по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. -С. 55-57.
8. Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А.Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 197-201.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гамова Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» (г. Надым);
магистрант Салтыкова Екатерина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),
старший воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Данная статья актуализирует современные подходы к проектированию и осуществлению методической работы дошкольной организации как ведущего механизма подготовки компетентного и квалифицированного специалиста в области дошкольного образования в условиях происходящей сегодня модернизации образовательной системы. Авторы убеждены, что главным условием эффективности методической работы является персонифицированный подход к проектированию ее содержания и способов осуществления, оказание конкретной методической помощи и психологической поддержки каждому педагогу и коллективу в целом, разработка индивидуального маршрута повышения профессионального мастерства и самообразования сотрудников.
Ключевые слова: методическая работа, дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность педагога, образовательный процесс, педагогические технологии, педагогический коллектив, педагогическое мастерство.
Annоtation. This article actualizes modern approaches to the design and implementation of methodological work of a preschool organization as a leading mechanism for training a competent and qualified specialist in the field of preschool education in the context of the ongoing modernization of the educational system. The authors are convinced that the condition for the effectiveness of methodological work is a personified approach to the design of its content and methods of implementation, the provision of specific methodological assistance and psychological support to each teacher and the team as a whole, the development of an individual route for improving professional skills and self-education of employees.
Keywords: senior preschool age, educational process, hard work, pedagogical technologies, labor activity, readiness for work.
Введение. В условиях современных социальных вызовов актуализируется задача подготовки грамотного, творческого педагога, готового создавать и внедрять оригинальные творческие продукты, генерировать инновационные идеи в соответствии с происходящими в обществе изменениями, трансформацией запросов родителей и меняющейся аудиторией дошкольников, уверенно ориентирующихся в не только в реальном, но и виртуальном мире [21. Успешному достижению данной задачи способствует непрерывный поиск новых эффективных форм деятельности, обеспечение материальной базы и подготовки профессионалов, мотивированных к эффективной реализации образовательного процесса, грамотных в правовой, финансовой и информационной сфере [3].
Проблема подготовки грамотных квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования, регулируется рядом нормативно-правовых актов, первостепенное значение среди которых имеют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровня бакалавриата и магистратуры [8], Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [7], Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [9]. Однако, с окончанием вуза и получением высшего образования не заканчивается процесс совершенствования профессиональной компетентности педагога, он продолжается в условиях методической поддержки молодого специалиста на рабочем месте, реализации наставничества и самообразования [4; 14].
Изложение основного материала статьи. Одной из главных особенностей методической работы должен стать, по нашему мнению, индивидуализированный подход к проектированию ее содержания и
технологий реализации с учетом профессиональных интересов, уровня развития педагогических и творческих способностей, стажа педагогической работы, характера мотивации конкретного специалиста, создание благоприятных условий для вовлечения каждого педагога в поисково-творческую деятельность, развития стремления к профессиональному и личностному росту [15].
Методическая работа, как ведущий инструмент управления и организации образовательным процессом, рассматривается сегодня как основанная на научном подходе и аналитико-рефлексивном содержании целенаправленная система мероприятий педагогического коллектива по совершенствованию профессиональной компетентности и педагогического мастерства и, соответственно, оптимизации образовательного процесса и повышению качества образования согласно современным социокультурным традициям. Успешное функционирование методической службы в системе дошкольного образования осуществляется путем поиска и освоения наиболее эффективных способов управления, ориентированных на качественное изменение деятельности организации. Среди наиболее характерных черт методической работы Т.С. Фещенко выделяет следующие:
- коллективное планирование методической работы;
- взаимосвязь теоретической и практической подготовки;
- активный и быстрый темп освоения материала;
- высокая самостоятельность;
- сочетание коллективной и индивидуальной форм организации работы;
- насыщенность образовательного процесса новыми технологиями;
- деятельностный подход [13].
Методическая работа дошкольной организации нацелена на сопровождение образовательного процесса, обеспечение образовательной среды для повышения профессионального потенциала каждого педагога и коллектива в целом в интересах личностного развития воспитанников, вовлечение педагога в инновационную, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность [6].
Анализ теоретических источников позволил выделить задачи методической работы дошкольной образовательной организации, к ним следует отнести:
- обеспечение благоприятных условий для профессионального педагогического роста и развития творческого потенциала воспитателей, содействие их самоопределению и самореализации;
- создание нормативно-правовой базы дошкольной образовательной организации, единого информационного потока управленческой и научно-методической документации;
- обеспечение оперативного ознакомления сотрудников с новыми нормативными и программными документами, педагогическими технологиями, способами мониторинга и оценки образовательного процесса;
- создание условий для проведения диагностических и аттестационных процедур, объективной оценки эффективности образовательного процесса и достижения результатов, стимулирования творческого потенциала, прогнозирования возможных затруднений в педагогической деятельности;
- осуществление контроля за реализацией образовательных программ в соответствии со стандартом;
- управление процессом непрерывного образования и самообразования педагогов, организацией педагогической деятельности, саморазвитием педагогов;
- создание условий для изучения, обобщения и обмена инновационным опытом;
- обеспечение путей взаимодействия педагогов со структурами муниципальной методической службы, семьями детей, другими образовательными и культурными организациями, социальными партнерами.
