качества патриотического воспитания дошкольников требует актуализации и формирования у педагогов именно данных компонентов.
Исходя из результатов проведенного анкетирования, предлагается проектирование методического сопровождения педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников в соответствии с принципами субъект-ориентированного, рефлексивно-деятельностного, практико-ориентированного подходов: индивидуализации и персонификации, последовательности и системности, научности, историзма, гуманистической направленности, поддержки инициативы, др. Учет данных принципов позволяет в процессе методического сопровождения:
- выработать у педагогов индивидуальную профессиональную позицию и ответственность к реализации всех направлений патриотического воспитания дошкольников;
- сформировать понимание актуальности собственного опыта и опыта других педагогов ДОО по патриотическому воспитанию как социально-значимого направления профессиональной деятельности, а также возможности его использования в своей практике;
- повысить мотивационную готовность и обеспечить активное вовлечение и включение педагогов в процесс самообразования и совместного познания с учетом профессиональных достижений и имеющихся трудностей по направлениям патриотического воспитания дошкольников;
- развивать систему профессиональных способностей, применительно к области патриотического воспитания дошкольников: проводить оценочные процедуры и самодиагностику, осуществлять правильный выбор содержания, необходимых ресурсов и способов патриотического воспитания с учетом возраста дошкольников, системно планировать решение поставленных задач во взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров), др.
Повышение методической готовности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников целесообразно осуществлять в двух направлениях.
Первое направление - это методическое сопровождение процесса самообразования педагогов как саморегулируемой деятельности, которая способствует формированию культурных способов умственной деятельности [7]. При самостоятельном изучении особенностей патриотического воспитания дошкольников у педагогов развиваются аналитические, проектировочные способности, процессуальные умения [3]. Для этого с каждым педагогом разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут/план самообразования в соответствии с выявленными проблемами и указанием конкретных сроков выполнения. Деятельность педагогов по самообразованию может включать такие темы, как «Самооценка условий предметно-игровой развивающей среды группы по патриотическому воспитанию детей», «Патриотическое воспитание средствами художественно-эстетической деятельности», «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию», др. Для повышения результативности самообразовательной деятельности педагогов необходимо создавать условия для поиска и анализа научно-методических источников, предлагать формы аналитического или творческого отчета, планирования воспитательно-образовательной работы с детьми во взаимодействии с родителями, варианты обогащения предметно-игровой развивающей среды группы с учетом принципов ее организации, др.
В рамках второго направления планируется содержание методической работы и формы проведения методических мероприятий (таблица 2).
Этот процесс можно организовывать в течение всего учебного года или как погружение в проблему патриотического воспитания дошкольников, что обеспечивает целенаправленный и комплексный характер освоения изучаемых вопросов в условиях ограниченного периода времени в соответствии с решаемыми задачами.
Таблица 2
Вариант планирования методической работы с педагогами ДОО по патриотическому воспитанию
дошкольников
Содержание работы Формы Образовательно-профессиональный результат
Предметно-игровая развивающая среда группы по патриотическому воспитанию Смотр-конкурс Выставка пособий, художественного, литературного, игрового материала. Музейный уголок группы «Мы -патриоты!».
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников Смотр-конкурс родительских уголков Оформление родительского уголка/памятки/буклеты, содержание активных форм работы с родителями, совместный проект «Семейные ценности».
Региональный компонент в патриотическом воспитании дошкольников Педагогический ринг: «Моя малая Родина» Образовательное событие «Нижегородская ярмарка», передвижная выставка «Нижегородские промыслы», «Исторические рассказы».
Проектные технологии в патриотическом воспитании дошкольников Методический семинар Групповые мини-проекты (по выбору): «Культурно-историческая среда группы», «Нижний Новгород - город трудовой доблести и славы!», «Природа родного края!», Защитники Отечества», др.
Проблемно-игровые технологии в патриотическом воспитании дошкольников Семинар-практикум Комплекты игр, игровых и проблемных ситуаций.
ИКТ-технологии в патриотическом воспитании дошкольников Практикум с использованием ИКТ Видеотека по патриотическому воспитанию дошкольников, хронико-документальные фотоматериалы, презентации «Нижегородский край».