Одним их основных показателей эффективности методической работы организации, на наш взгляд, является сформированность у участников образовательного процесса творческого потенциала и мотивации к самосовершенствованию, что отражается как на уровне развития дошкольников, так и на качестве образовательного процесса в целом [10].
Согласно мнению С.Ю. Коноваловой, в рамках методической работы выделяются следующие направления [5, с. 14]:
- предметно-методическое направление реализуется в предоставлении информации о новинках педагогических технологий; методическом сопровождении молодых специалистов, поддержка в реализации инновационных технологий; оказание помощи в самообразовании и повышении профессионального мастерства; обобщение и диссеминация педагогического опыта;
- мониторинговое направление: диагностика результатов педагогической деятельности, проведение мониторинговых исследований, сбор аналитической информации, разработка критериев диагностики и мониторинга;
- маркетинговое направление выявляет потребности субъектов образовательного процесса в рамках деятельности органов самоуправления (педагогический совет, совет родителей, родительский комитет); диагностирует степень удовлетворённости образовательным процессом всех его участников; вводит дополнительные образовательные услуги; устанавливает связи со средствами массовой информации, информирует о деятельности организации;
- в рамках консалтингового направления происходит повышение уровня управленческих компетенций руководства и педагогического состава организации; групповое/индивидуальное консультирование педагогов по актуальным проблемам образования; совершенствование форм и направлений научно-методической работы организации; рост профессиональной компетентности педагогов; распространение информации о новых трендах и технологиях в области дошкольного образования; развитие банка актуального педагогического опыта;
- экспертное направление базируется на изучении и оценке качества новых и существующих проектов, процесса и результатов инновационной деятельности организации, аттестационных работ педагогического состава; экспертизе новых образовательных и воспитательных программ, оценке качества методических разработок и авторских дидактических пособий;
- библиотечно-методическое направление реализуется в двух основных видах деятельности: 1) предоставление информации о новинках программно-методического обеспечения и периодики и формирование фонда методической литературы, в рамках которого происходит комплектование и инвентаризация информационно-методических материалов, организация презентаций и выставок методической литературы; 2) издание сборников научных и методических работ, обобщение педагогического опыта отдельных педагогов и в целом коллектива организации.
Ю.Г. Ставцева, помимо перечисленных выше направлений, выделяет также мотивационно-целевое и организационно-исполнительское направления методической работы [121. В рамках мотивационно-целевого направления происходит совместное целеполагание, создание условий для творческой направленности деятельности педагогов. Совместное планирование предполагает утверждение различных педагогических проектов, индивидуальных планов, разработку сетки общих воспитательных мероприятий и занятий.
Организационно-исполнительское направление осуществляется в подборе наиболее эффективных методов и форм педагогической деятельности с опорой на последние достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки и практики [121. В ходе реализации данного направления применяются методы активного обучения, коллективные формы работы, проводятся интерактивные методические мероприятия (мастер-классы, дискуссии, квесты, деловые игры, др.), создается консультационный пункт для родителей и педагогов. Отметим, что направления методической работы можно дифференцировать по объекту, на который она направлена. Так, методическая работа может быть направлена, во-первых, на конкретного педагога с его индивидуальными профессиональными интересами и уровнем развития способностей; во-вторых, на педагогический коллектив в целом, и тогда речь идет о творческом потенциале, конкурентоспособности и имидже дошкольной организации; в-третьих, на систему непрерывного образования как один из способов повышения качества образования.
Центром методической работы в дошкольной организации является методический кабинет; как отмечает К.Ю. Белая, - специализированный аналог «творческой мастерской», где каждый педагог может получить помощь со стороны старшего воспитателя/методиста в осуществлении на практике поставленных целей и задач образовательной и воспитательной работы, самостоятельной интеллектуальной деятельности, работе с семьями [11. В методическом кабинете основные усилия старшего воспитателя направлены на организацию работы таким образом, чтобы педагогический коллектив мог без затруднений ознакомиться с накопленным в педагогической практике опытом и традициями. Методический кабинет как центр научно-педагогической деятельности организации, призван оказывать помощь в поиске и разработке методических материалов в целях повышения качества образовательных услуг; стимулировать педагогов к творческой деятельности, совершенствованию своего педагогического мастерства [111. Для этого необходимо обеспечить работу методического кабинета по удобному и гибкому графику, обеспечить наличие и удобство в использовании разных видов информации, материально-технических условий.
Анализ изученных источников позволил выделить ряд направлений в работе методического кабинета:
- создание оптимальных условий для достижения воспитанниками требуемых стандартом результатов обучения и воспитания;
- реализация требований образовательного стандарта с ориентацией на ценность личности дошкольника, сохранение его жизни и здоровья, воспитание гражданских, нравственных, экологических, патриотических чувств, ответственного отношения к труду и собственному здоровью;
- организация работы педагогического коллектива с учетом социального заказа и возрастных психофизиологических особенностей дошкольников;
- оперативное информирование педагогов о новых педагогических технологиях, методах воспитания и образования детей, формах сотрудничества с семьями воспитанников и т.д.;
- осуществление сотрудничества с муниципальными структурами, образовательными организациями, семьями и культурными учреждениями.
Выводы. Итак, методическая работа является комплексным, и в то же время гибким, механизмом, направленным на стимулирование обновления деятельности педагогов, совершенствование уровня их квалификации и профессиональных достижений; осуществляется путем проектирования и реализации целенаправленной системы взаимосвязанных мероприятий. Методическая работа дошкольной организации заключается в обеспечении систематической и целенаправленной помощи педагогическому коллективу в совершенствовании профессиональных компетенций и достижении высокого уровня качества образовательного процесса. В рамках методической службы руководство и каждый педагог имеют возможность выбора индивидуальных маршрутов повышения профессиональной квалификации и самообразования, в соответствии с принципами личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, создания ситуации успеха и психолого-педагогической поддержки. При проектировании системы методической работы анализируются достигнутые коллективом результаты образовательного процесса, учитывается уровень профессиональной компетентности каждого педагога, его интересы, мотивы и потребности, оценивается степень сплоченности коллектива, общий психологический климат для поиска оптимального варианта организации совместной работы. При этом методическая работа выстраивается с учетом многообразия путей и способов педагогического взаимодействия, оказания адресной помощи в оптимизации содержания, форм и методов взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Литература:
1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОО: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
2. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 2. - С. 108-110.
3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 1.
4. Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Профессиональное развитие педагога дошкольного образования: пространство реализации индивидуальных возможностей // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 2 (38). - С. 190-203.
5. Коновалова С.Ю. Инновационные направления и проекты методической работы дошкольного образовательного учреждения // Сборник тезисов региональных педагогических чтений. 8 декабря 2015 года. - Курган, 2015. - С. 14-19.
6. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. -М.: ТЦ Сфера, 2004. - 155 с.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 5 апреля 2017 г. N 301. -URL: base.garant.ru/71721568 (дата обращения 02.09.2021)
8. Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). - URL: fgosvo.ru/news/3/1642 (дата обращения 02.09.2021).
9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения 01.09.2021).
10. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Проблема профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - С. 327-331
11. Сорокин А.Н., Яковлева Е.И., Фильченкова И.Ф, Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. -2021. - Т.9. - №1. - С. 4.
12. Ставцева Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-dou (дата обращения: 31.08.2021).
13. Фещенко Т.С. К вопросу о понятии "методическая система" // Молодой ученый. - 2015. - №7(54). -С. 432-435.
14. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2. - С. 4.
15. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-3. - С. 240-243.
Педагогика
УДК 378.1
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Рябова Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация. Информационная культура является частью общей культуры общества и связана с социальной природой человека. Информационная культура - это умение работать с информацией: осуществлять поиск, критически осмысливать, перерабатывать и применять, полученные с ее помощью, знания. Информационная культура будущего педагога дает широкие возможности для совершенствования педагогического мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества, делает его конкурентоспособным специалистом.
Ключевые слова: информация, информационная культура, системный подход, деятельностный подход, педагог, образование.
Annotation. Information culture is a part of the general culture of society and is connected with the social nature of a person. Information culture is the ability to work with information: to search, critically comprehend, process and apply the knowledge obtained with its help. The information culture of the future teacher provides ample opportunities for improving pedagogical skills, developing the ability to adapt to the dynamic changes of modern society, makes him a competitive specialist.
Keywords: information, information culture, system approach, activity approach, teacher, education.
Введение. Современный подход в подготовке педагога в образовательном пространстве высшей школы направлен не только на формирование профессиональных компетенций, но и ориентирован на развитие его личности, в основе которого лежит деятельность, позволяющая будущему учителю активно взаимодействовать с образовательной средой.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное взаимодействие в профессиональной среде признана информационная грамотность и культура личности, которая в современных условиях пополнилась информационной культурой. Информатизация образования стала условием, способствующим формированию информационной культуры обучающегося, поскольку большие объемы информации, которые создает и обрабатывает человек, способствуют не только развитию техносферы, но и, вливаясь в культуру общества, становятся социально значимыми.
Значимость информационной культуры для будущего педагога заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3+++) в группе универсальных компетенций. Так, универсальная компетенция (УК-1), входящая в категорию «Системное и критическое мышление», направлена на формирование способности обучающегося осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, умение применять системный подход для решения поставленных задач. Содержание этой универсальной компетенции позволяет сделать вывод о ее значимости в становлении информационной культуры обучающегося, поскольку без сформированного системного подхода и критического мышления студента, сложно говорить о его информационной культуре.