Воспитание ребенка-патриота: содержание и технологии Индивидуальные консультации Мастер-классы Конспекты открытых просмотров.
Семейные ценности как потенциал патриотического воспитания ребенка Педагогический совет с участием родителей Аналитический отчет, Календарь семейных праздников, фото-отчеты совместных экскурсий, целевых прогулок.
В настоящее время осуществляется апробация предлагаемого методического сопровождения и разработка содержательных основ рекомендуемых методических форм. В качестве примера приведем план проведения педагогического ринга «Патриотизм начинается с малого».
Цель: обобщение и систематизация представлений педагогов о включении регионального компонента в процесс патриотического воспитания дошкольников.
План проведения:
1. Блиц-опрос по проблеме патриотического воспитания дошкольников и использованию в данном процессе краеведческого материала: Продолжите: «Быть патриотом - это....», Назовите пословицы (поговорки, высказывания известных педагогов), отражающие те или иные аспекты воспитания патриотизма, С какими достопримечательности Нижегородского края Вы знакомите детей своей группы и почему? Какими словами можно описать наш Нижегородский край? др.
2. Обсуждение «Формы и методы ознакомления дошкольников с малой Родиной».
Деление педагогов на подгруппы с учетом возрастной группы, в которых они работают. Выполнение задания: разработка проблемной ситуации по ознакомлению с малой Родиной в старшем дошкольном возрасте, игровой ситуации по патриотическому воспитанию для младшего и среднего дошкольного возраста.
Презентация работы мини-групп.
3. Подведение итогов: создание краеведческой копилки (истории, рассказы, игры, карта времени, др.), оформление презентаций и выставки «Мой край Нижегородский». Формулировка перспективы работы.
Выводы. Таким образом, совершенствование готовности педагогов ДОО к качественному решению задач патриотического воспитания дошкольников предполагает проектирование необходимого методического сопровождения в общей системе непрерывного профессионально-личностного развития и саморазвития. Именно реальный уровень сформированности мотивационно-ценностного, теоретико-содержательного и технологического компонентов готовности педагогов в области патриотического воспитания дошкольников является основанием для выбора содержания, форм и способов методического сопровождения, придавая ему системный, развивающий и комплексный характер. По завершению проведенной работы логично провести повторное анкетирование с целью определения эффективности методического сопровождения педагогов. При выявлении проблемных зон следует скорректировать его содержание и спланировать дополнительные методические мероприятия на следующий период по вопросам, которые вызывают трудности.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Особенности формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 4(40). - С. 130-144
2. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1(14). - С. 63-66
3. Бичева, И.Б. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора / И.Б. Бичева, А.В. Хижная, М.О. Сундеева // Государственный советник. - 2018. - № 1(21). - С. 32-35
4. Бутырская, Е.В. Теоретические подходы к формированию патриотизма / Е.В. Бутырская // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 4. - С. 34-37
5. Волобуева, Т.Б. Методические службы в инновационном развитии: научно-методическое сопровождение / Т.Б. Волобуева // Педагогика и психология: теория и практика. - 2019. - № 3(15). - С. 59-71
6. Ерошенкова, Е.И. Инновационная деятельность дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании дошкольников / Е.И. Ерошенкова, Е.И. Маширова, Л.И. Сечина // Вестник Белгородского института развития образования. - 2019. - Т. 6. - № 1(11). - С. 80-90
7. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2015. -С. 51-54
8. Коротаева, Е.В. Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, А.С. Андрюнина. - Издание второе. - Москва: ООО «Директ-Медиа», 2022. - 120 с.
9. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. -Т. 10. - № 1(38).
10. Николина, В.В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества / В.В. Николина // Нижегородское образование. - 2021. - № 2. - С. 13-21
11. Новик, Н.Н. Методическое сопровождение педагогов в дошкольной образовательной организации / Н.Н. Новик. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - 132 с.
12. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 112 с. (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»)
13. Родионова, Ю.Н. Методическое сопровождение педагогов по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Ю.Н. Родионова, Н.Н. Елемешина // Hominum. - 2022. - № 1. - С. 80-95
14. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма / И.Б. Бичева, А.В. Хижная, М.В. Фоменко, М.В. Угрюмова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473 (дата обращения: 20.03.2023)
15. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 15.03.2023)
16. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 3.